Научные и технические библиотеки №9 2010 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Столяров Ю. Н. Исходные положения теории функционирования библиотечного фонда

Восканян Э. А. История библиотечных центров правовой информации в России

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Бахтурина Т. А. Будущее каталогизации в России и в мире

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Московкин В. М. Российско-украинские усилия в продвижении идей и технологий открытого доступа к научному знанию

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Редькина Н. С. Эффективность библиотечных сайтов

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. В каком библиотечном образовании нуждается Россия – «с отрывом» или «без отрыва от производства»?

Стрелкова И. Б. Управление профессиональной карьерой: возможности и перспективы для молодых специалистов как показатель эффективности руководства библиотекой

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ. (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2010»)

Иванова Е. В. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток — Запад»

КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЫМ–2010»: ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

Интеллектуальная игра на 17-й Международной конференции «Крым»


«Российский “библиобус” в Америке»:
интервью, репортажи

(Научно-образовательная профессиональная программа
«Библиотечное дело, информационные системы
и образование в США – 2010»)

УДК 025:004(063)

Е. В. Иванова

12-й Международный семинар
«Электронные ресурсы и международный обмен:
Восток — Запад»

Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» – традиционная составная часть комплексной научно-образовательной профессиональной программы «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». В 2010 г. одна из сессий этого семинара – «круглый стол» «Состояние и перспективы развития проекта МБИАЦ и ГПНТБ России “Русская библиотека в Америке”» – прошла в университете Ситон Холл (г. Саус-Оранж, штат Нью-Джерси).

Университет Ситон Холл

Частный католический Университет Ситон Холл (Setton Hall; http://www.shu.edu) расположен совсем недалеко от Нью-Йорка – всего в 14 милях. Университет основан в 1856 г. епископом Джеймсом Рузвельтом Бейли как «дом для ума, сердца и души». Назван он в честь Элизабет Энн Ситон – первой святой, рожденной на американской земле. Президент университета – священник, и многие сотрудники, преподаватели университета – тоже священники.

Нашу группу встречал и сопровождал в течение всего пребывания в университете директор российской и восточноевропейской научной программы Натаниэл Найт (Nathaniel Knight). Он прекрасно говорит по-русски, что позволило нам «замучить» его вопросами, на которые, впрочем, он отвечал с удовольствием, подробно и обстоятельно.

Н. Найт рассказал об истории создания университета, заметив, что с момента открытия и по сей день университет растет, в его состав входят все новые учебные заведения. В 1950 г. здесь появились Колледж искусств и наук, Школа бизнеса, Школа среднего медицинского персонала и Колледж образования и гуманитарных служб. В 1951 г. открылась Юридическая школа. В 1968 г. университет ввел совместное обучение юношей и девушек. С 1984 г. в его стенах возобновила работу семинарская школа теологии, которая некоторое время была закрыта. В 1997 г. совместно с Американской ассоциацией Организации объединенных наций основана Школа дипломатии и международных отношений.

Сегодня в университете – более 60 программ обучения на следующих отделениях: факультет гуманитарных и точных наук, Школа бизнеса, Школа дипломатии и международных связей, Школа медицинского обучения, Школа педагогического образования, Школа права (юридический факультет), Колледж медсестринского дела, Школа теологии, Школа дополнительного образования.

Ответы Н. Найта на некоторые наши вопросы: «Обучение в университете платное, и потому развитие университета напрямую зависит от количества студентов. С этим связано состояние нашего бюджета. Стоимость обучения в год – около 30 тыс. долларов, но мало кто из учащихся платит полную стоимость. 90% студентов получают финансовую помощь для оплаты обучения из разных источников. Многих студентов финансово поддерживает сам университет.

Сегодня у нас около 10 тыс. учащихся: примерно 5 тыс. студентов и 5 тыс. аспирантов. Большая часть из них живет на территории университета, в общежитиях, многие – у родителей или на частных квартирах.

Обязательно ли в университете изучение теологии? Нет, у студентов нет обязательной религиозной программы обучения. Специальные курсы разработаны только для тех, кто хочет поступать в семинарию. Хотя недавно введена обязательная для всех программа – в нее включены некоторые вопросы, связанные с католическими традициями: история, особенности католического мировоззрения. Но это не теология, не богословие, а просто ознакомление с традициями католичества, которые должны знать наши студенты.

Из иностранных языков сегодня самый популярный у студентов – испанский, затем французский и итальянский. Кстати, в университете очень хорошая программа по русскому языку, востребованы также китайский и арабский языки».

«Круглый стол» «Состояние и перспективы развития проекта МБИАЦ и ГПНТБ России “Русская библиотека в Америке”» провели Я. Л. Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ России, президент МБИАЦ, Н. Найт и С. А. Золотинская, заведующая отделом ГПНТБ России.

Открыла заседание декан – директор библиотек университета доктор Крисантия Грико (Chrysanthy Grieco). Приветствуя собравшихся, она, в частности, сказала, что университет горд тем, что встречи библиотечно-информационных специалистов России и США проходят в его стенах.

К. Грико подчеркнула конструктивность российско-американского сотрудничества. Три года назад, в 2007 г., в университете прошла одна из сессий международного семинара «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток - Запад». В том же годув библиотеке университета открылась «Русская библиотека в Америке» – дар и один из важнейших проектов МБИАЦ. «Благодарим вас за столь ценный вклад в нашу библиотеку. Мы очень гордимся именно российской коллекцией, книгами по русской истории, русской культуре. И выражаем особую благодарность представителям МБИАЦ и лично доктору Шрайбергу», – подчеркнула К. Грико.

В ответном выступлении Я. Л. Шрайберг сказал: «Хочу выразить признательность руководству библиотеки университета за сотрудничество. Мы хорошо помним нашу предыдущую встречу и высоко ценим вашу деятельность в поддержку проекта «Русская библиотека в Америке». Именно благодаря совместным усилиям российской и американской сторон стало возможным запустить этот значимый проект. Очень важно, что в Америке есть уголок, где собраны книги по России, русской культуре, истории, краеведению. МБИАЦ, ГПНТБ России будут и впредь поддерживать «Русскую библиотеку». И сегодня мы вновь привезли в подарок книги, продолжая пополнять её фонды. Литература, которую мы передаем, уникальна, ее нелегко приобрести, она ориентирована на исследователей, на тех, кто хочет узнать Россию глубоко, а не только по центральным изданиям».

Куратор проекта «Русская библиотека в Америке» с российской стороны С. А. Золотинская познакомила присутствовавших с историей развития этой идеи и ее реализацией: «Проект «Русская библиотека в Америке» запущен более 10 лет назад – еще в 1999 г. Тогда по инициативе и на средства МБИАЦ и ГПНТБ России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации была собрана большая коллекция изданий, посвященных истории и культуре нашей страны. Было решено открыть самостоятельную библиотеку российской литературы в столице США – Вашингтоне. Мы пытались работать и с Посольством РФ в США, и с Российским культурным центром. К сожалению, наши усилия не увенчались успехом – не удалось найти организацию, которая смогла бы принять эти фонды (заметим – в дар!) и показать Русскую библиотеку во всей красе. Анализируя предпринятые попытки, можно говорить о досадной незаинтересованности российских организаций в США, их нежелании организовать обслуживание американских пользователей уникальной российской литературой, пропагандируя в целом достижения нашей науки и культуры.

Следует подчеркнуть, что стояла задача не просто найти организацию, которая приняла бы российскую библиотеку. При поиске американского партнера нами выдвигалось обязательное условие: коллекция должна быть автономной, т.е. не должна раствориться в фонде принимающей ее библиотеки. Поступали предложения от Нью-Йоркской публичной библиотеки, библиотек Йельского университета, университета Джорджа Вашингтона и ряда других. Однако все они не удовлетворяли главному требованию – автономности.

В марте 2006 г. давний друг и консультант МБИАЦ Эдвард Казинец (Edward Kasinec) посоветовал провести переговоры с представителями университета Ситон Холл. Почему именно Ситон Холл? Дело в том, что в библиотеке этого университета уже существовали выделенные коллекции изданий отдельных стран, например «Итальянская коллекция», которая размещена здесь в отдельном очень красивом зале.

Представители библиотеки университета Ситон Холл выразили готовность принять «Русскую библиотеку» и всю ее разместить в одном месте, чтобы была возможность дать цельное представление о России. И в 2007 г. во время нашего семинара состоялось торжественное открытие этой библиотеки. Сотрудники библиотеки университета Натаниэл Найт и Марта Дейрап подготовили роскошную выставку, посвященную этому событию: прямо на улице в витринах были выставлены самые показательные книги о России.

Несомненно, «Русская библиотека в Америке» – уникальная для США библиотека. Основу ее фонда составляют издания, характеризующие современный облик российских регионов, что кардинально отличает это собрание от большинства американских библиотек, имеющих русскоязычные коллекции. Книги, журналы нашей библиотеки представляют несомненный интерес не только для русской диаспоры в США, но и для широкой американской публики, интересующейся жизнью и проблемами российских регионов. Мы представляем издания, рассказывающие о государственном и муниципальном управлении в России, о её культуре и искусстве, религии, обычаях и фольклоре. В «Русской библиотеке» можно найти книги по краеведению, социологии и этнографии, местные издания, характеризующие тот или иной регион.

Сегодня в фонде более 12 тыс. книг, 98 наименований журналов и 18 наименований газет. Описание всех изданий введены в электронный каталог, созданный на основе системы автоматизации библиотек ИРБИС. Мы стараемся регулярно пополнять фонды нашей коллекции.

Цели и задачи «Русской библиотеки в Америке» – создание в США специализированной библиотеки российских региональных изданий; укрепление культурных связей между США и Россией; представление научно-информационных и культурных портретов российских регионов; пропаганда российской книги и содействие выходу региональных издательств на американский рынок; укрепление связей с соотечественниками и специалистами, изучающими Россию.

Мы уверены, что партнерская деятельность МБИАЦ, ГПНТБ России и представителей университета Ситон Холл ведет к достижению всех этих целей».

Подтверждая все вышесказанное, представители ГПНТБ России передали в фонд «Русской библиотеки» более 30 новых книг.

Затем была экскурсия – знакомство с университетским городком, библиотекой университета и «Русской библиотекой в Америке».

Библиотека университета Ситон Холл

Сегодня библиотека Университета Ситон Холл (http://www.shu.edu/ academics/libraries/) – это почти 750 тыс. книг, многочисленные периодические и сериальные издания, это электронный доступ к полным текстам статей из более чем 25 тыс. журналов, микроформы различных коллекций, музыкальные компакт-диски, аудиовизуальные средства. Штат библиотеки – 13 квалифицированных специалистов – сосредоточил свое внимание на потребностях университета, его студентов, аспирантов и преподавателей. Библиографическое, справочное и информационное обслуживание осуществляется как непосредственно в библиотеке, так и по телефону, электронной почте и через сайт.

Библиотека – участница нескольких консорциумов, в том числе OCLC, что позволяет ей расширять доступ к библиографическим записям, предоставлять своим пользователям возможность бесплатного межбиблиотечного обслуживания. Большинство периодических изданий в рамках МБА доставляется по электронной почте.

Университет уделяет большое внимание развитию навыков информационной грамотности студентов. Библиотека стала инициатором проведения ряда учебных и научно-исследовательских инициатив в этой области. Для всех первокурсников библиотека проводит курсы по информационной грамотности, а в числе её ресурсов есть соответствующий сайт (http://academic.shu.edu/libraries/infolit/silt2/index.html).

Библиотека оказывает специальные услуги и старшеклассникам в рамках проекта «Акселерация», участие в котором позволяет школьникам заранее получать кредиты, бонусы для поступления в университет.

Центр образовательных ресурсов библиотеки университета предоставляет пользователям 60 современных автоматизированных рабочих мест, а также услуги беспроводной связи во всем учреждении. Все информационные ресурсы доступны через электронный каталог библиотеки – SetonCat – каталог общего доступа. Студенты имеют доступ к библиотечным ресурсам как из любой точки на территории кампуса, так и за его пределами.

Библиотека предлагает своим пользователям для работы более 1100 эргономичных мест в различных учебных помещениях. Сотрудники библиотеки внимательно следят, чтобы студентам и преподавателям было удобно и комфортно работать. Как сказано на сайте библиотеки, «…в целях создания наиболее благоприятной атмосферы для ведения научных исследований и размещения большого количества студентов», пространство библиотеки организуется специальным образом:

  • основной этаж – второй – отведен для групповых занятий, проведения дискуссий, обсуждений; здесь же можно и перекусить;

  • третий и четвертый этажи – это «тихая зона», предназначенная для индивидуальной работы, самостоятельного обучения. Здесь расположены отдельные комнаты для посетителей библиотеки, предпочитающих готовиться без каких-либо отвлекающих разговоров. Такие кабинеты очень востребованы (особенно во время экзаменов); чтобы иметь возможность заниматься уединенно, студенты, аспиранты, преподаватели должны заранее их резервировать.

Книги и журналы размещены в открытом доступе; рядом со стеллажами – удобно организованные места для работы. Новые книги также представлены в свободном доступе и соответственно маркированы – «New Books».

В свободном доступе не только книги, но и техника – компьютеры, принтеры, ксероксы, сканеры. Раньше принтеры предоставлялись в пользование студентам бесплатно, но сотрудники библиотек стали замечать злоупотребления. Теперь 500 (!) страниц можно распечатать бесплатно, сверх этого лимита введена небольшая плата.

Во время рассказа об использовании технических средств в стенах библиотеки почти все члены нашей группы горячо заговорили о копирайте, спрашивая: «А как с этим обстоят дела у вас?». И вот что мы узнали. Самое главное: закон об авторском праве строг, но справедлив. Сканировать в библиотеке можно.

А как студенты получают в библиотеке необходимые им копии учебных изданий? На университетском сайте выложены все требуемые для обучения образовательные ресурсы. Размещены они на специальных страницах, каждая из которых посвящена отдельной программе обучения. На этих страницах студентам предложен весь спектр учебных материалов: электронные учебники, методические издания, статьи, разработки преподавателей университета и т.д. Для всеобщего пользования страницы закрыты; к ним имеют доступ (по паролю) только студенты – слушатели данного предмета, курса. Все выложенные ресурсы студенты могут сканировать, создавать копии PDF-файлов. Таким образом, электронные образовательные ресурсы доступны только ограниченной группе студентов и только в течение периода, когда они являются слушателями данного курса.

Такая форма организации работы с электронными ресурсами позволяет сотрудникам библиотеки университета говорить о практике Fair Use (добросовестное использование), что не ведет к нарушению норм авторского права. И это справедливо, поскольку речь идет об образовательных, некоммерческих целях использования авторских ресурсов.

Как администрация университета договаривается с авторами книг, выкладывая их издания на сайте? Отвечая на этот вопрос, Натаниэл Найт сказал, что с преподавателями – авторами учебных пособий – не требуется заключать специальный договор. Считается, что это их рабочая практика. Если есть потребность отсканировать статью или книгу, написанную не преподавателем университета, и выставить ее на сайте в открытое пользование, тогда с автором следует договариваться. При этом отношения регулируются в соответствии с существующими нормами авторского права.

Библиотека может отказать студентам в ксерокопировании нескольких статей из одного номера журнала или сканировании нескольких глав из книги. При копировании материала для работы курса библиотека следует положениям Fair Use (раздел 107) и учитывает следующие факторы:

  • цель и характер использования: будет ли использование иметь коммерческий характер или предназначено для некоммерческих образовательных целей;

  • сущность, характер работ, охраняемых авторским правом;

  • объем используемых частей;

  • эффект от использования или ценность работы.

Кстати, все, что Н. Найт рассказал об авторском праве и Fair Use, обстоятельно изложено на сайте библиотеки со ссылками на соответствующие буквы закона (http://www.shu.edu/academics/libraries/ereserves-submission.cfm).

«Русская библиотека в Америке». Мы ознакомились с этой библиотекой, о которой уже многое узнали на семинаре. Здесь действительно самые разные издания самых разных регионов России (все книги – с печатью МБИАЦ).

Многообразие изданий, представленных в этом фонде, помогает американским читателям составить наиболее полное представление о нашей стране.

Электронные и традиционные источники информации. Что думают о соотношении этих ресурсов в образовательном пространстве наши американские коллеги?

Н. Найт высказал свое мнение относительно будущего электронных и традиционных книг: «Использование электронных книг – это, конечно, шаг вперед. Но, я думаю, традиционные книги, печатные издания все равно никогда не исчезнут – они будут всегда. Мне кажется, электронные книги особенно перспективны как учебные пособия для школьников и студентов. В США очень высокие цены на учебные издания, и это большая проблема для учеников и их родителей. Например, вузовский учебник по химии, биологии запросто может стоить 150–200 долларов. Очень многие студенты жалуются на такие «кусачие» цены.

В конце семестра у студентов принято продавать/покупать учебники друг у друга. Однако и при этом цены ненамного снижаются – 80–100 долларов. А издательства год от года вносят бесконечные поправки и дополнения в свои учебники, вынуждая студентов покупать обновленные версии.

Я считаю, что отличным выходом из существующего положения был бы электронный учебник: его можно загрузить, использовать многократно и в многопользовательском режиме».

Экзамены. Активно внедряемый в российских школах ЕГЭ обусловил наш закономерный вопрос: «А как у вас?». Вот что рассказал Н. Найт: «В университете нет вступительных экзаменов – есть единый экзамен. Конечно же, он измеряет не знания, а умения: насколько хорошо выпускник школы читает, оперирует цифрами, пишет творческие тексты, эссе и т.д. Кроме того, принимая в университет, мы смотрим на рекомендации школьных преподавателей, на оценки в школе и еще на ряд факторов, характеризующих потенциального студента».

Выйдя из библиотеки, мы еще долго бродили по университетскому городку. Он огромный – 58 акров парковой зоны; здесь расположены учебные здания, кампусы, кафе, церковь, спортивные корты и многое другое. Всего не объять, как ни пытайся.

Впечатлений дня было достаточно. А впереди нас ждал Вашингтон… Но о нем – в следующем репортаже.

  
На главную