ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ
И СИСТЕМЫ
УДК 801.316.4
Э. Р. Сукиасян
РГБ
Многоликая «информатика». Классификационный анализ
На основе анализа
толкования слова «информатика» сделан вывод о многозначности этого термина,
именно поэтому его невозможно применять в универсальной классификационной
системе: в таблицах классификации нет места для дефиниций терминов.
Показаны инструменты отражения «информатики»
в соответствующих отраслевых разделах ББК.
Запрос «Информатика» в www.Google.ru выводит на экран 6 700 тыс. страниц. (Для
сравнения: запросы «Физика», «Химия» – науки, которые существуют тысячелетия,
дают лишь в два раза больше…) Попытка конкретизировать поиск – «Информатика,
определение» – немного помогает (914 тыс.); на запрос «Информатика как наука»
мы получим примерно 2 770 тыс. ссылок.
Не нужно много времени, чтобы убедиться: два–три соседствующих в
интернете автора дают порой совершенно противоположные толкования – и не только
по словам, входящим в формулировку дефиниции, но и по составу, структуре,
родовой принадлежности, научным целям и практически решаемым задачам.
Вчитавшись в текст, мы замечаем еще одну особенность: практически все авторы
абсолютизируют собственную точку зрения, допуская те или иные «отклонения» лишь
в пределах своего толкования информатики. Для них как бы не существует других
«информатик», они их просто не замечают. Может быть, не знают? Но книги же
выходят – нельзя не заметить, что слово «Информатика» на обложке ничего,
собственно говоря, нам не скажет, если мы не располагаем сведениями об авторе,
его принадлежности к той или иной «информатике».
Развитие компьютерной техники
предшествовало появлению в 1962 г. в Университете
Пэрдью (Purdue University),
расположенном в городе Лафайет
(США шт. Индиана), первого факультета информатики. Это была информатика, связанная с компьютерами, их устройством, а
также с решением прикладных задач с помощью вычислительной техники.
Книга Ф. Л. Бауэра и Г. Гооза «Информатика. Вводный
курс» появилась у нас в русском переводе со второго немецкого издания (Москва :
Мир, 1976. – 484 с.) сначала в одном томе. Немецкие (ФРГ) авторы читали курс
под таким названием в течение 10 семестров на факультете прикладной математики
и физики. Спустя 15 лет книга вышла уже в двух томах. Посмотреть эту книгу, как
и её переиздание, интересно хотя бы потому, что мы сразу поймем – эта
«информатика» не имеет отношения к компьютерам. Речь идет о теоретической
дисциплине, о вычислительной математике и программировании.
К моменту появления этой книги А. И. Михайлов,
А. И. Черный и Р. С. Гиляревский уже конституировали
совершенно иную «информатику» в изданиях ВИНИТИ. Приведу определение, данное
Р. С. Гиляревским для «Библиотечной энциклопедии»: «Научная
дисциплина, изучающая структуру и общие свойства семантической (смысловой)
информации, а также закономерности информационной коммуникации» (с. 416).
Интересно, что в Справочнике информационного работника (Санкт-Петербург :
Профессия, 2007) нам не удалось найти определения информатики. Термин употребляется
в тексте, но дефиниции нет. Есть упоминание об издании с 1963 г. РЖ ВИНИТИ
«Информатика».
Отметим, что в рамках классификационной проблемы, которую мы
вынуждены решать, ценным является признание научно-информационной деятельности (основанной
на теоретических достижениях информатики) как области близкой, смежной, во
многом совпадающей с библиотечной деятельностью. О двух других «информатиках»
такого не скажешь.
В изданиях ВИНИТИ, как и в произведениях, связанных с
научно-информационной деятельностью авторов (в монографиях, учебных пособиях,
диссертациях, многочисленных статьях и иных публикациях), термин информатика применяется, можно сказать,
на каждом шагу. Десятки работ названы так, что в них ожидаешь найти хотя бы
понимание автором многозначности термина: (например «Современная информатика:
наука, технология, деятельность», «Введение в информатику»). Но не находишь.
На этом можно было бы «закрыть список» толкований информатики,
если бы не появление школьной дисциплины «Информатика и ИКТ» (имеются в виду
информационно-коммуникационные технологии). Сразу с десяток авторов и авторских
коллективов бросились писать учебники по новой дисциплине, воспользовавшись
тем, что государственный образовательный стандарт общего среднего образования
появился не сразу. Но ведь появился наконец! Между тем учебные комплексы (кроме
учебников с 4 по 11 класс создавались и пособия для преподавателей) в
большинстве случаев существенно отличаются друг от друга по содержанию и
последовательности подачи материала. Кроме одной детали: почти все авторы
старательно избегают определений.
В основополагающем документе о предмете и объекте изучения есть
рассуждения о понятии информация без информатики. Но тогда непонятно, откуда
взялось название школьного предмета? Читаем: «Изучение информатики и информационно-коммуникационных
технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об
информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение
умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной
информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при
дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда» (http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/p1/12.doc).
В другом электронном документе читаем: «Термин
«информатика» используется на протяжении последних трех десятилетий (в основном
в нашей стране) для ссылки на область, включающую как научные аспекты теории
информации, так и прикладные направления, связанные с передачей и обработкой (в
широком смысле) информации посредством использования ЭВМ. Данный термин не
вполне удачен для применения его в образовательных стандартах ввиду того, что
он не имеет конкретного определения, за ним не стоит конкретная научная область
или образовательная дисциплина с общепринятым объемом знаний, т.е. информатика
как конкретная научная область не сложилась. Как правило, вместе с термином информатика желательно использовать
уточнение этого понятия, например, биоинформатика, экономическая информатика,
стохастическая информатика, медицинская информатика, квантовая
информатика и пр.» (http://www.edu-it.ru).
Не сложилась, так не сложилась. И потому найти в литературе для школьников
определение информатики невозможно.
Сегодня нужно вспомнить Феликса Семеновича Воройского и его
многолетнюю работу по систематизации терминов и понятий нашего профессионального
языка. Заголовки энциклопедических книг Ф. С. Воройского традиционно
начинались словом «информатика». Уже поэтому интересно, как он выходил из
положения. Приведу здесь дословно его статью «Информатика»:
«Информатика [Informatics, Informationscience, Computerscience].
Словарь по Кибернетике
[Словарь по кибернетике / под ред. акад. В. С. Михалевича. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Киев, 1989. – 751 с.] содержит следующее определение:
«Информатика – наука, изучающая информационные процессы и системы в социальной
среде, их роль, методы построения, механизм воздействия на человеческую
практику, усиление этого воздействия с помощью вычислительной техники.
Информатика возникла как дополнение и конкретизация теории информации из
потребностей автоматизации социально-коммуникативных процессов и начала формироваться
в 70-е гг. как научная база использования электронных вычислительных машин
в управлении, науке, проектировании, образовании, сфере услуг и т.д.». Как
всякая относительно новая и быстро развивающаяся отрасль знания, не только
связанная с социальной сферой, но и широко использующаяся в ней, информатика
получила в последние годы множество толкований, и не все они однозначны.
Наибольшие противоречия связаны с той частью этого понятия, которая определяет
его семантические границы распространения». (Информатика: энциклопедический
словарь-справочник / Ф. С. Воройский. – Москва : Физматлит, 2006. –
с. 21–22).
В качестве примера приведу другое определение: «Информатика: отрасль знания, изучающая
закономерности сбора, преобразования, хранения, поиска и распространения
документальной информации и определяющая оптимальную организацию информационной
работы на базе современных технических средств» (Словарь терминов по
информатике / Г. С. Жданова [и др.] ; под ред. А. И. Михайлова.
– Москва : Наука, 1971. – 359 с.).
Видимые отличия цитируемых определений заключаются, в частности, в
том, что второе ограничивает понятие информатика
технологическими процессами, входящими в функции информационных органов, а
также документальной информацией. Следует отметить, что несмотря на давность
этого определения (1971 г.), оно используется и в настоящее время в среде
работников информационных органов и служб, в недрах которых изначально и было
порождено.
Еще один подход связан с организациями, которые ранее были подведомственными
Комитету по информатизации России. Основное внимание этот подход акцентирует на
инструментальных (программных и технических) средствах информатики и
информатизации: «Информатика: …группа дисциплин, занимающихся различными
аспектами применения и разработки ЭВМ: Прикладная математика, Программирование,
Программное обеспечение, Искусственный интеллект, Архитектура ЭВМ,
Вычислительные сети» (Першиков В. И. Толковый словарь по информатике
/ В. И. Першиков, В. М. Савинков. – 2-е изд., доп. –
Москва : Финансы и статистика, 1995. – 543 с.). Анализируя сказанное, мы
склонны предпочесть последний вариант как более объективный и полный.
Не секрет, почему я, главный редактор ББК, потратил так много времени
на сбор материала. Надо же решать, как отразить «информатику» в Средних таблицах ББК. Традиционные методики борьбы с
многозначными понятиями, терминами здесь не помогут. Систематизаторам, да и
читателям, нужны четкие методические указания. Как сегодня представляется, мы
вынуждены будем принять некоторые радикальные решения.
Первое. Термин информатика
в заголовках классификационных делений (наименованиях классов) применяться не
будет. Исключение будет сделано для методики преподавания школьного курса
«Информатика и ИКТ» – здесь мы обязаны использовать принятое наименование. Мы
постараемся объяснить в методическом указании границы понятия информатика в трактовке, принятой в
ВИНИТИ. Подразделение таблиц будет названо «Научно-информационная деятельность»
(соответственно, «Теория (или теоретические основы) научно-информационной
деятельности»). Часть информатики, в которой рассматривается компьютерная
техника (оборудование, его конструирование, производство, эксплуатация, ремонт
и др. аспекты), найдет место в цикле технических наук. Часть информатики,
непосредственно связанная с вычислительной математикой и программированием,
будет отражена в математике, в цикле естественных наук.
В ББК разрабатывается новый отдел «Общенаучное и междисциплинарное
знание» (на ведущем, первом месте в таблицах). Здесь и будет общее место для
литературы об информатике в целом, комплексно рассматривающей все её аспекты и
приложения. Здесь, в частности, будет место школьных учебников по предмету
«Информатика и ИКТ». Учебники для вузов будут систематизироваться по
содержанию. Структуру и наполнение возглавляющего таблицы отдела,
последовательность подразделений, формулировки их наименований мы пока не знаем
– есть довольно много вариантов. Наверное, здесь же мы найдем информатизацию и
информационные технологии, здесь определится место для литературы о
вычислительной технике, компьютерных программах, текстовых и прочих редакторах,
архитектуре веб-пространства, глобальных сетях и интернете, написанной для
пользователей.
Предстоит огромная работа по структурированию раздела. Предполагая
вопросы, скажу: кибернетика тоже будет здесь. Судя по всему, и многое другое, о
чем мы сегодня думаем, но пока не говорим. В отличие от других универсальных
систем, которым пришлось многое «пристраивать», используя резервы индексации,
мы оказались в более выгодном положении.
|