Научные и технические библиотеки №6 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Басов С. А. Институты гражданского общества в библиотечной сфере: теоретико-методологические аспекты. Статья 2. Типология негосударственных организаций в библиотечной сфере

Красикова Е. Г. Библиотека современного вуза: информационные ожидания и особенности информационного поведения пользователей

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Литвинова Н. Н. Лицензии на доступ к сетевым удаленным ресурсам: продолжение темы

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Клюев В. К. Профессиональные управленческие компетенции и их формирование в процессе обучения бакалавра библиотечно-информационной деятельности

Езова С. А. Виды библиотечного общения

Иночкин В. В. Методика оценки социально-психологического климата в коллективе библиотеки

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Классификационная система архивного назначения. Общие черты и существенные отличия от библиотечных систем

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Земсков А. И. Библиотека – инструмент передачи знаний. («Куб знаний»)

Столяров Ю. Н. Некоторые соображения по сути статьи А. И. Земскова «Библиотека – инструмент передачи знаний»

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Лиховид Т. Ф. Управление знаниями в библиографической интерпретации

Трушина И. А. Новая книга профессора С. А. Езовой

ЮБИЛЕИ

Исамадиева С. А. Юбилей университетской библиотеки

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

«Авиация и космонавтика» - в ГПНТБ России

«Библиотечное дело и система образования во Франции и Германии»


УДК 655.552

И. А. Трушина

Новая книга профессора С. А. Езовой

Рец. на кн.:  Езова С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 112 с.

Процессы информатизации все больше затрагивают различные формы общественных взаимоотношений. В конце прошлого года было объявлено о начале широкомасштабного внедрения в России технологий электронного правительства. Это значит, что в перспективе гражданин сможет решить большинство своих социальных проблем, фактически не вступая в прямой контакт с чиновником. Информатизация затрагивает процессы образования, здравоохранения, государственного обслуживания. А для нас информация особенно важна в таком социальном институте, как библиотека.

Информатизация – это прежде всего распространение ИКТ, которые берут на себя функции опосредования живого человеческого общения. Как это может отразиться на библиотеке? Возможно ли существование полноценной библиотеки, в которой читатель и библиотекарь окажутся по разные стороны одной информационной системы? В нынешних условиях неослабевающее внимание к гуманитарной составляющей библиотечной работыприобретает особое значение. Именно поэтому принципиально важно появление исследований, посвященных проблеме общения библиотекаря с читателем.

Внимание не только специалистов, но и библиотекарей-практиков должна привлечь книга С. А. Езовой «Библиотекарь и читатель: типы поведения» [1]. Появление издания логически обоснованно, поскольку Светлана Андреевна – широко известный специалист по данной проблематике. Достаточно вспомнить ее книги «Библиотечное общение как феномен исследования», «Грани библиотечного общения», «Культура общения библиотекарей» [2] и др.

С. А. Езова – кандидат педагогических наук, профессор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, академик Международной академии информатизации при ООН, кроме того – член Рабочей группы по разработке новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря» (http://www.rba.ru/or/cjmitet/10/grup.html). (Необходимо отметить, что к настоящему времени Рабочая группа обсудила методологические вопросы разработки Кодекса; идет работа над проектом документа).

В соответствии с принятым подходом [3], во всех кодексах библиотечной этики можно условно выделить следующие группы этических взаимоотношений: «Библиотекарь–Общество», «Библиотекарь–Читатель», «Библиотекарь–Коллеги», «Библиотекарь–Я сам» (отношение к себе как профессионалу).

Большая часть содержания кодекса этики, как правило, приходится на регулирование форм человеческого общения. И книга С. А. Езовой дает серьезный фактографический и аналитический материал для рассмотрения взаимоотношений «Библиотекарь–Читатель».

Можно говорить и о более широком значении книги, поскольку она будет полезна всем, кто видит будущее библиотеки прежде всего сквозь призму развития ее коммуникационной функции. А к таким специалистам С. А. Езова относит С. А. Басова, Е. Ю. Гениеву, А. В. Соколова и других [1. С. 12].

Как отмечает Светлана Андреевна, «трансформация публичной библиотеки в различного рода центры – информационный, социального партнерства, центр чтения – расширяет круг субъектов, с которыми взаимодействует библиотека, как в ее стенах, так и за ее пределами» [Там же. С. 8].

С. А. Езова дает свое определение понятия библиотечное общение: «это взаимодействие людей с целью удовлетворения их потребностей в решении проблем жизнедеятельности посредством библиотечных ресурсов» [Там же. С. 9]. В библиотечном общении автор выделяет следующие типы отношений: нормативные, диалогические, монологические (императивные, манипулятивные) [Там же. С. 21]. Говоря о нормативных отношениях, она отмечает, что речь идет о соблюдении этикетных норм. Возможно, в данной ситуации более точно говорить об этических нормах.

Конструктивный смысл для оценки этичности поведения библиотекаря содержится в приведенной С. А. Езовой Декартовой прямоугольной системе координат «Типы поведения библиотекарей» [Там же. С. 15–16].

Представляет интерес и анализ эффективности библиотечного общения в зависимости от «соблюдения и несоблюдения Библиотекарем этических норм». Приведенные типы общения далеко не тривиальны. Так, С. А. Езова рассматривает вариант, когда «Библиотекарь адекватно понимает Читателя, выстраивает с ним отношения, выбирает адекватную тактику поведения и форм обращения, но в то же время может вести себя безнравственно» [С. 52]. Очень уместны приведенные здесь слова Ф. Бэкона: «…этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская наука не требует ничего кроме внешней порядочности» [Там же].

Интересны наблюдения автора, изложенные в разделе «О библиотечном этикете и не только» [С. 73–75]. В наше технократическое время, усугубленное экономическим кризисом, отнюдь не наивным кажется утверждение, что читатель, идущий в библиотеку, «на подсознательном уровне ожидает, что библиотекари его не обругают» [С. 74].

Справедливо завершающее обобщение автора [C. 103-105]. Очевидно, что общение в связке «библиотекарь–читатель» важно прежде всего с точки зрения эффективности оказания библиотечной услуги. Но, как неоднократно отмечает С. А. Езова, современная концепция библиотеки включает и такие ее ипостаси, как социальный центр, «теплый дом» и просто привлекательное место для жителей населенного пункта. И в этом смысле главная значимость оптимального общения библиотекаря с читателем в стенах библиотеки состоит в том, что именно оно становится частью важнейшего процесса – социализации личности. С. А. Езова дает свое название этому процессу – коммуникативная социализация.

Как отмечает автор, вопросам социализации личности в юношеском возрасте в библиотеке много внимания уделяла в своих публикациях Ю. П. Мелентьева. Необходимо напомнить, что еще в 1980-х гг. библиотеку как институт социализации рассматривали В. Р. Фирсов и М. Д. Афанасьев.

Книга С. А. Езовой относится к жанру научно-методического пособия. Прекрасно выстроена её логическая структура. Читать книгу – интересно. Она будет полезна читателям различного образовательного уровня.

В начале рецензии отмечено, что одна из угроз дегуманизации библиотеки – общение с читателем посредством компьютерных технологий. И в этой связи хочется пожелать автору продолжить исследования в данном направлении. Может быть, виртуальное общение библиотекаря с читателем (в электронно-коммуникативных сетях) станет предметом будущих размышлений С. А. Езовой?

Список источников

1. Езова С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 112 с.

2. Езова С. А. Библиотечное общение как феномен исследования. – Москва : Либерея-Бибинформ. – 2007; Она же. Культура общения библиотекарей. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2004; Она же. Грани библиотечного общения. – Москва : ИПО «Профиздат», 2002.

3. Трушина И. А. Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас. – Москва : Гранд-Фаир, 2008. – 272 с.

4. Фирсов В. Р. Библиотека как институт социализации / В. Р. Фирсов // Эксперимент в изучении процессов функционирования библиотечных систем : сб. науч. тр. / ГПБ. – Ленинград, 1984. – С. 134–142.

  
На главную