ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
УДК 665.552
Т. Ф. Лиховид
Управление знаниями
в библиографической интерпретации
Рец. на кн.: Крымская А. С.
Управление знаниями : аннотированный библиографический указатель (1993–2007) /
А. С. Крымская, Е. Ю. Гранкина
; отв. ред. Р. С. Гиляревский ; Б-ка Рос. акад. наук –
С.-Петербург : Издательство «Европейский Дом», 2009. – 332 с.
В конце 2009 г. вышел из печати первый в нашей стране
отдельно изданный библиографический указатель по новой для дисциплин информационного
цикла теме: Крымская А. С.,
Гранкина Е. Ю. «Управление знаниями: библиографический указатель
(1993–2007)».
Как научное направление менеджмент знаний (knowledgemanagement) стал активно развиваться
с начала 1990-х гг., хотя отдельные публикации на эту тему появились еще
раньше. Формирование этой дисциплины отражает феномен современной эпохи –
превращение знаний/информации в непосредственную производительную силу,
определяющую уровень, темпы и вектор развития общества.
Несмотря на разнообразие толкований термина управление знаниями, основной смысл данного процесса заключается в
сборе, сохранении явной информации (в том числе документированной) и неявного
знания (профессионального опыта специалистов) и предоставлении доступа к ним
прежде всего на основе технологических возможностей.
Тематика управления знаниями формировалась в рамках менеджмента
организации, но уже во второй половине 1990-х гг. к ее разработке подключились
библиографы, лингвисты, психологи, представители других гуманитарных
специальностей. Информационные основы управления знанием у нас в стране были
заложены в работах В. М. Глушкова, Л. С. Козачкова,
Р. С. Гиляревского, Ю. А. Шрейдера и других.
Библиография издревле рассматривалась как ключ к знаниям – средство
ориентации в документально фиксированном знании. Поэтому интерес библиографов к
новому научному направлению закономерен. Лидером внедрения библиографических
методов в процессы менеджмента знаний является
петербургская библиографоведческая школа, возглавляемая доктором пед. наук,
профессором Г. Ф. Гордукаловой. Под ее руководством создаются
методики наглядного представления проблематики творчества ученых на основе
библиометрического и библиографического анализа их трудов, составления
индивидуальных «карт знаний». Поэтому вполне закономерно, что первый указатель,
обобщивший отечественную и зарубежную литературу по рассматриваемой
проблематике, подготовили ученики и последователи Галины Феофановны –
А. С. Крымская и Е. Ю. Гранкина. Указатель готовился под
патронажем Библиотеки РАН и ее директора – В. П. Леонова.
Указатель отразил отечественную и зарубежную литературу за
1993–2007 гг. Отдельным списком даны публикации за 2008 г. Полно
представлены работы на русском языке и наиболее значимые – на английском, немецком
и французском языках, отобранные по отечественным библиографическим источникам.
Всего включены 1 365 записей различных типов документов: монографий,
учебных материалов, научно-практических пособий, сборников статей, статей из
периодических и продолжающихся изданий, авторефератов диссертаций.
Авторы подошли к теме достаточно широко: в указателе отражены
публикации, не только непосредственно касающиеся управления знанием, но и
посвященные проблемам информационного общества, экономики знаний,
инновационного менеджмента, управления интеллектуальным капиталом,
библиотечно-информационной деятельности, подготовки кадров, если в них в той
или иной степени затрагивались аспекты менеджмента знаний.
Указатель состоит из семи разделов:
I.
«Обобщающие материалы» – монографии, сборники, справочные и библиографические
материалы по рассматриваемой теме (158 записей);
II.
«Управление знаниями: состояние и тенденции развития» – публикации по общим
вопросам управления знанием, различным концепциям менеджмента знаний, материалы
соответствующих конгрессов и конференций (264 записи);
III.
«Проектирование и использование систем управления знанием» – раздел посвящен
технологиям и средствам управления знаниями в организации: логистике
информационных потоков, соответствующим ИПС, опыту выявления неявных знаний и
др. (270 записей);
IV. «Практика управления
знаниями в разных областях деятельности» – отражен опыт менеджмента знаний в
государственном секторе, некоммерческой сфере (образовании, науке, культуре) и
коммерческих организациях (272 записи). Здесь выделен подраздел «Управление
знаниями и библиотечно-информационная деятельность», содержащий 53 записи на
публикации известных отечественных и ряда зарубежных авторов:
Г. Ф. Гордукаловой, Р. С. Гиляревского,
В. П. Леонова, Е. В. Никаноровой, А. В. Теплицкой,
З. А. Сафиуллиной и других;
V.
«Применение технологий управления знаниями для формирования интеллектуального
капитала предприятия» – работы по проблемам формирования «интеллектуального
капитала» и корпоративной культуры знаний (288 записей);
VI. «Современные типы
организаций» – публикации о деятельности интеллектуальных, обучающихся и
виртуальных корпораций, способных эффективно управлять созданными и
приобретенными знаниями (49 записей);
VII.
«Подготовка специалистов по управлению знаниями» – раздел посвящен подготовке
кадров, способных реализовывать проекты управления знаниями (17 записей);
Публикации по управлению знаниями, вышедшие в свет в 2008 г.
(47 записей).
Указатель сопровождается прекрасными вступительными статьями,
двумя вспомогательными указателями (именным и перечнем упоминаемых организаций)
и шестью интереснейшими приложениями.
Особенно хочется отметить вступительные статьи. Ответственный редактор
этого издания – Р. С. Гиляревский – в своем кратком вступительном
слове остановился на лингвистическом понимании терминов знание и управление, на
социальном значении концепции «управления знаниями». Значимость концепции в
целом и данного указателя в частности Руджеро Сергеевич видит в «возможности
расширить влияние гуманитарных наук на всю область интеллектуальной
деятельности в обществе» (с. 10).
Традиционное методическое вступление «От авторов» отражает приемы
составления указателя и его структуру.
«Предисловие», подготовленное канд. пед. наук
А. С. Крымской, – это полномасштабная научная статья, в которой
раскрывается история формирования концепции «управления знаниями», причины ее
возникновения, характеризуются наиболее значимые труды, основные направления
процесса управления знаниями. Автор предлагает свое определение менеджмента
знаний: «…это интегрированный процесс выявления и получения скрытых знаний, их
преобразование и хранение для распространения и совместного использования с целью
получения нового знания, необходимого специалистам для принятия решений по
конкретному вопросу» (с. 27).
Процесс управления знаниями идет, как отмечено в статье, по четырем
основным направлениям:
- исследование знаний и их систематизация;
- осознание знаний и определение их ценности;
- планирование и осуществление действий в соответствии с результатами
анализа знаний;
- постоянная капитализация и переосмысление знаний (с. 27–28).
Приведенное определение кажется достаточно узким, применимым
именно в менеджменте организации, хотя А. С. Крымская показывает, что
концепция нашла более широкое использование во многих информационных отраслях.
Автор, в частности, подчеркивает возможности различных видов библиографии –
особенно государственной и научно-вспомогательной – в выявлении и изучении
динамики и структуры документного потока, развития или затухания научного
знания по отдельным тематическим направлениям, творческой активности ученых (с.
32–34).
Предисловие
А. С. Крымской лаконично и содержательно, представляет собой удачный
образец введения к научно-вспомогательному указателю.
В указателе помещены разнообразные приложения:
Хронологическая шкала основных событий в развитии концепции
“управление знаниями”;
Карта динамики выхода в свет монографий и сборников статей по теме
на русском языке в 1993–2007 гг.;
Карта динамики выхода в свет учебных и научно-методических изданий
по теме на русском языке в 1993–2007 гг.;
Ореол рассеяния публикаций по управлению знаниями в отечественных
периодических и продолжающихся изданиях в 1993–2007 гг.;
Карта динамики выхода в свет публикаций по теме “управление знаниями”
в отечественных периодических и продолжающихся изданиях в 1993–2007 гг.;
Карта динамики отображения темы управления знаниями в диссертационных
исследованиях в 1993–2007 гг.
Эти оригинальные аналитические приложения показывают профессионализм
составителей и наглядно отражают хронологические и количественные
характеристики потока документов по рассматриваемой теме.
Аннотированный библиографический указатель
А. С. Крымской и Е. Ю. Гранкиной «Управление знаниями» –
безусловно весомое достижение отечественной библиографии. Осмысление
значительного массива собранных данных может способствовать развитию новых
исследовательских направлений в библиографоведении.
Указатель будет интересен широкому кругу научных работников и
практиков информационной сферы.
|