Научные и технические библиотеки №3 2010 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кубряк Е. Н. Проблема «критической массы» диссертационных исследований в библиотековедении

Артемьева Е. Б. Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Юсупова Г. Н. Приоритеты и социальная значимость формирования информационной культуры студентов различных специальностей

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Романов П. С. Экономическая сущность библиотечных инноваций: взгляды зарубежных библиотековедов

Гольдина О. Ю. Маркетинговый подход к деятельности библиотеки, службы информации

Протопопова Е. Н. Областная научная библиотека в инфраструктуре поддержки науки региона

КНИЖНЫЙ РЫНОК И ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ

Евстигнеева Г. А. Мировой книжный рынок через призму Франкфуртской книжной выставки-ярмарки

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание: классификационный анализ. Подходы к формированию структуры и содержания нового отдела ББК. (Статья первая)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Феномен Ф. И. Каратыгина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Совершенствование законодательства для библиотек: вопросы и ответы («круглый стол» в ГПНТБ России: прямая речь)

Казанцева В. П. Библиотека в образовательном пространстве университета

Мансурова С. Е. Библиотеки в системе информационного обеспечения образования и науки


С. Е. Мансурова

Библиотеки в системе информационного обеспечения
образования и науки

VII Международная научно-техническая конференция «Динамика систем, механизмов и машин» работала с 10 по 12 ноября 2009 г. в Омском государственном техническом университете. Этот форум проводится при поддержке Министерства образования и науки РФ, Правительства Омской области и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. На конференции учёным и практикам представляется возможность рассказать о своих достижениях в сфере науки, техники, культуры и производства, подвести итоги деятельности и наметить новые задачи.

В рамках секции 13 «Социальные системы: детерминация и взаимодействие» в четвёртый раз Научной библиотекой ОмГТУ была организована подсекция «Библиотеки в системе информационного обеспечения образования и науки». В ее работе приняли участие свыше 100 специалистов библиотечного дела, издательств, преподавателей учебных заведений из России (Омск, Барнаул, Томск, Тюмень), Украины (Донецк, Ровно), Великобритании (Оксфорд). В рамках подсекции прошел ряд специальных мероприятий: выставки «Чтобы вы читали лучшее…» (150 новых книг для образования и науки издательств «Академия», «Кнорус», «Лань-Трейд», «Юрайт»); «Наш научный потенциал: новые монографии и публикации сотрудников ОмГТУ»; «Нанотехнология – наука XXI века»; «круглые столы»секции комплектования фондов методического объединения вузовских библиотек Омска и «Библиотечный специалист: формирование и развитие компетенций».

Заседания подсекции вели В. И. Хомяков, доктор филол. наук, профессор, зав. кафедрой «Библиотечно-информационная деятельность» Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Л. Г. Лит­вина, директор Научной библиотеки ОмГТУ, Л. А. Ступникова, канд. пед. наук, доцент кафедры «Библиотечно-информационная деятельность» ОмГУ
им. Ф. М. Достоевского, Л. М. Ханжарова, ст. преподаватель той же кафедры.

Проблематика заседаний подсекции охватывала следующие темы:

  • нормативно-правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности;
  • комплектование и сохранность фондов, в том числе документов на нетрадиционных носителях;
  • формирование и использование электронных информационных ресурсов в образовательном и научном процессах вуза;
  • компьютеризация библиотечно-информационных процессов;
  • внедрение системы менеджмента качества в деятельность библиотек;
  • формирование информационной культуры пользователей;
  • формирование и развитие профессиональных компетенций библиотекарей, этика взаимоотношений с читателями и др.

На заседаниях подсекции представлено 37 докладов и сообщений, в том числе 12 стендовых.

С особым вниманием участники подсекции заслушали доклад Д. В. Шадрина, зам. директора по информационным технологиям Омской государственной областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина. Докладчик рассказал о стажировке в Президентской библиотеке им. Б. Н. Ельцина и перспективах организации ее филиала в Омском регионе. В настоящее время Президентской библиотекой им. Б. Н. Ельцина и Министерством культуры Омской области подписано соглашение об открытии филиала библиотеки (регионального центра) на базе ОГОНБ им. А. С. Пуш­кина. Определены основные направления деятельности филиала: предоставление читателям доступа к электронным информационным ресурсам Президентской библиотеки, формирование регионального блока электронных информационных материалов, просветительская деятельность.

Несколько докладов были посвящены взаимоотношениям между библиотеками и издательствами, состоянию и перспективам выпуска внутривузовских изданий. Среди них доклад А. В. Решетниковой, зам. директора Научной библиотеки ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, «Первый Сибирский региональный конкурс на лучшую вузовскую книгу как источник комплектования фонда библиотеки»; Т. Ю. Шорец, методиста Научной библиотеки Омского государственного университета путей сообщения, «Значимость вузовского книгоиздания в образовательной и научной сфере»; В. А. Филатовой, методиста библиотеки Омского института водного транспорта (филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта), «Разработка и издание учебно-методического обеспечения: из опыта работы библиотеки ОИВТ (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»»; С. В. Алек­сеева, канд. физ.-мат. наук, директора, гл. редактора издательства «STT» (Томск), «Проблемы взаимоотношений между библиотеками и издательствами как источниками цифрового содержания»; Л. Г. Литвиной, директора Научной библиотеки ОмГТУ, и С. Е. Мансуровой, зав. инновационно-методическим отделом этой библиотеки, «Роль библиотеки в повышении качества внутривузовских изданий»; Адины Тюсан, регионального менеджера по Северной и Восточной Европе компании "Oxford University Press", «Оксфорд: современная стратегия цифрового издательства».

Доклад Л. М. Ханжаровой, ст. преподавателя кафедры «Библиотечно-информационная деятельность» ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, «Основные аспекты сохранности документных фондов библиотек» содержал анализ развития процесса сохранности библиотечных фондов на теоретическом, государственно-общественном и технологическом уровнях.

Вопросы формирования и использования электронных информационных ресурсов в образовательном и научном процессах вуза отражены в докладах Г. И. Пасынковой, зав. отделом научной информационно-библиографической деятельности Научной библиотеки Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского (Украина), «Информационные потребности университета и роль библиотеки в их обеспечении»; Л. И. Буруновой, зав. отделом комплектования ОГОНБ им. А. С. Пушкина, «Информационный ресурс «КОМПЛЕК­ТОВАНИЕ.RU»»; М. В. Носыревой, канд. пед. наук, доцента кафедры библиотечно-информационной деятельности Тюменской государственной академии культуры и искусств, «Образовательные сетевые ресурсы в информационной среде библиотек региона»; Л. Ф. Трачук, аспирантки кафедры библиотековедения и библиографии, и Г. Н. Швецовой-Водки, доктора ист. наук, профессора кафедры библиотековедения и библиографии Ровенского государственного гуманитарного университета (Украина), «Электронные каталоги на сайтах украинских библиотек».

В ходе «круглого стола» секции комплектования фондов методического объединения вузовских библиотек Омска специалисты обсуждали проблемы отбора документов для библиотечных фондов, учёта электронных документов и периодических изданий, применения законодательных актов об интеллектуальной собственности в контексте их соблюдения при комплектовании изданий (в том числе внутривузовских) и создании электронных библиотек вузов, а также другие проблемные вопросы комплектования фондов.

Участники заседания отметили, что в условиях формирования информационного общества библиотеки всё больше утверждаются как информационно-библиотечные центры, обеспечивающие развитие образования и науки путём ресурсного сопровождения учебной и исследовательской деятельности. Научные библиотеки активно взаимодействуют с вузовскими структурами и внешними организациями по формированию документных фондов и развитию новых информационных технологий.

В целях информирования вузовских библиотек о региональных изданиях участники подсекции высказали предложение в адрес ОГОНБ им. А. С. Пушкина, как держателя регионального обязательного экземпляра, рассмотреть возможность организации ежеквартальных выставок новых изданий, в том числе внутривузовских, вышедших на территории Омской области.

Компьютеризации библиотечных процессов как фактору изменений в управлении библиотечным обслуживанием были посвящены доклады Е. С. Борисенко, зам. директора библиотеки, и Е. А. Матвеевой, канд. филос. наук, доцента, зав. отделом этой Научной библиотеки ОмГТУ, «Формирование информационно-образовательной среды Омского региона на базе САБ ИРБИС»; О. Н. Ананьева, директора компании «Новое кредо», «Программный продукт для библиотек «Label»: дизайн, генерация и запоминание штрих-кода»; И. И. Михайленко, ведущего программиста Научной библиотеки ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, программиста Ассоциации ЭБНИТ, «Алгоритм идентификации процессов книговыдачи через единое поле ввода штрих-кода в САБ ИРБИС128».

Во многих докладах рассматривались аспекты, касающиеся вопросов формирования информационной культуры, в том числе с использованием электронных средств обучения, и профессионально-значимых качеств будущих специалистов. Это направление освещено в докладах: Т. А. Его­ровой, гл. библиографа Научной библиотеки Омского государственного педагогического университета, «Формирование информационной культуры пользователей библиотеки педагогического вуза»; Н. С. Пригоды, аспирантки ОмГТУ, ведущего библиографа Научной библиотеки ОмГТУ, и С. П. За­харовой, гл. библиографа той же библиотеки, «Формирование мотивации к использованию электронных  информационных ресурсов у студентов университета»; Н. Н. Смагиной, зав. отделом НТБ АлГТУ (Барнаул), «Формирование информационной культуры пользователей в библиотеке Алтайского государственного технического университета»; Н. Ю. Рочевой, директора библиотеки Омской академии МВД России, «Организация работы библиотеки по формированию профессионально-значимых качеств курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений системы МВД России (на примере работы библиотеки Омской академии МВД России)»; Е. Ю. Бон­даренко, библиографа Научной библиотеки ОмГУПС, «О формировании информационной культуры студентов специальности “Бизнес-инфор­мати­ка”»; Т. П. Ткаченко, директора Научной библиотеки Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского (Украина), «Использование электронных средств обучения при формировании информационной культуры пользователей библиотеки».

Внедрение системы менеджмента качества в деятельность библиотек рассмотрено в докладе Т. В. Фоменчук, библиографа библиотеки Омского института-филиала Российского государственного торгово-экономического университета.

В рамках работы подсекции представлены первые результаты совместного проекта Научной библиотеки и кафедры «Прикладная математика и информационные системы» ОмГТУ. Под руководством канд. техн. наук, доцента кафедры В. И. Старикова, аудитора СМК, студентки О. Д. Пла­тонова, Е. Н. Сысоева, И. В. Хаустова рассказали о разработке функциональной модели рабочих процессов библиотеки ОмГТУ.

В докладе Е. А. Бухтияровой, канд. пед. наук, ст. преподавателя кафедры «Библиотечно-информационная деятельность» ОмГУ им. Ф. М. Дос­тоевского, «Развитие представлений о ребёнке-читателе в семье и библиотечной практике (на примере журнала «Красный библиотекарь», «Библиотекарь», 1920–1960 гг.)» изложены факты и выстроены  гипотезы, касающиеся взаимодействия библиотеки и семьи в вопросах семейного чтения в соответствии с социокультурными изменениями в обществе.

Библиографическая деятельность библиотек рассматривалась в докладах Л. В. Евсеевой, зав. информационно-библиографическим отделом Омской областной библиотеки для детей и юношества, и Е. М. Смирновой, канд. пед. наук, доцента кафедры «Библиотечно-информационная деятельность» ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, «Рекомендательная библиография подрастающему поколению», Н. Н. Колмогоровой, зав. библиотекой гимназии № 12 Омска, и Е. М. Смирновой – соавтора предыдущего доклада, «Традиционные текущие источники библиографии».

Большой интерес был проявлен к докладу и электронной презентации И. А. Вахниной, зав. отделом художественной литературы Научной библиотеки ОмГТУ, «Межличностное общение библиотекаря и читателя».

«Круглый стол» «Библиотечный специалист: формирование и развитие компетенций» собрал руководителей и методистов вузовских библиотек, централизованной системы муниципальных библиотек Омска, ведущих специалистов кафедры «Библиотечно-информационная деятельность»
ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и Омского библиотечного техникума.

Свое мнение о новых государственных образовательных стандартах по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» и перспективах подготовки кадров в регионе изложила Е. М. Смирнова, канд. пед. наук, доцент кафедры «Библиотечно-информационная деятельность» ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Анализу кадрового состава библиотек, фор­мированию профессиональных компетенций библиотекарей были посвящены доклады А. П. Довбыш, библиотекаря Научной библиотеки ОмГТУ, и Т. В. Бернгардт, ст. преподавателя кафедры «Библиотечно-информацион­ная деятельность» ОмГУ им. Ф. М. Достоевского; Е. Л. Клиновенко, зав. научно-методическим отделом Научной библиотеки ОмГУПС; С. В. Голо­лобовой, зав. инновационно-методическим отделом ОГОНБ им. А. С. Пуш­кина, и С. Е. Мансуровой, зав. инновационно-методическим отделом Научной библиотеки ОмГТУ («Мониторинг как фактор развития профессиональных компетенций персонала в библиотеке Омского государственного технического университета»); С. В. Кормаковой, зав. сектором информационного центра Научной библиотеки ОмГУПС («ERASMUSMUNDUSECX: Новые возможности повышения квалификации персонала библиотеки»); А. А. Шумаковой, преподавателя Омского библиотечного техникума («Профессиональное образование и повышение квалификации персонала библиотеки в системе менеджмента качества»).

Живой, эмоциональный отклик у присутствовавших вызвал доклад Н. И. Вяткиной, гл. библиотекаря отдела организационно-методической работы, председателя Молодежного совета Централизованной системы муниципальных библиотек Омска, «Профессиональные конкурсы как средство реализации амбиций молодых», в котором представлены нестандартные методы работы с молодыми специалистами.

В рамках дискуссии на «круглом столе» обсуждались вопросы получения и распространения образовательных, научных и культурных сведений, качество обучения и образования библиотечных специалистов. Участники заседания высказали ряд предложений кафедре «Библиотечно-инфор­мационная деятельность» ОмГУ им. Ф. М. Достоевского: о разработке программы и проведении мониторинга потребностей региональных библиотек в специалистах определенного профиля; об организации курсов повышения квалификации и переподготовки кадров (с выдачей сертификата государственного образца), в том числе для специалистов, не имеющих библиотечного образования; о разработке и проведении регионального межведомственного исследования профессиональных компетенций библиотечных специалистов.

Подводя итоги работы подсекции, участники отметили, что многообразие и многоаспектность представленных докладов, продуктивность дискуссии свидетельствуют о том, что конференция успела стать значимым культурным явлением в регионе, а расширение ее тематики способствовало привлечению внимания к ней большего числа библиотечных специалистов.

  
На главную