Научные и технические библиотеки №4 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информациология как сюрреалистическая гигатеория

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Кобелев А. Н. Диагностика работы библиотек: информационно-аналитический компонент

Шилов В. В. О критериях и показателях экономической эффективности библиотечных фондов

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Литвинова Н. Н. Лицензии на доступ к сетевым удаленным ресурсам: поиск баланса интересов издателей и библиотек-пользователей

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание: классификационный анализ. Подходы к формированию структуры и содержания нового отдела ББК. (Статья вторая)

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Чучукалова Р. А. Информационная компетентность библиотекаря в системе информационного пространства Сибирского федерального университета

Рассадина М. И. Формы профориентационной работы. Опыт Владимирского областного колледжа культуры и искусства

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Леонов В. П. Библиотека Академии наук: опыт биографии

Дударева Е. Б. Истоки внутрибиблиотечного обучения персонала в 1920–1930 гг.

ЮБИЛЕИ

Березкина Н. Ю., Дрозд О.М. Вклад ЦНБ Национальной академии наук Беларуси в информационное обеспечение науки (К 85-летию библиотеки)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Поздравляем!


УДК 004(470):061.22

А. В. Соколов

Информациология
как сюрреалистическая гигатеория

Рассматривается деятельность научно-общественной организации – Международной академии информатизации как социально-культурный феномен постсоветской России. Предлагается классификация информационных теорий в зависимости от уровня обобщения. Характеризуются содержание и место в системе информационных наук концепции информациологии. Вводится понятие информатиз   м.

В 1990 г. в Москве была зарегистрирована Академия информатизации СССР. Два года спустя она перерегистрировалась и стала называться Международная академия информатизации (МАИ).

Выступая от имени ООН, в ноябре 1992 г. МАИ организовала Первый Всемирный форум информатизации, который состоялся в Государственном Кремлевском дворце. В работе форума участвовали свыше 10 тыс. ученых и специалистов из 29 стран; принята «Информациологическая конвенция единого мирового локально-распределенного информационно-сотового сообщества – новой информационно-космической цивилизации» и учрежден ежегодный праздник информациологов мира – Всемирный День информации – 26 ноября.

Международная академия информатизации в 1993 г. стала ассоциированным членом ООН и открыла свое отделение «Информатизация и Объединенные нации» в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. В качестве коллективного члена МАИ вошла в состав Международного Союза по информации и Всемирной ассоциации образования при ЮНЕСКО.

В 1997 г. МАИ присвоен генеральный консультативный статус Всемирного информациологического парламента.1 Обеспечивая «глобально-космический уровень информациологизации», МАИ организовала более 300 функциональных и региональных отделений в России, СНГ, странах Европы, Азии, Америки, членами которых стали более 6 тыс. академиков и членов-корреспондентов, включая Генерального секретаря ООН Бутроса Гали, мэра Москвы Ю. М. Лужкова, академика РАН Ю. Б. Харитона и других крупных ученых мирового уровня.

В 1993 г. в Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики создана кафедра информациологии; курс «Основы информациологии» появился в учебных планах многих учебных заведений, а в 1999 г. Министерство образования России учредило Московский институт информациологии с очной, заочной и вечерне-заочной формами обучения (это негосударственное образовательное учреждение существует до сих пор).

В Уставе МАИ предусмотрены весьма важные цели и задачи, такие как:

  • содействие в формировании и участие в координации единого мирового информационного пространства, открытого для всех стран и народов, базирующегося на новейших достижениях информационно-научного прогресса;
  • анализ и прогнозирование тенденций информационной политики в мировом сообществе;
  • развитие фундаментальных и прикладных исследований по информационным проблемам мироздания, космологии, космохимии, радиоастрономии, радиофизики, космонавтики, астрономии, математики, геологии, океанологии, физики, биологии, ноосферы, генетики, биофизики, медицины, экологии;
  • исследование информационных процессов и технологий в микро- и макромирах; создание информационной модели Вселенной; развитие информациологии производственной и социальной сфер деятельности;
  • изучение общественно-политических, социально-экономических и экологических информационных процессов;
  • повышение информационного уровня науки, образования, просвещения и культуры мирового сообщества и т.д. [1. С. 3–5].

Конечно, для решения столь масштабных и жизненно важных для всего человечества проблем нужна надежная научно-методологическая база, в качестве которой МАИ признала концепцию информациологии, разработанную её президентом Иваном Иосифовичем Юзвишиным. Автор позаботился о популяризации своей концепции: первая монография по информациологии появилась в 1994 г. (Юзвишин И. И. и др. Информационная модель Вселенной), а в 1996 г. выпущено капитальное учебное пособие для вузов «Основы информациологии», которое многократно переиздавалось. Мы будем руководствоваться последним изданием, отредактированным автором, где в Словаре информациологических терминов и выражений предложена следующая трактовка:

Информациология – «фундаментальная генерализационно-единая наука, изучающая в вакуумных и материзованных сферах Вселенной самоотношения, конформные самоотображения и соотношения нульматериальных точек, предметов, организмов, объектов, процессов и явлений природы и общества, исходя из фундаментального принципа информациологического подхода. Информациология, будучи многофункциональной наукой, изучает все субэлементарные процессы в живой и неживой природе и во Вселенной в целом.

Информациология – генерализационная (всеобобщающая) наука о первопричинах и источниках возникновения и развития Вселенной. Поэтому она считается наукой наук. Информациология – единственная генерализационная идеология единства и развития природы и общества. Информациология – основа исследования и поиска межпланетных и межгалактических сообществ Вселенной. Информациология – фундаментальная основа оптимально-научного развития мирового сообщества в третьем тысячелетии» [2. С. 583–584].

В подтверждение того, что информациология действительно «наука всех наук», указывается, что она «родилась на стыке физики, химии, математики, астрономии, биологии, информатики, геологии, космологии, философии, истории и других фундаментальных наук. Информациология является основой не только для геополитики, но и для гелиополитики, галактикополитики и вселенополитики, одним словом, – фундаментальной основой космополитизма» [Там же. С. 585].

Естественно, возникает вопрос о месте столь уникальной научной дисциплины в классификационной структуре научного знания. В качестве определяющей характеристики в классификации наук целесообразно выбрать свойственный им уровень обобщения, поскольку именно он характеризует движение познания. Траекторию познавательного процесса очень четко представил В. И. Ленин в своих «Философских тетрадях»: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца» [3. С. 227]. Конкретизируем это положение применительно к циклу информационных наук.

В соответствии с мнением В. И. Ленина, получается, что любые эмпирические, конкретные дисциплины находятся на уровне описания явлений (практического опыта), например, учение о библиографическом описании. Прикладные теории достигают уровня сущностей первого порядка, пытаясь объяснить свойственные явлениям закономерности, например, теория библиографии, теория научной информации.

Уровень сущностей второго порядка – предмет метатеорий (обобщающих теорий), преследующих цель критически осмыслить содержание прикладных теорий и раскрыть глубинные законы данного объекта исследования. Примеры метатеорий – метатеория социальных коммуникаций, семиотика (общая теория знаков), метатеория документа (документология). Информатика, понимаемая как теория научной информации, относится к прикладным теориям, а теория, обобщающая знания обо всех видах социальной информации, – метатеория.

Идею формирования информологии, т.е. мегатеории, обобщающей знания обо всех типах и видах информации, настойчиво высказывал в 1970-е гг. член-корр. Академии наук СССР В. И. Сифоров. Задача информологии виделась в синтезе теоретических достижений всех наук об информации, включая математическую теорию информации, теорию биологической информации, информационную физиологию и психологию, теорию технических информационных средств, теорию массовой коммуникации, теорию педагогической информации, информационную лингвистику и т.д. Идея мегатеоретического обобщения периодически возрождалась в теоретических конструкциях различных мыслителей и даже выходила на галактический уровень гигатеории.

Таким образом, в области познания феномена информации обнаруживаются пять уровней, отличающихся степенью обобщения знаний:

  • эмпирический уровень – описание практического опыта и полезные рекомендации (уровень явлений);
  • прикладные теории – уровень сущностей первого порядка, относящихся к ограниченной области реального мира, например, разные виды коммуникации;
  • метатеории – уровень сущностей второго порядка, постигаемых путем обобщения знаний, добытых прикладными теориями;
  • мегатеории – уровень сущностей третьего порядка, представляющих собой глобальные закономерности;
  • гигатеории – уровень сущностей четвертого порядка, выходящих за пределы Земли и касающихся сверхъестественных явлений. (Напомню, что по-гречески мета значит вслед, после; мега – большой; гига – гигантский.)

Еще раз просмотрите толкование информациологии, приведенное выше, и вам станет очевиден гигатеоретический статус информациологии, которая выходит на высший уровень научного обобщения, соответствующий сущностям четвертого порядка. Гигантская широта и смелость информациологического мышления переполняет читателя «Основ информациологии» чувством трепетного восторга и почти религиозного благоговения. Это чувство усиливается благодаря двум цитатам-эпиграфам, открывающим учебное пособие. Одна – из Евангелия от Иоанна:

«В начале было Слово / и Слово было у Бога / и Слово было Бог. /

Оно было в начале у Бога. / Все чрез Него начало быть…»;

вторая – из Информациологического словаря И. И. Юзвишина (Москва, 1998):

«Слово – это Информация / и Информация – вездесущая. / Бог – это Информация / и Информация – это / Бог вездесущий. / Информация – это Вселенная / и Вселенная – это информация / вакуумная, материализованная / и дематериализованная…».

Невольно напрашивается вывод: если Слово – это Информация (а кто усомнится в том, что всякое слово несет информацию?), то информология – это святое благовествование, а учебное пособие – Евангелие от Юзвишина. Этот вывод – не шутка. Он соответствует масштабам гигапритязаний информологии, которая предлагает «новую информациогенно-вакуумную модель мироздания». Не случайно на первых информациологических форумах присутствовали иерархи Русской православной церкви.

Тем не менее, теологический аспект к лицу информациологической гигатеории, потому что она обожествляет Информацию. И. И. Юзвишин трактует информацию как «общевселенскую, общечеловеческую и общенаучную сущность, охватывающую глобально-космические сферы человеческой деятельности и все пространство Вселенной, состоящее из информациогенного вакуума (99,999…%) и материи (10–6 %)». Вот стандартное определение:

«Информация – это всеобщие самоотношения, самоотображения и их соотношения, представляющие универсальную генеративную информациогенную среду, являющуюся основой проявления и функционирования вакуумных и материальных сфер Вселенной. Информация – вездесущая, она внутри нас, вне нас и во всей Вселенной; это единая фундаментальная сущность проявления всех объектов, предметов, явлений и процессов природы. Информация – всеобщая генеративная основа природы и общества; это универсальное генеративное поле Вселенной и универсальное начало всех начал; информация первична, материя вторична. Информация – универсальный генеративный ресурс Вселенной, безальтернативный первоисточник развития и благосостояния народов Мира» [2. С. 587].

О теологическом аспекте этого определения свидетельствуют, по крайней мере, три содержащихся в нем утверждения:

во-первых, утверждение, что «Информация – вездесущая, она внутри нас, вне нас и во всей Вселенной» – главный постулат пантеизма, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Бенедикт Спиноза, Иоганн Гете и другие). Юзвишин исповедует разновидность пантеизма – панинформизм, отстаивая тождество Информация = Бог;

во-вторых, все религии утверждают первичность Бога, демиурга, который из ничего сотворил, т. е. сгенерировал, Вселенную; этот закон не доказывается, а принимается на веру. И. И. Юзвишин, настойчиво повторяя, что Информация – это «всеобщая генеративная (творящая, созидающая) основа природы и общества», «генеративное поле Вселенной», «начало всех начал» и т.п., утверждает открытым текстом, что Информация – это божественный Творец мира;

в-третьих, для верующего человека очевидно, что развитие и благосостояние народов мира зависит от воли Божией, а президент МАИ приглашает поверить, что источником добра и зла является Информация. Значит, о благе нашей Отчизны не Бога нужно молить, а Информацию.

Чем обогащает Сокровищницу человеческого знания гигатеоретическая пантеистическая трактовка информации? Предмет информациологии – «исследования информационных микро- и макродинамических процессов и явлений, происходящих во Вселенной во взаимосвязи и во взаимодействии с овеществленными и неовеществленными атрибутами материализации и дематериализации, источниками аннигиляции и авторегенерации, а точнее – процессы рецепции, передачи, хранения, обработки, визуализации и познания информации. Вселенная закодирована, и задача информациологии раскодировать её» [2. С. 585].

Информациология, по словам её создателей, «является наиболее крупным естественнонаучным и чрезвычайно многогранным глобально-космическим обобщением ХХ века», потому что она «предлагает механизм объяснения всех процессов и явлений природы, основой которого является отношение (информация)» [Там же. С. 586]. Неужели информация, в самом деле, основа «наиболее крупных глобально-космических обобщений»? Достаточно хотя бы бегло ознакомиться с содержательной структурой информациологии, чтобы сомнения отпали.

Информациология естествознания включает информациологию элементарных частиц, атомов, молекул и квантовой механики, информациологические основы Вселенной, формулу определения количества внеземных информационно-космических цивилизаций, информациологическую концепцию колонизации Вселенной. Доказывается, что общая теория относительности Эйнштейна представляет собой частный случай генерализационно-единой информациогенно-вакуумной теории Вселенной. В биосферном разделе информологии привлекают внимание такие проблемы, как информациологический код человека и Вселенной, всемирный информационно-единый мысленно-зрительный язык, информациологический код молодости и долголетия, информациологический путь к эффективному здоровью через бани и парилки, наконец, вопрос «что будет раньше: конец жизни на Земле или конец света?».

Весьма обширен социально-культурный раздел информациологии, здесь представлены: информациология гуманитарно-культурологической сферы мирового сообщества, информациологизация образования, науки и культуры, информациологическая безопасность мирового сообщества, информациологическая сущность информационно-космической цивилизации, путь от социально-экономической глобализации к информациологической и практической галактизации и вселеннозации и прочие актуальные проблемы.

Гигатеоретический уровень информациологических обобщений позволил вскрыть противоречия законов Ньютона и кибернетики Винера, заметить ограничения мировоззрения Максвелла, Лоренца, Планка, Эйнштейна, Гейзенберга, Шредингера и других корифеев макро- и микроскопической электродинамики и квантовой механики, наконец, уточняя сущность периодического закона химических элементов Менделеева, предложить в качестве первого элемента его таблицы информациоген (это «самая субэлементарная нульматериальная функционально-неделимая единица пространства Вселенной, способная своими самоотношениями и конформными самоотображениями обеспечивать условия для появления виртуальных частиц» [2. С. 583]), который служит основой не только всех элементов таблицы, но и вакуумного, материзованного и дематеризованного пространства Вселенной в целом [Там же. С. 37–44]. Весьма  солидно выглядят девять фундаментальных законов информациологии, в том числе: всемирный информациогенно-вакуумный закон, закон сохранения информации, всемирный закон информационного единства, всемирный закон ритмичности, периодичности и цикличности, генерализационный закон информации и др. [Там же. С. 89–132]. Увековечиванию имени «отца» информациологии служит «мировая фундаментальная информационная постоянная Юзвишина – константа универсального пятимерного информациогенного пространства Юзвишина в микро- и макровакуумоматериосферах Вселенной» [Там же С. 589]. Казалось бы, нет оснований для скепсиса. Но нет, нашлись-таки недоброжелатели и среди шустрых журналистов, и в академических кругах.

На журналистов, провозглашающих: «Осторожно! Международная Академия Информатизации!» и обвиняющих МАИ в пропаганде лженауки, продаже дипломов «академиков», потаканию сектанту Г. Грабовому и т.д., можно не обращать внимания, но с академиками РАН не считаться нельзя. Особенно если в качестве прокурора выступает доктор физ.-мат. наук Э. П. Кругляков, председатель Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Президиума РАН. (О направленности и результатах работы Комиссии, организованной в 1998 г., можно судить по статье: Кругляков Э. П. От перестановки мест слагаемых сумма меняется! // В защиту науки. – Бюллетень № 4. – Москва, 2008. – С. 66–82.)

Академик Э. П. Кругляков обвиняет И. И. Юзвишина в непростительном пренебрежении физическими запретами, не допускающими движение тел со скоростью больше скорости света и существование температур ниже абсолютного нуля (нуль градусов по шкале Кельвина), и объявляет «элементарным шулерством» заявление автора о том, что «дематериализованная информация» неподвластна критериям традиционной науки. Весьма раздражают придирчивого педанта отдельные погрешности в информациологических формулах, «мысленные эксперименты в рамках материосфер и вакуумосфер Вселенной» и претензии информологии на статус «генерализационной науки наук», т. е. гигатеории.

Председатель академической Комиссии по борьбе с лженаукой решительно отвергает научную ценность «пророческих и мистических предсказаний некоторых религиозных и духовных представителей», к которым апеллирует И. И. Юзвишин. В гневе праведном академик не стесняется в эпитетах: «явный вздор», «абсурд», «просто нелепо», «бредовая книжонка», заявляет, что «почтенные рецензенты», одобрившие выход учебника Юзвишина в свет, «должны испытывать чувство стыда за свою безответственность», и сокрушается, что никто не мешает лжепрофессору «калечить молодые души».

В адрес МАИ, членами которой изначально были многие авторитетные ученые, политики, деятели культуры, включая лауреата Нобелевской премии А. М. Прохорова и Президента Российской Академии художеств З. К. Церетели, Э. П. Кругляков бросил упрек: «Уму непостижимо, как подобный бред терпят серьезные ученые, угодившие в эту Академию?».

Не хочется верить таким суровым приговорам, потому что они безапелляционны и безальтернативны, подобно концу света. Они не облегчают томление духа. Трезвый рационализм прямолинеен, а информация многолика, и может быть, вездесущий панинформизм не абсурднее материалистического монизма? Физики, изобретая все более и более абстрактные теории, уже договорились до парадокса: «чем абстрактнее теория, тем она ближе к истине», почему же не доверять конкретно мыслящим информациологам, которые открыли, что «источником солнечной энергии является фундаментальное явление природы – информация» [2. С. 68]?

Конечно, не просто уследить за глобально-космическим полетом твор­ческой мысли основоположника информациологии. Высказанные им тезисы рассчитаны не на понимание, а на веру по модели Тертуллиана «верую, ибо абсурдно». Но, возможно, информацию следует постигать не холодным умом, а горячей верой? Я надеюсь, что будущие исследователи эволюции информационных наук осмыслят и объяснят глубинные причины появления информациологической гигатеории, её генетические взаимосвязи с другими информационными концепциями, роль субъективных и объективных факторов в её развитии. Мне же хочется остановиться на двух моментах, связанных с явлением информациологии: имитационно-игровых аспектах деятельности МАИ и профессионально-мировоззренческом явлении информатизма, которое информациология воплотила в высшей степени.

1. Международная академия информатизации родилась в эпоху олигархической приватизации и брожения социального менталитета в начале 1990-х гг., когда, по словам академика Т. И. Заславской, имитировалось все: «демократия, конкурентный рынок, правосудие, гражданское общество, права человека, но под внешне обновленными институциональными формами» [5. С. 26].

Социально-культурная уникальность МАИ состоит, на мой взгляд, в том, что она весьма успешно имитировала общественно-научную деятельность, олицетворяя собой типичный символ постсоветской интеллектуальности. В её деятельности сочетаются гуманистический пафос с неразборчивой эклектикой, эксплуатация научного реноме с небезуспешной предприимчивостью, организаторский талант и неисчерпаемая энергия с умением использовать неформальные контакты и тщеславные притязания сильных мира сего. Чудесным образом многотысячные форумы информациологов всего мира собираются в Государственном Кремлевском дворце, штаб-квартира МАИ находится в центре Москвы, в официально-пра­ви­тельственных и общественно-демократических кругах авторитет МАИ очень высок, её отделения в России и за рубежом увеличиваются в геометрической прогрессии. Какой-то волшебный иллюзион в увлекательной игровой форме: академические звания, нагрудные знаки, эмблемы, печати, банковские счета и другие реквизиты.

Но что же предосудительного в увлекательных (не азартных!) играх? Помнится, что знаменитый нидерландский культуролог Йохан Хёйзинга (1872–1945) именно в игре видел источник человеческой культуры и в своем фундаментальном труде «Homoludens» («Человек играющий») не без основания утверждал, что «великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, поэзия, ученость и наука уходят корнями в ту же почву игрового действия». [6. С. 14]. Нет ничего удивительного в том, что в информациологическом иллюзионе нашлось место и для библиотечной науки!

В ноябре 1993 г. президиум МАИ принял решение создать функциональное отделение «Библиотековедение», президентом которого стал Ю. Н. Столяров, демократически избранный собранием учредителей. Был принят Устав, где в качестве основных направлений деятельности назывались разработка проблем компьютеризации информационных процессов в системе документных коммуникаций, выявление роли, места и перспектив развития библиотечно-библиографической деятельности в условиях глобальной информатизации общества и т.д. [7].

Учреждение библиотековедческого отделения в структуре солидной международной организации, несомненно, являлось признанием академического статуса библиотечной науки, а МАИ, в свою очередь, еще больше повысила свой научный ценз, благодаря притоку библиотечно-биб­лио­графических докторов и кандидатов наук. У библиотечной общественности была надежда, что контакты с интеллектуальными ресурсами МАИ послужат «великой движущей силой» в информатизации библиотек, а приобщение к проблематике информациологии укрепит фундамент библиотековедения и библиографоведения. В некоторой степени эти надежды сбылись.

Добросовестный и честный исследователь Юрий Николаевич Столяров, оказавшись президентом отделения «Библиотековедение» МАИ, не мог не задуматься над вопросом, «что такое информация?». Полагаю, что именно участие в информациологических форумах и прочих игровых акциях МАИ послужило для него стимулом для написания монографии, посвященной раскрытию сущности информации [8]. Важно подчеркнуть, что эта монография – не ученический пересказ разных публикаций. Автор довольно критически оценивает концепцию информации И. И. Юзвишина и противопоставляет ей собственную точку зрения, лучше соответствующую библиотековедческому контексту.

Другой пример влияния информациологических воззрений на библиосферу – опыт преподавания курса «Информациология» в Белгородском государственном институте культуры и искусств [9]. Цель курса – «обучение студентов основам информациологии как научной основы построения информационной модели мира; развитие мировоззрения; формирование информационной культуры». Главная задача видится в том, чтобы «раскрыть фундаментальную сущность информации, её беспрецедентную актуальность и ценность на современном этапе развития, безальтернативность информациологических ресурсов и технологий».

Я оцениваю этот опыт неоднозначно. С одной стороны, очень хорошо, что кафедра информатики и информационных технологий, работающая на библиотечно-информационном факультете в Белгороде, не ограничивается прикладными компьютерно-технологическими аспектами, а пытается повлиять на профессиональное мировоззрение учащихся и их информационную культуру. С другой стороны, увлеченные педагоги не проявляют должной осмотрительности. Современная наука еще не познала «фундаментальную сущность информации», а в Белгороде уже собираются «раскрывать» её студентам; «беспрецедентная актуальность и ценность» информации – формула не научная, а конъюнктурно-рекламная; «безальтернативность информациологических ресурсов и технологий» – бессодержательное утверждение, потому что, согласно авторским определениям, нет «неинформациологических» ресурсов и технологий [2. С. 583], следовательно, не может быть их альтернатив. Короче говоря, никак нельзя одобрить юношескую увлеченность белгородских педагогов вакуумно-пантеистической гигаконцепцией информации сюрреалиста И. И. Юзвишина.

2. Информациология может служить примером информатизма – своеобразной интеллектуальной моды, получившей довольно широкое распространение в современной науке. Информатизм – это мировоззрение, абсолютизирующее информационный подход. Грубо говоря, происходит замена мировоззрения панинформизмом.

Симптомы информатизма проявляются в следующих явлениях:

а) гига- или мегамасштаб теоретических построений;

б) исходные постулаты: информация – единственное первоначало мира, начало всех начал, подобно Богу, или такая же исходная сущность, как материя (вещество, энергия); информация – исток жизни, движущая сила общественного прогресса; она вездесуща, распространена повсеместно;

в) информационная гига- или мегатеория претенциозно объявляется фундаментальной, многофункциональной, всеобобщающей, «наукой всех наук» и т.п;

г) определение информации либо не дается вообще – «информация – неопределяемая исходная категория», либо сводится к перечислению её уникальных функций и свойств типа «единая фундаментальная сущность проявления всех объектов, предметов, явлений и процессов». Как правило, авторы используют терминологию собственного сочинения и математическую символику;

д) авторам не чужда тщеславная самореклама, например, присваивание константам и закономерностям собственного имени.

Все перечисленные симптомы информатизма проявляются в информациологии, что показывает её уникальный статус в системе научного познания.

Поиски аналогов информациологической гигатеории привели меня к заключению, что Иван Иосифович Юзвишин – гений, научный аналог гениального сюрреалиста Сальвадора Дали (1904–1989). Полный титул информациологии должен звучать так: сюрреалистическая вакуумно-пантеи­стическая гигаконцепция информации.

Конечно, возникает недоумение: Иван Юзвишин и Сальвадор Дали, информациология и сюрреализм – что в них общего? Поясню, казалось бы, странную аналогию.

Сюрреализм (surrealisme – букв. сверхреализм), как известно, отрицал роль разума в искусстве и искал источники творчества в сфере подсознательного спонтанного самовыражения, когда логические связи заменялись свободными ассоциациями, которые интуитивно постигались реципиентами. Мировую известность получили виртуозно исполненные фантасмагории С. Дали, где самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придавалась видимость реальности и достоверности.

Информациологические шедевры не столь популярны, но не менее сюрреалистичны и иррациональны. Представьте: затерянная в безграничном вакууме мизерная (10–6 % пространства) популяция нульматериальных информациогенов порождает элементы таблицы Менделеева, образуя пятимерное пространство Юзвишина в микро- и макровакуумоматериосферах Вселенной. Или другой сюрреалистический сюжет: «наука наук» информациология, выполняя функции фундаментальной основы оптимально-научного развития мирового сообщества в третьем тысячелетии, а также гелиополитики, галактикополитики и вселенополитики, обеспечивает колонизацию внеземных информационно-космических цивилизаций.

Еще одну, личностно-персональную параллель иллюстрируют парадоксальные афоризмы Дали, раскрывающие его творческую личность. По-моему, в определенной степени они к лицу и творцу информациологии. Например: «Я всегда видел то, что другие не видели; а того, что видели другие, я не видел; Какую бы чушь ты ни нес, в ней всегда есть частица правды. Горькой правды; Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, что ускользает от обычного восприятия; Если все время думать «Я – гений», в конце концов, станешь гением» и др.

Сюрреализм был ярким и памятным явлением в литературе и изобразительном искусстве ХХ столетия. Точно так же концепция информациологии, несомненно, останется оригинальным и многозначительным эпизодом в российской истории познания феномена информации.

Список источников

1. Устав общественной организации Международная Академия Информатизации. – Москва, 2002.

2. Юзвишин И. И. Основы информациологии : учеб. пособие для вузов. – Москва : Высшая школа, 2001. – 596 с.

3. Ленин В. И. Философские тетради / Ленин В. И. Полн. собр. соч. – Т. 29.

4. Сифоров В. И. Наука об информации // Вестник Академии наук СССР. – 1974. –
№ 3. – С. 12–20; Он же. Методологические вопросы науки об информации // Вопросы философии. – 1974. – № 7. – С. 105–112; Он же. Информология и научно-технический прогресс // Кибернетика и современное научное познание. – Москва, 1976. – С. 150–164; Он же. Наука об информации и её проблемы // Междунар. форум. информ. и документ. – 1983. – Т. 8. – № 1. – С. 17–21.

5. Заславская Т. И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. – Москва, 2004.

6. Хёйзинга Й. Homoludens. Человек играющий. – Москва, 1992.

7. Устав Отделения библиотековедения Международной академии информатизации // Науч. и техн. б-ки. – 1994. – № 9. – С. 8–15.

8. Столяров Ю. Н. Сущность информации. – Москва : ГПНТБ России, 2000. – 107 с.

9. Доронина И. Н. Формирование информационной культуры профессионала библиотечно-информационной деятельности // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 9. – С. 73–78.

  
На главную