УДК 021.4
С. А. Езова
Виды библиотечного общения
Виды библиотечного общения
раскрыты в статье с учетом характеристики видов общения в психологии и
библиотечной специфики.
Важная составляющая теории библиотечного общения (БиО) – характеристика
видов БиО; попытка осветить некоторые из них нашла отражение в одной из моих работ
[1].
В настоящей статье представлено многообразие видов БиО (21), выстроенных
на различных логических основаниях.
1. Библиотечное общение
реализуется как традиционное и виртуальное.
В данной работе акцент делается на традиционном библиотечном общении,
роль и значимость которого в библиотечной области в связи с внедрением ИКТ не
только не снижается, но возрастает.
Рассматривая два сценария развития библиотеки,
М. Я. Дворкина выделяет в первом направленность деятельности на
организацию общения, культурных программ; во втором – ориентир на
предоставление информации и создание аналитической продукции. Она считает, что
культурная и информационная концепции не противоречат друг другу [2. С. 228–229].
2. В зависимости от степени самостоятельности или атрибутивности
проявления библиотечного общения можно выделить следующие его виды: БиО как
атрибут библиотечно-информационной деятельности (БИД); как деятельность; как
деятельность в сопряжении с другими видами деятельности.
С точки зрения А. А. Леонтьева, «общение может выступать
в двух вариантах»: быть предметно ориентированным, так как осуществляется в
ходе совместной некоммуникативной деятельности, её обслуживания [3.
С. 249]. На мой взгляд, такое общение реализуется в качестве атрибута БИД,
например библиотечного обслуживания.
По мнению А. А. Леонтьева, общение можно рассматривать и
как самостоятельный вид деятельности, однако в этом случае оно имеет специфический
мотив, который не может быть реализован никакими другими видами деятельности.
Он уточняет: «... когда мы имеем дело с совместной деятельностью, вполне
правомерно говорить о коллективном субъекте этой деятельности» [Там же. С.
247–248].
А. Н. Леонтьев считал, что конституирующей
характеристикой деятельности является ее предметность [4. С. 67], « ... главное, что отличает одну деятельность от другой,
состоит в различии их предметов» [Там же. С. 80]. Им обоснована триада
«потребность – мотив – деятельность»; «…источником побудительной силы мотива и
соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности.
Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и
направляющий деятельность. Деятельность всегда мотивирована» [5. С. 305]. Мотив придает деятельности
личностный смысл.
Под мотивом А. Н. Леонтьев понимал «то объективное, что
отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность» [6. С. 432] и выделял следующие функции
мотивов: 1) побуждают и направляют на себя деятельность, 2) придают отдельным
действиям, отдельным содержаниям действий смысл [Там же С. 449].
Опираясь на деятельностный подход, раскроем элементы БиО как деятельности.
Субъекты взаимодействия: библиотекарь и читатель, библиотекарь –
социальный партнер и др.
Объект – потребности субъектов.
Предмет – предмет потребностей в решении проблем жизнедеятельности,
допустим, в общении (в установлении контактов, потребность в общении как
«человеческой роскоши» и т.д.).
Цель – удовлетворение потребности в общении.
Средства: формы речевого общения, язык невербалики.
Процесс общения: восприятие, познание, понимание партнера по
взаимодействию, содержания сообщений, отношений, поведения, формы обращения;
выстраивание содержания БиО, отношений, поведения, формы обращения.
Результат: отношения, сложившееся в общении, удовлетворенность
(неудовлетворенность) общением, соответствие ожиданий субъектов взаимодействия
реальному общению и др.
БиО как деятельность проявляется как «чистое», живое общение в качестве
социально-ориентированного и личностно-ориентированного [3.
С. 250]. В первом случае, допустим, библиотекарь общается с группой читателей,
во втором – общение происходит в диаде библиотекарь–читатель. К разговору,
обсуждению популярной книги (фильма и др.), начавшемуся между библиотекарем и
читателем, могут присоединиться и другие читатели, находящиеся в тот момент на
абонементе, – кто в качестве слушателя, а кто в роли говорящего, что
свидетельствует о трансформации личностно-ориентированного общения в
социально-ориентированное.
БиО реализуется как деятельность во взаимосвязи с другими видами
библиотечной деятельности. Это можно проследить на примере организации и
проведения различных форм БИД: читательская дискуссия, читательская конференция
и др. Например, в читательской дискуссии тесно взаимосвязаны два вида
деятельности: научно-исследовательская деятельность (НИД) (исследование
проблемы компетентными лицами) и общение как деятельность. В данном случае
библиотечное общение выступает не как атрибут НИД, а как равноправная
деятельность, для которой характерны ранее описанные элементы. Библиотекарь
предварительно организует общение как деятельность, он рекомендует читателям
литературу о культуре ведения дискуссии, о психологических механизмах
воздействия на людей (убеждении, внушении и т.д.); обеспечивает оптимальное
расположение (рассадку) участников дискуссии за круглым столом и т.п.
Если результатом НИД является поиск истины, решение проблематики
дискуссии, то результатом БиО – удовлетворенность либо неудовлетворенность
читателей от общения, сложившихся отношений в группе.
3. При характеристике психологических целей и свойств общения некоторые
психологи выделяют следующие виды общения (это можно экстраполировать и на
библиотечное общение):
- контакт масок – формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать
особенности личности собеседника;
- примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от
практической необходимости;
- формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы
социальными ролями;
- деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и
личных интересов;
- духовное межличностное общение друзей;
- светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное
по существу [7. С. 178–179].
4. Библиотеки ориентированы на решение проблем жизнедеятельности
читателя, пользователя и других субъектов БИД путем реализации социальных
функций: мемориальной, образовательной, информационной, культурной,
коммуникационной и других, что, естественно, находит отражение в предмете
(содержании) общения (жизнедеятельность – способ существования человека путем
решения проблем в различных сферах: образовательной, профессиональной,
развлекательной и др.).
В психологии – с точки зрения содержания общения – выделяется ряд
видов [8]. Конечно, все они
проявляются и в БИД.
Основываясь на социальных функциях библиотеки, раскроем содержательные
аспекты каждого вида общения:
- материальное – общение в процессе документного обмена между библиотекарем
и читателем в процессе обслуживания и др.;
- когнитивное – обмен знаниями, информацией, их распространение в
процессе взаимодействия библиотекаря и читателя и т.д.;
- деятельностное – обмен действиями, умениями, навыками, что составляет
наряду со знаниями различные виды компетенций библиотекарей и читателей;
- кондиционное – обмен между библиотекарем и читателем психологическими,
физиологическими состояниями, взаимовлияние друг на друга, на настроение,
самочувствие и т.д.;
- мотивационное – обмен целями, мотивами, интересами, потребностями
в различных сферах жизнедеятельности: досуговой, информационной и других,
которые побуждают читателя к различным видам поисковой активности, к созданию у
него установок на чтение, на повышение читательской, информационной культуры.
5. В библиотечной деятельности, особенно связанной с учащимися,
имеет место и педагогическое общение (в процессе обучения и воспитания на библиотечных
уроках, мероприятиях с целью развития информационной культуры, культуры
восприятия художественных произведений и т.д.). Велика роль педагогического
общения в духовном воспитании читателей, важным критерием которого является
способность выстраивать оптимальный тип отношений с партнером по общению.
6. Основываясь на пирамиде потребностей А. Маслоу, можно выделить
ориентированные на их удовлетворение виды общения:
- для удовлетворения первичных потребностей читателей в библиотеке
(в общении с библиотекарем читатель выражает претензии по поводу отсутствия в
библиотеке буфета, санитарной комнаты и т.п.);
- обусловленное удовлетворением безопасности читателей в библиотеке:
физической (низкая температура в библиотеке), психологической (некомфортное
обращение того или иного сотрудника) и т.п.;
- связанное с удовлетворением потребности читателя в принадлежности
к читательской группе, аудитории, к конкретной библиотеке (в процессе конкурсов
на лучшего читателя библиотеки и др.);
- обусловленное потребностью читателя в уважении его как личности
(повышение его значимости);
- с целью реализации потребностей
читателей на самоактуализацию (развитие личностного, творческого потенциала,
таланта быть читателем и т.д.).
7. Виды БиО в зависимости от потребностей субъектов (в деловом
или неформальном контакте)
функционируют как: а) деловое общение; б) неформальное общение. Каждый из видов
может реализоваться как атрибут деятельности или как самостоятельная
деятельность.
8. М. Я. Дворкина отмечает, что субъекты БиД участвуют в
ней не только через потребности, но и через отношения, которые влияют на ее
результат и качество [9. С. 13].
В свете модернизационного развития библиотековедения
Т. Кузнецова акцентирует внимание на важности совершенствования
коммуникативных отношений в системе «библиотекарь-читатель» в целях наращивания
их интеллектуального личностного потенциала как субъектов социальных
коммуникаций [10. С. 13].
Виды БиО в зависимости от типов взаимоотношений субъектов можно
представить как общение с диалогическим, нормативным, манипулятивным,
императивным типами отношений.
Это может показаться курьезом, но мной выявлен и тип так называемых
алфавитных отношений. Пример: библиотекарь (имеющий определенный ролевой
статус) с фамилией, допустим, на букву «А» требует, чтобы он значился в списках
членов той или иной группы на первом месте, хотя по статусу он ниже того, у
кого фамилия на «Я». Тем самым он претендует на иной вид взаимодействия с ним
(подобострастное, льстивое и т.д.). Эта тенденция наблюдается и в среде
вузовских педагогов библиотечной отрасли.
9. Виды БиО в зависимости от позиций субъектов (библиотекаря и читателя)
можно представить как общение с равенством позиций партнеров, с доминированием
позиций одного из субъектов и общение, в котором сокрыты позиции субъектов.
В выделении позиций использованы виды трансакций (взаимодействий):
а) взаимодополняющая, б) перекрестная, в) скрытая.
10. В зависимости от числа субъектов библиотечного общения можно
выделить:
- межличностное общение в диаде (между библиотекарем и читателем,
между коллегами-библиотекарями);
- групповое (общение среди читателей разных команд, групп при проведении
деловых игр, конкурсов и т.п.);
- аудиторное, публичное общение (среди аудитории – публики – читающей,
нечитающей, театральной и т.д.);
- массовую коммуникацию (проведение библиотечных мероприятий на ТВ,
по радио: например, на бурятском радио организована продолжающаяся передача
«Краеведческая энциклопедия»).
11. В зависимости от того, насколько персонифицировано общение,
можно выделить: персонифицированное (библиотекарь и читатель информированы друг
о друге хотя бы на уровне знания имен друг друга) и анонимное, когда читатель
не знает, как зовут библиотекаря, – он для него аноним (это происходит, если
библиотекарь не носит бэдж).
12. Виды БиО в зависимости от того, насколько оно содержательно:
содержательное, фатическое (бессодержательное, его цель – поддержание процесса
общения).
13. В зависимости от того, какие аспекты содержания отражаются в
общении, можно выделить: профессиональное (ролевое, деловое) и личностное
общение.
14. Виды БиО в зависимости от вербального, невербального языка
взаимодействия:
- вербальное общение –
реализуется в формах монолога, диалога, полилога;
- невербальное – проявляется, в частности, как молчание.
В. Т. Щукин рассматривает четыре фундаментальных
разновидности самовыражения в речевой и неречевой экспрессии; в последней он
выделяет молчание [11. С. 34–36].
«Апология молчания – хорошо аргументированная целостная позиция» [Там же. С.
35].
А. А. Леонтьев трактует молчание как один из видов
личностно-смыслового общения. К. С. Станиславский обратил внимание на
молчаливое общение, сопровождаемое внутренним монологом и невербальной реакцией
[12]. В библиотечном ракурсе его
суть в том, что читатели в случае проявления интереса к тому, о чем говорится
на библиотечном мероприятии, активно, но безмолвно включаются в общение (спорят
с тем или иным участником или соглашаются с ним, сопереживают и т.д.), причем
библиотекарю необходимо поддерживать непрерывность этого процесса общения, актуализируя
интерес и активность выступающих.
15. В зависимости от социального статуса и отношений участников
библиотечное общение делится на формальное и неформальное, горизонтальное и
вертикальное.
16. В психологии наиболее распространено выделение дихотомического
взаимодействия – кооперация и конкуренция. И в библиотечном деле они имеют
место: например, кооперация усилий партнеров библиотеки в решении актуальных
для нее проблем; библиотекари, предположим, выступают конкурентами, защищая
свои проекты, гранты и т.д.
17. По средствам общение делится на непосредственное и опосредованное
(через «библиотечно-информационную среду» – М. Я. Дворкина), прямое
(личностные контакты) и косвенное (через других лиц, например, через лидера
чтения в коллективе бригады и т.п.).
18. Виды БиО в зависимости от времени его протекания: кратковременное;
длительное.
19. Взаимодействие субъектов в различных видах БИД обусловлено их
спецификой. Исходя из этого можно выделить следующие виды общения: в
библиотечном обслуживании, в библиотечном менеджменте и др.
20. Взаимодействие библиотекаря с читателями, пользователями и
другими субъектами БИД обусловлено их социально-демографическими
характеристиками и имеет специфику. Следовательно, можно выделить ряд видов
общения: с детьми, молодежью, пенсионерами, инвалидами и т.д.
21. Поскольку взаимодействие субъектов БИД происходит в процессе
организации и проведения той или иной библиотечной формы обслуживания и имеет
специфику, целесообразно выделить соответствующие виды общения: в дискуссии, на
читательской конференции, диспуте и т.д.
В заключение отметим, что дальнейшее осознание феномена библиотечное общение выведет на
выявление его новых видов. Библиотекарям-практикам целесообразно
ориентироваться в рассмотренных видах общения, учитывать специфику их
применения в профессиональной деятельности, так как это путь ее оптимизации,
повышения качества.
Список источников
1.
Езова С. А. Библиотечное общение как
феномен исследования : монография / С. А. Езова. – Москва :
Либерея-Бибинформ, 2007. – 160 с.
2.
Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная
деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и
электронной среде / М. Я. Дворкина. – Москва : Издательство ФАИР,
2009. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
3.
Леонтьев А. А. Психология общения /
А. А. Леонтьев. – 3-е изд. – Москва : Смысл, 1999. – 356 с.
4.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.
Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, Издательский центр
«Академия», 2004. – 352 с.
5.
Большой энциклопедический словарь /
сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – С.-Петербург :
прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
6.
Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии /
А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2000. – 511 с.
7.
Кузнецов И. Н. Риторика /
И. Н. Кузнецов. – Минск : «Амалфея», 2000.
8.
Морозов А. В. Сущность общения: его
функции, стороны, виды, формы, барьеры. – [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.bestreferat.ru/referat–259.html .
9.
Дворкина М. Я. Сущность и структура
библиотечно-информационной деятельности / М. Я. Дворкина // Науч. и
техн. б-ки. – 2008. – № 5. – С. 5–21.
10.Кузнецова Т. Инновационные практики
современной библиотеки / Т. Кузнецова // Библиотека. – 2009. – С. 10–13.
11.Щукин В. Т. О диалоге и его
альтернативах. Вариация на тему М. М. Бахтина / В. Т. Щукин
// Вопросы философии. – 2006. – С. 32–44.
12.Станиславский К. С. Работа автора над собой. Ч.
1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика /
К. С. Станиславский. – Москва : Искусство, 1985. – 479 с.
|