Научные и технические библиотеки №3 2010 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кубряк Е. Н. Проблема «критической массы» диссертационных исследований в библиотековедении

Артемьева Е. Б. Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Юсупова Г. Н. Приоритеты и социальная значимость формирования информационной культуры студентов различных специальностей

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Романов П. С. Экономическая сущность библиотечных инноваций: взгляды зарубежных библиотековедов

Гольдина О. Ю. Маркетинговый подход к деятельности библиотеки, службы информации

Протопопова Е. Н. Областная научная библиотека в инфраструктуре поддержки науки региона

КНИЖНЫЙ РЫНОК И ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ

Евстигнеева Г. А. Мировой книжный рынок через призму Франкфуртской книжной выставки-ярмарки

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание: классификационный анализ. Подходы к формированию структуры и содержания нового отдела ББК. (Статья первая)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Феномен Ф. И. Каратыгина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Совершенствование законодательства для библиотек: вопросы и ответы («круглый стол» в ГПНТБ России: прямая речь)

Казанцева В. П. Библиотека в образовательном пространстве университета

Мансурова С. Е. Библиотеки в системе информационного обеспечения образования и науки


КНИЖНЫЙ РЫНОК И ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ

УДК 655.42:061.4(430)

Г. А. Евстигнеева

Мировой книжный рынок
через призму Франкфуртской книжной выставки-ярмарки

Обзор работы международной Франкфуртской книжной выставки-ярмарки (14–18 окт. 2009 г.).

Франкфуртская книжная выставка-ярмарка – крупнейшая и важнейшая в мире – в 2009 г. состоялась в 61-й раз. Площадь экспозиция заняла около 172 тыс. кв. м (примерно столько же, что и в предыдущие годы); ее посетили свыше 300 тыс. человек. Свою продукцию представили около 7400 издательств, книготорговых и типографских объединений, литературных агентств, сетевых магазинов из более чем 100 стран мира. Они привезли около 380 тыс. названий книг, из которых почти 125 тыс. – «премьерные» издания (примерно такие же цифры были и в 2008 г.).

По словам президента Франкфуртской книжной ярмарки Юргена Бооса (Juergen Boos), экономический кризис на книжном рынке затронул в основном американских и британских издателей. По некоторым предварительным оценкам, представительство США и Великобритании на ярмарке снизилось почти на 20%. Однако такие страны, как Бразилия, Индия и, особенно, Китай повысили свою активность и максимально использовали возможности выставки.

По традиции каждый год одна из стран становится главным, или почетным гостем Франкфуртской ярмарки. В 2009 г. им стала Китайская Народная Республика. Решение предоставить главную площадку Китаю вызвало острую дискуссию. Противники говорили о цензуре в КНР, об идеологическом и финансовом диктате партии и государства, о преследовании писателей за критику режима и, наконец, о том, что Пекин превратит ярмарку в пропагандистское шоу. Юрген Боос, критикуя нарушения прав человека и ограничения свободы слова и печати в этой стране, все же настоял на своем выборе и обосновал его. «Китаем можно восхищаться, Китая можно опасаться, Китай можно критиковать, но его нельзя игнорировать», – подчеркнул он.

Площадь экспозиции Китая заняла более 2 500 кв. м; около 7 600 печатных изданий представили 227 издательских домов. Делегация КНР насчитывала свыше 800 человек, в их числе 500 издателей, 160 писателей и журналистов, 150 деятелей искусства, 8 знаменитых архитекторов, 5 всемирно известных музыкантов, более 100 музыкантов в составе оркестров и музыкальных групп, а также артисты Пекинского оперного театра. За время работы выставки страна-гость провела 612 мероприятий: 108 презентаций издательств, 345 встреч с авторами. В кинозале Франкфуртской ярмарки были показаны 40 кинофильмов, посвященных разным эпохам развития Китая.

Россию в деловой программе Франкфуртской ярмарки представили советник руководителя Роспечати, издатель Владимир Григорьев и исполнительный директор компании «ЛитРес» Александр Ройфе. Основное внимание они уделили освещению новейших тенденций в российском печатном и электронном книгоиздании.

Компания «ЛитРес» – первый легальный интернет-магазин электронной книги в Рунете. По словам А. Ройфе, кризис не затронул российский рынок электронных книг, который продолжает активно развиваться. «ЛитРес» продает бестселлеры в количестве 3000–6000 загрузок и надеется на большее. Эта информация вызвала интерес зарубежных специалистов, которые в то же время сетовали на недостаток сведений о современных российских писателях.

По числу отдельных экспонентов России трудно конкурировать с другими странами – участницами Франкфуртской международной книжной ярмарке. Свою продукцию здесь представили 48 российских издательств (это немного), причем около половины – на коллективном стенде. Понятно, что в выставке участвует больше всего немецких издательств, книготорговых объединений, интернет-магазинов, литературных агентств – их общее число свыше 3 тыс. Но намного опередили Россию на этой выставке и Великобритания, США, Испания, Франция и еще несколько стран, включая Австрию и Бельгию.

По оценке прессы, оформление общероссийского национального стенда в 2009 г. было современнее и интереснее, чем в предыдущие годы. К сожалению, содержание отставало от формы. Было немало старых экспозиций. Но, к счастью, можно отметить и другие, весьма привлекательные, например экспозицию, посвященную 200-летию Гоголя.

С каждым годом все больше российских издательств, как больших, так и маленьких, отделяются от общенационального стенда и представляют книги на собственных стендах, полагая, что в этом случае у них больше перспектив.

Стенды российских издательств можно было встретить и в тематических павильонах. В павильоне книг по искусству разместились издательства Эрмитажа и Русского музея, «Слово», «Интерроса»; в зале научно-технической литературы – «Практическая медицина», «Наука», «Бином»; в специализированном зале – детская литература издательств «Эгмонт», «Мозаика-синтез». Некоторые экспозиции расположились в павильоне восточно-европейской литературы (неподалеку от коллективного стенда) – это издательства «Терра», «Весь мир», «Текст». Другие, даже такие солидные издательства, как «АСТ» и «Эксмо», отказались от стендов и просто прислали своих специалистов.

Организаторы выставки уделяют серьезное внимание проведению мероприятий для специалистов из библиотек. Это связано с тем, что доля библиотекарей в общем числе специалистов, посетивших выставку, значительна (около 6%), а влияние библиотек на издательский рынок ощутимо. Именно поэтому в 2009 г. произошло значительное событие – подписан договор между ИФЛА и Франкфуртской ярмаркой о сотрудничестве в области библиотечного дела. На издательской выставке, организованной в рамках ежегодной Генеральной конференции ИФЛА (21–28 авг. 2009 г., Милан, Италия) был представлен стенд Франкфуртской международной выставки-ярмарки, а в библиотечном центре ярмарки разместился стенд ИФЛА.

В рамках выставки-ярмарки прошли семинары и конференции, где обсуждались вопросы оцифровки, архивирования информации, а также технологии ее предоставления. В первый день работы выставки открылась конференция «Культура чтения и книгоиздания в цифровую эру», показавшая возможности взаимодействия авторов, издателей и библиотек для повышения культуры чтения в современном мире цифровых изданий и информационных технологий.

Будущее книгоиздания неразрывно связано с электронными книгами, онлайн-доступом, программными и технологическими платформами. При этом особое место уделяется предложениям для библиотек – как самих ресурсов, так и возможностей их получения и использования библиотеками: продажа изданий или предоставление абонемента на использование ресурса, организация порталов для конечного пользователя, разработка единых форматов предоставления электронных документов. Серьезно обсуждалась проблема контроля использования электронного документа конечным пользователем на компьютере или считывающем устройстве (печать, копирование документа).

Не менее актуальным был вопрос установления единого стандарта электронного документа. Наиболее предпочтительными форматами для предоставления электронных книг специалисты считают PDF или EPUB. На конференции отмечено, что сегодня еще не окончательно определены направления дальнейшего развития электронных предложений издательств и их использования в библиотеках, так как большинство моделей распространения пока несовершенны, требуются прояснение и усовершенствование некоторых стратегических и юридических аспектов в этой сфере. Таким образом, становится ясно, что усиление роли электронных книг на рынке зависит от развития ассортимента публикаций, усовершенствования их форматов, доступности считывающих устройств. Поэтому очень важно, чтобы все участники рынка – издатели и авторы, библиотеки и их поставщики, разработчики программного обеспечения и технологических платформ, порталы электронных книг и их пользователи – в профессиональном и конструктивном диалоге достигли соглашений о дальнейших инициативах.

В ходе всех обсуждений прозвучало, пожалуй, главное мнение, что электронные ресурсы не уничтожат материальные источники информации, а дополнят их. Библиотеки и в дальнейшем будут идти по пути формирования гибридныхбиблиотек (этот термин принят за рубежом). Специалисты отмечали, что в течение еще долгого времени объем рынка цифровой информации останется скромным. Конечно, в ближайшие годы он будет усиленно развиваться, но пока все-таки останется небольшим сегментом общего книжного рынка. К примеру, в Германии в 2009 г. продано всего лишь 65 тыс. электронных книг, хотя это, конечно же, только начало.

По статистическим данным, прозвучавшим на одном из семинаров, лишь 31 % немцев, австрийцев и швейцарцев имеют представление о том, как пользоваться электронной книгой. И только 4% из 10 тыс. опрошенных граждан Германии в ближайшем будущем планируют покупку электронной книги. Однако существует и иное мнение.

В традиционном опросе, проведенном организаторами Франкфуртской книжной ярмарки среди 840 профессионалов книжного дела, 50% респондентов предсказали, что к 2018 г. продажа книг в цифровом формате превысит продажу печатной книжной продукции. Их оппоненты упоминают об известном канадском философе, филологе и литературном критике Герберте Маршале Маклюэне (Herbert Marshall McLuhan), который 40 лет назад говорил о конце Галактики Гуттенберга. Его пророчество, как видим, не сбылось.

Необходимо заметить, что из года в год в экспозициях все шире представлены электронные публикации, а также оборудование и технологии, связанные с электронным публицированием.

Прошедшая Франкфуртская международная книжная ярмарка планировалась как поворотная точка, где произойдет примирение печатных и цифровых технологий.

Ключевая тема ярмарки 2009 года звучала так: «Кроссмедиа: новейшие маркетинговые и коммуникационные инструменты». Юрген Боос комментирует: «Хотя печатная книга остается в центре внимания ярмарки, глобальный процесс наступления цифровых технологий требует расширения границ книжной отрасли, впуская в нее «новую кровь» из смежных сфер».

На Франкфуртской ярмарке–2009 впервые в Европе проведена конференция «Средства перемен» (ToolsofChange – TOC), уже зарекомендовавшая себя как один из ведущих форумов, освещающих развитие цифровых форматов и технологий. Ранее эта конференция, которую организует американское компьютерное издательство «О’Рейли» (O’Reilly), традиционно проходила в Нью-Йорке и привлекала большую аудиторию. На нынешней, европейской «ТОС», состоявшейся 13 октября 2009 г., собралось более 350 делегатов, представивших практически весь цвет мирового книгоиздания.

Большой интерес вызвало сообщение Сары Ллойд (SaraLloyd), директора по цифровому книгоизданию британской компании «Пан Макмиллан» (PanMacmillan) и автора «Манифеста книгоиздателей XXI века» (A Book Publisher’s Manifesto for the 21st Century). Она призвала коллег устанавливать более тесные связи с основными операторами цифрового рынка, в том числе с Гуглом. Представитель Гугла объявил на конференции о новой программе «Издания Гугла» (GoogleEditions), предусматривающей для потребителей возможность приобретать и читать электронные книги везде и всюду (BuyAnywhere, ReadAnywhere). Для этого Гугл готов договариваться с другими участниками рынка, в том числе с книготорговцами и производителями устройств для чтения текстов.

Франкфуртская книжная ярмарка в 2009 г. была разделена на всевозможные «зоны» и «центры»: «Образовательное пространство» (Education Space), «Центр деловых и специализированных медиа» (CentreforBusinessandSpecialistMedia), «Центр фотографии» (Centre for Photography), «Галерея гурманов» (Frankfurt’s Gourmet Gallery) и др. Это сделано для того чтобы в более трудных экономических условиях создать участникам новые возможности – объединить издателей по интересам, активизировать обмен идеями и правами.

Подводя итоги работы международной Франкфуртской выставки-ярмарки 2009 г. и прошедших здесь дискуссий, можно отметить следующее:

·      усиление позиции электронных книг на рынке зависит от расширения ассортимента публикаций, усовершенствования форматов электронных книг, доступности считывающих устройств;

·      необходимо, чтобы все участники рынка – издатели и авторы, библиотеки и поставщики, разработчики программного обеспечения и технологических платформ, порталы электронных книг и их пользователи – в профессиональном и конструктивном диалоге достигли соглашений о дальнейших инициативах;

·      на всех обсуждениях прозвучало мнение, что электронные ресурсы не уничтожают материальные источники информации, а дополнят их;

·      библиотеки будут идти по пути формирования «гибридных» библиотек.

  
На главную