Научные и технические библиотеки №7 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Евстигнеева Г. А. Библиотеки в электронной среде – куда стремимся и обо что спотыкаемся

Панарина О. С., Сосипатрова В. И. База данных «Книгообеспеченность» – инструмент информационного обеспечения учебного процесса и система управления формированием фонда вузовской библиотеки

О книгообеспеченности и не только о ней. (Комментарии к статье О. С. Панариной и В. И. Сосипатровой)

Евдокименкова Ю. Б., Соболева Н. О. Библиотека Института органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Консультант, эксперт при индексировании

Халабия М. Л. Предпосылки создания универсального формата библиографических данных

НАША ПРОФЕССИЯ

Кузьмина А. Ю. Кодекс профессиональной этики: мнение библиотекарей

«РОССИЙСКИЙ "БИБЛИОБУС" В АМЕРИКЕ»: интервью, репортажи. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Вопросы и ответы: интервью с Я. Л. Шрайбергом

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Мемуары легендарной В. А. Артисевич

Стрелкова И. Б. Образование на протяжении всей жизни. Аналитический обзор литературы последнего десятилетия

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

«Online Information – 2009»

Бычкова Е. Ф. «Информационные ресурсы и проекты библиотек по экологии и окружающей среде Московской области» – семинар в ГПНТБ России


УДК 37

И. Б. Стрелкова

Образование на протяжении всей жизни.
(Аналитический обзор литературы последнего десятилетия)

Отличительная особенность современного мира – высокий динамизм изменений во внешней среде. Это обусловливает быстрое устаревание запаса знаний, полученного в рамках формального образования. Объективная ситуация обострила необходимость устранения противоречий в жизнедеятельности посредством такого образования взрослых, которое рассматривается как образование на протяжении всей жизни.

Острая необходимость массовой переподготовки взрослых возникла в связи с изменением характера их деятельности, позиции, требуемой обществом и предполагающей самостоятельность, социальную ответственность, самоорганизацию, и неприятием авторитарных моделей процессов образования. Возросла актуальность научного обеспечения образования взрослых, разработки его андрагогической модели. Возникло противоречие между востребованностью инновационных моделей образования взрослых и неготовностью преподавателей к реализации андрагогической модели целостного образовательного процесса.

Проблемы непрерывного образования стали всё чаще освещаться и в профессиональной библиотечной печати. Курсы, семинары организовывались и раньше в большинстве библиотек, но мы далеко не всегда рассматривали их в системе. Сказывалось отсутствие научных, прежде всего теоретических знаний. В предлагаемом обзоре сделана попытка на ряде примеров показать жанровое многообразие литературы. Проведён строгий отбор источников. Отбирались лишь книжные издания, опубликованные в последнее десятилетие. Но понятно, что за каждым из них (как правило, в том же разделе каталога) стоят десятки аналогичных изданий.

В литературе встречается большое количество терминов, тем или иным образом касающихся образования взрослых: непрерывное образование, образование взрослых, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, последипломное дополнительное образование, поствузовское образование и др. Терминологический анализ даёт возможность выявить содержательные и функциональные отличия этих понятий:

Термин

Определение

Непрерывное образование

Учение длиною в жизнь (lifelong learning); всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции

Непрерывное профессиональное обучение

Процесс профессионального совершенствования и самосовершенствования руководящих работников и специалистов, который на протяжении всей трудовой деятельности происходит на базе уже полученного ими ранее высшего или среднего специального образования

Дополнительное образование

Целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства

Дополнительное образование

Любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное или неформальное) является важнейшей составляющей системы непрерывного образования

Дополнительное образование

Образование, получаемое по дополнительным программам общего и/или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности

Образование взрослых

Направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью

Дополнительное образование взрослых

Вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие и самосовершенствование личности

В связи с разнообразием терминов, тем или иным образом касающихся образования взрослых, будет полезно познакомиться с кратким словарём «Непрерывное образование» [1], в котором сделана попытка разработки понятийного аппарата формирующейся отрасли научного знания, получившей название непрерывное образование, или образование через всю жизнь. Теория и практика образования взрослых обобщена и выделена в самостоятельную отрасль научного знания – андрагогику, которая сегодня переживает этап особой актуальности, систематизации накопленного знания и опыта, формирования инновационных подходов.

Активизировались научные исследования, направленные на систематизацию теоретических наработок по образованию взрослых, уточнение предмета андрагогики и её понятийного аппарата.

Отметим монографию С. И. Змеева [2], посвященную рассмотрению основных положений теории андрагогики. Автор излагает материал в  широком международном контексте развития сферы образования, ведущих его концепций – непрерывного и свободного (открытого) образования, образования взрослых, опираясь на отечественный и зарубежный опыт их теоретического осмысления и практической реализации, с привлечением широкого спектра мнений отечественных и зарубежных исследователей.

Ранее C. И. Змеев опубликовал учебное пособие [3] для студентов и аспирантов, слушателей институтов, факультетов и курсов повышения квалификации, т.е. для лиц, обучающихся в системе образования взрослых. Пособие соответствует требованиям образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031400 – Андрагогика.

Для студентов педагогических вузов издано пособие «Основы андрагогики» [4], написанное авторами, занимающимися проблемами теории и практики обучения взрослых в течение многих лет.

Представляют интерес отдельные научные монографии, а также учебно-методические, научно-практические пособия, посвященные проблемам развития образования взрослых. Отметим некоторые из них [5–7]. Эти издания предназначены для широкого круга работников системы образования и повышения квалификации всех специальностей.

В монографии Т. Ю. Ломакина [8] на основе анализа отечественной и зарубежной литературы показаны основные направления формирования систем непрерывного образования.

Тестовым технологиям посвящено методическое пособие А. М. Радь­кова [9], его основные разделы:методологические основы тестирования в системе непрерывного образования; психологические основы тестирования.

Объем материала не позволяет нам перечислить диссертационные исследования в рамках рассматриваемой проблематики. Их десятки. Во многих поставлены и разрешены различные вопросы и освещены интересные аспекты непрерывного образования. Много интересного можно найти в публикующихся материалах научных конференций (см., например [10, 11]).

На фоне научных монографий, учебных и методических пособий выделяются своей практической направленностью издания, написанные преподавателями и тренерами системы непрерывного образования. Авторы книги «Профессиональная кухня тренера» [12] размышляют над такими проблемами образовательной деятельности, которые просты и сложны одновременно: что делать с постоянной нехваткой времени на семинаре; какой должна быть позиция тренера при работе с группой; как эффективно использовать дискуссию и работу с текстом на семинаре; каким образом можно оценить эффективность образовательных событий и т.п.

Будучи библиотекарем-библиографом по образованию и в то же время активным участником (организатором и педагогом) системы образования взрослых, не могу обойти вниманием издания, касающиеся непрерывного образования библиотечных кадров, поскольку содержащиеся в них теоретические подходы, результаты социологических исследований, аналитические обзоры, практические примеры и прикладные разработки представляют интерес прежде всего для библиотечных специалистов.

Н. В. Збаровская, слишком рано ушедшая из жизни, успела опубликовать свои  авторские разработки, осуществленные на основе современных педагогических методик [13]. Игры, тренинги и практикумы призваны помочь библиотекарю в преодолении психологических барьеров в ходе повышения профессиональной квалификации. Они пригодны как для самостоятельной, так и для коллективной работы. Их можно использовать для самообразования, в целях совершенствования профессионального мастерства библиотекарей, а также в процессе обучения студентов в техникумах и вузах культуры.

В пособии Н. В. Жадько [14] показаны условия формирования инфраструктуры непрерывного профессионального библиотечного образования и факторы, оказывающие заметное влияние на структуру и содержание программ подготовки и переподготовки специалистов, на примере пятилетней деятельности Учебного Центра «Школа Рудомино» ВГБИЛ имени М. И. Рудомино в Москве.

Возможно, окажется полезным и наше научно-практическое пособие [15].

Широкому кругу библиотек, учебным заведениям системы библиотечного образования, переподготовки и повышения квалификации библиотечных работников, руководителям библиотек может оказать помощь сборник статей и докладов Э. Р. Сукиасяна [16], изданный в 2004 г. По нашим данным, автор опубликовал в течение следующих пяти лет несколько десятков материалов, посвященных непрерывному образованию, многие из них – на страницах журнала «Научные и технические библиотеки».

Непрерывному образованию нет альтернативы – это глобальный международный процесс. Что касается отдельно взятого человека, то в XXI в. он «обречён» учиться на протяжении всей своей жизни.

Список источников

1. Непрерывное образование : краткий словарь / под ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова ; предисл. Н. А. Лобанова ; рец.: А. И. Добрынин, И. П. Кузьмин. –
С.-Петербург : Файндер, 2002. – 42 с.

2. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеёв. – Москва : ПЕР СЭ, 2007. – 271 с.

3. Змеев С. И.Основы андрагогики : учеб. пособие для вузов / С. И. Змеёв. – Москва : Флинта : Наука, 1999. – 152с.

4. Колесникова И. А. Основы андрагогики : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 – «Педагогика и психология», 033400 – «Педагогика» / Т. Г. Браже и др.; под ред. И. А. Колесниковой. – Москва : Академия, 2003. – 238 с. – (Высшее образование).

5. Борисова О. Н. Дополнительное образование: содержание и технологии / О. Н. Борисова, Л. А. Карасёва, В. А. Кунтыш. – Тверь : Твер. ун-т, 2005. – 144 с.

6. Ильин Г. Л. Философия образования (идея непрерывности) / Г. Л. Ильин. – Москва : Вуз. кн., 2002. – 223 с.

7. Коржуев А. В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А. В. Коржуев, В. А. Попков. – Москва : Изд-во Московского ун-та, 2003. – 300 с.

8. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т. Ю. Ломакина. – Москва : Наука, 2006. – 219 с.

9. Радьков А. М. Тестовые технологии в системе непрерывного образования : метод. пособие / А. М. Радьков, Е. В. Кравец ; рец. Л. В. Лещенко. – Могилёв : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. – 52 с.

10. Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования : материалы докл. и сообщ. участников Второй междунар. конф., Санкт-Петербург, 4–5 июня 2002 г. / под ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. – С.-Петербург : Файндер плюс, 2003. – 319 с.

11. Перспективы развития образования взрослых в России: культура, общество, человек : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 18-19 мая 2005 г. : в 2-х кн. / гл. науч. ред. В. И. Подобед ; рец.: Е. П. Тонконогая, Н. Н. Букина. – С.-Петербург. : ГНУ ИОВ РАО, 2005. – 392 с.

12. Профессиональная кухня тренера : из опыта неформального образования в третьем секторе / В. Величко и др. ; отв. ред. Е. Карпиевич, В. Величко. – С.-Петербург : Невский простор, 2003. – 256 с.

13. Збаровская Н. В. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов : сб. метод. материалов / Н. В. Збаровская. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2005. – 120 с. – (Библиотекарь и время. XXI век, 100 выпусков / отв. ред. О. Р. Бородин ; вып. 27).

14. Жадько Н. В.Стратегия развития тренинг-центров / Н. В. Жадько. – Москва : Елена, 2000. – 64 с. – (Стратегия развития тренинг-центра).

15. Стрелкова И. Б.Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде : науч.-практ. пособие / И. Б. Стрелкова. – Минск : Новое знание, 2008. – 223 с. – (Профессионалам библиотечного дела).

16. Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование : сб. статей и докладов / Э. Р. Сукиасян ; рец. Е. Б. Соболева ; вст. ст. А. В. Соколова. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 448 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

  
На главную