УДК 655.552
И. А. Трушина
Новая книга профессора С. А. Езовой
Рец. на кн.: Езова С. А. Библиотекарь и читатель:
типы поведения. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 112 с.
Процессы информатизации все больше затрагивают различные формы
общественных взаимоотношений. В конце прошлого года было объявлено о начале
широкомасштабного внедрения в России технологий электронного правительства. Это
значит, что в перспективе гражданин сможет решить большинство своих социальных
проблем, фактически не вступая в прямой контакт с чиновником. Информатизация
затрагивает процессы образования, здравоохранения, государственного
обслуживания. А для нас информация особенно важна в таком социальном институте,
как библиотека.
Информатизация – это прежде всего распространение ИКТ, которые
берут на себя функции опосредования живого человеческого общения. Как это может
отразиться на библиотеке? Возможно ли существование полноценной библиотеки, в
которой читатель и библиотекарь окажутся по разные стороны одной информационной системы? В нынешних условиях неослабевающее
внимание к гуманитарной составляющей библиотечной работыприобретает особое значение. Именно поэтому
принципиально важно появление исследований, посвященных проблеме общения
библиотекаря с читателем.
Внимание не только специалистов, но и библиотекарей-практиков
должна привлечь книга С. А. Езовой «Библиотекарь и читатель: типы поведения»
[1]. Появление издания логически
обоснованно, поскольку Светлана Андреевна – широко известный специалист по
данной проблематике. Достаточно вспомнить ее книги «Библиотечное общение как
феномен исследования», «Грани библиотечного общения», «Культура общения
библиотекарей» [2] и др.
С. А. Езова – кандидат педагогических наук, профессор
Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, академик Международной
академии информатизации при ООН, кроме того – член Рабочей группы по разработке
новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря» (http://www.rba.ru/or/cjmitet/10/grup.html). (Необходимо отметить, что к
настоящему времени Рабочая группа обсудила методологические вопросы разработки
Кодекса; идет работа над проектом документа).
В соответствии с принятым подходом [3], во всех кодексах библиотечной этики можно условно выделить
следующие группы этических взаимоотношений: «Библиотекарь–Общество»,
«Библиотекарь–Читатель», «Библиотекарь–Коллеги», «Библиотекарь–Я сам»
(отношение к себе как профессионалу).
Большая часть содержания кодекса этики, как правило, приходится на
регулирование форм человеческого общения. И книга С. А. Езовой дает
серьезный фактографический и аналитический материал для рассмотрения
взаимоотношений «Библиотекарь–Читатель».
Можно говорить и о более широком значении книги, поскольку она
будет полезна всем, кто видит будущее библиотеки прежде всего сквозь призму
развития ее коммуникационной функции. А к таким специалистам
С. А. Езова относит С. А. Басова, Е. Ю. Гениеву,
А. В. Соколова и других [1.
С. 12].
Как отмечает Светлана Андреевна, «трансформация публичной библиотеки
в различного рода центры – информационный, социального партнерства, центр
чтения – расширяет круг субъектов, с которыми взаимодействует библиотека, как в
ее стенах, так и за ее пределами» [Там же. С. 8].
С. А. Езова дает свое определение понятия библиотечное общение: «это
взаимодействие людей с целью удовлетворения их потребностей в решении проблем
жизнедеятельности посредством библиотечных ресурсов» [Там же. С. 9]. В
библиотечном общении автор выделяет следующие типы отношений: нормативные,
диалогические, монологические (императивные, манипулятивные) [Там же. С. 21].
Говоря о нормативных отношениях, она отмечает, что речь идет о соблюдении этикетных
норм. Возможно, в данной ситуации более точно говорить об этических нормах.
Конструктивный смысл для оценки этичности поведения библиотекаря
содержится в приведенной С. А. Езовой Декартовой прямоугольной системе
координат «Типы поведения библиотекарей» [Там же. С. 15–16].
Представляет интерес и анализ эффективности библиотечного общения
в зависимости от «соблюдения и несоблюдения Библиотекарем этических норм».
Приведенные типы общения далеко не тривиальны. Так, С. А. Езова
рассматривает вариант, когда «Библиотекарь адекватно понимает Читателя,
выстраивает с ним отношения, выбирает адекватную тактику поведения и форм
обращения, но в то же время может вести себя безнравственно» [С. 52]. Очень
уместны приведенные здесь слова Ф. Бэкона: «…этика ставит своей целью
пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская
наука не требует ничего кроме внешней порядочности» [Там же].
Интересны наблюдения автора, изложенные в разделе «О библиотечном
этикете и не только» [С. 73–75]. В наше технократическое время, усугубленное
экономическим кризисом, отнюдь не наивным кажется утверждение, что читатель,
идущий в библиотеку, «на подсознательном уровне ожидает, что библиотекари его
не обругают» [С. 74].
Справедливо завершающее обобщение автора [C. 103-105]. Очевидно, что общение в
связке «библиотекарь–читатель» важно прежде всего с точки зрения эффективности
оказания библиотечной услуги. Но, как неоднократно отмечает
С. А. Езова, современная концепция библиотеки включает и такие ее
ипостаси, как социальный центр, «теплый дом» и просто привлекательное место для
жителей населенного пункта. И в этом смысле главная значимость оптимального
общения библиотекаря с читателем в стенах библиотеки состоит в том, что именно
оно становится частью важнейшего процесса – социализации личности.
С. А. Езова дает свое название этому процессу – коммуникативная социализация.
Как отмечает автор, вопросам социализации личности в юношеском
возрасте в библиотеке много внимания уделяла в своих публикациях
Ю. П. Мелентьева. Необходимо напомнить, что еще в 1980-х гг.
библиотеку как институт социализации рассматривали В. Р. Фирсов и
М. Д. Афанасьев.
Книга С. А. Езовой относится к жанру
научно-методического пособия. Прекрасно выстроена её логическая структура.
Читать книгу – интересно. Она будет полезна читателям различного
образовательного уровня.
В начале рецензии отмечено, что одна из угроз дегуманизации библиотеки
– общение с читателем посредством компьютерных технологий. И в этой связи
хочется пожелать автору продолжить исследования в данном направлении. Может
быть, виртуальное общение библиотекаря с читателем (в
электронно-коммуникативных сетях) станет предметом будущих размышлений
С. А. Езовой?
Список источников
1. Езова С. А. Библиотекарь и
читатель: типы поведения. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 112 с.
2. Езова С. А. Библиотечное
общение как феномен исследования. – Москва : Либерея-Бибинформ. – 2007; Она же.
Культура общения библиотекарей. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2004; Она же.
Грани библиотечного общения. – Москва : ИПО «Профиздат», 2002.
3. Трушина И. А. Этика
библиотекаря: моральный закон внутри нас. – Москва : Гранд-Фаир, 2008. – 272 с.
4. Фирсов В. Р. Библиотека как
институт социализации / В. Р. Фирсов // Эксперимент в изучении
процессов функционирования библиотечных систем : сб. науч. тр. / ГПБ. – Ленинград,
1984. – С. 134–142.
|