Научные и технические библиотеки №12 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 4. Физика и метафизика информации

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Столяров Ю. Н. Закон адекватности библиотечного фонда условиям внешней и внутренней среды

Ушакова О. Б. Опыт раскрытия фонда научно-технической библиотеки предприятия

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Практика каталогизации: повседневные проблемы и пути их решения. Статья 1

НАША ПРОФЕССИЯ

Лиховид Т. Ф. Параметры «декларация миссии», «видение», «цели» на веб-сайтах библиотечно-информационных школ зарубежных университетов

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Крюкова А. В. «Круглый стол» «Ресурсы библиотек для образования в интересах устойчивого развития»: обзор работы

«РОССИЙСКИЙ "БИБЛИОБУС" В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Иванова Е. В., Волкова К. Ю. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад». (Обзор работы. Продолжение)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Новый вклад в повышение качества подготовки научных кадров

Дивногорцев А. Л. Книга, написанная после рецензии. (Новое обращение к истории Научной библиотеки Тверского государственного университета)

НАША ИСТОРИЯ. БИОГРАФИИ. ВОСПОМИНАНИЯ

Серебрянникова Т. О. «Крупнейший специалист в области классификации». Памяти Б. П. Гущина (1874-1936)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Шихова Х. И. «Виртуальный читальный зал» – новое звено информационно-ресурсного центра вуза

Якубов Э. Н. Расширение сотрудничества России и Украины в области библиотечного дела

УКАЗАТЕЛЬ ПУБЛИКАЦИЙ 2010 ГОДА

Систематический указатель

Авторский указатель


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

УДК 502.131.1

А. В. Крюкова

«Круглый стол» «Ресурсы библиотек
для образования в интересах устойчивого развития»:
обзор работы

В июне 2010 г. в Москве прошла XVI  Международная конференция «Образование для устойчивого развития». 

Организаторы конференции: Международный Зелёный крест, Российский экологический конгресс, Социально-экологический союз, Международный независимый эколого-политологический университет, Швейцарский Зеленый крест, Норвежское общество охраны природы.

В рамках программы этого форума в Российской государственной библиотеке состоялось заседание  «круглого стола» «Ресурсы библиотек для образования в интересах устойчивого развития». Его организаторы: Российский Зеленый крест, РГБ, ГПНТБ России, РГЮБ.

В ходе работы «круглого стола» обсуждалось обращение Президента РФ  Д. А. Медведева (от 5 июня 2010 г.), в котором он поднял проблему необходимости борьбы с экологической безграмотностью в России и формирования у граждан экологического сознания.

Более чем десятилетняя работа библиотек России по целевым экологическим программам позволяет говорить о комплексном подходе библиотек к раскрытию экологической тематики, глубоком понимании ее научной сути и эффективности эколого-просветительской деятельности.

Постоянный организатор и участник  конференций и «круглых столов», проводимых библиотеками совместно с Российским Зеленым крестом, Е. В. Никонорова осветила проблему «Библиотеки в формировании эколого-информационного пространства России и СНГ». Она отметила: «К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относится низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны». В Модельном Экологическом кодексе подчеркнуто особое место библиотек: «Публичные и научные библиотеки комплектуют подборки научной, научно-популярной и художественной литературы экологической направленности, организуют выставки, встречи авторов книг с населением, создают банки данных для массового потребителя экологической информации, целенаправленно осуществляют эколого-просветительскую деятельность в соответствии со своей компетенцией».

В библиографическом указателе экологической литературы за 1992–2002 гг. содержится лишь 1%  библиографических записей, связанных с решением проблем окружающей среды. В указателе за 2003–2006 гг. этот показатель ещё ниже.

Серьезные проблемы в пополнении фондов литературой экологической тематики проанализированы в докладе  младшего научного сотрудника БЕН РАН Е. Н. Бочаровой «Информационное обеспечение ученых и специалистов РАН отечественной литературой по экологии». Как показывает исследование, проведенное специалистами библиотеки, в Интернете представлен значительный информационный ресурс по проблемам природоохраны. Обеспечение отечественными периодическими изданиями информационных потребностей учёных и специалистов РАН по экологии и проблемам охраны окружающей среды можно считать удовлетворительным, что нельзя сказать о научной и справочной литературе по этой тематике. Справочная литература и энциклопедии всегда пользуются наибольшим спросом, но появляются они на книжном рынке, к сожалению, в небольшом ассортименте и нерегулярно.

Хроническое отсутствие финансирования академической науки сказывается на количестве и качестве изданий.

Планомерную, систематическую работу по сбору, распространению и анализу экологической информации ведут ГПНТБ России и Российская государственная юношеская библиотека – соответственно  своему профилю: деятельность ГПНТБ  России ориентирована на студенческую и академическую аудиторию, РГЮБ – на молодежную и детскую.

А. В. Крюкова, библиограф отдела экологической информации ГПНТБ России, выступила на «круглом столе» с докладом «Развитие отдела экологической информации ГПНТБ России», в котором представила направления работы отдела: комплектование фондов по природоохранной тематике; формирование базы библиографических данных: «Экология: наука и технологии»; выпуск электронных и печатных изданий по экологии.

В отделе ведется и аналитическая работа. Создан и постоянно пополняется проект «Регионы России», который представлен  на экологической странице сайта ГПНТБ России (http://ecology.gpntb.ru/). Цель проекта – объединение и анализ работы библиотек по созданию экологических и природоохранных ресурсов, сбору единого банка данных о состоянии природы всех субъектов Российской Федерации.

В 2009–2010 гг. проведен общероссийский конкурс «Библиотеки – экологической науке и просвещению», который  дал удивительные результаты. Не имея общей методологической  структуры, целевого финансирования, библиотеки по-прежнему остаются единой сетью и целенаправленно развивают свои экологические  проекты.

Призеры этого конкурса: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, ГПНТБ СО РАН,  Муниципальная информационная библиотечная система Томска, студенты Санкт-Петербургского политехнического университета, проект ПРООН/ГЭФ (Программа развития ООН Глобального экологического фонда) «Демонстрация устойчивого сохранения биологического разнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатского края Российской Федерации». Все материалы конкурса будут включены в проект «Регионы России».

И. В. Тимошенко, зам. генерального директора некоммерческого партнерства «Международный центр трансфера технологий» (НИОКР НП «МЦТТ»), в докладе «Использование технологии радиочастотной идентификации для автоматизации работы зала экологической информации ГПНТБ России» представил систему радиочастотной идентификации документов, внедренную в этом подразделении ГПНТБ России и позволяющую значительно облегчить  работу при открытом доступе к журнальным и книжным фондам. После выдачи читателям пластиковых электронных читательских билетов предполагается ввод функций электронного контрольного листка, подсчета посетителей и самостоятельной книговыдачи. Использование этой технологии снимает ряд наболевших проблем, связанных с инвентаризацией, автоматической книговыдачей, отчетностью и потерями из-за краж.

В. В. Лещинская, главный библиотекарь РГЮБ, представила доклад  «Библиотеки России в системе экологического просвещения: необходимость интеграции усилий по формированию экологической культуры»,  в котором отмечено, что единая картина состояния экологического просвещения в библиотеках России начала складываться с 1995 г. Передовым опытом в этой области обладает РГЮБ и образованный  в 2000 г. Всероссийский центр экологической культуры, которым в то время руководила О. В. Покровская.

В 2009 г. РГЮБ провела среди публичных библиотек Общероссийский конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике. К значимым результатам конкурса относится утверждение экологического просвещения как одного из существенных постоянных направлений деятельности библиотек не только научных универсальных, но и муниципальных и даже сельских, их вовлечение в популяризацию экологической культуры, комплексный подход к организации всей работы.

Определенные наработки в области экологического образования уже имеются в академиях и университетах.

«Состояние экологического образования – проблема общества в целом. Успешная образовательная деятельность и многолетний опыт Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) и Всероссийского института минерального сырья (ВИМС) позволяют вносить достойный вклад  в формирование экологически ориентированного мировоззрения», – отметила Р. В. Голева, зав. отделением МНЭПУ и ВИМС,  в докладе «Экологическое образование в интересах устойчивого развития на базе «Академии МНЭПУ» и ФГУП «ВИМС».

Т. Я. Кузнецова, руководитель кафедры библиотековедения АПРИКТ, в докладе «Перспективы развития профессиональной подготовки библиотекаря-эколога» подчеркнула необходимость формирования квалифицированных специалистов.

Опыт корпоративного взаимодействия библиотек с природоохранными организациями и реализация региональной  политики в сфере экологии отражены в докладе С. А. Бычкова, координатора проекта  ПРООН/ГЭФ, «Демонстрация устойчивого сохранения биологического разнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатского края Российской Федерации». В деятельность проекта включено издание  методических и просветительских материалов по проблемам сохранения биологического разнообразия. Разработаны и изданы пособия  по экологическому образованию детей дошкольного и школьного возраста и переданы в эколого-просветительские центры особо охраняемых природных территорий (ООПТ), библиотеки Камчатского края и учебные заведения Министерства образования и науки Камчатского края. Выпускается ежемесячная газета «Заповедная территория». На её страницах и в специальных радиопередачах затрагиваются темы охраны природы, развития ООПТ Камчатки, других регионов Российской Федерации, вопросы экологического просвещения, развития экологического туризма. Один из основных итогов проекта – формирование основ системной эколого-просветительской деятельности в регионе.

Блок докладов был посвящен работе библиотек с детьми.  В этой области библиотеки ведут уникальную, планомерную работу.

В докладе Т. А. Бутаревой, заведующей детской городской библиотекой № 2 ЦБС городского округа Балашиха (Московская обл.), «Экологическое воспитание младших школьников: из опыта работы библиотеки экологического направления» освещен опыт создания эколого-краеведческого клуба для детей  «Экология души», который объединяет школьников, расширяет познания о природе, родном крае, учит умению наблюдать и любить.

Доклад «Опыт взаимодействия библиотек Коломенского района и сельских школ по экологическому воспитанию» представила С. А. Григорье­ва, зав. методическим отделом Межпоселенческой центральной библиотеки им. И. И. Лажечникова Коломенского муниципального района (Московская обл.). Она рассказала о экологическом движении «Зелёная планета», в рамках которого создаются детские экологические клубы при библиотеках района.

«Храни свой дом, свой край, свою страну» – доклад Т. А. Мамоновой, заведующей Эколого-краеведческим центром Кратовского филиала Раменской межпоселенческой библиотеки. В конце 2009 г., взяв за основу интеллектуальную программу «Своя игра», идущую на НТВ, библиотекари разработали собственный сценарий  на местном материале и назвали его «Дом, где я живу». Экологическая работа не ограничивается стенами библиотеки. В ходе подготовки к 110-летию поселка  на Раменском радио была записана серия программ по истории поселка, а также серия литературно-художественных передач.

«Основой работы библиотек по экологическому просвещению населения стала программно-целевая деятельность», – отметила в своем сообщении  «Экополис Одинцовский» И. А. Акименко, зав. сектором методической работы МУК «Одинцовский муниципальный районный Центр по комплектованию и методической работе с библиотеками». Среди сельских библиотек, работающих по экологическим проектам, выделяется программа Часцовской библиотеки «Будьте добрыми и человечными».

«Не опоздай спасти землю: опыт работы по экологическому просвещению» – доклад  Е. В. Поповой, заведующей  библиотекой № 151 ЦБС № 1 ЮАО (Москва). Она рассказала о работе в библиотеке экологических  кружков, театра.

Плодотворная работа «круглого стола» «Ресурсы библиотек для образования в интересах устойчивого развития» отражена в следующих выводах и рекомендациях:

проведение конкурсов-фестивалей позволяет учитывать опыт библиотек-партнеров и осуществлять анализ своей деятельности в области экологического образования и экокультуры;

планировать развитие социальных экологических сетей  и  разработку методологических связей в межбиблиотечном пространстве;

реализовать возможность профессиональной переподготовки библиотекарей, работающих с экологической информацией, на базе АПРИКТ;

учитывать необходимость развития социальных экологических сетей и обеспечения трансляции методологического опыта работы библиотек России по экологическому просвещению и образованию в интересах устойчивого развития.

Огромную поддержку организаторам «круглого стола» оказал методический отдел Московской областной государственной научной библиотеки им. Н. К. Крупской (Ю. К. Андреева, А. А. Рачин).

  
На главную