Научные и технические библиотеки №12 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 4. Физика и метафизика информации

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Столяров Ю. Н. Закон адекватности библиотечного фонда условиям внешней и внутренней среды

Ушакова О. Б. Опыт раскрытия фонда научно-технической библиотеки предприятия

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Практика каталогизации: повседневные проблемы и пути их решения. Статья 1

НАША ПРОФЕССИЯ

Лиховид Т. Ф. Параметры «декларация миссии», «видение», «цели» на веб-сайтах библиотечно-информационных школ зарубежных университетов

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Крюкова А. В. «Круглый стол» «Ресурсы библиотек для образования в интересах устойчивого развития»: обзор работы

«РОССИЙСКИЙ "БИБЛИОБУС" В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Иванова Е. В., Волкова К. Ю. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад». (Обзор работы. Продолжение)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Новый вклад в повышение качества подготовки научных кадров

Дивногорцев А. Л. Книга, написанная после рецензии. (Новое обращение к истории Научной библиотеки Тверского государственного университета)

НАША ИСТОРИЯ. БИОГРАФИИ. ВОСПОМИНАНИЯ

Серебрянникова Т. О. «Крупнейший специалист в области классификации». Памяти Б. П. Гущина (1874-1936)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Шихова Х. И. «Виртуальный читальный зал» – новое звено информационно-ресурсного центра вуза

Якубов Э. Н. Расширение сотрудничества России и Украины в области библиотечного дела

УКАЗАТЕЛЬ ПУБЛИКАЦИЙ 2010 ГОДА

Систематический указатель

Авторский указатель


НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 02:378.4

Т. Ф. Лиховид

Параметры «декларация миссии», «видение», «цели»
на веб-сайтах библиотечно-информационных школ
зарубежных университетов

Рассмотрено содержание целеполагающих
формулировок на сайтах библиотечно-инфор­мационных школ зарубежных университетов.

Создание единого общеевропейского образовательного пространства, декларированное Болонским соглашением, ведет к принятию ряда унифицированных организационно-методических решений. Среди них: многоступенчатая структура образовательного процесса (бакалавр – магистр – доктор), единая система зачетных единиц, применение компетентностного подхода в подготовке кадров и др. В этот процесс включены и библиотечно-информационные факультеты (школы) университетов, в том числе отечественных.

Одна из характерных черт процесса интернационализации, унификации деятельности университетов – использование технологий менеджмента организации в определении стратегических направлений развития высшего учебного заведения.

Один из элементов этих технологий – формулировка миссии, т.е. выработка лаконичного документа под названием «миссия» (mission) или «декларация миссии» (mission statement). В этом документе отражаются основные представления коллектива о назначении и целях организации. В менеджменте это понятие разрабатывается с 1960-х гг., прежде всего в США. В зарубежном библиотечном деле оно используется с 1980-х гг. и носит прикладной характер.

В настоящее время многие зарубежные университеты, библиотечные ассоциации, библиотеки имеют сформулированную миссию [1, 2]. Проанализируем характер таких формулировок на сайтах библиотечно-информационных школ зарубежных университетов.

Формулировка миссии может носить весьма лаконичный или достаточно пространный характер. Так, например, Национальная высшая школа информационных наук и библиотек (L'enssib – École nationale supérieure des sciences de l’information et des bibliothèques; Франция Виллербан) так формулирует свою миссию: «Миссией <…> является формирование кадров для библиотек и работы в сфере информации (смотрители, библиотекари, магистры) и развитие научных исследований в области информации, библиотековедения и истории книги» [3].

Ещё один пример формулировки миссии: «Школа библиотечно-информационных наук Университета Висконсин-Мэдисон (США. – Т. Л.) существует, чтобы обучать тому, как соединять информацию во всех ее культурных формах и людей, которые нуждаются в ней, способствуя тем самым увеличению индивидуального и коллективного знания, росту продуктивности и благополучия; как создавать и распространять знания о зафиксированной на носителях информации, ее пользователях и способах использования, услугах, процессах и технологиях, которые облегчают ее применение и управление ею, системах и стратегиях, которые влияют на доступ к ней; как способствовать повышению и улучшению возможностей школ библиотечно-информационных наук благодаря превосходной программе на степень доктора наук; как помочь формировать будущее библиотечно-информационной профессии» [4].

Чаще всего формулировка миссии организации связывается с целями ее деятельности. Это хорошо видно на примере Школы библиотечно-информационных наук Университета Альберты (University of Alberta, School of Library and Information Studies; Канада, Эдмонтон). Здесь сформулированы миссия, образовательные, научные и служебные цели, а также цели и задачи программы обучения на магистра библиотечно-информационных наук:

«Миссия: Как часть Университета Альберты, Школа библиотечно-информационных наук старается выполнять миссию университета. Миссия университета – служить обществу, распространяя науку через обучение и открывая знание через науку.

Выполняя миссию Университета Альберты, Школа библиотечно-информационных наук предоставляет и пропагандирует региональное, национальное и международное лидерство ради продвижения образования, научных исследований и обслуживания в сфере библиотечно-информационных наук. Миссия школы характеризуется многоплановыми точками зрения на аспекты информационного доступа, ориентированные на пользователя и справедливость. Миссия школы четко обозначена в следующих образовательных, научно-исследовательских и служебных целях.

Образовательные цели:

·      готовить учащихся к занятию ответственных позиций в сфере библиотечно-информационной деятельности благодаря аккредитованной программе бакалавриата, а также программе «Магистр библиотечно-информационной деятельности»;

·      обучатьи руководить студентами, проходящими программы бакалавриата, магистратуры, докторантуры и получающими диплом о послевузовском образовании в сфере библиотечно-информационной деятельности или по другим дисциплинам;

·      предоставлять студентам, обладающим уникальным опытом работы и большим научным потенциалом, возможность обучаться в докторантуре по индивидуальной междисциплинарной программе.

Научные цели:

·      проводить научную работу и исследования, обогащающие базу знаний в области библиотечно-информационной деятельности;

·      распространять научные знания в сфере библиотечно-информа­ционной деятельности.

 

Служебные цели:

·      участвовать в коллегиальном управлении Университетом Альберты;

·      поддерживать библиотечно-информационную профессию через консультации, руководство и непрерывное образование;

·      помогать обществу в целом благодаря распространению науки и знаний» [5].

В наиболее развернутом виде на сайтах библиотечно-информа­ционных школ западных университетов предоставляется такая информация: «видение», «миссия», «цели» («vision», «mission», «goals»). Под «видением», очевидно, подразумеваются перспективные, общие задачи организации («видение будущего организации»).

Пример такого подхода мы видим у Школы информационных наук Университета МакГилл (McGill University, School of Information Studies; Канада, Квебек). На сайте сформулированы видение, миссия и цели:

«Вúдение:

Школа информационных наук уделяет основное внимание знаниям и умениям, необходимым для определения, приобретения, организации, поиска и распространения информации, чтобы удовлетворить потребности людей в различной информации, знаниях и обучении.

Школа намерена способствовать развитию динамично меняющейся области библиотечно-информационных наук благодаря:

1. Привлечению лучших студентов и развитию их стремления к будущему лидерству в информационной профессии;

2. Подготовке информационных специалистов, ориентированных на обслуживание и готовых к инновациям и работе в различном окружении;

3. Проведению исследований и подготовке публикаций, развивающих теорию и практику данной области знания;

4. Пропаганде высокого профессионализма в работе;

5. Нашему ведущему положению в информационном сообществе в Квебеке (Канада) и за рубежом.

Миссия:

Миссия Школы информационных наук – развитие обучения через образование, эрудицию и обслуживание в сфере библиотечно-информа­ционных наук.

Цели:

Школа пользуется преимуществами своего расположения в Квебеке для достижения следующих целей:

1. Образовательная: разрабатывать, применять и пропагандировать программы научного и профессионального развития;

2. Научная: поощрять критическое мышление и научные исследования для развития как теории, так и практики;

3. Служебная: служить научному, профессиональному и гражданскому сообществам» [6].

Параметр «видение» редко используется в отечественном менеджменте, поэтому приведем еще один пример. Королевская школа библиотечно-информационных наук в Копенгагене (The Royal School of Library and Information Science) видит свои перспективы так:

«Видение датской Королевской школы библиотечно-информационных наук отражает ее миссию в свете новых требований к компетенциям в обществе знания. Основные компетенции – организация знаний и поиск информации – создают классическую основу работы библиотек и организаций по сбору, структурированию, управлению, распределению, поиску и передаче информации и знаний. Цель научных исследований в данной области и развития этих основных компетенций – оптимизировать взаимодействие между производителями и пользователями информации и знания.

Видение можно рассматривать как дальнейшее распространение расширенной библиотечной концепции «Акта о библиотеках», как отражение долгосрочного соглашения и как основные пункты культурной политики. Королевская школа библиотечно-информационных наук будет:

1. Специализироваться в национальном процессе разделения труда в области организации знания и поиска информации;

2. Позиционировать себя как центрального игрока в развитии датского библиотечного сообщества;

3. Способствовать улучшению компетенций библиотек в области информации для детей, учащихся, студентов и взрослых в том, что касается использования Интернета и других цифровых ресурсов;

4. Выполнять требования общества к новым центральным компетенциям в сфере операций со знаниями, информацией и культурой.

5. Усиливать свое международное положение в области библиотечно-информационных наук;

6. Создавать учебную атмосферу, которая стимулирует концентрацию на изучаемой дисциплине и воспитывает заинтересованных специалистов в обществе знаний, стремящихся и в дальнейшем поддерживать демократические и создающие уникальность культурные ценности общества;

7. Оставаться привлекательным местом работы, обеспечивающим особое внимание развитию компетенций и конструктивной деловой обстановке среди своих заинтересованных сотрудников» [7].

Формулировка миссии используется в деятельности университетов различных стран, но не является обязательной, общепринятой. Так, на сайтах пяти ведущих библиотечно-информационных школ Великобритании (School of Library, Archive and Information Studies, University College London; The Department of Information Studies, The University Of Sheffield; Department of Information Science, Loughborough University; College of Librarianship, University of Wales; School of Informatics, City University, London; Department of Information and Communications, Manchester Metropolitan University) «декларация миссии», целевые установки вообще отсутствуют.

Напротив, в университетах США рассматриваемые параметры получили наиболее широкое применение и формулируются очень подробно, включая миссию, стратегические цели, тактические задачи и результаты освоения учебных программ. В качестве примера приведем формулировки сайта Школы библиотечно-информационных наук Университета Айовы:

«Миссия:

Школа библиотечно-информационных наук предлагает магистерскую программу по профессиональной и научной подготовке студентов к работе в библиотеках и информационных центрах. Программа имеет аккредитацию Американской библиотечной ассоциации. В соответствии с миссией Университета Айовы, школа стремится совершенствовать образование будущих библиотечно-информационных специалистов, вносить свой вклад в базу знаний библиотечно-информационных наук, а также служить людям, заинтересованным в деятельности школы, на местном, региональном, национальном и международном уровнях.

Библиотечно-информационные специалисты удовлетворяют потребности детей и учителей, членов научных обществ, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также общества в целом – от малообразованных людей до людей, обладающих обширными познаниями. Их работа связана с такими вопросами, как информационные и коммуникационные технологии, публичная и частная информационная политика, управленческая политика, а также региональная, национальная и международная экономика.

Цели:

Школа библиотечно-информационных наук предлагает магистерскую программу подготовки студентов к работе во всех типах библиотек и информационных центров. Данная программа:

1. Предоставляет студентам качественное фундаментальное образование благодаря учебной программе, которая отражает насущные и долгосрочные нужды профессии и учит студентов быть лидерами в этой меняющейся области;

2. Создает обстановку, комфортную для студентов, преподавателей и сотрудников, принадлежащих к любой культуре, народу и говорящих на любом языке;

3. Стремится к превосходному качеству научных исследований, которые обогатят базу теоретических и практических знаний библиотечно-информационных наук;

4. Учит студентов обеспечивать разнообразные и меняющиеся информационные потребности отдельных людей и социальных групп мирового сообщества;

5. Предоставляет услуги обществу через систему дальнейшего образования, консультационное обслуживание библиотек и информационных центров и участие в профессиональных организациях;

6. Побуждает студентов, преподавателей и выпускников формировать будущее своей профессиональной области, занимая ведущие должности в организациях, работающих со всеми аспектами информационного цикла.

Результаты программы:

Студенты, успешно прошедшие программу на степень магистра искусств в области библиотечно-информационных наук, показывают знания и владение информацией в следующих областях:

1. Историческое развитие библиотечно-информационных наук, а также современные и будущие тенденции на местном, национальном и мировом уровне;

2. Профессиональные, этические и философские вопросы, в том числе интеллектуальная свобода, право на доступ к информации, неприкосновенность частной информации, информационная грамотность и мультикультурное общество;

3. Информационный цикл от производства до использования; роли участников цикла: авторов, библиотекарей, информационных специалистов, издателей (стандартные и альтернативные издания), посредников, пользователей;

4. Теории, принципы и способы, способствующие эффективному отбору, комплектованию, организации, хранению, поиску, оценке, распространению и использованию множества разных носителей информации (текстовой, звуковой, изобразительной, видео) в электронном и неэлектронном формате;

5. Современные управленческие концепции и практический опыт, необходимые для эффективного управления персоналом, планирования информационных услуг, определения нужд, формулирования целей, анализа проблем, внедрения программ, оценки результатов как в традиционной, так и в инновационной обстановке;

6. Современные технологические проблемы в области дизайна, оценки, внедрения и управления компьютерами, программами, телекоммуникационными сетями и информационными системами;

7. Научно-исследовательская база данной отрасли, включая исторические течения и основные события, а также современную науку и связь между библиотечно-информационными науками и другими дисциплинами, такими, как коммуникация, информатика, культурология, педагогика, история, лингвистика, социология и психология;

8. Тесная взаимосвязь между научно-исследовательской базой дисциплины и практической деятельностью, применение установленных принципов, результатов и методов научных исследований к решению текущих проблем;

9. Культурные, социальные, экономические и интеллектуальные факторы, влияющие на обстоятельства, в которых формируются информационные потребности клиентов, а также стратегии, подходящие для удовлетворения данных потребностей» [8].

Таким образом, информация, характеризующая основные целевые установки библиотечно-информационных школ, может предоставляться в различном объеме, иметь формулировки, отражающие представления членов коллектива о назначении и значимости их деятельности. Единых правил, «клише» не существует.

Библиотечно-информационные факультеты отечественных вузов пока не используют агитационный потенциал «декларации миссии». Мы проанализировали сайты восемнадцати университетов, академий и институтов культуры и искусств России, но подобного параметра не обнаружили.

В двух случаях на сайтах отражены целевые установки вуза. В обращении ректора Алтайской государственной академии культуры и искусств профессора А. С. Кандыкова говорится: «Основная цель образовательной деятельности академии – подготовка квалифицированного специалиста в области социально-культурной деятельности, художественной культуры, музейного дела, туризма; специалиста компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, творчески активного и способного к культуроразвивающей и созидательной деятельности в различных социальных средах. У наших выпускников высокая миссия – служения культуре, которая осознается как действенное средство воспитания, социализации личности, достижения нравственного здоровья нации» [9].

На сайте МГУКИ отмечено: «Стратегическая цель – удовлетворение потребностей общества в новом типе специалиста, способного решать важнейшие проблемы научного, технического и культурного прогресса» [10].

Учитывая мобилизующий характер таких элементов менеджмента организации, как формулировка ее миссии, целей и задач, возможно, следует шире использовать рассмотренные элементы в документах, рекламных акциях, на сайтах библиотечно-информационных факультетов.

Список источников

1. Лиховид Т. Ф. Миссия публичной библиотеки / Т. Ф. Лиховид // Современная библиотека. – 2010. – № 3.

2. Суслова И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова, В. К. Клюев – С.-Петербург : Профессия, 2009. – С. 139–144.

3. www.enssib.fr/

4. http://www.slis.wisc.edu/about

5. www.slis.ualberta.ca/mission.cfm

6. www.mcgill.ca/sis/aboutus/vision/

7. www.db.dk/english/aboutus/mission/

8. http://slis.grad.uiowa.edu/mission

9. www.altgaki.org

10. www.mguki.ru

  
На главную