Научные и технические библиотеки №6 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Басов С. А. Институты гражданского общества в библиотечной сфере: теоретико-методологические аспекты. Статья 2. Типология негосударственных организаций в библиотечной сфере

Красикова Е. Г. Библиотека современного вуза: информационные ожидания и особенности информационного поведения пользователей

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Литвинова Н. Н. Лицензии на доступ к сетевым удаленным ресурсам: продолжение темы

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Клюев В. К. Профессиональные управленческие компетенции и их формирование в процессе обучения бакалавра библиотечно-информационной деятельности

Езова С. А. Виды библиотечного общения

Иночкин В. В. Методика оценки социально-психологического климата в коллективе библиотеки

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Классификационная система архивного назначения. Общие черты и существенные отличия от библиотечных систем

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Земсков А. И. Библиотека – инструмент передачи знаний. («Куб знаний»)

Столяров Ю. Н. Некоторые соображения по сути статьи А. И. Земскова «Библиотека – инструмент передачи знаний»

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Лиховид Т. Ф. Управление знаниями в библиографической интерпретации

Трушина И. А. Новая книга профессора С. А. Езовой

ЮБИЛЕИ

Исамадиева С. А. Юбилей университетской библиотеки

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

«Авиация и космонавтика» - в ГПНТБ России

«Библиотечное дело и система образования во Франции и Германии»


«Библиотечное дело и система образования
во Франции и Германии»

Делегация ГПНТБ России (Б. Ф. Федоров, зам. генерального директора, главный инженер; Г. Н. Аганина, помощник генерального директора; Н. И. Чегодаева, главный библиограф ФО–5; Л. В. Сорокина, зав. сектором) приняла участие в профессиональном научно-ознакомительном туре «Библиотечное дело и система образования во Франции и Германии» (16–25 окт. 2009 г.). (Напомним, организация и проведение подобных мероприятий для библиотечно-информационных специалистов – составная часть часть международной деятельности ГПНТБ России.)

По программе этого комплексного мероприятия делегация ознакомилась с работой четырех библиотек: Национальной библиотеки Франции (отделение «Музей Оперы»), Библиотеки в Академическом дворце Сорбонны, Национальной и университетской библиотеки Страсбурга, Городской библиотеки Мюнхена. В каждой из них состоялись встречи и беседы в формате «круглого стола» с представителями руководства и ведущими сотрудниками.

Национальная библиотека Франции (отделение «Музей Оперы») находится в здании Опера Гарнье (OperaGarnier); его архитектура и внутренний интерьер поражают и восхищают. Библиотека-музей расположена в Ротонде императора – западном павильоне от главного фасада. При строительстве здания театра впервые было предусмотрено специальное помещение для библиотеки. В течение двух столетий она была частью Оперы, а с 1866 г. стала самостоятельным учреждением. Сегодня это отделение Национальной библиотеки Франции.

Коллекции Библиотеки-музея бережно хранят прошлое Оперы за последние три века. Здесь собраны разнообразные документы: административные, музыкальные, иконографические архивы; сувениры, связанные с художниками и исполнителями; либретто с текстами, рисунками, вплоть до постановок в целом.

Общий фонд библиотеки – 1 млн единиц хранения; в штате – 15 сотрудников. Ежедневно библиотеку посещают до 25 человек, а в год – 4 тыс. Читателями могут быть только исследователи и искусствоведы, однако при наличии соответствующего документа-ходатайства библиотеку могут посещать и другие лица.

В залах музея на протяжении всего года устраиваются временные тематические выставки, дополняющие постоянные экспозиции картин, рисунков, фотографий и уменьшенных объемных макетов театральных декораций.

Сорбонна. Академический дворец старейшего европейского университета. Библиотека университета. Мы ознакомились с французской системой образования, с историей создания Парижского университета и его структурой.

Основные принципы системы образования во Франции заложены в 1880–1890-х гг. Образование бесплатное, не имеет религиозной составляющей и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Существуют частная и государственная системы образования. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра.

В частных учебных заведениях обучаются около 20% всех учащихся Франции. Частное образование получает помощь от государства: именно государство оплачивает труд преподавателей, участвует в расходах на обучение – восемь из девяти частных школ пользуются этой помощью.

Образовательная система во Франции имеет следующую структуру: дошкольное образование (до 6 лет); начальное образование (6–11 лет); среднее образование (11–18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра; высшее образование.

Существуетнескольковидовдипломов «короткого» цикла (Formations courtes a vocation professionnelle): DUT, DEUST, BTS, Licence professionnelle. Студент может выбирать между различными типами краткосрочного образования для наиболее быстрого получения профессиональных навыков за два года. Образование в данном случае – специализированное. В университете можно получить специальности в самых разных областях: средства связи, электроника, экономика, научные дисциплины и др. В этом случае студент получает университетский технологический диплом (DUT) или университетский диплом высшего технического образования (DEUST). Образование этого же уровня можно получить в отделениях высшего технического образования (STS), в лицеях и некоторых частных учебных заведениях. STS дает право получения свидетельства о высшем техническом образовании (BTS).

Практически все университеты – государственные, и образование в них состоит из трех циклов:

  • первый – в течение двух лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании), но этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда;
  • второй – готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG, и maitrise (степень магистра) – год после licence;
  • третий – делится на два диплома:DESS(диплом высшего специализированного образования) – профессиональный диплом, подготовка к которому длится один год после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику; DEA(диплом углубленного изучения) – обучение исследовательской работе.

Парижский университет Сорбонны – один из крупнейших учебных и научных центров Франции. История его создания восходит к 1215 г., когда из церковных школ был образован первый в Европе светский университет, состоящий из четырех факультетов: искусств, канонического права, теологии и медицины.

В 1257 г. в Латинском квартале Парижа был основан богословский колледж, названный Сорбонной (по имени его основателя Робера Де Сорбона). В XVII в. произошло фактическое слияние Сорбонны с Парижским университетом, и их названия стали отождествляться (ныне в Сорбонне расположена часть учебных подразделений Парижского университета). В главном здании размещаются Парижская академия, административные службы ряда факультетов гуманитарных наук, библиотеки, лекционные аудитории, лаборатории, учебные кабинеты.

С Парижским университетом связана деятельность таких выдающихся ученых, как Ж. Гей-Люссак, А. Лавуазье, Л. Пастер, П. Кюри и других.

В состав Парижского университета входят факультеты права и экономических наук, естественных наук, литературы и гуманитарных наук, медицины, фармакологии. Они разделены на 13 самостоятельных университетов, 10 из которых имеют учебные и научно-исследовательские подразделения по экономике, праву, литературе и гуманитарным наукам, 1 – по медицине и биологии, 2 – по физико-математическим наукам, биологии, химии и наукам о Земле.

В Парижском университете 100 научно-исследовательских институтов, центров, высших школ. Он тесно связан с Национальным центром научных исследований и Комиссариатом по атомной энергии, для которых осуществляет подготовку научных кадров. В каждом университете учатся около 48 тыс. студентов. Несколько зданий университета расположены в пригородах Парижа.

В здании Академического дворца студенты учатся, начиная с III курса. Первокурсники и второкурсники занимаются в других зданиях. Среди студентов – около 15% иностранцев, в их числе и русские.

Ректор Парижского университета назначается Президентом Франции по представлению Министерства национального образования.

Особое значение имеет Библиотека Сорбонны (LaBibliotequedelaSorbonne) Парижского университета. Она открылась 3 декабря 1770 г., и в то время в ней насчитывалось 20 тыс. томов, что было совсем не мало.

Сегодня Библиотека Сорбонны – крупнейшая в Европе межуниверситетская библиотека, содержащая издания по гуманитарным и филологическим наукам (в основном для научной и исследовательской работы); около половины объема фонда – книги и периодические издания на иностранных языках.

Фонд Библиотеки хранит большое количество раритетов. Основными документами, подлежащими микрофильмированию, выбраны рефераты и диссертации. Зарубежные периодические издания покупаются в основном в электронном виде, французские газеты – в печатном. В электронном виде приобретаются базы данных по философии и другим гуманитарным дисциплинам.

Библиотека Сорбонны совместно с Национальной библиотекой Франции ведет сводный каталог французских и иностранных периодических изданий 45 библиотек крупнейших университетов Франции.

Фонд Библиотеки – 2,5 млн единиц хранения. Штат – 100 человек.

Национальная и университетская библиотека Страсбурга – BNUS вторая по значимости библиотека во Франции; в ее фонде более 3 млн единиц хранения.

Библиотека отстроена заново после бомбардировок в 1870 г. (Франко-прусская война), когда было уничтожено прежнее здание вместе с 800 тыс. документов. Фонды долгое время восстанавливались. Многое дарили зарубежные государства, в частности Российская империя – 2 500 изданий по литературе, медицине, географии, истории. Сейчас это так называемый старый Балканский фонд: труды Ломоносова, карты древней Московии, энциклопедии, словари.

Библиотека получила статус национальной в 1926 г. Здание библиотеки, перестроенное в 1950 г., имеет 8 этажей хранения. Общая протяженность всех стеллажей хранения – 60 км. Штат библиотеки – 150 человек.

Религиозные науки и германистика – два наиболее широко представленных направления в фонде библиотеки. Фонд содержит также самую большую российскую коллекцию документов-папирусов – 6 700 экз. и считается вторым по значимости фондом древности. Редкие, раритетные издания хранятся в трех помещениях третьего этажа, закрытых бронированной дверью. Реставрацией этого фонда занимаются четыре сотрудника.

Читатели (в библиотеку записывают всех желающих с 18 лет) могут заказать литературу как в читальном зале, так и по Интернету. Требования распечатываются, литература подбирается и передается в отдел «Почтовое отделение», где читатели забирают её с бронеполки.

В настоящее время микрофиши переводят в цифровую форму (это литература XVI в. по нумизматике, иллюстрированный материал). Микрофиши хранятся, а цифровая форма «выдается» в читальные залы.

На литературу, изданную до 1920 г., создан имидж-каталог.

Сканированием литературы занимается венгерская фирма.

2010 год объявлен во Франции Годом России. В Библиотеке готовится большая экспозиция, посвященная А. С. Пушкину. Фонд «Русский мир» подарил Библиотеке 10 тыс. евро для покупки книг на русском языке.

В 2011 г. (до 2014 г.) Библиотека закроется на реставрацию.

Городская библиотека Мюнхена занимает площадь 10 тыс. кв.м: восемь этажей – наземная часть и шесть – подземная, где в основном расположены книгохранилища (1 млн единиц хранения). 400 тыс. единиц хранения представлены в открытом доступе. Библиотека регистрирует 5 тыс. посещений; ежедневная книговыдача – 10 тыс. ед. хранения. Библиотека имеет 24 филиала, и книговыдача по всей системе – 60–70 тыс.

Библиотека гордится самым большим фондом по филателии в Германии.

В библиотеке проводится регулярное обучение читателей и сотрудников работе с электронным каталогом. Здесь установлены 80 компьютеров для работы в ЭК и 50 – для работы в Интернете. В каждом зале выделены зоны для консультации читателей, где они всегда могут получить квалифицированную помощь.

В основном здании библиотеки работают 250 сотрудников, в 30 филиалах – 550. Годовой бюджет библиотеки – 36 млн евро.

В библиотеке обустроена обширная справочная зона, где при регистрации читатель может получить всю информацию о читальных залах, литературе, каталогах, архивах, правилах работы на оборудовании библиотеки и др.

В читальных залах установлены копировальные машины с монетоприемниками. Библиотека предоставляет читателям возможность сразу же отправлять копии материалов на личный компьютер. Откопировать можно целую книгу, так как при записи в библиотеку с читателем заключается договор о том, что вся информация будет им использоваться только для личных целей. Решение вопросов авторского права возложено на юридическую фирму, с которой библиотека заключила соответствующий договор.

Городская библиотека Мюнхена одной из первых библиотек в Германии перешла на работу с использованием RFID-технологии (идентификация документов с помощью радиочастотных меток), позволяющей автоматически контролировать все движение фонда, проводить его инвентаризацию, осуществлять поиск, выдачу, возврат и сортировку изданий. Для этого каждая единица хранения маркируется радиочастотной меткой, так же как и читательский пластиковый билет с вмонтированной микросхемой и антенной. Читатель, зарегистрировавшись на входе, выбирает необходимые ему издания и самостоятельно записывает их на свой электронный билет. Автоматически происходит и списывание книг с читательского билета при их возврате. Оборудование сортировки сбрасываемых документов и возврата изданий на соответствующие ярусы хранения через систему телелифтов обеспечивает полную автоматизацию этого процесса. Технология RFID обеспечивает также противокражный контроль фонда.

На технологию RFID-меток библиотека перешла четыре года назад. 400 тыс. единиц хранения были снабжены RFID-метками за три месяца. Работа велась на девяти RFID-устройствах, на каждом из которых посменно работали два человека. (Нанесение RFID-меток на издание – монотонная работа, поэтому большое внимание уделяется эргономике рабочего места: установлены столы, регулируемые по высоте, выбран специальный размер экрана компьютера и размер шрифта на экране. Это касается и других рабочих мест.)

При переходе на технологию RFID в целом по библиотеке высвободились 19 рабочих мест – экономия составила около 60 тыс. евро.

В читальных залах установлены аппараты, регистрирующие книговыдачу и возврат литературы, которые заменили кафедры выдачи и приема литературы. Читатель с отобранными книгами подходит к аппарату, идентифицирует свой электронный читательский билет, кладет книги на специальное место аппарата, где происходит считывание информации с RFID-метки книги и ее запись на читательский билет. Затем аппарат выдает чек-справку с перечнем взятых читателем изданий, после чего читатель может свободно покинуть зал, а затем и библиотеку, пройдя через специальные ворота, установленные в залах и на выходе из библиотеки.

Возврат литературы автоматизирован таким же образом. В зоне гардероба установлены три аппарата приема книг. При сдаче изданий читатель получает подтверждающий чек. (Сдать литературу самостоятельно можно с 7.00 до 23.00 часов.) В библиотеке установлены 80 устройств, обеспечивающих работу с RFID-метками; их общая стоимость – 5,5 млн евро.

Цена годового читательского билета для взрослых – 18 евро, льготного – 9 евро; до 18 лет пользование библиотекой бесплатное. Работа в Интернете – услуга платная: 1 евро в час. Оказывая платные услуги, библиотека зарабатывает 3 млн евро в год. Плата за услуги взимается через монетоприемник автоматических касс. В скором времени оплата будет осуществляться по читательскому билету c меткой RFID, как по любой банковской пластиковой карте.

По итогам поездки делегация ГПНТБ России сделала важные выводы, которые отражены в Отчете о командировке. Некоторые из выводов:

ознакомившись с работой ведущих библиотек Франции и Германии и проведя деловые встречи с их специалистами, делегация отмечает, что ГПНТБ России развивается в общемировых техническом и технологическом направлениях;

подробное знакомство с работой Городской библиотеки Мюнхена, являющейся лидером в Европе в области RFID-технологий, которые в настоящее время внедряет и ГПНТБ России, позволит оптимизировать работу в этом направлении;

для организации современного обслуживания читателей, хранения и выдачи изданий, применения соответствующих технологий библиотеке необходимо специально спроектированное здание;

международные конференции «Крым» и «Либком», проводимые ГПНТБ России, вызывают большой интерес у французских и немецких коллег;

полученные в период командировки знания позволят выбрать новые направления дальнейшего развития библиотечных технологий и новых аппаратных средств.

По материалам Отчета о командировке

  
На главную