Научные и технические библиотеки №4 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информациология как сюрреалистическая гигатеория

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Кобелев А. Н. Диагностика работы библиотек: информационно-аналитический компонент

Шилов В. В. О критериях и показателях экономической эффективности библиотечных фондов

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Литвинова Н. Н. Лицензии на доступ к сетевым удаленным ресурсам: поиск баланса интересов издателей и библиотек-пользователей

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание: классификационный анализ. Подходы к формированию структуры и содержания нового отдела ББК. (Статья вторая)

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Чучукалова Р. А. Информационная компетентность библиотекаря в системе информационного пространства Сибирского федерального университета

Рассадина М. И. Формы профориентационной работы. Опыт Владимирского областного колледжа культуры и искусства

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Леонов В. П. Библиотека Академии наук: опыт биографии

Дударева Е. Б. Истоки внутрибиблиотечного обучения персонала в 1920–1930 гг.

ЮБИЛЕИ

Березкина Н. Ю., Дрозд О.М. Вклад ЦНБ Национальной академии наук Беларуси в информационное обеспечение науки (К 85-летию библиотеки)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Поздравляем!


УДК 008:37

М. И. Рассадина

Формы профориентационной работы.
Опыт Владимирского областного колледжа
культуры и искусства

О профессиональной ориентации школьников сегодня пишут и говорят много. Причин тому несколько: во-первых, пресловутая «демографическая яма», заставившая по-новому взглянуть на проблему поиска потенциальных абитуриентов; во-вторых, высокая конкуренция на рынке образовательных услуг; в-третьих, огромное количество новых профессий и изменение содержания хорошо известных видов профессиональной деятельности, обусловленное, в первую очередь, активным внедрением компьютерных технологий во все сферы нашей жизни; в-четвёртых, изменение требований к профессиональному образованию в свете Болонского процесса. Сегодня к перечисленным проблемам добавилась ещё одна – Единый государственный экзамен, заставивший выпускников выбирать не профессию, а учебное заведение, в которое легче всего поступить.

Говоря о библиотечной профессии, нужно отметить и тот факт, что она давно уже не входит в число популярных у молодёжи и часто носит «вынужденный» характер, т.е. рассматривается как запасной вариант для выпускников, которые не смогли поступить ни в одно другое учебное заведение.

Вопрос престижа профессии и необходимости менять её социальный статус специалисты библиотечного дела обсуждают постоянно, однако на уровне узкопрофессиональных разговоров эта проблема не решится [1, 2]. Необходима общегосударственная программа сохранения и развития библиотек, предусматривающая не только улучшение их материально-технической базы (для этого и сейчас делается немало), но и изменение имиджа профессии, осознание (на государственном уровне!) её социальной значимости.

В профессиональной библиотечной среде часто можно слышать сетования по поводу того, что библиотечные коллективы стареют, а молодые специалисты не приходят; что уровень подготовки многих библиотекарей не соответствует современным требованиям; что некоторые учебные заведения уже несколько лет не могут осуществить набор студентов очной формы обучения на библиотечное отделение и т.д.

Владимирская область, к сожалению, не исключение. Библиотечно-информационному отделению Владимирского областного колледжа культуры и искусства почти 80 лет. За все годы здесь накоплен богатейший опыт, подготовлено огромное количество специалистов, многие из которых и сегодня работают в библиотеках области и за её пределами.

Вопрос подготовки библиотечных кадров в регионе в последнее время стал весьма злободневным. Модернизация библиотек, внедрение информационных технологий, недостаток профессиональной компетентности специалистов, получивших образование много лет назад, высокий процент сотрудников библиотек, не имеющих специального библиотечного образования, старение библиотечных коллективов и небольшое количество молодых специалистов, приходящих на смену ветеранам, – вот далеко не полный перечень проблем, которые сегодня приходится решать библиотекам области.

Несмотря на высокую потребность региона в библиотечных специалистах, мы вынуждены констатировать, что количество желающих получить эту профессию с каждым годом уменьшается. Это заставило преподавателей отделения всерьёз задуматься о профориентационной работе и поиске своего абитуриента.

Нельзя не отметить и ещё одну тревожную тенденцию: пытаясь помочь школьникам выбрать профессию, и школы, и региональные профориентационные службы, и даже библиотеки (!) ориентируют их, как правило, на любые профессии, кроме библиотечной.

Перечисленные проблемы усугубляются тем, что в профессиональной литературе тема формирования интереса к библиотечной профессии освещается крайне редко. Чаще всего это связывают с уроками информационной культуры (библиотечно-библиографических знаний) в библиотеках или другими формами библиотечной работы (выставки, экскурсии, беседы и т.п.).

В диссертационном исследовании М. В. Костюковой [3] описан опыт МГУКИ по созданию многопрофильного комплекса «школа – колледж – вуз». Безусловно, он заслуживает внимания, но вряд ли может быть использован в небольших городах, например во Владимире. Сегодня в большинстве школ города (а тем более, области) один-два выпускных класса, что не даёт оснований рассчитывать на библиотечную профилизацию одного из них. При создании таких комплексов возникает и проблема выравнивания учебных групп, в которых будут вместе обучаться выпускники профильных классов и обычных школ. У одних уже есть определённый набор профессиональных знаний, другие только начинают осваивать азы профессии (подобная проблема возникает и при соединении в одной учебной группе вуза вчерашних школьников и выпускников библиотечных отделений колледжей).

Учитывая тот факт, что сегодня наша профессия не привлекательна для выпускников школ, более актуальной представляется позиция Э. Р. Сукиасяна [4], неоднократно писавшего о необходимости индивидуального подхода к каждому юному читателю библиотеки с целью выявления потенциальных абитуриентов и подготовки их к получению профессии. Возможно, следует расширить пространство поиска будущих студентов, не ограничиваясь рамками читателей библиотек, так как многие школьники до массовых библиотек сегодня просто не доходят, ограничиваясь домашними книгами или Интернетом.

Как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, поэтому наивно предполагать, что проблему профессиональной ориентации на библиотечную профессию за нас решат школы и региональные службы профориентации. Вопросами привлечения абитуриентов в первую очередь должны озаботиться вузы и колледжи, готовящие кадры для библиотек. Во-первых, это гарантия нашей будущей профессиональной занятости, а во-вторых, именно профильные учебные заведения могут грамотно аргументировать необходимость профессионального библиотечного образования, показать его универсальность, востребованность и перспективность.

Изучение опыта других регионов и острые кадровые проблемы в библиотеках области заставили нас искать альтернативные формы профориентационной работы, максимально эффективные в условиях нашего региона.

Первая из таких форм – профильный молодёжный лагерь «Хранители времени». Он проводится в дни весенних каникул для учащихся 11-х классов школ области (так как большая часть наших студентов – это именно сельские школьники и жители районных центров) и преследует две цели: показать старшеклассникам разные грани нашей профессии путём «погружения» в образовательный процесс и выявить среди них «своего» абитуриента, т. е. оценить их профпригодность. Реализация этих целей и определяет программу лагеря.

Организация работы лагеря осложняется тем, что в дни его проведения учебный процесс в нашем колледже продолжается, поэтому, составляя программу, мы учитываем занятость преподавателей и возможность задействовать в работе лагеря студентов очной формы обучения.

Знакомство с профессией обычно начинается с «круглого стола» «Профессия будущего», включающего анкетирование школьников, демонстрацию рекламных фильмов, рассказ о колледже и отделении, о библиотечной профессии, обмен мнениями. Анкетирование показывает, что почти все участники лагеря имеют смутное представление о том, чем занимается библиотекарь, а в лагерь приехали скорее из любопытства. То, что они слышат и видят в рамках этого «круглого стола», для большинства из них очень неожиданно, не вяжется с их представлениями о библиотеке.

Обязательная составная часть программы лагеря – экскурсия во Владимирскую областную научную библиотеку и «круглый стол» «Сегодня – студент, завтра – специалист». Это – встреча участников лагеря с выпускниками колледжа, работающими сегодня в ВОУНБ. Когда о профессии и своей работе рассказывают молодые специалисты – девушки, в которых «лагерята» узнают своих землячек, они по-другому воспринимают информацию. А если учесть, что среди наших выпускников, работающих в ВОУНБ, – заместитель директора по автоматизации Л. В. Новинская, заведующие структурными подразделениями и ведущие специалисты (многие из которых обучались в колледже заочно, получив до этого другое профессиональное образование), то вопрос о возможности карьерного роста отпадает сам собой.

Школьников интересует всё: заработная плата (сегодня у сотрудников ВОУНБ она вполне достойная), возможность продолжения образования, условия работы и проживания в общежитии и т.п. Эмоциональные и откровенные ответы вчерашних студентов заставляют старшеклассников иначе взглянуть на профессию.

Хочется поблагодарить директора ВОУНБ, заслуженного работника культуры РФ Н. Г. Распутную, и сотрудников библиотеки, понимающих важность этой встречи и находящих возможность и организовать её, и принять в ней участие.

Экскурсия в главную библиотеку области преследует и ещё одну цель: показать, как выглядит современная библиотека, ведь в своём городе, посёлке, селе школьники видят другие библиотеки, зачастую весьма непривлекательные (во многих сельских библиотеках о компьютерах пока только мечтают). Может быть, в этом одна из причин столь низкого престижа нашей профессии?

Погружение «лагерят» в образовательный процесс вовсе не означает их присутствие на всех учебных занятиях. Как правило это один открытый урок, который готовит кто-то из ведущих преподавателей. Мы не преследуем цель дать профессиональные знания или привить какие-либо навыки, а стараемся показать уровень преподавания и вовлечённость студентов в учебный процесс, поэтому чаще всего используются диалоговые формы (семинар, деловая игра и др.). Тематика и форма урока обсуждаются на заседании цикловой комиссии наряду с другими организационными вопросами.

Специально для участников лагеря проводится мастер-класс «Информационные технологии в работе библиотек», цель которого – показать изменения, произошедшие в библиотеках в связи с внедрением компьютерной техники. В рамках мастер-класса – электронная презентация и компьютерный практикум (который, кстати, позволяет диагностировать степень компьютерной подготовки школьников).

Образовательный процесс – это не только учебные занятия, но и внеклассная работа. В программе лагеря – посещение лучших спектаклей фестиваля «Театр, где играют дети», который много лет проводится в колледже в дни весенних каникул, и участие наших гостей в ставшей традиционной акции «Читающий колледж», а точнее, в одном из мероприятий акции – брейк-часе «Книга + кофе».

В дни работы лагеря проводится конкурс «Лучший по профессии» среди студентов выпускного курса библиотечно-информационного отделения. Это даёт возможность «лагерятам» получить представление о том, чему успевают научиться наши студенты всего лишь за 1 год 10 месяцев, и понять, как много должен знать и уметь молодой специалист, готовящийся работать в библиотеке.

Реализация второй цели (диагностирование профпригодности старшеклассников) начинается с вечера знакомств «Расскажи мне о себе». Это неформальный разговор за чашкой чая, где преподаватели и студенты рассказывают о себе и своём пути в профессию, а участники лагеря – о своих интересах, мечтах, профессиональных предпочтениях. Интересно, что, рассказывая о том, какую профессию они мечтают получить, ребята часто говорят, что выбрали её по совету родителей, друзей, учителей. Очень редко как аргумент называются собственные интересы и наклонности, что лишний раз подтверждает необдуманность, спонтанность выбора.

Для диагностирования общеобразовательного кругозора, эрудиции, быстроты реакции участников лагеря используются различные варианты игровых программ, которые готовят педагоги и студенты: викторины и аукционы для зрителей в рамках конкурса «Лучший по профессии», интеллектуальная игра «Эрудит» и др. Программа лагеря варьируется в зависимости от его продолжительности, количества и состава участников, занятости педагогов и студентов.

В последний день работы лагеря проводится второе анкетирование участников, результаты которого свидетельствуют о том, что абсолютное большинство ребят меняют своё мнение о библиотечной профессии, начинают относиться к ней более уважительно. Некоторые принимают решение стать нашими студентами, правда, их значительно меньше, чем хотелось бы.

К сожалению, эффективность этой формы работы снижается из-за недостаточно проработанного механизма отбора участников лагеря. Информационные письма, направляемые директорам районных ЦБС, часто воспринимаются формально, и в лагерь попадают школьники, ориентированные на отдых, а не на знакомство с профессией. Более эффективным представляется подключение к отбору «лагерят» студентов заочной формы обучения, которые могут выявить их из числа читателей своих библиотек.

Вторая альтернативная форма работы – профориентационная программа «Путь в профессию». Её несомненное преимущество в том, что можно познакомить с профессией большое число старшеклассников в разных уголках области.

Цель программы – рассказать о том, что такое современная библиотека, как изменилась профессия в эпоху информационных технологий. Рассказывать о нашей профессии сегодняшним школьникам сложно, так как слишком сильны стереотипы, в соответствии с которыми библиотекарь – это скучная «серая мышка», выдающая и охраняющая книги. Поэтому первая задача, которую приходится решать, – найти нужный тон разговора, заставить слушать и слышать то, о чём мы говорим. Официальная речь, насыщенная профессиональными терминами, здесь не подходит, не воспринимается.

Как известно, лучше один раз увидеть, поэтому программу мы начинаем с видеофильма о колледже, дающего общее представление обо всех специальностях, и рассказываем о правилах приёма и условиях обучения.

Вторая часть встречи связана непосредственно с библиотечно-информационным отделением. Готовя первую выездную программу, мы долго думали, как же показать нашу профессию, заинтересовать ею старшеклассников. Результатом размышлений стал рекламный видеофильм «Библиотечная профессия: мифы и реальность», который теперь стал визитной карточкой отделения. Конечно, семиминутный ролик не может дать исчерпывающее представление о профессии, но главное – он неизменно вызывает у зрителей интерес, добрую улыбку и желание слушать комментарии ведущих программы.

Следует отметить, что при кажущейся простоте этой формы работы возникает немало проблем. Во-первых, подготовка аудитории. Этим обычно занимаются сотрудники районных ЦБС или школ, и от того, насколько удачно проведена подготовительная работа, во многом зависит успех самого мероприятия.

В каждой аудитории программа имеет свои особенности, которые невозможно предугадать заранее. На восприятие школьниками информации во многом влияет место проведения (библиотека, учебный класс, актовый зал школы, Дом культуры), численность присутствующих, степень их усталости после уроков, авторитет библиотеки в данном населённом пункте и ряд других факторов.

Сложно давать рекомендации по работе с аудиторией, так как не бывает двух одинаковых вариантов. В любом случае мы стараемся «разговорить» школьников, услышать их мнение, вызвать их на диалог. Проблема в том, что на этих встречах не присутствуют родители ребят, а ведь именно они зачастую оказываются ярыми противниками получения их ребёнком библиотечного образования (непрестижно!).

Если позволяет аудитория, мы проводим анкетирование участников, цель которого – выявить их профессиональные предпочтения, планы после окончания школы и отношение к нашей профессии. Анализ анкет наводит на грустные размышления. Что касается первого аспекта, то мечты старшеклассников весьма разнообразны. Чаще всего в ответах фигурируют профессии юриста, психолога, дизайнера, экономиста. Наша профессия, увы, в аутсайдерах. Конечно, можно всё объяснить низкой заработной платой, но столь же скромно оплачиваемые профессии учителя, врача, милиционера в рейтинге предпочтений школьников находятся значительно выше.

Интересно, что планы выпускников довольно редко совпадают с их мечтами, они более реальны и обычно связаны с конкретными учебными заведениями, находящимися в непосредственной близости от места жительства выпускника. Вот и получается, что школьница, мечтающая стать актрисой, планирует поступать в филиал финансово-экономического института, который находится на соседней улице, а выпускник, грезящий профессией ветеринара, подаёт документы в школу милиции. Нетрудно догадаться, кто принял за ребят это решение, но невольно возникает вопрос: какими специалистами они будут, получив образование, выбранное для них родителями. Может быть поэтому так велик процент выпускников вузов, работающих не по специальности?

Многие старшеклассники считают библиотечную профессию скучной, слишком спокойной, несовременной. Правда, почти все отмечают, что отношение к этой профессии и представление о ней после нашей программы изменились (к сожалению, не настолько, чтобы поменять свои планы и поступать к нам).

Данная форма работы, безусловно, хороша тем, что позволяет охватить большое количество школьников, но достаточно затратна (транспортные расходы) и не очень результативна (разрушить сложившиеся стереотипы и заставить изменить уже принятое решение за один час довольно сложно), особенно если учесть тот факт, что школьники принимают решение чаще всего под влиянием родителей, а они на этих встречах не присутствуют.

Невольно возникает вопрос: а как же выйти на родителей (учителей, соседей, других лиц, помогающих выпускникам школ выбрать будущую профессию)? Как сломать те самые, прочно сложившиеся в обществе стереотипы? Как объяснить, что в информационном обществе профессия, непосредственно связанная с хранением, поиском, обработкой и передачей информации, – одна из самых перспективных?

Здесь самое время вспомнить о рекламе. Это – ещё одна альтернативная форма профориентационной работы. Сегодня без рекламы нашу жизнь представить очень сложно, но при её огромном разнообразии нельзя не отметить, что очень часто кроме раздражения она ничего не вызывает. Ушли те времена, когда достаточно было напечатать плакат (афишу, листовку), начинающийся словами: «Владимирский областной колледж культуры и искусства объявляет приём…». Менялось только название учебного заведения, условия приёма и сроки вступительных экзаменов, а всё остальное было стандартным. Сегодня это воспринимается даже не как реклама, а как информационное сообщение, на которое наша нечитающая молодёжь, избалованная обилием более яркой рекламы, просто не прореагирует.

Вывод один: нужна принципиально иная реклама, которая сможет обратить на себя внимание тех, кому адресована. Здесь нельзя дать готовые рецепты, так как необходимо учитывать специфику региона, тех, кому она адресована (школьники, родители, учителя), особенности регионального рынка образовательных услуг и другие факторы.

Думается, что в первую очередь этим должны озаботиться библиотеки (особенно детские и юношеские). Необходимо создать в каждой из них уголки, посвящённые нашей профессии, где показать её многогранность, современность, дать информацию о возможностях её получения. Чем оригинальнее будет подана информация, тем быстрее на неё обратят внимание. Можно рассказать об известных людях, связанных с библиотекой (поверьте, школьники очень живо реагируют на информацию о «библиотечном» опыте Казановы, братьев Гримм, Анны Ахматовой и других знаменитостей); разместить психологические тесты или тесты на проверку интеллекта; продумать название, иллюстрации, подобрать цитаты (всё это тоже не должно быть «избитым», традиционным). Яркая, живая, «человечная» реклама быстрее заинтересует читателей. Ручки, книжные закладки, календари, буклеты с информацией, адресованной детям и родителям, тоже должны стать неотъемлемой составляющей интерьера.

Нужно чаще рассказывать о нашей профессии, показывая её разные грани, знакомить с другими библиотеками, с тем, чем сегодня живёт международное профессиональное сообщество. Традиционная беседа вряд ли заинтересует юных читателей, лучше продумать игровые, кружковые и другие формы работы, которые помогут развенчать миф о скучности нашей профессии, её несовременности.

Хороший вариант рекламы – фильмы профориентационной тематики. Они могут быть не только о библиотеке как таковой, но и о проблемах чтения, о профессии, библиотечной работе во всех её проявлениях.

Создание фильма – дело, конечно, хлопотное и для библиотекарей не очень привычное, но сегодня, наверное, необходимое. Ведь должна же быть альтернатива тем кинематографическим «библиотекаршам», которыми изобилуют отечественные и зарубежные фильмы! Думается, здесь свой вклад могут внести и студенты – ведь им тоже есть, что рассказать о своей профессии. Так, студенты Обоянского библиотечного колледжа создали видеоролик «Про Юру»: это – их взгляд на свой колледж и будущую профессию, лишённый официоза, парадности и штампов.

Создание таких рекламных роликов должно стать сегодня одним из обязательных учебных заданий для студентов. Им необходимо научиться рассказывать о своей профессии, показывать её и гордиться ею (не в этом ли залог их будущей успешности в профессии?). Сегодня в рамках учебного процесса мы активно привлекаем студентов к разработке новых видов рекламной продукции, так как их взгляд на профессию ближе их ровесникам, им легче найти общий язык с нашими потенциальными абитуриентами.

А педагоги отделения разрабатывают рекламную продукцию для родителей старшеклассников, руководителей библиотек и тех, кто в силу жизненных обстоятельств не первый раз оказался в ситуации выбора профессии (безработные, выпускники других специальных учебных заведений, которые не смогли устроиться на работу по специальности и др.). Это – наши потенциальные студенты и коллеги. Здесь речь идёт о вторичной профориентации, которая сегодня крайне необходима. Парадокс: не желая выбирать библиотечную профессию по окончании школы, её охотно выбирают, закончив вуз другого профиля и оказавшись в ситуации выбора места работы.

Анализ студентов нового набора показал: 80% студентов (в том числе и очной формы обучения!) уже имеют другое профессиональное образование или опыт учёбы в учебном заведении иного профиля. Почему это происходит и как изменить ситуацию? Это ли не повод для размышлений? Пока при работе с этими группами мы используем только печатную рекламу, другие формы нам ещё только предстоит придумать и опробовать – в профессиональной печати подобный опыт не освещен.

Безусловно, в разных регионах есть свои наработки в области профессиональной ориентации и, возможно, найдены другие, интересные и эффективные формы работы. Жаль, что о них очень редко пишут в профессиональной периодике, да и на различных библиотечных форумах эта тема обсуждается нечасто. А ведь именно профессиональную ориентацию следует рассматривать как начальную ступень системы непрерывного библиотечного образования, иначе образовывать скоро будет просто некого. Проблема эта общая для большинства территорий нашей страны, поэтому обмен опытом был бы весьма интересен и полезен.

Список источников

1. Соколов А. В. Эволюция библиотечной школы / А. В. Соколов // 2008. – № 1. –
С. 89–109.

2. Мазурицкий А. М. Ещё раз об эволюции библиотечной школы. (Разговор с мэтром)/ А. М. Мазурицкий // Там же. – 2009. – № 3. – С. 113–123.

3. Костюкова М. В. Библиотечно-информационная подготовка старшеклассников как начальный этап библиотечной профессионализации : дисс. … канд. пед. наук / М. В. Кос­тюкова. – 2000. – 242 с.

4. Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование : сб. статей и докладов / Э. Р. Сукиасян. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 448 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

  
На главную