Научные и технические библиотеки №3 2010 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кубряк Е. Н. Проблема «критической массы» диссертационных исследований в библиотековедении

Артемьева Е. Б. Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Юсупова Г. Н. Приоритеты и социальная значимость формирования информационной культуры студентов различных специальностей

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Романов П. С. Экономическая сущность библиотечных инноваций: взгляды зарубежных библиотековедов

Гольдина О. Ю. Маркетинговый подход к деятельности библиотеки, службы информации

Протопопова Е. Н. Областная научная библиотека в инфраструктуре поддержки науки региона

КНИЖНЫЙ РЫНОК И ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ

Евстигнеева Г. А. Мировой книжный рынок через призму Франкфуртской книжной выставки-ярмарки

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание: классификационный анализ. Подходы к формированию структуры и содержания нового отдела ББК. (Статья первая)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Феномен Ф. И. Каратыгина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Совершенствование законодательства для библиотек: вопросы и ответы («круглый стол» в ГПНТБ России: прямая речь)

Казанцева В. П. Библиотека в образовательном пространстве университета

Мансурова С. Е. Библиотеки в системе информационного обеспечения образования и науки


УДК 316.77:004

Г. Н. Юсупова

Приоритеты и социальная значимость
формирования информационной культуры
студентов различных специальностей

Статья подготовлена на основе изучения уровня информационной культуры студентов,  проведенного на базе Научной библиотеки и  информационно-ресурсных центров Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева.

В настоящее время в Кыргызстане, как и во многих странах мира, начался этап активного перехода к информационному обществу – этап осознания важной роли информации в социальном развитии общества, бурного роста объемов информации, развития информационных технологий, становления новой информационной культуры. Непосредственное влияние этих факторов на сферу образования требует незамедлительных ответных действий со стороны образовательных структур.

Становится очевидным, что в условиях так называемого информационного взрыва резко возросла роль таких качеств, как владение методами и технологией работы с информацией, навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, ее использования для решения профессиональных задач.

Для того чтобы целенаправленно и эффективно ориентироваться в огромном, постоянно пополняющемся мировом информационном пространстве нужен правильный подход к формированию у студентов различных специальностей информационной культуры и самостоятельности в процессе обучения.

Именно поэтому в период перехода к информационному обществу перед системой образования встает задача подготовки студентов к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы.

Современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки специалиста, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике, владеть «информационными компетенциями», которые позволяют ему получить пользу от доступа к ресурсам знаний и включить опыт других в свое образование [10. С. 7]. Уровень информационной культуры современного человека можно определить как осознание своих потребностей, знание общедоступных источников информации, умение пользоваться этими источниками, искать и находить их. [2].

Понятие информационная культура сформировалось во второй половине ХХ в. в связи с пристальным вниманием к механизмам и процессам информационного обмена. Рассмотрим некоторые определения этого понятия.

С позиции культурологии информационная культура характеризует «культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации» [3. С. 269].

По определению Э. П. Семенюка, информационная культура – это информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.[4].

Нельзя не отметить, что информационная культура, или информационная культура личности является составной частью более широкого понятия культура личности.

Под культурой личности понимается система личностных качеств (ума, характера, воображения, памяти), осознаваемых самим индивидом как ценности и ценимых в обществе.

«Более узкое по объему понятие «информационная культура личности» мы определяем, – пишут Ю. Брановский и А. Беляева, – как способность и потребность специалиста использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации распространения». [5.C. 82.].

О социальной значимости формирования информационной культуры подчеркнуто в научных исследованиях Н. И. Гендиной, результатом которых явилась разработка концепции формирования информационной культуры личности в образовательных и библиотечных учреждениях. Суть концепции сводится к утверждению тезиса о том, что «…массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования» [6].

Предлагаемая Н. И. Гендиной трактовка информационной культуры, наряду с определением понятия, включает обоснование общеметодологических принципов информационного образования, модель учебного курса по формированию информационной культуры для различных категорий обучаемых: «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе». [Там же].

Необходимость повышения информационной культуры отмечена в постановлении Правительства Кыргызской Республики (от 11 авг. 2006 года № 573), где подчеркнуто, что «…для вузов социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности... Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры» [7].

Для активного формирования «культуры учебного труда студента» [8], информационной культуры первостепенное значение имеет информатизация образования.

Научная Библиотека и информационно-ресурсные центры – это информационно-деловой центр высшего учебного заведения. Их цели и задачи – обеспечить доступ к знаниям в процессе обучения. Информационные центры обладают богатейшим опытом в области создания баз данных, организации автоматизированного поиска и получения необходимых данных, причём не только из своих внутренних, но и из отдаленных источников.

Для анализа уровня информационной культуры студентов различных специальностей проведено анкетирование после завершения семинара-тренинга по формам и методам информационно-поисковой системы на базе Научной библиотеки и информационно-ресурсных центров Бишкекского гуманитарного университета (БГУ) им. К. Карасаева Кыргызской Республики.

Из ответов следует, что основы информационной грамотности студентов ограничены.

На вопрос, знали ли они об оперативных формах поиска информации до семинара, ответы представлены следующим образом: знали – 23,3%; нет – 74,4%; не ответили – 2,3 %.

Было интересно узнать, какими источниками пользовались студенты в поисках информации? Получены следующие ответы: алфавитными и систематическими каталогами – 19%; картотеками – 19%; библиографическими пособиями – 16%; списками литературы – 30%; не дали ответа – 26%.

На вопрос, знаете ли вы о полнотекстовых БД, только 19% ответили утвердительно. Следовательно 81% студентов не пользовались никакими полнотекстовыми БД.

На вопрос, знали ли они до участия в семинаре, какую функцию выполняют каталоги, ответили «да» – 26%; «нет» – 70%; не ответили – 4%.

Вопрос о том, какие трудности испытывают студенты при работе с новыми формами поиска информации, дал следующие ответы: не знают методов работы с информационно-поисковой системой – 2%; не знают об электронных библиотеках – 51,3%; не знают о базах данных – 26,4%; не знакомы с интернетом – 2%; 16,3% воздержались от ответа.

На вопрос, нужны ли студентам занятия для самостоятельной ориентации в информационно-поисковой системе, 100% ответили «да».

На основе анализа анкет (488) мы пришли к выводу, что студентам необходимо профессиональное формирование навыков самостоятельности и информационной культуры. Вместе с тем стало очевидным, что проведения семинаров-тренингов для формирования информационной культуры студентов недостаточно. Развитие навыков самостоятельности у студента в поиске информации и овладении методами работы с информацией следует рассматривать как составную часть учебной программы. Именно поэтому на базе Научной библиотеки БГУ им. К. Карасаева ежегодно(с 2003 г.) студентам предлагается курс по выбору «Основы информационно-поисковой системы», «Основы информационной культуры».

Основная цель курса – формирование системы знаний; его задачи сводятся к следующему:

  • помочь слушателям овладеть навыками самостоятельного поиска информации, необходимыми для их учебной работы;
  • дать навыки пользования традиционным справочно-поисковым аппаратом библиотеки;
  • показать возможности использования информационных технологий (на примере ЭК, интернета, полнотекстовых БД, информационно-правовой системы) в образовательной деятельности;
  • помочь овладеть навыками информационно-поисковой работы для написания и оформления рефератов, курсовых, дипломных и других научных работ в соответствии с требованиями государственных стандартов высшего профессионального образования.

Учитывая требования государственных стандартов высшего профессионального образования, зарубежный опыт в области информационного образования, а также современный уровень развития средств информационных технологий и практическую работу по подготовке слушателей различных специальностей, можно выделить ряд тем, рассмотрение которых способствует целенаправленному формированию соответствующего уровня информационной культуры у специалистов.

В процессе обучения по курсам «Основы информационно-поисковой системы», «Основы информационной культуры» слушателям предлагаются следующие темы:

Научная информация в учебном процессе;

Типы и виды литературы;

Библиография, и ее значение в учебном процессе;

Информационно-ресурсные центры вуза как информационная база;

Основные информационно-ресурсные центры в Бишкеке;

Справочно-поисковый аппарат библиотек;

Информационно-поисковые навыки. Этапы информационного поиска;

Информационные технологии в информационно-ресурсных центрах;

Электронные справочные правовые системы;

Поиск в ресурсах интернета;

Оформление научных  работ.

Таким образом, рассматриваемые дисциплины «Основы информационно-поисковой системы» и «Основы информационной культуры» для первых и вторых курсов должны раскрыть все функции и возможности информационных центров и позволить студенту грамотно и самостоятельно ориентироваться в информационных ресурсах разных видов, а также овладеть навыками и технологией работы с информацией.

Список источников

1.    Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. – Москва, 2007.

2.    Паринов С. И. Экономика XXI века на базе Интернет-технологий // Информационное общество. – 1999. – Вып. 2. – С. 33–43.

3.    Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. – С.-Петербург : Университетская книга, 1998. – 447 с.

4.    Семенюк Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. – 1994. – № 1. – С. 2–7.

5.    Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. – 2002. – № 1. – С. 82.

6.    Гендина Н. И. Формирование  информационной культуры личности: от теории – к модели информационного образования. Режим доступа: // www.nii. art.kemerovonet.ru

7.    Программа информационно-коммуникационных технологий в КР (В ред. постановления Правительства КР от 11 авг. 2006 года № 573) // Adveizer: Информационно-правовая система «Энциклопедия Кыргызского Права».

8.    Косырев В. Культура учебного труда студента // Высшее образование в России. – 2006. – № 5. – С.156–158.

а также:

Днепровская Н. Стандарты информационной грамотности // Высшее образование в России. – 2007. – № 9. – С. 110–113.

Еляков А. Современное информационное общество // Там же. – 2001. – № 4. – С. 77–85.

Ипатова Н. Р. Построение системы корпоративной переподготовки и повышения квалификации специалистов в условиях бизнес-образования 13.00.08: автореф. дисс… канд. пед. наук. – Тамбов, 2004. – 19 с.

Кузнецов А. А., Дяшкина О. А. Школьные стандарты: первые итоги и направления дальнейшего развития // Информатика и образование. – 1999. – № 1. – С. 2–9.

Кузнецов А. А. Школьная информатика: что дальше? // Там же. – 1998. – № 2. – С. 14–16.

Юсупова Г. Н. Роль развития самостоятельности студентов в овладении навыками и технологией работы с информацией для повышения качества профессионального образования // Высшее образование Кыргызской Республики. – 2009. – № 3. – С. 27–31. http://www.ala.org/ASRLBrinterTemplate.cfm?Section

  
На главную