Научные и технические библиотеки №10 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 2. «Информационные очки» как эпистемологический инструмент

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Евстигнеева Г. А. О критериях комплектования традиционного библиотечного фонда и фонда электронных публикаций в единой системе формирования библиотечно-информационного фонда библиотеки на примере ГПНТБ России

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Трушина И. А. Обсуждение проекта новой редакции Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря

Паус И. И. Повышение социальной ответственности института библиотеки в современных условиях

Юрик И. В. Начало пути: инструменты кадровой политики для закрепления молодых специалистов в библиотеке

Леонтьев А. А. Русский versus английский: суровые реальности современного многоязычного мира в сфере информационных технологий

Сукиасян Э. Р. Ещё раз о точности перевода и культуре переводчика

К 10-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ МГУКИ

Шрайберг Я. Л., Лиховид Т. Ф. Кафедра электронных библиотек, информационных технологий и систем МГУКИ – 10 лет в строю

Колосов К. А. Курс «Корпоративные библиотечные технологии» в системе подготовки по специальности 0.52.700 «Библиотековедение и библиография» (специализация «Компьютерные технологии в библиотеках и информационных системах»)

«РОССИЙСКИЙ "БИБЛИОБУС" В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Иванова Е. В. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (Обзор работы)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Июнь – Крым – Конференция! (Семнадцатый Международный Крымский форум)

Кузьмина И. А. Семинар-совещание «Правовое регулирование деятельности библиотечных учреждений в контексте изменений в законодательных актах Российской Федерации»


УДК 021

И. И. Паус

Повышение социальной ответственности
института библиотеки в современных условиях

Отражены роль библиотеки в непрерывно меняющемся мире, её функции и задачи.

Трансформация культурного статуса библиотеки в современную эпоху, характеризующаяся всевозрастающим распространением информации посредством Интернета, обусловливает становление принципиально новых форм коммуникации в системе «Читатель – Библиотека». Эти прогрессивные изменения – инновационные по своей природе – естественно выражаются в осмыслении новых возможных подходов к обслуживанию посетителей библиотек.

В контексте резко выросшего уровня сетевой доступности любой информации (ранее вполне заслуженно фильтровавшейся) значительно увеличивается объективная необходимость корректировки задач тех структур, которые продолжают осмысленно работать с ней. Библиотека – как традиционно один из наиболее влиятельных институтов, оперирующих с информацией, – призвана переосмыслить собственные цели и ответственность в новых культурных условиях.

На протяжении длительного периода господства «просвещенческой» модели библиотеки в ее специальных характеристиках и описаниях акцент делался на чисто охранительных функциях, связанных с безусловной важностью селекции, иерархизации (а иногда и выборочного уничтожения) содержащихся в них материалов на основе применения критериев идеологического, политического и воспитательно-манипуляционного порядка. Такое положение дел в отечественных условиях было усугублено особыми функциями библиотек, не только выступавших инструментом просвещения, но и исполнявших роль дополнительного цензора, радикально деформировавшего библиотечные фонды по принципу идеологической неприемлемости отдельных изданий.

В этом случае акцент делается именно на классическом, традиционном понимании статуса библиотеки в обществе, определяемом ее главной функцией: хранением определенного набора издательской продукции, предназначенной для распространения в просветительских целях. Нарастание информационных и коммуникационных компонентов в ее деятельности, вызванное становлением новейшего общества знаний, привело к обновлению также и соответствующих ее функций, связанных с обслуживанием читателей.

В середине 1990-х гг. в отечественной специальной литературе библиотеку определяли прежде всего как информационное учреждение [1. С. 26]. Такое понимание библиотеки, зафиксированное в ряде юридических документов [2], получило официальный статус.

В настоящее время общепринято полагать, что библиотека – «интегративный социальный институт, осуществляющий сбор, хранение и распространение в пространственно-временном континууме социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей» [3. С. 73–74].

Эти изменения особенно заметны в условиях современного положения библиотек: удовлетворение информационных потребностей пользователей реализуется ими посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем. Поэтому, «… выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встреч произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенными в разных точках пространства документов с пользователями, находящимися в пространственно-временном континууме» [Там же С. 164].

Речь идет о коммуникации между пользователем и документом, при этом сотрудник библиотеки (наряду с традиционными для него посредническими функциями по формированию информационного массива и созданию поискового механизма к нему) возлагает на себя дополнительные обязанности по поиску и предоставлению пользователю необходимых сведений.

Библиотека выполняет также коммуникационную функцию, когда организует процесс общения непосредственно между пользователями, минуя процесс создания документов. При этом часть пользователей, являющихся носителями социально значимой информации, одновременно выступают и в качестве авторов (реальных или потенциальных) соответствующих документов. Такой вид коммуникации осуществляется во время проведения разнообразных мероприятий (встреч, дискуссий, «круглых столов», конференций и т.д.) с участием ученых, писателей, поэтов, политиков и других обладателей интересующей пользователей библиотеки информации. Названные мероприятия как правило сочетают в себе устное общение с применением в большей или меньшей степени различных видов документов [3. С. 165–166].

Сегодня акцент делается на понимании «центра тяжести» библиотечной работы. Проблема состоит в уяснении того, что именно должно постепенно выходить на первый план в библиотечной работе, и – шире – воспитательной функции современного общества: либо поиск солидарности в ходе коммуникации разнородных общественных групп, либо содействие мировоззренческой их унификации на фундаменте общепринятых нравственных ценностей.

Как отмечает Е. Ю. Гениева, классическим и общепринятым является «представление о библиотеке как об общественном институте, одной из существенных функций которого является социализация индивидов в процессе освоения культурного наследия, представленного в документальных фондах» [4. С. 8]. Новая эпоха требует также овладения «методами вовлечения читателей в активное осмысление окружающей действительности, формирования у них межкультурной компетентности и толерантного мышления… Результатом является преобразование библиотек в центры взаимодействия культур, формирующие поликультурную личность, способную адекватно реагировать на вызовы современного мира, успешно преодолевать барьеры непонимания и культурные стереотипы» (выделено мной. – И. П.) [4. С. 8].

Библиотека классического образа во многом брала на себя обязанность обучения техникам и стратегиям чтения в рамках контролируемых обществом и государством программ социализации людей. Акцент здесь делался на чтение как на практику, способную (через выработку собственной позиции, личностного отношения и т.д.) блокировать навязываемый извне – устаревшими традициями и предрассудками – автоматизм и стереотипность массового поведения. Тем самым стратегии чтения оказывались не только репрезентантами реальности, но и средствами организации социума.

Здесь очевидна борьба двух тенденций в понимании социального статуса библиотеки в современном трансформирующемся мире.

С одной стороны, библиотека трактуется как еще один инструмент идейной глобализации мироустройства. Ее задачей является максимально бесконфликтная гармонизация планетарной информационной среды, позволившая бы необратимо преодолеть замкнутость политических образований, именовавшихся ранее суверенными национальными государствами, с присущими им оригинальными культурными типами. То, что планируется превозмочь, описано следующим образом: «Основными характеристиками «просвещенческой» модели библиотеки являются: 1) наличие одной ведущей смысловой ядерной структуры; 2) иерархия ценностей и социальных «ролей» внутри микросоциума; 3) канонизация и ритуализация традиционных форм поведения внутри сообщества; 4) исключение чуждых элементов из жизни социума» [4. С. 40].

С другой стороны, нарастание консервативных, охранительных тенденций в современном обществе способствует акцентированию внимания на тех функциях библиотек, которые напоминают об их прежней, «назидательно-просвещенческой» роли.

Современная либеральная демократия в условиях разрастающегося кризиса со всей очевидностью показала, что может быть опасной сама для себя. Её жизнеспособность во многом зависит от умения сохранить ценности не только свободы, но и стабильности в современных условиях. Для этого она должна иметь серьезный противовес в формате сильного государства, способного противостоять партикуляризму отдельных (в том числе состоящих из иммигрантов) социальных групп. Такое государство (посредством, в частности, института публичных национальных библиотек) призвано обеспечивать сохранение традиционных ценностей, поддержку семьи, религии, образования, культуры. Вместо проектов информационно-коммуникационной глобализации на авансцену выходит прагматичная политика малых конкретных дел, касающихся непосредственных нужд населения в обеспечении общественно-нравственного порядка.

Эти тенденции могут и должны отразиться в обновленном статусе библиотеки как социально ответственного учреждения. Проблема здесь заключается в следующем: мультикультурность, толерантность и доминирование эталонов массовой культуры в информационных потоках направлены на всемерную поддержку процессов глобализации в современном мире. Тем не менее, не считая объективно возможным для любой страны искусственно выпасть из этого событийного ряда, суверенные национальные государства призваны дозировать и оптимизировать скорость распространения идеалов глобализации на своих территориях. Происходить это может посредством выстраивания определенной иерархии каналов информации по критерию их соответствия общегосударственным и общенациональным задачам. В этом деле библиотеки призваны исполнить существенно важную роль.

В этом контексте нуждается в организационной проработке вопрос об обеспечении системы мероприятий по подготовке и переподготовке персонала библиотек, позволивших бы совместить интенсификацию его профессиональной компетентности с неизбежно ограниченными ресурсами государства.

Список источников

1. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Рос. акад. наук, Б-ка по естеств. наукам. – Москва, 1995. – 268 с.

2.Модельный библиотечный кодекс для государств – участников СНГ (часть первая) // Библиотека и закон : справочник : док., коммент., консультации, юрид. советы на каждый день. – Москва, 1996. – Вып. 1. – С. 86–96.

3. Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт : моногр. / Р. С. Мотуль­ский. – Минск : Бел. гос. ун-т культуры, 2002. – 374 с.

4. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации : моногр. / Е. Ю. Гениева.  – Москва : РОССПЭН, 2005. – 208 с.

  
На главную