Научные и технические библиотеки №4 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информациология как сюрреалистическая гигатеория

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Кобелев А. Н. Диагностика работы библиотек: информационно-аналитический компонент

Шилов В. В. О критериях и показателях экономической эффективности библиотечных фондов

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Литвинова Н. Н. Лицензии на доступ к сетевым удаленным ресурсам: поиск баланса интересов издателей и библиотек-пользователей

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание: классификационный анализ. Подходы к формированию структуры и содержания нового отдела ББК. (Статья вторая)

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Чучукалова Р. А. Информационная компетентность библиотекаря в системе информационного пространства Сибирского федерального университета

Рассадина М. И. Формы профориентационной работы. Опыт Владимирского областного колледжа культуры и искусства

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Леонов В. П. Библиотека Академии наук: опыт биографии

Дударева Е. Б. Истоки внутрибиблиотечного обучения персонала в 1920–1930 гг.

ЮБИЛЕИ

Березкина Н. Ю., Дрозд О.М. Вклад ЦНБ Национальной академии наук Беларуси в информационное обеспечение науки (К 85-летию библиотеки)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Поздравляем!


НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 027.7(571.1/.5)

Р. А. Чучукалова

Информационная компетентность библиотекаря
в системе информационного пространства
Сибирского федерального университета

Освещена программа повышения квалификации сотрудников, разработанная в Научной библиотеке Сибирского федерального университета.

Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь – сам ученый. Но только он работает не над  одной и при том своей темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим.

Д. С. Лихачев

Научная библиотека Сибирского федерального университета (НБ СФУ) создана в 2007 г. на базе четырех научных и научно-технических вузовских библиотек Красноярска – НБ Красноярского государственного университета (КрасГУ), НБ Технического университета (КГТУ), НТБ Государственного университета цветных металлов и золота (ГУЦМиЗ) и НТБ Государственной академии строительства и архитектуры (КрасГАСА) – в связи с реорганизацией вузов и созданием в Красноярском крае Сибирского федерального университета.

В настоящее время общий фонд НБ СФУ – свыше 3 млн документов, в том числе 70 тыс. единиц хранения иностранной литературы (периодические издания, энциклопедическая, учебная и научная литература на 13 европейских и восточных языках). Ежегодно в фонд поступает около 120 тыс. экз. новой литературы на всех видах носителей; подписка на отечественные и зарубежные периодические издания составляет 1050 наименований.

Новые информационные технологии, внедряемые в НБ СФУ, позволили получить доступ к мировым информационным ресурсам посредством заключения лицензионных договоров и соглашений, подписки, участия в отечественных и зарубежных информационных консорциумах.

Автоматизация библиотечных процессов осуществляется с использованием АБИС ИРБИС64, "LiberMedia". Объем электронного каталога библиотеки, представленного в интернете, – 350 тыс. библиографических записей; через веб-интерфейс ЭК осуществляется доступ к части полнотекстовых документов библиотечного фонда. На основе АБИС ведутся технологические процессы управления фондом, автоматизированная книговыдача, регистрация и обслуживание читателей.

Локальная сеть НБ СФУ объединяет 240 ПК; 11 серверов баз и банков данных содержат информацию по профилю образовательных программ СФУ. С рабочих станций организован доступ в интернет. Ведутся работы по интеграции локальных сетей вуза в единую сеть СФУ*.

Организация информационного обеспечения современного образовательного процесса в вузе имеет ряд специфических особенностей, которые непосредственно связаны с основными его функциями – образовательной, социализирующей – и инкультурацией. Во всех этих направлениях деятельности СФУ библиотека играет важную роль, и в образовательной деятельности позиционируется как центр по формированию информационного пространства для профессорско-преподавательского состава и будущих специалистов (студентов, магистрантов, аспирантов).

Структура информационного пространства, обозначенная в концепции формирования информационной среды НБ СФУ, чрезвычайно сложна и включает расширенный репертуар информационных ресурсов, например доступ к Freedom Collection и Discovery Gate портала Science Direct издательства «Эльзевир», доступ в режиме онлайн к базам данных издательств «Springer», «Kluwer», журналам Американского химического общества, Американского института физики, Американского физического общества, к БД журналов издательства «Оксфорд», российским ресурсам Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU, Электронной библиотеке диссертаций, а также к информации библиотечных консорциумов МАРС и АРБИКОН. Кроме того, специалисты НБ СФУ постоянно ведут поиск российских и зарубежных полнотекстовых ресурсов, находящихся в свободном доступе в интернете, выстраивая структуру отраслевых виртуальных читальных залов.

Мы стараемся по желанию пользователя предоставить все виды библиотечных услуг, в том числе ксерокопирование, сканирование, запись и распечатку с дискет, заказ и подбор литературы по тематике.

Становится очевидным, что происходит трансформация всей  библиотечно-библиографической деятельности за счет активного использования информационных технологий, что обусловливает необходимость формирования в качестве основной стратегии процесса устойчивого профессионального роста. Возникает новый образ библиотечно-библиографической деятельности в информационной среде вуза. Библиотекари НБ СФУ должны хорошо представлять, какие виды знаний наиболее актуальны, где сведения о них находятся в общемировом информационном пространстве, как осуществить их семантический поиск и оперативную доставку потребителям.

В течение 2007–2009 гг. в рамках проекта «ИОП-088 “Создание Библиотечно-информационного комплекса Сибирского федерального университета 2007–2010 гг.”» разработана программа повышения квалификации сотрудников НБ СФУ – «Современная библиотека и профессиональное образование». Цели программы – повышение уровня профессионального мастерства библиотекарей как решающего фактора оптимизации качества библиотечного обслуживания в СФУ, упрочение престижа библиотеки как информационного, образовательного и культурного центра.

Задачи  программы:

  • модернизация системы непрерывного образования сотрудников НБ СФУ;
  • обеспечение дифференцированного  подхода к повышению квалификации библиотечных сотрудников в зависимости от их стажа работы и образования, рост профессионального мастерства, поэтапность и преемственность обучения. (Дифференцированный подход включает многоуровневые программы подготовки для библиотекарей различного профиля – читального зала, студенческого абонемента, научного абонемента, оператор АБИС «LIBER-МЕДИА», ИРБИС.);
  • использование разнообразных дополняющих друг друга инновационных форм и методов работы в сфере повышения квалификации;
  • сертификация операторов АБИС «LIBER-МЕДИА», ИРБИС локальными правовыми документами НБ СФУ.

Программа повышения квалификации сотрудников НБ СФУ включает несколько уровней. Поскольку большинство библиотекарей отделов обслуживания испытывали трудности при работе на компьютере, а тем более с удаленными информационными ресурсами, мы поставили цель снять существующий барьер. Поэтому первый уровень структуры профессиональной подготовки отражал «общее» в модели профессионального образования библиотекаря НБ СФУ и предусматривал обучение, направленное на переосмысление роли библиотеки и библиотекаря в информационном обществе.

Темы занятий, проводимых на первом уровне обучения:

Роль научной библиотеки в формировании и развитии интеллектуальной элиты общества. Структура НБ СФУ;

Инновационная деятельность в профессиональной практике (библиотечная этика, инновационные методы  в повышении квалификации);

Создание и механизм использования регламентирующих документов в деятельности библиотеки;

Организация системы справочной работы. Виды и формы инструментов справочной работы (каталоги, интернет, справочники и энциклопедии);

Библиографическая деятельность: основные понятия, структура. Информационные ресурсы библиотек Красноярска;

Оператор АБИС «LIBER-МЕДИА» и ИРБИС.

Второй уровень модели  профессионального образования предназначен для сотрудников информационно-библиографических отделов. Основная цель – обучение библиографов работе с онлайновыми ресурсами и подготовка к выполнению соответствующего информационного обслуживания пользователей. Эта цель с успехом достигнута. За 36 часов занятий библиотекари-библиографы получили необходимую информацию и практические навыки работы с онлайн-ресурсами.

Программа второго уровня включает следующие темы:

Энциклопедические ресурсы интернета. Периодика интернета;

Электронные базы данных библиотеки. Технология работы с БД в режиме онлайн;

Электронные ресурсы: от знания к пониманию;

Информационные потоки, закономерности движения информации;

Электронные базы данных: понятия, признаки, характеристика свойств. Информационное обеспечение научно-образовательного процесса мировыми источниками;

Библиограф «Виртуальной справочной службы»;

Библиограф – дежурный;

Библиограф – преподаватель курса «Информационная культура магистра»;

Библиограф – преподаватель курса «Информационная культура бакалавра».

Чрезвычайно полезна работа Совета по информационно-библиогра­фической работе. Совет разработал учебно-методические комплексы «Информационная культура магистра», «Информационная культура бакалавра», которые были приняты методическим советом СФУ.

Третий уровень профессионального образования направлен на повышение качества профессиональной подготовки руководящего состава. В проекте были заложены средства на командировки для участия в конференциях и семинарах в России и за рубежом. Например, был заключен договор с РГБ о включении сотрудников НБ СФУ в число участников международного семинара «Тенденции развития библиотек XXI века» на базе библиотек Пекина (Библиотеки Пекинского педагогического университета, Национальной библиотеки КНР) и Шанхая (библиотеки Чан Инь, Городской библиотеки Шанхая, Библиотеки университета Шанхая). Представители администрации НБ СФУ участвовали в работе и других крупнейших профессиональных форумов, в их числе Международная конференция «Крым–2008», XIII Ежегодная сессия Конференции РБА (18–23 мая 2008 г., Ульяновск), одиннадцать сотрудников НБ СФУ приняли участие в работе конференции «Либком-2007» – «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек».

Ожидаемыми результатами для нас явились: повышение профессионального уровня кадрового состава НБ СФУ (охвачены 94 сотрудника); существенное повышение уровня профессиональных навыков и квалификации библиотечных специалистов за счет активного применения информационных телекоммуникационных технологий; повышение уровня профессионализма библиотекарей благодаря комплексу мероприятий с использованием инновационных форм и методов обучения.

В результате реализации проекта квалификация библиотекарей существенно возросла, что в свою очередь позволило значительно повысить профессиональные навыки специалистов в области библиотечных и информационных технологий. Главным критерием в работе теперь является достижение эффективности информационной деятельности всех участников образовательного процесса, высокого уровня их информационной культуры.

Таким образом, кадровые ресурсы становятся важнейшим звеном совершенствования деятельности НБ СФУ. Принципиально важный момент – постоянное обучение библиотекарей; в то же время в системе повышения квалификации приоритет смещен в сторону ответственности за самостоятельное приобретение профессиональных знаний и умений.

Сегодня НФ СФУ вновь находится в поиске новых идей развития повышения квалификации и переподготовки персонала.

  
На главную