Т. Я. Кузнецова
АПРИКТ
Библиотека в информационном обществе:
онтологические основания социокультурного моделирования
Современный этап цивилизационного развития, базовые тенденции
которого – глобализация и становление информационного общества, характеризуется
рядом важнейших социально-онтологических преобразований. Динамика процессов
обусловлена взаимодействием традиционалистической и технократической парадигм
общественного развития. Это, в свою очередь, по мнению ряда теоретиков (А. Тойнби,
П. Сорокин, А. Маслоу, Ю. Яковец), должно привести к становлению
новой социокультурной целостности – очередной мировой цивилизации, качественно
отличной от предшествующих стадий социальной эволюции и опирающейся на концепцию
«нового гуманизма» и новую систему социальных ценностей. Только это позволит
преодолеть цивилизационный кризис – последствие индустриального этапа развития
человечества.
Эпицентром динамичных трансформаций современного мира является переход
к информационному обществу, основными характеристиками которого, наряду с
телекоммуникационными технологиями, выступают качественно новые функция и роль
информации как социокультурного и экономического феномена (Д. Белл, Э. Тоффлер,
Т. Стоуньер, М. Кастельс). Информация, с одной стороны, формирует
материальную среду нового социума, являясь стратегическим ресурсом инновационного
развития и базовым общественным капиталом, а с другой – служит основным инструментом
социальных коммуникаций и межличностных отношений.
Глобальные социально-онтологические трансформации, происходящие в
современном мире под воздействием технологической революции и смены культурных парадигм
общественного развития, оказывают определяющее влияние на функциональное
позиционирование в меняющемся социуме традиционных коммуникативных институтов,
среди которых заметное место занимают библиотеки. Научное обоснование
социальной роли этих институтов, и в первую очередь библиотек, в мире новых
форм, стилей и смыслов социального бытия с преобладанием в нем технократического
сознания – исключительно важная задача, от решения которой зависят судьба
мировой культуры, сохранение гуманистических основ общества и его дальнейшее
устойчивое развитие.
Наступающая эпоха электронной культуры обостряет вопрос о месте и
роли библиотек в принципиально новой коммуникативной среде. Необходимо
расширение традиционного проблемного поля их эвристического конструирования.
Целевой установкой научного поиска должно явиться обоснование многообразия
коммуникативных практик современной библиотеки в контекстах формирования
общества знаний, адаптации членов социума к новым технологическим и
социокультурным реалиям, социализации индивида в условиях современного
многополярного мира и взаимодействия культур, развития его культурной
компетенции и социальной идентичности.
Под воздействием происходящих в современном мире социокультурных и
технологических преобразований меняются сложившиеся стереотипы отношений между
библиотекой и обществом. В новых условиях библиотеки как наиболее открытые
коммуникативные структуры не только выступают в качестве объектов информатизации,
интенсивно осваивая электронные технологии, но играют заметную роль как субъекты этого
процесса. Онтологические основания субъектно-объектной роли
библиотек в новом социуме лежат в их особой институциональной информационной природе,
обусловливающей в качестве генетически исходной их информационно-когнитивную функцию.
Осознав себя навигаторами в безбрежном информационном пространстве
и отдавая приоритет идее доступа к информации взамен господствовавшей ранее
идеи владения ею, библиотеки встают перед необходимостью не только
квалифицированного знания современного информационно-издательского рынка, но и
умения оценить качество поставляемой продукции и услуг, с тем чтобы сделать
правильный выбор и предоставить потребителю достоверную надежную информацию.
Ориентация в информационных
ресурсах – их анализ и оценка на основе определенных критериев (гносеологического, эвристического, контекстного
и др.) – доступ к информационным
ресурсам – такова новая формула импликации базовой функции библиотеки как
активного субъекта информационного общества.
Технократическая парадигма общественного развития, характерная для
современного мира, обостряет проблему сохранения его гуманитарного и гуманистического
контента. В связи с этим новым смыслом наполняется другая генетически исходная
функция библиотеки как историко-культурной институции – мемориальная. Роль
библиотек в сохранении исторической памяти человечества, зафиксированной на
документных носителях, и в ее ретрансляции приобретает сегодня особое
социокультурное значение, поскольку способствует развитию гуманитарной культуры
и гуманизации общественных отношений. При этом Книга как культурный феномен,
материальное воплощение когнитивной рефлексии человека, его духовного, сущностного
«я» и основной объект институциональной деятельности библиотеки скрепляет
культуру в ее исторической протяженности и позволяет выдвинуть концепт библиоцентрической модели цивилизационного
процесса
в целом.
Новые ценностные приоритеты и деятельность библиотеки в меняющемся
мире позволяют ей выйти за рамки своего локального информационно-культурного
пространства и стать одним из системообразующих компонентов
социально-культурной инфраструктуры, помогают ей формировать вокруг себя особую
культурную и информационно-коммуникативную среду. При этом, развивая свои
диалоговые коммуникативные практики, библиотека, как правило, ориентируется на
доминирующие ценности того социума, в котором она функционирует, учитывает его
социокультурные особенности и хозяйственно-экономическую специализацию.
Особенно ярко это проявляется в краеведческой деятельности, которая сегодня идет
по пути углубления научно-исследовательского аспекта библиотечного краеведения,
использования источниковедческих, историографических и этнографических методов работы
с документными источниками и артефактами бытовой народной культуры.
Начавшийся процесс музеификации библиотек создает более выразительный
и информационно емкий историко-культурный контент библиотечного краеведения. При
этом коммуникативные краеведческие практики поликультурны, так как библиотеки уделяют
значительное внимание экологии национальных культур, формированию культуры
межнациональных отношений, помогая снимать социальную напряженность в сфере
своего влияния.
Заметна сегодня роль библиотеки в становлении гражданского общества.
Многими своими общественными акциями (гражданские форумы, экологические сходы и
др.) они способствуют повышению социальной активности населения, формируют у него
сознание социальной общности, помогают создавать особый общественный микроклимат.
Социальная
полифункциональность библиотек в современном обществе заметно возрастает, и
это связано в первую очередь с профессиональным осознанием ими своей особой
миссии в развитии общественных коммуникативных связей и отношений. Следует
подчеркнуть, что импульс к инновационным преобразованиям библиотечной
деятельности рожден в профессиональной библиотечной среде и является
своеобразным ответом на вызов современного меняющегося мира. Можно констатировать,
что библиотеки начали готовить себя к новому общественному статусу, активно
изменяя как свою организационно-функциональную структуру, так и взаимосвязи с
окружающим миром.
Учитывая, что онтологическими основаниями современной библиотеки выступает
триада универсальных феноменов:
информации, культуры и социальных коммуникаций, концептуальная модель
библиотеки будущего предполагает трехкомпонентную функциональную конструкцию. Три
компонента включают институции: 1) управления информацией и знаниями; 2) сохранения
и воспроизведения документного культурного наследия, культурных образцов и нормативно-регулятивных
установок культуры; 3) социальной коммуникации, обеспечивающей системные связи
и отношения между членами социума и его функциональными структурами, поддерживающей
публичный дискурс и диалог.
Научное решение задачи концептуального моделирования функционального
контента современной библиотеки как особой культурно-цивилизационной институции
предусматривает использование не только поискового инструментария
библиотековедения и смежных с ним отраслей знаний, но и философии,
культурологии, социальной антропологии и психологии, культурной семиотики,
педагогики, коммуникативистики и ряда других наук.
Необходимо также развивать гносеологический, методологический и
эвристический потенциалы современного библиотековедения, выходя за рамки присутствующего
в профессиональном сознании дуалистического концепта библиотеки как документного
хранилища коллективной памяти человечества – с одной стороны, и общедоступного
терминала для выхода на информационные магистрали – с другой, поскольку он не
охватывает всех аспектов функционирования современной библиотеки как института
социальной коммуникации.
Впереди – широкое поле для научного осмысления и обоснования социальных
трансформаций библиотеки и ее многофункциональных коммуникативных практик в
контексте актуальных тенденций развития современного многополярного мира.
|