Научные и технические библиотеки №3 2010 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кубряк Е. Н. Проблема «критической массы» диссертационных исследований в библиотековедении

Артемьева Е. Б. Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Юсупова Г. Н. Приоритеты и социальная значимость формирования информационной культуры студентов различных специальностей

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Романов П. С. Экономическая сущность библиотечных инноваций: взгляды зарубежных библиотековедов

Гольдина О. Ю. Маркетинговый подход к деятельности библиотеки, службы информации

Протопопова Е. Н. Областная научная библиотека в инфраструктуре поддержки науки региона

КНИЖНЫЙ РЫНОК И ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ

Евстигнеева Г. А. Мировой книжный рынок через призму Франкфуртской книжной выставки-ярмарки

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание: классификационный анализ. Подходы к формированию структуры и содержания нового отдела ББК. (Статья первая)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Феномен Ф. И. Каратыгина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Совершенствование законодательства для библиотек: вопросы и ответы («круглый стол» в ГПНТБ России: прямая речь)

Казанцева В. П. Библиотека в образовательном пространстве университета

Мансурова С. Е. Библиотеки в системе информационного обеспечения образования и науки


Библиотечно-информационная деятельность:
теория и практика

УДК 02(100)

П. С. Романов

Экономическая сущность библиотечных инноваций:
взгляды зарубежных библиотековедов

Проанализированы происходящие в зарубежных библиотеках инновационные процессы, которые требуют теоретического осмысления и совместных усилий ученых смежных научных дисциплин. Освещены новые методы и подходы к организации эффективной работы библиотеки, предложенные зарубежными библиотековедами в связи с уменьшением объемов ресурсов, предоставляемых в распоряжение научных библиотек.

Серьезные изменения в экономике библиотек, произошедшие в двадцатом веке, заставили библиотекарей обратиться к инновационным технологиям, чтобы добиться наибольшей отдачи от вложенных средств. Главная трудность, с которой им пришлось столкнуться в борьбе за эффективность работы библиотеки, – проблема целесообразного размещения ресурсов, объемы которых уменьшаются в результате сокращений бюджета и инфляции.

Экономика информации и экономика библиотечных инноваций – это относительно новые дисциплины, которые зародились во второй половине двадцатого века. К сожалению, для библиотечных менеджеров нет книг с готовыми рецептами-подсказками (как распорядиться ресурсами, внедрить инновационные технологии).

В недалеком прошлом все инновационные процессы сходились как луч лазера в одной точке – на продуктах технологии. Три фактора – компьютеризация библиотечных процессов, создание сети интернет и совершенствование управленческих процессов в библиотеке в соответствии с новыми теориями научного менеджмента – привнесли новое понимание концепции инновации, которое сосредоточено на процессах, функциях библиотеки, поведении человека в обществе.

Питер Дракер (PeterDrucker) утверждал, что инновация – это не только технический, но и экономический и социальный термин. Ее ключевой признак – это не наука или технология, а изменение в экономике или социальной жизни, в поведении людей – потребителей и производителей товаров и услуг [1. С. 785]. Инновации случайно не возникают. Это – специфическое изменение, которое внедряется в соответствии с изменениями во внешнем библиотечном окружении для того, чтобы наиболее эффективным путем достичь поставленные перед библиотекой цели.

В этой статье речь пойдет исключительно об экономическом аспекте инноваций в научной библиотеке. Два других важнейших аспекта инновационного процесса – управленческий и социальный – не будут рассматриваться.

Литература по инновациям содержит два аспекта – экономический и социально-психологический.

В экономике инновация рассматривается как явление диффузии технологических процессов, передачи технологий, экономического развития и роста. Исследования этих процессов во второй половине XX в. проводились с целью определения оптимальных масштабов деятельности фирм, занятых производством каких-либо товаров, либо для изучения наиболее эффективных схем организации промышленного производства путем изменения структуры управления, функционирования и т.д.

Второй подход – социально-психологический – исследует процесс изменений в обществе и диффузии культуры. Обычно исследования этих аспектов проводят в развивающихся странах, в рамках устоявшихся социальных систем, или как часть организационного развития государственного бюрократизма [2]. Немецкий социолог Макс Вебер (MaxWeber) считал, что бюрократия – это модель организации, основанная на формальных, обезличенных правилах (положительное свойство современного бессословного общества, в котором все равны перед законом), где продвижение возможно исключительно в силу квалификации; в этой модели присутствует детальная структуризация организации и четкое описание роли каждого ее элемента.

Под процессом инновации понимался сдвиг в структуре и функции человеческих взаимоотношений в социальной системе либо в каком-то институциональном секторе или организации. Очень редко эти два подхода объединялись в рамках одного исследования проблем распространения информации в обществе. В самом процессе инновации уже заложена информационная составляющая [3].

В конце XX в. многие экономисты, в том числе занимающиеся экономикой библиотечных учреждений, считали: тема инноваций находится в поле постоянного внимания аналитиков; теория инноваций уже сложилась и является разработанной темой в экономике. В тот период в стандартном экономическом анализе технологические и социальные изменения интерпретировались как экзогенные переменные. Под этим термином понимаются внешне определяемые, внесистемные переменные (о параметре модели, который задается извне и не зависит от значения других переменных модели; о событии, которое происходит за пределами системы и не зависит от ее функционирования, хотя и влияет на самофункционирование).

Что же понимается под инновациями в библиотечном деле, каковы сущностные характеристики этого явления? Рассмотрим эти вопросы, начиная с экономического окружения современной научной библиотеки, которое оказывает существенное влияние на ее развитие и в том числе на взаимосвязь инноваций с библиотечным делом. Все факторы экономической среды, в той или иной степени влияющие на работу библиотеки, можно условно разделить на три основные группы. Во-первых, это факторы внешнего экономического окружения, которые библиотека не может изменить напрямую и немедленно. Во-вторых, факторы университетской среды, в которой библиотека имеет свои входные параметры, из которой черпает свои ресурсы и на которую имеет определенное влияние. В-третьих, факторы внутренней библиотечной среды, в которой библиотека полностью влияет на распределение экономических ресурсов.

Составляющие внешнего экономического окружения, значительно влияющие на работу библиотеки, – это население, государственное финансирование, цены, уровень развития науки и техники. Прослойка населения студенческого возраста всегда влияла и будет значительно влиять на количественную компоненту спроса на библиотечные услуги. Прогнозные оценки Национального статистического комитета США по образованию служат основой для планирования того или иного объема библиотечных услуг и, следовательно, размеров привлекаемых ресурсов. Например, Комитет предполагал, что в 1981 г. в вузы с четырехлетним циклом обучения будет принято более 8 млн абитуриентов. Через пять лет этот показатель снизился до 7,5 млн человек. Такая тенденция сохранилась до конца XX в. из-за низкой рождаемости [4. С. 18]. Логично было бы предположить, что должна снизиться и численность преподавательского состава в университетах и колледжах, что и имело место в действительности [Там же. С. 55].

Таким образом, в последние два десятилетия в США уменьшается число потенциальных пользователей научных библиотек в большинстве университетов и колледжей (за исключением, пожалуй, привилегированных учебных заведений: Гарварда, Урбана-Шампейн, Питтсбурга и других известных вузов), а также снижается потребность в учебниках и научных книгах. Только в отдельных вузах отмечалось некоторое увеличение спроса на учебную и научную литературу, что объяснялось возросшими объемами научно-исследовательских работ.

Естественно, что государственное планирование по финансированию научных библиотек рассмотренного периода не могло определить точную сумму выделяемых средств. Сокращение налогов на федеральном уровне влияет на политику социальных приоритетов, что приводит к снижению финансирования научных библиотек. В первую очередь это касается государственных университетов и колледжей, поскольку в них уменьшается численность студентов, а уровень налогов и сборов падает. Отсутствует четкое разделение ответственности у различных ветвей власти за финансирование государственных учебных заведений. В то же время усиливаются инфляция, падает уровень заработной платы, а цены повышаются. Например, за период с 1961 г. по 1980 г. рост цен на основные товары и услуги, которые приобретали университеты и колледжи, составил 101,3%. В то же время рост цен на повторяющиеся и периодические издания составил 210,9 %, на книги в твердом переплете – 165,7 % [5].

Снижение платежеспособности, сопровождаемое сокращением финансирования, вынуждает научные библиотеки искать инновационные технологии для эффективного удовлетворения спроса читателей на библиотечно-информационные услуги. Внедрение компьютерных технологий в работу библиотек, создание и успешное функционирование интернета в значительной мере изменили характер затрат в библиотеках: относительное снижение цен на компьютеры и программное обеспечение позволило закупать их даже небольшим по размерам библиотекам. Развитие телекоммуникационных сетей дало библиотекам возможность применять в работе совместные базы данных, распределенные ресурсы. Широкое распространение в университетских библиотеках получают электронные формы журналов и книг. Типичный пример такой тенденции в американских учебных заведениях: в университете Drexel (США), насчитывающем около 500 штатных преподавателей и 12 тыс. студентов, в указанный период растет число журналов в электронной форме [6].

Поскольку доходы учебных заведений уменьшались, они были вынуждены искать внебюджетные формы финансирования. Дары, пожертвования, спонсорская помощь на проведение исследований – основные формы внебюджетного и дополнительного финансирования. В прошлые годы (1950–1960) размер пожертвований от спонсоров, выпускников учебного заведения самым тесным образом был связан с общим состоянием экономики в стране. Неясные экономические перспективы, особенно в области инфляционных процессов и доходов крупных фирм и компаний, всегда свидетельствуют о том, что пожертвования не могут рассматриваться в качестве надежных и стабильных источников финансирования – слишком непредсказуемы сроки и размеры такой помощи.

Доход от пожертвований не всегда может возместить недостаток средств, недополученных от бюджетных переводов. Возрастает конкуренция среди научных учреждений за получение средств на проведение исследовательских проектов. Вероятно, вследствие этого возрастёт разрыв между необходимым уровнем финансирования и фактическими поступлениями – будет наблюдаться дефицит бюджета.

В неблагоприятных финансовых условиях, особенно в условиях современного мирового финансового кризиса, университеты и колледжи вынуждены пересматривать распределение своих ресурсов по таким видам деятельности, как учебный процесс, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и вспомогательные работы. Все подразделения учебного заведения вынуждены применять ресурсосберегающие методы работы, методы строгой экономии средств. В конечном счёте возможности роста внутренних ресурсов кроются в системе управления библиотекой, использовании известного принципа достижения заданных результатов при минимальных ресурсах [7. С. 26].

Мышление работников библиотеки должно измениться, у них должен выработаться одновременно политический и экономический подход к своей деятельности, инициатива внедрения которого должна исходить от руководства учебного заведения. В среде с высоким уровнем конкуренции добиться необходимого уровня финансирования библиотеки достаточно трудно. У научной библиотеки, пребывающей в растерянности от неблагоприятных факторов – снижения уровня финансирования, повышения уровня инфляции и цен – нет иного выхода, как избрать стратегию внедрения инноваций с целью увеличения внутренних ресурсов библиотеки и предоставления пользователю качественных информационных услуг.

Увеличение внутренних ресурсов библиотеки будет зависеть от способности ее руководителей повысить эффективность работы персонала и пользователя. При уменьшении количества запросов пользователей на оказание традиционной услуги может возрастать уровень требований к качеству запрошенной услуги. Поскольку преподаватели учебного заведения должны уделять больше времени на поиск грантов и пожертвований, на создание публикаций для журналов, у них остается все меньше времени на посещение библиотеки. Конечно, теперь им требуется более экономичный в аспекте времени доступ к базам данных и поиску информации в пределах библиотеки. Трудоемкие библиотечные операции должны быть заменены на компьютерные технологии с целью снижения затрат на единицу продукции и роста эффективности оказываемых услуг. При увеличении трудозатрат в библиотеке на 6–7 % в год станет невозможным приобретать новую литературу, вести каталогизацию, процесс библиографического поиска, доставку документов или продолжать работу коммуникационных систем в ручном режиме.

Конечно, у нас не должно сложиться впечатление, что все внутренние библиотечные проблемы решаются только за счет новых технологий. Сама по себе инновация не способна совершать такие чудеса. Следует строить новые теоретические основы библиотечного обслуживания, оказания качественных информационных услуг с точки зрения пользователя. Библиотекари должны научиться определять ценность той или иной информации для пользователя.

Распределение ресурсов во многих высших учебных заведениях опирается на определенные традиции, насчитывающие не один десяток лет, и на политическую ситуацию. В научных библиотеках, как правило, отсутствует четкая система управления внутренними ресурсами. В недалеком прошлом колледжи и университеты, составляя планы развития учебного заведения, не формулировали четкие цели, приоритеты и структуру распределения ресурсов в научных библиотеках. В некоторых учебных заведениях библиотеки получают достаточно щедрое финансирование, в других – недостаточное и меняющееся от года к году. В библиотеке, где отсутствует четкое целеполагание, определение целей и путей их достижения, всегда будет присутствовать неуверенность и неясность в процессе распределения ресурсов [7. С. 19].

Экономические факторы окружающей среды могут привести к изменениям в принятии управленческих решений, в структуре управления университетом или колледжем и, как следствие, – библиотекой. Управленцы неизбежно будут искать варианты работы библиотеки при повышении производительности труда, эффективности и снижении уровня расходов [8]. Часто в рамках учебного заведения библиотека рассматривается как источник непроизводительных расходов и становится кандидатом № 1 в списке подразделений университета или колледжа для сокращения финансирования. Поэтому библиотечные работники вынуждены проникнуть в суть происходящих в библиотеке процессов, изучить управление финансовыми потоками, взаимосвязь между входными и выходными параметрами, концепции инвестиционного и инновационного процессов [9].

Как отмечено ранее, библиотеки должны изменяться вместе с внешней средой. Трудоемкие библиотечные процессы и огромные фонды на бумажных носителях в громадных хранилищах уходят в прошлое, иметь их не могут себе позволить даже крупные библиотеки со стабильным бюджетом. Сейчас на первое место в арсенале средств библиотек выступают инновационные стратегии, которые должны привести в итоге к снижению уровня затрат на выпуск единицы информационной продукции и применению внешних дополнительных ресурсов.

Совместное использование ресурсов и автоматизация/компьютериза­ция библиотечных операций – вот два основных направления, которые во многом определяют будущее научных библиотек. Эти стратегии затратны по своей природе, их успешная реализация требует немалых капиталовложений, которые явно не предусмотрены классическим бюджетом научной библиотеки. Для получения необходимых средств библиотеки должны поменять свой подход к разработке бюджета, должны буквально выбивать эти деньги из администрации учебного заведения, возможно, привлекать и плату от читателей.

В недавнем прошлом подавляющее большинство проектов в рамках библиотеки финансировалось государством, сегодня это далеко не очевидно. Библиотекам приходится вести конкурентную борьбу на всех уровнях за начало финансирования того или иного проекта. Несмотря на то, что администраторы и политики, принимающие решение о выделении средств библиотекам, относятся к передовой части граждан нашего общества и верят в светлые идеалы библиотеки, эта вера не помогает им принять решение о дополнительном выделении бюджетных средств или хотя бы о достаточном их количестве.

Многие научные библиотеки ввели плату за библиографический поиск, копирование материалов, межбиблиотечный абонемент, некоторые справочные услуги, требующие сверхнормативных затрат. Взыскиваемая плата может полностью или частично покрывать расходы библиотеки на выполнение заявок. Но этот путь ограничен рамками статуса библиотеки как учреждения, предоставляющего свободный доступ к информации всем слоям общества бесплатно. Это один из основных постулатов демократии.

Списокисточников

1. Drucker P. F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. – New York, Harper & Row. – 1974.

2. Weber M. The Theory of Social and Economic Organization / translated by A. M. Henderson and Talcott Parsons. – N. Y. : The Free Press and the Falcon’s Bring Press. – 1947. – 340 p.

3. Drake M. A., Olsen H. A.The economics of library innovation // Library Trends. – 1979. – Summer. – P. 89–105.

4. National Center for Education Statistics. Projections of Education Statistics to 1985–86. – Washington, D.C., USGPO, 1977.

5. Halstead D. K. Quoted in J. Magarrell. Inflation Hit Colleges Harder in Fiscal 1978. // The Chronicle of Higher Education. – 1978. – 17:8, Sept. 25.

6. Montgomery C. H, King D. W. Comparing Library and User Related Costs of Print and Electronic Journal Collections // D-Lib Magazine. – 20023. – October, Vol. 8, Num. 10. – электронныйдоступ: http://www.dlib.org/ dlib/october00/montgomery/10montgomery.html

7. Cyert R. M. The Management of Nonprofit Organizations: With Emphasis on Universities. – Lexington, Mass., Lexington Books. – 1975.

8. Романов П. С.Зарубежные библиотеки: финансовый менеджмент : науч.-метод. пособие. – Москва : Либерея-Бибинформ. – 2009. – 128 с.

9. Романов П. С. Эффективность работы зарубежных библиотек: методы расчета и оценка / под общ. ред. В. Г. Позднякова : монография. – Москва : ЦНСХБ Россельхозакадемии, 2008. – 262 с.

  
На главную