Научные и технические библиотеки №2 2010 год
Содержание:

16-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ-2009»

СЕКЦИЯ «ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ»

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Официальный веб-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института

Степанов В. К. Формирование полнотекстовых коллекций в Интернете: опыт библиотек России

Ковязина Е. В. Проектирование электронной библиотеки крупного вузовского объединения

СЕКЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Бычкова Е. Ф. Десятое заседание Экологической секции на Крымском форуме. (Обзор работы)

Мальдова С. Д. Экологический центр Тверской ОУНБ им. А. М. Горького

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Многоликая «информатика». Классификационный анализ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Протопопова Е. Н., Телепнева Н. С. Библиотеки Брянщины и предпринимательство (аспекты и этапы сотрудничества)

НАША ПРОФЕССИЯ

Кузьмина А. Ю. К десятилетию дискуссии о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря

Стрелкова И. Б. Мотивация как необходимый фактор профессиональной успешности библиотечного специалиста

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Новый информационный продукт из серии «Электронная библиотека ГПНТБ России по экологии»

ЮБИЛЕИ

Лотова Е. Ю. Традиции и инновации. К 50-летию Научной библиотеки РУДН

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Совершенствование законодательства для библиотек: вопросы и ответы. («Круглый стол» в ГПНТБ России)

Первое консультативное совещание национальных комитетов Программы ЮНЕСКО «Иноформация для всех»


ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ
И СИСТЕМЫ

УДК 801.316.4

Э. Р. Сукиасян

РГБ

Многоликая «информатика». Классификационный анализ

На основе анализа толкования слова «информатика» сделан вывод о многозначности этого термина, именно поэтому его невозможно применять в универсальной классификационной системе: в таблицах классификации нет места для дефиниций терминов.

Показаны инструменты отражения «информатики» в соответствующих отраслевых разделах ББК.

Запрос «Информатика» в www.Google.ru выводит на экран 6 700 тыс. страниц. (Для сравнения: запросы «Физика», «Химия» – науки, которые существуют тысячелетия, дают лишь в два раза больше…) Попытка конкретизировать поиск – «Информатика, определение» – немного помогает (914 тыс.); на запрос «Информатика как наука» мы получим примерно 2 770 тыс. ссылок.

Не нужно много времени, чтобы убедиться: два–три соседствующих в интернете автора дают порой совершенно противоположные толкования – и не только по словам, входящим в формулировку дефиниции, но и по составу, структуре, родовой принадлежности, научным целям и практически решаемым задачам. Вчитавшись в текст, мы замечаем еще одну особенность: практически все авторы абсолютизируют собственную точку зрения, допуская те или иные «отклонения» лишь в пределах своего толкования информатики. Для них как бы не существует других «информатик», они их просто не замечают. Может быть, не знают? Но книги же выходят – нельзя не заметить, что слово «Информатика» на обложке ничего, собственно говоря, нам не скажет, если мы не располагаем сведениями об авторе, его принадлежности к той или иной «информатике».

Развитие компьютерной техники предшествовало появлению в 1962 г. в Университете Пэрдью (Purdue University), расположенном в городе Лафайет (США шт. Индиана), первого факультета информатики. Это была информатика, связанная с компьютерами, их устройством, а также с решением прикладных задач с помощью вычислительной техники.

Книга Ф. Л. Бауэра и Г. Гооза «Информатика. Вводный курс» появилась у нас в русском переводе со второго немецкого издания (Москва : Мир, 1976. – 484 с.) сначала в одном томе. Немецкие (ФРГ) авторы читали курс под таким названием в течение 10 семестров на факультете прикладной математики и физики. Спустя 15 лет книга вышла уже в двух томах. Посмотреть эту книгу, как и её переиздание, интересно хотя бы потому, что мы сразу поймем – эта «информатика» не имеет отношения к компьютерам. Речь идет о теоретической дисциплине, о вычислительной математике и программировании.

К моменту появления этой книги А. И. Михайлов, А. И. Черный и Р. С. Гиляревский уже конституировали совершенно иную «информатику» в изданиях ВИНИТИ. Приведу определение, данное Р. С. Гиляревским для «Библиотечной энциклопедии»: «Научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства семантической (смысловой) информации, а также закономерности информационной коммуникации» (с. 416). Интересно, что в Справочнике информационного работника (Санкт-Петербург : Профессия, 2007) нам не удалось найти определения информатики. Термин употребляется в тексте, но дефиниции нет. Есть упоминание об издании с 1963 г. РЖ ВИНИТИ «Информатика».

Отметим, что в рамках классификационной проблемы, которую мы вынуждены решать, ценным является признание научно-информационной деятельности (основанной на теоретических достижениях информатики) как области близкой, смежной, во многом совпадающей с библиотечной деятельностью. О двух других «информатиках» такого не скажешь.

В изданиях ВИНИТИ, как и в произведениях, связанных с научно-информационной деятельностью авторов (в монографиях, учебных пособиях, диссертациях, многочисленных статьях и иных публикациях), термин информатика применяется, можно сказать, на каждом шагу. Десятки работ названы так, что в них ожидаешь найти хотя бы понимание автором многозначности термина: (например «Современная информатика: наука, технология, деятельность», «Введение в информатику»). Но не находишь.

На этом можно было бы «закрыть список» толкований информатики, если бы не появление школьной дисциплины «Информатика и ИКТ» (имеются в виду информационно-коммуникационные технологии). Сразу с десяток авторов и авторских коллективов бросились писать учебники по новой дисциплине, воспользовавшись тем, что государственный образовательный стандарт общего среднего образования появился не сразу. Но ведь появился наконец! Между тем учебные комплексы (кроме учебников с 4 по 11 класс создавались и пособия для преподавателей) в большинстве случаев существенно отличаются друг от друга по содержанию и последовательности подачи материала. Кроме одной детали: почти все авторы старательно избегают определений.

В основополагающем документе о предмете и объекте изучения есть рассуждения о понятии информация без информатики. Но тогда непонятно, откуда взялось название школьного предмета? Читаем: «Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда» (http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/p1/12.doc).

В другом электронном документе читаем: «Термин «информатика» используется на протяжении последних трех десятилетий (в основном в нашей стране) для ссылки на область, включающую как научные аспекты теории информации, так и прикладные направления, связанные с передачей и обработкой (в широком смысле) информации посредством использования ЭВМ. Данный термин не вполне удачен для применения его в образовательных стандартах ввиду того, что он не имеет конкретного определения, за ним не стоит конкретная научная область или образовательная дисциплина с общепринятым объемом знаний, т.е. информатика как конкретная научная область не сложилась. Как правило, вместе с термином информатика желательно использовать уточнение этого понятия, например, биоинформатика, экономическая информатика, стохастическая информатика, медицинская информатика, квантовая информатика и пр.» (http://www.edu-it.ru). Не сложилась, так не сложилась. И потому найти в литературе для школьников определение информатики невозможно.

Сегодня нужно вспомнить Феликса Семеновича Воройского и его многолетнюю работу по систематизации терминов и понятий нашего профессионального языка. Заголовки энциклопедических книг Ф. С. Во­ройского традиционно начинались словом «информатика». Уже поэтому интересно, как он выходил из положения. Приведу здесь дословно его статью «Информатика»:

«Информатика [Informatics, Informationscience, Computerscience].

Словарь по Кибернетике [Словарь по кибернетике / под ред. акад. В. С. Михалевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев, 1989. – 751 с.] содержит следующее определение: «Информатика – наука, изучающая информационные процессы и системы в социальной среде, их роль, методы построения, механизм воздействия на человеческую практику, усиление этого воздействия с помощью вычислительной техники. Информатика возникла как дополнение и конкретизация теории информации из потребностей автоматизации социально-коммуникативных процессов и начала формироваться в 70-е гг. как научная база использования электронных вычислительных машин в управлении, науке, проектировании, образовании, сфере услуг и т.д.». Как всякая относительно новая и быстро развивающаяся отрасль знания, не только связанная с социальной сферой, но и широко использующаяся в ней, информатика получила в последние годы множество толкований, и не все они однозначны. Наибольшие противоречия связаны с той частью этого понятия, которая определяет его семантические границы распространения». (Информатика: энциклопедический словарь-справочник / Ф. С. Воройский. – Москва : Физматлит, 2006. – с. 21–22).

В качестве примера приведу другое определение: «Информатика: отрасль знания, изучающая закономерности сбора, преобразования, хранения, поиска и распространения документальной информации и определяющая оптимальную организацию информационной работы на базе современных технических средств» (Словарь терминов по информатике / Г. С. Жданова [и др.] ; под ред. А. И. Михайлова. – Москва : Наука, 1971. – 359 с.).

Видимые отличия цитируемых определений заключаются, в частности, в том, что второе ограничивает понятие информатика технологическими процессами, входящими в функции информационных органов, а также документальной информацией. Следует отметить, что несмотря на давность этого определения (1971 г.), оно используется и в настоящее время в среде работников информационных органов и служб, в недрах которых изначально и было порождено.

Еще один подход связан с организациями, которые ранее были подведомственными Комитету по информатизации России. Основное внимание этот подход акцентирует на инструментальных (программных и технических) средствах информатики и информатизации: «Информатика: …группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: Прикладная математика, Программирование, Программное обеспечение, Искусственный интеллект, Архитектура ЭВМ, Вычислительные сети» (Першиков В. И. Толковый словарь по информатике / В. И. Пер­шиков, В. М. Савинков. – 2-е изд., доп. – Москва : Финансы и статистика, 1995. – 543 с.). Анализируя сказанное, мы склонны предпочесть последний вариант как более объективный и полный.

Не секрет, почему я, главный редактор ББК, потратил так много времени на сбор материала. Надо же решать, как отразить «информатику» в Средних таблицах ББК. Традиционные методики борьбы с многозначными понятиями, терминами здесь не помогут. Систематизаторам, да и читателям, нужны четкие методические указания. Как сегодня представляется, мы вынуждены будем принять некоторые радикальные решения.

Первое. Термин информатика в заголовках классификационных делений (наименованиях классов) применяться не будет. Исключение будет сделано для методики преподавания школьного курса «Информатика и ИКТ» – здесь мы обязаны использовать принятое наименование. Мы постараемся объяснить в методическом указании границы понятия информатика в трактовке, принятой в ВИНИТИ. Подразделение таблиц будет названо «Научно-информационная деятельность» (соответственно, «Теория (или теоретические основы) научно-информационной деятельности»). Часть информатики, в которой рассматривается компьютерная техника (оборудование, его конструирование, производство, эксплуатация, ремонт и др. аспекты), найдет место в цикле технических наук. Часть информатики, непосредственно связанная с вычислительной математикой и программированием, будет отражена в математике, в цикле естественных наук.

В ББК разрабатывается новый отдел «Общенаучное и междисциплинарное знание» (на ведущем, первом месте в таблицах). Здесь и будет общее место для литературы об информатике в целом, комплексно рассматривающей все её аспекты и приложения. Здесь, в частности, будет место школьных учебников по предмету «Информатика и ИКТ». Учебники для вузов будут систематизироваться по содержанию. Структуру и наполнение возглавляющего таблицы отдела, последовательность подразделений, формулировки их наименований мы пока не знаем – есть довольно много вариантов. Наверное, здесь же мы найдем информатизацию и информационные технологии, здесь определится место для литературы о вычислительной технике, компьютерных программах, текстовых и прочих редакторах, архитектуре веб-пространства, глобальных сетях и интернете, написанной для пользователей.

Предстоит огромная работа по структурированию раздела. Предполагая вопросы, скажу: кибернетика тоже будет здесь. Судя по всему, и многое другое, о чем мы сегодня думаем, но пока не говорим. В отличие от других универсальных систем, которым пришлось многое «пристраивать», используя резервы индексации, мы оказались в более выгодном положении.

  
На главную