Научные и технические библиотеки №11 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 3. Онтология информации. Типы реальностей и типы информации

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Столяров Ю. Н. Документ: инвариантная и вариативная компоненты дефиниции

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Редькина Н. С. Службы информационных технологий в научных библиотеках

Голубенко Н. Б. Особенности информирования студентов в НТБ Кузбасского государственного технического университета

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

«К барьеру!» – интеллектуальный поединок на Крымском форуме

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США-2010)

Иванова Е. В., Волкова К. Ю. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (Обзор работы. Продолжение)

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. Новое поколение справочников по библиотекам региона

Березная Т. И., Кислова Е. П. Профессиональное чтение библиотекаря: специализированный бюллетень «ЛибМаркет»

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ

Выпуск 11

Ежегодная отчетно-выборная конференция Ассоциации ЭБНИТ (Обзор работы)

Павлов А. И. , Баженов И. С. , Грешнов Е. Б. Модернизация аппаратно-программного комплекса обеспечения сохранности данных в связи с внедрением технологии обслуживания читательского заказа в системе ИРБИС

Соколинский К. Е. Новые подходы к каталогизации заимствованием в ИРБИС-корпорации

Ушакова О. Б. Использование системы ИРБИС как инструмента анализа обслуживания абонентов ИРИ

Березная Т. И., Пекур Е. В. Мультимедийные уроки по работе с САБ ИРБИС

Шихова Х. И. Автоматизация ресурсных центров в целях совершенствования высшего образования

Памяти В. Н. Зайцева


«Российский “библиобус” в Америке:
интервью, репортажи»
(Научно-образовательная
профессиональная программа «Библиотечное дело,
информационные системы и образование в США – 2010»)

УДК 02(73)

Е. В. Иванова, К. Ю. Волкова

12-й Международный семинар
«Электронные ресурсы и международный обмен:
Восток — Запад»
(Обзор работы)

Двенадцатый международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» состоял из трех сессий:

  • научной конференции «Web 2.0, социальные сети и библиотеки» (Нью-Йорк, Колумбийский университет);
  • «круглого стола» «Состояние и перспективы развития проекта МБИАЦ и ГПНТБ России «Русская библиотека в Америке»» (Саус-Оранж, Университет Ситон Холл);
  • «круглого стола» «Как мы видим пути развития российско-американского сотрудничества в библиотечно-информационной сфере?» (Вашингтон, Американские советы по международному образованию).

Колумбийский университет

Об этом университете можно писать монографии. Но чаще всего рассказ о нем начинается со слов, взятых из официальной справки отдела общественных связей университета: Первый в Нью-Йорке; пятый в стране; частный; свободного вероисповедания. И эта фраза – почти слоган – означает, что Колумбийский университет первым появился в самом крупном городе США – Нью-Йорке; вуз стал пятым среди восьми старейших американских университетов, входящих в престижную Лигу Плюща.

Лига Плюща – это ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных на северо-востоке США. Откуда столь необычное название? Просто стены старинных зданий, в которых расположены университеты, увиты плющом. Университеты Лиги  (или просто «Плющи») занимают первые места во всевозможных рейтингах образовательных учреждений США. Они считаются самыми элитарными вузами страны, что в первую очередь подразумевает высокое качество образования. Студенты со всего мира мечтают получить высшее образование в стенах вузов, входящих в Лигу Плюща, поскольку диплом любого из них можно считать гарантией успешного профессионального будущего. Университеты Лиги считаются самыми богатыми академическими заведениями мира, что позволяет им привлекать лучших преподавателей.

Колумбийский университет основан в 1754 г., т.е. он старше, чем сами Соединенные Штаты. В том году Георг II подписал Хартию об учреждении в Нью-Йорке Королевского колледжа, который в 1784 г. переименован в Колумбийский университет. Хартия гласила, что университет строится, дабы «приумножить Разум, совершенствовать Познание, облагородить всего Человека, споспешествуя тем самым развитию его самых светлых качеств на всех стадиях жизненного пути».  Обозначенные в Хартии цели университета отражены и в его девизе – «In lumine tuo videbimus lumen» – «В свете твоем увидим свет». Официальный символ Колумбийского университета – лев.  (Известно, что символом королевского престола является именно царь зверей.)

Колумбийский университет разместился в Верхнем Манхэттене. За годы существования университет расширился и сегодня занимает шесть кварталов, где расположены колледжи, институты, студенческие общежития. В состав университета входит множество факультетов, школ, каждая из которых является лидером в своей сфере.

Университет по праву гордится своими выпускниками: Нобелевскими лауреатами, политическими деятелями, представителями деловых кругов. Колумбийский университет всегда готовил «людей действия» – государственных деятелей, политиков, управляющих. По числу знаменитых выпускников он может побить все рекорды: четыре президента Соединенных Штатов, включая действующего – Барака Обаму, 54 лауреата Нобелевской премии, в том числе исследователь адсорбции Ирвинг Ленгмюр и основоположник нейтронной физики Энрико Ферми. Здесь работал и великий поэт Иосиф Бродский, в честь которого по сегодняшний день проводятся вечера памяти.

В стенах столь именитого университета прошла одна из сессий (в фор­мате конференции) 12-го Международного семинара «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад».

Международная конференция
«Web 2.0, социальные сети и библиотеки»

Конференция прошла в Библиотеке Батлера Колумбийского университета (кстати, в одном из помещений, ранее принадлежавших Школе библиотечного обслуживания – первой библиотечной школе в США).

Спонсорами мероприятия выступили Международный библиотечный, ин­формационный и аналитический центр (МБИАЦ), Институт Харримана, Библиотеки Колумбийского университета и журнал «The U*N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian, the 'how I run my library good'SM»

Все семинары, «круглые столы» и конференции, которые проводятся в рамках профессиональных Американских туров, каждый год посвящены наиболее горячим, актуальным темам библиотечно-информационной деятельности. Темы выбираются коллегиально, в ходе совместного обсуждения американскими и российскими специалистами. Например, в 2004 г. рассматривались вопросы сохранения культурного наследия в электронной среде, в 2005 г. – проблемы авторского права и интеллектуальной собственности, в 2007 г. в центре внимания были университетские библиотеки и e-learning¸ в 2009 г. – открытый доступ к информации.

Конференция 2010 г. была посвящена технологиям Web 2.0 и социальным сетям  в библиотеках. В ходе её работы проанализирован опыт университетских и публичных библиотек по использованию технологий Web 2.0 и социальных сетей для улучшения библиотечного обслуживания, установления полноценного общения как между библиотеками и их пользователями, так и между самими читателями.

Семинар вел организатор конференции Морис Фридман (Maurice Freedman), издатель журнала «The U*N*A*B*A*S*H*E*DTM Librarian, the 'how I run my library good'SM», президент Американской библиотечной ассоциации в 2002-2003 гг.

Работу семинара открыл вице-президент Колумбийского университета по информационному обслуживанию, директор библиотек Колумбийского университета доктор Джеймс Нил (James Neal). Представляя его, М. Фридман особо подчеркнул, что Дж. Нил баллотируется на должность казначея Американской библиотечной ассоциации и является всемирно признанным авторитетом по вопросам интеллектуальной собственности.

Тепло приветствуя нашу делегацию, Дж. Нил сказал: «Каждый год мы с удовольствием ждем встречи с нашими коллегами и хорошими друзьями из российских библиотек. В Колумбийском университете давно и успешно работает Центр исследований по России, Евразии и Восточной Европе, и мы формируем фонды литературы по этим странам».

Говоря о тематике предстоящей конференции, Дж. Нил отметил:«Она очень важна для библиотек США и России. Какая схема работы ранее была принята в библиотеках? При обслуживании читателей подразумевалось, что информация направляется от библиотекаря к пользователю. Что же изменилось сегодня? Возникли иная ситуация и новое для нас направление работы. Коммуникации, взаимодействие идут от одного пользователя к другому и от пользователя к библиотекарю. Эта новая схема получила название «Библиотека 2.0». В предлагаемых моделях организации библиотечной деятельности чрезвычайно важна высокая квалификация всех сотрудников. Кроме того, крайне значимо движение потоков информации не только от библиотеки к пользователям, но и от библиотеки к библиотеке».

Новая концепция развития библиотек имеет далеко идущие последствия для всей нашей работы, подчеркнул далее Дж. Нил, ее следует перестраивать не только в соответствии с существующими реалиями – пора подумать и о будущем – о «Библиотеке 3.0», в деятельности которой ключевой компонентой будет машина, компьютер, искусственный интеллект. В новом поколении «Библиотек 3.0» компьютер будет выполнять часть функций библиотекаря, он будет обладать частицей его интеллекта, который будет привнесен в схему информационного обслуживания.

Дж. Нил заметил: «Web3.0 заставит нас переосмыслить роль библиотек, которые перестали быть единственными институтами, предоставляющими информацию. Много и других организаций, среди которых, например, Google. Мы не уверены, что Google предлагает лучшую информацию, чем библиотеки. Но это огромный, всегда доступный информационный ресурс. И мы, библиотекари, должны помочь пользователю сделать правильный выбор. Надо помнить, что частично этот выбор формируется в процессе общения пользователей между собой».

Первый доклад по программе конференций «Web 2.0 и социальные сети в библиотеках России» представил генеральный директор ГПНТБ России, президент МБИАЦ, вице-президент РБА профессор Я. Л. Шрайберг. Свое выступление он начал с толкования понятия Web 2.0,предлагая рассматривать его как следующий этап развития Интернета, когда в основе Сети лежат не сайты, а люди, их взаимодействие и коммуникации.

Я. Л. Шрайберг остановился на одном из самых известных проектов Web 2.0 – энциклопедии Википедия (Wikipedia) и обратил внимание на то, что библиотеки могут внести серьезную лепту в её развитие, как это сделали, например, библиотеки Германии: статьи, размещенные в Wikipedia, связали с библиотечными авторитетными файлами и создали между ними ссылки, что принесло очевидную пользу библиотекам, способствуя продвижению их ресурсов. Во-первых, в Wikipedia есть ссылки на сайты библиотек – это позволяет существенно расширить их пользовательскую аудиторию. Во-вторых, пользователям предоставлена возможность сравнивать данные статей Wikipedia с данными, содержащимися в библиотечных файлах, и оценивать качество тех и других.

Говоря о широко распространенном проекте Web 2.0 – блогах, Я. Л. Шрайберг подчеркнул, что российские библиотеки рассматривают блоги как инструментарий в следующих полях своей деятельности: в среде межпрофессионального общения; как новостной (журналистский) ресурс; как маркетинговый инструмент; как механизм привлечения потенциальных читателей.

Я. Л. Шрайберг проиллюстрировал работу блогов в российском сегменте Сети на примере крупнейших библиотек России: РГБ (www.rsl.ru), РНБ (www.nlr.ru), ГПНТБ России (www.gpntb.ru), РГИБ (www.shpl.ru) и др.

Еще один из проектов Web 2.0, используемый в библиотеках, – фото- и видеосервисы. Я. Л. Шрайберг заметил, что в библиотечном сообществе идея связать библиотеки и фотохранилища, как известно, принадлежит Библиотеке Конгресса США. Именно она в январе 2008 г. запустила проект, выложив через flickr.com более 3 тыс. фотографий из коллекций 1930–1940 гг. Сотрудники библиотеки призвали посетителей оставлять свои тэги, комментировать и корректировать записи. Помимо идеи привлечения фотоматериалов пользователей, проект позволяет продвигать библиотечные сервисы в сетевом пространстве: от выложенных материалов можно перейти непосредственно в разделы сайтов библиотек.

Следующий компонент Web 2.0, рассмотренный в выступлении Я. Л. Шрайберга, – так называемые рекомендательные сервисы. Подчеркнуто, что в читательской среде российских библиотек такие сервисы – пока еще новинка, но они становятся все более популярными. Пользователь оценивает по десятибалльной шкале книги, фильмы и т.д., и программа выстраивает его потребительский профиль, сравнивает с другими пользователями и формирует сообщества единомышленников. Таким образом, люди, а не компьютер, сообщают друг другу о достойных внимания и важных произведениях.

Один из главных инструментариев технологии Web 2.0, активно развивающийся в последние годы, – это социальные сети, отметил Я. Л. Шрайберг, правда, для библиотекарей эра освоения социальных сетей только начинается. По мнению докладчика, чтобы сделать библиотеку еще более привлекательной для читателя нового поколения, необходимо создать для него возможность построения своей библиотечной социальной сети, которую он смог бы пополнять в соответствии с собственными – персональными – потребностями.

Завершая свое выступление, Я. Л. Шрайберг подчеркнул: «Современный читатель библиотеки, работающий в среде Web 2.0 – это, как правило, активный, уверенный и даже амбициозный пользователь информации, стремящийся всегда держать руку на пульсе времени, живущий в Интернете и готовый переписать с чистого листа Британскую энциклопедию или улучшить Оксфордский словарь. Задача библиотеки – протянуть ему руку дружбы и увлечь за собой в необъятный мир своих ресурсов. Поэтому современный библиотекарь должен уметь написать сообщение в блоге, исправить статью в Википедии, разместить фотографии и видеоматериалы в Интернете, пользоваться рекомендательными сервисами, словом, всем тем, что дает Web 2.0 и даже больше. В свою очередь, библиотека может максимально эффективно выполнять свою миссию в современном обществе, если будет использовать все возможные формы взаимодействия с пользователями. Сегодня – это, в первую очередь, технологии Web 2.0».

Доклад не оставил аудиторию равнодушной. Последовали вопросы, среди которых был и касающийся цифрового неравенства. И у США, и у России огромная территория, и обе страны озабочены тем, как обеспечить доступность Интернета на всей территории. Но сегодня цифровой разрыв обусловлен не только географическим положением и инфраструктурными особенностями регионов. Сейчас мы говорим и о финансовом разрыве в возможностях получения знаний: информация становится платной, и не все могут позволить себе оплачивать получение хорошей, качественной информации. На вопрос о том, какова ситуация по этому вопросу в России, Я. Л. Шрайберг ответил, что наша страна идет приблизительно таким же путем, что и США. Проблема подключения к Интернету остается актуальной для сельских и муниципальных библиотек. Пока она решена для крупных публичных, университетских, научно-технических библиотек.

Морис Фридман добавил, что в США тоже существовали трудности с подключением к Интернету мелких муниципальных и сельских библиотек. Правда, заметил М. Фридман, Билл Гейтс подключил к Сети все удаленные библиотеки. Но поскольку он деловой человек, то условием гранта на подключение к Сети стала покупка библиотеками программных продуктов Microsoft.

Поблагодарив Я. Л. Шрайберга за выступление, М. Фридман высказал свое отношение к крупнейшему международному форуму, организатором которого является ГПНТБ России: «Конференция «Крым» – лучшая библиотечная конференция, которую я когда-либо посещал. Эта необыкновенная конференция, где очень органично и удачно сочетаются образовательный и развлекательный компоненты, огромное количество профессиональных докладов плюс шоу и фейерверки».

Далее М. Фридман представил собравшимся известную американскую писательницу Мэрилин Джонсон (Marilyn Johnson). Недавно в США вышла ее  книга «This BookIs Overdue» с подзаголовком «Как  библиотекари и кибер-библиотекари спасут всех нас». М. Фридман подчеркнул: «Эту книгу без преувеличений можно назвать любовным посланием библиотекарям. Очень приятно, когда кто-то посторонний – не библиотекарь – столь высоко оценивает наш труд. Книга прекрасно написана. Одну главу Мэрилин посвятила моей работе. Я с удовольствием дарю эту книгу моим дорогим, настоящим друзьям из России – Якову Шрайбергу и Ксении Волковой». Конечно же, мы все искренне поблагодарили Мэрилин Джонсон, с удовольствием и воодушевлением аплодируя ей.

Следующий выступающий – заместитель директора библиотеки Колумбийского университета по фондам и библиотечному обслуживанию Деймон Джеггерс (Damon E. Jaggars) – представил доклад  «Web 2.0 и социальные сети в библиотеках США». Прежде всего он подчеркнул, что доклад имеет практическую направленность: «Я расскажу о конкретных воплощениях идей Web 2.0 в Колумбийском и других университетах и приведу примеры нововведений в академических (т.е. вузовских. – Ред.) и научных библиотеках страны».

Д. Джаггерс пригласил аудиторию поразмышлять о возможностях  Web 2.0 в среде академических библиотек и о том, как с помощью этих технологий привлечь читателей. Он обозначил четыре «вебдванольных» направления работы, которые учебным библиотекам надо реализовывать:

1. Продвижение в онлайн, участие в  научных обсуждениях. Следует помнить, что университетские библиотеки обслуживают преподавателей и студентов, которые ведут свою научно-исследовательскую работу. Сегодня это в основном происходит с помощью компьютеров, в онлайне. Физически эта категория читателей может и не посещать библиотеку, но они используют ее онлайновые ресурсы. Поэтому нужно подумать о том, как эффективнее продвигать в онлайне библиотечные сервисы и ресурсы, а также о том, как учебным библиотекам более интенсивно участвовать в процессе информационного обеспечения научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, преподавателей.

2. Возможность повторного использования информации. Технологии Web 2.0 и социальных сетей делают возможной осуществление этой работы.

3. Быть там, где пользователи. Надо хорошо представлять себе своих пользователей и сферы их интересов. «Мы все прекрасно знаем, что библиотечный сайт или каталог – не то место, с которого пользователи начинают вести поиск. Сегодня они в первую очередь обращаются в  Википедию, Google. Наши пользователи всё в большей степени «живут» в социальных сетях типа Facebook, MySpace и на онлайновых порталах, таких как IGoogle и MyYahoo.  И нам нужно придумать, как сделать свой контент и свои услуги видимыми на этих платформах», – подчеркнул Д. Джеггерс.

4. Нарастающее использование мобильных  технологий в США. Д. Джеггерс заметил: «Наши пользователи всё больше выходят в онлайн не через компьютер, а через мобильные устройства».

Исходя из перечисленных подходов, Д. Джеггерс определил задачи, которые должны решать библиотеки.

1. Продвижение в онлайн. Одна из первых задач – перенос контента библиотек в Web и обеспечение видимости ресурсов библиотек в поисковых машинах типа Yahoo и Google.

В американских академических библиотеках это делается несколькими способами.  Первый – через OCLC и программу WorldCat. Все содержимое электронного каталога видно в Интернете и отбирается поисковыми машинами. Следовательно, при поиске в Yahoo и Google пользователь выходит на эту библиотечную информацию.

Второй способ – тоже из практики работы Колумбийского университета – использование Google Scholar. Все периодические и сериальные издания библиотеки Колумбийского университета внесены в эту систему. Пользователь ищет нужную ему статью в Google Scholar и видит, что она находится в библиотеке Колумбийского университета – именно сюда он и пойдет. Д. Джеггерс отметил: «Все те сотни лицензированных полнотекстовых баз данных, которые мы покупаем за огромные деньги, видны  в Google Scholar и просто в Интернете, и именно таким образом они возвращают пользователя к нашим ресурсам».

Еще один способ – использование Flickr, YouTube, Picasa и многих других подобных программ для размещения в Интернете уникальных библиотечных  фото- и видеоресурсов, архивных коллекций. Д. Джеггерс пояснил: «Яков Шрайберг уже упоминал в своем докладе проект Библиотеки Конгресса по использованию Flickr. Идея заключается в том, что пользователь находит в одной из этих программ интересующий его архив – и это оказываются фотографии из фондов библиотеки. Так пользователь незаметно для себя выйдет на библиотечный сайт. Эффективность использования подобных платформ уже подтверждена цифрами и проводимыми исследованиями. Библиотека Конгресса разместила на YouTube свои видеозаписи: одна из них за пять лет пребывания на сайте библиотеки просмотрена 20 тыс. раз. После размещения в YouTube только за первые 5 месяцев зарегистрировано 13 тыс. просмотров. Проведенное в Австралии исследование показало значительный рост посещаемости тех библиотек, которые размещали свои ресурсы в программах обмена контентом».

Следующий способ продвижения контента библиотек – использование Википедии. Библиотекари, курирующие продвижение отдельных интересных частей фонда, активно участвуют в написании статей для Википедии. При этом они, конечно же, помещают в этих статьях ссылки на свои коллекции, что и приводит пользователей к ресурсам библиотеки. В качестве примера Д. Джеггерс рассказал о сотрудничестве Колумбийского университета и Торгово-промышленной палаты Нью-Йорка: её архив хранится в библиотеке Колумбийского университета, клиенты Палаты, отыскивая необходимую им информацию в ее архивах, невольно обращаются и к собраниям библиотеки университета.

2. Возможность повторного использования информации. Библиотека может, во-первых, обеспечить пользователю возможность повторного применения информации; во-вторых, повторно использовать собственную информацию; в-третьих, использовать информацию, созданную пользователем.

Д. Джеггерс обратил особое внимание на многократное использование информации не только клиентами, но и самими библиотеками: «На сайте Колумбийского университета есть блог, в котором отражается вся новостная информация: о новых коллекциях, новых сотрудниках библиотеки. Для распространения этого новостного блока мы используем известную технологию RSS – передачу информации о библиотеках через новостные каналы и автоматическую рассылку по наиболее популярным социальным сетям. Мы воспользовались этой идеей, чтобы регулярно наполнять и обновлять наши страницы в Facebook и в других социальных сетях – всего один раз мы вводим информацию и она отражается на всех платформах. Это удобно. Таким образом через RSS соединяются библиотека и пользователи».

Еще одна идея повторного использования информации: разрешить пользователям самим брать фрагменты библиотечного контента и размещать ссылки на него в социальных сетях или даже отправлять самому себе на электронную почту. Для этого всё больше американских библиотек (и коммерческих фирм) размещают на своих сайтах специальные программы (кстати, бесплатные) типа Add This или Share This. Они позволяют обмениваться и передавать контент, размещать его на личной странице в Facebook или где-либо еще.

Недавно возникла новая концепция – mash-up. Её суть – использовать имеющиеся в Интернете бесплатные программы и сервисы, чтобы создавать для пользователя нечто совсем новое. Библиотеки активно и творчески применяют этот подход. Д. Джеггерс сослался на опыт коллег: «Пример – библиотечный каталог Техасского университета. Они добавили веб-программы и веб-сервисы к своему каталогу, который сразу приобрел новый вид. Поиск изданий осуществляется с помощью  Google BookSearch. Они работают с  Amazon.com, который имеет коллекцию специальных изображений – фотографий обложек книг. И если в их каталоге есть та или иная книга, почему бы не добавить её изображение? Они используют Google BookReader: если Google оцифровал книгу и она есть в фондах библиотеки, пользователи могут читать её с экрана страница за страницей».

3. Д. Джеггерс рассмотрел идею продвижения библиотек в то пространство, где «обитают» их пользователи:  «Американские студенты и преподаватели всё больше времени проводят в Facebook. Многие библиотеки используют возможности этой социальной сети для того чтобы рассказать о себе и своих новых коллекциях. Используя виджеты (мини-программы с графическим интерфейсом, вынесенные на рабочий стол компьютера, личную страницу в Сети или экран телефона. – Примеч. авт.) можно продвигать поиск по библиотечному каталогу или обращение к справочной службе библиотеки – и делать это непосредственно из Facebook или MySpace. Мы считаем эти платформы важным средством рекламы библиотеки и расширения круга читателей.  Где еще «обитают» наши пользователи? На порталах, вроде I Google и My Yahoo!, где сосредоточена их профессиональная и личная жизнь. Там тоже можно использовать виджеты».

Колумбийский университет создает свои «фирменные» виджеты, на которых изображен логотип университета  – корона. Эти виджеты пользователь может загрузить на свою личную страницу, персональный сайт, и это позволит ему быстро и просто обратиться к библиотечным сервисам: виртуальной справке, справочной службе, поиску в каталоге.  Таким образом, пользователям не нужно заходить на сайт библиотеки, чтобы воспользоваться библиотечным обслуживанием.

Что касается повседневной учебной работы, то студенты много времени проводят в особых средах – системах управления курсами. Это специальные платформы, используемые во всех американских университетах. На них загружены все необходимые учебные материалы; часто там же базируется научно-образовательное сообщество университета – преподаватели работают со студентами в онлайне. Туда же подключаются и библиотечные сервисы, чтобы студенты имели возможность непосредственно из системы управления курсами вести поиск в онлайновом каталоге и во всех базах данных библиотеки и университета, чтобы они могли задать свои вопросы библиотекарю – специалисту в конкретной области. «Всеми поисковыми возможностями наших систем можно пользоваться непосредственно из браузера», – подчеркнул Д. Джеггерс.

4. Применение мобильных устройств для общения библиотек с читателями – передовой край современных разработок в американских университетах и библиотеках. Д. Джеггерс отметил: «Конечно, у нас уже давно реализована возможность общения пользователей с библиотекарями в чате, посредством электронной почты. А теперь читатель может отправлять нам текстовые сообщения, и мы на них отвечаем. Есть специальные сервисы (они очень дёшевы), которые позволяют обрабатывать текстовые сообщения так же, как обычные электронные письма».

Некоторые библиотеки США перенесли почти весь функционал библиотечного обслуживания на платформу мобильных телефонов, таких как iPhone или Google Phone. Лидер в этом направлении работ – библиотека Университета Северной Каролины. Д. Джеггерс привел один из примеров полезности таких приложений: «Студент может идти по кампусу, поглядывая на свой мобильный телефон, и библиотечный сервис подскажет ему, в каком из библиотечных зданий или залов есть свободный компьютер».

Морис Фридман представил следующего докладчика – Маргарет Смит (Margaret Smith) – и назвал её человеком эпохи Ренессанса. Дело в том, что в настоящее время она работает заведующей отделом литературы по физическим наукам библиотеки Нью-Йоркского университета. При этом её образование  весьма необычно для библиотекаря: она получила диплом магистра по библиотечно-информационным наукам в Сиракузском университете, диплом магистра по эволюционной биологии и диплом бакалавра по специальности «Физика и история науки». М. Смит рассказывала о том, как социальные сети и Web 2.0 применяются в конкретной университетской библиотеке, как сотрудники библиотеки используют социальные сети для связи со своими пользователями.

В начале своего выступления М. Смит представила библиотеку, в которой она работает: главная библиотека Нью-Йоркского университета – Библиотека Бобст – это 12 этажей вверх и 2 – вниз; обслуживает 40 тыс. студентов; хранит миллионы книг. Библиотека располагает всеми уже привычными сервисами: на сайте  есть вход в электронный каталог, а также предоставлен ряд специальных возможностей пользователям для связи с библиотекой и ее сотрудниками. Но этого явно не достаточно. По мнению М. Смит, библиотека должны стать видимой для пользователей, поэтому она должна идти туда, где находятся ее пользователи. Как это сделать на практике?

М. Смит поделилась своим опытом: «Я  шесть лет работаю в библиотеках, и все время размышляю о том, какую пользу технологии могут принести библиотекам и читателям. В повседневной деятельности  я связана с огромным числом социальных сетей – Facebook, MySpace, Flickr, Twitter, delicious, YouTube, Foursquareи др. Это для меня и увлечение и развлечение в течение вот уже 10 лет.

Первым изобретением социальных сетей был блог. Научный отдел нашей библиотеки начал вести блог, посвященный различным наукам и областям знаний (физика, химия и др.). И по сей день в блоге обсуждаются различные события, читатели охотно оставляют свои комментарии. При этом у библиотекарей в блоге особая миссия – мы стараемся продвигать и пропагандировать наш  контент.

Еще одно назначение блога – с его помощью можно узнать, что думают другие о работе библиотеки. Я установила опцию Google Book Search, и теперь каждый раз, когда кто-то упоминает нашу библиотеку, я получаю уведомление об этом по электронной почте. Кроме того, я могу зайти в блог этого человека и поговорить с ним. Разговоры касаются самых разных тем. Так, например, одна студентка Нью-Йоркского университета получила задание провести интересный эксперимент – написать исследование, не используя при этом уже привычные новейшие технологии, главным образом, связанные с Интернетом. Она решила обратиться  в библиотеку. Но неожиданно для себя  выяснила, что не может найти ни одной книги, поскольку каталог нашей библиотеки доступен только в онлайне. Ее комментарии в блоге по этому поводу состояли в основном из жалоб. Я попробовала ответить на некоторые их них. Мы говорили о преимуществах и недостатках использования цифровых библиотек и онлайновой информации.

Для тех же целей, что и блог, можно использовать Twitter – микроблог, где размещаются очень короткие сообщения – до 140 символов. Библиотека Бобст имеет там свою страницу, и наш аккаунт в Twitter подсоединен к основному блогу библиотеки. Такой способ взаимодействия позволяет обмениваться мнениями, узнавать, что люди думают о библиотеке и библиотечном обслуживании. Если пользователи упоминают нас в своих сообщениях, с помощью средств Twitter я могу найти их и пообщаться. Используя Twitter, я могу также отвечать на реальные вопросы пользователей, т.е. фактически микроблог превращается в справочную службу.

Еще одна технологическая «штучка» – Foursquare – это игра и приложение для мобильного телефона. Суть ее сводится к тому, что вы «отмечаетесь» (регистрируетесь) в тех местах, где бываете. Кроме того, вы видите, кто еще из участников игры находится в этом же месте. Если вы чаще других посещаете какое-то место, вас могут избрать его «мэром». Участники игры соревнуются за получение должности «мэра». Вас могут избрать и «мэром» библиотеки, если вы часто ее посещаете. Мы подумали о том, чтобы за частое посещение библиотеки предоставлять пользователям какие-то поощрения. Это может быть, например, освобождение от штрафа, бесплатные фотокопии, что-то еще».

М. Смит отметила проблемы, возникающие при использовании ряда приложений. Достаточно серьезно стоит вопрос о неприкосновенности частной жизни, особенно в случае использования программ, где определяется физическое местоположение человека, а также желания/нежелания пользователя видеть библиотеку в своем пространстве.

В целом, подчеркнула М. Смит, социальные сети открывают для библиотек  совершенно новые возможности, и их присутствие там абсолютно необходимо. У библиотеки должен быть не только сайт – нужно быть нацеленными на активную пропаганду своих ресурсов и услуг. М. Смит уверена: сотрудники, которые находят время для поиска читателей через социальные сети и общения с ними, открывают новые горизонты для развития  библиотеки.

Выступление М. Смит вызвало оживленную дискуссию. М. Фридман заметил, что сейчас не только студенты, но и многие преподаватели активно используют социальные сети, и в ряде университетов для них даже введены специальные занятия по Web 2.0.

М. Джонсон поинтересовалась, архивирует ли кто-либо ту переписку, которую в социальных сетях ведут сотрудники библиотеки со студентами и читателями? М. Смит ответила, что отчасти этим занимается она сама, но регулярно такая работа не ведется.

Продолжая поднятую тему, Д. Нил сообщил о недавней статье в «New York Times». Речь шла о новой проблеме, с которой сталкиваются библиотеки: все большая часть материалов, которую они ранее хранили в печатной форме, сейчас доступна исключительно в электронном виде. Это многочисленные электронные письма, вики, блоги, веб-сайты, документы, созданные в текстовых редакторах, и др. Такие электронные документы временны – они приходят и уходят, и библиотеки их не собирают. Дж. Нил обратился к аудитории с вопросом: как мы собираемся писать историю этого периода, если не создаем архивы подобной электронной информации? Ведь фактически это задача библиотеки.

Разговор о задачах библиотек плавно перетек к расширению обязанностей библиотекарей. «Вы тратите значительное время на общение с читателями в социальных сетях. Вы делаете это в свое рабочее или свободное время? Изменит ли новая реальность должностные обязанности библиотекарей?», – такие вопросы задали М. Смит. Она ответила, что работа в социальных сетях не отнимает у нее много времени. Однако генерирование контента – это отдельная задача, и М. Смит подчеркнула: «У нас нет сотрудника, который бы занимался специально этим, я же занимаюсь этим по мере возможностей».

«Нужный человек в нужном месте» – такова идеальная формула кадрового менеджмента. И ее с переменным успехом пытаются вывести для своих библиотек и американские и российские специалисты. Э. Казинец обратился с вопросом к  директору по информатизации РГБ И. А. Груздеву: «Как новые требования к библиотекарям влияют на кадровую политику  Ленинской библиотеки, и где найти специалистов, отвечающих всем современным требованиям?» И. А. Груздев отметил, что вопрос о кадрах всегда был и остается сложным не только для таких  крупных библиотек, как РГБ. Сейчас трудно найти специалистов, готовых выполнять работу на уровне современных стандартов и требований. «Поэтому мы, например, стараемся сотрудников для библиотеки «выращивать»: принимаем на работу совсем юных студентов 2–3 курсов. Основная мотивация для молодых людей, к сожалению, не деньги, а имя, статус библиотеки. Еще один аргумент, привлекающий молодежь, –  интересная работа. При этом, естественный «отсев» все равно происходит», – сказал И. А. Груздев.

Следующий вопрос был обращен ко всем присутствовавшим: «Изменит ли развитие работы в социальных сетях требования к нашей профессии – не содержание учебных программ в университетах, а именно квалификационные требования к сотрудникам на рабочих местах?» Американские коллеги подчеркнули, что изменения неизбежны, и они уже вносятся в программы повышения квалификации сотрудников библиотек. Надо понимать, что новые технические устройства, приложения, программы появляются каждый день. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать свои знания, компетентность – и это должно стать обязательным требованием к сотрудникам.

После завершения семинара мы познакомились с Библиотекой Батлера.

Библиотека Батлера

На главной странице сайта библиотек Колумбийского университета (http://www.columbia.edu/cu/lweb/about/) вице-президент университета по информационному обслуживанию, директор библиотек  Дж. Нил отмечает: «Библиотеки – прекрасное место для проведения научных исследований, обучения и использования информационных технологий. … Библиотеки Колумбийского университета – это более 10 млн томов, более 100 тыс. журналов и продолжающихся изданий, а также обширная коллекция электронных ресурсов, рукописей, редких книг, микроформ, и других непечатных форматов. ….Надеемся, вы воспользуетесь одной или несколькими из 22 библиотек Колумбийского университета и связанных с ними учреждений для доступа к огромному числу традиционных и электронных информационных услуг. … Наш успех возможен только с помощью выдающихся сотрудников библиотек, которые выстраивают и управляют коллекцией и технологиями и обеспечивают надежное инновационное обслуживание в библиотеках Колумбийского университета».

Библиотеки Колумбийского университета нацелены на максимально широкое взаимодействие с читателями, они выстраивают работу вокруг запросов и интересов своих клиентов. Эту направленность отмечают руководители библиотек, подчеркивая ориентацию на пользователя и персонализацию обслуживания.  Если раньше пользователи шли в библиотеку просто за информацией, то сегодня они все чаще нуждаются в специальных консультациях. Посетители обращаются к сотрудникам библиотек как к экспертам, полагаясь на их особые знания и умения. Именно поэтому в последние годы существенно возросли требования к библиотеке и ее сотрудникам.

Пользователи всегда могут рассчитывать на помощь и консультации библиотекарей. Информационно-справочное обслуживание предоставляется на местах, в отделах библиотек. Кроме того, сотрудники библиотек Колумбийского университета проводят индивидуальные консультации по учебным, научно-исследовательским запросам студентов и преподавателей. Библиотекари в течение часа готовы подобрать и предложить необходимые ресурсы библиотеки или базы данных. Причем сделают это на высоком профессиональном уровне.

В библиотеках Колумбийского университета работают около 50 библиотекарей, специализирующихся в тех или иных областях знаний: история литературы, история искусства, химия, биомедицина и т.д. Они готовы помочь студентам, аспирантам, преподавателям в их исследованиях. Консультационные библиотечные услуги оказываются и удаленным пользователям – по телефону, электронной почте. Для получения быстрого ответа на вопрос можно использовать мгновенные сообщения (IM), чтобы связаться с любым из сотрудников библиотек по всей территории кампуса.

Это то, что касается библиотек Колумбийского университета в целом. А какова же специфика главной среди них – Библиотеки Батлера?

Библиотека Батлера – это библиотека по гуманитарным наукам – содержит издания по истории, литературе, культуре и ориентирована на студентов старших курсов (graduate students) и колледжа (undergraduate students) Колумбийского университета по специальности «гуманитарные науки». Сюда также приезжают многие ученые, интересующиеся специальными коллекциями этой библиотеки.

Для ведения углубленной научной деятельности созданы все условия. На верхнем этаже здания расположены специальные отдельные кабинеты для исследователей, работающих над своими диссертациями.

В библиотеке есть читальные залы литературы по конкретным направлениям. Мы успели бегло посмотреть залы исламской литературы, литературы Южной Азии и Средневековья. Сотрудники библиотеки, проводившие экскурсию, пояснили, что с этими ресурсами чаще всего работают студенты выпускных курсов соответствующих специализаций.

Отдельного читального зала литературы на славянских языках в Библиотеке Батлера, увы,  нет. Зато есть крупнейшая в США специальная коллекция по России и Восточной Европе – архив Бахметева, который насчитывает более 1 млн единиц хранения. Этим собранием пользуются многие специалисты со всего мира. По сравнению с собранием Стэнфордского университета, коллекция Колумбийского университета  в большей степени ориентирована на славянскую литературу и культуру. (Описание архива доступно в Интернете.) Студенты выпускного курса и колледжа используют эти исторические материалы: тесно работая с уникальным архивом, они лучше понимают, что лежит за историческими фактами и повествованиями.

Надо заметить, что материалы по России можно найти почти в каждой из 22 библиотек Колумбийского университета. Значительные коллекции есть в Библиотеке Эйвери (искусство и архитектура), Библиотеке Лемана (политические науки, социология), Библиотеке по юридическим наукам Артура Даймонда и Библиотеке музыки и искусств Г. Винера. Помимо книг и журналов, собрания содержат разнообразные материалы для исследований по России в электронном виде (тексты, базы данных).

Американские коллеги заметили, что интерес к славянским фондам наблюдается и в других университетах страны. К примеру, в Университете Пенсильвании есть курс по русской истории, в который включены занятия в библиотеке, использование аутентичных артефактов.

В отделе редких материалов находится обширная коллекция, начиная от клинописи на глиняных дощечках и папирусов и заканчивая архивами публикаций современных издательств. Нам показали редкие книги XVII в., которые, к нашему удивлению, оказались доступны для студентов.

В Колумбийском университете родилась идея создания устной истории: здесь стали систематически собираться интервью выдающихся людей в различных областях, и был создан Исследовательский офис устной истории – старейший в мире.

Отдел обслуживания электронными текстами представляет собой совершенно иной тип помещения. Первоначально здесь собирались все поступающие в библиотеку электронные тексты, например на CD-ROM.  Они и сейчас здесь хранятся, поскольку в них содержится информация, необходимая для ряда учебных дисциплин. Но читатели любят приходить в этот зал не только для того, чтобы пользоваться «готовой» информацией. Все чаще они предпочитают создавать собственные электронные тексты. И для этого созданы все условия. В зале множество компьютеров, сканеров, установлено разнообразное программное обеспечение. Сотрудники отдела оказывают помощь читателям: консультируют, рекомендуют, помогают освоить незнакомое приложение. Кстати, в отделе работают с российской программой для распознавания текстов – ABBYY FineReader, лидером в этой области.

Коллекция электронных книг в библиотеке сравнительно небольшая, и связано это с тем, что они не всегда удовлетворяют пользователей. Например, существует онлайновый вариант «Энциклопедии ислама», но всякий, кто работал с ней, скажет, что пользоваться этим ресурсом не особенно удобно. Представители библиотеки заметили, что предстоит еще немало потрудиться над совершенствованием электронных книг.

В начале экскурсии директор библиотек Колумбийского университета Дж. Нил сообщил: «Библиотека открыта 24 часа в день, 7 дней в неделю». И с улыбкой добавил: «Студенты здесь едят, спят и иногда учатся». Действительно, посетители чувствуют здесь себя весьма комфортно.  Помещения всех библиотек разделены на три зоны – красную, желтую, зеленую: в красной пользователям не разрешается есть и пить, в желтой нельзя есть, но можно пить, в зеленой позволены и еда, и питье.

Библиотеки Колумбийского университета предлагают своим пользователям не только удобные, но и разнообразные рабочие места: тихие места для учебы – отдельные кабинеты, которые можно резервировать; места для общения, где разрешено вести разговоры и обсуждения; комнаты для группового обучения, оборудованные досками, 20-дюймовыми мониторами, которые можно подключать к ноутбуку.

И как тут не вспомнить лозунг времен социализма, столь успешно реализуемый в капиталистических условиях: «Всё во имя человека, всё – для блага человека!»

(Продолжение обзора в следующем номере.)

  
На главную