Некоторые соображения
по сути статьи А. И. Земскова
«Библиотека–инструмент передачи знаний…»
В статье есть ряд суждений, достойных публикации. Преимущественно
они относятся к тому, что сейчас принято обозначать понятиями библиотечный фонд и документный ресурс.
Установка на обслуживание, по принципу «одного окна» должна приветствоваться.
Приемлемы и соображения о четырех группах документов, которые должны составлять
предмет внимания библиотекарей.
Из других соображений, высказанных в статье, нуждается в оговорке
понятие клиент. Прежде всего обращает
на себя внимание то, что термин пользователь
не устраивает А. И. Земскова, с его точки зрения, суженностью, хотя
не вполне ясно, почему он неприложим к абонентам библиотек для слепых – они
ведь тоже пользователи, поскольку пользуются брайлевской литературой (неважно,
каким способом пользование осуществляется.)
Возможно, термин пользователь
имеет широкое хождение в Интернете. Однако в органах НТИ и библиотечном деле им
пользовались задолго до появления Интернета. Хорош он и тем, что имеет
установку на оказание библиотекой пользы,
отсюда и широко распространенное в нашей профессиональной терминологии
выражение использование фондов. Короче
говоря, в этом пункте автор меня не убедил.
В теории и практике маркетинга действительно имеет широкое хождение
термин клиент (но, скажем, в лечебном
учреждении основной термин иной – пациент).
Им определяется крайне незначительная часть потребителей товаров и услуг –
только те 20%, которые оплачивают 80% продаж. Для них и разрабатывают всякие
уловки, чтобы сохранить, удержать в поле своего действия.
В библиотеках клиенты – это самые активные читатели, которые
обеспечивают наибольшую посещаемость и книговыдачу. С ними библиотека
практически никак не работает, не выделяет их из всего круга тех, кто с нею
имеет дело. Ориентировать библиотекарей на выделение из контингента
пользователей группы клиентов было бы очень актуально. Для этого надо дать определение, исходя из общепринятого, и
рекомендации библиотекарям, как им следовало бы работать с клиентами, – для их
и своей пользы.
Ю. Н. Столяров
|