Научные и технические библиотеки №12 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 4. Физика и метафизика информации

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Столяров Ю. Н. Закон адекватности библиотечного фонда условиям внешней и внутренней среды

Ушакова О. Б. Опыт раскрытия фонда научно-технической библиотеки предприятия

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Практика каталогизации: повседневные проблемы и пути их решения. Статья 1

НАША ПРОФЕССИЯ

Лиховид Т. Ф. Параметры «декларация миссии», «видение», «цели» на веб-сайтах библиотечно-информационных школ зарубежных университетов

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Крюкова А. В. «Круглый стол» «Ресурсы библиотек для образования в интересах устойчивого развития»: обзор работы

«РОССИЙСКИЙ "БИБЛИОБУС" В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Иванова Е. В., Волкова К. Ю. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад». (Обзор работы. Продолжение)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Новый вклад в повышение качества подготовки научных кадров

Дивногорцев А. Л. Книга, написанная после рецензии. (Новое обращение к истории Научной библиотеки Тверского государственного университета)

НАША ИСТОРИЯ. БИОГРАФИИ. ВОСПОМИНАНИЯ

Серебрянникова Т. О. «Крупнейший специалист в области классификации». Памяти Б. П. Гущина (1874-1936)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Шихова Х. И. «Виртуальный читальный зал» – новое звено информационно-ресурсного центра вуза

Якубов Э. Н. Расширение сотрудничества России и Украины в области библиотечного дела

УКАЗАТЕЛЬ ПУБЛИКАЦИЙ 2010 ГОДА

Систематический указатель

Авторский указатель


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 02:378

Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник

Новый вклад в повышение качества
подготовки научных кадров

Отклик на выход в свет хрестоматии для аспирантов и соискателей: Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность. В 2-х ч. / сост. Ю. Н. Столяров. — Орел : Орловский гос. ин-т искусств и культуры; ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2010. – Ч. 1. – 329 с. ; Ч. 2. – 314 с.

Вышедшая недавно в свет двухтомная хрестоматия для аспирантов и соискателей научной степени по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», составленная Ю. Н. Столяровым, стала еще одним весомым вкладом в создание им целостной системы научно-методического обеспечения подготовки научных кадров для нашей отрасли.

Это издание, как и предшествующие ему учебно-методические пособия для аспирантов, – результат многолетних наработок Ю. Н. Столярова, который еще в 1970-х гг. впервые инициировал проведение в аспирантуре Московского государственного института культуры (сейчас – Московский государственный университет культуры и искусств) плановых занятий по курсу «Организация и методика научно-исследовательской работы». Он создал первую на всем постсоветском пространстве и выдержавшую уже шесть переизданий фундаментальную программу курса [1], принимал активнейшее участие в разработке паспорта научной специальности 05.25.03, типовой программы-минимума кандидатского экзамена по этой специальности, издал уникальный в своем роде полный курс лекций для аспирантов и соискателей «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность» [2].

Следует подчеркнуть, что и в организационном, и в содержательном плане никто из библиотековедов не сделал так много для обучения аспирантов и соискателей теории и методике работы над кандидатской диссертацией по нашей научной специальности, как Ю. Н. Столяров. Он – признанный авторитет в разработке методологии библиотековедения, библиографоведения и книговедения, поэтому и его программные материалы, и курс лекций «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность», и хрестоматия с одноименным названием – это неоценимое подспорье, позволяющее и начинающим исследователям, и маститым ученым эффективно овладевать действенным инструментарием научного поиска, учиться продуктивно и рационально мыслить, корректно использовать арсенал исследовательских методов и находить оптимальные решения актуальных теоретико-методологических проблем.

Комплект теоретико-методического обеспечения подготовки аспирантов и соискателей по нашей специальности стал большим подарком от Юрия Николаевича и для украинских библиотековедов, вынужденных сейчас вновь и вновь отстаивать в Высшей аттестационной комиссии Украины как само право на существование научной специальности 27.00.03 – «Книговедение, библиотековедение, библиографоведение», обоснованность ее отнесения к новой научной отрасли «Социальные коммуникации», так и право на собственную, отличную от теории массовых коммуникаций проблематику научных исследований.

Доказанная Ю. Н. Столяровым идея о сущностном единстве библиотековедения, библиографоведения и книговедения на основе наличия у них общих исходных компонентов «документ-пользователь» и диалектической связи между ними, установление на этой основе места данной триады родственных научных дисциплин в системе наук о документальных коммуникациях стали методологической базой для обоснования украинскими учеными места наук документально-коммуникационного цикла в системе наук о социальных коммуникациях, разработки номенклатуры родственных научных специальностей (теория и история социальных коммуникаций; документоведение, архивоведение; теория и история издательского дела и редактирования; прикладные социально-коммуникационные технологии; социальная информатика), уточнения их формул и паспортов [3].

Благодаря содержащей наиболее знаковые для статуирования этих родственных наук теоретические наработки специалистов, можно проследить эволюцию осмысления книговедением, библиотековедением, библиографоведением собственных предметов изучения, поступательность разработки своих законов, принципов, теорий и концепций, зарождение научных школ и перспективных направлений исследований. Читая тщательно подобранные составителем хрестоматии работы классиков, убеждаешься, что на этапе самоосознания важнейшими для любой науки являются вопросы методологии, так как именно она позволяет установить и степень развития науки, и ее статус.

Так, включение в хрестоматию работы Ф. Эйхлера «Библиотековедение высшего порядка в его отношении к методам научного исследования и преподавания» (1890–1910 гг.) позволяет увидеть, что важность и необходимость осмысления вопросов методологии в библиотековедении возникла еще в конце XIX в. Тем досаднее, что и в ХХI веке среди современных библиотековедов находятся «ученые», весьма скептически относящиеся к библиотековедению как полноценной науке. Именно поэтому нужно всячески приветствовать то, что уже первые лекции курса Ю. Н. Столярова для аспирантов и соискателей посвящены изучению сущности и основных признаков книговедения, библиотековедения и библиографоведения как научных дисциплин, эволюции взглядов на их статус и место в системе наук.

Для продуктивного усвоения прослушанных аспирантами лекций хрестоматия дает возможность глубже изучить оригинальные публикации специалистов, внесших наибольший вклад в разработку теории и методологии книговедения (А. И. Барсук, М. П. Ельников), библиотековедения (К. И. Аб­рамов, М. И. Акилина, А. Н. Ванеев, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров), библиографоведения (Э. К. Беспалова, О. П. Коршунов, А. Я. Черняк, Г. Н. Швецова-Водка), и составить собственные суждения по наиболее дискуссионным вопросам, многие из которых продолжают оставаться актуальными для развития нашей отраслевой науки.

Истинной классикой жанра, рекомендованной к чтению всем, кто готовится сдавать кандидатский минимум по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», стали вошедшие в хрестоматию работы К. И. Абрамова «Библиотековедение. Объект и предмет» (2003), А. Н. Ванеева «Современный уровень и перспективные проблемы методологии и методики библиотечных исследований» (1984), М. П. Ельникова «Методология книги (науковедческий аспект)» (1997), О. П. Коршунова «Система документальных коммуникаций» (2003), А. В. Соколова «Объекты и предметы библиотековедения, библиографоведения и информатики (метатеоретический анализ)», Ю. Н. Столярова «Синергийный подход в библиотековедении, библиографоведении, книговедении: когда и зачем он нужен» (2003), Г. Н. Швецовой-Водки «Книга и документ: соотношение понятий» (1994).

Обосновывая генетическое родство книговедения, библиотековедения и библиографоведения как наук документально-коммуникационного цикла, Юрий Николаевич включает в хрестоматию около двадцати статей различных авторов, предлагающих наиболее продуктивные подходы к выявлению сущности таких базовых для всех трех научных дисциплин понятий, как книга, документ, электронная книга, электронный документ, читатель, пользователь книжной, документной продукции, библиотека, электронная библиотека. Действительно значимыми для оптимального определения понятия документ нужно признать включенные в хрестоматию дискуссионные статьи К. Б. Гельмана-Виноградова, Р. С. Гиляревского, Т. В. Майстрович, И. Г. Моргенштерна, Ю. Н. Столярова, Г. Н. Швецовой-Водка. Знакомство с работами этих авторов позволяет начинающим ученым убедиться в том, что состояние понятийного аппарата – важнейший признак развитости науки, ее язык, поэтому крайне важно вырабатывать точные и корректные определения понятий, формировать стройную и непротиворечивую терминосистему, отражающую сущностные характеристики исследуемой предметной области.

Блестящим образцом плодотворного ведения дискуссии о поиске способов преодоления сложностей трактовки обобщающих научных понятий является ответ Ю. Н. Столярова К. Б. Гельману-Виноградову, изложенный им в статье «Документ – понятие конвенциональное (в порядке дискуссии)» (2005). В ней на деле показана продуктивность применения важнейшего инструмента любого исследователя – метода восхождения от абстрактного к конкретному, с помощью которого автору удалось выявить самые сущностные признаки изучаемого объекта (документа), свойственные всем объектам этого рода вообще, а затем найти отличительные особенности различных видов документов, обусловленные той сферой деятельности, в которой они функционируют.

В результате Юрием Николаевичем предложено наиболее оптимальное определение понятия документ в его онтологическом статусе, показано, что документоведений существует столько, сколько имеется групп родственных видов документов, обоснована необходимость именовать общую науку о документе документологией. Чтение таких статей – это настоящий мастер-класс по освоению логики научного доказательства и логики научного опровержения, овладению методологией научных исследований.

Нужно приветствовать тот факт, что составитель не пошел на поводу у чувства ложной скромности и поместил в хрестоматию около 20 собственных статей. Без них выборка наиболее значимых публикаций по специальности была бы не такой полной.

Помимо сугубо теоретических статей нужно признать обоснованным и включение в хрестоматию такого документа, как «Концепция электронной библиотеки Российской государственной библиотеки» (2001), которая содержит квинтэссенцию современных представлений о сущности, структуре и составе национальной электронной библиотеки, целях ее создания, функциональных требованиях, читательском назначении, правовых, экономических и технологических основах функционирования.

В помощь освоению аспирантами и соискателями нормативной базы библиотековедения, библиографоведения и книговедения составлены первые два раздела хрестоматии, в которых представлены официальные документы ВАК Российской Федерации, касающиеся научной специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», а также выдержки из профильных федеральных законов и государственных стандартов, способствующие пониманию важнейших теоретических проблем развития единой научной специальности.

Двухтомная хрестоматия общим объемом около 640 страниц представляет собой репрезентативную выборку как официальных материалов, так и наиболее значимых статей тридцати авторитетных специалистов, рассматривающих сложные и актуальные теоретико-методологические проблемы книговедения, библиотековедения, библиографоведения. Это издание – не только ценнейшее подспорье для успешной сдачи кандидатского экзамена по нашей научной специальности, но и своего рода уникальный тематический сборник, иллюстрирующий основные достижения теории и методологии базовых наук документально-коммуникационного цикла за весь период их существования.

За содержание хрестоматии хочется поблагодарить ее составителя – Юрия Николаевича Столярова, а за прекрасное полиграфическое исполнение издания – Орловский государственный институт искусств и культуры. Сразу же после выхода в свет этот двухтомник стал профессиональным бестселлером, как и предшествующий ему курс лекций [4], поэтому, учитывая явно недостаточный тираж в 500 экземпляров, научная общественность стран СНГ надеется на скорейшие переиздания этих очень нужных книг.

Список источников

1. Организация и методика научно-исследовательской деятельности : программа, учебно-метод. материалы / сост. Ю. Н. Столяров. – 6-е изд., дораб. – Москва : МГУКИ,  2010. – 23 с.

2. Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: полный курс лекций для аспирантов и соискателей по типовой программе кандидатского минимума / Ю. Н. Столяров. – Орел : Орловский государственный институт искусств и культуры ; ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2007. – 266 с.

3. Кушнаренко Н. Н. Социальные коммуникации – новая научная отрасль / Н. Н. Куш­наренко, А. А. Соляник // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 8. – С. 411–149; Соцiальнi комунiкацii: збiрник проектiв программ кандидатських iспитiв для аспiрантiв I здобувачiв / уклад.: В. М. Шейко, Н. М. Кушнаренко, В. О. Iльганаева, А. А. Соляник, Г. О. Давидова // Вiсник Харк. держ. акад. культури : зб. наук. пр. – X., 2008. – Вип. 22. – С. 7–84.

4. Швецова-Водка Г. Н. Единство библиотековедения, библиографоведения и книговедения восстановлено! / Г. Н. Швецова-Водка // Книга. Исследования и материалы. – Москва, 2008. – Вып. 89 / I – II. – С. 308–313.

  
На главную