«Российский “библиобус” в Америке»:
интервью,
репортажи (Научно-образовательная
профессиональная программа «Библиотечное
дело, информационные системы и образование
в США – 2010»)
УДК 02(73)
Е. В. Иванова, К. Ю. Волкова
12-й Международный семинар
«Электронные ресурсы и международный обмен:
Восток – Запад»
(Обзор работы)
Питтсбург, штат Пенсильвания
За первую неделю научно-образовательной программы «Библиотечное
дело, информационные системы и образование в США–2010» прошли семинары в
Нью-Йорке, рабочие заседания в г. Саус-Оранж (штат Нью-Джерси), «круглый
стол» в Вашингтоне. Участники профессионального тура познакомились с
крупнейшими информационными учреждениями ведущих городов США.
Затем началось большое «библиотечное путешествие»
– от берега Атлантического океана до берега Тихого. И к нашей
команде присоединились новые члены – экскурсовод Анна Топоровская и ее муж
Альберт Плакс.
Анна Топоровская – личность, безусловно, неординарная. Человек яркий,
самобытный, запоминающийся, она с первых минут знакомства подкупила всех своей
искренностью и открытостью. Прибавьте к этому высокий профессионализм и значительный опыт работы в экскурсионном
бизнесе – и получите идеальный портрет гида. (Анна
приехала в США из Баку в 1990 г. По образованию – историк, по профессии –
экскурсовод, журналист, популярная ведущая радиопрограмм. Кстати, единственный
русскоговорящий гид по Вашингтону при Госдепартаменте США.)
Анна стала для нас не только проводником по стране, но и помощником,
советчиком, ангелом-хранителем. Она с необыкновенным энтузиазмом приступила к
выполнению своей миссии. Уверена, все участники поездки запомнили ее
увлекательные рассказы о стране, преподнесенные с неповторимым колоритом, щедро
расцвеченные байками, анекдотами и шутками «от Топоровской».
При нашей первой встрече Анна сразу отметила уникальность выбранного
нами маршрута, который позволял пересечь страну «поперек». Причем, сделала это
вполне наглядно. Для начала вывесила в автобусе карту США, на которой решили
флажками отмечать путь нашего следования.
Увлеченно слушая нашего экскурсовода, мы выехали на главную дорогу
страны под государственным номером
70; она же – одна из самых длинных в США. Анна коротко обрисовала план передвижения:
по этому шоссе нам предстоит ехать около 2 200 миль. Потом мы повернем
на юго-запад – на шоссе №15 – и достигнем противоположного берега страны
в Лос-Анджелесе. Но все это было впереди…
А пока нас ждал город Питтсбург (штат Пенсильвания), куда и направлялся российский «библиобус». Экскурсовод
сообщила: Пенсильвания – четвертый по
значению и известности штат; его административный центр – Питтсбург – занимает
25-ю строчку в рейтинге страны. Город известен развитой сталелитейной
промышленностью, среди его достижений особенно заметны успехи в здравоохранении, образовании, технологиях. В
последние годы Питтсбург стал транспортным узлом нефтегазовых компаний.
Несомненное событие для штата и города – проведение здесь в сентябре 2009 г. Саммита Большой Двадцатки
(G-20).
Наша группа остановилась в отеле, расположенном в самом центре Питтсбурга;
из окон отеля открывался вид на знаменитый «Золотой треугольник» – место, где
сливаются три реки – Аллегейни, Мононгахела
и Огайо. (Кстати, такое окружающее «многоводье» объясняет одну уникальную
особенность города: в Питтсбурге неимоверное количество мостов – 476! Из-за
холмистой местности они перекинуты не только через реки, но и через участки суши.)
Университет Питтсбурга
Питтсбург известен своими образовательными учреждениями. И наиболее именитый из них, безусловно,
Питтсбургский университет (или просто «Питт», как называют его местные жители)
–одно из самых старых учебных заведений
высшей школы США: основан еще в 1787 г. Сегодня в структуре университета
объединены 17 колледжей, школ, факультетов.
Согласно официальным данным, «Питт» входит в десятку лучших
университетов страны. Широкую известность получили его программы по философии,
информационной науке, инженерии, бизнесу, праву, медицине и биомедицине.
Славится и гуманитарное отделение университета. В состав университета входит
Центр исследований России и Восточной Европы; давно и успешно работает Летняя
языковая школа по изучению русского и восточно-европейских языков; факультет
славянских языков – один из самых сильных в США.
Откуда такое внимание к славянским языкам? Дело в том, что в городе
весьма многочисленны русские, украинские, польские и другие славянские общины.
Объясняется это довольно просто: во время интенсивного развития сталелитейной
промышленности в Питтсбург в поисках работы прибыло много иммигрантов, в том
числе и из стран восточной Европы.
Мировое признание заслужила существующая при университете
Питтсбурга Школа информационных наук. Наша группа была радушно принята
сотрудниками Школы – они подробно, с удовольствием рассказали о своих
достижениях, особенностях работы, удачных решениях.
Школа информационных наук
Девиз Школы информационных наук (SIS)в университете
Питтсбурга – «Готовим лидеров для информационной эпохи». В Миссии SIS обозначены ключевые
задачи этого учреждения:
- обеспечить высокое качество учебных программ в области информационных
наук;
- продвигать аспирантские программы в сфере библиотечных и информационных
наук, информатики и телекоммуникаций;
- сотрудничать с промышленным сектором и правительственными организациями;
- проводить научные и исследовательские мероприятия, которые расширяют
границы знаний и способствуют творческой активности студентов;
- передавать опыт и знания в местные структуры и организации в целях
содействия социальному, интеллектуальному и экономическому развитию штата
Пенсильвания, страны и всего мира.
Выпускники SIS востребованы
в библиотеках и архивах, в бизнес-компаниях и на промышленных предприятиях, в
правительственных структурах и некоммерческих организациях. Они обладают
необходимыми навыками и теоретическими знаниями для того чтобы полно и
эффективно использовать возможности всех существующих ресурсов и потенциал информационных
технологий. Специалисты, подготовленные в стенах SIS, могут работать с книгами,
артефактами, электронными документами, с сетями и базами данных.
Нашу группу приветствовал декан Школы информационных наук профессор Рональд
Ларсен (Ronald Larsen). Он сказал несколько слов о трех выпускных (graduate)
образовательных программах: информационная наука и технологии (Information
Science and Technology), телекоммуникации и сети (Telecommunications and
Networking), библиотечная и информационная наука (Library and Information
Science). Каждая программа предлагает соответствующие магистерский и докторский
уровни обучения.
Информационная наука и технологии. Вряд
ли стоит кого-то убеждать в том, что информация в любой из отраслей является
движущей силой развития и роста. Столь высокая значимость информации определила
и повышенный спрос на специалистов, работающих в этой области. Все учреждения
озабочены поисками квалифицированных специалистов, которые могут эффективно
управлять информацией и технологиями, обладают передовыми знаниями и навыками,
необходимыми для разработки и управления информационными системами. (Бюро
трудовой статистики США прогнозирует, что в следующие десять лет число рабочих
мест, связанных с информационными технологиями, возрастет на 27–53%.)
Цель SIS
– подготовить специалистов, которые станут эффективными сотрудниками на своих
рабочих местах с самого первого дня. Выпускники программы «Информационная наука и технологии» обладают для этого всем необходимым: передовыми знаниями в
области хранения и поиска информации, передачи информации между системами,
взаимодействия между людьми и информационными системами.
Телекоммуникации и сети. Мир
становится все более взаимосвязанным, и объем информации, подлежащей передаче
через сети, просто ошеломляет. Необходимы специалисты в области
телекоммуникаций, которые будут заниматься разработкой, управлением и защитой
сетей и телекоммуникационных систем.
Учеба в SIS
позволяет получить необходимые навыки и знания в области глобальных
телекоммуникаций. Учебные программы включают в себя курсы по проектированию
сетей, управлению сетями, организации беспроводных систем взаимодействия и передачи
информации, сетевой безопасности, политике управления сетями и др.
Библиотечная и информационная наука. На
протяжении более 100 лет Питтсбургский университет готовит библиотекарей,
менеджеров в области информации и знаний, архивариусов, администраторов по
сохранности информации, менеджеров цифрового контента. С каждым годом обучение
таких специалистов становится все более важным, выпускники – все более востребованы.
Библиотечная программа в Питтсбургском
университете – одна из самых известных в стране. Здесь
готовят магистров библиотечных и информационных наук по программам, которые с
1926 г. постоянно аккредитованы Американской библиотечной ассоциацией. Кроме
того, программа имеет давнюю традицию обучения библиотекарей и архивистов – она
была начата еще в 1901 г. при Библиотеке Карнеги в Питтсбурге.
По оценке 2009 г. библиотечные программы SIS входят в десятку лучших в стране.
Библиотечные специализации SIS
в рейтинге 62-х (!) аккредитованных программ США расположились следующим образом:
1-е место – «Ресурсы и обслуживание здравоохранения», 2-е – «Архивы, сохранность
коллекций», 6-е – «Информационные технологии», 8-е – «Программа сертификации
школьных библиотек», 10-е – «Ресурсы и услуги для детей и молодежи».
Для овладения профессиональными знаниями
студентам предложены четыре основных курса,
которые дают базовые знания о различных типах библиотечных учреждений и
применяемых там технологиях: «Информация: основные понятия», «Организация и
поиск информации», «Введение в информационные технологии», «Библиотеки и
информационные центры: управление в изменяющихся условиях».
План обучения составляется в соответствии
с индивидуальными профессиональными интересами студентов. Они могут выбрать
курсы, которые наилучшим образом сформируют их карьерную специализацию. Коротко представим некоторые из них:
«Архивы, сохранность
коллекций» – один из ведущих курсов, который позволяет получить углубленные знания по следующим
направлениям: ведение архивов, обеспечение сохранности; управление архивами и
записями; оцифровка, сохранение цифрового наследия; доступ, защита и этика использования
коллекций; методы ведения архивных исследований и др.
«Информационные технологии». Сегодня
информационные технологии влияют практически на все аспекты работы библиотеки.
Библиотекари используют их при приобретении, каталогизации, управлении,
оцифровке, хранении и поиске информации, а также для организации удаленного доступа
пользователей к информационным ресурсам. Учитывая нарастающие темпы
технического прогресса, крайне важно иметь знания о последних версиях программных и аппаратных продуктов, понимать
концепции построения и развития информационных систем.
В рамках этого курса предлагаются
следующие темы: потребности пользователей
и информационное обслуживание в библиотеке; технологии информационного
менеджмента; электронные библиотеки: проектирование, управление,
специфика работы менеджеров цифрового контента и веб-мастеров; оцифровка фондов библиотек и обеспечение доступа; сохранность
цифровых коллекций; специфика работы с коллекциями цифровых изображений; построение
баз данных; визуализация информации и др.
«Ресурсы
и обслуживание детей и молодежи».Подготовка специалистов по библиотечному обслуживанию детей
и молодежи – старейшее направление деятельности SIS.
Изначально, т.е. с момента основания в 1901 г., SIS
существовала как учебное заведение, готовящее именно детских библиотекарей. Заниматься обучением специалистов для других библиотек SIS стала с
1919 г.
Наши американские коллеги убеждены, что
востребованность библиотечных специалистов, работающих с детьми, год от года не
уменьшается, а возрастает. Сегодня библиотеки для детей и молодежи необходимы
больше, чем когда-либо, поскольку молодые люди живут в мире, насыщенном технологиями
и средствами массовой информации. И в этом мире, скажем прямо, все сложнее
найти взрослого человека, который знает книги, любит читать и может стать
хорошим советчиком для ребенка. В то же время мы не должны забывать, что
нынешние дети – «digital children» – это новое и уже почти целиком «цифровое поколение». Они
привыкли взаимодействовать с информацией и всем миром в электронной форме, для
них это абсолютно органичная среда.
Школа информационных наук осознает и
признает меняющийся ландшафт библиотечного обслуживания детей и молодежи. И
выстраивает содержание своих программ с учетом объективных изменений, происходящих
в окружающей действительности.
«Справочное
обслуживание: ресурсы и услуги». Нахождение и получение релевантной информации имеет все
более важное значение для эффективной работы
отдельных лиц и организаций. Решение этой задачи усложняет
неоднородность и объем информационной среды. В таких условиях роль грамотного
справочного обслуживания в библиотеке
становится решающей. Во внимание принимается целый ряд факторов: технологические
достижения, экспоненциальный рост объемов информации, разнообразие клиентов библиотеки
и их запросов.
Сегодня к справочной работе
предъявляются, вероятно, наиболее высокие требования. Согласно положениям Американской
библиотечной ассоциации, касающимся обслуживания
пользователей, сотрудники справочных
отделов должны рекомендовать, интерпретировать, оценивать, и/или использовать
информационные ресурсы, чтобы помочь удовлетворить конкретные
потребности в информации.
Специализация дает студентам широкий спектр
знаний о справочных источниках информации и специфике библиотечного
обслуживания в различных областях, таких, как правительственная информация,
социальные науки, наука и техника, право, здравоохранение, гуманитарные науки и
др.
Программа
сертификации школьных библиотек. В Пенсильвании для того чтобы работать в
государственной школе школьным библиотекарем, необходимо иметь специальный
образовательный сертификат или образовательный сертификат по библиотечному
делу. Такой сертификат можно получить в SIS.
Программа библиотечных и информационных
наук предлагает курсы, по окончании которых слушателям выдается документ,
утвержденный Департаментом образования штата Пенсильвания (PDE). Этот
сертификат дает право работать в школьных библиотечных медиацентрах штата.
В ходе визита в SISнам представили пионеров онлайновых программ: Криса
Томера, Сьюзан Олман и Мэри-Кэй Бьяджини. Именно они еще 10 лет назад задумали
онлайновые программы, они же их разрабатывали и запускали. Как показало время,
такие формы обучения оказались весьма успешными.
Руководитель программы библиотечных и информационных наук Мэри-Кэй
Бьяджини отметила: существенную часть магистерской программы библиотечно-информационных наук составляет программа
онлайнового обучения, которая называется FastTrack. Доктор Бьяджини заметила: «Интересно, что вы
приехали именно сегодня, потому что буквально через два часа к нам приезжают
наши онлайновые студенты. Они собираются один раз в семестр для встречи и
занятий с преподавателями. И именно сегодня вечером у них начинаются занятия,
которые продолжатся завтра с 8.30 утра до 7 вечера и завершатся послезавтра
консультациями».
Сьюзан Олман и Мэри-Кэй Бьяджини сказали несколько слов об организации
онлайнового обучения: «У нас масса различных курсов по программе
библиотечно-информационных наук и все они доступны в онлайновом режиме.
Онлайновое обучение ведется с использованием специальной платформы Blackboard, и учащиеся имеют доступ к этой системе управления
курсами.
Все наши аудиторные занятия смешанные. У нас есть студенты, которые
обучаются на кампусе, есть онлайновые студенты, и существуют разные варианты
коммуникации с ними. У нас много способов взаимодействовать со студентами как в
реальном времени, синхронно, так и в любое время, когда они пожелают задать свои
вопросы или дать ответы, т.е. асинхронно.
Один из компонентов обучения – видео. Каждую неделю студенты могут
зайти в систему и увидеть меня, услышать мои лекции, посмотреть мою презентацию
в PowerPoint.
Показ слайдов сопровождается моими комментариями. Просматривать и прослушивать
эти электронные файлы студенты могут в любом темпе. Такая форма обучения студентов
достаточно индивидуальна. Если я хочу показать студентам что-то из Интернета,
вместо слайдов презентации они увидят слайды из Сети.
Надо отметить, что система записи и показа видео была создана в Университете
Карнеги-Меллона, расположенном буквально через дорогу. Вместе с разработчиками
программы мы настраивали систему под существующие потребности образовательного
процесса.
Мы достаточно активно используем в обучении дискуссии, задавая
студентам вопросы и узнавая их точку зрения. Это можно делать в классе при
непосредственном взаимодействии с учащимися. Обсуждения проходят и в
асинхронном режиме, когда студенты могут отвечать на заданные вопросы и
высказывать свое мнение в любое удобное для них время. Рассматриваются самые
разные вопросы. Сейчас, например, мы обсуждаем различные способы информирования
пользователей о том, что происходит в библиотеке, в том числе с использованием
социальных сетей».
Нам показали это дискуссионное пространство. Надо сказать, что студенты
очень активны: по одной из тем за пять дней получен 51 отклик, другая тема вызвала
105 откликов от 30 человек.
Мэри-Кэй Бьяджини продолжила: «Онлайновые студенты общаются и между
собой в небольших группах. Каждую неделю выделяется полчаса на виртуальные
чаты. Мы все заходим в систему и посылаем друг другу сообщения, обсуждая определенный
круг вопросов.
Другая используемая технология называется WebEx. Это
программная система для проведения видеоконференций. Вопросы задаются в классе.
С помощью видеотрансляции онлайновые студенты наблюдают работу в классе, могут
к ней присоединяться, посылать свои вопросы.
Как видите, мы стремимся объединить реальных и дистанционных студентов.
И использование всех перечисленных технологий позволяет онлайновым учащимся чувствовать себя частью
общей группы студентов, работающих в классе».
Крис Томер поделился основными составляющими успеха онлайновых
программ: «Ключом к успеху наших программ стало их появление в нужное время и в нужном месте – с технологической
точки зрения. Мы смогли воспользоваться наличием широкополосного интернет-доступа,
настаивая на том, чтобы предоставить его нашим студентам.
Мы также воспользовались богатыми фондами библиотеки университета.
Около 6 тыс. подписок на электронные журналы, 500 баз данных – ко всем этим
ресурсам мирового класса учащимся предоставлен удаленный доступ.
Кроме того, нам повезло – у нас была новая инфраструктура, что позволило
экспериментировать. Приведу лишь один пример инфраструктуры, доступной в нашем
кампусе с использованием системы D-Space.
Известно, что D-Space – это система для
создания цифровых библиотек и архивов, разработанная совместно Массачусетским
технологическим институтом и Hewlett-Packard. Система является
приложением открытого доступа. Мы взяли ее, сделали локальную копию и заполнили
своими данными, создав репозитарий для наших студентов. Теперь, вне зависимости
от того, где находится студент, он имеет полный доступ ко всем богатейшим
информационным ресурсам университета».
Мэри-Кэй Бьяджини ответила на вопрос о составе студентов: «По магистерской
программе обучаются около 400 человек, из них 185 – онлайновые студенты. В
целом можно выделить две основные группы студентов. Одни приходят в
магистратуру сразу после предвыпускного курса (undergraduate).
Эти студенты молоды – половина тех, кто придет к нам осенью, родились в 1988 г. Другая группа – учащиеся в
возрасте до 60 лет, почти все из них работают. Как видите, наш студенческий
корпус очень разнороден.
Среди студентов больше женщин, чем мужчин, хотя и ненамного.
Географически – это студенты со всей страны, примерно половина – из нашего
штата Пенсильвания. Студентов из-за рубежа, обучающихся по библиотечно-информационной
специальности, немного меньше, чем, например, по специальностям информационные
науки и телекоммуникации. Больше всего зарубежных студентов из Азии, прежде
всего из Индии и Китая. Европейцев мало. Мы с удовольствием приветствовали бы
студентов из России. Пока их нет, хотя у нас есть специалисты из России,
обучающиеся в докторантуре».
Декан SIS доктор Рональд Ларсен заметил: «Мы приложили немало усилий, чтобы дипломы, которые получают наши
выпускники, признавались во всем мире. Это так называемые дипломы глобальной
компетенции».
Затем мы познакомились с библиотекой SIS. О ее работе рассказала руководитель
библиотеки по информационным наукам, преподаватель университета Элизабет
Махони: «Последние четыре года мы ведем активную работу по переводу журналов и
книг в электронную форму. У нас 5 млн томов, и часть из них, прежде всего
научные книги, мы переводим в электронную среду. В результате, где бы ни жили
наши студенты – в Финляндии, Лос-Анджелесе или Милуоки – они могут полноценно участвовать в классной
работе и выполнять исследовательскую работу.
Наши онлайновые студенты, находясь у себя дома, имеют полный доступ
к электронным ресурсам, эквивалентный доступу студентов на кампусе. Формируя
электронные ресурсы, мы работаем с издательствами «Wiley», «Springer» и «Elsevier».
Если печатные издания недоступны в электронной форме, то по запросу
мы вышлем их студентам, где бы они ни находились. Таким же образом
обслуживаются и преподаватели, если они ведут исследовательскую работу вдали от
университета.
У нас обширные ресурсы для студентов библиотечно-информационного профиля.
Например, базы данных «Information Science Abstracts», «Lisa», «Library
Literature Index». Весь перечень ресурсов размещен на веб-сайте библиотеки.
Всего у нас более 750 баз данных. Некоторые из них просты по содержанию, как,
например, архив «The New York Times», другие сложны, например, собрание трудов
немецких философов.
Для поиска в многочисленных ресурсах служит система WebFeat. Мы также используем «облачное программирование» (cloud computing)
для поиска MARC-записей.
Идея заключается в том, чтобы путем обработки связанных (общих) полей MARC-записи подсказать
возможные варианты искомых документов, близких по смыслу».
Нам продемонстрировали возможности поиска с помощью WebFeat. По запросу
показываются все ресурсы университета – и печатные, и электронные. Можно и
сузить запрос, например, по региону, типу или языку публикации.
Элизабет Махони продолжала знакомить с работой библиотеки: «Помимо
баз данных и электронных журналов, у нас также имеются обширные книжные фонды.
Оценив эти фонды и изучив возможности их оцифровки, мы смогли создать некоторые
специальные коллекции, выступая как цифровое издательство.
Особенно мы гордимся работой по созданию исторического архива,
которая выполнена вместе с Историческим обществом Восточной Пенсильвании, Историческим
центром Хайнца и Библиотекой Карнеги в рамках совместного гранта. Значительная
часть исторических документов, фотографий, карт ранее была рассредоточена по
этим организациям. В ходе совместной работы ценные издания были отсканированы,
оцифрованы и проиндексированы; создан поистине огромный объем метаданных – в этой
работе принимали участие и студенты, обучающиеся по библиотечно-информационной
специальности. Нашему историческому архиву, полученному в результате
осуществления проекта, мы дали имя D-Scribe.
Отсканированы и оцифрованы карты не только Питтсбурга, но и угольных
шахт штата Пенсильвания. Полагаем, что это очень важная работа. Толчком к
выполнению проекта по оцифровке карт послужило одно происшествие. В 2002 г.
несколько горняков оказались заблокированными в шахте после ее затопления
подземными водами. Людей спасли, но на
это потребовалось несколько дней. Тогда было высказано мнение, что если бы
имелся доступ к оцифрованным картам, то удалось бы быстрее определить
местонахождение шахтеров.
Поиск в историческом архиве можно вести по всем элементам коллекции,
в том числе по картам. Есть возможность значительно увеличивать изображения (zoomin). На
отсканированных изображениях присутствуют водяные знаки университета».
Конечно же, в ходе этой встречи прозвучало много вопросов, приведём
некоторые из них.
Кто является поставщиком
программы WebFeat? Элизабет Махони ответила: «Компания
SirsiDynix» – и подчеркнула
особенности онлайнового каталога: «Оригинальная
версия нашего каталога построена на WebFeat Classic. Он ограничен теми
наименованиями, которые имеются в фондах библиотеки. Кроме того, он
осуществляет поиск только по названиям журналов, т.е. это традиционная версия
электронного каталога, основанная на MARC-записях, подобно тому, что вы увидите в Библиотеке
Конгресса.
Мы развили эту систему, пытаясь представить образ мышления и действия
своих студентов. В результате закуплено
дополнительное программное обеспечение PittCat+, которое использует наши данные и дополняет их
электронными записями наших индексов, текстовых интернет-архивов и справочных баз
данных, таких, как «Who’s Who in America», «Encyclopedia of Art». Теперь стал возможен
поиск не только по названиям журналов,
но и по названиям статей».
Связаны ли PittCat + и D–Scribe? «Да,
безусловно. D–Scribe содержит наши
собственные материалы, которые отражены в нашем электронном каталоге».
Кто решает, что включать в цифровую
библиотеку? Как при этом решаются
вопросы авторского права? Элизабет Махони отметила: «Мы не делаем ничего,
что нарушало бы чьи-то авторские права. Мы издаем журналы, но делаем это с
согласия правообладателей, среди которых и наши сотрудники, и они сами заинтересованы, чтобы их работы
размещались на нашем сайте. Решения о включении изданий принимают библиографы
по соответствующим направлениям, например, по истории, естественным наукам, детской
литературе».
Наверное, мы еще долго задавали бы вопросы американским коллегам.
Но в самом начале встречи они заинтриговали нас экскурсией – нам предстояло
увидеть одно из самых необычных зданий университета – Башню Знаний.
Башня знаний – Cathedral of Learning– это центральное здание Питтсбургского университета, название которого на
русский язык можно перевести по-разному: Храм
учебы, или Собор Учености, или Башня Знаний. Выбирайте тот вариант,
который больше понравился.
Cathedral of Learning –
визитная карточка и безусловный символ города и университета. Действительно, здание одновременно и величественно, и
внушительно, и чрезвычайно архитектурно привлекательно. Внешне оно более
всего напоминает готический храм. Позже от
экскурсовода мы узнали, что это самый высокий учебный корпус в Западном
полушарии и второе по высоте здание университета в мире: высота – более 163 м,
или 535 фута; 42 этажа; 2 529 окон.
Спроектировал здание архитектор Ч. Клаудер.
Строительство шло небыстро и непросто. Башня возводилась
с 1926 по 1937 г. на пожертвования жителей
города. А в годы Великой депрессии, когда
экономические трудности достигли своего пика и финансирование проекта стало
особенно сложной задачей, свой вклад вносили даже школьники Питтсбурга: они жертвовали
на строительство сэкономленные на завтраках и сладостях деньги – это называлось
«купить кирпич». Первое занятие в здании было проведено уже в 1931 г., за
шесть лет до его официального открытия.
Сегодня Башня знаний – это учебные классы, где проходят занятия и
различные специальные мероприятия. Кроме того, здесь размещены административные
офисы университета, библиотеки, компьютерный центр, сувенирный магазин, ресторан
и многое другое.
Основную часть первого этажа занимает Зал
общин – архитектурное чудо XX века. Зал выполнен в готическом стиле, причем с
соблюдением канонов истинной готической архитектуры. Например, при возведении
сводов не использовались стальные опоры. При этом заметим, что помещение зала,
простирающегося вверх на 4 этажа (16 м), огромно: 2 тыс. кв. м.
Несомненная
особенность и украшение Башни знаний – её национальные комнаты. Они созданы в стиле разных народов и этнических групп, населяющих Питтсбург. Идея
создания национальных комнат возникла в 1926 г. – именно тогда было решено
привлечь к строительству Башни местное сообщество. Всем крупным национальным
общинам Питтсбурга предложили создать здесь свои комнаты. Университет только
предоставлял помещение, а общины вели сбор средств, оформляли интерьеры,
приобретали экспонаты. Всего было создано 27 комнат: две их них –
демонстрационные, остальные 25 – рабочие, в них проводятся занятия со
студентами университета,
изучающими культуру той или иной страны, а в свободные часы эти
комнаты открыты для туристов.
Каждая национальная комната представляет
культуру своей страны, характерную для нее до 1787 г. – года основания
университета и подписания Конституции США. В комнатах воссоздана
атмосфера жизни в разных странах мира, и поэтому их можно смело назвать
мини-музеями. Во многих помещениях звучит соответствующая музыка, усиливающая
«погружение» в историю того или иного государства.
Дизайнерское оформление, организация пространства, представленные
атрибуты – все содержимое комнат «говорящее».
Каждый предмет «рассказывает» об обычаях и обрядах, специфике и особенностях страны.
Русская
комната, конечно же, стала первой, куда мы
пошли. Большой дубовый стол – не только часть общего интерьера: вокруг него
рассаживаются студенты, которые проходят сюда на занятия. На спинках стульев вырезаны символы российских регионов (олень
символизирует тундру, осетр – матушку-Волгу).
Место преподавателя напоминает аналой
православного храма; классная доска – трехстворчатая – выполнена по образцу
иконного складня; над доской – резные
панели с изображенными на них Сирином и Алконостом (как известно, в русском
фольклоре эти птицы символизируют неразрывность радости и печали в нашей
жизни). В углу – киот и знамя Святого Георгия, покровителя России с XV в.
Украинская
комната богато украшена резьбой по дереву,
цветной керамикой, печными изразцами, на которых изображены сцены из быта крестьян.
На особом месте – иконы Божией Матери, Иисуса Христа, Святого Николая
Чудотворца, Святого Георгия. На правой стене – медный барельеф, на котором
отображено развитие украинской культуры на протяжении тысячелетий; приведены здесь
и слова-наставления великого кобзаря Украины Тараса Шевченко: «Учитесь, читайте, и чужому учите, и своего не сторонитесь».
Комната Израиля отражает
простоту жилых каменных домов, характерных для I века н.э.; скамьи созданы по образцу
тех, которые можно было видеть в синагогах во II-III вв. н.э. На каждой стене надписи: на иврите вырезаны десять библейских
заповедей; цитаты из Талмуда. На скамье, предназначенной для педагога, начертано:
«Я много узнал от моих учителей, еще больше – от моих коллег и более всего – от
моих учеников».
Армянская комната
стилизована под помещение армянского монастыря X-XII вв. н.э. Здесь оставили отпечатки
своих рук представители пяти старейших армянских диаспор, проживающих в Питтсбурге.
А еще – отпечаток руки грудного ребенка армянского происхождения как символ
преемственности армянского присутствия в западной Пенсильвании. Здесь проходят
самые разные учебные курсы: по истории Армении, армянской культуре, основам
христианства. Очень популярны «кофейные» курсы, на которых можно не только
узнать о происхождении и особых свойствах этого напитка, но и научиться варить
настоящий кофе.
Индийская комната представляет собой копию двора буддийского монашеского
университета IV-IX вв. н.э.: гуру вели свои занятия с
учениками именно во дворах.
Китайская комната,
повторяющая дизайн типичного дворцового зала в Пекине,
посвящена памяти Конфуция и его демократическим идеалам.
Японская
комната демонстрирует традиционное
мастерство японских плотников и резчиков по дереву. Эта комната показывает,
каким было жилище важной особы в деревне на окраине Киото. Дом японца – это место, где домашнее хозяйство, бизнес и
ремесленная деятельность зачастую велись под одной крышей.
Американская комната.
Здесь мы с увлечением слушали биографию Президента США Барака Обамы. Оказывается,
в настоящее время в суде США рассматриваются восемь официальных дел по поводу
незаконности пребывания Обамы на посту Президента США. Дело в том, что Президентом
США, как записано в Конституции США, может быть только человек, который родился
в США. Обама, согласно искам, обвиняется в незаконности пребывания на посту президента, поскольку родился вне
территории США. Не вдаваясь в тонкости жизнеописания г-на Обамы, пожелаем ему
удачного завершения судебных тяжб.
(Продолжение репортажей – в
следующих номерах журнала.)
|