Научные и технические библиотеки №2 2010 год
Содержание:

16-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ-2009»

СЕКЦИЯ «ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ»

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Официальный веб-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института

Степанов В. К. Формирование полнотекстовых коллекций в Интернете: опыт библиотек России

Ковязина Е. В. Проектирование электронной библиотеки крупного вузовского объединения

СЕКЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Бычкова Е. Ф. Десятое заседание Экологической секции на Крымском форуме. (Обзор работы)

Мальдова С. Д. Экологический центр Тверской ОУНБ им. А. М. Горького

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Многоликая «информатика». Классификационный анализ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Протопопова Е. Н., Телепнева Н. С. Библиотеки Брянщины и предпринимательство (аспекты и этапы сотрудничества)

НАША ПРОФЕССИЯ

Кузьмина А. Ю. К десятилетию дискуссии о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря

Стрелкова И. Б. Мотивация как необходимый фактор профессиональной успешности библиотечного специалиста

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Новый информационный продукт из серии «Электронная библиотека ГПНТБ России по экологии»

ЮБИЛЕИ

Лотова Е. Ю. Традиции и инновации. К 50-летию Научной библиотеки РУДН

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Совершенствование законодательства для библиотек: вопросы и ответы. («Круглый стол» в ГПНТБ России)

Первое консультативное совещание национальных комитетов Программы ЮНЕСКО «Иноформация для всех»


БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 02(470.333)+658.014.1

Е. Н. Протопопова, Н. С. Телепнева

Брянская ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Библиотеки Брянщины и предпринимательство
(аспекты и этапы сотрудничества)

Десятилетний опыт работы библиотек Брянской области в рамках реализации областной целевой программы поддержки малого бизнеса.

Впервые библиотеки Брянщины стали партнерами администрации области по информационному обслуживанию предпринимателей в рамках реализации областной целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области …» в 2000 г. Участие в программе стало возможным благодаря многолетнему опыту работы Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева (БОНУБ) и ряда районных библиотек по предоставлению деловой информации различным категориям пользователей, умению быстро реагировать на запросы и изменения в обществе.

Перед библиотеками области, принявшими участие в реализации программы, определились следующие задачи:

  • обеспечить информационной поддержкой все структуры, задействованные в реализации программы;
  • создать модельные центры по поддержке предпринимательства на базе библиотек в районах с различными уровнем развития, количеством населения, степенью активности предпринимательства;
  • активизировать деятельность и укрепить роль районной библиотеки за счет развития, формирования и предоставления новых видов информационных, сервисных услуг для представителей малого предпринимательства;
  • усилить ресурсы библиотек районного звена за счет привлечения и использования возможностей областной библиотеки;
  • установить деловые контакты и развить партнерские взаимоотношения с представителями малого предпринимательства в районах области.

Реализация программы осуществляется в несколько этапов:

1. На подготовительном этапе проводилось исследование регионального рынка информационных услуг с целью получения исходной информации для дальнейшей работы. Было установлено, что в малых городах библиотеки до сих пор остаются единственными общедоступными информационными центрами, способными обеспечить доступ к необходимой информации, полноту и точность информационного поиска. Муниципальная библиотека, информационные ресурсы которой сегодня включают не только печатные, но и электронные носители, должна стать для предпринимателей важным и ценным источником информации.

2. Во время организационного этапа разрабатывались программы семинаров, бизнес-классов, изучался российский книжный рынок по проблемам предпринимательства, осуществлялся отбор и заказ целевой литературы, выбирались районы, где должны создаваться центры информационной поддержки предпринимателей (ими стали центральные библиотеки городов Новозыбков, Дятьково, Почеп и др.).

3. Целью основного – содержательного этапа – стало повышение качества обслуживания предпринимателей.

В рамках этого этапа библиотекам предстояло максимально раскрыть творческий и информационный потенциал. С целью выполнения поставленных задач на базе районных библиотек проводились различные мероприятия для представителей малого предпринимательства.

Выездные выставки литературы по проблемам малого бизнеса и предпринимательства в районах области для представителей властных структур, экономистов, предпринимателей стали комплексными мероприятиями. Цель выставок – компенсация отсутствия достаточного объема новых поступлений (книг, периодических изданий) и предоставление богатых информационных ресурсов областной библиотеки по проблемам малого предпринимательства.

Специалисты областной библиотеки знакомили слушателей с новинками профессиональной литературы, проводили обзоры литературы («Инвестирование в малое предпринимательство», «Налоговая политика и малый бизнес», «Идеология и имидж компании», «Патенты – предпринимателям» и др.). Кроме того, для всех желающих копировались необходимые для работы материалы из периодических изданий и патентной документации. Выездные дни периодики прошли во всех районах, участвующих в реализации программы.

Новая форма изучения основ предпринимательской деятельности была предложена будущим предпринимателям во время проведения бизнес-классов. Практические занятия по освоению новых знаний проводились в форме деловых игр, конкурсов, тестов, тренингов, что в значительной степени способствовало проявлению творческой инициативы, воспитанию деловых качеств, необходимых молодому предпринимателю в ежедневной работе.

Для качественного и оперативного обеспечения всех заинтересованных лиц официальной правовой информацией в 26 муниципальных библиотеках созданы центры правовой информации, располагающие системами «Консультант +»; программными продуктами, предоставленными Центром спецсвязи и информации ФСО России в Брянской области. Наличие правовых систем даёт возможность частным предпринимателям и юристам малых предприятий обращаться в библиотеку за необходимой им правовой информацией, а для удобства использования выбранные ими документы копируются на бумажные или электронные носители.

В 13 районных библиотеках, имеющих доступ в интернет, предприниматели могут познакомиться с важнейшими интернет-ресурсами, а в будущем – создать свою веб-страницу.

Одним из новых направлений в работе Клетнянской библиотеки стало оказание помощи предпринимателям в поиске рынка сбыта их продукции. Это направление считается перспективным.

В ряде библиотек ведется визуальное информирование населения о социально-экономическом развитии района (города), о постановлениях, принимаемых администрацией. Пользователь библиотеки может не только получить бесплатную библиографическую, аналитическую и документальную информацию, но и скопировать необходимые документы.

В библиотеках были организованы выставки, подготовлены библиографические списки литературы на темы: «Предпринимательство: региональный аспект», «Малый бизнес: информация для предпринимателей», «Налоги и право», «В помощь малому бизнесу» и др.

Библиотекари ставят задачу не только предоставить доступ к новой информации, но и обучить методам работы с необходимой информацией на электронных носителях. Поэтому активно востребованы в библиотеках области обучающие семинары «Правовая информация – предпринимателю», в программе которых предусмотрены практические занятия, обучение самостоятельному поиску в базах данных правовой тематики.

БОНУБ является не только разработчиком и ответственным исполнителем программы, но и осуществляет серьезную информационную поддержку в решении всех проблем предпринимательской деятельности. Для этого подготавливаются рекомендательные списки литературы «Предпринимательство в России: истоки и современность», «Портрет современного предпринимателя», «Основы законодательства в сфере предпринимательства»; информационные тематические буклеты интернет-ресурсов (более 15 выпусков); рекламируется деятельность малых предприятий области в изданиях и на информационных стендах библиотек.

По итогам каждого года реализации программы при активном и непосредственном участии областной, районных и городской администраций, предпринимателей области, общественных организаций, СМИ проводились «круглые столы». Изданы три сборника материалов по результатам проведения «круглых столов», четыре выпуска «Памятки для предпринимателя».

4. На аналитическом этапе проводились регулярные анкетные опросы предпринимателей с целью постоянного совершенствования информационного обслуживания, формирования информационной базы и определения приоритетных направлений поддержки малых предприятий.

В рамках программы в 2003 г. библиотеками Брянской области проведен опрос предпринимателей районных центров, который позволил подвести итог первых трех лет работы по информационному обеспечению малого бизнеса региона и наметить перспективы развития. Результаты исследования в обобщенном виде представлены в статье «Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в малых городах» (Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 7. – С. 53–58).

В 2007 г. подготовлено и проведено повторное исследование, объектом которого вновь стало мнение предпринимателей – теперь уже не только о состоянии информационного обеспечения в регионе, но и, по просьбе респондентов, о наиболее важных для них проблемах, решаемых в рамках программы поддержки предпринимательства Брянщины.

В статье «От изучения пользователей к оптимизации качества обслуживания» (Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 7. – С. 38–43), сравнивая результаты двух опросов, мы сделали вывод, что информационные запросы предпринимателей региона постепенно меняются, как меняются их деловые интересы с сиюминутных (купил–продал) на долгосрочные и основательные.

Очевидно, что роль библиотек как главных информационных центров малых городов возрастает, при этом объективное мнение предпринимателей по поводу наших информационных ресурсов должно стать отправной точкой не только для изменения ситуации в комплектовании фондов, но и для самой постановки проблемы по информационному обслуживанию этой категории пользователей.

Результаты анкетирования позволят каждой муниципальной библиотеке определить приоритеты в поддержке малого предпринимательства, а также сделать работу в данном направлении более эффективной.

5. Консультативно-методический этап необходим для постоянного совершенствования работы специалистов муниципальных библиотек. Областная библиотека как методический центр проводит семинары, тренинги, консультации, презентации новых изданий по проблемам малого бизнеса. На совещании заведующих отделами обслуживания муниципальных библиотек в марте 2008 г. состоялась презентация книги «Обеспечение защиты прав предпринимателей при осуществлении проверок». Эта книга подарена всем районным библиотекам, и рекомендовано провести подобные презентации для предпринимателей муниципальных образований. Такая презентация прошла, например, в поселке Красная Гора в апреле 2008 г. на «круглом столе» в редакции газеты «Красногорская жизнь».

За годы работы по программе библиотеки, оставаясь в малых городах единственными общедоступными информационными центрами, существенно расширили спектр услуг, оказываемых предпринимателям области. Наряду с традиционными осваиваются и предлагаются совершенно новые услуги – подготовка тематических дайджестов и аналитических справок, фирменных досье; консультирование по вопросам информационного поиска и многие другие.

Библиотека – это то место, где формируется общественное мнение, что в малых городах особенно заметно. Сотрудники библиотек стараются сформировать позитивный образ человека дела, повысить престиж малого предпринимательства, осветить деятельность региональной законодательной и исполнительной власти в его поддержку. Так, на постояннодействующей книжной выставке в Дятьковской библиотеке «Предприниматель – это прибыльно, престижно, перспективно» рекламируются лучшие предприниматели города. Со своей стороны, предприниматели помогают библиотекам с ремонтом, дарят книги, мебель.

Перед библиотеками стоят новые задачи:

  • становление библиотеки как информационного интегратора, обеспечивающего комплексное оказание услуг;
  • создание информационно-справочного массива законодательных и других нормативных актов, регулирующих деятельность малых предприятий на федеральном и региональном уровнях;
  • продолжение формирования опорной сети региональных информационно-аналитических центров для информационного обеспечения малого бизнеса;
  • возобновление подготовки и издания памяток для предпринимателей, сборников и других материалов по развитию и поддержке предпринимательства, востребованных представителями малого бизнеса региона.

Участниками мероприятий, проходивших в рамках программы в муниципальных библиотеках, стали более тысячи человек. Библиотеки области не только активно включились в реализацию областной целевой программы, но и продемонстрировали, что способны внести свой серьезный вклад в развитие предпринимательства на Брянщине.

  
На главную