Научные и технические библиотеки №12 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 4. Физика и метафизика информации

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Столяров Ю. Н. Закон адекватности библиотечного фонда условиям внешней и внутренней среды

Ушакова О. Б. Опыт раскрытия фонда научно-технической библиотеки предприятия

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Практика каталогизации: повседневные проблемы и пути их решения. Статья 1

НАША ПРОФЕССИЯ

Лиховид Т. Ф. Параметры «декларация миссии», «видение», «цели» на веб-сайтах библиотечно-информационных школ зарубежных университетов

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Крюкова А. В. «Круглый стол» «Ресурсы библиотек для образования в интересах устойчивого развития»: обзор работы

«РОССИЙСКИЙ "БИБЛИОБУС" В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Иванова Е. В., Волкова К. Ю. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад». (Обзор работы. Продолжение)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Новый вклад в повышение качества подготовки научных кадров

Дивногорцев А. Л. Книга, написанная после рецензии. (Новое обращение к истории Научной библиотеки Тверского государственного университета)

НАША ИСТОРИЯ. БИОГРАФИИ. ВОСПОМИНАНИЯ

Серебрянникова Т. О. «Крупнейший специалист в области классификации». Памяти Б. П. Гущина (1874-1936)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Шихова Х. И. «Виртуальный читальный зал» – новое звено информационно-ресурсного центра вуза

Якубов Э. Н. Расширение сотрудничества России и Украины в области библиотечного дела

УКАЗАТЕЛЬ ПУБЛИКАЦИЙ 2010 ГОДА

Систематический указатель

Авторский указатель


УДК 025.5

О. Б. Ушакова

Опыт раскрытия фонда
научно-технической библиотеки  предприятия

На примере Дорожного ЦНТИ Красноярской железной дороги представлено изменение технологии раскрытия фонда технической библиотеки с учетом  клиентоориентированного  подхода.

Как известно, важнейшей составляющей и одновременно условием организации библиотечно-информационной среды, ориентированной на пользователя, является раскрытие библиотечного фонда – совокупность разных видов деятельности, направленных на реализацию системы мер по обеспечению доступности фонда библиотеки для пользователей и распространению сведений о наиболее значимых его документах [1].

Традиционные способы раскрытия фонда – отражение поступивших изданий в каталогах, выставки новых поступлений, тематические выставки, а также различные формы информирования.

Появление электронного носителя информации, интернет-технологий формируют новую реальность, изменяют  традиционные методы и формы работы во всех сферах деятельности человека. Компьютеры и средства связи сформировали принципиально новую транспортную инфраструктуру доставки информации [2].

За последние 20 лет изменились все элементы окружения библиотек предприятий: организация-патрон, внешняя среда и потребители. Если раньше информационные центры и технические библиотеки предприятий могли себе позволить неспешно реагировать на внешние факторы влияния, то сейчас они действуют так же активно, как и их бизнес-эквиваленты, усваивая принципы стратегического маркетинга и коммерческого мировоззрения [3]. Уровень удовлетворения клиента качеством услуг становится важнейшим показателем конкурентоспособности любого предприятия.

Использование компьютерных технологий, маркетинговых методов позволяет существенно дополнить традиционные способы раскрытия фонда библиотек.

Дорожный центр научно-технической информации (ДЦНТИ) Красноярской железной дороги – основная организация в области научно-технической, экономической, технологической информации и библиотечно-библиографического обслуживания специалистов Красноярской железной дороги. ДЦНТИ создан в 1997 г. путем слияния Дорожной научно-технической библиотеки и Дорожного центра научно-технической информации. Сегодня в его составе 9 линейных технических библиотек на станциях Красноярской ж. д.; в штате (с учетом филиалов) 32 сотрудника; фонд документов и неопубликованных материалов – свыше 560 тыс. экз., в том числе более 230 наименований газет и журналов.

Пользователями ДЦНТИ могут быть сотрудники Красноярской железной дороги, дирекций и предприятий ОАО «РЖД».

Автоматизация библиотечных процессов в ДЦНТИ осуществляется на основе Системы автоматизации библиотек ИРБИС64. Сайт в Интранете ОАО «РЖД» существует с 2004 г. (с доступом к электронному каталогу).  Все услуги предоставляются бесплатно.

В настоящее время фонд НТБ ДЦНТИ – это уникальный для региона информационный ресурс, так как содержит в основном издания по железнодорожной тематике, которые практически не представлены в массовых библиотеках, книжных магазинах. Отраслевые периодические издания (за редким исключением) выписывает только ДЦНТИ.

Однако в последнее время наблюдается тенденция к снижению посещаемости и использования фонда. Традиционные методы работы, даже с применением компьютерных технологий, уже не привлекают пользователя. После анализа сложившейся ситуации были проведены мероприятия по дополнительному раскрытию фонда ДЦНТИ, которые позволили активизировать его использование.

Изменение технологии проведения тематических выставок

С середины XIX в. тематические книжные выставки – основная форма наглядного информирования о литературе. Главная цель выставочной работы библиотеки как правило – раскрытие фонда, увеличение его обращаемости, обеспечение эффективности использования каждой книги. Задачами, решаемыми библиотекой посредством библиотечных выставок, являются привлечение внимания к чтению, облегчение поиска необходимых изданий [4].

В ДЦНТИ тематические выставки проводились регулярно, темы выставок были актуальны для специалистов дороги, но их эффективность снижалась (а один из основных критериев эффективности, как известно, – увеличение книговыдачи экспонируемых изданий). Традиционные формы рекламы выставок – хорошее дизайнерское оформление (ДЦНТИ обладает богатыми полиграфическими возможностями, в штате есть профессиональные дизайнеры), объявления перед входом в библиотеку, оповещения на сайте – уже не давали нужного результата. Выставки посещались в основном пользователями, пришедшими в библиотеку для реализации своих информационных запросов, которые в данный момент времени могли и не соответствовать тематике выставки. Книговыдача изданий существенно не увеличивалась, эффективность этого способа раскрытия фонда была низкой. В то же время подготовка выставок сопряжена с существенными трудозатратами.

Как известно, реклама – это один из основных методов продвижения услуг в конкурентной среде. Но способы доставки рекламных сообщений в настоящее время сильно изменились. Основной особенностью является персонализация обращения к пользователю: в бизнес-структурах активно внедряются CRM-системы, использование которых позволяет обеспечивать индивидуальный подход к каждому клиенту независимо от их количества.

Недостатком традиционно использовавшегося метода рекламы тематических выставок было обращение ко всем пользователям без выделения целевых групп. Однако специалисты не хотят тратить время на посещение библиотеки, если это напрямую не связано с удовлетворением их информационной потребности.

Для того чтобы сообщение о проводимой выставке было адресовано конкретному сегменту пользователей, чьи интересы соответствуют теме выставки, необходимо четко знать информационные потребности абонентов и иметь возможность быстро получать их контактные данные.  Эта задача была решена после внедрения в работу ДЦНТИ программных и технологических новшеств:

в 2009 г. на основе принципов CRM-систем проведена доработка БД «Читатели»  в целях обеспечения сохранения данных об информационных потребностях, учета и анализа обслуживания абонентов ИРИ и кольцевой почты, тематических рассылок;

в 2010 г. с использованием ПО  J-ИРБИС создан новый сайт ДЦНТИ.

После анализа существующих возможностей J-ИРБИС и соединения их с доработками БД «Читатель», в технологию подготовки тематических выставок внесены изменения (рис.); основной алгоритм подготовки остался традиционным. Необходимо отметить, что некоторые элементы схемы – это «калька» классического алгоритма для бумажных источников (они очерчены пунктирной линией), но с учетом возможностей электронного каталога и автоматизированной книговыдачи позволяют получать необходимые данные (анализ использования изданий в различных формах информирования и анализ изменения параметров книговыдачи после выставки) оперативно и с минимальными трудозатратами.

Результаты проведенных изменений: пользователи стали целенаправленно посещать тематические выставки; повысилась эффективность проводимых выставок, что подтверждается цифрами книговыдачи изданий до и после экспонирования.

Использование измененной технологии проведения выставок выявило ряд положительных моментов как для пользователей, так и для ДЦНТИ:

полная информация с «зеркалом» выставки по электронной почте доставляется только тем пользователям, кому интересна данная тематика;

виртуальная выставка позволяет пользователю самостоятельно оценить необходимость посещения библиотеки, так как раскрыто содержание изданий;

на сайте формируется архив виртуальных выставок, что позволяет раскрывать и рекламировать фонд постоянно, а не только во время работы соответствующей выставки;

осуществляется постепенная семантическая доработка изданий в электронном каталоге (для тех изданий, которые были введены в ЭК в виде краткого описания);

запись в ЭК наглядно представляет использование изданий в различных формах информирования (поле «Групповое информирование»);

добавление/удаление выставочных изданий происходит при заполнении/удалении данных в поле «Групповое информирование» в ЭК ДЦНТИ без непосредственного редактирования содержимого соответствующего раздела сайта;

практически все дополнительные этапы осуществляются библиотекарями без привлечения программиста (его услуги необходимы только для создания ссылки на выставку).

Изменение семантического раскрытия изданий
в электронном каталоге ДЦНТИ

Внедрение автоматизации в библиотечные технологические процессы ДЦНТИ началось в 2003 г. Все поступающие издания отражались в электронном каталоге, содержание раскрывалось с использованием: 1) индексов УДК, 2) индексов ГРНТИ, 3) предметных рубрик, 4) ключевых слов.

При ретровводе активной части фонда (для ускорения внедрения автоматизированной книговыдачи) принято решение о вводе в ЭК краткого библиографического описания без раскрытия содержания издания. В результате, когда в 2008 г. обслуживание в режиме автоматизированной книговыдачи было реализовано (в условиях неполного ввода всего фонда в ЭК часть изданий выдавалась традиционным способом), пользователей не только не стало больше, но наметилась тенденция к снижению посещаемости.

В 2009 г. проведены опросы пользователей на абонементе, а также анализ использования ЭК на сайте ДЦНТИ. Оказалось, что пользователи, не найдя издание в ЭК на сайте ДЦНТИ, полагают, что его нет в фонде библиотеки. Поиск в ЭК на сайте библиотеки проводится, как правило, по ключевым словам, и, таким образом, издания, введенные в форме краткого библиографического описания, чаще всего не отражаются в результатах поиска, поскольку заглавие не всегда раскрывает содержание документа.

Опыт показал, что желание как можно быстрее внедрить новую форму обслуживания (автоматизированную книговыдачу) в ущерб качеству аналитико-синтетической обработки информации об издании приводит к негативным последствиям не только для пользователя, но и для библиотеки в целом.

В конце 2009 г. принято решение об отмене ввода краткого библиографического описания при ретровводе и дополнительном раскрытии содержания изданий по железнодорожной тематике и смежным отраслям – как новинок, так и поступающих на ретроввод.

В настоящее время содержание каждого издания отраслевой тематики вводится в ЭК ДЦНТИ с использованием: 1) индексов УДК, 2) индексов АСНТИ по железнодорожному транспорту, 3) предметных рубрик, 4) ключевых слов, 5) оглавления, 6) аннотации. К записям новых поступлений и экспонируемым на выставках изданиям подключается графический файл обложки. Для ускорения ввода оглавлений и аннотаций изданий используются сканеры-ручки (C-Pen). Количество изданий, найденных с помощью поиска в ЭК ДЦНТИ, увеличилось, пользователи все чаще приходят на абонемент после успешного поиска информации в ЭК на сайте.

Таким образом, анализ и оптимизация технологических процессов с учетом удовлетворения потребностей пользователей, применение для раскрытия фонда компьютерных технологий с учетом принципов CRM-систем позволяют не только повысить эффективность традиционных методов библиотечной работы, но и способствуют формированию положительного образа библиотеки как важного и необходимого подразделения ДЦНТИ и Красноярской железной дороги.

Обеспечение качественной информационной поддержки управленческих решений современного предприятия в конкурентной среде возможно при условии использования в работе библиотек лучших методов и инструментов современного маркетинга, менеджмента, информационных технологий, управления знаниями.

Из отзывов пользователей: «Благодаря вашей выборке я нашел нужную мне информацию о наличии литературы очень быстро (в библиотеки редко заглядываю, так как достаточно много информации можно получить в Интернете, но такую литературу сложно найти, а купить тем более). Неплохо бы еще организовать рассылку оповещений на электронную почту или смс о приходе новой литературы по тематикам, интересующим меня. Также хорошо бы иметь возможность бронирования через веб–интерфейс, в случае если книга на руках – записаться и таким образом спланировать график чтения на ближайший период.

апрель 2010 г. Богорад С. Б., 
зам. начальника Дорожного топливно-энергетического центра».

Список источников

1. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде [Текст]  / М. Я. Дворкина. – Москва : Гранд-Фаир, 2009. – 256 с.

2. Степанов В. К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности [Текст]  / В. К. Степанов.— Москва : Изд-во ФАИР, 2009. – 304 с.

3. Гольдина О. Ю. Маркетинговый подход к деятельности библиотеки, службы информации [Текст] / О. Ю. Гольдина // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 3. – С. 46–60.

4. Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст]  / Н. В. Збаровская. – С.-Петербург : Профессия, 2004. – 224 с.

Дополнительные этапы подготовки тематической выставки
в ДЦНТИ Красноярской ж.д.

  
На главную