Научные и технические библиотеки №3 2010 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кубряк Е. Н. Проблема «критической массы» диссертационных исследований в библиотековедении

Артемьева Е. Б. Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Юсупова Г. Н. Приоритеты и социальная значимость формирования информационной культуры студентов различных специальностей

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Романов П. С. Экономическая сущность библиотечных инноваций: взгляды зарубежных библиотековедов

Гольдина О. Ю. Маркетинговый подход к деятельности библиотеки, службы информации

Протопопова Е. Н. Областная научная библиотека в инфраструктуре поддержки науки региона

КНИЖНЫЙ РЫНОК И ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ

Евстигнеева Г. А. Мировой книжный рынок через призму Франкфуртской книжной выставки-ярмарки

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание: классификационный анализ. Подходы к формированию структуры и содержания нового отдела ББК. (Статья первая)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Феномен Ф. И. Каратыгина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Совершенствование законодательства для библиотек: вопросы и ответы («круглый стол» в ГПНТБ России: прямая речь)

Казанцева В. П. Библиотека в образовательном пространстве университета

Мансурова С. Е. Библиотеки в системе информационного обеспечения образования и науки


В. П. Казанцева

Библиотека в образовательном пространстве университета

В октябре 2009 г. в Сибирском федеральном университете (СФУ) состоялась Всероссийская научно-методическая конференция «Повышение качества высшего профессионального образования», на которой обсуждались вопросы, посвященные мировым и отечественным тенденциям в развитии высшего профессионального образования.

Хорошим дополнением к конференции стала выставка учебной литературы, выпущенной Издательско-полиграфическим комплексом СФУ за последние три года (775 названий), организованная Научной библиотекой университета. Из числа представленных на выставке изданий более 100 названий – на электронных носителях, включая полнокомплектные учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) по направлениям подготовки специалистов в университете. Среди них – УМКД для бакалавров «Основы информационной культуры», разработанный творческим коллективом библиографов НБ СФУ. На экранах больших мониторов демонстрировались презентации, отражающие деятельность Научной библиотеки, ее разнообразные ресурсы и доступ к мировым информационным ресурсам.

Впервые в этом году на конференции работала секция «Библиотека в образовательном пространстве университета»(сопредседатели секции – Е. Г. Кривоносова, директор НБ СФУ, В. П. Казанцева, заместитель директора НБ СФУ). В работе секции приняли участие 67 сотрудников вузовских библиотек Красноярска, библиотек-филиалов СФУ, представители компаний – поставщиков новых программных продуктов для библиотек.

В сборник материалов конференции (Повышение качества высшего профессионального образования : материалы Всерос. науч.-метод. конф. 15–17 окт. г. Красноярск, 2009 г. – Ч. 3) вошел 21 доклад специалистов вузовских библиотек Красноярска, Новосибирска, Читы.

Работу секции открыла Е. Г. Кривоносова. В своем докладе «Инновационная деятельность библиотеки вуза в информационном обеспечении науки и образования» она акцентировала внимание на проблемах и задачах университетских библиотек, обеспечивающих образовательный процесс и научные исследования информационными ресурсами; отметила роль проектного развития в становлении объединенной НБ СФУ, что позволило создать новую структуру, организовать систему управления, модернизировать электронные читальные залы, улучшить качество библиотечно-информа­ционного обслуживания, развивать электронную библиотеку.

Электронным ресурсам, их созданию, обработке, организации доступа к ним, реализации нового направления в информационном обслуживании (виртуальные читальные залы, разработанные с участием преподавателей) были посвящены доклады: «Ресурсы Электронной библиотеки Сибирского федерального университета» – И. А. Цветочкина, зав. библиотекой по архитектуре и строительству НБ СФУ; «Образ информационного пространства для ученого Сибирского федерального университета» – Р. А. Чучукалова, зам. директора НБ СФУ; «Современные тенденции в организации работы библиотеки с электронными ресурсами (на примере Библиотеки по техническим наукам НБ СФУ)» – Т. А. Вольская, зав. БТН НБ СФУ; «Новые возможности Электронного читального зала» – Н. Г. Шевченко, гл. библиограф библиотеки по техническим наукам СФУ; «Виртуальный читальный зал – открытый образовательный ресурс Электронной библиотеки Сибирского федерального университета» – Е. Р. Андреева, зав. сектором НБ СФУ, Г. В. Спирина, зав. сектором НБ СФУ.

Представитель компании «ЛИБЭР» И. В. Сорокин выступил с презентацией «Преимущества использования веб-технологий в библиотеках. АБИС и ОРАС будущего» (на примере системы ABSOTHEQUE UNICODE).

В. П. Казанцева, зам. директора НБ СФУ, в докладе «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и информационная культура», подчеркнула значение информационной культуры для будущих специалистов и отметила стоящие перед библиотеками соответствующие задачи.

Проблеме и анализу чтения в студенческой среде посвятили доклад «Популяризация чтения в студенческой среде» В. В. Хлебова, зам. директора НБ СибГТУ, и Н. П. Ярославцева, зав. отделом НБ СибГТУ.

В докладе «Развитие кадрового потенциала и повышение квалификации персонала библиотеки: Опыт Научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева» В. П. Баймухаметова, директор НБ КГПУ, и В. В. Хорина, зам. директора этой библиотеки, рассказали о сложившейся здесь системе повышения квалификации, которую можно применить и в других библиотеках.

В сборник материалов конференции вошли доклады: «Формирование и эффективность использования электронных ресурсов удаленного доступа Научной библиотеки СФУ» (С. П. Аникина, Е. А. Федорова), «Интернет-ресурсы по геологии, возможность их использования для информационной поддержки геологического образования в Сибирском федеральном университете» (О. В. Влащенко), «Вестник Европы» – журнал истории, политики, литературы: электронная версия раритетной периодики Научной библиотеки Сибирского федерального университета» (И. С. Колосова), «Проблема сохранности фондов» (И. Г. Пузанова), «Некоторые вопросы интеграции автоматизированной системы “ВУЗ” с автоматизированной библиотечной информационной системой в Библиотеке по техническим наукам Научной библиотеки СФУ» (Т. В. Сергиенко), «Стратегия развития кафедральных библиотек в образовательном пространстве вуза» (Л. П. Силина), «От поиска информации к оформлению работы» (Л. Б. Лившиц), «Опыт продвижения научных электронных ресурсов в библиотеке по техническим наукам» (Е. М. Згурская, Л. Б. Казанцева) и др.

Во время работы секции действовала выставка профессиональной литературы «Библиотека в электронной среде» (более 50 названий), подготовленная В. Н. Богдановой, зав. методическим отделом. Выставку сопровождали презентации и видеоматериалы о библиотеках ХХI в.

Заслушав и обсудив доклады, участники секции внесли в рекомендации конференции следующее:

1. Основным приоритетом в развитии вузовских библиотек является создание качественной информационно-образовательной среды с обеспечением доступа к информационным ресурсам собственной генерации, ведущих российских и зарубежных центров и библиотек на основе современных информационных технологий.

2. В целях наиболее эффективного формирования и оперативного использования современных информационно-библиотечных ресурсов необходимо отработать эффективные механизмы взаимодействия кафедр с библиотеками университета.

3. Целесообразно ввести в учебные планы дисциплину «Информационные ресурсы для профессиональной деятельности» с целью повышения качества образования на всех уровнях подготовки специалистов и научных работников.

4. Необходимо уделять особое внимание развитию кадрового потенциала и повышению квалификации персонала библиотеки.

Работа секции «Библиотека в образовательном пространстве университета» прошла на хорошем профессиональном уровне. Принятые рекомендации будут способствовать скорейшей разработке ряда документов, направленных на усиление роли и значения библиотеки в образовательном процессе университета как современного ресурсного и информационного центра.

  
На главную