Научные и технические библиотеки №7 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Евстигнеева Г. А. Библиотеки в электронной среде – куда стремимся и обо что спотыкаемся

Панарина О. С., Сосипатрова В. И. База данных «Книгообеспеченность» – инструмент информационного обеспечения учебного процесса и система управления формированием фонда вузовской библиотеки

О книгообеспеченности и не только о ней. (Комментарии к статье О. С. Панариной и В. И. Сосипатровой)

Евдокименкова Ю. Б., Соболева Н. О. Библиотека Института органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Консультант, эксперт при индексировании

Халабия М. Л. Предпосылки создания универсального формата библиографических данных

НАША ПРОФЕССИЯ

Кузьмина А. Ю. Кодекс профессиональной этики: мнение библиотекарей

«РОССИЙСКИЙ "БИБЛИОБУС" В АМЕРИКЕ»: интервью, репортажи. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Вопросы и ответы: интервью с Я. Л. Шрайбергом

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Мемуары легендарной В. А. Артисевич

Стрелкова И. Б. Образование на протяжении всей жизни. Аналитический обзор литературы последнего десятилетия

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

«Online Information – 2009»

Бычкова Е. Ф. «Информационные ресурсы и проекты библиотек по экологии и окружающей среде Московской области» – семинар в ГПНТБ России


О книгообеспеченности и не только о ней.
(Комментарии к статье О. С. Панариной
и В. И. Сосипатровой)

Хорошая статья наших украинских коллег о базе данных «Книгообеспеченность» в очередной раз вызвала у меня грустные мысли, связанные с процессами, которые протекают в наших библиотеках независимо друг от друга: техническим прогрессом и правовым регрессом… Как только в нашей профессиональной печати появляются подобные статьи, я получаю письмо от кого-нибудь из американских коллег, работающих в университетских библиотеках. Обычно они спрашивают: «Неужели в вашей стране до сих пор тратят деньги на «книгообеспечение» каждого студента?». «Да, тратят», – отвечаю я. Прекрасно знаю, что последуют вопросы: существует ли в нашей стране Интернет, знают ли отдельно взятые студенты о том, что такое «персональный компьютер» и т.д. После всех моих разъяснений меня, как правило, спрашивают о провайдерах и в этой связи – о «тарелках», а также о том, есть ли вообще в России где-нибудь Wi-Fi?

Дано ли нам понять, как нелепо мы выглядим, когда говорим о книгообеспеченности в применении к современному учебному заведению, в котором функционирует автоматизированная система управления учебным процессом, а в библиотеке компьютеризация уже дошла до создания БД «Книгообеспеченность»? Идем ли мы по пути прогресса или стоим? Как мы понимаем этот прогресс: в динамичном развитии коэффициента книгообеспеченности от 1:5 к 1:1?

Вспоминаю, как в 1960-х гг. в «Бюллетене ЮНЕСКО для библиотек» с удивлением прочитал, что каждый студент, поступивший в Государственный университет в Хартуме, при поселении в общежитие получает от администрации этажерку для книг. Там и тогда проблемы книгообеспеченности не было – каждый студент, кроме этажерки, получал и полный комплект учебных пособий … Прошло полсотни лет. Думаю, что сегодня в Хартуме каждый студент имеет ноутбук. Для американского студента это давно стало естественным. Мы же всё еще решаем проблемы книгообеспеченности.

В Университете Ратгерса (США) в 1990 г. я обнаружил в хранении один экземпляр «Классификации двоеточием» Ш. Р. Ранганатана – в классическом «желтом» издании (Asia Publishing House, 1960) в суперобложке. Но на практическом занятии был удивлен: эта же книжка «в листах» оказалась в руках каждого студента – по ней велись практические занятия! Для каждого студента книгу «размножила» типография университета. Занятия по составлению библиографического описания велись в рабочих тетрадях: вот обложка, титульный лист, на страницах – чистые разлинованные карточки для самостоятельной работы. После занятия рабочие тетради сдаются на проверку.

В университете каждый студент мог скопировать лично для себя любое из рекомендованных пособий. Учебник можно было приобрести в университетском магазине – все понимали: с книгой работать легче, чем с пачкой ксерокопий. И никто не требовал учебников в библиотеке. Обратите внимание: никому и в голову не приходило спрашивать об авторских правах.

Интересно, как там сегодня обстоит дело с «документоснабжением»? Незабываемой Памеле Ричардс, которая знакомила меня с Университетом Ратгерс, уже не напишешь – она ушла из жизни. Но с помощью WWW можно «войти» в любой американский университет! Приглашаю это сделать. Там, в принципе, ничего не изменилось, кроме технических средств. На сайтах выложены учебники, практикумы, задачники; каждый профессор на своей «странице» дает тексты собственных произведений: монографий, книг, статей... и не страшно ему, что их «не купят» (напротив, социологи доказали: еще как купят!).

Неужели, думаю я, никто из депутатов нашей Государственной Думы не знает, как учатся студенты за рубежом? Что они ходят с ноутбуками, скачивают, чтобы учиться (а не перепродавать чужую интеллектуальную собственность) книги, на каждой из которых, как и у нас, стоит знак копирайта. Почему мы никак не поймем, что для фондов стоит покупать в книжном виде один экземпляр каждого названия учебной литературы, а затем делать самим (или покупать у других) его электронную копию для общедоступной и бесплатной электронной библиотеки вуза. Каждый студент купит книгу сам, на свои средства. Если, конечно, увидит в этом смысл. Библиотеке не стоит покупать и хранить по 100 экз. известного учебника, так как через пару лет появится новое издание, дополненное и пересмотренное.

Вот уже два десятка лет, придя в любую вузовскую библиотеку, я открываю алфавитный каталог на фамилии «Глинка». Удивительный педагог Николай Леонидович Глинка (1882–1965) издал учебник «Общая химия» в 1951 г., имея за плечами четверть века преподавательского стажа. Его учебник, по которому учатся инженеры всех специальностей, который любят школьники и абитуриенты, переиздавался постоянно. И всегда – с существенными дополнениями (после смерти у автора нашлись талантливые продолжатели его дела, но имя автора сохранили). «Крайнее» по времени, но, наверное, не последнее издание – 30-е, вышло в 2005 г., переиздано в 2009 г. В каталогах библиотек, как правило, не сотни – тысячи экземпляров! Спрашиваю: «Зачем они вам? Это же химия, наука развивающаяся!» Не понимают, не списывают. Выгоднее «штабелировать»: никому не хочется сокращать объем фондов.

Коллеги, нельзя учить студентов по старым учебникам! Даже 30-е издание уже устарело: в ноябре 2006 г. открыт 118-й элемент, газ, о названии которого ученые спорили несколько лет (предлагались самые разные названия: «московий», «флерий», «унукторий»). Стоят на полках учебники астрономии: не хотят знать библиотекари о том, что число планет изменилось. Что имеем – то и храним...

Традиция у нас такая: фонды должны расти. Вредная традиция, из-за которой всегда и везде у нас тесно и пыльно. По сотне штук одного названия покупаем, строго следим за коэффициентом «обеспеченности». Законы у нас такие, инструкции, положения. Вроде бы, все мы понимаем, что ведем дело совсем не так, как надо (учитывая технический прогресс). Но не протестуем. Даже против глупейших (простите, вырвалось) требований, связанных с лицензированием...

Спросил знакомых коллег-американцев, что бы они сделали в подобной ситуации? И получил ответ: «Объявили бы сидячую забастовку». Им невдомек, что мы давно уже сидим, ничего никому не объявляя. «Хорошо сидим», спокойно.

Э. Р. Сукиасян

  
На главную