Научные и технические библиотеки №2 2010 год
Содержание:

16-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ-2009»

СЕКЦИЯ «ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ»

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Официальный веб-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института

Степанов В. К. Формирование полнотекстовых коллекций в Интернете: опыт библиотек России

Ковязина Е. В. Проектирование электронной библиотеки крупного вузовского объединения

СЕКЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Бычкова Е. Ф. Десятое заседание Экологической секции на Крымском форуме. (Обзор работы)

Мальдова С. Д. Экологический центр Тверской ОУНБ им. А. М. Горького

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Многоликая «информатика». Классификационный анализ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Протопопова Е. Н., Телепнева Н. С. Библиотеки Брянщины и предпринимательство (аспекты и этапы сотрудничества)

НАША ПРОФЕССИЯ

Кузьмина А. Ю. К десятилетию дискуссии о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря

Стрелкова И. Б. Мотивация как необходимый фактор профессиональной успешности библиотечного специалиста

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Новый информационный продукт из серии «Электронная библиотека ГПНТБ России по экологии»

ЮБИЛЕИ

Лотова Е. Ю. Традиции и инновации. К 50-летию Научной библиотеки РУДН

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Совершенствование законодательства для библиотек: вопросы и ответы. («Круглый стол» в ГПНТБ России)

Первое консультативное совещание национальных комитетов Программы ЮНЕСКО «Иноформация для всех»


УДК 02(063)

16-я Международная конференция
«Библиотечные и информационные ресурсы
в современном мире науки, культуры,
образования и бизнеса» – «Крым–2009»

(6–14 июня 2009, Автономная Республика Крым, Украина)

Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина

НИИ информационных технологий социальных сфер
Кемеровского государственного университета культуры и искусств

Официальный веб-сайт: проблемы отражения
в открытом информационном пространстве
основных функций библиотеки как социального института

Приведены результаты анализа характеристик веб-сайтов областных (краевых) универсальных научных библиотек России. Изучены возможности применения функционального подхода к разработке и оценке качества контента официальных веб-сайтов библиотек. Обозначены проблемы разработки системы критериев и контрольных характеристик для оценки библиотечного веб-сайта.

Библиотеки в новой информационно-технологической среде

Стремительное и всепроникающее развитие информационно-комму­никационных технологий (ИКТ) обусловило становление единого открытого мирового информационного пространства, сущностной характеристикой которого является возможность получения каждым членом общества полной и достоверной информации на основе свободного доступа. Реализация этой возможности во многом связана с обеспечением наличия в открытом мировом информационном пространстве надежных информационных ресурсов.

Один из важнейших видов современных информационных ресурсов – веб-сайты. Создание библиотечных веб-сайтов во всем мире получило массовый характер. Согласно данным информационно-справочного портала «Library.ru», каталог библиотечных веб-сайтов на 24 апреля 2009 г. насчитывал 1840 адресов. В их числе веб-сайты российских библиотек различных типов и ведомственной принадлежности, а также корпоративных библиотечных систем и центров, библиотечных ассоциаций и др. О значительном росте числа библиотечных веб-сайтов свидетельствуют результаты сопоставления этих данных с данными на декабрь 2007 г. В целом прирост за два года – 311 веб-сайтов (20%), причем наибольший рост наблюдается в группе вузовских библиотек – 111 (60%), муниципальных библиотек (в том числе библиотеки Москвы и Санкт-Петербурга) – 75 (40%), школьных библиотек – 11 (38 %).

Создание веб-сайтов практически всеми типами библиотек и предоставление на их основе виртуальных услуг многочисленным категориям населения обостряет проблему обеспечения и оценки качества библиотечных веб-сайтов.

Конкурсы библиотечных веб-сайтов
и проблемы оценки их качества

Одним из результатов осознания необходимости оценки качества созданных библиотеками веб-сайтов стало проведение их конкурсов. В настоящее время такие конкурсы проводятся на федеральном, отраслевом и региональном уровнях. Точкой отсчета этих событий стал 2003 г., когда Федеральным агентством по культуре и кинематографии, РБА и Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек был впервые проведен Всероссийский конкурс веб-сайтов муниципальных библиотек.

В 2005 г. прошел Первый Всероссийский конкурс веб-сайтов публичных библиотек, в 2007 г. – Второй, в 2009 г. – Третий.

Качество школьных библиотек оценивалось в ходе Всероссийского интернет-конкурса «Мудрая Сова–2004».

Библиотечные веб-сайты также стали объектом оценки в ходе смотра-конкурса электронной продукции служб информации по культуре и искусству в 2006–2007 гг.

Среди региональных можно назвать конкурс сайтов межпоселенческих центральных библиотек Республики Бурятия, областной конкурс библиотекарей муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений образования областного подчинения «ИКТ в деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения» Псковской области.

Проблема критериев оценки качества веб-сайтов
в положениях отечественных конкурсов

Представление о подходах к оценке качества библиотечных сайтов позволяет получить анализ положений конкурсов библиотечных веб-сайтов [28]. Следует отметить, что состав представленных в положениях критериев оценки весьма разнороден и как правило не систематизирован. Например, в одном логическом ряду используются такие критерии, как «Содержание» и «Размещение в структуре кратких описаний о произведении» и т. п. Различается и количество предлагаемых критериев – от 3 до 13.

В результате проведенной группировки выделены три группы критериев, характеризующих контент, внешний вид и сервисные возможности библиотечных веб-сайтов.

Вполне закономерно, что в положениях определяющее значение отводится оценке контента веб-сайтов. В числе критериев, позволяющих оценить качество контента библиотечных веб-сайтов, названы: возможность доступа к полнотекстовым источникам [4]; информативность [7]; наличие иноязычной версии сайта [5]; качество представленных на сайте документальных ресурсов по культуре и искусству [6]; четкость структуры, систематизации информационных разделов [Там же]; наличие и качество информации о самой СНИКИ и оказываемых ею услугах [Там же]; наличие информации о библиотечном фонде [Там же]; размещение в структуре кратких описаний о произведении [Там же]; содержание [13].

Подчеркнем, что называемые в положениях критерии в ряде случаев не раскрываются и не уточняются (например, «Информативность»). В других случаях приводится достаточно подробный перечень аспектов оценки контента веб-сайта в разрезе названного критерия. Например, критерий «Содержание» сопровождается следующим перечнем аспектов: полнота представления информации о библиотеке (история, структура, ресурсы, услуги, контактная информация); наличие на сайте информации о районе (муниципальном образовании), ее полнота и качество; наличие новостного блока; наличие электронного каталога библиотек района и обеспечение доступа к корпоративным и иным каталогам, размещенным на сайтах других библиотек и организаций; регулярность обновления материалов; наличие на сайте материалов (текстовых, аудиовизуальных и т.д.), представляющих интерес для широкого круга пользователей интернета; наличие дополнительных библиотечно-информационных сервисов (электронной доставки документов и т.д.); частота и регулярность обновления материалов [1, 2].

Сквозь призму этих критериев наглядно видна сложность проблемы объективной оценки качества контента библиотечных веб-сайтов как экспертами (членами жюри конкурсов), так и разработчиками веб-сайтов.

Отсутствие системности и четкости в выявленных критериях оценки контента библиотечных веб-сайтов побудило нас изучить существующие подходы к оценке в других предметных областях. С этой целью изучены положения таких всероссийских конкурсов, как «Технологический конкурс сайтов» [9], «Самый лучший сайт 2009» [10], интернет-конкурс «Золотой сайт-2009» [11], «Строительный сайт 2009» [12]; а также городского (Москва) конкурса интернет-проектов по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в среде молодежи [13]. Заметим, что в них, в отличие от положений, регламентирующих конкурсы библиотечных веб-сайтов, используется более широкий диапазон критериев: наряду с характеризующими контент, внешний вид и сервисные возможности применяются также критерии программного обеспечения и социальной эффективности веб-сайтов.

Для оценки качества контента небиблиотечных веб-сайтов используются следующие критерии: грамотность оформления текстов (текст на страницах веб-сайта вселяет уверенность, что его автор либо редактор в совершенстве владеет русским языком и правилами набора); семантическая группа (новизна идеи и содержания, соответствие содержания теме, качество и объем информации, художественность, занимательность, литературность языка); содержание (информационное наполнение должно привлекать внимание посетителя и отвечать целям и задачам сайта; форма подачи информации должна соответствовать аудитории и учитывать специфику сетевого чтения; информационное наполнение должно вызывать интерес пользователей и содержать материал по тематике конкурса); уровень контента (значимость, актуальность, художественная стилистика, полнота охвата темы); эффективная технологическая организация контента (контент веб-сайта легко индексируется поисковыми машинами; переход поискового робота между страницами веб-сайта не затруднен никакими технологическими ограничениями, например, навигацией, реализованной на основе JavaScript; на сайте предусмотрены автоматически генерируемые, прозрачные для пользователя, т. е. не требующие от него никаких действий, версии представления контента для вывода страниц на печать и просмотра их на экранах карманных компьютеров).

Из данного перечня критериев для оценки контента библиотечных веб-сайтов, на наш взгляд, могут быть полезны следующие: оценка степени адаптации представленной информации к особенностям сетевого чтения; эффективная технологическая организация контента (индексирование контента сайта поисковыми машинами).

Вместе с тем сопоставление критериев оценки контента библиотечных и небиблиотечных веб-сайтов свидетельствует о необходимости систематизации и более четкого определения смысла, вкладываемого в тот или иной критерий оценки, а также в систему критериев в целом.

Руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре»
и проблемы критериев оценки качества библиотечных веб-сайтов

Анализ документов, регламентирующих проведение конкурсов веб-сай­тов, показал отсутствие согласования критериев оценки контента библиотечных веб-сайтов с разработанным на международном уровне руководством «Принципы качества веб-сайтов по культуре» [1]. Отличительная особенность этого документа в том, что в нем впервые приведена совокупность принципов, позволяющих комплексно оценить контент, дизайн, программно-техническую реализацию и сервисные возможности сайтов: прозрачность, эффективность; поддержка; доступность; ориентация на пользователя; реактивность; многоязычность; совместимость; управляемость; сохранность. Для каждого принципа предусмотрена определенная совокупность критериев и перечень контрольных характеристик. При этом сайт может считаться качественным, если по каждому принципу он отвечает 75% установленных критериев.

Однако и в этом документе не удается обнаружить критериев, однозначно определяющих требования к сущностным характеристикам контента именно библиотечных сайтов. Мы имеем в виду не столько общеизвестные и бесспорные требования учета потребностей целевой аудитории пользователей, сколько необходимость отражения официальным веб-сайтом функций библиотеки как социального института. По сути дела речь идет о том, в какой мере веб-сайт библиотеки не только декларирует, а реально «настроен» на всех потенциальных пользователей в условиях открытого информационного пространства. При этом важно, чтобы официальный сайт объективно отражал всю совокупность направлений деятельности библиотеки, обеспечивал полноту представления ее общественной значимости как социального института, а не служил средством самовыражения разработчиков сайта.

О том, что в практике библиотечного сайтостроения зачастую преобладает субъективизм, свидетельствуют результаты проведенных нами исследований [14, 15]. Следствие этого – целый ряд типичных недостатков существующих библиотечных веб-сайтов: неполнота либо избыточность информации, ее разнородность и неструктурированность, несоответствие статусу сайта, погрешности языка и стиля, затрудненность восприятия информации, многоступенчатость при ее поиске и др.

Функциональный подход к оценке качества
контента библиотечных веб-сайтов

С нашей точки зрения, для того чтобы официальный веб-сайт библиотеки объективно отражал всю совокупность направлений ее деятельности, обеспечивал полноту представления общественной значимости библиотеки как социального института, целесообразно использовать принцип функционального подхода. Он предполагает исследование объектов с точки зрения их функционирования и связей с окружающей средой при абстрагировании от их внутреннего строения. Такой подход позволяет более полно раскрыть природу сложных объектов, к которым могут быть отнесены библиотеки.

Как отмечает В. В. Скворцов, «из Закона РФ «О библиотечном деле» (1994 г.) следует, что библиотеке как социальному учреждению присущи, по меньшей мере, три социальные функции: информационная, культурная, образовательная» [16. С. 170]. Несмотря на продолжающиеся дискуссии и различные точки зрения библиотековедов на количество, состав и дифференциацию функций библиотек, отметим, что приведенный выше тезис отражает наиболее устоявшийся и закрепленный нормативным документом подход. Именно он взят нами за основу при проведении исследования контента веб-сайтов областных (краевых) универсальных научных библиотек как одного из наиболее представительных компонентов библиотечной системы России.

Результаты сопоставительного анализа контента сайтов ОУНБ
в 2005 и 2009 гг.

Мы провели сопоставительный анализ данных, характеризующих сайты областных (краевых) универсальных научных библиотек (ОУНБ), по состоянию на 2005 и 2009 гг. Для исследования выбраны 30 сайтов ОУНБ из 59, зарегистрированных на апрель 2009 г. информационно-справочным порталом «Library.ru» в разделе «Центральные универсальные библиотеки краев, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга». Сопоставление показало, что доля ОУНБ, располагающих сайтами, возросла в 2009 г. на 17% (в 2005 г. – 50%, в 2009 г. – 67%). Наряду с количественным ростом сайтов ОУНБ изменились и их характеристики (табл. 1).

Таблица 1

Результаты сопоставительного анализа характеристик сайтов ОУНБ

Наименования характеристик

Значения характеристик, %

2005 г.

2009 г.

Наличие счетчиков посещений сайтов ОУНБ

25

0

Электронный каталог

нет данных

77

Обратная связь

50

47

Электронная доставка документов

18

26

Наличие иноязычной версии

7

3

Библиографонлайн

0

10

Виртуальная справка

0

20

Виртуальное обслуживание

0

10

Карта сайта

0

20

Продление онлайн

0

13,3

Следует отметить, что в зеркале анализа ярко отражается развитие новых видов и форм электронных услуг (библиограф онлайн, виртуальная справка, виртуальное обслуживание, продление онлайн). Вместе с тем заметной тенденцией стал отказ библиотек от счетчиков посещений и сокращение иноязычных версий веб-сайта, что, вероятно, обусловлено трудоемкостью их поддержки.

В соответствии с идеологией функционального подхода все рубрики контента веб-сайтов анализируемых библиотек были соотнесены с функциями ОУНБ. При этом мы исходили из того, что ОУНБ, как и любой библиотеке, присущи три базовые функции (информационная, культурная, образовательная), а также специфические, отличающие их от других типов библиотек (функция региональной библиотечной политики; функция региональной памяти) [17].

Распределение всех выявленных рубрик и подрубрик веб-сайтов в группы в зависимости от выполняемых областной библиотекой функций показало, что сайты ОУНБ нацелены на выполнение всех функций – как базовых, так и специфических, характерных именно для ОУНБ. (Работоспособность функционального подхода к анализу контента сайтов подтверждают данные табл. 2.) При этом выяснилось, что в составе контента сайтов представлен ряд рубрик, отражающих организацию работы библиотеки.

Таблица 2

Отражение функций ОУНБ в структуре контента сайта

Функции ОУНБ

Наименования рубрик

Информационная

«Библиотеки России», «Библиотека в СМИ»*, «Новости», «Полезные ссылки»*, «Полнотекстовые документы»*, «Правовой центр», «Ресурсы»*, «Электронные ресурсы»*, «Фонды», «Новые поступления», «Издания», «Периодика», «Услуги», «Читателям», «Электронный каталог»*, «Библиограф on-line», «Виртуальная справка», «Виртуальное обслуживание», «Гостевая книга», «Форум», «Электронная доставка документов»

Культурная

«Виртуальные выставки», «Выставки», «Литературная гостиная», «Мероприятия», «Центр чтения»

Образовательная

«Полезные ссылки»*, «Полнотекстовые документы»*, «Ресурсы»*, «Электронный каталог»*, «Электронные ресурсы»*

Функция регинальной библиотечной политики

«Библиотеки области», «Библиотека в СМИ»*, «Виртуальные конференции», «Коллегам», «Официальные документы», «Проекты».

Функция региональной памяти

«Информация о крае (области)», «История библиотеки», «Хроника», «Фотогалерея», «Почетные читатели», «Краеведение»

Организационная**

«Библиотека сегодня», «Вакансии», «Главная», «Как записаться», «Как нас найти», «Контакты», «Координаты», «О библиотеке», «Объявления», «Партнеры», «Правила пользования», «Режим работы», «Старый сайт», «Структура», «Карта сайта», «Продление on-line»,

*    Рубрики, содержащие сведения, которые отражают различные функции ОУНБ.

**  Рубрики, содержащие сведения о регламенте работы библиотеки.

В количественном измерении соотношение рубрик, отнесенных к определенным функциям ОУНБ, за сравниваемые периоды представлено в табл. 3.

Таблица 3

Количественная характеристика рубрик сайтов ОУНБ в разрезе их функций

Функции ОУНБ

Объем рубрик, %

2005 г.

2009 г.

Информационная

20,41

37

Культурная

7,14

9,4

Образовательная

18,36

9,4

Функция региональной библиотечной политики

11,22

11,3

Функция региональной памяти

11,22

11,3

Организационная

31,63

32

Следует подчеркнуть, что эти данные, подтверждая работоспособность функционального подхода, обеспечивающего возможность выявления качественных официальных веб-сайтов (содержащих контент, отражающий все базовые и специфические функции, присущие данному типу библиотек), носят усредненный характер. Применительно к конкретным ОУНБ этот подход позволяет выявить недопустимые нарушения состава контента веб-сайтов, одно из которых заключается в том, что ряд веб-сайтов ОУНБ не содержит материалы краеведческого характера. А это означает, что такой веб-сайт нарушает нормативные требования и не отражает закрепленную за этим типом библиотек функцию региональной памяти.

Предлагаемый подход позволяет ответить на принципиальный вопрос: что должно быть обязательно отражено в составе контента официального веб-сайта библиотеки, причем с возможностью дифференциации требований к контенту веб-сайтов библиотек разных типов. Например, для областных юношеских библиотек помимо базовых могут быть характерны просветительская, воспитательная, социализирующая функции, для муниципальных – досуговая, для специальных – реабилитационная, библиотерапевтическая.

Отстаивая идею функционального подхода, авторы ясно осознают сложности его реализации на практике. Существенный барьер на пути к его использованию – отсутствие четкой системы критериев, а также, пользуясь терминологией «Принципов качества веб-сайтов по культуре», контрольных характеристик для оценки веб-сайта в разрезе каждой функции. Кроме того, каждой функции (и базовой, и специфической) должен быть присвоен уровень приоритета (высокий, средний, низкий). Необходимо также введение пороговых значений критериев, позволяющих перевести оценку качества сайтов из преимущественно субъективных суждений в ранг количественно измеряемых формализованных процедур.

Перспективы реализации предлагаемого подхода
к оценке контента официальных сайтов библиотек

Проведенный анализ свидетельствует, что проблема оценки качества сайтов носит комплексный характер, включая прежде всего вопросы семантического характера. Ее решение невозможно без системного подхода к проблемам библиотековедческой теории – в их числе типология библиотек и их функций, показатели качества обслуживания читателей, а также возможности привлечения математического аппарата к оценке качества библиотечных сайтов.

На первый взгляд может показаться сомнительной необходимость такого сложного, трудоемкого и дорогостоящего исследования. Однако еще раз подчеркнем, что речь идет об официальных веб-сайтах библиотек, призванных соответствовать государственной культурной политике и выполнять возложенные на них функции и задачи в соответствии с нормами государственного бюджетного финансирования. Именно официальные веб-сайты уже сегодня являются объектами независимых вебометрических измерений на международном, национальном и региональном уровнях [18, 19], позволяющих на основе мониторинга информационных ресурсов судить об уровне готовности отраслей, регионов, стран войти в информационное общество.

Список источников

1. Принципы качества веб-сайтов по культуре. Руководство [Текст] / под ред. пятой рабочей группы проекта Minerva «Определение потребностей пользователей, содержания и критериев качества веб-сайтов по культуре». – Москва, 2006. – 62 с.

2. Всероссийский конкурс web-сайтов муниципальных библиотек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rba.ru/or/comitet/14/2(8)/2_9.htm

3. Первый всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.ru/konkurs/public/winners.php

4. Второй всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.ru/konkurs/public2/pol.php

5. «Мудрая Сова – 2004» – конкурс по созданию школьными библиотеками своих веб-сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-sector.relarn.ru/project/sova/

6. Конкурс сайтов межпоселенческих центральных библиотек Республики Бурятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.ru/nb/Konkurs_saitov_mcb/ polo-zhenie.php

7. Смотр-конкурс электронной продукции служб информации по культуре и искусству [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib. okno.ru/news/newsarchiv/

8. Областной конкурс библиотекарей муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений образования областного подчинения «ИКТ в деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poipkro.pskovedu.ru/cnpi/bibliotekaru/pologenie2007.htm

9. Технологический конкурс сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kristikonkurs.sitecity.ru/phtml

10. «Cамый лучший сайт 2009» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.konkurs.c-d-m.ru/about/regulations/

11. Золотой сайт-2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goldensite.ru

12. «Строительный сайт 2009» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://contest.vashdom.ru

13. «Лучший интернет-сайт по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в среде молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs.c-d-m.ru/

14. Гендина Н. И. Создание исследовательского и методического инструментария разработки сайтов библиотек и музеев: результаты разработок НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств [Электронный ресурс] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина, И. Л. Скипор // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 12-й Междунар. конф. «Крым 2005» – Электрон. дан. – Москва : ГПНТБ России, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

15. Алдохина О. И. Сайты областных (краевых) универсальных научных библиотек как средство продвижения краеведческой информации [Электронный ресурс] / О. И. Алдохина // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 12-й Междунар. конф. «Крым 2005» – Электрон. дан. – Москва : ГПНТБ России, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

16. Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / РГБ ; сост. и предисл. Ю. П. Мелентьева ; науч. ред. Л. М. Инькова. – Москва : ФАИР-ПРЕСС; Пашков дом, 2003. – 432 с.

17. Справочник библиотекаря [Текст] / ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., испр. и доп. – С.-Петербург : Профессия, 2002. – С. 47.

18. Печников А. Рейтинг официальных web-сайтов университетов России и Финляндии: сравнительный анализ [Текст] / А. Печников, О. Илюкевич // Информ. ресурсы России. – 2008. – № 3. – С. 25–28.

19. Чугунов А. Индекс ООН готовности стран к «электронному правительству»: соотношение с российскими данными [Текст] / А. Чугунов // Там же. – 2009. – № 1. – С. 22–24.

  
На главную