Научные и технические библиотеки №8 2010 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 1. Блуждая в дебрях информатизации

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Дрешер Ю. Н. Система менеджмента качества как условие успешной деятельности организации

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Информационный менеджмент: концепции развития

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Как сегодня учат библиотечных менеджеров в России и за рубежом

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Иванова Е. В. «Библиотечное путешествие» по Америке

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Книжные издания по библиотечному фондоведению последнего тридцатилетия: аналитический обзор

ЮБИЛЕИ

К юбилею Т. А. Бахтуриной

Заварыкина Н. П. Научная библиотека университета: вчера, сегодня, завтра. К 55-летию Оренбургского государственного университета

НАША ИСТОРИЯ: БИОГРАФИИ, ВОСПОМИНАНИЯ

Белогорская Т. А. Хозяйка нашего дома. (Из воспоминаний о Людмиле Вениаминовне Зильберминц)


УДК 002

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ»:
ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ
(Научно-образовательная профессиональная программа
«Библиотечное дело, информационные системы
и образование в США – 2010»)

УДК 02(73)

Е. В. Иванова

«Библиотечное путешествие» по Америке

Субъективно-объективные заметки
о научно-образовательном туре «Библиотечное дело, информационные
системы и образование в США–2010» – с обобщениями,
эмоциональными отступлениями и сухими фактами

Трудно поверить в реальность происходящего: я в Америке – в тех самых Соединенных Штатах! Знаю, для многих соотечественников попасть сюда даже обычным туристом – заветная мечта. Мне же повезло вдвойне: это не обычная туристическая поездка, а комплексное научно-образовательное мероприятие, и целых четырнадцать дней в рамках его программы я буду смотреть, что происходит в знаменитых библиотеках и информационных центрах США. Буду присматриваться, учиться, ловить нюансы…

Я оказалась в солидной команде специалистов – руководителей крупнейших библиотек нашей страны, ведущих представителей библиотечно-информационной сферы. Организаторы научно-образовательного тура – Международный библиотечный, информационный и аналитический центр (МБИАЦ) и ГПНТБ России. Программу придумал еще в 1997 г. Я. Л. Шрайберг и с группой своих коллег из ГПНТБ России успешно реализует ее уже столько лет. А в его группе – М. В. Гончаров, О. Н. Путилина, С. А. Золотинская (Кондратьева), К. Ю. Волкова и ряд других сотрудников. Мероприятие, которое они проводят, уникальное. И это не комплимент, а лишь констатация факта. В подтверждение приведу самые очевидные аргументы.

Итак, что характеризует «Американские поездки»? Во-первых, это регулярное мероприятие – нынешний тур уже 12-й! А регулярность – показатель правильности и точности основной идеи проекта, системности ее реализации. Во-вторых, это большое мероприятие – и по содержанию, и по продолжительности. Участников ждут две недели плотной профессиональной программы – мероприятия проводятся в разных городах и учреждениях США. Но эта фраза ничего не говорит о размахе тура этого года. «Говорящей» и зримой она станет после следующего дополнения: в рамках «Американской поездки–2010» впервые (!) группа из России пересекла всю страну с Востока на Запад! Прилетев в Нью-Йорк, мы проехали по США строго в заданном направлении до самого Лос-Анджелеса!

И, наконец, в-третьих: этот тур собирает в одном месте и в одно время, пожалуй, самых интересных людей нашей профессии. Не стану подробно останавливаться на пояснениях и комментариях к сказанному. Замечу лишь, что исходное этимологическое значение слова «интересный» – «полезный, выгодный», а значение «занимательный, увлекательный» – вторично.

Ну что ж, довольно предисловий. Перейдем к рассказу о библиотечно-информационных днях России в Америке. В каком жанре будет излагаться увиденное? В самых разных: это будут очерки, отчеты, репортажи, интервью, путевые заметки и… даже весьма необычные формы аналитических исследований.

Весна в Нью-Йорке

Началось все в Нью-Йорке. И, прежде чем освещать профессиональную программу, попробую передать свои впечатления.

С чего же начать описание города Нью-Йорка? Да и не город это вовсе, а какая-то вполне самостоятельно существующая «планета». Манхэттен, Бродвей, Уолл-стрит, Мэдисон Сквер Гарден, Бруклинский мост. Знакомые и такие красивые, влекущие названия из какой-то нереально-киношной жизни. И звучат они как музыка – джазовой россыпью или блюзовой вариацией…

Именно в таких ритмах я слышала и чувствовала этот город. Хотя никогда бы не подумала, что город небоскребов и бизнес-воротил (так и вспоминаются хрестоматийные Рокфеллер, Трамп, etc) отзовется в восприятии столь лиричной нотой. А может виной тому весна в Нью-Йорке? Она оказалась абсолютно непредсказуемой: встретила нас непогодой (после того, как наш самолет сел, аэропорт закрыли), а на следующий день наградила ослепительным солнцем и почти летним теплом.

Жили мы на Манхэттене. Как значится в туристических буклетах, Манхэттен – это культурный и финансовый центр страны и мира. Не стану спорить: если такое определение и преувеличение, то небольшое. Из тех же буклетов узнаем, что длина острова Манхэттен – всего-то 21 км. Разве это расстояние для российского туриста?! Могу уверенно сказать: пешком мы прошли большую половину этого пути. И были вознаграждены, потому что смогли увидеть самый разный город – деловой, «шоповый» (в смысле шопинга и бесчисленных безграничных магазинов), туристический, музейный, театральный, город мюзиклов, элитных особняков, китайских кварталов, необычного метро…

Нью-Йорк дождливый и ветреный, в благородной серой гамме… Именно такая погода сопровождала нас в первый день поездки. После запланированного профессионального визита (о нем – ниже) отправляемся в Рокфеллер-центр, который считается одной из достопримечательностей Нью-Йорка. Здесь и каток, и золотая фигура Прометея, а в зимнее время устанавливается главная рождественская елка города (с 1936 года!). Но мы шли на смотровую площадку Центра, которая известна под названием Top of the Rock – Вершина Скалы.

Взлетаем на лифте на 67(!) этаж. Попадаем на просторную площадку, огороженную стеклянными щитами. И замираем. Нет, не от страха перед высотой. От величественности открывшейся панорамы города. Картинка кажется абсолютно нереальной. Без устали щелкаем фотоаппаратами, позируем по очереди на фоне Эмпайр Стейт Билдинг, Центрального парка, общего вида на Манхэттен. Поднимаемся еще выше – на 69-й этаж, 70-й этаж!.. В какой-то момент моя спутница – коллега из библиотеки факультета Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Анна Петрушина говорит: «Такое впечатление, что за спиной – фотообои!». Действительно, все еще невозможно поверить, что мы – в Нью-Йорке!

Спускаемся «с небес на землю» и идем по Пятой авеню. Небоскребы, офисные здания, чуть дальше от делового центра – фешенебельные дома. И здесь уже совсем другой ритм: все спокойнее, сдержаннее.

Вот и знаменитый Центральный парк. Он оказался удивительно тихим и уютным местом в самом сердце шумного, бурляще-спешащего города. Здесь бегали белки, которые не обращали на людей никакого внимания, здесь зеленела трава, и уже пробивались какие-то первоцветы. И вокруг – потрясающая пронзительность и особое спокойствие серого дня…

Мы бродили по Нью-Йорку до позднего вечера. Увидели воочию многое из того, с чем привычно ассоциируется Америка. Например, Статую Свободы. «Символ США», «Леди Свобода» – как только не именуют эту Женщину с факелом! А у нее есть вполне официальное полное название: «Свобода, освещающая мир». Приблизиться к Свободе вплотную не удалось (что, наверное, вполне символично…) ввиду все тех же особых погодных условий. Проще говоря, добираться на катере до острова со Статуей казалось слишком экстремальным – холодно! Поэтому смотрели на нее с берега. И читали в буклете, что торжественное открытие скульптуры состоялось 28 октября 1886 г. и что на табличке, которую «Свобода» держит в левой руке, – дата провозглашения независимости США – 4 июля 1776 г. Из буклета же узнали, что у основания Статуи выбито изречение, которым она уже много лет встречает иммигрантов: «Дайте мне вашу усталость, вашу бедность и дышите свободно…».

Попрощавшись со «Свободой» (как хорошо, что выражение это не буквальное!), бредем в поисках станции метро через Беттери Парк – пешком до гостиницы уже не дойдем! Неожиданно наталкиваемся на необычный памятник – сердитый, грозно выставивший рога бронзовый бык. Что это? Открываем все тот же буклет и узнаем, что это символ Нью-Йоркской товарной биржи на Уолл-стрит и один из самых известных символов капитализма по-американски. Бронзовый бык создан в 1989 г. в ответ на крах американского фондового рынка в 1987 г. Почему бык? Оказывается, когда акции идут на повышение, это называется «бычий рывок». И биржевики, которые делают ставку на повышение цены своих акций, называются «быками». Сегодня Бронзовый бык – несомненная туристическая достопримечательность Нью-Йорка. И это не преувеличение: около быка крутилось множество желающих «взять за рога» олицетворение успеха, и мы не стали исключением – долго ждали своей очереди, чтобы сфотографироваться. После чего, довольные исполненным долгом туриста, отправились в метро.

Кстати о метро. Нью-Йоркская подземка заслуживает отдельных слов. Она здорово отличается от того, что мы привыкли видеть, например, в Москве. Никаких украшений, росписей. Все исключительно функционально и, мягко говоря, малоэстетично. С другой стороны, не гулять же сюда ходят? Зато раз и навсегда покорил нас персонал метро. Пытаясь выяснить, как попасть в намеченное место, мы долго терзали мужчину, который продавал проездные билеты. (Кстати: официальное количество станций в Нью-Йоркском метро – 468; они формируют 26 маршрутов). Объяснялись мы с работником метро на английском, весьма далеком от совершенства. Увидев, что «стороны не достигли взаимопонимания», перешли на жесты. Все это время он внимательно и терпеливо слушал. Потом достал карту, отметил на ней наш отель и маршрут проезда на метро ко всем туристическим местам, которые мы смогли выговорить. Спасибо Вам, далекий американский друг!

Нью-Йорк теплый и ярко-солнечный, в красках весны и безмятежного счастья…Таким был следующий, второй день в Нью-Йорке. После рабочей программы – свободное время. И редкая в нашей бешеной жизни роскошь неспешного познавания города – в своем ритме, в личных предпочтениях.

« – Я поведу тебя в музей! – / Сказала мне сестра. / Вот через площадь мы идем / И входим наконец / В большой, красивый красный дом, / Похожий на дворец».

Все было, как в известном стихотворении Сергея Михалкова, только повела меня не сестра, а Яков Леонидович Шрайберг, и пошли мы не в Музей Ленина, а в Метрополитен. Но это оказался действительно «красивый дом, похожий на дворец»!

Основное здание музея – величественно, монументально. Но что удивительно – при этом не угнетает излишняя пафосность места. Наоборот, с первых шагов ощущаешь себя вполне уютно, а на ступеньках, ведущих ко входу в музей, непринужденно расположились «почитатели искусств» всех возрастов и социальных групп.

Войдя в музей, мы получаем значок с надписью «The Met». И сразу все посетители становятся как одна большая команда – с яркими значками на одежде! И такое «домашнее», дружеское название музея – «Мет» – кажется очень симпатичным и уместным.

Художественный музей Метрополитен – это их «тамошний» Эрмитаж. «Мет» – одна из самых больших в мире художественных галерей; здесь более 2 млн экспонатов, которые иллюстрируют всю историю человечества. Постоянная коллекция «Мет» разделена на 19 секций. Говорят, особенно хороши античная коллекция, уникальна коллекция музыкальных инструментов, костюмов и аксессуаров, старинного оружия со всего мира.

Об этом мы узнали из музейных буклетов. Там же прочитали краткую историю создания коллекции «Мет». Официальная дата рождения музея – 13 апреля 1870 г. (Кстати, поздравляем с юбилеем – 140-летием основания!) В тот день власти штата Нью-Йорк издали хартию – Акт о создании музея. Музей назвали Метрополитен и решили разместить его в крупнейшем городе страны. По замыслу создателей, «Мет» должен был демонстрировать всю историю развития мирового искусства.

Финансирование музея поначалу было весьма скромным, большей частью фонды формировались за счет даров и пожертвований отдельных граждан. Все изменилось в 1901 г., когда Джейкоб С. Роджерс завещал музею 4,5 млн долларов на приобретение «редких и высокохудожественных произведений искусства», а также книг для пополнения музейной библиотеки. Примеру Роджерса последовали другие, и музей год от года стал пополняться редкими экспонатами.

Конечно, за один визит все осмотреть невозможно. Поэтому решением большинства (нас было четверо) выбрали коллекцию импрессионистов – одну из жемчужин в короне «Мета»: музей славен своим великолепным собранием полотен импрессионистов, и у нас была счастливая возможность убедиться в этом.

Идем по залам, смотрим, наслаждаемся… Великий Моне и его «Регата в Сен-Адресс» – одно из самых замечательных ранних изображений моря. Здесь же находятся и другие шедевры – «Лягушатник», «Подсолнечники». (В 1919 г. Моне создал четыре варианта картины "Пруд с кувшинками", один из которых хранится в музее Метрополитен.)

Дега и его неповторимые “балетные” картины. Танцовщицы, гармония движения и тела, дивная женская пластика гибких фигурок…

Особая живопись Писсарро – патриарха движения импрессионизма, его основоположника. Здесь видится больше реалистичности в изображении природы и больше завершенности, законченности. И много-много света.

Дивная одалиска самого Матисса! Радостные и светлые краски божественных полотен Ренуара. Современники даже обвиняли его в излишествах цвета. И еще – Мане, Сислей, Моризо, Сезанн, «Ирисы» и «Кипарисы» Ван Гога. И так мало времени…

Какая тема может сменить рассказ о музее? Только описание одной из самых известных библиотек страны! Вообще-то, хронологически библиотека была первым местом, с которого мы начали знакомство и с Нью-Йорком, и с Америкой. И состоялось оно в первый день после прилета, точнее – в первое утро.

Нью-Йоркская публичная библиотека. Что нового можно рассказать профессионалам библиотечного дела, которым все о ней хорошо известно? И всё же: Нью-Йоркская публичная библиотека – один из самых давних и надежных партнеров ГПНТБ России в организации мероприятий научно-образовательных программ. Руководитель Славяно-Балтийского отдела, известный славист Эдвард Казинец (Edward Kasinec) в течение многих лет помогал Я. Л. Шрайбергу организозывать нью-йоркскую часть этой программы – семинары, «круглые столы», дискуссии и, конечно же, увлекательные экскурсии по библиотеке и детальное знакомство с его отделом. К сожалению, Э. Казинец уже покинул Нью-Йоркскую публичную библиотеку – после расформирования его отдела – теперь он работает консультантом в библиотеке Колумбийского университета. Однако и в этот раз он представил библиотеку, особенно тем, кто никогда здесь не бывал.

По статусу Нью-Йоркская публичная библиотека – одна из ведущих публичных библиотек мира и одна из важнейших научных библиотек США – некоммерческая частная организация, управляемая Попечительским советом.

Сегодня Нью-Йоркская публичная библиотека – это громадная система из 89 библиотек, находящихся в районах «Большого Нью-Йорка» (Манхэттен, Бронкс, Стэйтен-Айленд). С развитием вездесущего Интернета в этой библиотеке можно побывать, не выходя из дома: ее новый адрес в Сети – www.nypl.org.

Нью-Йоркская публичная библиотека – это еще и развитая виртуальная библиотека, в которой насчитывается более 8 000 книг, 3 000 аудиокниг, 400 музыкальных произведений. В цифровой галерее можно найти около полумиллиона работ фотографов и художников. В онлайн-библиотеке почти такие же правила, как в традиционной: «на руки» вам выдадут лишь ограниченное количество литературы сроком на 21 день. Читателям можно не беспокоиться о возврате e-books: файлы самоуничтожаются по истечении срока пользования.

Не буду рассказывать о том, когда и из какого камня строилось здание библиотеки, сколько этажей занимает книгохранилище, какова величина фонда, ежедневная книговыдача и на сколько мест рассчитаны читальные залы. Расскажу о том, что меня удивило.

Очень толковый сайт. Приведу основные разделы и их краткое содержание:

•     Используем библиотеку. Здесь помещена следующая информация:

Как ориентироваться в библиотеке: использование веб-сайта; личный визит в библиотеку; получение читательского билета; предлагаемые сервисы для подростков и детей.

Читательский билет: как получить, какие особые услуги предоставляются при наличии билета.

Как найти нужную информацию: для этого предложено использовать онлайн-каталог, вести поиск на сайте, обращаться к услуге «Спроси библиотекаря», к внешним коллекциям и материалам из других библиотек.

Выдача материалов на дом: указаны сроки пользования материалами, как можно сделать запрос, как продлить использование, куда можно вернуть материалы.

Компьютеры, Интернет, беспроводной доступ: бесплатный Wi-Fi, услуги резервирования компьютера, доступ к ресурсам Интернета, безопасный Интернет – руководство для родителей, политика пользования ПК в библиотеке.

Услуги для людей с ограниченными возможностями: перечислены вспомогательные технологии, рассказано об обслуживании «говорящими» книгами и книгами со шрифтом Брайля; представлен сервис «книги – почтой»; перечислены публичные программы для детей, молодежи и взрослых в местах, доступных для лиц, пользующихся инвалидными колясками.

Услуги особым группам населения: иммигрантам, лицам, находящимся под стражей, не говорящим по-английски, пожилым людям, бездомным.

Общая информация о библиотеке.

RSS-услуги: объясняется, как, используя RSS, можно следить за добавлением нового контента, как «подписаться» на содержание библиотеки.

Информация о библиотеке на испанском языке.

•      Расположение библиотек и часы работы:название библиотек, адреса, телефоны, часы работы, расположение на карте

•     Найти книги, DVDs и многое другое: поиск статей и баз данных, электронных книг, цифровых материалов. Пути поиска в каталоге (по автору, названию, ключевым словам, ISBN и др.), помощь библиотекаря. Привычный сервис – библиотекарекомендует своим читателям книги. В этой части сайта представлены рекомендательные списки по самой разной тематике, например, «Запомните 25 книг 2007 г.». Есть даже список под названием «Опыт России», там – А. Рыбаков, Е. Евтушенко, В. Аксенов, В. Шаламов, М. Булгаков, книги по истории.

•     Блоги, видео и публикации. Это мультимедийный выставочный зал для библиотекарей, ученых и писателей, всех активных, неравнодушных людей. Можно просматривать блоги и писать в них, загружать подкасты, посещать цифровые выставки, пользоваться сервисами социальных сетей. Блоги – на самые разные темы. Конечно, более всего обсуждаются книги и библиотеки. Но есть и другие темы: «Свобода мысли», «Поэтический месяц» (в апреле обсуждается место поэзии в американской культуре), «Популярная музыка» (для подростков).

•     Поддержи библиотеку: «Мы зависим от поддержки щедрых людей, патриотически настроенных и с развитым чувством гражданского долга», – пишут сотрудники библиотеки. Сказано, как можно помочь библиотеке, что такое статус друга, кто является спонсором, партнером, членом клуба библиотеки, какой может быть корпоративная поддержка.

•     Спроси библиотекаря: сделать это предлагается одним из пяти предлагаемых способов: лично – в библиотеке, по телефону, написав письмо, общаясь в чате и по e-mail.

На этом стоит остановиться подробнее. Нью-Йоркская публичная библиотека проводит для своих пользователей самые разные мероприятия: классы, публичные программы, выставки. Классы – это обучающие занятия, которые позволяют освоить компьютерные премудрости и основы работы в Интернете. Бесплатно. Приглашаются все желающие – независимо от возраста, материального положения, национальности: школьники, взрослые, иммигранты, те, кому «50+» и др. К их услугам – классы по базовым компьютерным навыкам, основам работы в Интернете, ведению поисковой стратегии в Интернете, веб-навигации, веб-поиску. Специальный блок классов посвящен работе с ресурсами библиотеки: эффективное использование веб-сайта и каталогов библиотеки, ее баз данных, онлайновых ресурсов и цифровых коллекций, поиск материалов. Есть специальные классы: для людей, относящихся к возрастной категории «50+», по генеалогическим разысканиям, нахождению медицинской информации в сети.

В 2010 г. Нью-Йоркская публичная библиотека проведет более 25 тыс. бесплатных публичных программ в 89 местах города (в Манхэттене, Бронксе, Стэйтен-Айленде). Это будут лекции, панельные дискуссии, выставки, концерты, демонстрация фильмов, специальные программы для детей. Например, в программе 20 апреля 2010 г. – 114 мероприятий, из них 56 – для детей!

Мне понравилось определение «целевой аудитории» – публики, для которой предназначено мероприятие. С детьми и подростками все понятно – по возрастам, причем от самого рождения, т. е. от 0 месяцев. А у взрослых – такие градации: «все возраста», «взрослые 50+», «энтузиасты 50+» (это специально разработанный комплекс физических упражнений, предназначенный для всех пожилых людей, в том числе для лиц с ограниченными возможностями; занятия проводятся раз в неделю на первом этаже одной из филиальных библиотек). Предложены и весьма экзотические программы, например, показ фильмов с Мэри Пикфорд с живым фортепианным аккомпанементом.

Детская программа на 21 апреля 2010 г.: в этот день (с 7 утра до 17–18 часов!) предлагается 58 публичных мероприятий в различных филиалах библиотеки. (Посмотрите список мероприятий по адресу: http://www.nypl. org/events/programs?audience=910%2B911%2B912%2B913%2B917)

Вниманию детей и их родителей представлены часы историй и сказок, громкого чтения, встречи с авторами книг. Или необычное «Путешествие по латиноамериканской музыке» – «географическое» изучение традиционной музыки с помощью песен, танцев, кукольных представлений. Рекомендуется детям от 4 лет (!) и старше.

На мероприятиях для малышей им читают книги, они могут послушать песни, стихи, поиграть с другими детьми. Такие занятия проводятся для ребят разных возрастов: от рождения до 18 месяцев; от 18 месяцев до 3 лет; от 3 до 5 лет и т.д. А тем, кто постарше (от 5 до 12 лет) предложено путешествие по Вебу – под руководством библиотекаря! Есть специальные мероприятия и для подростков – от 13 до 18 лет.

Когда список мероприятий одного дня занимает не менее 5 страниц, даже рассказывать об этом устаешь! Предлагаю всем заглянуть на сайт Нью-Йоркской публичной библиотеки (http://www.nypl.org/events/programs) и полюбопытствовать, чем там коллеги занимаются.

В миссии Нью-Йоркской публичной библиотеки записано, что три самых главных и важных ее ресурса – это «наши сотрудники, наши коллекции и наше физическое и виртуальное пространство».

Про виртуальное пространство я немного рассказала. Теперь – о пространстве физическом. Многие из увиденных мною в Америке библиотек, в том числе и Публичная библиотека Нью-Йорка, очень прочно ассоциировались с музеями. Это действительно «храмы муз», где посетителей ждут не только собрания книг – их окружают и прекрасные картины: живописные полотна щедро украшают залы. Помещения отделаны деревом, что придает им одновременно и уют, и изысканность. И все вместе – красиво, благородно, дорого, комфортно. «Я хочу здесь жить!» – поднывала я во время экскурсий по библиотекам. Потому что в эти библиотеки хочется заходить и там хочется оставаться.

В Нью-Йоркской публичке два огромных читальных зала. В один из них нас привели на экскурсию, разрешив беспрепятственно ходить и фотографировать. В другой (точно такой же, ну просто зеркальное отражение!) – только приоткрыли дверь, чтобы самые любопытные в буквальном смысле сунули туда нос. «Почему так?» – наш вопрос был абсолютно логичный. «Потому, что в этом зале люди работают с книгами, и мешать им, нарушать тишину нельзя». А в первом зале, там, где мы активно фотографировали, посетители сидели за ноутбуками. Вот вам и пример отношения к человеку читающему.

И несколько слов, к сожалению, о грустном. Осенью 2008 г. в Публичной библиотеке Нью-Йорка был закрыт Славяно-Балтийский отдел (о чем я уже упомянула). Отдел уникальный, особо дорогой русскому сердцу. Он появился спустя три года после открытия библиотеки. Его фонды по праву считались лучшим в Западном полушарии собранием славянских книг. Там были книги из императорской и великокняжеских библиотек, среди них – более 2 тыс. материалов из личной библиотеки великого князя Владимира Александровича Романова. В отделе хранился уникальный документ – обращение иммигрантов к первому директору библиотеки Джону Биллингсу с просьбой приобретать литературу на их родном языке. Свою просьбу эти люди мотивировали тем, что с помощью этой литературы они смогли бы распространять знания о своей стране среди американской публики.

«Да, это печальный факт», – с грустью говорили нам сотрудники библиотеки. И добавляли: «Но что поделать – кризис…». И все же очень хочется верить, что отдел не навсегда исчез из этих стен. И он скоро вновь вернется, ведь такое уже случалось в истории библиотеки – вернулся же детский отдел в Нью-Йоркскую публичную библиотеку.

(Продолжение репортажей – в следующих номерах журнала.)

  
На главную