НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 027.7(571.1/.5)
Р. А. Чучукалова
Информационная компетентность библиотекаря
в системе информационного пространства
Сибирского федерального университета
Освещена программа повышения квалификации сотрудников,
разработанная в Научной библиотеке Сибирского федерального университета.
Нельзя
видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь – сам ученый. Но
только он работает не над одной и при
том своей темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя
другим.
Д. С. Лихачев
Научная библиотека Сибирского федерального университета (НБ СФУ)
создана в 2007 г. на базе четырех научных и научно-технических вузовских
библиотек Красноярска – НБ Красноярского государственного университета
(КрасГУ), НБ Технического университета (КГТУ), НТБ Государственного
университета цветных металлов и золота (ГУЦМиЗ) и НТБ Государственной академии
строительства и архитектуры (КрасГАСА) – в связи с реорганизацией вузов и
созданием в Красноярском крае Сибирского федерального университета.
В настоящее время общий фонд НБ СФУ – свыше 3 млн документов, в
том числе 70 тыс. единиц хранения иностранной литературы (периодические
издания, энциклопедическая, учебная и научная литература на 13 европейских и восточных
языках). Ежегодно в фонд поступает около 120 тыс. экз. новой литературы на всех
видах носителей; подписка на отечественные и зарубежные периодические издания
составляет 1050 наименований.
Новые информационные технологии, внедряемые в НБ СФУ, позволили
получить доступ к мировым информационным ресурсам посредством заключения
лицензионных договоров и соглашений, подписки, участия в отечественных и
зарубежных информационных консорциумах.
Автоматизация библиотечных процессов осуществляется с использованием АБИС ИРБИС64, "LiberMedia". Объем электронного каталога библиотеки,
представленного в интернете, – 350 тыс. библиографических записей; через веб-интерфейс ЭК осуществляется доступ к части полнотекстовых документов
библиотечного фонда. На основе АБИС ведутся технологические процессы управления
фондом, автоматизированная книговыдача, регистрация и обслуживание читателей.
Локальная сеть НБ СФУ объединяет 240 ПК; 11 серверов баз и банков
данных содержат информацию по профилю образовательных программ СФУ. С рабочих
станций организован доступ в интернет. Ведутся работы по интеграции локальных
сетей вуза в единую сеть СФУ*.
Организация информационного обеспечения современного образовательного
процесса в вузе имеет ряд специфических особенностей, которые непосредственно
связаны с основными его функциями – образовательной, социализирующей – и инкультурацией. Во всех этих направлениях деятельности СФУ библиотека играет
важную роль, и в образовательной деятельности позиционируется как центр по
формированию информационного пространства для профессорско-преподавательского
состава и будущих специалистов (студентов, магистрантов, аспирантов).
Структура информационного пространства, обозначенная в концепции
формирования информационной среды НБ СФУ, чрезвычайно сложна и включает
расширенный репертуар информационных ресурсов, например доступ к Freedom Collection и Discovery Gate портала Science Direct издательства «Эльзевир»,
доступ в режиме онлайн к базам данных издательств «Springer», «Kluwer»,
журналам Американского химического общества, Американского института физики,
Американского физического общества, к БД журналов издательства «Оксфорд»,
российским ресурсам Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU, Электронной
библиотеке диссертаций, а также к информации библиотечных консорциумов МАРС
и АРБИКОН. Кроме того, специалисты НБ СФУ постоянно ведут поиск российских
и зарубежных полнотекстовых ресурсов,
находящихся в свободном доступе в интернете, выстраивая структуру отраслевых
виртуальных читальных залов.
Мы стараемся по желанию пользователя предоставить все виды библиотечных
услуг, в том числе ксерокопирование, сканирование, запись и распечатку с
дискет, заказ и подбор литературы по тематике.
Становится очевидным, что происходит трансформация всей библиотечно-библиографической деятельности
за счет активного использования информационных технологий, что обусловливает
необходимость формирования в качестве основной стратегии процесса устойчивого
профессионального роста. Возникает новый образ библиотечно-библиографической
деятельности в информационной среде вуза. Библиотекари НБ СФУ должны хорошо
представлять, какие виды знаний наиболее актуальны, где сведения о них находятся в общемировом информационном
пространстве, как осуществить их семантический поиск и оперативную доставку
потребителям.
В течение 2007–2009 гг. в рамках проекта «ИОП-088 “Создание Библиотечно-информационного
комплекса Сибирского федерального университета 2007–2010 гг.”» разработана программа
повышения квалификации сотрудников НБ СФУ – «Современная библиотека и
профессиональное образование». Цели программы – повышение уровня
профессионального мастерства библиотекарей как решающего фактора оптимизации
качества библиотечного обслуживания в СФУ, упрочение престижа библиотеки как информационного,
образовательного и культурного центра.
Задачи программы:
- модернизация системы
непрерывного образования сотрудников НБ СФУ;
- обеспечение дифференцированного
подхода к повышению квалификации библиотечных сотрудников в зависимости
от их стажа работы и образования, рост профессионального мастерства, поэтапность и преемственность обучения. (Дифференцированный подход включает
многоуровневые программы подготовки для библиотекарей различного профиля –
читального зала, студенческого абонемента, научного абонемента, оператор АБИС «LIBER-МЕДИА», ИРБИС.);
- использование разнообразных дополняющих друг друга инновационных
форм и методов работы в сфере повышения квалификации;
- сертификация операторов АБИС «LIBER-МЕДИА», ИРБИС локальными правовыми документами НБ СФУ.
Программа повышения квалификации сотрудников НБ СФУ
включает несколько уровней. Поскольку большинство библиотекарей
отделов обслуживания испытывали трудности при работе на компьютере, а тем более
с удаленными информационными ресурсами, мы поставили цель снять существующий
барьер. Поэтому первый уровень структуры профессиональной подготовки отражал
«общее» в модели профессионального образования библиотекаря НБ СФУ и
предусматривал обучение, направленное на переосмысление роли библиотеки и
библиотекаря в информационном обществе.
Темы занятий, проводимых на первом уровне обучения:
Роль научной библиотеки в формировании и развитии интеллектуальной
элиты общества. Структура НБ СФУ;
Инновационная деятельность в профессиональной практике (библиотечная
этика, инновационные методы в повышении
квалификации);
Создание и механизм использования регламентирующих документов в
деятельности библиотеки;
Организация системы справочной работы. Виды и формы инструментов
справочной работы (каталоги, интернет, справочники и энциклопедии);
Библиографическая деятельность: основные понятия, структура. Информационные
ресурсы библиотек Красноярска;
Оператор АБИС «LIBER-МЕДИА»
и ИРБИС.
Второй уровень модели
профессионального образования предназначен для сотрудников
информационно-библиографических отделов. Основная цель – обучение библиографов
работе с онлайновыми ресурсами и подготовка к выполнению соответствующего
информационного обслуживания пользователей. Эта цель с успехом достигнута. За
36 часов занятий библиотекари-библиографы получили необходимую информацию и
практические навыки работы с онлайн-ресурсами.
Программа второго уровня включает следующие темы:
Энциклопедические ресурсы интернета. Периодика интернета;
Электронные базы данных библиотеки. Технология работы с БД в режиме онлайн;
Электронные ресурсы: от знания к пониманию;
Информационные потоки, закономерности движения информации;
Электронные базы данных: понятия, признаки, характеристика
свойств. Информационное обеспечение научно-образовательного процесса мировыми
источниками;
Библиограф «Виртуальной справочной службы»;
Библиограф – дежурный;
Библиограф – преподаватель курса «Информационная культура
магистра»;
Библиограф – преподаватель курса «Информационная культура
бакалавра».
Чрезвычайно полезна работа Совета по информационно-библиографической
работе. Совет разработал учебно-методические комплексы «Информационная культура
магистра», «Информационная культура бакалавра», которые были приняты
методическим советом СФУ.
Третий уровень профессионального образования направлен на повышение
качества профессиональной подготовки руководящего состава. В проекте были
заложены средства на командировки для участия в конференциях и семинарах в
России и за рубежом. Например, был заключен договор с РГБ о включении
сотрудников НБ СФУ в число участников международного семинара «Тенденции
развития библиотек XXI
века» на базе библиотек Пекина (Библиотеки Пекинского педагогического
университета, Национальной библиотеки КНР) и Шанхая (библиотеки Чан Инь,
Городской библиотеки Шанхая, Библиотеки университета Шанхая). Представители
администрации НБ СФУ участвовали в работе и других крупнейших профессиональных
форумов, в их числе Международная конференция «Крым–2008», XIII Ежегодная
сессия Конференции РБА (18–23 мая 2008 г., Ульяновск), одиннадцать
сотрудников НБ СФУ приняли участие в работе конференции «Либком-2007» –
«Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для
библиотек».
Ожидаемыми результатами для нас явились:
повышение
профессионального уровня кадрового состава НБ СФУ (охвачены 94 сотрудника);
существенное повышение уровня профессиональных навыков и квалификации
библиотечных специалистов за счет активного применения информационных
телекоммуникационных технологий; повышение уровня
профессионализма библиотекарей благодаря комплексу мероприятий с
использованием инновационных форм и методов обучения.
В результате реализации проекта квалификация библиотекарей существенно
возросла, что в свою очередь позволило значительно повысить профессиональные
навыки специалистов в области библиотечных и информационных технологий. Главным
критерием в работе теперь является достижение
эффективности информационной деятельности всех участников образовательного
процесса, высокого уровня их информационной культуры.
Таким образом, кадровые ресурсы становятся важнейшим звеном совершенствования
деятельности НБ СФУ. Принципиально важный момент – постоянное обучение
библиотекарей; в то же время в системе повышения квалификации приоритет смещен
в сторону ответственности за самостоятельное приобретение профессиональных
знаний и умений.
Сегодня НФ СФУ вновь находится в поиске новых идей развития повышения
квалификации и переподготовки персонала.
|