С. В. Дригайло
Национальная библиотека Украины
им. В. И. Вернадского, Киев
Формирование информационной культуры
пользователей и сотрудников библиотеки
Раскрыта роль библиотеки
в повышении информационного образования общества. Представлены формы, методы и
направления работы библиотеки в формировании информационной культуры личности.
Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей
жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования
информации резко повысила значимость формирования информационной культуры.
Информационная культура общества и личности должна обеспечить возможность
непрерывного образования каждому человеку и повышение его ответственности за
принимаемые решения.
Под информационной культурой необходимо понимать такой уровень
информационной подготовки, который позволяет человеку не только свободно
ориентироваться в необходимой информационной среде, но и принимать участие в её
формировании и преобразовании, содействовать информационным контактам.
Категориями информационной культуры личности можно считать умение формулировать
свои потребности в информации, эффективно осуществлять её поиск во всей
совокупности информационных ресурсов, перерабатывать и создавать качественно новую
информацию, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, подбирать и
оценивать информацию, а также способность к информационному общению и
компьютерную грамотность.
В последнее время подтверждается взгляд на библиотеки как на органическую
часть информационной среды ресурсов, к которой прилагаются компьютеры,
программные средства, машиночитаемые источники информации, а возможность подключения
к международным компьютерным сетям обогащает их еще и мировыми информационными
ресурсами.
Формирование информационной культуры читателей (что включает не
только традиционную библиотечно-библиографическую культуру, но и умение
оперировать информацией с использованием современных компьютерных средств) –
одна из главных функций современной библиотеки. Для ее реализации библиотеки
должны перейти от традиционной пропаганды библиотечно-библиографических знаний
к целенаправленному информационному образованию читателей.
Процесс формирования
информационной культуры – комплексный и должен осуществляться в библиотеке в
пяти взаимосвязанных направлениях:
1) работа по совершенствованию комплектования и раскрытию библиотечных
фондов;
2) систематическое изучение динамики информационных потребностей
пользователей, особенно связанных с ценностно-ориентированной, познавательной,
производственной деятельностью;
3) создание комфортных условий для удовлетворения информационных
потребностей читателей;
4) совершенствование работы по повышению уровня библиотечно-библиографических
и информационно-компьютерных знаний;
5) популяризация и реклама информационных услуг библиотеки среди
пользователей [7].
Таким образом, вся деятельность библиотеки направлена на повышение
информационного образования общества.
Однако информационная грамотность (и ее распространение среди читателей)
предусматривает воспитание доверительных отношений к библиотеке; желание стать
ее постоянными посетителями; формирование у читателей навыков в сфере библиотечно-библиографических
и информационно-компьютерных знаний; знакомство с информационными услугами
библиотеки, с ведущими книгохранилищами мира, архивами, музеями, центрами
информации и документации, банками и базами знаний, информационными системами,
виртуальными библиотеками глобальной компьютерной сети, возможностями
использования информационных ресурсов за пределами библиотеки; ознакомление читателей
с методами аналитико-синтетической обработки документов и переработки информации
и др.
Процесс формирования информационной культуры читателей требует дифференцированного
подхода, подбора методик и программ обучения с учетом профессиональной
специализации читателей, их информационных потребностей и информационной
подготовки, навыков владения компьютерной техникой. Диапазон информационных
потребностей читателей, которые обращаются в библиотеку, неограничен. Поэтому
организацию мероприятий по информационному образованию целесообразно проводить
на трех уровнях:
1. Традиционное обучение пользованию библиотекой (библиотечная
ориентация не ограничивается предоставлением информации о физическом состоянии
фондов и оборудования, о существующей в библиотеке системе обслуживания).
2. Библиографическое обучение, изучение методов поиска информации и
библиографических источников.
3. Обучение пользованию информацией на электронных носителях,
электронными базами данных с применением компьютерной техники.
Содержание, формы и методы информационного образования читателей
определяются не только уровнем их культуры чтения или профессиональными
потребностями, но и условиями работы в библиотеке.
Формы обучения отличаются способом передачи информации, широтой
охвата аудитории: это выставки, обзоры, консультации, библиографические уроки,
экскурсии, дни библиографии, путеводители, методические советы и др. Известно,
что читатели отдают предпочтение формализованным мероприятиям, к которым можно
отнести обзорные экскурсии по библиотекам и сжатые лекции по основам информационного
поиска для тех, кто только что записались в библиотеку; предоставление
возможности самостоятельно обучаться с использованием аудио- и видеокассет; распространение
путеводителей по фондам и каталогам, памяток для самостоятельной ориентации; систему
наглядной информации о структуре библиотеки, ее справочно-поисковом аппарате; подготовку
и издание методических пособий о пользовании базами данных и электронным каталогом; курсы по обучению работе
с компьютерной техникой [7].
Диалоговая форма общения – наиболее эффективная форма взаимодействия
библиотекаря и читателя. Индивидуальное консультирование должно преобладать в
работе с читателями.
Положительные результаты даёт также информационное образование
читателей в процессе удовлетворения их запросов, потому что читатель лично
заинтересован в восприятии информации.
Опыт показывает, что
результативность информационного образования специалистов эффективна, если оно
ведется вместе с существующими формами
повышения профессиональной квалификации кадров. Это направление – перспективное, и его следует более активно
внедрять в практику.
В условиях формирования информационного общества библиотеки должны
предоставлять пользователям доступ к электронным каталогам других библиотек, к
электронным журналам, ко всем базам данных, имеющимся в библиотеках и
информационных центрах. Это дает возможность даже в самой отдаленной библиотеке
обеспечить пользователям тот же объем, глубину и качество информации, как и в
большой библиотеке, учитывая при этом специфику региона, потребности и запросы
любых организаций и предприятий – как коллективных, так и индивидуальных потребителей
информации. В связи с этим одним из направлений деятельности библиотеки должно
быть обучение читателей пользованию компьютерной техникой, что может
осуществляться на коммерческой основе и проводиться на базе специально оборудованного
класса, где одновременно можно обучать не только читателей, но и сотрудников
библиотеки.
Автоматизация библиотечных процессов требует от библиотекарей умения работать с электронными БД,
владения компьютерными технологиями, что становится обязательным условием
профессиональной подготовки сотрудников библиотечно-информационной сферы.
Поэтому возникает проблема
адекватного повышения информационной культуры библиотечных работников,
которые сегодня должны быть не только «лоцманами книжных морей», но и навигаторами
компьютерных сетей, чья деятельность формирует новую информационную среду. Проблема
информационной культуры личности неисчерпаемая и должна решаться в библиотеке
на современном уровне.
В недалеком будущем при обучении информационной грамотности, как
читателей, так и сотрудников библиотеки, будет использоваться подкастинг. Это относительно новый
библиотечный сервис – способ доставки документов через Интернет с
использованием звуковых файлов [2].
Культура чтения, как сложное
явление, представляющее собой комплекс знаний, умений и навыков, включает:
знание правил пользования библиотеками; осознанный выбор тематики чтения;
ориентировку в источниках, прежде всего библиотечно-библиографическом аппарате
библиотеки; системность и последовательность чтения; умение выбрать конкретный
материал, информацию; знание правил гигиены чтения; владение приемами
рационального чтения, обеспечивающего ориентирование в источниках информации,
факсимильное освоение и глубокое понимание прочитанного; умение использовать и
воплощать в практику полученную из источников информацию; владение
аналитическими приемами конспектирования, реферирования и т.д.
Разработан перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми
должен владеть зрелый читатель (читатель-мастер),
приступающий к чтению документа. Некоторые из умений – познавательные, проектируемые,
конструктивные, коммуникативные, организаторские [5].
Информационная культура не только включает в себя
библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения, но и предусматривает
овладение целым комплексом знаний о процессе информатизации вообще и в
частности в регионе, районе, республике, государстве, где находится библиотека:
- ориентирование в правовом поле информатизации, в проблемах авторского
права, свободы слова, информационной безопасности личности;
- понимание характера и особенностей современных информационных
ресурсов, отдельных документов в информационных системах (библиотеках, архивах,
банках данных и др.);
- представление о возможностях декодирования различных носителей
информации, плюсы и минусы традиционных и электронных средств сбора,
систематизации, сохранения и поиска информации;
- умение использовать современные информационные технологии,
стремление постоянно повышать свою компьютерную грамотность.
Библиотеки, опираясь на закон «Об информации, информатизации и
защите информации», формируют информационную культуру читателей путем
ознакомления их с системой информации в стране и в мире. С увеличением фондов
библиотек, включением в них различных видов документов (в том числе аудио- и
видеокассет, компакт-дисков, электронных изданий), усилением связей с другими
информационными учреждениями возрастает роль ориентирующей информации – информации о информации.
Информация о информации
решает несколько задач. Во-первых, помогает пользователю ориентироваться как в
помещении библиотеки, так и в его подразделениях, для чего выпускаются
указатели, объявления, схемы структурных подразделений, размещения помещений и
оборудования, технических средств и т.п. Во-вторых, предоставляет пользователю
сведения о том, что имеется в библиотеке, в какой отдел необходимо обратиться
за той или иной информацией, какие базы данных доступны и т.д. В-третьих, помогает
пользователям ориентироваться в документах.
Таким образом, одни путеводители помогают ориентироваться в помещении
библиотеки, другие – содействуют ориентации в размещении документов и их содержании.
Справочно-библиографический аппарат стал более современным и подвижным.
В нем значительное место занимают электронные каталоги, базы данных,
интерактивное использование каталогов библиотеки. Библиотеки стремятся, чтобы
Интернет стал частью СБА библиотеки. Для этого организуют обучение различных
групп читателей методом поиска информации в Сети, создаются интернет-классы.
В целях формирования информационной культуры библиотеки устанавливают
контакты с другими организациями. Среди мероприятий, которые проводятся
специально, чтобы повысить уровень информационной культуры читателей,
необходимо отметить:
- индивидуальные консультации по библиографическому поиску и методике
работы с источниками;
- групповые консультации, беседы, лекции, в которых рассказывается о
информационных системах стран мира, о том, как ими пользоваться, как развивать
и совершенствовать свою информационную культуру;
- практические занятия с использованием традиционных и электронных
информационных ресурсов (пользователи библиотеки изучают следующие темы:
использование СБА; методика конспектирования, реферирования; ведение
собственных поисковых систем; оформление списков использованных источников;
поисковые системы и справочники; Интернет; способы и приемы рационального
чтения; техника чтения).
В помощь развитию информационной культуры читателей издаются
различные указатели литературы, памятки, путеводители по библиотеке и справочно-информационным
службам, инструкции, методические рекомендации, разрабатываются специальные
программы и методики, которые включают индивидуальное обучение с помощью
электронных средств.
Навыки информационной культуры прививаются читателям дифференцированно
через информационное и справочно-библиографическое обслуживание – путем
проведения бесед, семинаров, лекций, консультаций, практических занятий, издания
методических разработок.
В библиотеках используются различные формы рекламы информационной
культуры пользователей: устная форма – индивидуальные и групповые консультации,
обзоры справочных, библиографических, информационных, электронных изданий,
лекции, библиографические семинары, читательские конференции; наглядная форма –
открытый доступ к книжным фондам, выставки справочных, библиографических,
информационных, электронных изданий, новых поступлений, библиотечные плакаты
различного назначения (схемы размещения книжного фонда, пользования каталогами,
схемы-алгоритмы различных вариантов поиска литературы в электронном каталоге и
т. д.).
Комплексные формы представляют
собой совокупность всех форм, отмеченных выше: информационно-библиотечные
уроки, экскурсии по библиотеке, школы и университеты
информационно-библиографических знаний, дни информации, факультетов, кафедр,
дипломника, месячники (недели) пропаганды информационной культуры среди
читателей [5. С. 104–105].
В настоящее время эту проблему библиотекам помогают решать такие издания,
как, например: О. М. Зусьман, Т. В. Захарчук,
В. А. Минкина «Информационная культура специалиста»; Н. И. Гендина
и др. «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и в образовательных
учреждениях»; О. В. Шлыкова «Культура мультимедиа», «Основи
інформаційної культури», а также параграф «Формирование информационной
культуры» в «Справочнике библиотекаря».
Для того чтобы привить информационную культуру и грамотность
пользователям, сотрудники библиотеки на каждом участке должны владеть формами и
методами продвижения информационной культуры среди различных категорий читателей
и подходить к этой работе дифференцированно. Прежде всего каждый сотрудник и
особенно тот, кто ежедневно общается с читателями, должен в совершенстве
владеть информационной культурой работы с источниками. Для сотрудников
проводятся обзоры новых поступлений по специальности, новых информационных и
электронных изданий.
Бывший президент ИФЛА Кей Расерока раскрывает понятие информационная грамотность через понятия
и термины, которые определяют её различные аспекты: компьютерная грамотность,
цифровая грамотность, гиперграмотность, информационно-технологическая
грамотность, интерактивная компетентность, компетентное пользование
медиаресурсами, многосторонняя компетентность, вербальная грамотность, вербальная
компетентность [4].
Информационная культура – неотъемлемая часть общей культуры современного человека. Без понимания чтения как
работы и творчества, т.е. без культурычтения
немыслимо формирование информационной культуры, построение общества знаний –
формирование общества знаний в нечитающем
обществе невозможно. Исключительное значение приобретает библиотечное
обслуживание в помощь формированию правовой культуры населения, поскольку
информационно-правовая защита населения еще не достаточна.
Очень большое значение приобретает библиотечное обслуживание в помощь
непрерывному образованию пользователей. Непрерывное образование рассчитано на
потребности читателя любого возраста, любой социальной принадлежности, любого
уровня подготовки. Цель системы непрерывного образования – содействовать
увеличению числа квалифицированных и образованных граждан. Использование в
процессе непрерывного образования новых информационных технологий открывает
новые возможности. Как отмечает Ю. П. Мелентьева, библиотечное
обслуживание в помощь формированию культуры чтения как приоритетная задача определена
еще в ХIХ в. Постепенно
сложилось представление о культуре чтения как о системе знаний, умений,
навыков, необходимых читателю для работы с книгой в библиотеке. Наиболее
значимым специалисты выделяют: осмысление читателем роли книги и чтения в своей
жизни и жизни общества в целом; осмысление цели обращения к конкретному
изданию; умение ориентироваться в источниках информации о произведениях печати
и в самом издании, его справочном аппарате; высокий уровень восприятия и
освоения прочитанного; навыки работы с текстом, умение организовать процесс чтения
(конспектировать, делать тезисы, выписки, систематизировать записи и т.д.); навыки
гигиены чтения; умение управлять темпом чтения в зависимости от цели, и др. [3. С. 181].
Понятно, что культура чтения – это фундамент, на котором только и
можно строить другие конструкции: библиотечно-библиографическую грамотность, информационную
культуру личности и др.
Важной проблемой является переосмысление роли современного библиотекаря.
Мировой и украинский опыт, в частности, свидетельствуют, что в эпоху
электронных коммуникаций библиотекарь должен быть не только хранителем книг и
знатоком читательских запросов, но и специалистом в области новых цифровых
технологий, проводником информационной культуры, менеджером и маркетологом в
информационной библиотечной сфере.
В связи с этим возникает необходимость в постоянном оперативном
расширении и принципиальном обновлении профессиональных знаний и навыков сотрудником
библиотек.
Очевидно, что информационные ресурсы библиотек имеют значение
стратегических ресурсов, которые определяют уровень социально-экономического
развития страны. Библиотеки могут и должны стать классическим звеном в создании
единого информационного и культурного пространства, в становлении прямых
информационных связей с зарубежными странами, интеграции информационных
ресурсов в международные информационные сети и банки данных, возобновлении утраченных
информационных и культурных связей.
Информационную культуру специалиста определяют как культуру индивидуума,
готового к творческой работе в условиях технолого-информационной культуры; её
дополняют информационная этика, информационное поведение, информационная
компетентность. К составляющим информационно-технологической компетентности
можно отнести компьютерную грамотность – сформированные функциональные навыки
обработки данных, т.е. возможность применения электронной техники с целью сохранения,
обработки и использования информации.
Компьютерная компетентность –
это степень освоения информационных технологий, целостная система знаний
информатики, познание себя как активного субъекта информационного общества,
умение реализовывать творческие проекты в области программирования системной
информатизации и др.
Информационная компетентность предусматривает умение воспринимать и
осмысливать различную информацию, опираясь на системный подход в исследовании и
использовании информационных коммуникаций, информационного аспекта отношений
личности и общества, государственной информационной политики, системное
осмысление содержания, сущности и цели информатизации, обеспечение экологии
информационной среды и информационной безопасности.
Освоение современных компьютерно-телекоммуникационных технологий
предусматривает одновременное воспитание информационной культуры личности и
чувства ответственности, связанного с применением современных технологий. При
высоком уровне информационной культуры граждан уменьшится количество случаев
распространения недостоверной информации.
Обучение информационной культуре осуществляется в ходе справочно-библиографического,
информационно-библиографического обслуживания читателей дифференцированно с
учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также навыков
и опыта самостоятельной работы с книгой и информационными ресурсами.
Чем выше уровень информационной грамотности сотрудников, тем
успешнее библиотека будет выполнять возложенные на нее задачи. Обучение основам информационной культуры – процесс
непрерывный. Только постоянное внимание к этому участку работы, использование
всех возможных форм обучения и библиографических пособий дадут желаемый результат.
Высокий уровень информационной культуры личности позволяет
обеспечить такое состояние духовной, интеллектуальной, морально-этической,
политической вооруженности человека, общества, государства, при котором никакие
информационные воздействия на них не в состоянии вызвать деструктивные
последствия на пути стойкого прогрессивного развития названных субъектов.
Список источников
1. Заніздра Н. О. Інформаційна культура особистості в умовах
інформатизації суспільства / Н. О. Заніздра, В. В. Шабуніна //
Документознавство. Бібліотекознавство. Інформаційна діяльність: проблеми науки,
освіти, практики : зб. матеріалів VІ Міжнародної наук.-практ. конф. Київ. 19–21
травня 2009 р. : тез. доповіді / ДАККІМ. – К. : 2009. – С. 186–188.
2. Робертс Р. Л. Подкастинг для
информационной грамотности / Регина Ли Робертс // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 6. – С. 59–68.
3. Мелентьева Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в
меняющемся мире / Ю. П. Мелентьева. – Москва : Наука, 2007. – 355 с.
4. Расерока К. Президентская программа ИФЛА на 2003–2005 гг.
Библиотека в поддержку непрерывного развития грамотности // Библиотека. – 2004. – № 3. – С. 61–63.
5. Справочник библиотекаря / под ред. А. Н. Ванеева,
В. А. Минкиной. – С.-Петербург, «Профессия». – 2003. – 439 с.
6. Ткаченко Т. П. Основи інформаційної культури; навчальний посібник / МОН
України, Донецький Національний університет економіки і торгівлі, НБ. – Донецьк
[ДОННУЕТ], 2009. – 332 с.
7. Формування інформаційної культури читачів[ДОУНБ] методичні поради [Електронний ресурс]
http://library.donetsk.ua/ukrSoderg/info. – 5 с.
|