УДК 027.7
И. А. Кутейников
Становление и
развитие научных библиотек вузов
Ульяновской области в XX веке
Освещены
вопросы становления и развития научных библиотек Ульяновского региона в XX веке в контексте превращения библиотек
вузов в интеграционные информационные центры и самоидентификации вузовских
библиотек по региональному
признаку.
Научные и научно-технические библиотеки высших учебных заведений
стали важнейшим структурным элементом системы высшего профессионального
образования в информационном и социокультурном пространстве России. Современные
проблемы развития вузовских библиотек находят широкое отражение на страницах
профессиональной печати, в материалах научно-практических конференций, в
результатах единственного в своем роде проекта «Совершенствование управления
библиотечными ресурсами в вузах», реализованного национальным фондом подготовки
кадров и Правительством Российской Федерации в 2004 г. [1].
В последнее десятилетие происходит чрезвычайно быстрое развитие
библиотечных информационных технологий, что влечет за собой переход
образовательной и информационной функции научной библиотеки вуза на более
высокий уровень обеспечения всех участников учебного и научного процессов
оперативной и актуальной информацией.
Одной из главных перспективных тенденций развития библиотек вузов становится
превращение их в интеграционные информационные центры, объединяющие в себе
функции и сервисы традиционной библиотеки с предоставлением всем пользователям
информации на всех существующих видах носителей.
Другая важнейшая тенденция – развитие и самоидентификация научных
библиотек вузов России по региональному признаку. В контексте регионализма
библиотеки вузов могут рассматриваться как важнейшая часть культурного и
образовательного пространства региона.
Кроме того, глобальная информатизация общества, неизбежность и
необходимость вхождения в общемировое гуманитарное и информационное
пространство поставили перед вузовскими библиотеками новые задачи,
принципиально изменив формы и методы их работы. При этом изменение условий
работы порождает необходимость изменений в деятельности библиотеки. Конечный
результат этих изменений, смысл инноваций – укрепление приоритетных позиций
научной библиотеки как в вузе, так и в регионе, в стране. Возрастает роль
научных вузовских библиотек, развитию и значению которых во всем мире уделяется
повышенное внимание [2].
С учетом интегральных, региональных и глобальных тенденций развития
научных библиотек вузов особенно интересной представляется проблема изучения
процесса становления и развития вузовских библиотек в отдельных регионах
России.
Безусловно, история вузовских библиотек тесно связана с историей
страны, регионов и самих учебных заведений. История высшего образования в
Симбирске (Ульяновске) началась в 1918 г., когда губернским комиссариатом
просвещения был создан учительский институт. Его открытие диктовалось плачевным
состоянием народного образования в Симбирской губернии. В кратком историческом
обзоре «О создании в Симбирске учительского института» (1919 г.) отмечено:
«…Если состояние народного образования вообще в России побило чуть ли не
мировой рекорд в смысле отсталости и темноты народных масс, то в частности в
Симбирской губернии, этом дворянском царстве, в силу чисто психологических
причин, дело народного образования было совершенно чуждо господствующему классу
и в то же время, когда в начале XX
столетия стало заметно оживление и возможное в то время
культурно-поступательное движение в некоторых земствах, например, Тверском или
Вятском, Симбирская губерния продолжала спать непробудным сном, вяло
переворачиваясь с бока на бок… не было и не могло у Симбирских Обломовых
никаких психологических мотивов расточаться на какие-либо культурные
мероприятия в области просвещения народных масс. Здесь, в губернии,
помещичье-дворянская… старая истина о том, что управлять и получать ренту с
темных масс гораздо легче, удобнее и спокойнее, свила себе наиболее прочное
гнездо...» [3. Л. 2].
Занятия в первом высшем учебном заведении Симбирска начались в
январе 1919 г. В октябре следующего года учительский Институт преобразован
в Институт народного образования. На пяти его отделениях готовились педагоги дошкольного воспитания, учителя
школ, педагоги-воспитатели по внешкольной работе и инструкторы по трудовому
обучению.
Осенью 1921 г. вуз преобразован в Практический институт
народного образования, который готовил учителей средних школ, техникумов,
инструкторов по социальному воспитанию и работников культурно-просветительских
учреждений [4. С. 24].
Этот вуз был не единственным созданным в Симбирской губернии. В
1918 г. появился и Симбирский пролетарский университет. Естественно, что
библиотеки новых вузов имели крайне разрозненные фонды, книжный репертуар носил
случайный и скорее просветительный, нежели научный характер. Так, фонд
библиотеки Симбирского пролетарского университета насчитывал 30 тыс. экз.
Ректор университета профессор Архангельский отмечал, что наиболее полно
представлены отделы философии, педагогики, географии и этнографии, издания
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского. Для пополнения «…существенных пробелов библиотеки,
чтобы довести ее до настоящего уровня…» в период с 01.01.1919 г. по
01.06.1919 г. единовременно выделили более 200 тыс. р. [5. Л. 15].
Надо отметить, что массовое создание новых вузов в первые годы советской
власти было вызвано революционным энтузиазмом без учета реальных экономических
возможностей государства. О настроениях инициаторов открытия новых вузов
красноречиво говорит статья в Симбирской газете «Пролетарий», опубликованная в
декабре 1919 г.: «…Задача настоящего момента лишь в том, как целесообразнее,
планомернее и возможно скорее загладить перед русскими трудящимися массами этот
столь застарелый исторический грех… – открыть всецело и сполна – широкую свободную
дорогу к тому источнику «живой воды», каким всегда было, есть и будет просвещение,
образование, наука. Университетская наука не только должна быть доступной
каждому, юридически и фактически – университеты должны быть в возможно большем
количестве рассеяны по всей стране…» [6.
С. 2].
Однако переход от внеэкономического «военного коммунизма» к «новой
экономической политике» привел к краху подобных иллюзий. К 1923 г. первые
симбирские вузы прекратили свое существование. Более того, высшее образование в
стране становится в значительной мере платным и «вплоть до 1928 года библиотеки
получали доход от пользования книгами из фондов» [7. С. 124]. Этап революционного романтизма в развитии вузов и их
библиотек быстро завершился.
Период индустриализации страны мог бы дать существенный толчок в
развитии высшего образования Ульяновского региона, прежде всего технического.
Однако родина В. И. Ленина в конце 1920-х гг. утрачивает статус
губернского центра. Промышленный бум первых пятилеток обошел стороной
Ульяновск, отметившись стройками социализма в соседних Куйбышеве, Горьком,
Сталинграде.
Но культурная революция, введение в стране обязательного начального
обучения и переход на всеобщее семилетнее образование не могли не оставить след
на культурно-образовательном ландшафте региона: 19 июня 1932 г. открыт
Ульяновский педагогический институт [8].
Тогда же начинает формироваться и научная библиотека этого вуза.
1930–1940 гг. стали годами первоначального формирования книжного фонда
библиотеки; литература поступала из разных источников, в том числе из личных
собраний преподавателей института. Однако экземплярность учебной и научной литературы
была невелика.
1960–1970 гг. стали периодом расширения учебного процесса
вуза, укрепления его материальной базы и в связи с этим совершенствования
структуры библиотеки. Фонд увеличился в несколько раз; расширились площади,
занимаемые библиотекой. В 1980–1990 гг. фонд и число читателей продолжали
расти. К концу 1990-х гг. фонд насчитывал более 759 тыс. единиц хранения,
в том числе 534 тыс. – учебная литература, 120 тыс. – научная. Библиотекой
пользовались около 8 200 читателей.
Попытки преобразования в сельском хозяйстве, массовая коллективизация
не привели к созданию в Ульяновске вуза сельскохозяйственного профиля.
Как ни парадоксально, но существенный толчок развитию высшей школы
региона дала Великая Отечественная война.
12 июня 1943 г. открыт Ульяновский сельскохозяйственный
институт, созданный на базе эвакуированных в Ульяновск Воронежских медицинского
и зоотехническо-ветеринарного институтов [9.
С. 11].
История библиотеки тесно связана с этапами развития вуза. Изначально
в её фонде было не более 300 книг. Лишь в 1945 г. библиотека получила
возможность подписки на периодические издания. К концу 1960-х гг. институт
превратился в многопрофильное высшее учебное заведение; фонд библиотеки
насчитывал 152 484 экз.; а к концу 1980-х гг. – уже 362 198 экз. [8. С. 231].
Начало 1990-х гг. – самый тяжелый этап в истории института.
Перед библиотекой стояла трудная задача – сохранить ранее достигнутое в новых
социально-экономических условиях перехода к рыночным отношениям.
В 1996 г. в жизни вуза произошли кардинальные изменения:
институт получил статус академии. Начало XXI в. стало для библиотеки временем компьютеризации и
автоматизации библиотечных процессов. Создан отдел компьютеризации, проведена
работа по формированию электронного каталога. Библиотека располагает хорошо
организованным фондом, состоящим почти из 600 тыс. документов. Среднегодовая
книговыдача – 720 тыс. документов. Сегодня библиотека является ведущим
информационным центром региона в сфере сельскохозяйственных знаний [8. С. 232].
Интересно, что, не приняв участия в первой волне индустриализации,
Ульяновская область с лихвой наверстала упущенное в 1950–1960 гг. В этот
период быстрыми темпами рос промышленный потенциал региона: появились заводы
тяжелых и уникальных станков, радиоламповый и приборостроительный заводы
«Искра», «Комета», научно-производственное объединение «Марс». Вкупе с
эвакуированными в область в годы Великой Отечественной войны автомобильным и
моторным заводами, заводом низковольтной аппаратуры «Контактор» эти предприятия
существенно изменили социально-экономический облик Ульяновской области.
Появилась острая необходимость подготовки
высококвалифицированных инженерных кадров.
В 1957 г. в Ульяновске открывается политехнический институт
(сегодня – Ульяновский технический университет). Одновременно с вузом создана и
научная библиотека, основу которой составили книги библиотеки филиала
Куйбышевского индустриального института. В год открытия библиотеки ее книжный
фонд насчитывал 435 единиц хранения, а уже через год вырос до 14 076 экз.; библиотека обслуживала 600 читателей [10. С. 195].
В 1960–1980 гг. развивалась материально-техническая база
библиотеки, существенно пополнялся фонд учебной, научной и научно-технической
литературы. В 1969 г. библиотека становится методическим центром библиотек
высших и средних специальных учебных заведений Ульяновской области.
В 1987 г. в вузе сдан в эксплуатацию новый библиотечный
корпус.
Серьезные изменения в жизни вуза, отразившиеся и на судьбе библиотеки,
произошли в 1993 г.: институт получил статус университета, библиотека
стала университетской.
В условиях стремительного развития высшего, прежде всего коммерческого,
образования в университете открылись новые факультеты: гуманитарный,
информационных систем и технологий, экономико-математический. В связи с этим
библиотека ведет активную работу по формированию фондов, обеспечению их
сохранности, совершенствованию организации структуры обслуживания читателей и
системы информационно-библиографического обеспечения [10. С. 196].
В апреле 2001 г. в библиотеке создан отдел компьютеризации
библиотечно-информационных процессов. Разработан и претворяется в жизнь план
информатизации библиотеки.
В настоящее время всеми структурными подразделениями библиотеки
ежегодно пользуются более 50 тыс. читателей, выдается свыше 1 млн документов.
Библиотека превратилась в одну из самых крупных автоматизированных учебных
библиотек Поволжья [11].
Многолетней мечтой симбирской – ульяновской интеллигенции было
открытие в городе классического университета. Как отмечено выше, революционно-романтическая
попытка 1920-х гг. окончилась неудачей. То, что не получилось под
лозунгами мировой революции, осуществилось под лозунгами ускорения и
перестройки: в 1988 г. в Ульяновске появился университет как филиал МГУ
им. М. В. Ломоносова (с 1995 г. – УлГУ).
Открытию этого вуза немало способствовало принятое в 1987 г. Постановление
Совета Министров СССР о создании в Ульяновске Центра применения
микроэлектроники и средств автоматизации машиностроения (УЦМ). Огромная роль в
становлении и развитии Центра отводилась выпускникам будущего университета. УЦМ
– один из последних амбициозных проектов СССР – канул в лету вместе с советской
властью, а университет в Ульяновске живет и развивается.
В июне 1988 г. открылась и библиотека вуза. Ее фонд
формировался практически с нуля. Основу библиотеки составили поступления
литературы из НБ МГУ. Однако молодость библиотеки сыграла положительную роль в
ее судьбе: она раньше других в регионе встала на путь информатизации
библиотечно-библиографических процессов. Первый компьютер появился в библиотеке
в 1992 г. В настоящее время парк ПК – 100 единиц; число автоматизированных
рабочих мест, предоставляемых пользователям, – более 70. С 1999 г.
библиотека подключена к Интернету.
В 2004 г. в УлГУ принята и реализуется концепция развития электронной
библиотеки. В 2006 г. библиотека получила доступ к ресурсам ЭБ диссертаций
РГБ. С 2007 г. внедрена
автоматизированная книговыдача литературы с применением электронного
читательского билета. Читателям обеспечен доступ к удаленным зарубежным
источникам информации [12. С.
140–141]. Библиотека УлГУ – безусловный региональный лидер по внедрению
передовых библиотечно-информационных технологий.
Научные библиотеки вузов Ульяновской области в XX столетии прошли долгий путь
становления и развития, тесно связанный как с судьбой базовых высших учебных
заведений, так и с основными вехами в жизни страны. В истории вузов и вузовских
библиотек, как в зеркале, отразились революционный романтизм начала столетия,
прикладные задачи, связанные с индустриализацией, культурной революцией,
попытками коренных преобразований в сельском
хозяйстве, несбывшиеся надежды времен перестройки и гласности, шоковое
состояние общества периода рыночных реформ.
Современный этап развития всех библиотек и особенно вузовских характеризуется
изменением основных приоритетов их деятельности. К традиционным задачам
сохранности и приумножения книжных собраний добавляются функции информационных
центров, обеспечивающих использование мировых информационных сетей и банков
данных. Каждая вузовская библиотека является структурным подразделением своего
учебного заведения и имеет определенные отличительные черты, связанные с
обеспечением учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы
конкретного вуза. Поэтому сегодня актуальна задача развития региональной
корпоративной библиографической информационной сети. Построение моделей региональной инфраструктуры
информационно-библиотечной среды позволит обеспечить информационные потребности
субъектов образования.
Построение подобных моделей становится особенно актуальным в связи
с наметившейся в последнее время тенденцией к укрупнению и объединению
региональных высших учебных заведений.
Список источников
1. Роль библиотеки высшего учебного
заведения в реализации Программы развития воспитания в системе образования:
полнотекстовый аналитический обзор научных публикаций, монографий, диссертаций
и исследований, а также публикаций в СМИ : для участников Всероссийской конференции
(Туапсе, 5–7 окт. 2004 г.). – Туапсе, 2005. – 155 с.
2. Практические аспекты модернизации
Вузовских библиотек: опыт программ. Совершенствование управления библиотечными
ресурсами в вузах. Материалы конференции, 13 дек. 2004 г.;
г. Санкт-Петербург.
3. Государственный архив Ульяновской области
(ГА УО) ф. Р-74, оп. 2, д. 39. Из краткой истории создания в Симбирске
Учительского института и отчет о деятельности Совета института.
4. Ульяновская – Симбирская энциклопедия.
– В 2-х т. – Т. 1. – Ульяновск, 2000. – 597 с.
5. ГА УО ф. 81, оп. 1, д. 193. Об
освидетельствовании училищных библиотек.
6. Доброногов М. Открытие пролетарского
университета // Пролетарий. – 1919, 6 декабря.
7. Гавриленко О. Л. Становление библиотек
региональных учебных заведений. // Автографы истории. Межрегиональный сборник
научных статей. Вып. 1. – Ульяновск, 2004. – 132 с.
8. Ульяновская Симбирская
энциклопедия. – В 2-х т. – Т. 2. – Ульяновск, 2004. – 590 с.
9. Ефимов Ю. Д.,
Лосева В. И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой
Отечественной войны. – Ульяновск, 1995. – 60 с.
10. Библиотека. Книга. Чтение : сб.
материалов науч.-практ. конф. (Ульяновск, 18–21 сентября 2007 г.) /
Федеральное агентство по образованию; Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный
технический университет ; сост. В. В. Мельник. – Ульяновск, 2008. –
205 с.
11. Ульяновский государственный технический
университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ulstu.ru/
12. Ульяновский государственный
университет. 20 лет ; отв. ред. Ю. В. Полянсков. – Ульяновск, 2008. –
308 с.
|