Научные и технические библиотеки №10 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 2. «Информационные очки» как эпистемологический инструмент

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Евстигнеева Г. А. О критериях комплектования традиционного библиотечного фонда и фонда электронных публикаций в единой системе формирования библиотечно-информационного фонда библиотеки на примере ГПНТБ России

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Трушина И. А. Обсуждение проекта новой редакции Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря

Паус И. И. Повышение социальной ответственности института библиотеки в современных условиях

Юрик И. В. Начало пути: инструменты кадровой политики для закрепления молодых специалистов в библиотеке

Леонтьев А. А. Русский versus английский: суровые реальности современного многоязычного мира в сфере информационных технологий

Сукиасян Э. Р. Ещё раз о точности перевода и культуре переводчика

К 10-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ МГУКИ

Шрайберг Я. Л., Лиховид Т. Ф. Кафедра электронных библиотек, информационных технологий и систем МГУКИ – 10 лет в строю

Колосов К. А. Курс «Корпоративные библиотечные технологии» в системе подготовки по специальности 0.52.700 «Библиотековедение и библиография» (специализация «Компьютерные технологии в библиотеках и информационных системах»)

«РОССИЙСКИЙ "БИБЛИОБУС" В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Иванова Е. В. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (Обзор работы)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Июнь – Крым – Конференция! (Семнадцатый Международный Крымский форум)

Кузьмина И. А. Семинар-совещание «Правовое регулирование деятельности библиотечных учреждений в контексте изменений в законодательных актах Российской Федерации»


УДК 02:004

К. А. Колосов

Курс «Корпоративные библиотечные технологии»
в системе подготовки по специальности 052700
«Библиотековедение и библиография»
(специализация «Компьютерные технологии
в библиотеках и информационных системах»)

Курс «Корпоративные библиотечные технологии» разработан на Кафедре информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ и с 2003 г. входит в набор дисциплин подготовки выпускников по специализации «Компьютерные технологии в библиотеках и информационных системах».

Несомненна важность этой дисциплины в содержании библиотечно-информационного образования, поскольку корпоративные технологии в течение последних пяти–семи лет активно применяются в российской библиотечной практике и интенсивно развиваются.

Курс рассчитан на три семестра и преподается на четвертом и пятом курсах, когда студенты уже знакомы с принципами технологий телекоммуникаций («Интернет/интранет-технологии»), изучили основы автоматизации библиотек («Проектирование библиотечно-информационных систем») и знакомы с особенностями использования российского коммуникативного формата RUSMARC.

Одновременно с курсом «Корпоративные библиотечные технологии» студенты изучают курсы «WEB-серверы» и «HTML-XML», темы которых взаимно дополняют понимание студентами совокупности современных технологий, используемых при создании библиотечных веб-порталов, доступа к библиотечным базам данных через Интернет. Особенно важно такое тематическое дополнение для практических занятий, на которых студенты подробно изучают, как устанавливаются и как работают интернет-серверы (веб-серверы и серверы Z39.50), какие функции выполняют программы-клиенты и программы-серверы при использовании протоколов HTTP и Z39.50, как создаются веб-страницы библиотечных сайтов и каким образом работает программный шлюз HTTP-Z39.50.

При разработке структуры курса «Корпоративные библиотечные технологии» учитывался опыт, накопленный специалистами Учебно-методи­ческого центра ГПНТБ России при проведении занятий с сотрудниками библиотек, участвующих в проекте Корпоративной сети московских библиотек.

Теоретическую основу курса составили труды доктора техн. наук, профессора Я. Л. Шрайберга и канд. техн. наук, профессора Ф. С. Воройского. Базовые принципы протокола Z39.50 излагаются на основе учебного пособия, подготовленного доктором техн. наук, профессором О. Л. Жижимовым (СО РАН, Новосибирск). Вопросы практического использования технологий корпоративного взаимодействия излагаются на основе научно-практического пособия «Практическая реализация библиотечного интернет-комплекса», подготовленного сотрудниками ГПНТБ России и Кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ: канд. техн. наук, профессором кафедры М. В. Гончаровым и канд. техн. наук, ст. преподавателем К. А. Колосовым.

Следует отметить, что вопросы, освещаемые в рамках данного курса, постоянно дополняются новыми материалами с учетом тенденций библиотечной практики. Основной источник информации о направлениях развития корпоративных технологий – материалы профессиональных библиотечных форумов, прежде всего Всемирных конгрессов ИФЛА, международных конференций «Крым» и «Либком», в работе которых принимают участие ведущие российские и зарубежные специалисты в области автоматизации библиотек. Кроме того, и при составлении учебных материалов для курса «Корпоративные библиотечные технологии», и на практических занятиях учитывается опыт ведущих зарубежных университетов, готовящих специалистов по схожим специальностям. К числу таких университетов относится, в первую очередь, Школа информатики Мичиганского университета (University of Michigan, School of Information).

Курс «Корпоративные библиотечные технологии» состоит из шести разделов:

  • Введение и общие положения. Технические предпосылки организации корпоративного библиотечного взаимодействия;
  • Общие принципы построения корпоративных библиотечно-информа­ционных систем;
  • Основы протокола Z39.50;
  • Информационные ресурсы корпоративных библиотечных систем;
  • Новые корпоративные технологии и проекты;
  • Использование корпоративной технологии при каталогизации ресурсов Интернета.

В течение первого семестра студенты изучают принципы взаимодействия в клиент-серверной архитектуре компьютерных систем, принципы построения корпоративных библиотечно-информационных систем и примеры работы российских библиотечных корпораций, международные стандарты в области сетевых протоколов, особенности использования протоколов обмена библиографическими данными при корпоративном взаимодействии.

Во втором семестре изучаются основы протокола Z39.50, программное обеспечение, принципы поиска информации в распределенной информационной среде, возможности корпоративных технологий для каталогизации путем заимствования записей и для создания корпоративных поисковых порталов. Большое внимание уделяется практическим навыкам работы с программным обеспечением (настройкам шлюза HTTP-Z39.50, работе с программой-клиентом Z39.50 и др.). В течение этого же семестра студенты осваивают принципы создания информационных ресурсов корпоративных библиотечных систем, их информационное, лингвистическое и техническое обеспечение (на примере сети московских библиотек).

Последний семестр отведен изучению новых корпоративных технологий и стандартов. Прежде всего это стандарты, список которых приведен на странице библиотечных стандартов портала Библиотеки Конгресса США (http://www.loc.gov/standards); новые технологии корпоративного взаимодействия и обмена данными, необходимые студентам для понимания перспектив дальнейшего развития корпоративных технологий, среди них SRU/SRW, OAI, OpenURL, Link Resolver, проекты Google Scholar и TEL. Особое внимание уделяется назначению и особенностям использования схем метаданных, таких как Dublin Core, TEI, METS, MODS, LOM, MPEG-7. В завершающей части курса студенты знакомятся с использованием корпоративных технологий в проектах каталогизации ресурсов Интернета (OCLC WorldCat, Infomine).

В результате изучения курса «Корпоративные библиотечные технологии» студенты должны уметь использовать корпоративные библиотечные технологии в двух аспектах: для профессиональной деятельности библиотекарей и для создания библиотечных порталов, обслуживающих удаленных пользователей. Студенты должны овладеть практическими навыками поиска и заимствования библиографических записей (каталогизация путем заимствования записей), а также уметь устанавливать, настраивать и использовать программный шлюз HTTP-Z39.50 (из состава программного пакета системы ИРБИС). Кроме того, студенты должны уметь работать с библиографическими записями, получаемыми в формате XML с использованием различных схем метаданных, а также понимать области использования этих схем.

Основные сложности, возникающие при обучении студентов курса «Корпоративные библиотечные технологии», вызваны следующими причинами:

  • студенты предпочитают практические занятия теоретическим;
  • у студентов зачастую нет понимания связи материала, прочитанного на лекции, с практическим занятием, в связи с чем приходится пошагово разъяснять и повторять каждый этап практического занятия.

По оценкам ряда зарубежных экспертов, в ближайшие пять лет возрастет и роль метаданных, корпоративных технологий, основанных на обмене метаданными, и потребность в специалистах, умеющих работать с ними. Это связано с развитием Интернета и изменением роли библиотекарей в эпоху формирования общества знаний.

Использование систем корпоративной каталогизации существенно снизило затраты на создание библиографических описаний. Однако сегодня опережающими темпами растет число электронных ресурсов, размещенных в Интернете, а также других документов, существующих только в электронных форматах. Это меняет роль традиционной каталогизации, использующей описательные метаданные. Возрастает роль метаданных, прежде всего административных, правовых, технических и структурных, отсутствующих в традиционных электронных каталогах библиотек. Эти тенденции приходится учитывать при обучении студентов по курсу «Корпоративные библиотечные технологии».

В зарубежных публикациях библиотекарей XXI века часто называют "проводниками знаний", "наилучшими помощниками поиска знаний" и даже "наилучшими поисковыми машинами". Поэтому учебные заведения, готовящие профессиональных библиотекарей, должны давать студентам полноценные знания и навыки, необходимые для формирования специалистов, помогающих получать доступ к знаниям людям эпохи перехода от информационного общества к обществу знаний. Для этого требуются хорошая подготовка в области фундаментальных дисциплин, а также навыки, позволяющие анализировать и понимать новые технологии в быстро меняющемся мире.

Среди специалистов, работающих в зарубежных библиотеках, встречаются такие должности, как "библиотекарь-референт", "оцифровщик", "менеджер баз данных", "библиотекарь компьютерных систем", "координатор поиска информации", "веб-мастер", "специалист обучающего медиа-пространства".

В эпоху глобализации очевидна потребность в специалистах такого же профиля и в России. Изучение студентами МГУКИ дисциплины «Корпоративные библиотечные технологии» совместно с другими предметами призвано содействовать решению задачи формирования библиотечных специалистов XXI века.

  
На главную