Научные и технические библиотеки №6 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Басов С. А. Институты гражданского общества в библиотечной сфере: теоретико-методологические аспекты. Статья 2. Типология негосударственных организаций в библиотечной сфере

Красикова Е. Г. Библиотека современного вуза: информационные ожидания и особенности информационного поведения пользователей

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Литвинова Н. Н. Лицензии на доступ к сетевым удаленным ресурсам: продолжение темы

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Клюев В. К. Профессиональные управленческие компетенции и их формирование в процессе обучения бакалавра библиотечно-информационной деятельности

Езова С. А. Виды библиотечного общения

Иночкин В. В. Методика оценки социально-психологического климата в коллективе библиотеки

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Классификационная система архивного назначения. Общие черты и существенные отличия от библиотечных систем

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Земсков А. И. Библиотека – инструмент передачи знаний. («Куб знаний»)

Столяров Ю. Н. Некоторые соображения по сути статьи А. И. Земскова «Библиотека – инструмент передачи знаний»

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Лиховид Т. Ф. Управление знаниями в библиографической интерпретации

Трушина И. А. Новая книга профессора С. А. Езовой

ЮБИЛЕИ

Исамадиева С. А. Юбилей университетской библиотеки

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

«Авиация и космонавтика» - в ГПНТБ России

«Библиотечное дело и система образования во Франции и Германии»


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 665.552

Т. Ф. Лиховид

Управление знаниями
в библиографической интерпретации

Рец. на кн.: Крымская А. С. Управление знаниями : аннотированный библиографический указатель (1993–2007) / А. С. Крымская, Е. Ю. Гранкина ; отв. ред. Р. С. Гиляревский ; Б-ка Рос. акад. наук – С.-Петербург : Издательство «Европейский Дом», 2009. – 332 с.

В конце 2009 г. вышел из печати первый в нашей стране отдельно изданный библиографический указатель по новой для дисциплин информационного цикла теме: Крымская А. С., Гранкина Е. Ю. «Управление знаниями: библиографический указатель (1993–2007)».

Как научное направление менеджмент знаний (knowledgemanagement) стал активно развиваться с начала 1990-х гг., хотя отдельные публикации на эту тему появились еще раньше. Формирование этой дисциплины отражает феномен современной эпохи – превращение знаний/информации в непосредственную производительную силу, определяющую уровень, темпы и вектор развития общества.

Несмотря на разнообразие толкований термина управление знаниями, основной смысл данного процесса заключается в сборе, сохранении явной информации (в том числе документированной) и неявного знания (профессионального опыта специалистов) и предоставлении доступа к ним прежде всего на основе технологических возможностей.

Тематика управления знаниями формировалась в рамках менеджмента организации, но уже во второй половине 1990-х гг. к ее разработке подключились библиографы, лингвисты, психологи, представители других гуманитарных специальностей. Информационные основы управления знанием у нас в стране были заложены в работах В.  М. Глушкова, Л. С. Козачкова, Р. С. Гиляревского, Ю. А. Шрейдера и других.

Библиография издревле рассматривалась как ключ к знаниям – средство ориентации в документально фиксированном знании. Поэтому интерес библиографов к новому научному направлению закономерен. Лидером внедрения библиографических методов в процессы менеджмента знаний является петербургская библиографоведческая школа, возглавляемая доктором пед. наук, профессором Г. Ф. Гордукаловой. Под ее руководством создаются методики наглядного представления проблематики творчества ученых на основе библиометрического и библиографического анализа их трудов, составления индивидуальных «карт знаний». Поэтому вполне закономерно, что первый указатель, обобщивший отечественную и зарубежную литературу по рассматриваемой проблематике, подготовили ученики и последователи Галины Феофановны – А. С. Крымская и Е. Ю. Гранкина. Указатель готовился под патронажем Библиотеки РАН и ее директора – В. П. Леонова.

Указатель отразил отечественную и зарубежную литературу за 1993–2007 гг. Отдельным списком даны публикации за 2008 г. Полно представлены работы на русском языке и наиболее значимые – на английском, немецком и французском языках, отобранные по отечественным библиографическим источникам. Всего включены 1 365 записей различных типов документов: монографий, учебных материалов, научно-практических пособий, сборников статей, статей из периодических и продолжающихся изданий, авторефератов диссертаций.

Авторы подошли к теме достаточно широко: в указателе отражены публикации, не только непосредственно касающиеся управления знанием, но и посвященные проблемам информационного общества, экономики знаний, инновационного менеджмента, управления интеллектуальным капиталом, библиотечно-информационной деятельности, подготовки кадров, если в них в той или иной степени затрагивались аспекты менеджмента знаний.

Указатель состоит из семи разделов:

I. «Обобщающие материалы» – монографии, сборники, справочные и библиографические материалы по рассматриваемой теме (158 записей);

II. «Управление знаниями: состояние и тенденции развития» – публикации по общим вопросам управления знанием, различным концепциям менеджмента знаний, материалы соответствующих конгрессов и конференций (264 записи);

III. «Проектирование и использование систем управления знанием» – раздел посвящен технологиям и средствам управления знаниями в организации: логистике информационных потоков, соответствующим ИПС, опыту выявления неявных знаний и др. (270 записей);

IV. «Практика управления знаниями в разных областях деятельности» – отражен опыт менеджмента знаний в государственном секторе, некоммерческой сфере (образовании, науке, культуре) и коммерческих организациях (272 записи). Здесь выделен подраздел «Управление знаниями и библиотечно-информационная деятельность», содержащий 53 записи на публикации известных отечественных и ряда зарубежных авторов: Г. Ф. Гор­ду­каловой, Р. С. Гиляревского, В. П. Леонова, Е. В. Никаноровой, А. В. Теп­лицкой, З. А. Сафиуллиной и других;

V. «Применение технологий управления знаниями для формирования интеллектуального капитала предприятия» – работы по проблемам формирования «интеллектуального капитала» и корпоративной культуры знаний (288 записей);

VI. «Современные типы организаций» – публикации о деятельности интеллектуальных, обучающихся и виртуальных корпораций, способных эффективно управлять созданными и приобретенными знаниями (49 записей);

VII. «Подготовка специалистов по управлению знаниями» – раздел посвящен подготовке кадров, способных реализовывать проекты управления знаниями (17 записей);

Публикации по управлению знаниями, вышедшие в свет в 2008 г. (47 записей).

Указатель сопровождается прекрасными вступительными статьями, двумя вспомогательными указателями (именным и перечнем упоминаемых организаций) и шестью интереснейшими приложениями.

Особенно хочется отметить вступительные статьи. Ответственный редактор этого издания – Р. С. Гиляревский – в своем кратком вступительном слове остановился на лингвистическом понимании терминов знание и управление, на социальном значении концепции «управления знаниями». Значимость концепции в целом и данного указателя в частности Руджеро Сергеевич видит в «возможности расширить влияние гуманитарных наук на всю область интеллектуальной деятельности в обществе» (с. 10).

Традиционное методическое вступление «От авторов» отражает приемы составления указателя и его структуру.

«Предисловие», подготовленное канд. пед. наук А. С. Крымской, – это полномасштабная научная статья, в которой раскрывается история формирования концепции «управления знаниями», причины ее возникновения, характеризуются наиболее значимые труды, основные направления процесса управления знаниями. Автор предлагает свое определение менеджмента знаний: «…это интегрированный процесс выявления и получения скрытых знаний, их преобразование и хранение для распространения и совместного использования с целью получения нового знания, необходимого специалистам для принятия решений по конкретному вопросу» (с. 27).

Процесс управления знаниями идет, как отмечено в статье, по четырем основным направлениям:

  • исследование знаний и их систематизация;
  • осознание знаний и определение их ценности;
  • планирование и осуществление действий в соответствии с результатами анализа знаний;
  • постоянная капитализация и переосмысление знаний (с. 27–28).

Приведенное определение кажется достаточно узким, применимым именно в менеджменте организации, хотя А. С. Крымская показывает, что концепция нашла более широкое использование во многих информационных отраслях. Автор, в частности, подчеркивает возможности различных видов библиографии – особенно государственной и научно-вспомога­тельной – в выявлении и изучении динамики и структуры документного потока, развития или затухания научного знания по отдельным тематическим направлениям, творческой активности ученых (с. 32–34).

Предисловие А. С. Крымской лаконично и содержательно, представляет собой удачный образец введения к научно-вспомогательному указателю.

В указателе помещены разнообразные приложения:

Хронологическая шкала основных событий в развитии концепции “управление знаниями”;

Карта динамики выхода в свет монографий и сборников статей по теме на русском языке в 1993–2007 гг.;

Карта динамики выхода в свет учебных и научно-методических изданий по теме на русском языке в 1993–2007 гг.;

Ореол рассеяния публикаций по управлению знаниями в отечественных периодических и продолжающихся изданиях в 1993–2007 гг.;

Карта динамики выхода в свет публикаций по теме “управление знаниями” в отечественных периодических и продолжающихся изданиях в 1993–2007 гг.;

Карта динамики отображения темы управления знаниями в диссертационных исследованиях в 1993–2007 гг.

Эти оригинальные аналитические приложения показывают профессионализм составителей и наглядно отражают хронологические и количественные характеристики потока документов по рассматриваемой теме.

Аннотированный библиографический указатель А. С. Крымской и Е. Ю. Гранкиной «Управление знаниями» – безусловно весомое достижение отечественной библиографии. Осмысление значительного массива собранных данных может способствовать развитию новых исследовательских направлений в библиографоведении.

Указатель будет интересен широкому кругу научных работников и практиков информационной сферы.

  
На главную