Научные и технические библиотеки №10 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 2. «Информационные очки» как эпистемологический инструмент

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Евстигнеева Г. А. О критериях комплектования традиционного библиотечного фонда и фонда электронных публикаций в единой системе формирования библиотечно-информационного фонда библиотеки на примере ГПНТБ России

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Трушина И. А. Обсуждение проекта новой редакции Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря

Паус И. И. Повышение социальной ответственности института библиотеки в современных условиях

Юрик И. В. Начало пути: инструменты кадровой политики для закрепления молодых специалистов в библиотеке

Леонтьев А. А. Русский versus английский: суровые реальности современного многоязычного мира в сфере информационных технологий

Сукиасян Э. Р. Ещё раз о точности перевода и культуре переводчика

К 10-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ МГУКИ

Шрайберг Я. Л., Лиховид Т. Ф. Кафедра электронных библиотек, информационных технологий и систем МГУКИ – 10 лет в строю

Колосов К. А. Курс «Корпоративные библиотечные технологии» в системе подготовки по специальности 0.52.700 «Библиотековедение и библиография» (специализация «Компьютерные технологии в библиотеках и информационных системах»)

«РОССИЙСКИЙ "БИБЛИОБУС" В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Иванова Е. В. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (Обзор работы)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Июнь – Крым – Конференция! (Семнадцатый Международный Крымский форум)

Кузьмина И. А. Семинар-совещание «Правовое регулирование деятельности библиотечных учреждений в контексте изменений в законодательных актах Российской Федерации»


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Н. П. Павлова

Июнь – Крым – Конференция!
(Семнадцатый Международный Крымский форум)

Ежегодная международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2010»,по мнению многих (как отечественных, так и зарубежных коллег) по праву заслужила репутацию самого яркого и одного из  самых значимых профессиональных событий в жизни библиотечно-информационного сообщества.  Каждый год на этот мировой форум собираются десятки сотен ведущих специалистов из многих стран, его работа подробно освещается в  профессиональной прессе и  активно обсуждается как в течение  самих «крымских» дней, так и по их завершении. Став признанной своеобразной точкой отсчета, эта конференция одновременно и начинает и завершает наш «профессиональный год».

Представьте…

Итак, «начнем сначала». Представьте себе: начало июня, Крым, уютный курортный городок  Судак, украшенный средневековыми «декорациями» – знаменитой Генуэзской крепостью на высокой скале, солнце (порой, может быть, чуть более жаркое, чем хотелось бы), роскошный южный парк и его завораживающие ароматы, пенье неведомых птиц (поскольку в кронах деревьев их почти не видно, но очень хорошо слышно), Черное море… И вот – посреди всего этого великолепия – более 1000 человек, одержимых своей профессией, невзирая ни на какие красоты, слушают серьезные лекции или сами выступают с докладами. (Правда, с лекциями выступают не кто-нибудь, а такие многогранные личности, как Е. Ю. Гениева, А. З. Мирзаян, а с докладами – Я. Л. Шрайберг, Е. И. Кузьмин, Н. И. Гендина, Ю. Н. Столяров, Э. Р. Сукиасян и многие, многие другие авторитетнейшие специалисты; за пять дней было представлено свыше 400 докладов!)

Очевидно, что все эти люди – участники Крымского форума – свято следуют своим профессиональным интересам и не променяют их даже на манящие красоты и соблазны черноморского города-курорта.

Открытие форума

Руководители и организаторы конференции «Крым» давно уверились в том, что как конференция отроется, так она и пройдет, поскольку церемония торжественного открытия здесь всегда служит увертюрой для всего последующего.

Как известно, на каждом крупном мероприятии, особенно столь масштабном и многочисленном, как конференция «Крым», возникают какие-либо непредвиденные обстоятельства, усложняющие ход работы, раздражающие паузы… Но в этом году на конференции «Крым-2010» все прошло на редкость четко, стройно, красиво.

Сценарий торжественного открытия, как и все последние годы на Крымском форуме, остался без изменений – он уже хорошо знаком постоянным участникам. (О процедуре торжественного открытия Конференции «Крым» не раз рассказывалось в обзорах работы этого форума, ежегодно публикуемых в нашем журнале, и, по-видимому, нет смысла повторяться.) Как обычно было все:  и многочисленные приветствия, и вынос флагов стран-организаторов и стран-участниц, и поднятие флага конференции «Крым», и исполнение ее гимна хором Оргкомитета.

Правда, о двух приветствиях в адрес конференции «Крым-2010» хочется сказать несколько слов, поскольку они прозвучали здесь впервые: приветствие от министра внутренних дел России зачитала Г. С. Плотни­кова, полковник, начальник отдела Объединенной редакции МВД РФ; очень теплое, неформальное, с завидным чувством юмора и «без всякой бумажки» приветствие услышали собравшиеся от легендарного летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Г. М. Гречко.

После короткого перерыва  началось пленарное заседание – «общий сбор», самое важное мероприятие, задающее тон всей работе форума.

На пленарном заседании с ежегодным докладом «Первое десятилетие информационного века: влияние информационно-электронной среды на роль и позицию библиотек в развивающемся обществе» выступил профессор Я. Л. Шрайберг.

В этом году – юбилей такого значимого события Крымского форума, как ежегодный доклад: на конференции «Крым-2010» он был прочитан в десятый раз. В связи с этим  А. И. Земсков, предваряя доклад, коротко рассказал о том, почему Программный комитет конференции «Крым» десять лет назад принял решение (кстати, именно по предложению А. И. Земского, который в то время возглавлял ГПНТБ России и был заместителем председателя Программного комитета) о целесообразности и, более того, необходимости подготовки подобного доклада и поручил эту работу Я. Л. Шрайбергу.

(Специально к конференции изданы и ежегодный доклад 2010 года в виде брошюры, которую могли получить все участники, и сборник, объединивший все десять ежегодных докладов Крымского форума. Журнальная версия доклада будет по традиции опубликована в «НТБ» – в первом номере будущего года. С полными текстами ежегодных докладов Я. Л. Шрайберга на конференциях «Крым-2001» – «Крым-2010» можно ознакомиться и на сайте ГПНТБ России по адресу http://elib.gpntb.ru/.)

По завершении пленарного заседания состоялось открытие выставки «Библиотечные системы, информационная и  издательская продукция», традиционно сопровождающей работу Крымского форума и являющейся частью его программы. В этом году  были развернуты 35 стендов. Свою продукцию представили ведущие библиотеки, издательства, информационные корпорации, книготорговые и другие организации. Здесь ежедневно проходили презентации и встречи.

Профессиональная программа Конференции

Программа Крымского форума этого года как всегда поразила его участников своим разнообразием и насыщенностью: она состояла из девяти разделов, или частей (см. приложение), плюс культурная и спортивная программы.

В профессиональную часть программы вошли 69 мероприятий (не считая презентаций на упомянутой выше ежегодной выставке); при этом заседания большинства постоянных секций (их 15) включали работу нескольких сессий в течение двух дней, т.е. общее число мероприятий, проведенных за пять дней – 87! (Если разделить это число на 5 рабочих дней форума, то получится, что ежедневно проходили 17,5 мероприятий.)

Основная проблема. Сказав, основная, или главная проблема, я имею в виду, конечно, не суть программы или организации форума, а главную сложность для его участников – проблему выбора! Каждый день приходилось серьезно сталкиваться с этой проблемой и решать, что же предпочесть из того интересного и нужного, что происходит одновременно.

(Для примера - первая половина второго дня конференции:

9.00 – 13.00 – Секция 1. Информационное общество и мировая информационная инфраструктура. Национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества.

9.00 –13.00 – Секция 2. Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии (вторая сессия).

9.00 –13.00 – Секция 3. Электронные библиотеки (первая сессия).

9.00 –13.00 – Секция 8. Экологическая информация и экологическая культура.

9.00 – 13.00 – Секция 12. Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества (первая сессия).

9.00 – 13.00 – Семинар «Открытый доступ и открытые архивы информации».

9.00 – 13.00 – Семинар «Расширение круга пользователей библиотек для слепых: тенденции и перспективы».

9.00 – 12.00 – Специальный семинар и «круглый стол» «Непростые страницы истории»

12.20 – 13.30 – Дискуссионный «круглый стол» Московского библиотечного консорциума.

10.00 – 13.00 – Специальная программа РБА.

11.40 – 13.00 – Специальная презентация «Инновационные методы тестирования профессиональных знаний иностранных языков».

11.00 – Презентация на выставке – «Книжный терминал Э-Скан – инновационное устройство для читальных залов».)

Увы, иначе выстроить программу, т.е. чтобы все мероприятия шли последовательно и чтобы все участники наверняка везде успели, невозможно, поскольку совершенно невозможно отказаться от проведения тех или иных мероприятий, которые действительно нужны именно сейчас, интересны и одинаково достойны площадки Крымского форума. Поэтому здесь, кроме профессионализма и опыта, участникам, чтобы везде успеть побывать, нужны умение сконцентрироваться, сделать правильный выбор, четко расставить приоритеты и… хорошая физическая подготовка (последнее – шутка, почти). Поможет, конечно, и уговор с коллегами о взаимном обмене информацией, т.е. обо всем услышанном и увиденном, что и происходит здесь постоянно – в свободные «крымские» минуты. (Кроме того, если выбор мероприятия оказался неудачным, всегда можно покинуть аудиторию и перейти в другую – благо идти далеко не придется: самый длинный путь займет не более 10 минут, причем это станет и очень приятной прогулкой  – по замечательному парку.)

В общем, если есть большое желание работать, – все получится. И в этом на каждом Крымском форуме убеждаются сотни его участников.

Новые мероприятия профессиональной программы. Среди многих новых мероприятий, представленных на конференции «Крым-2010», прежде всего назову две специальные программы, посвященные 65-летию Победы. Одну из них представила корпорация «Электронный архив». Она познакомила участников форума с социальными интернет-проектами, посвященными 65-летию Победы.

Особенно нестандартно, ярко прозвучала программа ГПНТБ России – «В библиотеке встретились книги и песни»: пришедшие на это мероприятие (каждому при входе в зал вручали георгиевскую ленточку) увидели театрализованный рассказ о том, как работали библиотеки в годы ВОВ, о библиотекарях-фронтовиках; после каждой документальной истории звучали песни и времен войны, и послевоенные, но, конечно, ей посвященные, и все песни исполняли те же сотрудники ГПНТБ России – члены оргкомитета конференции. А само действие происходило на затемненной сцене, одна часть которой была оформлена как стилизованный блиндаж, другая – как рабочий стол библиотекаря тех времен. Все было представлено и исполнено очень здорово, органично и трогательно.

С темой Великой Отечественной войны было созвучно и еще одно новое мероприятие – семинар «Непростые страницы истории», который провели М. Н. Суслова, заместитель председателя Комиссии Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, и Эдвард Казинец (Edward Kasinec), научный сотрудник Института Харримана (Колумбийский университет), долгие годы возглавлявший Славяно-Балтийский отдел Нью-Йоркской публичной библиотеки. (Э. Казинец – давний партнер ГПНТБ России в организации и проведении научно-образовательных туров в США и, кроме того, он  неоднократно участвовал в Крымском форуме.)

Каждый из организаторов этого мероприятия представил по два доклада. М. Н. Суслова: «Непростые страницы истории нашей Родины: донести правду подрастающему поколению», «Обзор изданий последних лет, посвященных увековечиванию памяти жертв политических репрессий 1930-1950 гг.»; Э. Казинец: «Ленин, “Львы” (Нью-Йоркская публичная библиотека) и международные библиотечные отношения в период 1890–1930-х гг.», «Русское искусство под молотом Арманда Хамера». В обоих докладах он буквально продемонстрировал (конечно, на экране дисплея)  уникальные исторические документы, переданные в Нью-Йоркскую публичную библиотеку представителями еще так называемой первой волны эмиграции из России в Европу и США.

Еще одно – весьма необычное – мероприятие обозначено в программе конференции как интеллектуально-дискуссионная дуэль «К барьеру!» (по схеме известной телепередачи В. Р. Соловьева).

«Дуэлянтами» оказались А. И. Земсков («секунданты» – В. К. Степа­нов, МГУКИ; Г. А. Евстигнеева, ГПНТБ России) и Ю. Н. Столяров («секунданты» – Т. Ф. Лиховид, МГУКИ; И. А. Шевченко, президент Украинской библиотечной ассоциации). В роли «рефери» выступил Я. Л. Шрайберг (он и «придумал» устроить эту «дуэль). Независимыми экспертами были выбраны Э. Р. Сукиасян, РГБ; В. А. Цветкова, ВИНИТИ; Ю. Н. Дрешер, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, Казань; В. В. Загуменная, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств, Киев.

В программе названы и причины дуэли: взгляды, толкование и использование в библиотечной практике терминов и дефиниций (электронный документ; электронная информация; библиотечное и информационное обслуживание; читатель, пользователь, клиент).

«Поединок» – в форме вопросов и ответов – строился по всем правилам телевизионной дуэли, за их соблюдением и регламентом (по две минуты на обдумывание ответа и столько же на сам ответ) строго следил рефери. Вопросы дуэлянтам задавал вначале сам рефери, затем «дуэлянты» – друг другу, затем «секунданты» и, наконец, аудитория, т.е. «болельщики» или «свидетели».

По завершении «поединка» были заслушаны мнения экспертов, которые высказались за победу Ю. Н. Столярова. Однако, в итоге тайного голосования аудитории, победителем стал А. И. Земсков.

Впрочем, проигравших, конечно, не было: по-моему, все, в том числе и «дуэлянты» получили большое удовольствие от такого поединка. (Вполне возможно, что подобные «дуэли» станут традиционными на Крымском форуме. А поскольку об этом мероприятии хочется рассказать более подробно – оно того заслуживает – в следующем номере будет помещена отдельная публикация в рубрике «Дискуссионный клуб».)

Среди тем, важность которых не  только не уменьшается, но и возрастает год от года – проблемы соблюдения авторского права при библиотечно-информационном обслуживании. Этой «больной» теме был посвящен дискуссионный «круглый стол» (уже шестой на Крымском форуме) «Защита авторского права и интеллектуальной собственности в практике работы зарубежных и отечественных библиотек» (он прошел в рамках секции 10 «Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек»). Ведущие «круглого стола» – Я. Л. Шрайберг; В. Р. Фирсов, зам. генерального директора РНБ, вице-президент РБА; А. И. Вислый, генеральный директор РГБ; В. В. Терлецкий, генеральный директор Российского авторско-правового общества «Копирус»; С. С. Журова, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Мишель Вудс (Michelle Woods), старший советник по международной деятельности Офиса США по авторскому праву (Библиотека Конгресса США).

Вначале В. Р. Фирсов заявил, что в Российской Федерации авторское право находится «на среднеевропейском уровне» и что всем нам (т.е. библиотекам) следует «здраво подходить к ограничениям» в Гражданском кодексе.

Однако вопросов, связанных с «легальной» возможностью обслуживания пользователей информацией в электронной форме, по-прежнему много. В связи с чем А. И. Вислый подчеркнул, что сегодня «знание в электронной форме» необходимо. Но реализации этой насущной необходимости мешает требование письменного разрешения от авторов на выпуск произведения в электронной форме, «что сделать практически невозможно из-за их огромного числа». Для устранения этой проблемы он предложил три варианта: первый – цифровая подпись автора или правообладателя; второй – электронная форма изначально выложена в Сети, но автор может наложить на нее запрет; третий – использование электронной формы только в стенах библиотеки и бесплатно для читателей. (Говоря о ярых, бескомпромиссных поборника авторского права, А. И. Вислый назвал их «правопийцами».)

Комментируя третий вариант, предложенный А. И. Вислым, В. В. Терлецкий сказал: «Все, что видим в Сети в свободном доступе, мы можем использовать в личных целях».

Вступив в дискуссию, С. А. Басов (РНБ) сразу же заявил о своей «экстремистской» позиции, обусловленной тем, что существующий закон «не различает пользователей и продавцов», а интересы и задачи у них, безусловно, разные. (Здесь прозвучала впечатляющая цифра: в России ежегодно издается 100 тыс. книг; это один железнодорожный вагон!)

Призывая собравшихся  более  вдумчиво вникать в текст печально знаменитой Четвертой части Гражданского кодекса РФ, В. Р. Фирсов, в частности, сказал: «Со временем я стал «защитником» Четвертой части. Общее замечание: Четвертая часть ГК посвящена защите авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности. Доступность информации трактуется в форме исключений из авторского права (статьи 12-273, 12-274). Использование произведений в образовательных целях не требует специального разрешения. И главное здесь – свободная выдача в стенах библиотеки».

В итоге, как на каждом «круглом столе», посвященном этой теме, прозвучал настоятельный совет – более внимательно и вдумчиво изучать Четвертую часть ГК РФ. А в заключение С. С. Журова сказала, что Государственная Дума готова рассматривать корректные и обоснованные предложения всех заинтересованных сторон.

Чтобы показать, насколько разнообразной и разноплановой была программа конференции, назову еще одно – неформальное – мероприятие. Это… игра «Что? Где? Когда? В библиотечно-информационном, книжном и издательском пространстве», прошедшая на Крымском форуме уже в четвертый раз. Все предыдущие годы побеждали зрители – участники конференции, однако в этом году впервые победила команда игроков, состоявшая, впрочем, также из участников конференции.

В этом году в команду игроков вошли: Ю. Н. Дрешер (Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, Казань), Т. Я. Кузнецова (Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Москва), В. В. Зверевич (Центр информационных ресурсов Британской высшей Школы дизайна, Москва), Леван Тактакишвили (Национальная парламентская библиотека Грузии, Тбилиси) и С. А. Басов (РНБ) – капитан команды. (Рассказать подробно об игре очень сложно – «это нужно было видеть», т.е. буквально видеть вопросы, как, впрочем, и весьма артистичные ответы на них, особенно С. А. Басова. Однако Ю. Н. Столяров, на мой взгляд, справился с этой непростой задачей: его обзор можно прочитать в предыдущем – девятом – номере нашего журнала.)

Ежегодно Крымский форум предлагает своим участникам и разнообразную культурную программу – музыкальные и творческие вечера известных писателей, поэтов, артистов; экскурсии по заповедным и памятным местам Крыма; а с 2005 г. проводятся и спортивные мероприятия:  футбольные матчи, теннисные, шахматные и бильярдные турниры, состязания по плаванию.

В этом году в рамках культурной программы конференции состоялись: концерт Театра песни «Подворье» Крымской государственной филармонии (руководитель – Алена Удалова, заслуженная артистка Автономной Республики Крым, заслуженный деятель искусств России); творческие вечера актера театра и кино, исполнителя авторской песни, писателя, народного артиста России Владимира Качана и поэта, телеведущего, автора многих книг, лауреата премий «Венец», «Золотое перо России» Владимира Вишневского. В концерте «Москва – Судак – Транзит» выступили, кроме Владимира Качана, один из самых известных бардов Александр Мирзаян (физик, философ и лингвист), председатель правления Ассоциации российских бардов, и Константин Фролов, лауреат Грушинского фестиваля авторской песни (Симферополь).

Большим подарком стала и представленная в один из вечеров лекция А. Мирзаяна «Русская поэзия – путь и модель развития русской цивилизации». Мало того, что сама тема – завораживает, созвучна интересам очень многих интеллектуалов–участников форума, вся лекция была подана с таким неподдельным чувством сопричастности, с такими светлыми и яркими эмоциями, что это событие обсуждалось в течение всей конференции (а лекция была – в ее первый день).

Закрытие конференции «Крым-2010»

Кульминация каждого Крымского форума – официальное закрытие – начинается во второй половине дня (в первой – еще продолжаются программные мероприятия) и традиционно состоит их трех частей: подведение итогов работы конференции, торжественное закрытие и, наконец, прощальный банкет.

В подведении итогов работы приняли участие руководители и члены Оргкомитета конференции, председатели секций и организаторы различных мероприятий, участники форума.

В своем кратком выступлении Я. Л. Шрайберг  сказал: «На мой взгляд, программа была интересной. Вся она выполнена достаточно успешно. По словам руководителей секций, с каждым годом некачественных докладов становится все меньше, а значит, постоянно возрастает уровень всей конференции».

Е. Ю. Гениева отметила особую насыщенность программы этого года и выразила сожаление, что не удается избежать пересечения мероприятий по времени их проведения. Говоря о ежегодном докладе конференции, она сказала, что он был особенно интересен и его активно обсуждали и цитировали в ходе всего форума. Критически отозвалась Е. Ю. Гениева – заместитель председателя Программного комитета Конференции «Крым» – о культурной программе этого года. По ее мнению, не все выступления соответствовали уровню Крымского форума, что говорит о необходимости более тщательно продумывать эту часть программы в дальнейшем.

И. А. Шевченко, выступая от лица украинской делегации, также отметила насыщенность и тематическую актуальность программы этого года и не впервые подчеркнула: «Наша жизнь строится от «Крыма» и до «Крыма»; подготовка к очередному форуму полным ходом идет уже в марте».

Руководители различных секций, семинаров и «круглых столов» – Ю. Н. Столяров, А. А. Колганова, Е. Л. Кудрина, Н. И. Гендина, Г. А. Евстигнеева, А. Н. Воропаев, Е. В. Линдеман, Э. Р. Сукиасян, О. К. Громова, Л. А. Казаченкова – отметили успешное проведение их мероприятий, сердечно поблагодарили всех организаторов за обеспечение четкой работы.

В заключение Я. Л. Шрайберг – от лица Организационного комитета конференции «Крым-2010» – выразил благодарность всем участникам очередного Крымского форума.

Начавшаяся после перерыва торжественная часть закрытия Конференции «Крым-2010», окрашенная уже праздничным настроением, как всегда была посвящена награждению спонсоров и лауреатов традиционных номинаций Крымского форума; подведению итогов конкурсов и спортивной программы. Эту часть программы вели хорошо знакомые всем участникам И. В. Ермилина и Б. И. Маршак (ГПНТБ России).

Лауреатами в номинациях Конференции «Крым-2010» стали:

Матс Линдквист (Mats Lindquist), руководитель отдела координации национальных проектов Национальной библиотеки Швеции, – «Лучший председатель мероприятия» (семинар «Сохранение культурного наследия»);

Е. В. Иванова, специальный корреспондент газеты «Библиотека в школе», – «Лучший организатор мероприятия» (секция 12 «Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества»);

Г. М. Гречко, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, – «Лучший докладчик» («Поехали на работу!» – доклад в ходе специальной программы «Авиация и космонавтика»);

А. В. Шишкин (Москва)  – «Лучший переводчик».

«Лучший стенд выставки» – стенд ГИВЦ Министерства культуры России.

Титул «Мистер Конференции» получил народный артист России Владимир Качан (к этому титулу он отнесся с подобающим чувством юмора), «Мисс Конференции» стала Марина Игнатюк, главный библиотекарь ОУНБ им. О. Ольжича (Житомир, Украина).

Завершился очередной Крымский форум прощальным банкетом; по традиции он прошел под открытым небом – как всегда все участники конференции и гости праздника расположились на самой широкой, спускающейся к морю аллее роскошного парка ТОК «Судак». И как всегда был чудесный южный вечер, прозвучало много тостов, теплых слов, добрых пожеланий и, конечно, музыки.

По давней традиции нашего форума заключительные аккорды прощального вечера – гимн Конференции и великолепный фейерверк.

И завершить этот обзор хочется тоже как всегда: «Спасибо всем!»

*  *  *

Международная конференция  «Крым-2011» состоится 4–12 июня 2011 г.

Тема конференции – «Библиотеки в новом десятилетии информационного века: совершенствуя технологии и развивая сотрудничество».

Информационное письмо Организационного и Программного комитетов, а также регистрационная форма для участников конференции  размещены на сайте ГПНТБ России  www.gpntb.ru. Здесь же можно  познакомиться со всеми материалами Конференции «Крым-2010» и предыдущих Крымских форумов.

По рекомендации председателей секций некоторые доклады (из числа тех, что были представлены для опубликования в Трудах Конференции «Крым-2010») и обзоры работы секций будут опубликованы в первых номерах 2011 г.

Приложение

Программа Международной конференции «Крым-2010»

(перечень основных мероприятий)

I. Официальные и торжественные мероприятия.

Пленарное заседание, специальные лекции и программы

Открытие Конференции

Пленарное заседание

Открытые лекции

II. Секции

Секция 1. Информационное общество и мировая информационная инфраструктура. Национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества.

Секция 2. Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии.

Секция 3. Электронные библиотеки.

Секция 4. Библиотеки и музеи в общем пространстве информации и культуры.

Секция 5. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение.

Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование.

Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем.

Секция 8. Экологическая информация и экологическая культура.

Секция 9. Информационный рынок и формирование фондов библиотек.

Секция 10. Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек.

Секция 11. Библиотеки регионов, муниципальная и краеведческая

информация.

Секция 12. Проблемы чтения и информационной грамотности

детей и юношества.

Секция 13. Медицинская информация: роль библиотек в обеспечении

научных исследований и информационном обслуживании врачей.

Секция 14. Информационное и инновационное обеспечение процессов образования, научных исследований и управления.

Секция 15. Использование Интернета и интернет-технологий в библиотечно-информационной практике.

III. Специальные мероприятия конференции

Специальная программа проблемно-тематического направления «Авиация и космонавтика».

Специальная программа Российской библиотечной ассоциации.

Специальная программа Украинской библиотечной ассоциации.

Специальная программа «День издания Центра книги Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино».

Специальный «круглый стол» «Роль словарей в информационной  среде ХХI века». Викторина «Найди нужные слова!».

Специальная программа «Новая роль Reed Elsevier: от информационного обеспечения к инновационным решениям».

Специальная программа подписного агентства «КОНЭК» и компании «ProQuest».

Специальная программа Национального электронно-информационного консорциума (НЭИКОН).

Специальная программа «Американские уголки на Крымской конференции».

Специальное мероприятие, посвященное поэту Максимилиану Волошину.

IV. Семинары

Совместное мероприятие Российской библиотечной ассоциации, Российской национальной библиотеки и ГПНТБ России.

Семинар «Сохранение культурного наследия».

Семинар «Расширение круга пользователей библиотек для слепых: тенденции и перспективы».

Постоянный семинар «Библиотеки тюркоязычных стран и регионов: приоритеты взаимодействия и сотрудничества.

Проблемный семинар и «круглый стол» «Управление библиотечными ассоциациями и библиотечная инноватика».

Специальный семинар «Продвижение чтения в глобальном информационном обществе. Почему эта деятельность в России пробуксовывает?».

Специальный семинар «Проблемы продвижения чтения глазами издателей, книготорговцев и профессиональных СМИ».

Специальный семинар «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: новые возможности и новые вызовы».

Специальный семинар и «круглый стол» «Непростые страницы истории».

Семинар и «круглый стол» «Библиотеки Москвы».

Специальные мероприятия Постоянной Школы-семинара ИРБИС.

Школа-семинар Российской государственной библиотеки «Электронная библиотека диссертаций РГБ, Антиплагиат».

V. «Круглые столы»

«Издатель, библиотека, читатель. Новый «курс лодки» в электронном мире».

«Круглый стол» Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ «Проекты Центра ЛИБНЕТ 2010–2011 гг.».

«Пресс-конференция наоборот, или Задай вопрос журналисту».

Специальный «круглый стол» «Ретроконверсия каталогов РНБ и РГБ – итоги и перспективы».

Выездной «круглый стол» «Роль парламента в становлении новой российской государственности» в г. Симферополь.

Специальный «круглый стол» «Информационная культура как основа устойчивого развития на местном уровне».

«Информационная культура и информационная грамотность».

VI. Ежегодные конференции и другие мероприятия ассоциаций, фондов, общественных организаций

Заседание Совета директоров Международного библиотечного, информационного и аналитического центра (МБИАЦ).

Ежегодная отчетно-выборная конференция Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ).

Заседание Правления Международной ассоциации ЭБНИТ «О подготовке Отчетно-выборной конференции.

Заседание вновь избранного правления Международной ассоциации ЭБНИТ.

Совещание официальных дистрибьюторов и представителей по распространению системы автоматизации библиотек ИРБИС.

VII. Конкурсы, игры, выставки

Игра «Что? Где? Когда? В библиотечно-информационном, книжном и издательском пространстве».

Конкурс видеофильмов.

VIII. Презентации

Презентация книги Я. Л. Шрайберга «Моим коллегам и друзьям: эпиграммы, шаржи и кое-что еще».

Презентация книги В. Г. Дригайло «Технология работы библиотеки» (Москва : Либерея – Бибинформ, 2009).

Презентация учебного пособия «Основы информационной культуры» (Ткаченко Т. П., Сологуб В. И., Пасынкова Г. И., Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского).

Презенция Агентства дистрибьюторского и информационного сервиса «Матрикс Пресс» для украинских библиотек.

IX. Выставка «Библиотечные системы, информационная и издательская продукция»

От редакции. Далее опубликованы краткие обзоры некоторых мероприятий Крымского форума, подготовленные сотрудниками пресс-центра конференции «Крым–2010».

Специальная программа Российской библиотечной ассоциации работала на Крымском форуме под председательством трех вице-президентов РБА: Б. Р. Логинова, генерального директора Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ; В. Р. Фирсова, заместителя генерального директора РНБ; Я. Л. Шрайберга, генерального директора ГПНТБ России.

Итоги Всероссийского библиотечного конгресса – XV Ежегодной и V Отчетно-выборной сессий Конференции РБА – представила ответственный секретарь РБА Е. В. Тихонова, начальник Управления информационного обслуживания, заведующая информационно-библиографическим отделом РНБ. Конгресс работал с 16 по 21 мая в Томске – Библиотечной столице России 2010 г.

В этом году Российской библиотечной ассоциации – 15 лет. Е. В. Тихонова в своем докладе изложила стратегию развития РБА на 2010–2015 гг.

В докладе Я. Л. Шрайберга  были затронуты проблемы профессиональной координации в РБА.

И. А. Трушина, руководитель «круглого стола» РБА «Общение и профессиональная этика библиотекаря» и Рабочей группы по разработке новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря», старший научный сотрудник РНБ, представила  новую редакцию «Кодекса ...».

Активное участие в обсуждении проекта принял Ю. Н. Столяров, главный научный сотрудник научно-аналитического отдела НПО «Издательство “Наука” РАН», профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ.

Книгу С. А. Мамаевой «Российская библиотечная ассоциация: единство в действии» представил ее научный редактор В. Р. Фирсов. Книга посвящена истории создания, современному состоянию и перспективам развития РБА как всероссийского общественно-профессионального объединения на фоне социальных перемен, происходящих в нашем обществе.

В рамках  заседания прошла открытая профессиональная дискуссия «РБА: опираясь на достигнутое, динамично развиваться!». Участники заседания отметили, что 15 лет – это срок вполне достаточный, чтобы организация проявила себя. Сегодня очевидно, что РБА объединяет  лидеров библиотечной профессии, интегрирует профессиональное библиотечное сообщество на федеральном уровне, ориентирует библиотеки на вхождение в современное информационное общество.

Роль РБА возрастает с каждым годом, политика государства в области библиотечного дела направляется и реализуется при непосредственном участии Ассоциации.

Д. Д. Аминова

*  *  *

Семинар «Сохранение культурного наследия» собрал представителей наиболее перспективных библиотечных проектов из США, Великобритании, Швеции, Литвы и России.

Руководитель отдела координации национальных проектов Национальной библиотеки Швеции Матс Линдквист (Mats Lindquist) представил исторический взгляд на проблему поиска информации в области культурного наследия. По его мнению, «с появлением Интернета как платформы и носителя информации поиск данных столкнулся с новыми проблемами, требующими новой стратегии со стороны библиотек».

Специалисты Национальной библиотеки Швеции рассказали о новейших разработках в области поиска информационных ресурсов. Основной темой для обсуждения стал используемый в библиотечной практике  культурно-исторический портал «Sondera». Говоря об этом портале, Андерс Сёдербек (Anders Soderback), координатор каталога «LIBRIS» (Национальная библиотека Швеции), назвал его «порталом удачных открытий в области культурного наследия». Сегодня портал регистрирует более 6 200 посещений и свыше 15 тыс. поисковых запросов в месяц, что свидетельствует о большой заинтересованности шведов в исторической информации, доступной через Интернет.

Доцент Вильнюсского университета Юлия Зинкявичене представила совместный проект архитектурных библиотек и музеев Литвы. Проект, направленный на создание интегрированной виртуальной библиотечно-информационной системы для труднодоступных и малоизвестных документов, объединил Литовскую национальную библиотеку им. Мартинаса Мажвидаса, Литовский музей искусств, Архивный департамент Литвы под руководством Правительства Литовской Республики и интернет-портал http://www.epaveldas.lt. При работе над проектом стороны-участницы создали банк данных объектов культурного наследия, оцифрованных библиотеками, архивами и музеями. Сегодня он содержит 3,5 млн страниц манускриптов, газет, старинных книг, метрик, ежегодников и других ценных документов, имеющих историческое значение. Помимо оцифровки, проект направлен на обновление и улучшение услуг в электронном публичном секторе.

Директор по вычислительным системам и обслуживанию Оксфордского университета Стюарт Ли (Stuart Lee) представил проект Оксфордского архива великой войны «Europeana», который содержит наиболее полную информацию о всех странах-участницах наполеоновских войн. Предполагается, что к 2014 г. – 100-летию с момента начала Первой мировой войны, информация о ней станет неотъемлемой частью этого масштабного проекта.

«100 лет истории России: полный электронный архив газеты «Правда» – доклад Димы Франгулова (Dima Frangulov), сотрудника компании «East View Information Services, Inc.» (США). Он рассказал о проекте полного электронного архива газеты «Правда» с 1912 по 2009 г. Этот масштабный проект включает в себя электронные версии всех номеров газеты, долгое время бывшей фактически главным печатным органом страны.

В ходе работы Конференции состоялся специальный «круглый стол» «Роль словарей в информационной среде XXI века». Его соведущими выступили Е. Ю. Гениева, генеральный директор ВГБИЛ имени М. И. Рудомино, и К. С. Деревянко, руководитель культурно-просветительской программы «Родное слово», директор по развитию Издательского дома «АСТ-Пресс»; организатором мероприятия была Л. В. Скачкова, директор Центра культурных программ ВГБИЛ.

Как сообщил К. С. Деревянко, в 2010 г. отмечается 150-летие «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля. В связи с этой датой учреждается государственный праздник – День словаря, который будет отмечаться 22 ноября, в день рождения В. И. Даля – русского ученого, писателя, этнографа, лингвиста, лексикографа, врача.

К юбилею В. И. Даля (в 2011 г.)  библиотекари готовятся основательно – это стало понятно из дискуссии, посвященной планам на ближайшее будущее. Прежде всего речь шла о создании системы словарей разного типа, призванной стать эффективным инструментом познания и освоения языка и мира. Организаторы «круглого стола» пояснили, что в рамках программы «Словари XXI века» предполагается создать более 100 наименований словарей, в том числе – фундаментальный орфографический словарь русского языка, не имеющий аналогов в мировой практике. В настоящее время изданы 25 словарей.

Создан и активно действует интернет-портал «Клуб ценителей русского языка» – крупная информационно-дискуссионная сетевая площадка, посвященная всем аспектам русского языка. Планируется, что среди прочих сервисов, на этом портале будет размещена электронная система словарей. При этом электронные версии словарей будут адаптированы для работы и на мобильных устройствах.

В завершение «круглого стола» организаторы провели викторину «Найди нужные слова!», в которой были разыграны словари латинских выражений и пушкинизмов. Для победы в нелегкой интеллектуальной схватке участникам нужно было не только вспомнить точный перевод крылатых фраз на латыни, но и ответить на вопросы, связанные с вкладом А. С. Пушкина в русский язык, что, впрочем, не составило особого труда.

По словам Е. Ю. Гениевой, этот «круглый стол», возможно, станет традиционным мероприятием Крымской конференции.

И. Ю. Маршак, И. Б. Маршак

*  *  *

Специальная программа «Американские уголки на Крымской конференции» работала под председательством Барбары Конати (Barbara Conaty) – атташе по вопросам библиотек и информационных ресурсов и координатора программы «Американские уголки» (Бюро международных информационных программ, Государственный департамент США, Вашингтон) и Андреа Мак Глинчи (Andrea Mc Glinchey) – специалиста по информационным ресурсам (Посольство США, Варшава, Польша).

Во вступительном слове Барбара Конати представила участников и отметила, что сегодня по всему миру открыто около 400 «Американских уголков».

Первый докладчик – А. Г. Логинова. (Библиотека мэрии, Екатеринбург) рассказала о работе «Американских уголков» в Екатеринбурге, в том числе подробно осветила различные методы работы с детьми (среди них и выездные мероприятия в детских домах); организацию конкурсов, посвященных 65-летию Великой Победы.

Анна Григорян и Лилит Унанян (Ереван и Ванадзор, Армения) представили обзор пятилетней работы программы «Американских уголков» в Армении. В 2010 г. в Ереване зарегистрировано уже 100 тыс. посещений «Американских уголков».

О работе «Американских уголков» в Минске рассказала Н. В. Боброва (Минская областная библиотека им. А. С. Пушкина).

Ева Ярос (Ewa Jaros) (Публичная библиотека Нижней Силезии, Вроцлав, Польша) выступила с сообщением «Американский уголок во Вроцлаве».

О. М. Ткачук, сотрудница Центра информационных ресурсов Посольства США в Украине, представила доклад «Возможности социальных медиа для Американских уголков и центров «Окно в Америку»». Она, в частности, акцентировала внимание на различных социальных сетях и их возможностях: регулярно обновляющиеся библиотечные блоги; «дневники»; интернет-сайты «В контакте» и «Одноклассники» и их группы; фото- и видеоальбомы новых форматов (YouTube), свободная электронная энциклопедия Википедия и др.

Андреа Мак Глинчи в докладе «Профессиональное развитие: онлайновые курсы и ресурсы» рассказала о возможности получения образования по библиотечному делу и английскому языку в удаленном доступе.

Заседание завершилось выступлением Барбаты Конати «Американские уголки: 10 лет и далее», в котором обращено внимание на то, как многие страны используют публичную дипломатию для продвижения культуры своей страны в различных уголках мира.

А. В. Финогенов

  
На главную