Научные и технические библиотеки №7 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Евстигнеева Г. А. Библиотеки в электронной среде – куда стремимся и обо что спотыкаемся

Панарина О. С., Сосипатрова В. И. База данных «Книгообеспеченность» – инструмент информационного обеспечения учебного процесса и система управления формированием фонда вузовской библиотеки

О книгообеспеченности и не только о ней. (Комментарии к статье О. С. Панариной и В. И. Сосипатровой)

Евдокименкова Ю. Б., Соболева Н. О. Библиотека Института органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Консультант, эксперт при индексировании

Халабия М. Л. Предпосылки создания универсального формата библиографических данных

НАША ПРОФЕССИЯ

Кузьмина А. Ю. Кодекс профессиональной этики: мнение библиотекарей

«РОССИЙСКИЙ "БИБЛИОБУС" В АМЕРИКЕ»: интервью, репортажи. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Вопросы и ответы: интервью с Я. Л. Шрайбергом

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Мемуары легендарной В. А. Артисевич

Стрелкова И. Б. Образование на протяжении всей жизни. Аналитический обзор литературы последнего десятилетия

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

«Online Information – 2009»

Бычкова Е. Ф. «Информационные ресурсы и проекты библиотек по экологии и окружающей среде Московской области» – семинар в ГПНТБ России


УДК 027.7(477)

О. С. Панарина, В. И. Сосипатрова

База данных «Книгообеспеченность» –
инструмент информационного обеспечения учебного процесса
и система управления формированием фонда
вузовской библиотеки

Опыт создания картотеки книгообеспеченности учебных дисциплин и перевода ее в электронную форму; этапы работы; роль БД в обеспечении учебного процесса вуза.

Украинская инженерно-педагогическая академия (УИПА) – единственное в Украине высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, специализирующееся на подготовке инженерно-педагогических кадров для системы профтехобразования. Более 11 тыс. студентов обучаются здесь по 31 специальности; читаются 986 дисциплин.

Сегодня УИПА – республиканский Методический центр по инженерно-педагогическому образованию. Совместно с Институтом педагогики и психологии профессионального образования Академии педагогических наук Украины в УИПА организована научно-исследовательская лаборатория по проблемам инженерно-педагогического образования; работает специализированный Ученый совет по защите кандидатских диссертаций по четырем специальностям.

УИПА – один из основателей и организаторов регионального Центра модульного обучения рабочим профессиям по методике Международной организации труда. Этот Центр нацелен на помощь во внедрении методики в систему профтехобразования, разрабатывает пакеты учебной документации. При УИПА создан Европейский мониторинговый комитет под эгидой Международной организации инженерной педагогики для переподготовки и повышения квалификации до уровня европейского педагога.

Библиотека – одно из важнейших структурных подразделений УИПА, участвующих в обеспечении учебной и научной деятельности. Фонд библиотеки – 900 тыс. экз., из них 640 тыс. экз. – учебная литература. Ежегодно библиотека обслуживает более 12 тыс. пользователей, выдает свыше
700 тыс. экз. документов.

Реформирование высшего образования, внедрение новых образовательных технологий, предусмотренных Болонскими инициативами, значительно усиливают роль библиотек вузов в информационном обеспечении и сопровождении учебно-педагогической и научной деятельности вуза. В условиях внедрения в образовательный процесс новых стандартов и технологий, изменений в учебных планах, введения новых дисциплин, активизации самостоятельной работы студентов повышаются требования и к модели информационного обеспечения учебного процесса.

В соответствии с законом Украины «О высшем образовании» (от 17.01.2002 г.) и приказом Министерства образования и науки (МОН) Украины «Лицензионные условия предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования» (от 19.01.2004 г.) ставится задача повышения качества образования путем упорядочения работы по обеспечению учебного процесса учебно-методической литературой. В связи с этим моделирование и формирование научно-образовательных ресурсов и информационное обеспечение учебного процесса становится одной из наиболее актуальных задач вуза и его библиотеки.

Отличительная особенность библиотеки вуза – формирование фонда документов в двух направлениях: содержательном и количественном.

Важнейший принцип содержательного направления формирования фонда – это его профилирование, т.е. соответствие учебным планам и программам вуза.

В статье заместителя директора Института инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки Украины К. Левкивского подчеркнуто: «Политика комплектования вузовских библиотек сегодня должна быть коренным образом изменена и направлена на приобретение конкретных и необходимых документов, материалов, изданий, а не на их нагромождение… Необходимо обеспечить приобретение тех конкретных изданий, которые необходимы для выполнения конкретных индивидуальных планов учебного процесса студентов».

Количественные критерии формирования фонда определяются с учетом требований аккредитации, предусматривающих следующие нормативы приобретения учебной литературы для студентов: дневная форма обучения – учебники и учебные пособия – 1:3, методические указания – 1:5; заочная форма обучения – учебники, учебные пособия и методические указания – 1:1.

Выполнение этих требований в условиях ограниченного финансирования проблематично, но по мере аккредитации отдельных специальностей и дисциплин задача решается поэтапно. И здесь особенно важно взаимодействие библиотеки и кафедр.

Следует отметить, что формирование фонда учебной литературы осуществляется с учетом книгообеспеченности отдельных дисциплин и специальностей.

Из известных моделей формирования фонда вузовской библиотеки все более широко применяется БД «Книгообеспеченность», которая содержит точные сведения о всех дисциплинах, читаемых в вузе, количестве учебной литературы в фонде библиотеки, числе студентов, изучающих каждую конкретную дисциплину. Таким образом, БД «Книгообеспеченность» содержит отдельные элементы тематико-типологического плана формирования учебного фонда с учетом распределения документов по подразделениям библиотеки.

Созданная в библиотеке УИПА БД «Книгообеспеченность» нацелена на информационное сопровождение учебного процесса, дает возможность объективно изучать соответствие учебного фонда профилю академии и прогнозировать направления и стратегию его наполнения. Систематическая работа с БД по ее совершенствованию обеспечивает дополнительный сервис в формировании фондов, позволяет поддерживать связь с кафедрами, гарантируя достоверность и актуальность предоставляемых сведений.

Проблема книгообеспеченности учебного процесса всегда была в зоне повышенного внимания вуза и библиотеки. Сегодня книгообеспеченность – один из важнейших показателей соответствия вуза требованиям лицензирования и аккредитации. Этот показатель определяется через систему так называемых коэффициентов книгообеспеченности. Для получения требуемых показателей по специальностям и дисциплинам необходимо собрать воедино и проанализировать учебные программы, сведения о рекомендуемой литературе и контингенте студентов.

Оптимальная модель комплексного учета и анализа книгообеспеченности отрабатывалась библиотекой УИПА десятилетиями. Еще в конце 1960-х гг. был изучен опыт вузовских библиотек, в том числе Московского института стали и сплавов, Северо-Западного заочного политехнического института, и принято решение об организации картотеки книгообеспеченности.

Картотека представляла собой комплекс из трех взаимосвязанных рядов:

1. Сводная картотека книгообеспеченности (факультет, кафедра, дисциплина, литература по дисциплине);

2. Картотека дисциплин с указанием кафедр, читающих дисциплину, специальности и семестра;

3. Алфавитный ряд учебных изданий с указанием кафедр, дисциплин специальностей и курсов, которые используют данные издания.

В картотеке отражалась учебная литература, имеющаяся в фонде отдела обслуживания в количестве более 10 экз. Другие типы изданий вносились в картотеку в том случае, если их количество обеспечивало имеющийся контингент студентов. Учебно-методические издания, предназначавшиеся в первую очередь для студентов заочной формы обучения и составлявшие значительную часть фонда, в картотеке не отражались. Организованная таким образом картотека просуществовала до 2000 г.

Детально продуманная по своей структуре картотека предоставляла возможность проводить многоаспектный анализ состояния обеспеченности литературой учебного процесса, информировать кафедры вуза о книгообеспеченности отдельных дисциплин, организовывать распределение литературы из учебного фонда по семестрам и группам, формировать комплекты учебников при организации групповой выдачи литературы, своевременно корректировать политику комплектования учебного фонда по отдельным дисциплинам.

Вместе с тем, ведение картотеки в карточном варианте оказалось достаточно трудоемким процессом. Не менее трудоемким было предоставление кафедрам данных о книгообеспеченности в печатном варианте.

Внедрение в практику работы вузовских библиотек информационных технологий дало возможность организовать эту работу на качественно новом уровне.

Получив в 1999 г. по гранту автоматизированную библиотечную информационную систему Liber-Media, библиотека УИПА приступила к организации электронного каталога. Было принято решение одновременно с вводом в ЭК новых поступлений документов осуществлять ретроввод учебной литературы.

С 2000 г. на основании данных ретроввода сотрудники отдела обслуживания учебной литературой начали создание электронной БД книгообеспеченности. Однако программа Liber Media, ориентированная в основном на публичные библиотеки, не предполагала создание такой БД. Поэтому в качестве основных полей использовались поля рубрик и подрубрик. Принцип организации БД оставался таким же, как и в карточном варианте: перечень дисциплин по кафедре; перечень учебных изданий по каждой дисциплине; в описании каждого издания указывались дисциплины и специальности, по которым оно рекомендуется.

В дальнейшем при ретровводе в ЭК вносилась вся учебная литература, в том числе и методические издания, следовательно, БД книгообеспеченности пополнялась новыми записями.

Шестилетний опыт работы в программе Liber Media показал, что по ряду объективных причин созданная БД “Книгообеспеченность” не обеспечивала выполнение функций, которые на нее возлагались.

В 2006 г. библиотека приобрела Систему автоматизации библиотек ИРБИС32 c семью автоматизированными рабочими местами, и сотрудники отдела обслуживания учебной литературой начали активное освоение АРМа «Книгообеспеченность». Важные функции этого АРМа – возможность провести многоаспектный анализ обеспеченности учебного процесса литературой и оперативно информировать кафедры о книгообеспеченности отдельных дисциплин, формировать необходимые отчетные документы.

В системе ИРБИС разработана подсистема «Книгообеспеченность», снабженная возможностью автоматического подсчета коэффициента обеспеченности (КО), который реально отражает степень обеспеченности студентов учебниками.

В начале работы в АРМе «Каталогизатор» на основе конвертации дисциплин из программы Liber Media был создан ряд вспомогательных словарей: словарь кафедр, в котором можно было просмотреть дисциплины по кафедрам; словарь, где каждая кафедра и дисциплина имели свой код рубрикатора. К примеру: кафедра «Педагогика и методика профессионального обучения» имела код 15, и всем дисциплинам присваивался код кафедры и порядковый номер дисциплин в алфавите. Например: 15.03 – Дидактические основы профессионального образования, 15.04. – МПН: основные технологии обучения.

Иерархическая структура рубрикатора создана для поиска литературы по кафедрам и дисциплинам в АРМе «Каталогизатор»и на веб-сайте библиотеки. Получить данные о литературе по дисциплине можно, открыв в АРМе «Каталогизатор» вид поиска «Вуз: фак-сем-спец/Каф/Дисц/Спец», и в АРМе «Книгообеспеченность», открыв вид словаря «Дисциплина». На сайте библиотеки с аналогичными данными можно ознакомиться в БД ЭК, войдя в рубрикатор «Кафедры – дисциплины». Кроме того, создан словарь специальностей.

В процессе подготовительной работы при создании БД «Книгообеспеченность» данные регистрационной картотеки многоэкземплярной литературы и изданий вуза сверены с картотекой книгообеспеченности и введены в БД через АРМ «Каталогизатор». Таким образом, каждое издание было «прикреплено» к определенным дисциплинам, специальностям, кафедрам, для которых оно предназначено. Это обеспечило при помощи словаря «Вуз: фак-сем-спец/Каф/Дисц/Спец» в АРМе «Каталогизатор» возможность предоставлять информацию о наличии литературы по кафедрам в целом и каждой дисциплине в частности. В просмотровых и выходных формах эти сведения подаются в виде таблицы, где отражены издания с указанием числа экземпляров по каждому названию, распределение по месту хранения, общее количество по дисциплине, кафедре, специальности и т.д.

На следующем этапе сотрудники отдела приступили к работе в АРМе «Книгообеспеченность».

Задача КО в данном модуле решается на основе интеграции сведений из БД:

БД «Электронный каталог» – в запись книги вводятся сведения о предназначении учебника или учебного пособия (факультет, кафедра и т. д.);

БД «VUZ-Учебные дисциплины» – сведения, относящиеся к учебному процессу;

БД «Читатель» – сведения о контингенте пользователей.

Базы данных должны функционировать взаимосвязанно. Основная часть интерфейса занята тремя окнами, в которых отображаются словари баз данных или списки связанных записей.

Словари имеют разные статусы:

1. Окно основного словаря, где отображаются записи, соответствующие его терминам.

2. Окно связанных записей, где помещаются записи, связанные с записью основного словаря.

3. Окно словаря переноса: в записи, отмеченные в этом словаре, можно переносить данные из других записей основного словаря или из связанного списка.

Основу наполнения АРМа «Книгообеспеченность» мы получили путем конвертирования учебных планов в формате Еxcel – листов в БД «VUZ-Учебные дисциплины». В последующем при получении новых учебных планов конвертируемые данные редактировались и приводились в соответствие с ситуацией на текущий момент. Так, на основании учебных планов вводились сведения о структуре новых дисциплин (факультет–кафедра–специальность–семестр–форма обучения). Поскольку какая-либо учебная дисциплина может читаться для разных специальностей, на разных факультетах, семестрах, для разных форм обучения, программой предусмотрена дифференциация дисциплин при помощи понятия «Уникальный номер дисциплины» – УНД.

В 2008 г. сотрудники отдела учебной литературы приступили к формированию БД «Читатель», которая пополняется на основе сведений из учебно-методического отдела УИПА путем их конвертирования в формате Еxcel и ручного ввода данных.

БД «Книгообеспеченность» кардинально изменила характер и трудоемкость всех процессов работы, связанных с проблемой книгообеспеченности:

  • на основе одноразового ввода информации обеспечивается возможность ее многофункционального использования;
  • библиотекарь полностью освобождается от составления списков литературы и ее распределения, так как все эти операции осуществляются в автоматизированном режиме;
  • период подготовки выходных форм по книгообеспеченности во много раз сокращается, повышается оперативность и точность предоставления необходимой информации, уменьшается возможность ошибок при получении выходных форм.

БД «Книгообеспеченность» дает возможность предоставлять по запросу Министерства образования и науки Украины, ректората и кафедр УИПА необходимые сведения о состоянии книгообеспеченности по отдельным дисциплинам. Так, в 2009 г. для МОН Украины подготовлены справки о книгообеспеченности по 16 аккредитуемым специальностям, для ректората УИПА – 2 справки о книгообеспеченности украиноязычными изданиями нормативных дисциплин и аккредитуемых специальностей, для преподавателей – более 600 справок о состоянии книгообеспеченности по отдельным дисциплинам.

Следует отметить, что БД «Книгообеспеченность» не должна рассматриваться только как инструмент получения коэффициентов и выходных форм книгообеспеченности по различным критериям. Актуальность ведения электронной БД «Книгообеспеченность» возрастает в связи с необходимостью качественного управления формированием и использованием фондов библиотеки. Поэтому в создании БД принимают непосредственное участие сотрудники отдела комплектования, которые вносят необходимые сведения о новых поступлениях литературы.

Работая с БД, сотрудники отдела комплектования могут определить дисциплины, коэффициент обеспеченности которых учебной литературой не соответствует установленным требованиям и нормативам, что позволяет правильно распределить приоритеты комплектования на текущий и последующий годы, контролировать рациональность использования денежных средств. Кроме того, БД обеспечивает дополнительный сервис при организации обслуживания читателей, предоставляя информацию о распределении учебных изданий (студентам какой специальности и по какой дисциплине они рекомендуются).

Работа с автоматизированной версией картотеки «Книгообеспеченность» активизировала связь библиотеки с кафедрами УИПА. Обоюдная заинтересованность помогла обнаружить слабые места в работе с фондом, ликвидировала или уменьшила информационный вакуум по ряду дисциплин. Согласованность работы библиотеки и кафедры гарантирует точность занесенных в БД сведений.

Подводя итоги использования АРМ «Книгообеспеченность», хочется отметить, что проведена огромная работа по освоению АРМ и организации БД. Однако все возможности АРМа нами еще не изучены, предстоит большая и интересная работа.

Как свидетельствует опыт, БД «Книгообеспеченность» способствует повышению качества моделирования и формирования фонда, получению качественно новой информации по всем вопросам обеспеченности учебного процесса, созданию комфортной информационной среды для пользователей библиотеки, развитию партнерства с подразделениями вуза по вопросам формирования учебных ресурсов, полноправному участию библиотеки в работе вуза по внедрению сертификата качества образования.

Список источников

1. Дубницька Л. І. Якість документаційного забезпечення навчальних та наукових процесів університету // Якість функціонування бібліотечної системи ВНЗ : матеріали III міжвуз. наук.-практ. конф. Донецьк, 2007. – С. 42–50.

2. Зінченко І. І. Взаємодія бібліотеки та кафедр ВНЗ по формуванню бібліотечного фонду // Якість функціонування бібліотечної системи ВНЗ : матеріали III міжвуз. наук.-практ. конф. – Донецьк, 2007. – С. 138–142.

3. Лемківський К. Бібліотека вищого навчального закладу – ключова ланка інформаційного забезпечення навчального процесу на сучасному етапі // Вища школа. – 2008. – № 5 – С. 33–41.

4. Очагова Л. Н. Книгообеспеченность – новый модуль в системе автоматизации библиотек ИРБИС : [Электронный ресурс] / Л. Н. Очагова, С. М. Дунаевская // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса. – Москва, 2005. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/108.pdf

5. Панарина О. С. Электронная база «Книгообеспеченность» как составная часть информационной системы вуза // Сучасні інформаційно-бібліотечні технології як складова реформування навчального процесу : Матеріали ХV науково-практичної конференції (до 50-річчя заснування бібліотеки УІПА). – Харків, 2008. – С. 103–113.

  
На главную