Научные и технические библиотеки №6 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Басов С. А. Институты гражданского общества в библиотечной сфере: теоретико-методологические аспекты. Статья 2. Типология негосударственных организаций в библиотечной сфере

Красикова Е. Г. Библиотека современного вуза: информационные ожидания и особенности информационного поведения пользователей

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Литвинова Н. Н. Лицензии на доступ к сетевым удаленным ресурсам: продолжение темы

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Клюев В. К. Профессиональные управленческие компетенции и их формирование в процессе обучения бакалавра библиотечно-информационной деятельности

Езова С. А. Виды библиотечного общения

Иночкин В. В. Методика оценки социально-психологического климата в коллективе библиотеки

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Классификационная система архивного назначения. Общие черты и существенные отличия от библиотечных систем

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Земсков А. И. Библиотека – инструмент передачи знаний. («Куб знаний»)

Столяров Ю. Н. Некоторые соображения по сути статьи А. И. Земскова «Библиотека – инструмент передачи знаний»

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Лиховид Т. Ф. Управление знаниями в библиографической интерпретации

Трушина И. А. Новая книга профессора С. А. Езовой

ЮБИЛЕИ

Исамадиева С. А. Юбилей университетской библиотеки

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

«Авиация и космонавтика» - в ГПНТБ России

«Библиотечное дело и система образования во Франции и Германии»


НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 02:37

В. К. Клюев

Профессиональные управленческие компетенции
и их формирование в процессе обучения бакалавра
библиотечно-информационной деятельности

Рассматриваются концептуальные проблемы вузовской управленческой подготовки библиотечно-информационных кадров в контексте формирования профессиональных компетенций. Анализируется содержание профильных специальных учебных дисциплин, обеспечивающих квалификацию будущих отраслевых бакалавров.

Современному вузовскому библиотечно-информационному образованию объективно необходимо ориентироваться на соответствие обществу знаний и быть востребованным этим обществом. Реформирование российской системы высшего библиотечно-информационного образования в соответствии с требованиями Болонской декларации (1999 г.) предполагает введение двухуровневой вузовской подготовки: бакалавр – магистр.  При этом основным звеном станет бакалавриат (4 года очной формы обучения) с последующим возможным продолжением (в течение 2-х лет) более углубленной подготовки в магистратуре.

Среди ведущих принципов организации единого европейского образовательного пространства – компетентностный формат представления результатов профессиональной подготовки, т.е. компетентностно-ориенти­рованное образование. В данном контексте особое значение приобретает научно обоснованное формулирование в третьем поколении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования базовых (ключевых) и специальных (профилируемых) профессиональных компетенций выпускника с квалификацией (степенью) бакалавр по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».

Отметим, что компетентностный подход позволяет определить (диагностировать) готовность выпускника вуза, в частности библиотечно-информационного факультета/института, включиться в профессиональную деятельность, т.е. эффективно действовать за пределами учебных аудиторий. Под компетенцией в этом случае логично понимать способность дипломированного бакалавра библиотечно-информационной деятельности применять знания, умения и личностные качества для успешной работы (в целом и по отдельному профилю образовательной программы).

В условиях модернизации высшего профессионального образования (в том числе библиотечно-информационного) и его интеграции в международное пространство приоритетным показателем становится не определенная сумма полученных студентами знаний, а их деятельностно-практическая способность, т.е. использование этих знаний для реализации конкретных профессиональных задач и разрешения проблемных ситуаций.

Укажем, что профилированные образовательные компетенции могут выступать интегральными индикаторами (показателями) качества профессиональной подготовки выпускников вузов с квалификацией бакалавровбиблиотечно-информационной деятельности, их способности целевого осмысленного применения комплекса освоенных знаний, приобретенных специальных умений и полученных профессиональных навыков. В этом – философия и логика проектируемого образовательного стандарта нового поколения.

Среди особо значимых профессиональных компетенций, которыми должен обладать бакалавр по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», необходимо отметить управленческие. Именно они позволят выпускнику качественно реализовывать закрепленные в проекте Федерального государственного образовательного стандарта базовые организационно-управленческие, проектные и методические виды профессиональной деятельности, в том числе применение инструментария менеджмента и маркетинга, участие в разработке и реализации  инновационных программ и проектов развития библиотечно-информационной деятельности, модернизации библиотечно-информационных учреждений.

С целью обеспечения качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности бакалавров библиотечно-информационной деятельности на отраслевом рынке труда правомерно выделить следующие общепредметные управленческие компетенции, необходимые для эффективного осуществления ими повседневных функциональных обязанностей. Они заключаются в готовности и способности:

изучать и анализировать библиотечно-информационную деятельность (в том числе владеть методами количественной и качественной оценки работы библиотеки, использовать научные методы сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности);

решать задачи по организации и осуществлению текущего учета и отчетности, планирования деятельности библиотечно-информационного учреждения;

формировать и поддерживать рациональную систему документационного обеспечения управления библиотекой;

использовать правовые и нормативные документы как объекты профессиональной организационно-управленческой деятельности;

выстраивать эффективные внутрибиблиотечные коммуникации;

организовать систему маркетинга библиотечно-информационной деятельности (в том числе проводить социологические, психолого-педагоги­ческие и маркетинговые исследования);

анализировать управленческую деятельность библиотечно-информа­ционных учреждений;

использовать различные методы и приемы мотивации, стимулирования труда персонала библиотеки;

управлять профессиональными инновациями (в том числе готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций, способность к научно-методическому сопровождению библиотечно-информацион­ной деятельности);

участвовать в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности (в том числе готовность к социальному профессиональному партнерству);

применять результаты прогнозирования и моделирования в профессиональной сфере;

принимать обоснованные управленческие решения в профессиональной деятельности.

Эти компетенции, сформулированные и многократно обсуждаемые ведущими учеными-педагогами кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, предложены нами для отражения в профильном Федеральном государственном образовательном стандарте.

Формирование компетенций осуществляется посредством адекватного содержания образования, прежде всего благодаря освоению совокупности учебных дисциплин. В этом контексте перечисленные управленческие компетенции бакалавров библиотечно-информационной деятельности обеспечиваются изучением менеджерских библиотековедческих курсов.

По аргументированному предложению ведущих педагогов кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ и при активной поддержке коллег из других профильных вузов России в проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» в базовую (обязательную) часть подготовки студентов включены два фундаментальных управленческих курса – «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» (каждый трудоемкостью по 5 зачетных единиц или по 175 академических часов). Они содержат целенаправленный комплекс знаний, обеспечивают общую профессиональную управленческую подготовку с учетом отраслевой специфики.

В результате изучения дисциплины «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» студенты освоят современные технологии организации библиотечно-информационной деятельности и создания оптимальных организационных структур управления библиотекой, методику реализации управленческих функций с учетом особенностей библиотеки как полистилистического социального института.

Разработанный нами (В. К. Клюевым и И. М. Сусловой) проект примерной учебной программы данного курса включает восемь разделов, последовательно раскрывающих теоретические аспекты отраслевого менеджмента, библиотеку как подсистему управления библиотечным делом, основы стратегического управления библиотечно-информационной деятельностью, организацию управления библиотекой, задачи информационного менеджмента в контексте библиотечно-информационной деятельности, организацию управленческой информационной системы в библиотеке, ресурсное обеспечение библиотечно-информационной деятельности, психологические аспекты профильной управленческой деятельности. Среди формируемых профессиональных компетенций – владение методами качественной и количественной оценки работы библиотеки, готовность организовать и осуществлять текущее планирование, учет и отчетность в библиотечно-информационном учреждении, способность анализировать управленческую деятельность библиотечно-информационных учреждений, управлять профессиональными инновациями и др.

Изучая курс «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», студенты познакомятся с методикой профильных маркетинговых исследований, технологией библиотечной рекламы, эффективными приемами фандрейзинга с учетом особенностей библиотечно-информационной деятельности, инструментарием внутреннего маркетинга. В составленном тем же авторским тандемом проекте примерной учебной программы этой дисциплины – четыре раздела, отражающих общие теоретические положения маркетинга, комплекс маркетинга библиотечно-информационной деятельности, методику проведения маркетинговых библиотечных исследований, организацию маркетинга в библиотеке. Будущие отраслевые бакалавры смогут овладеть такими компетенциями, как готовность выстраивать эффективные коммуникации, налаживать профессиональное социальное партнерство, использовать научные методы сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности, способность к организации системы маркетинга библиотечно-информационной деятельности и др.

Обратим внимание, что основная системообразующая дисциплина специальной управленческой подготовки будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности – «Менеджмент библиотечно-информа­ционной деятельности». Она имеет определяющее значение для формирования у студентов предметно-деятельностного образа профессионального мышления, овладения навыками осуществления управленческой деятельности, понимания сущности и содержания процесса управления библиотекой как многофункциональной организацией.

Освоение учебного курса «Менеджмент библиотечно-информацион­ной деятельности» закладывает фундамент для изучения других дисциплин библиотековедческого управленческого цикла, научно обобщенного восприятия отраслевого управления. Его структура и содержание определяют комплексность, системность и концептуальность знаний в области управления библиотечно-информационной деятельностью, обеспечивают интеграцию частных специальных менеджерских дисциплин в процессе освоения образовательной программы профильного модуля.

Вариативная часть учебного цикла профессиональной подготовки бакалавра библиотечно-информационной деятельности определяется конкретным вузом в соответствии с различными профильными модулями (профилями), устанавливаемыми Федеральным государственным образовательным стандартом. Для образовательной программы предусмотренного стандартом профиля «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» нашей кафедрой предложены семь учебных курсов (общей трудоемкостью 48 зачетных единиц или 1680 академических часов): «Управление библиотечным делом», «Стратегическое управление библиотекой», «Экономика библиотечно-информационной деятельности», «Управление персоналом библиотеки», «Инновационная и методическая деятельность библиотеки», «Правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности» и «Документационное обеспечение управления библиотечно-информа­ционной деятельности». Каждый из них обеспечивает развитие определенных общих и формирование соответствующих частных (специальных) управленческих компетенций, выполняя взаимокомплементарные функции.

Специальные управленческие компетенции важны для эффективного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности и решения локальных профессиональных задач. В совокупности управленческие библиотековедческие курсы формируют особую структуру комплекса специальных знаний, сбалансированных по системе проблем профессиональной деятельности отраслевого менеджера и обеспечивающих необходимую подготовку в области управления функционированием современной библиотеки. При этом акцент делается не на механическое усвоение определенного объема теоретического материала, а на осмысление ключевой проблематики учебных курсов с позиций эффективного практического использования. В итоговом (VIII) семестре очного обучения бакалавров необходима также комплексная производственная практика по управленческой проблематике, поддерживающая всю совокупность профессиональных управленческих компетенций.

Профессорами кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ разработаны проекты примерных программ дисциплин, позволяющих расширить и углубить знания, умения, навыки и компетенции обучающихся для успешной профессиональной деятельности в области управления библиотечно-информационными процессами и продолжения профессионального образования в профильной магистратуре. Кратко проанализируем содержание каждого из профилирующих учебных курсов, представив их в классической дидактической последовательности «от общего к частному».

Материал дисциплины «Управление библиотечным делом» структурирован в программе (6 зачетных единиц или 210 академических часов; составитель – А. И. Пашин) восемью базовыми разделами, в которых раскрываются вопросы становления и развития науки управления библиотечно-информационной деятельностью, закономерности и особенности библиотечного дела как социально-культурной системы, приоритеты государственной политики в области отечественного библиотечного дела, теоретические основы отраслевой управленческой деятельности, организационные отношения в системе управления библиотечным делом, процессный подход к управлению библиотечной сферой, кадровая составляющая управления библиотечным делом, совершенствование управления библиотечной отраслью. Изучившие курс студенты получат знания о содержании, особенностях и структуре библиотечного дела в нашей стране, обучатся приемам моделирования управленческой деятельности в библиотечно-информационной сфере с учетом разноуровневых масштабов и основам методики стратегического управления отраслью.

Программа курса «Стратегическое управление библиотекой» (7 зачетных единиц или 245 академических часов; составитель – И. М. Суслова) объединяет три раздела, раскрывающих сущность и основные составляющие стратегического управления библиотечно-информационной деятельностью, этапы разработки и реализации стратегии развития библиотеки; специфику стратегического планирования и проектной деятельности библиотек; стратегии библиотечно-информационного маркетинга, влияние особенностей услуг библиотеки на разработку профильных маркетинговых программ. В результате изучения дисциплины будущие отраслевые бакалавры приобретут концептуальные знания в области стратегического менеджмента, познакомятся с методами разработки программ, проектов, стратегических планов библиотечно-информационной деятельности, освоят алгоритм процессов стратегического управления.

Курс «Экономика библиотечно-информационной деятельности» (6 зачетных единиц или 210 академических часов; составитель – В. К. Клюев) структурирован в три укрупненных раздела, где характеризуются экономические отношения в сфере библиотечно-информационной деятельности, теоретико-прикладные аспекты библиотечной микроэкономики; раскрываются особенности и возможности правового регулирования легитимной экономической активности российских библиотек; представлены ключевые направления менеджмента ресурсного потенциала библиотеки, в том числе инициативной экономической деятельности, экономического анализа, управления качеством работы библиотечно-информационного учреждения. Материал учебной дисциплины позволит определять эффективные экономические модели управления библиотекой как социально-культурной системой, применять многовариантные экономические подходы к управлению библиотечными ресурсами, использовать адекватные методы и перспективные формы инициативного хозяйствования в повседневной библиотечно-информационной работе.

В процессе изучения четырех разделов, предусмотренных программой дисциплины  «Управление персоналом библиотеки» (6 зачетных единиц или 210 академических часов; составитель – И. М. Суслова), раскрываются проблемы стратегического управления трудовыми ресурсами библиотеки, формирования кадрового состава библиотечно-информационного учреждения, развития персонала библиотеки; психологические аспекты профильного кадрового менеджмента (включая профессиональную модель менеджера библиотеки, мотивацию трудовой деятельности библиотечных сотрудников, управление конфликтами и стрессами в трудовом коллективе библиотеки). Освоившие этот материал студенты будут знать основные функции и направления кадрового менеджмента, систему управления персоналом библиотечно-информационного учреждения; уметь выстраивать эффективные внутрибиблиотечные коммуникации; владеть основами технологии формирования и развития персонала библиотеки; использовать адекватные обстоятельствам методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой активности библиотечных сотрудников.

В структуре курса «Инновационная и методическая деятельность библиотеки» (8 зачетных единиц или 280 академических часов; составитель – А. И. Пашин) выделены восемь дробных разделов, освещающих эволюцию методической деятельности в библиотечной сфере, реорганизацию методических служб библиотек в рамках реформы государственного управления библиотечным делом, методологические подходы к развитию и основные направления инновационно-методических аспектов функционирования библиотеки, аналитическую деятельность и мониторинг в системе методического обеспечения работы современных библиотек, деятельность методических служб библиотек как центров профессионального консультирования, методическое обеспечение инновационной деятельности библиотек, систему повышения квалификации и переподготовки библиотечно-информационных специалистов, функционирование инновационно-методических подразделений библиотек. Итогом учебных занятий станет: освоение будущими выпускниками теоретико-методологических основ инновационно-методической деятельности в условиях библиотеки, способность выявлять, оценивать, реализовывать и управлять профессиональными инновациями, организовывать и практически осуществлять методическую поддержку профессиональной деятельности.

В программе курса «Правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности» (10 зачетных единиц или 350 академических часов; составитель – В. К. Клюев) представлены четыре комплексных раздела. В них освещается правовая регламентация информационных правоотношений в библиотеке; библиотека рассматривается в качестве полноценного субъекта современного права, а библиотечно-информационная деятельность – как предмет правового регулирования; разноаспектно раскрываются правовые основы отношений в области формирования и использования библиотечно-информационных ресурсов, ситуационно анализируется законодательное обеспечение и нормативно-правовая регламентация функционирования современной российской библиотеки; показывается место и роль внутрибиблиотечной локальной нормативной документации в регулировании повседневных организационно-правовых отношений. Студенты после освоения курса будут предметно представлять легитимные возможности библиотеки в современной системе правовых отношений, научатся анализировать источники правового обеспечения библиотечно-информационной сферы, смогут аргументированно применять правовые нормы в повседневной профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления библиотечно-информационной деятельности» (5 зачетных единиц или 175 академических часов; составитель – Т. М. Пичушкина) – единственная из нашего управленческого профиля профессиональной подготовки, чей проект примерной программы составлен коллегой из смежной кафедры (документных ресурсов и документационного обеспечения управления). Этот учебный курс выполняет саппортную (поддерживающую) функцию в цикле специальных менеджерских дисциплин и позволяет после освоения его четырех разделов получить базовые знания о структуре современного управленческого документа, системах организационно-правовой, организационно-распорядительной и справочно-информационной документации библиотеки, оптимальной организации документационного обеспечения управления текущей библиотечно-информационной деятельностью, перспективах использования современных информационных технологий в документационном обеспечении управления библиотекой (в частности системы электронного документооборота).

После изучения курса будущие бакалавры смогут составлять документы в соответствии с требованиями государственных стандартов; формировать и поддерживать рациональную систему документационного обеспечения управления библиотекой.

Таким образом, учебные дисциплины, представленные в проектируемом цикле управленческой библиотековедческой подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности, содержательно скорреспондированы друг с другом и системно отражают совокупность теоретико-прикладных знаний, ориентированных на использование в профессиональной деятельности. Чтобы помочь студентам освоить учебный материал, нами подготовлен первый комплексный учебник для вузов культуры и искусств, систематизирующий знания в области отраслевого управления: Суслова И. М., Клюев В. К. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности – С.-Петербург : Профессия, 2009. – 600 с.

Как показывает многолетняя практика менеджерского обучения студентов нашей кафедры, срабатывают эффект «погружения» в управленческую проблематику и синергетическое взаимодействие профильных дисциплин. Это объективно способствует формированию специальных менеджерских установок и соответствующего типа профессионального мышления. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности с менеджерским профилем подготовки должен уметь принимать компетентные управленческие решения, анализировать управленческую деятельность библиотечно-информационного учреждения, находить оптимальные организационно-управленческие алгоритмы действий в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Для успешной профессиональной деятельности требуется развивать необходимые личностные качества, которые могут быть сформулированы как своеобразные менеджерские компетенции, но с поведенческим акцентом. Они формируются на метапредметном уровне и влияют на выбор способов достижения поставленных служебных целей и задач. К таким личностно ориентированным управленческим компетенциям – требованиям для бакалавров библиотечно-информационной деятельности – можно отнести:

  • готовность к непрерывному профессиональному самообразованию, восприимчивость к дальнейшему обучению, обновлению знаний и повышению профессиональной квалификации;
  • готовность к межличностным коммуникациям, умение вести диалог, навыки делового общения (в том числе сотрудничества, работы в команде);
  • способность ориентироваться в информационных потоках и работать с различными источниками информации;
  • умение мобильно действовать в нештатном режиме;
  • способность к системному критическому мышлению;
  • готовность к эффективному поведению в условиях стрессогенных факторов, способность к самоменеджменту.

Новый этап вузовского обучения российских библиотечно-информационных кадров с квалификацией/степенью бакалавр предполагает последовательную реализацию компетентностной деятельностно-практи­ческой составляющей специальной управленческой подготовки студентов. Однако важно, чтобы при этом обязательно сохранялась традиционная фундаментальность и универсальность менеджерского библиотековедческого блока в структуре профессионального образования специалистов  библиотечно-информационной сферы.

  
На главную