Научные и технические библиотеки №5 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Басов С. А. Институты гражданского общества в библиотечной сфере: теоретико-методологические аспекты. Статья 1. Гражданская составляющая библиотечной деятельности

Кутейников И. А. Становление и развитие научных библиотек вузов Ульяновской области в ХХ веке

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Красильникова И. Ю. Критерии качества и измерения услуг межбиблиотечного абонемента и доставки документов

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Шилов В. В. Обменные фонды: экономика и право

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Захарова Г. М., Солдатенко И. С. Открытый доступ в действии: репозиторий вуза

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Исмагилова А. Х. Оценка качества электронных библиотек

Цветкова А. Л. Электронная библиотека на основе информационной среды образовательного учреждения

НАША ПРОФЕССИЯ

Зверевич В. В. В память о выдающемся библиотековеде. Вторые Сахаровские чтения

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Лиховид Т. Ф. Вопросы библиографии и библиографоведения на страницах сборника «Книга. Исследования и материалы». Статистический анализ

Плешкевич Е. А. Документологическая теория продукта деятельности с закрепленной информацией: перспективы развития

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Подготовка проекта новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря»

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

Матлина С. Г. Об инновациях, научной честности и профессиональной этике. (Письмо в редакцию)

Комментарии главного редактора


УДК 026.06

А. Л. Цветкова

Электронная библиотека на основе информационной среды
образовательного учреждения

Электронная библиотека рассматривается в статье как основа информационной среды образовательного учреждения. При этом на первое место выдвигается обучающая составляющая ЭБ, в которой соответствующие материалы становятся ее информационными ресурсами.

Представленные выводы и предложения распространяются и на систему дополнительного профессионального образования библиотекарей.

Информатизация системы образования ставит перед образовательным учреждением ряд новых задач; одной из них является создание информационной среды для развития многофункционального образовательного пространства. Сегодня уже нет сомнения в том, что основой информационной среды должна стать электронная библиотека. При этом ЭБ образовательного учреждения выдвигает на первое место образовательную (обучающую) составляющую, а учебные, методические, дидактические и развивающие материалы становятся информационными ресурсами ЭБ.

Цель современного информационного общества – комплексное и органичное развитие человека, создание условий для его духовного и умственного обогащения, наращивание человеческого капитала как основы развития политической, социальной, экономической, гуманитарной, культурной и других сфер общественной жизни, прежде всего в интересах повышения благосостояния граждан, эффективности экономики и укрепления государственности. Это неизбежно ведет к реформированию образования, его переориентации на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблему и искать пути ее рационального решения. Роль библиотек, и особенно электронных, в этом процессе трудно переоценить.

Информатизация системы образования, «приведение этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества» [1] – неотъемлемая составляющая информатизации общества, выступает в качестве информационной и коммуникационной основы реформирования образования. Главная цель информатизации образования состоит в повышении качества образования, подготовке ИКТ-компетентного выпускника к его полноценному и эффективному участию в бытовой и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

Что же необходимо для успешного развития процесса информатизации системы образования? Здесь можно выделить три основных условия информатизации:

  • обеспечение материально-технической базы,
  • наличие ИКТ-компетентных участников образовательного процесса,
  • создание информационного образовательного пространства на основе действующей информационной среды образовательного учреждения.

Следует отметить, что участник образовательного процесса (обучаемый, преподаватель, библиотекарь) может находиться в одном информационном образовательном пространстве, но в разных информационных средах (например, в информационных средах разных образовательных учреждений). Либо одной информационной средой может выступать, например, вуз, школа, курсы, а другой – библиотека, предоставляющая свой инструментарий в виде электронной библиотеки. И наоборот, в одной информационной среде могут существовать информационные пространства различных субъектов образовательной деятельности. Необходимость создания информационной среды обусловлена предоставлением интерактивной информационной поддержки и обеспечением коммуникации участников образовательного процесса.

В настоящее время в образовании все чаще за основу берется компетентностный подход. Ключевые компетентности современного человека формулируются Комиссией Евросоюза в следующем виде:

  • коммуникация на родном языке,
  • коммуникация на иностранном языке,
  • математическая компетентность и базовая естественнонаучная и технологическая компетентность,
  • цифровая (ИКТ) компетентность,
  • умение учиться,
  • социальная и гражданская компетентность,
  • инициативность и предприимчивость,
  • культура и способность к самовыражению.

Таким образом, стать компетентным специалистом (в том числе и в сфере образования) можно только после приобретения соответствующей информации, знаний и практического опыта.

Конечно, необходимые ИКТ-компетенции различных участников образовательного процесса зависят от их роли и места в этом процессе. Тем не менее, все они должны обладать базовыми ИКТ-компетенциями, такими как:

  • владение интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, организации информационной среды как файловой системы,
  • владение навыками пользователя офисных технологий,
  • владение основными технологиями Интернета.

Следует отметить, что рядовые библиотекари – участники школ повышения квалификации в библиотеках этим уровнем, как правило, не владеют, но тенденции к улучшению ситуации явные. Поэтому и при организации учебной практики в наших библиотеках с участниками-обучаю­щимися проблем нет: стремления к новым знаниям – налицо.

В средней школе информационную поддержку образовательного процесса всегда выполняла школьная библиотека, школьный библиотекарь (как один из основных участников формирования в процессе информатизации информационного образовательного пространства). Кроме вышеперечисленных компетенций, он должен обладать еще и следующими:

  • представлением о цифровых образовательных ресурсах, в том числе медиаресурсах;
  • навыками работы с различными образовательными порталами и электронными библиотеками как с источниками образовательных ресурсов и нормативных документов;
  • умением работать с различными информационными ресурсами в цифровом формате (энциклопедиями, учебниками, справочниками, в том числе и со справочниками по законодательству в сфере образования);
  • иметь представление о правовых аспектах использования информационных ресурсов Интернета (в том числе и в образовании).

Как сказано выше, необходимым условием развития информатизации образования является создание информационного образовательного пространства (ИОП). Можно утверждать: «в коммуникативном аспекте ИОП представляет собой пространство совместной учебной деятельности на основе электронно-коммуникативных систем и средств обучения» [2].

Какое же отношение к созданию ИОП имеет электронная библиотека образовательного учреждения?

В Городской целевой программе «Столичное образование – 5» (Москва), принятой в 2008 г., указан ряд задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей по информатизации системы образования. К ним относятся, в частности, следующие:

  • «создание единой информационно-образовательной среды;
  • организация широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам в сети Интернет;
  • развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования;
  • обеспечение профессиональной ИКТ-компетентности выпускников системы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования» [3].

Концептуальной основой для информатизации образования является модель «Школа информатизации», а основой работы этой модели – создание в образовательном учреждении информационной среды.

Как сказано в Концепции информатизации образовательного процесса, информационная среда «Школы информатизации» – «это система обновляемых информационных объектов, в том числе цифровых документов, информационных источников и инструментов, служащих для создания, хранения, ввода, организации, обработки, передачи, получения информации об образовательном процессе данного учреждения»[1].

Сегодня библиотечно-информационная деятельность присуща многим социальным институтам – информационным центрам, образовательным учреждениям. Если исходить из того, что «библиотека – это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонента» [4], а «электронная библиотека – это совокупность локальных или распределенных электронных ресурсов, объединенных единой идеологией структуризации и доступа» [5], то можно предположить, что основой создаваемой в модели «Школа информатизации» информационной среды является электронная библиотека данного учреждения. А это значит, что при формировании информационной среды, поддерживающей развитие ИОП, необходимо использовать теоретические основы и практические навыки создания ЭБ – это один из главных выводов настоящей публикации.

Электронная библиотека образовательного учреждения дает возможность создать информационную среду – системообразующую составляющую ИОП.

Информационная среда должна предоставлять возможности:

  • удовлетворения образовательных и информационных потребностей,
  • обеспечения образовательного процесса методическими и информационными ресурсами,
  • размещения результатов деятельности участников образовательного процесса,
  • коммуникации между участниками образовательного процесса,
  • а также – обеспечивать открытость образовательного процесса для социума.

Организаторам системы образования и библиотечным работникам необходимо помнить, что для построения информационной среды следует реализовать следующие принципы работы с информационными ресурсами: 

1. Обеспечить доступ всем участникам образовательного процесса к информационным ресурсам; доступ может быть разграничен в зависимости от прав, предоставленных участнику образовательного процесса (понятно, что администрация, преподаватель, учащийся должны иметь различные права доступа к информационным ресурсам), но информация должна быть представлена в понятной форме для любого типа ресурса, должны быть созданы условия для обновления, дополнения ресурсов.

2. Обеспечить защиту информационных ресурсов, что становится особенно актуальным в связи с вступлением в силу ФЗ № 152 «О персональных данных»; все программные продукты, работающие с информационными ресурсами, должны быть защищены от несанкционированных действий. Доступ к информации должен удовлетворять всем требованиям безопасности при работе в сети. (Для библиотек это имеет особое значение, так как многие библиотечные ресурсы, создаваемые или используемые в библиотеках, имеют персональные данные.)

3. Интегрируемость информационных ресурсов; не имеет смысла говорить о создании информационного образовательного пространства, основываясь на работе с разъединенными типами информационных ресурсов.

4. Открытость информационных pecypcoв; внутренние ресурсы должны постоянно пополняться внешними данными; необходимо предоставить возможности обмена информацией и знаниями между образовательными учреждениями, пополнения и обновления ресурсов, развития научных и творческих способностей учащихся, повышения эффективности образовательного процесса, активной образовательной жизни, а также организации электронного документооборота.

При создании информационной среды образовательного учреждения целесообразно использовать принцип модульности по следующим причинам:

1. Различная направленность деятельности участников образовательного процесса, требующая различных технологических подходов.

2. Уменьшение нагрузки на собственные серверы за счет использования готовых образовательных решений (порталов, сервисов).

3. Обеспечение устойчивости существования ИОП за счет использования различных информационных модулей.

Поскольку речь идет о создании информационной среды образовательного учреждения (любого вида и типа – учреждение среднего, высшего или дополнительного профессионального образования, либо библиотечные курсы), на первое место выдвигается образовательная (обучающая) составляющая, а учебные, методические, дидактические и развивающие материалы становятся информационными ресурсами, обеспечивающими существование данного пространства. Как было сказано выше, целью создания такой ЭБ является, прежде всего, содержательное наполнение информационной среды, поддерживающей образовательный процесс и его методическое сопровождение.

Следует отметить, что обучающий блок ЭБ образовательного учреждения не должен являться как таковой системой электронного обучения (e-learning). Несмотря на наличие общего признака – использование форм электронного интерактивного обучения, имеются и принципиальные различия, главное из которых, на наш взгляд, заключается в цели создания. Система e-learning организуется для полноценной поддержки учебного процесса (со своими строго определенными временными рамками), а обучающий блок ЭБ образовательного учреждения – для создания информационной среды, поддерживающей образовательное пространство. Отсюда вытекают и следующие отличия:

Е-learning

Обучающий блок

Создание преподавателем непрерывного учебного курса для его освоения по конкретной учебной дисциплине

«Эпизодичность» в создании учебного курса, т.е. могут быть разобраны отдельные темы (например, наиболее трудные для освоения)

Студенты обязаны освоить весь учебный курс и получить «зачет» по окончании

Курс носит необязательный характер, т.е. выполнение заданий «по интересам»

«Жесткий» контроль входа на учебный курс

Может быть предусмотрен «гостевой» вход

Учебный курс предназначен для студентов

Курс может быть предназначен для коллег в рамках повышения ИКТ-компетентности

Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня организации (района, города), но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности обучаемых.

В настоящее время построение информационной среды – одна из главных задач, которую в рамках развития процессов информатизации должно решать каждое образовательное учреждение, так как сайт, реализуя модель СМИ, позволяет сделать образовательный процесс более открытым для социума, но не всегда помогает эффективно поддерживать и развивать ИОП.

Несмотря на то, что информационная среда обеспечивает существование «личных» информационных пространств участников образовательного процесса (с ограничением доступа для других пользователей), существует информационное пространство, доступное для всех участников образовательного процесса. Например, большая часть информации, используемой в управленческой деятельности образовательного учреждения, носит открытый характер (расписание, образовательные программы и т. п.).

Технологически информационная среда может быть реализована на различных платформах. Большие возможности для решения поставленных задач имеет, например, оболочка дистанционного обучения MOODLE. Она позволяет размещать различные виды электронных информационных ресурсов, выстраивать рейтинг наиболее посещаемых ресурсов (удалять или модифицировать невостребованные), а также содержит большое количество интерактивных форм обучения: Вики-технологии, новостные форумы, задания, тесты, встроенные в учебные курсы, и, наконец, социальные сети Интернета, при этом резко возрастает роль библиотек не только в использовании, но и в формировании таких сетей.

Во всей системе образования дистанционные технологии начинают играть все большую роль. Информатизация образования делает особенно важными задачи методического сопровождения образовательного процесса, которое должно осуществляться прежде всего методическими центрами.

Методическое сопровождение в области информатизации должно включать:

  • организацию оперативного методического консультирования учителя (преподавателя, библиотечного специалиста);
  • проведение лекций, семинаров, организованных при возможно большем охвате целевой аудитории;
  • помощь преподавателю в формировании индивидуальных предложений по информатизации курсов, модулей, проектов, которые он ведет или планирует вести в своем образовательном учреждении;
  • трансляцию передового опыта в области педагогических инноваций;
  • помощь руководителям образовательных учреждений, координаторам ИКТ в разработке программы информатизации образовательного учреждения.

Конечно, необходимое условие для эффективной реализации методической поддержки – профессиональная ИКТ-компетентность методиста, т.е. его умение решать задачи в своей профессиональной области, правильно используя общепользовательские и профессиональные средства ИКТ.

Основные процессы методической поддержки должны быть погружены в цифровую информационную среду, взаимодействие между участниками образовательного процесса должно становиться одновременно более оперативным и насыщенным благодаря дистанционным технологиям. Создание информационной среды методического центра решает задачу информатизации методической поддержки образовательного процесса, обеспечивая его открытость, позволяя увеличить охват целевой аудитории, а использование интерактивных форм методической поддержки способствует повышению ее оперативности.

В заключение следует подчеркнуть, что для успешной социализации выпускника любого образовательного учреждения необходимо, чтобы сама система образования стала информационной. Этому способствует создание информационного образовательного пространства. Именно формирование информационной среды образовательного учреждения на основе электронной библиотеки обеспечивает существование ИОП как одного из необходимых условий информатизации образования. Это же относится и к организации системы дополнительного профессионального образования библиотечных работников.

Список источников

1. Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы. – Москва : Московский институт открытого образования, 2009. – 98 с.

2. Богословский В. И. Наука в педагогическом университете: вопросы методологии, теории и практики / В. И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин. – С.-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 204 с.

3. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5» на 2009–2011 гг. –  Москва : Центр «Школьная книга», 2008. – 184 с.

4. ГОСТ 7.0-99 (ИСО 5127–1–83). Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.

5. Земсков А. И. Электронные библиотеки : учеб. для студентов вузов культуры и искусств и др. высш. учеб. заведений / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. – Москва : Либерея, 2003. – 352 с.

  
На главную