НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 02:37
В. К. Клюев
Профессиональные управленческие компетенции
и их формирование в процессе обучения бакалавра
библиотечно-информационной деятельности
Рассматриваются концептуальные проблемы вузовской управленческой
подготовки библиотечно-информационных кадров в контексте формирования
профессиональных компетенций. Анализируется содержание профильных специальных
учебных дисциплин, обеспечивающих квалификацию будущих отраслевых бакалавров.
Современному вузовскому библиотечно-информационному образованию
объективно необходимо ориентироваться на соответствие обществу знаний и быть
востребованным этим обществом. Реформирование российской системы высшего
библиотечно-информационного образования в соответствии с требованиями Болонской
декларации (1999 г.) предполагает введение двухуровневой вузовской
подготовки: бакалавр – магистр. При
этом основным звеном станет бакалавриат (4 года очной формы обучения) с последующим
возможным продолжением (в течение 2-х лет) более углубленной подготовки в
магистратуре.
Среди ведущих принципов
организации единого европейского образовательного пространства – компетентностный
формат представления результатов профессиональной подготовки, т.е.
компетентностно-ориентированное образование. В данном контексте особое
значение приобретает научно обоснованное формулирование в третьем поколении
Федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования базовых (ключевых) и специальных (профилируемых)
профессиональных компетенций выпускника с квалификацией (степенью) бакалавр по
направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».
Отметим, что компетентностный подход позволяет определить (диагностировать)
готовность выпускника вуза, в частности библиотечно-информационного
факультета/института, включиться в профессиональную деятельность, т.е.
эффективно действовать за пределами учебных аудиторий. Под компетенцией в этом
случае логично понимать способность дипломированного бакалавра
библиотечно-информационной деятельности применять знания, умения и личностные
качества для успешной работы (в целом и по отдельному профилю образовательной
программы).
В условиях модернизации высшего профессионального образования (в
том числе библиотечно-информационного) и его интеграции в международное
пространство приоритетным показателем становится не определенная сумма
полученных студентами знаний, а их деятельностно-практическая способность, т.е.
использование этих знаний для реализации конкретных профессиональных задач и
разрешения проблемных ситуаций.
Укажем, что профилированные образовательные компетенции могут
выступать интегральными индикаторами (показателями) качества профессиональной подготовки выпускников вузов с
квалификацией бакалавровбиблиотечно-информационной
деятельности, их способности целевого осмысленного применения комплекса
освоенных знаний, приобретенных специальных умений и полученных
профессиональных навыков. В этом – философия и логика проектируемого
образовательного стандарта нового поколения.
Среди особо значимых профессиональных компетенций, которыми должен
обладать бакалавр по направлению подготовки «Библиотечно-информационная
деятельность», необходимо отметить управленческие. Именно они позволят
выпускнику качественно реализовывать закрепленные в проекте Федерального
государственного образовательного стандарта базовые
организационно-управленческие, проектные и методические виды профессиональной
деятельности, в том числе применение инструментария менеджмента и маркетинга,
участие в разработке и реализации
инновационных программ и проектов развития библиотечно-информационной деятельности,
модернизации библиотечно-информационных учреждений.
С целью обеспечения качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности
бакалавров библиотечно-информационной деятельности на отраслевом рынке труда
правомерно выделить следующие общепредметные управленческие компетенции,
необходимые для эффективного осуществления ими повседневных функциональных
обязанностей. Они заключаются в готовности и способности:
изучать и анализировать
библиотечно-информационную деятельность (в том числе владеть методами
количественной и качественной оценки работы библиотеки, использовать научные
методы сбора и обработки эмпирической информации при исследовании
библиотечно-информационной деятельности);
решать задачи по организации и
осуществлению текущего учета и отчетности, планирования деятельности библиотечно-информационного
учреждения;
формировать и поддерживать рациональную систему документационного
обеспечения управления библиотекой;
использовать правовые и нормативные документы как объекты профессиональной
организационно-управленческой деятельности;
выстраивать эффективные внутрибиблиотечные коммуникации;
организовать систему маркетинга библиотечно-информационной деятельности
(в том числе проводить социологические, психолого-педагогические и
маркетинговые исследования);
анализировать управленческую деятельность библиотечно-информационных
учреждений;
использовать различные методы и приемы мотивации, стимулирования
труда персонала библиотеки;
управлять профессиональными инновациями (в том числе готовность к
выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций, способность к
научно-методическому сопровождению библиотечно-информационной деятельности);
участвовать в реализации комплексных инновационных проектов и
программ развития библиотечно-информационной деятельности (в том числе
готовность к социальному профессиональному партнерству);
применять результаты прогнозирования и моделирования в профессиональной
сфере;
принимать обоснованные управленческие решения в профессиональной
деятельности.
Эти компетенции, сформулированные и многократно обсуждаемые
ведущими учеными-педагогами кафедры управления информационно-библиотечной
деятельностью МГУКИ, предложены нами для отражения в профильном Федеральном
государственном образовательном стандарте.
Формирование компетенций осуществляется посредством адекватного
содержания образования, прежде всего благодаря освоению совокупности учебных
дисциплин. В этом контексте перечисленные управленческие компетенции бакалавров
библиотечно-информационной деятельности обеспечиваются изучением менеджерских
библиотековедческих курсов.
По аргументированному предложению ведущих педагогов кафедры
управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ и при активной
поддержке коллег из других профильных вузов России в проект Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования для реализации основной образовательной программы бакалавриата по
направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» в
базовую (обязательную) часть подготовки студентов включены два фундаментальных
управленческих курса – «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и
«Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» (каждый трудоемкостью по 5
зачетных единиц или по 175 академических часов). Они содержат целенаправленный
комплекс знаний, обеспечивают общую профессиональную управленческую подготовку
с учетом отраслевой специфики.
В результате изучения дисциплины «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» студенты
освоят современные технологии организации библиотечно-информационной
деятельности и создания оптимальных организационных структур управления
библиотекой, методику реализации управленческих функций с учетом особенностей
библиотеки как полистилистического социального института.
Разработанный нами (В. К. Клюевым и И. М. Сусловой)
проект примерной учебной программы данного курса включает восемь разделов, последовательно
раскрывающих теоретические аспекты отраслевого менеджмента, библиотеку как
подсистему управления библиотечным делом, основы стратегического управления библиотечно-информационной
деятельностью, организацию управления библиотекой, задачи информационного менеджмента
в контексте библиотечно-информационной деятельности, организацию управленческой
информационной системы в библиотеке, ресурсное обеспечение библиотечно-информационной
деятельности, психологические аспекты профильной управленческой деятельности.
Среди формируемых профессиональных компетенций – владение методами качественной
и количественной оценки работы библиотеки, готовность организовать и осуществлять
текущее планирование, учет и отчетность в библиотечно-информационном
учреждении, способность анализировать управленческую деятельность
библиотечно-информационных учреждений, управлять профессиональными инновациями
и др.
Изучая курс «Маркетинг
библиотечно-информационной деятельности», студенты познакомятся с методикой
профильных маркетинговых исследований, технологией библиотечной рекламы,
эффективными приемами фандрейзинга с учетом особенностей
библиотечно-информационной деятельности, инструментарием внутреннего
маркетинга. В составленном тем же авторским тандемом проекте примерной учебной
программы этой дисциплины – четыре раздела, отражающих общие теоретические
положения маркетинга, комплекс маркетинга библиотечно-информационной деятельности,
методику проведения маркетинговых библиотечных исследований, организацию
маркетинга в библиотеке. Будущие отраслевые бакалавры смогут овладеть такими
компетенциями, как готовность выстраивать эффективные коммуникации, налаживать
профессиональное социальное партнерство, использовать научные методы сбора и
обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной
деятельности, способность к организации системы маркетинга
библиотечно-информационной деятельности и др.
Обратим внимание, что основная системообразующая дисциплина
специальной управленческой подготовки будущих бакалавров библиотечно-информационной
деятельности – «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности». Она имеет
определяющее значение для формирования у студентов предметно-деятельностного
образа профессионального мышления, овладения навыками осуществления
управленческой деятельности, понимания сущности и содержания процесса
управления библиотекой как многофункциональной организацией.
Освоение учебного курса «Менеджмент библиотечно-информационной
деятельности» закладывает фундамент для изучения других дисциплин
библиотековедческого управленческого цикла, научно обобщенного восприятия
отраслевого управления. Его структура и содержание определяют комплексность,
системность и концептуальность знаний в области управления
библиотечно-информационной деятельностью, обеспечивают интеграцию частных
специальных менеджерских дисциплин в процессе освоения образовательной
программы профильного модуля.
Вариативная часть учебного цикла профессиональной подготовки бакалавра
библиотечно-информационной деятельности определяется конкретным вузом в
соответствии с различными профильными модулями (профилями), устанавливаемыми
Федеральным государственным образовательным стандартом. Для образовательной
программы предусмотренного стандартом профиля «Менеджмент
библиотечно-информационной деятельности» нашей кафедрой предложены семь учебных
курсов (общей трудоемкостью 48 зачетных единиц или 1680 академических часов):
«Управление библиотечным делом», «Стратегическое управление библиотекой», «Экономика
библиотечно-информационной деятельности», «Управление персоналом библиотеки»,
«Инновационная и методическая деятельность библиотеки», «Правовое обеспечение
библиотечно-информационной деятельности» и «Документационное обеспечение
управления библиотечно-информационной деятельности». Каждый из них
обеспечивает развитие определенных общих и формирование соответствующих частных
(специальных) управленческих компетенций, выполняя взаимокомплементарные
функции.
Специальные управленческие компетенции важны для эффективного
осуществления конкретного вида профессиональной деятельности и решения
локальных профессиональных задач. В совокупности управленческие
библиотековедческие курсы формируют особую структуру комплекса специальных
знаний, сбалансированных по системе проблем профессиональной деятельности
отраслевого менеджера и обеспечивающих необходимую подготовку в области
управления функционированием современной библиотеки. При этом акцент делается
не на механическое усвоение определенного объема теоретического материала, а на
осмысление ключевой проблематики учебных курсов с позиций эффективного
практического использования. В итоговом (VIII) семестре очного обучения
бакалавров необходима также комплексная производственная практика по
управленческой проблематике, поддерживающая всю совокупность профессиональных
управленческих компетенций.
Профессорами кафедры управления информационно-библиотечной
деятельностью МГУКИ разработаны проекты примерных программ дисциплин, позволяющих
расширить и углубить знания, умения, навыки и компетенции обучающихся для
успешной профессиональной деятельности в области управления
библиотечно-информационными процессами и продолжения профессионального
образования в профильной магистратуре. Кратко проанализируем содержание каждого
из профилирующих учебных курсов, представив их в классической дидактической
последовательности «от общего к частному».
Материал дисциплины «Управление
библиотечным делом» структурирован в программе (6 зачетных единиц или 210
академических часов; составитель – А. И. Пашин) восемью базовыми
разделами, в которых раскрываются вопросы становления и развития науки
управления библиотечно-информационной деятельностью, закономерности и
особенности библиотечного дела как социально-культурной системы, приоритеты
государственной политики в области отечественного библиотечного дела, теоретические
основы отраслевой управленческой деятельности, организационные отношения в
системе управления библиотечным делом, процессный подход к управлению
библиотечной сферой, кадровая составляющая управления библиотечным делом,
совершенствование управления библиотечной отраслью. Изучившие курс студенты
получат знания о содержании, особенностях и структуре библиотечного дела в
нашей стране, обучатся приемам моделирования управленческой деятельности в
библиотечно-информационной сфере с учетом разноуровневых масштабов и основам
методики стратегического управления отраслью.
Программа курса «Стратегическое
управление библиотекой» (7 зачетных единиц или 245 академических часов;
составитель – И. М. Суслова) объединяет три раздела, раскрывающих
сущность и основные составляющие стратегического управления
библиотечно-информационной деятельностью, этапы разработки и реализации
стратегии развития библиотеки; специфику стратегического планирования и
проектной деятельности библиотек; стратегии библиотечно-информационного
маркетинга, влияние особенностей услуг библиотеки на разработку профильных
маркетинговых программ. В результате изучения дисциплины будущие отраслевые бакалавры
приобретут концептуальные знания в области стратегического менеджмента,
познакомятся с методами разработки программ, проектов, стратегических планов
библиотечно-информационной деятельности, освоят алгоритм процессов
стратегического управления.
Курс «Экономика
библиотечно-информационной деятельности»
(6 зачетных единиц или 210 академических часов; составитель –
В. К. Клюев) структурирован в три укрупненных раздела, где характеризуются
экономические отношения в сфере библиотечно-информационной деятельности,
теоретико-прикладные аспекты библиотечной микроэкономики; раскрываются
особенности и возможности правового регулирования легитимной экономической
активности российских библиотек; представлены ключевые направления менеджмента
ресурсного потенциала библиотеки, в том числе инициативной экономической
деятельности, экономического анализа, управления качеством работы
библиотечно-информационного учреждения. Материал учебной дисциплины позволит
определять эффективные экономические модели управления библиотекой как
социально-культурной системой, применять многовариантные экономические подходы
к управлению библиотечными ресурсами, использовать адекватные методы и
перспективные формы инициативного хозяйствования в повседневной
библиотечно-информационной работе.
В процессе изучения четырех разделов, предусмотренных программой
дисциплины «Управление персоналом библиотеки» (6 зачетных единиц или 210
академических часов; составитель – И. М. Суслова), раскрываются
проблемы стратегического управления трудовыми ресурсами библиотеки,
формирования кадрового состава библиотечно-информационного учреждения, развития
персонала библиотеки; психологические аспекты профильного кадрового менеджмента
(включая профессиональную модель менеджера библиотеки, мотивацию трудовой деятельности
библиотечных сотрудников, управление конфликтами и стрессами в трудовом
коллективе библиотеки). Освоившие этот материал студенты будут знать основные
функции и направления кадрового менеджмента, систему управления персоналом библиотечно-информационного
учреждения; уметь выстраивать эффективные внутрибиблиотечные коммуникации;
владеть основами технологии формирования и развития персонала библиотеки;
использовать адекватные обстоятельствам методы и приемы мотивации и
стимулирования трудовой активности библиотечных сотрудников.
В структуре курса «Инновационная
и методическая деятельность библиотеки» (8 зачетных единиц или 280 академических часов;
составитель – А. И. Пашин) выделены восемь дробных разделов,
освещающих эволюцию методической деятельности в библиотечной сфере,
реорганизацию методических служб библиотек в рамках реформы государственного
управления библиотечным делом, методологические подходы к развитию и основные
направления инновационно-методических аспектов функционирования библиотеки, аналитическую
деятельность и мониторинг в системе методического обеспечения работы
современных библиотек, деятельность методических служб библиотек как центров
профессионального консультирования, методическое обеспечение инновационной
деятельности библиотек, систему повышения квалификации и переподготовки
библиотечно-информационных специалистов, функционирование
инновационно-методических подразделений библиотек. Итогом учебных занятий
станет: освоение будущими выпускниками теоретико-методологических основ инновационно-методической
деятельности в условиях библиотеки, способность выявлять, оценивать,
реализовывать и управлять профессиональными инновациями, организовывать и
практически осуществлять методическую поддержку профессиональной деятельности.
В программе курса «Правовое
обеспечение библиотечно-информационной деятельности» (10 зачетных единиц
или 350 академических часов; составитель – В. К. Клюев) представлены
четыре комплексных раздела. В них освещается правовая регламентация
информационных правоотношений в библиотеке; библиотека рассматривается в
качестве полноценного субъекта современного права, а библиотечно-информационная
деятельность – как предмет правового регулирования; разноаспектно раскрываются
правовые основы отношений в области формирования и использования
библиотечно-информационных ресурсов, ситуационно анализируется законодательное
обеспечение и нормативно-правовая регламентация функционирования современной
российской библиотеки; показывается место и роль внутрибиблиотечной локальной
нормативной документации в регулировании повседневных организационно-правовых
отношений. Студенты после освоения курса будут предметно представлять
легитимные возможности библиотеки в современной системе правовых отношений,
научатся анализировать источники правового обеспечения
библиотечно-информационной сферы, смогут аргументированно применять правовые
нормы в повседневной профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина «Документационное
обеспечение управления библиотечно-информационной деятельности» (5 зачетных
единиц или 175 академических часов; составитель – Т. М. Пичушкина) –
единственная из нашего управленческого профиля профессиональной подготовки, чей
проект примерной программы составлен коллегой из смежной кафедры (документных
ресурсов и документационного обеспечения управления). Этот учебный курс
выполняет саппортную (поддерживающую) функцию в цикле специальных менеджерских
дисциплин и позволяет после освоения его четырех разделов получить базовые
знания о структуре современного управленческого документа, системах
организационно-правовой, организационно-распорядительной и
справочно-информационной документации библиотеки, оптимальной организации
документационного обеспечения управления текущей библиотечно-информационной
деятельностью, перспективах использования современных информационных технологий
в документационном обеспечении управления библиотекой (в частности системы электронного
документооборота).
После изучения курса будущие бакалавры смогут составлять документы
в соответствии с требованиями государственных стандартов; формировать и
поддерживать рациональную систему документационного обеспечения управления
библиотекой.
Таким образом, учебные дисциплины, представленные в проектируемом
цикле управленческой библиотековедческой подготовки бакалавров библиотечно-информационной
деятельности, содержательно скорреспондированы друг с другом и системно
отражают совокупность теоретико-прикладных знаний, ориентированных на
использование в профессиональной деятельности. Чтобы помочь студентам освоить
учебный материал, нами подготовлен первый комплексный учебник для вузов
культуры и искусств, систематизирующий знания в области отраслевого управления:
Суслова И. М., Клюев В. К. Менеджмент
библиотечно-информационной деятельности – С.-Петербург : Профессия, 2009. – 600
с.
Как показывает многолетняя практика менеджерского обучения студентов
нашей кафедры, срабатывают эффект «погружения» в управленческую проблематику и
синергетическое взаимодействие профильных дисциплин. Это объективно
способствует формированию специальных менеджерских установок и соответствующего
типа профессионального мышления. Бакалавр библиотечно-информационной
деятельности с менеджерским профилем подготовки должен уметь принимать
компетентные управленческие решения, анализировать управленческую деятельность
библиотечно-информационного учреждения, находить оптимальные
организационно-управленческие алгоритмы действий в нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
Для успешной профессиональной деятельности требуется развивать
необходимые личностные качества, которые могут быть сформулированы как
своеобразные менеджерские компетенции, но с поведенческим акцентом. Они
формируются на метапредметном уровне и влияют на выбор способов достижения
поставленных служебных целей и задач. К таким личностно ориентированным
управленческим компетенциям – требованиям для бакалавров
библиотечно-информационной деятельности – можно отнести:
- готовность к непрерывному профессиональному самообразованию,
восприимчивость к дальнейшему обучению, обновлению знаний и повышению
профессиональной квалификации;
- готовность к межличностным коммуникациям, умение вести диалог,
навыки делового общения (в том числе сотрудничества, работы в команде);
- способность ориентироваться в информационных потоках и работать с
различными источниками информации;
- умение мобильно действовать в нештатном режиме;
- способность к системному критическому мышлению;
- готовность к эффективному поведению в условиях стрессогенных
факторов, способность к самоменеджменту.
Новый этап вузовского обучения российских библиотечно-информационных
кадров с квалификацией/степенью бакалавр предполагает последовательную
реализацию компетентностной деятельностно-практической составляющей
специальной управленческой подготовки студентов. Однако важно, чтобы при этом
обязательно сохранялась традиционная фундаментальность и универсальность
менеджерского библиотековедческого блока в структуре профессионального
образования специалистов
библиотечно-информационной сферы.
|