НАША ПРОФЕССИЯ
УДК 02:378.4
Т. Ф. Лиховид
Параметры «декларация миссии», «видение», «цели»
на веб-сайтах библиотечно-информационных школ
зарубежных университетов
Рассмотрено содержание целеполагающих
формулировок на сайтах библиотечно-информационных школ зарубежных университетов.
Создание единого общеевропейского образовательного пространства,
декларированное Болонским соглашением, ведет к принятию ряда унифицированных
организационно-методических решений. Среди них: многоступенчатая структура
образовательного процесса (бакалавр – магистр – доктор), единая система
зачетных единиц, применение компетентностного подхода в подготовке кадров и др.
В этот процесс включены и библиотечно-информационные факультеты (школы)
университетов, в том числе отечественных.
Одна из характерных черт процесса интернационализации, унификации
деятельности университетов – использование технологий менеджмента организации в
определении стратегических направлений развития высшего учебного заведения.
Один из элементов этих технологий – формулировка миссии, т.е. выработка
лаконичного документа под названием «миссия» (mission)
или «декларация миссии» (mission statement). В этом документе отражаются основные
представления коллектива о назначении и целях организации. В менеджменте это
понятие разрабатывается с 1960-х гг., прежде всего в США. В зарубежном
библиотечном деле оно используется с 1980-х гг. и носит прикладной
характер.
В настоящее время многие зарубежные университеты, библиотечные
ассоциации, библиотеки имеют сформулированную миссию [1, 2]. Проанализируем характер таких формулировок на сайтах
библиотечно-информационных школ зарубежных университетов.
Формулировка миссии может носить весьма лаконичный или достаточно
пространный характер. Так, например, Национальная высшая школа информационных
наук и библиотек (L'enssib – École nationale
supérieure des sciences de l’information et des bibliothèques; Франция Виллербан) так формулирует
свою миссию: «Миссией <…> является формирование кадров для библиотек и
работы в сфере информации (смотрители, библиотекари, магистры) и развитие
научных исследований в области информации, библиотековедения и истории книги» [3].
Ещё один пример формулировки миссии: «Школа
библиотечно-информационных наук Университета Висконсин-Мэдисон (США. – Т. Л.) существует, чтобы обучать
тому, как соединять информацию во всех ее культурных формах и людей, которые
нуждаются в ней, способствуя тем самым увеличению индивидуального и
коллективного знания, росту продуктивности и благополучия; как создавать и
распространять знания о зафиксированной на носителях информации, ее
пользователях и способах использования, услугах, процессах и технологиях, которые
облегчают ее применение и управление ею, системах и стратегиях, которые влияют
на доступ к ней; как способствовать повышению и улучшению возможностей школ
библиотечно-информационных наук благодаря превосходной программе на степень
доктора наук; как помочь формировать будущее библиотечно-информационной
профессии» [4].
Чаще всего формулировка миссии организации
связывается с целями ее деятельности. Это хорошо видно на примере Школы
библиотечно-информационных наук Университета Альберты
(University of Alberta, School of Library and Information Studies; Канада, Эдмонтон). Здесь
сформулированы миссия, образовательные, научные и служебные цели, а также цели
и задачи программы обучения на магистра библиотечно-информационных наук:
«Миссия:
Как часть Университета Альберты, Школа библиотечно-информационных наук
старается выполнять миссию университета. Миссия университета – служить
обществу, распространяя науку через обучение и открывая знание через науку.
Выполняя миссию Университета Альберты, Школа
библиотечно-информационных наук предоставляет и пропагандирует региональное, национальное
и международное лидерство ради продвижения образования, научных исследований и
обслуживания в сфере библиотечно-информационных наук. Миссия школы
характеризуется многоплановыми точками зрения на аспекты информационного доступа,
ориентированные на пользователя и справедливость. Миссия школы четко обозначена
в следующих образовательных, научно-исследовательских и служебных целях.
Образовательные
цели:
·
готовить учащихся к занятию ответственных позиций в
сфере библиотечно-информационной деятельности благодаря аккредитованной программе
бакалавриата, а также программе «Магистр библиотечно-информационной
деятельности»;
·
обучатьи
руководить студентами, проходящими программы бакалавриата, магистратуры,
докторантуры и получающими диплом о послевузовском образовании в сфере
библиотечно-информационной деятельности или по другим дисциплинам;
·
предоставлять студентам, обладающим уникальным опытом
работы и большим научным потенциалом, возможность обучаться в докторантуре по
индивидуальной междисциплинарной программе.
Научные
цели:
·
проводить научную работу и исследования, обогащающие
базу знаний в области библиотечно-информационной деятельности;
·
распространять научные знания в сфере библиотечно-информационной
деятельности.
Служебные
цели:
·
участвовать в
коллегиальном управлении Университетом Альберты;
·
поддерживать библиотечно-информационную профессию через
консультации, руководство и непрерывное образование;
·
помогать обществу в целом благодаря распространению
науки и знаний» [5].
В наиболее развернутом виде на сайтах библиотечно-информационных
школ западных университетов предоставляется такая информация: «видение»,
«миссия», «цели» («vision», «mission», «goals»). Под «видением», очевидно, подразумеваются
перспективные, общие задачи организации («видение будущего организации»).
Пример такого подхода мы видим у Школы информационных наук Университета
МакГилл (McGill University, School of Information Studies; Канада, Квебек). На сайте сформулированы видение, миссия и цели:
«Вúдение:
Школа информационных наук уделяет основное внимание знаниям и
умениям, необходимым для определения, приобретения, организации, поиска и
распространения информации, чтобы удовлетворить потребности людей в различной информации,
знаниях и обучении.
Школа намерена способствовать развитию динамично меняющейся области
библиотечно-информационных наук благодаря:
1. Привлечению лучших студентов и развитию их стремления к будущему
лидерству в информационной профессии;
2. Подготовке информационных специалистов, ориентированных на
обслуживание и готовых к инновациям и работе в различном окружении;
3. Проведению исследований и подготовке публикаций, развивающих
теорию и практику данной области знания;
4. Пропаганде высокого профессионализма в работе;
5. Нашему ведущему положению в информационном сообществе в Квебеке
(Канада) и за рубежом.
Миссия:
Миссия Школы информационных наук – развитие обучения через образование,
эрудицию и обслуживание в сфере библиотечно-информационных наук.
Цели:
Школа пользуется преимуществами своего расположения в Квебеке для
достижения следующих целей:
1. Образовательная: разрабатывать, применять и
пропагандировать программы научного и профессионального развития;
2. Научная: поощрять критическое мышление и научные исследования
для развития как теории, так и практики;
3. Служебная: служить научному, профессиональному и гражданскому сообществам»
[6].
Параметр «видение» редко используется в отечественном менеджменте,
поэтому приведем еще один пример. Королевская школа библиотечно-информационных
наук в Копенгагене (The Royal School of Library and Information Science)
видит свои перспективы так:
«Видение датской Королевской школы библиотечно-информационных наук
отражает ее миссию в свете новых требований к компетенциям в обществе знания.
Основные компетенции – организация знаний и поиск информации – создают
классическую основу работы библиотек и организаций по сбору, структурированию,
управлению, распределению, поиску и передаче информации и знаний. Цель научных
исследований в данной области и развития этих основных компетенций – оптимизировать
взаимодействие между производителями и пользователями информации и знания.
Видение можно рассматривать как дальнейшее распространение расширенной
библиотечной концепции «Акта о библиотеках», как отражение долгосрочного
соглашения и как основные пункты культурной политики. Королевская школа
библиотечно-информационных наук будет:
1. Специализироваться в национальном процессе разделения труда в
области организации знания и поиска информации;
2. Позиционировать себя как центрального игрока в развитии датского
библиотечного сообщества;
3. Способствовать улучшению компетенций библиотек в области информации
для детей, учащихся, студентов и взрослых в том, что касается использования Интернета
и других цифровых ресурсов;
4. Выполнять требования общества к новым центральным компетенциям в
сфере операций со знаниями, информацией и культурой.
5. Усиливать свое международное положение в области
библиотечно-информационных наук;
6. Создавать учебную атмосферу, которая стимулирует концентрацию на
изучаемой дисциплине и воспитывает заинтересованных специалистов в обществе
знаний, стремящихся и в дальнейшем поддерживать демократические и создающие
уникальность культурные ценности общества;
7. Оставаться привлекательным местом работы, обеспечивающим особое
внимание развитию компетенций и конструктивной деловой обстановке среди своих
заинтересованных сотрудников» [7].
Формулировка миссии используется в деятельности университетов различных
стран, но не является обязательной, общепринятой. Так, на сайтах пяти ведущих
библиотечно-информационных школ Великобритании (School of Library, Archive and
Information Studies, University College London; The Department of Information
Studies, The University Of Sheffield; Department of Information Science,
Loughborough University; College of Librarianship, University of Wales; School
of Informatics, City University, London; Department of Information and
Communications, Manchester Metropolitan University) «декларация миссии», целевые
установки вообще отсутствуют.
Напротив, в университетах США рассматриваемые параметры получили наиболее
широкое применение и формулируются очень подробно, включая миссию,
стратегические цели, тактические задачи и результаты освоения учебных программ.
В качестве примера приведем формулировки сайта Школы библиотечно-информационных
наук Университета Айовы:
«Миссия:
Школа библиотечно-информационных наук предлагает магистерскую
программу по профессиональной и научной подготовке студентов к работе в
библиотеках и информационных центрах. Программа имеет аккредитацию Американской
библиотечной ассоциации. В соответствии с миссией Университета Айовы, школа
стремится совершенствовать образование будущих библиотечно-информационных
специалистов, вносить свой вклад в базу знаний библиотечно-информационных наук,
а также служить людям, заинтересованным в деятельности школы, на местном,
региональном, национальном и международном уровнях.
Библиотечно-информационные специалисты удовлетворяют потребности
детей и учителей, членов научных обществ, работников коммерческих и
некоммерческих организаций, а также общества в целом – от малообразованных
людей до людей, обладающих обширными познаниями. Их работа связана с такими
вопросами, как информационные и коммуникационные технологии, публичная и
частная информационная политика, управленческая политика, а также региональная,
национальная и международная экономика.
Цели:
Школа библиотечно-информационных наук предлагает магистерскую
программу подготовки студентов к работе во всех типах библиотек и информационных
центров. Данная программа:
1. Предоставляет студентам качественное фундаментальное образование
благодаря учебной программе, которая отражает насущные и долгосрочные нужды
профессии и учит студентов быть лидерами в этой меняющейся области;
2. Создает обстановку, комфортную для студентов, преподавателей и
сотрудников, принадлежащих к любой культуре, народу и говорящих на любом языке;
3. Стремится к превосходному качеству научных исследований, которые
обогатят базу теоретических и практических знаний библиотечно-информационных наук;
4. Учит студентов обеспечивать разнообразные и меняющиеся информационные
потребности отдельных людей и социальных групп мирового сообщества;
5. Предоставляет услуги обществу через систему дальнейшего образования,
консультационное обслуживание библиотек и информационных центров и участие в
профессиональных организациях;
6. Побуждает студентов, преподавателей и выпускников формировать
будущее своей профессиональной области, занимая ведущие должности в
организациях, работающих со всеми аспектами информационного цикла.
Результаты программы:
Студенты, успешно прошедшие программу на степень магистра искусств
в области библиотечно-информационных наук, показывают знания и владение информацией
в следующих областях:
1. Историческое развитие библиотечно-информационных наук, а также
современные и будущие тенденции на местном, национальном и мировом уровне;
2. Профессиональные, этические и философские вопросы, в том числе
интеллектуальная свобода, право на доступ к информации, неприкосновенность
частной информации, информационная грамотность и мультикультурное общество;
3. Информационный цикл от производства до использования; роли
участников цикла: авторов, библиотекарей, информационных специалистов,
издателей (стандартные и альтернативные издания), посредников, пользователей;
4. Теории, принципы и способы, способствующие эффективному отбору,
комплектованию, организации, хранению, поиску, оценке, распространению и
использованию множества разных носителей информации (текстовой, звуковой,
изобразительной, видео) в электронном и неэлектронном формате;
5. Современные управленческие концепции и практический опыт, необходимые
для эффективного управления персоналом, планирования информационных услуг,
определения нужд, формулирования целей, анализа проблем, внедрения программ,
оценки результатов как в традиционной, так и в инновационной обстановке;
6. Современные технологические проблемы в области дизайна, оценки,
внедрения и управления компьютерами, программами, телекоммуникационными сетями
и информационными системами;
7. Научно-исследовательская база данной отрасли, включая исторические
течения и основные события, а также современную науку и связь между
библиотечно-информационными науками и другими дисциплинами, такими, как
коммуникация, информатика, культурология, педагогика, история, лингвистика,
социология и психология;
8. Тесная взаимосвязь между научно-исследовательской базой дисциплины
и практической деятельностью, применение установленных принципов, результатов и
методов научных исследований к решению текущих проблем;
9. Культурные, социальные, экономические и интеллектуальные факторы,
влияющие на обстоятельства, в которых формируются информационные потребности
клиентов, а также стратегии, подходящие для удовлетворения данных потребностей»
[8].
Таким образом, информация, характеризующая основные целевые установки
библиотечно-информационных школ, может предоставляться в различном объеме,
иметь формулировки, отражающие представления членов коллектива о назначении и
значимости их деятельности. Единых правил, «клише» не существует.
Библиотечно-информационные факультеты отечественных вузов пока не
используют агитационный потенциал «декларации миссии». Мы проанализировали
сайты восемнадцати университетов, академий и институтов культуры и искусств
России, но подобного параметра не обнаружили.
В двух случаях на сайтах отражены целевые установки вуза. В обращении
ректора Алтайской государственной академии культуры и искусств профессора А. С. Кандыкова
говорится: «Основная цель образовательной деятельности академии – подготовка
квалифицированного специалиста в области социально-культурной деятельности,
художественной культуры, музейного дела, туризма; специалиста компетентного,
готового к постоянному профессиональному росту, творчески активного и
способного к культуроразвивающей и созидательной деятельности в различных
социальных средах. У наших выпускников высокая миссия – служения культуре, которая
осознается как действенное средство воспитания, социализации личности,
достижения нравственного здоровья нации» [9].
На сайте МГУКИ отмечено: «Стратегическая цель – удовлетворение
потребностей общества в новом типе специалиста, способного решать важнейшие
проблемы научного, технического и культурного прогресса» [10].
Учитывая мобилизующий характер таких элементов менеджмента организации,
как формулировка ее миссии, целей и задач, возможно, следует шире использовать рассмотренные
элементы в документах, рекламных акциях, на сайтах библиотечно-информационных
факультетов.
Список источников
1. Лиховид Т. Ф. Миссия публичной библиотеки /
Т. Ф. Лиховид // Современная библиотека. – 2010. – № 3.
2. Суслова И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
: учеб. для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова,
В. К. Клюев – С.-Петербург : Профессия, 2009. – С. 139–144.
3. www.enssib.fr/
4. http://www.slis.wisc.edu/about
5. www.slis.ualberta.ca/mission.cfm
6. www.mcgill.ca/sis/aboutus/vision/
7. www.db.dk/english/aboutus/mission/
8. http://slis.grad.uiowa.edu/mission
9. www.altgaki.org
10.
www.mguki.ru
|