ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
УДК 502.131.1
А. В. Крюкова
«Круглый стол» «Ресурсы библиотек
для образования в интересах устойчивого развития»:
обзор работы
В июне 2010 г. в Москве прошла XVI Международная конференция «Образование
для устойчивого развития».
Организаторы конференции: Международный Зелёный крест, Российский
экологический конгресс, Социально-экологический союз, Международный независимый
эколого-политологический университет, Швейцарский Зеленый крест, Норвежское
общество охраны природы.
В рамках программы этого форума в Российской государственной
библиотеке состоялось заседание
«круглого стола» «Ресурсы библиотек для образования в интересах
устойчивого развития». Его организаторы: Российский Зеленый крест, РГБ,
ГПНТБ России, РГЮБ.
В ходе работы «круглого стола» обсуждалось обращение Президента
РФ Д. А. Медведева (от 5 июня
2010 г.), в котором он поднял проблему необходимости борьбы с
экологической безграмотностью в России и формирования у граждан экологического
сознания.
Более чем десятилетняя работа библиотек России по целевым экологическим
программам позволяет говорить о комплексном подходе библиотек к раскрытию
экологической тематики, глубоком понимании ее научной сути и эффективности
эколого-просветительской деятельности.
Постоянный организатор и участник
конференций и «круглых столов», проводимых библиотеками совместно с Российским
Зеленым крестом, Е. В. Никонорова
осветила проблему «Библиотеки в
формировании эколого-информационного пространства России и СНГ». Она
отметила: «К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации
относится низкий уровень экологического сознания и экологической культуры
населения страны». В Модельном
Экологическом кодексе подчеркнуто особое место библиотек: «Публичные и научные
библиотеки комплектуют подборки научной, научно-популярной и художественной
литературы экологической направленности, организуют выставки, встречи авторов
книг с населением, создают банки данных для массового потребителя экологической
информации, целенаправленно осуществляют эколого-просветительскую деятельность
в соответствии со своей компетенцией».
В библиографическом указателе экологической литературы за 1992–2002 гг.
содержится лишь 1% библиографических записей,
связанных с решением проблем окружающей среды. В указателе за 2003–2006 гг.
этот показатель ещё ниже.
Серьезные проблемы в пополнении фондов литературой экологической
тематики проанализированы в докладе
младшего научного сотрудника БЕН РАН Е. Н. Бочаровой
«Информационное
обеспечение ученых и специалистов РАН отечественной литературой по экологии».
Как показывает исследование, проведенное специалистами библиотеки, в Интернете
представлен значительный информационный ресурс по проблемам природоохраны.
Обеспечение отечественными периодическими изданиями информационных потребностей
учёных и специалистов РАН по экологии и проблемам охраны окружающей среды можно
считать удовлетворительным, что нельзя сказать о научной и справочной
литературе по этой тематике. Справочная литература и энциклопедии всегда
пользуются наибольшим спросом, но появляются они на книжном рынке, к сожалению,
в небольшом ассортименте и нерегулярно.
Хроническое отсутствие финансирования академической науки сказывается
на количестве и качестве изданий.
Планомерную, систематическую работу по сбору, распространению и
анализу экологической информации ведут ГПНТБ России и Российская государственная
юношеская библиотека – соответственно
своему профилю: деятельность ГПНТБ
России ориентирована на студенческую и академическую аудиторию, РГЮБ –
на молодежную и детскую.
А. В. Крюкова,
библиограф отдела экологической информации ГПНТБ России, выступила на «круглом
столе» с докладом «Развитие отдела экологической
информации ГПНТБ России», в котором представила направления работы отдела: комплектование
фондов по природоохранной тематике; формирование базы библиографических данных:
«Экология: наука и технологии»; выпуск электронных и печатных изданий по
экологии.
В отделе ведется и аналитическая работа. Создан и постоянно пополняется
проект «Регионы России», который
представлен на экологической странице сайта
ГПНТБ России (http://ecology.gpntb.ru/).
Цель проекта – объединение и анализ работы библиотек по созданию экологических
и природоохранных ресурсов, сбору единого банка данных о состоянии природы всех
субъектов Российской Федерации.
В
2009–2010 гг. проведен общероссийский конкурс «Библиотеки –
экологической науке и просвещению», который дал удивительные результаты. Не имея общей методологической структуры, целевого финансирования,
библиотеки по-прежнему остаются единой сетью и целенаправленно развивают свои
экологические проекты.
Призеры
этого конкурса: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского
края, ГПНТБ СО РАН, Муниципальная информационная
библиотечная система Томска, студенты Санкт-Петербургского политехнического университета,
проект ПРООН/ГЭФ (Программа развития ООН Глобального экологического фонда)
«Демонстрация устойчивого сохранения биологического разнообразия на примере
четырех охраняемых территорий Камчатского края Российской Федерации». Все
материалы конкурса будут включены в проект «Регионы России».
И. В. Тимошенко,
зам. генерального директора некоммерческого партнерства «Международный центр
трансфера технологий» (НИОКР НП «МЦТТ»), в докладе «Использование технологии радиочастотной идентификации
для автоматизации работы зала экологической информации ГПНТБ России» представил систему радиочастотной идентификации
документов, внедренную в этом подразделении ГПНТБ России и позволяющую значительно
облегчить работу при открытом доступе к
журнальным и книжным фондам. После выдачи читателям пластиковых электронных читательских
билетов предполагается ввод функций электронного контрольного листка, подсчета
посетителей и самостоятельной книговыдачи. Использование этой технологии
снимает ряд наболевших проблем, связанных с инвентаризацией, автоматической
книговыдачей, отчетностью и потерями из-за краж.
В. В. Лещинская,
главный библиотекарь РГЮБ, представила доклад
«Библиотеки России в системе
экологического просвещения: необходимость интеграции усилий по формированию
экологической культуры», в котором
отмечено, что единая картина состояния экологического просвещения в библиотеках
России начала складываться с 1995 г. Передовым опытом в этой области
обладает РГЮБ и образованный в 2000 г.
Всероссийский центр экологической культуры, которым в то время руководила О. В. Покровская.
В 2009 г. РГЮБ провела среди публичных библиотек Общероссийский
конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и
мероприятий по экологической тематике. К значимым результатам конкурса
относится утверждение экологического просвещения как одного из существенных
постоянных направлений деятельности библиотек не только научных универсальных,
но и муниципальных и даже сельских, их вовлечение в популяризацию экологической
культуры, комплексный подход к организации всей работы.
Определенные наработки в области экологического образования уже
имеются в академиях и университетах.
«Состояние экологического образования – проблема общества в целом.
Успешная образовательная деятельность и многолетний опыт Международного
независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) и Всероссийского
института минерального сырья (ВИМС) позволяют вносить достойный вклад в формирование экологически ориентированного
мировоззрения», – отметила Р. В. Голева, зав. отделением МНЭПУ и ВИМС, в докладе «Экологическое образование в интересах устойчивого развития на базе «Академии
МНЭПУ» и ФГУП «ВИМС».
Т. Я. Кузнецова, руководитель кафедры
библиотековедения АПРИКТ, в докладе «Перспективы
развития профессиональной подготовки библиотекаря-эколога» подчеркнула
необходимость формирования квалифицированных специалистов.
Опыт корпоративного взаимодействия библиотек с природоохранными организациями
и реализация региональной политики в сфере экологии отражены в докладе С. А. Бычкова, координатора проекта ПРООН/ГЭФ, «Демонстрация устойчивого сохранения биологического разнообразия на
примере четырех охраняемых территорий Камчатского края Российской Федерации».
В деятельность проекта включено издание
методических и просветительских материалов по проблемам сохранения
биологического разнообразия. Разработаны и изданы пособия по экологическому образованию детей
дошкольного и школьного возраста и переданы в эколого-просветительские центры
особо охраняемых природных территорий (ООПТ), библиотеки Камчатского края и
учебные заведения Министерства образования и науки Камчатского края. Выпускается
ежемесячная газета «Заповедная территория». На её страницах и в специальных радиопередачах
затрагиваются темы охраны природы, развития ООПТ Камчатки, других регионов Российской Федерации, вопросы
экологического просвещения, развития экологического туризма. Один из основных
итогов проекта – формирование основ системной эколого-просветительской
деятельности в регионе.
Блок докладов был посвящен работе библиотек с детьми. В этой области библиотеки ведут уникальную,
планомерную работу.
В докладе Т. А. Бутаревой, заведующей детской городской библиотекой
№ 2 ЦБС городского округа Балашиха (Московская обл.), «Экологическое воспитание младших школьников:
из опыта работы библиотеки экологического направления» освещен опыт
создания эколого-краеведческого клуба для детей «Экология души», который объединяет школьников, расширяет
познания о природе, родном крае, учит умению наблюдать и
любить.
Доклад «Опыт взаимодействия
библиотек Коломенского района и сельских школ по экологическому воспитанию»
представила С. А. Григорьева,
зав. методическим отделом Межпоселенческой центральной библиотеки им. И. И. Лажечникова
Коломенского муниципального района (Московская обл.). Она рассказала о
экологическом движении «Зелёная планета», в рамках которого создаются детские
экологические клубы при библиотеках района.
«Храни свой дом, свой край,
свою страну» – доклад Т. А. Мамоновой,
заведующей Эколого-краеведческим центром Кратовского филиала Раменской
межпоселенческой библиотеки. В конце 2009 г., взяв за основу интеллектуальную
программу «Своя игра», идущую на НТВ, библиотекари разработали собственный
сценарий на местном материале и назвали
его «Дом, где я живу». Экологическая работа не ограничивается стенами
библиотеки. В ходе подготовки к 110-летию поселка на Раменском радио была записана серия программ по истории
поселка, а также серия литературно-художественных передач.
«Основой работы библиотек по
экологическому просвещению населения стала программно-целевая деятельность», –
отметила в своем сообщении «Экополис Одинцовский» И. А. Акименко, зав. сектором методической работы МУК «Одинцовский
муниципальный районный Центр по комплектованию и методической работе с
библиотеками». Среди сельских библиотек, работающих по экологическим проектам,
выделяется программа Часцовской библиотеки «Будьте добрыми и человечными».
«Не опоздай спасти землю:
опыт работы по экологическому просвещению» – доклад Е. В. Поповой, заведующей библиотекой № 151 ЦБС № 1 ЮАО
(Москва). Она рассказала о работе в библиотеке экологических кружков, театра.
Плодотворная работа «круглого стола» «Ресурсы библиотек для образования
в интересах устойчивого развития» отражена в следующих выводах и рекомендациях:
проведение конкурсов-фестивалей позволяет учитывать опыт библиотек-партнеров
и осуществлять анализ своей деятельности в области экологического образования и
экокультуры;
планировать развитие социальных экологических сетей и
разработку методологических связей в межбиблиотечном пространстве;
реализовать возможность профессиональной переподготовки библиотекарей,
работающих с экологической информацией, на базе АПРИКТ;
учитывать необходимость развития социальных экологических сетей и
обеспечения трансляции методологического опыта работы библиотек России по
экологическому просвещению и образованию в интересах устойчивого развития.
Огромную поддержку
организаторам «круглого стола» оказал методический отдел Московской
областной государственной научной библиотеки им. Н. К. Крупской (Ю. К. Андреева,
А. А. Рачин).
|