УДК 37
И. Б. Стрелкова
Образование на протяжении всей жизни.
(Аналитический обзор литературы последнего
десятилетия)
Отличительная особенность современного мира – высокий динамизм
изменений во внешней среде. Это обусловливает быстрое устаревание запаса
знаний, полученного в рамках формального образования. Объективная ситуация обострила необходимость устранения противоречий в
жизнедеятельности посредством такого образования взрослых, которое рассматривается
как образование на протяжении всей жизни.
Острая необходимость массовой переподготовки взрослых возникла в
связи с изменением характера их деятельности, позиции, требуемой обществом и
предполагающей самостоятельность, социальную ответственность, самоорганизацию,
и неприятием авторитарных моделей процессов образования. Возросла актуальность
научного обеспечения образования взрослых, разработки его андрагогической
модели. Возникло противоречие между востребованностью инновационных моделей
образования взрослых и неготовностью преподавателей к реализации
андрагогической модели целостного образовательного процесса.
Проблемы непрерывного образования стали всё чаще освещаться и в
профессиональной библиотечной печати. Курсы, семинары организовывались и раньше
в большинстве библиотек, но мы далеко не всегда рассматривали их в системе.
Сказывалось отсутствие научных, прежде всего теоретических знаний. В предлагаемом
обзоре сделана попытка на ряде примеров показать жанровое многообразие литературы.
Проведён строгий отбор источников. Отбирались лишь книжные издания,
опубликованные в последнее десятилетие. Но понятно, что за каждым из них (как
правило, в том же разделе каталога) стоят десятки аналогичных изданий.
В литературе встречается большое количество терминов, тем или иным
образом касающихся образования взрослых: непрерывное
образование, образование взрослых,
профессиональная переподготовка и повышение
квалификации кадров, повышение
квалификации, дополнительное профессиональное
образование, последипломное
дополнительное образование, поствузовское
образование и др. Терминологический анализ даёт возможность выявить
содержательные и функциональные отличия этих понятий:
Термин
|
Определение
|
Непрерывное образование
|
Учение длиною
в жизнь (lifelong learning); всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая
на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной
компетенции
|
Непрерывное
профессиональное обучение
|
Процесс
профессионального совершенствования и самосовершенствования руководящих
работников и специалистов, который на протяжении всей трудовой деятельности
происходит на базе уже полученного ими ранее высшего или среднего специального
образования
|
Дополнительное
образование
|
Целенаправленный
процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах человека, общества, государства
|
Дополнительное
образование
|
Любая форма
формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим
общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное
или неформальное) является важнейшей составляющей системы непрерывного образования
|
Дополнительное
образование
|
Образование,
получаемое по дополнительным программам общего и/или профессионального
образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение
профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер
социальной и экономической деятельности
|
Образование
взрослых
|
Направление в
образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц,
занятых самостоятельной профессиональной деятельностью
|
Дополнительное
образование взрослых
|
Вид
дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие и
самосовершенствование личности
|
В связи с разнообразием терминов, тем или иным образом касающихся
образования взрослых, будет полезно познакомиться с кратким словарём
«Непрерывное образование» [1], в
котором сделана попытка разработки понятийного аппарата
формирующейся отрасли научного знания, получившей название непрерывное образование, или образование
через всю жизнь. Теория и практика образования взрослых обобщена и
выделена в самостоятельную отрасль научного знания – андрагогику, которая
сегодня переживает этап особой актуальности, систематизации накопленного знания
и опыта, формирования инновационных подходов.
Активизировались научные исследования, направленные на систематизацию
теоретических наработок по образованию взрослых, уточнение предмета андрагогики
и её понятийного аппарата.
Отметим монографию С. И. Змеева
[2], посвященную рассмотрению
основных положений теории андрагогики. Автор излагает материал в широком международном контексте развития
сферы образования, ведущих его концепций – непрерывного и свободного (открытого)
образования, образования взрослых, опираясь на отечественный и зарубежный опыт
их теоретического осмысления и практической реализации, с привлечением широкого
спектра мнений отечественных и зарубежных исследователей.
Ранее C. И. Змеев опубликовал учебное
пособие [3] для студентов и
аспирантов, слушателей институтов, факультетов и курсов повышения квалификации,
т.е. для лиц, обучающихся в системе образования взрослых. Пособие соответствует
требованиям образовательного стандарта высшего профессионального образования по
специальности 031400 – Андрагогика.
Для студентов педагогических вузов издано пособие
«Основы андрагогики» [4], написанное
авторами, занимающимися проблемами теории и практики обучения взрослых в
течение многих лет.
Представляют интерес отдельные научные монографии, а также учебно-методические,
научно-практические пособия, посвященные проблемам развития образования
взрослых. Отметим некоторые из них [5–7].
Эти издания предназначены для широкого круга работников системы
образования и повышения квалификации всех специальностей.
В монографии Т. Ю. Ломакина [8] на основе анализа
отечественной и зарубежной литературы показаны основные направления
формирования систем непрерывного образования.
Тестовым технологиям посвящено методическое пособие А. М. Радькова [9], его основные разделы:методологические основы тестирования в системе непрерывного
образования; психологические основы тестирования.
Объем материала не позволяет нам перечислить
диссертационные исследования в рамках рассматриваемой проблематики. Их десятки.
Во многих поставлены и разрешены различные вопросы и освещены интересные
аспекты непрерывного образования. Много интересного можно найти в публикующихся
материалах научных конференций (см., например [10, 11]).
На фоне научных
монографий, учебных и методических пособий выделяются своей практической
направленностью издания, написанные преподавателями и тренерами системы
непрерывного образования. Авторы книги «Профессиональная кухня тренера» [12] размышляют над такими проблемами
образовательной деятельности, которые просты и сложны одновременно: что делать
с постоянной нехваткой времени на семинаре; какой должна быть позиция тренера
при работе с группой; как эффективно использовать дискуссию и работу с текстом
на семинаре; каким образом можно оценить эффективность образовательных событий
и т.п.
Будучи библиотекарем-библиографом по образованию и в то же время
активным участником (организатором и педагогом) системы образования взрослых,
не могу обойти вниманием издания, касающиеся непрерывного образования
библиотечных кадров, поскольку содержащиеся в них теоретические подходы,
результаты социологических исследований, аналитические обзоры, практические
примеры и прикладные разработки представляют интерес прежде всего для
библиотечных специалистов.
Н. В. Збаровская, слишком рано ушедшая из жизни, успела
опубликовать свои авторские разработки, осуществленные на основе современных педагогических
методик [13]. Игры, тренинги и
практикумы призваны помочь библиотекарю в преодолении психологических барьеров
в ходе повышения профессиональной квалификации. Они пригодны как для самостоятельной,
так и для коллективной работы. Их можно использовать для самообразования, в
целях совершенствования профессионального мастерства библиотекарей, а также в
процессе обучения студентов в техникумах и вузах культуры.
В пособии Н. В. Жадько [14] показаны условия формирования инфраструктуры
непрерывного профессионального библиотечного образования и факторы, оказывающие
заметное влияние на структуру и содержание программ подготовки и переподготовки
специалистов, на примере пятилетней деятельности Учебного Центра «Школа
Рудомино» ВГБИЛ имени М. И. Рудомино в Москве.
Возможно, окажется полезным и наше
научно-практическое пособие [15].
Широкому кругу библиотек, учебным заведениям
системы библиотечного образования, переподготовки и повышения квалификации
библиотечных работников, руководителям библиотек может оказать помощь сборник
статей и докладов Э. Р. Сукиасяна [16], изданный в 2004 г. По нашим данным, автор опубликовал в течение
следующих пяти лет несколько десятков материалов, посвященных непрерывному
образованию, многие из них – на страницах журнала «Научные и технические
библиотеки».
Непрерывному образованию нет альтернативы – это
глобальный международный процесс. Что касается отдельно взятого человека, то в XXI в.
он «обречён» учиться на протяжении всей своей жизни.
Список источников
1. Непрерывное образование : краткий
словарь / под ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова ;
предисл. Н. А. Лобанова ; рец.: А. И. Добрынин, И. П. Кузьмин.
–
С.-Петербург : Файндер, 2002. – 42 с.
2. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и
технологии обучения взрослых / С. И. Змеёв. – Москва : ПЕР СЭ, 2007.
– 271 с.
3. Змеев С. И.Основы андрагогики : учеб. пособие для вузов /
С. И. Змеёв. – Москва : Флинта : Наука, 1999. – 152с.
4. Колесникова И. А. Основы андрагогики : учеб. пособие для студ. вузов, обуч.
по спец. 031000 – «Педагогика и психология», 033400 – «Педагогика» /
Т. Г. Браже и др.; под ред. И. А. Колесниковой. – Москва :
Академия, 2003. – 238 с. – (Высшее образование).
5. Борисова О. Н. Дополнительное
образование: содержание и технологии / О. Н. Борисова,
Л. А. Карасёва, В. А. Кунтыш. – Тверь : Твер. ун-т, 2005. –
144 с.
6. Ильин Г. Л. Философия образования (идея непрерывности) /
Г. Л. Ильин. – Москва : Вуз. кн., 2002. – 223 с.
7. Коржуев А. В. Традиции и инновации в высшем
профессиональном образовании / А. В. Коржуев, В. А. Попков.
– Москва : Изд-во Московского ун-та, 2003. – 300 с.
8. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного
образования / Т. Ю. Ломакина. – Москва : Наука, 2006. – 219 с.
9. Радьков А. М. Тестовые
технологии в системе непрерывного образования : метод. пособие /
А. М. Радьков, Е. В. Кравец ; рец. Л. В. Лещенко.
– Могилёв : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. – 52 с.
10. Образование через всю жизнь: проблемы
становления и развития непрерывного образования : материалы докл. и сообщ.
участников Второй междунар. конф., Санкт-Петербург, 4–5 июня 2002 г. / под
ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. – С.-Петербург :
Файндер плюс, 2003. – 319 с.
11. Перспективы развития образования
взрослых в России: культура, общество, человек : материалы Междунар.
науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 18-19 мая 2005 г. : в 2-х кн. / гл.
науч. ред. В. И. Подобед ; рец.: Е. П. Тонконогая,
Н. Н. Букина. – С.-Петербург. : ГНУ ИОВ РАО, 2005. – 392 с.
12. Профессиональная кухня тренера : из опыта неформального образования в третьем секторе
/ В. Величко и др. ; отв. ред. Е. Карпиевич, В. Величко. –
С.-Петербург : Невский простор, 2003. – 256 с.
13. Збаровская Н. В. Деловые игры
для занятий библиотечных специалистов : сб. метод. материалов /
Н. В. Збаровская. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2005. – 120 с. –
(Библиотекарь и время. XXI век, 100 выпусков / отв. ред.
О. Р. Бородин ; вып. 27).
14. Жадько Н. В.Стратегия развития тренинг-центров /
Н. В. Жадько. – Москва : Елена, 2000. – 64 с. – (Стратегия развития
тренинг-центра).
15. Стрелкова И. Б.Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой
информационной среде : науч.-практ. пособие / И. Б. Стрелкова. –
Минск : Новое знание, 2008. – 223 с. – (Профессионалам библиотечного дела).
16. Сукиасян Э. Р. Библиотечная
профессия. Кадры. Непрерывное образование : сб. статей и докладов /
Э. Р. Сукиасян ; рец. Е. Б. Соболева ; вст. ст.
А. В. Соколова. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 448 с. – (Специальный
издательский проект для библиотек).
|