Научные и технические библиотеки №5 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Басов С. А. Институты гражданского общества в библиотечной сфере: теоретико-методологические аспекты. Статья 1. Гражданская составляющая библиотечной деятельности

Кутейников И. А. Становление и развитие научных библиотек вузов Ульяновской области в ХХ веке

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Красильникова И. Ю. Критерии качества и измерения услуг межбиблиотечного абонемента и доставки документов

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Шилов В. В. Обменные фонды: экономика и право

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Захарова Г. М., Солдатенко И. С. Открытый доступ в действии: репозиторий вуза

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Исмагилова А. Х. Оценка качества электронных библиотек

Цветкова А. Л. Электронная библиотека на основе информационной среды образовательного учреждения

НАША ПРОФЕССИЯ

Зверевич В. В. В память о выдающемся библиотековеде. Вторые Сахаровские чтения

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Лиховид Т. Ф. Вопросы библиографии и библиографоведения на страницах сборника «Книга. Исследования и материалы». Статистический анализ

Плешкевич Е. А. Документологическая теория продукта деятельности с закрепленной информацией: перспективы развития

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Подготовка проекта новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря»

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

Матлина С. Г. Об инновациях, научной честности и профессиональной этике. (Письмо в редакцию)

Комментарии главного редактора


УДК 027.7

И. А. Кутейников

Становление и развитие научных библиотек вузов
Ульяновской области в XX веке

Освещены вопросы становления и развития научных библиотек Ульяновского региона в XX веке в контексте превращения библиотек вузов в интеграционные информационные центры и самоидентификации вузовских библиотек по региональному
признаку.

Научные и научно-технические библиотеки высших учебных заведений стали важнейшим структурным элементом системы высшего профессионального образования в информационном и социокультурном пространстве России. Современные проблемы развития вузовских библиотек находят широкое отражение на страницах профессиональной печати, в материалах научно-практических конференций, в результатах единственного в своем роде проекта «Совершенствование управления библиотечными ресурсами в вузах», реализованного национальным фондом подготовки кадров и Правительством Российской Федерации в 2004 г. [1].

В последнее десятилетие происходит чрезвычайно быстрое развитие библиотечных информационных технологий, что влечет за собой переход образовательной и информационной функции научной библиотеки вуза на более высокий уровень обеспечения всех участников учебного и научного процессов оперативной и актуальной информацией.

Одной из главных перспективных тенденций развития библиотек вузов становится превращение их в интеграционные информационные центры, объединяющие в себе функции и сервисы традиционной библиотеки с предоставлением всем пользователям информации на всех существующих видах носителей.

Другая важнейшая тенденция – развитие и самоидентификация научных библиотек вузов России по региональному признаку. В контексте регионализма библиотеки вузов могут рассматриваться как важнейшая часть культурного и образовательного пространства региона.

Кроме того, глобальная информатизация общества, неизбежность и необходимость вхождения в общемировое гуманитарное и информационное пространство поставили перед вузовскими библиотеками новые задачи, принципиально изменив формы и методы их работы. При этом изменение условий работы порождает необходимость изменений в деятельности библиотеки. Конечный результат этих изменений, смысл инноваций – укрепление приоритетных позиций научной библиотеки как в вузе, так и в регионе, в стране. Возрастает роль научных вузовских библиотек, развитию и значению которых во всем мире уделяется повышенное внимание [2].

С учетом интегральных, региональных и глобальных тенденций развития научных библиотек вузов особенно интересной представляется проблема изучения процесса становления и развития вузовских библиотек в отдельных регионах России.

Безусловно, история вузовских библиотек тесно связана с историей страны, регионов и самих учебных заведений. История высшего образования в Симбирске (Ульяновске) началась в 1918 г., когда губернским комиссариатом просвещения был создан учительский институт. Его открытие диктовалось плачевным состоянием народного образования в Симбирской губернии. В кратком историческом обзоре «О создании в Симбирске учительского института» (1919 г.) отмечено: «…Если состояние народного образования вообще в России побило чуть ли не мировой рекорд в смысле отсталости и темноты народных масс, то в частности в Симбирской губернии, этом дворянском царстве, в силу чисто психологических причин, дело народного образования было совершенно чуждо господствующему классу и в то же время, когда в начале XX столетия стало заметно оживление и возможное в то время культурно-поступательное движение в некоторых земствах, например, Тверском или Вятском, Симбирская губерния продолжала спать непробудным сном, вяло переворачиваясь с бока на бок… не было и не могло у Симбирских Обломовых никаких психологических мотивов расточаться на какие-либо культурные мероприятия в области просвещения народных масс. Здесь, в губернии, помещичье-дворянская… старая истина о том, что управлять и получать ренту с темных масс гораздо легче, удобнее и спокойнее, свила себе наиболее прочное гнездо...» [3. Л. 2].

Занятия в первом высшем учебном заведении Симбирска начались в январе 1919 г. В октябре следующего года учительский Институт преобразован в Институт народного образования. На пяти его отделениях готовились педагоги дошкольного воспитания, учителя школ, педагоги-воспитатели по внешкольной работе и инструкторы по трудовому обучению.

Осенью 1921 г. вуз преобразован в Практический институт народного образования, который готовил учителей средних школ, техникумов, инструкторов по социальному воспитанию и работников культурно-просве­тительских учреждений [4. С. 24].

Этот вуз был не единственным созданным в Симбирской губернии. В 1918 г. появился и Симбирский пролетарский университет. Естественно, что библиотеки новых вузов имели крайне разрозненные фонды, книжный репертуар носил случайный и скорее просветительный, нежели научный характер. Так, фонд библиотеки Симбирского пролетарского университета насчитывал 30 тыс. экз. Ректор университета профессор Архангельский отмечал, что наиболее полно представлены отделы философии, педагогики, географии и этнографии, издания А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского. Для пополнения «…существенных пробелов библиотеки, чтобы довести ее до настоящего уровня…» в период с 01.01.1919 г. по 01.06.1919 г. единовременно выделили более 200 тыс. р. [5. Л. 15].

Надо отметить, что массовое создание новых вузов в первые годы советской власти было вызвано революционным энтузиазмом без учета реальных экономических возможностей государства. О настроениях инициаторов открытия новых вузов красноречиво говорит статья в Симбирской газете «Пролетарий», опубликованная в декабре 1919 г.: «…Задача настоящего момента лишь в том, как целесообразнее, планомернее и возможно скорее загладить перед русскими трудящимися массами этот столь застарелый исторический грех… – открыть всецело и сполна – широкую свободную дорогу к тому источнику «живой воды», каким всегда было, есть и будет просвещение, образование, наука. Университетская наука не только должна быть доступной каждому, юридически и фактически – университеты должны быть в возможно большем количестве рассеяны по всей стране…» [6. С. 2].

Однако переход от внеэкономического «военного коммунизма» к «новой экономической политике» привел к краху подобных иллюзий. К 1923 г. первые симбирские вузы прекратили свое существование. Более того, высшее образование в стране становится в значительной мере платным и «вплоть до 1928 года библиотеки получали доход от пользования книгами из фондов» [7. С. 124]. Этап революционного романтизма в развитии вузов и их библиотек быстро завершился.

Период индустриализации страны мог бы дать существенный толчок в развитии высшего образования Ульяновского региона, прежде всего технического. Однако родина В. И. Ленина в конце 1920-х гг. утрачивает статус губернского центра. Промышленный бум первых пятилеток обошел стороной Ульяновск, отметившись стройками социализма в соседних Куйбышеве, Горьком, Сталинграде.

Но культурная революция, введение в стране обязательного начального обучения и переход на всеобщее семилетнее образование не могли не оставить след на культурно-образовательном ландшафте региона: 19 июня 1932 г. открыт Ульяновский педагогический институт [8]. Тогда же начинает формироваться и научная библиотека этого вуза. 1930–1940 гг. стали годами первоначального формирования книжного фонда библиотеки; литература поступала из разных источников, в том числе из личных собраний преподавателей института. Однако экземплярность учебной и научной литературы была невелика.

1960–1970 гг. стали периодом расширения учебного процесса вуза, укрепления его материальной базы и в связи с этим совершенствования структуры библиотеки. Фонд увеличился в несколько раз; расширились площади, занимаемые библиотекой. В 1980–1990 гг. фонд и число читателей продолжали расти. К концу 1990-х гг. фонд насчитывал более 759 тыс. единиц хранения, в том числе 534 тыс. – учебная литература, 120 тыс. – научная. Библиотекой пользовались около 8 200 читателей.

Попытки преобразования в сельском хозяйстве, массовая коллективизация не привели к созданию в Ульяновске вуза сельскохозяйственного профиля.

Как ни парадоксально, но существенный толчок развитию высшей школы региона дала Великая Отечественная война.

12 июня 1943 г. открыт Ульяновский сельскохозяйственный институт, созданный на базе эвакуированных в Ульяновск Воронежских медицинского и зоотехническо-ветеринарного институтов [9. С. 11].

История библиотеки тесно связана с этапами развития вуза. Изначально в её фонде было не более 300 книг. Лишь в 1945 г. библиотека получила возможность подписки на периодические издания. К концу 1960-х гг. институт превратился в многопрофильное высшее учебное заведение; фонд библиотеки насчитывал 152 484 экз.; а к концу 1980-х гг. – уже 362 198 экз. [8. С. 231].

Начало 1990-х гг. – самый тяжелый этап в истории института. Перед библиотекой стояла трудная задача – сохранить ранее достигнутое в новых социально-экономических условиях перехода к рыночным отношениям.

В 1996 г. в жизни вуза произошли кардинальные изменения: институт получил статус академии. Начало XXI в. стало для библиотеки временем компьютеризации и автоматизации библиотечных процессов. Создан отдел компьютеризации, проведена работа по формированию электронного каталога. Библиотека располагает хорошо организованным фондом, состоящим почти из 600 тыс. документов. Среднегодовая книговыдача – 720 тыс. документов. Сегодня библиотека является ведущим информационным центром региона в сфере сельскохозяйственных знаний [8. С. 232].

Интересно, что, не приняв участия в первой волне индустриализации, Ульяновская область с лихвой наверстала упущенное в 1950–1960 гг. В этот период быстрыми темпами рос промышленный потенциал региона: появились заводы тяжелых и уникальных станков, радиоламповый и приборостроительный заводы «Искра», «Комета», научно-производственное объединение «Марс». Вкупе с эвакуированными в область в годы Великой Отечественной войны автомобильным и моторным заводами, заводом низковольтной аппаратуры «Контактор» эти предприятия существенно изменили социально-экономический облик Ульяновской области. Появилась острая необходимость подготовки высококвалифицированных инженерных кадров.

В 1957 г. в Ульяновске открывается политехнический институт (сегодня – Ульяновский технический университет). Одновременно с вузом создана и научная библиотека, основу которой составили книги библиотеки филиала Куйбышевского индустриального института. В год открытия библиотеки ее книжный фонд насчитывал 435 единиц хранения, а уже через год вырос до 14 076 экз.; библиотека обслуживала 600 читателей [10. С. 195].

В 1960–1980 гг. развивалась материально-техническая база библиотеки, существенно пополнялся фонд учебной, научной и научно-технической литературы. В 1969 г. библиотека становится методическим центром библиотек высших и средних специальных учебных заведений Ульяновской области.

В 1987 г. в вузе сдан в эксплуатацию новый библиотечный корпус.

Серьезные изменения в жизни вуза, отразившиеся и на судьбе библиотеки, произошли в 1993 г.: институт получил статус университета, библиотека стала университетской.

В условиях стремительного развития высшего, прежде всего коммерческого, образования в университете открылись новые факультеты: гуманитарный, информационных систем и технологий, экономико-математичес­кий. В связи с этим библиотека ведет активную работу по формированию фондов, обеспечению их сохранности, совершенствованию организации структуры обслуживания читателей и системы информационно-библиографического обеспечения [10. С. 196].

В апреле 2001 г. в библиотеке создан отдел компьютеризации библиотечно-информационных процессов. Разработан и претворяется в жизнь план информатизации библиотеки.

В настоящее время всеми структурными подразделениями библиотеки ежегодно пользуются более 50 тыс. читателей, выдается свыше 1 млн документов. Библиотека превратилась в одну из самых крупных автоматизированных учебных библиотек Поволжья [11].

Многолетней мечтой симбирской – ульяновской интеллигенции было открытие в городе классического университета. Как отмечено выше, революционно-романтическая попытка 1920-х гг. окончилась неудачей. То, что не получилось под лозунгами мировой революции, осуществилось под лозунгами ускорения и перестройки: в 1988 г. в Ульяновске появился университет как филиал МГУ им. М. В. Ломоносова (с 1995 г. – УлГУ).

Открытию этого вуза немало способствовало принятое в 1987 г. Постановление Совета Министров СССР о создании в Ульяновске Центра применения микроэлектроники и средств автоматизации машиностроения (УЦМ). Огромная роль в становлении и развитии Центра отводилась выпускникам будущего университета. УЦМ – один из последних амбициозных проектов СССР – канул в лету вместе с советской властью, а университет в Ульяновске живет и развивается.

В июне 1988 г. открылась и библиотека вуза. Ее фонд формировался практически с нуля. Основу библиотеки составили поступления литературы из НБ МГУ. Однако молодость библиотеки сыграла положительную роль в ее судьбе: она раньше других в регионе встала на путь информатизации библиотечно-библиографических процессов. Первый компьютер появился в библиотеке в 1992 г. В настоящее время парк ПК – 100 единиц; число автоматизированных рабочих мест, предоставляемых пользователям, – более 70. С 1999 г. библиотека подключена к Интернету.

В 2004 г. в УлГУ принята и реализуется концепция развития электронной библиотеки. В 2006 г. библиотека получила доступ к ресурсам ЭБ диссертаций РГБ.  С 2007 г. внедрена автоматизированная книговыдача литературы с применением электронного читательского билета. Читателям обеспечен доступ к удаленным зарубежным источникам информации [12. С. 140–141]. Библиотека УлГУ – безусловный региональный лидер по внедрению передовых библиотечно-информационных технологий.

Научные библиотеки вузов Ульяновской области в XX столетии прошли долгий путь становления и развития, тесно связанный как с судьбой базовых высших учебных заведений, так и с основными вехами в жизни страны. В истории вузов и вузовских библиотек, как в зеркале, отразились революционный романтизм начала столетия, прикладные задачи, связанные с индустриализацией, культурной революцией, попытками коренных преобразований в сельском хозяйстве, несбывшиеся надежды времен перестройки и гласности, шоковое состояние общества периода рыночных реформ.

Современный этап развития всех библиотек и особенно вузовских характеризуется изменением основных приоритетов их деятельности. К традиционным задачам сохранности и приумножения книжных собраний добавляются функции информационных центров, обеспечивающих использование мировых информационных сетей и банков данных. Каждая вузовская библиотека является структурным подразделением своего учебного заведения и имеет определенные отличительные черты, связанные с обеспечением учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы конкретного вуза. Поэтому сегодня актуальна задача развития региональной корпоративной библиографической информационной сети. Построение моделей региональной инфраструктуры информационно-библиотечной среды позволит обеспечить информационные потребности субъектов образования.

Построение подобных моделей становится особенно актуальным в связи с наметившейся в последнее время тенденцией к укрупнению и объединению региональных высших учебных заведений.

Список источников

1. Роль библиотеки высшего учебного заведения в реализации Программы развития воспитания в системе образования: полнотекстовый аналитический обзор научных публикаций, монографий, диссертаций и исследований, а также публикаций в СМИ : для участников Всероссийской конференции (Туапсе, 5–7 окт. 2004 г.). – Туапсе, 2005. – 155 с.

2. Практические аспекты модернизации Вузовских библиотек: опыт программ. Совершенствование управления библиотечными ресурсами в вузах. Материалы конференции, 13 дек. 2004 г.; г. Санкт-Петербург.

3. Государственный архив Ульяновской области (ГА УО) ф. Р-74, оп. 2, д. 39. Из краткой истории создания в Симбирске Учительского института и отчет о деятельности Совета института.

4. Ульяновская – Симбирская энциклопедия. – В 2-х т. – Т. 1. – Ульяновск, 2000. – 597 с.

5. ГА УО ф. 81, оп. 1, д. 193. Об освидетельствовании училищных библиотек.

6. Доброногов М. Открытие пролетарского университета // Пролетарий. – 1919, 6 декабря.

7. Гавриленко О. Л. Становление библиотек региональных учебных заведений. // Автографы истории. Межрегиональный сборник научных статей. Вып. 1. – Ульяновск, 2004. – 132 с.

8. Ульяновская Симбирская энциклопедия. – В 2-х т. – Т. 2. – Ульяновск, 2004. – 590 с.

9. Ефимов Ю. Д., Лосева В. И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. – Ульяновск, 1995. – 60 с.

10. Библиотека. Книга. Чтение : сб. материалов науч.-практ. конф. (Ульяновск, 18–21 сентября 2007 г.) / Федеральное агентство по образованию; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный технический университет ; сост. В. В. Мельник. – Ульяновск, 2008. – 205 с.

11. Ульяновский государственный технический университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ulstu.ru/

12. Ульяновский государственный университет. 20 лет ; отв. ред. Ю. В. Полянсков. – Ульяновск, 2008. – 308 с.

  
На главную