Научные и технические библиотеки №1 2011 год
Содержание:

17-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2010»

Шрайберг Я. Л. Первое десятилетие информационного века: влияние информационно-электронной среды на роль и позицию библиотек в развивающемся обществе. Ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2010

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Общетеоретическая секция Международной конференции «Крым–2010»: аналитический обзор докладов

Кузнецова Т. Я. Библиотека в информационном обществе: онтологические основания социокультурного моделирования

Дригайло С. В. Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки

Тешабаева У. А. Вклад видного ученого, педагога, библиографа Евгения Карловича Бетгера в развитие и изучение библиографии Средней Азии

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Практика каталогизации: повседневные проблемы и пути их решения. Статья 2

Скарук Г. А. Роль лингвистических средств в обеспечении комфортности поиска в электронном каталоге

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Лиховид Т. Ф. «Материальное» и «идеальное» в библиографоведении

Зайцева Е. М., Лобанова Э. Ш. Англо-русский словарь по машиночитаемой каталогизации

Конференция «Крым–2010» глазами участников

Иванова Е. В. Отчет о конференции «Крым–2010» с эпиграфом, комментариями и послесловием

ИНФОРМАЦИЯ РБА


С. В. Дригайло

Национальная библиотека Украины
им. В. И. Вернадского, Киев

Формирование информационной культуры
пользователей и сотрудников библиотеки

Раскрыта роль библиотеки в повышении информационного образования общества. Представлены формы, методы и направления работы библиотеки в формировании информационной культуры личности.

Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информации резко повысила значимость формирования информационной культуры.

Информационная культура общества и личности должна обеспечить возможность непрерывного образования каждому человеку и повышение его ответственности за принимаемые решения.

Под информационной культурой необходимо понимать такой уровень информационной подготовки, который позволяет человеку не только свободно ориентироваться в необходимой информационной среде, но и принимать участие в её формировании и преобразовании, содействовать информационным контактам. Категориями информационной культуры личности можно считать умение формулировать свои потребности в информации, эффективно осуществлять её поиск во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать и создавать качественно новую информацию, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, подбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

В последнее время подтверждается взгляд на библиотеки как на органическую часть информационной среды ресурсов, к которой прилагаются компьютеры, программные средства, машиночитаемые источники информации, а возможность подключения к международным компьютерным сетям обогащает их еще и мировыми информационными ресурсами.

Формирование информационной культуры читателей (что включает не только традиционную библиотечно-библиографическую культуру, но и умение оперировать информацией с использованием современных компьютерных средств) – одна из главных функций современной библиотеки. Для ее реализации библиотеки должны перейти от традиционной пропаганды библиотечно-библиографических знаний к целенаправленному информационному образованию читателей.

Процесс формирования информационной культуры – комплексный и должен осуществляться в библиотеке в пяти взаимосвязанных направлениях:

1) работа по совершенствованию комплектования и раскрытию библиотечных фондов;

2) систематическое изучение динамики информационных потребностей пользователей, особенно связанных с ценностно-ориентированной, познавательной, производственной деятельностью;

3) создание комфортных условий для удовлетворения информационных потребностей читателей;

4) совершенствование работы по повышению уровня библиотечно-библиографических и информационно-компьютерных знаний;

5) популяризация и реклама информационных услуг библиотеки среди пользователей [7].

Таким образом, вся деятельность библиотеки направлена на повышение информационного образования общества.

Однако информационная грамотность (и ее распространение среди читателей) предусматривает воспитание доверительных отношений к библиотеке; желание стать ее постоянными посетителями; формирование у читателей навыков в сфере библиотечно-библиографических и информационно-компьютерных знаний; знакомство с информационными услугами библиотеки, с ведущими книгохранилищами мира, архивами, музеями, центрами информации и документации, банками и базами знаний, информационными системами, виртуальными библиотеками глобальной компьютерной сети, возможностями использования информационных ресурсов за пределами библиотеки; ознакомление читателей с методами аналитико-синтетической обработки документов и переработки информации и др.

Процесс формирования информационной культуры читателей требует дифференцированного подхода, подбора методик и программ обучения с учетом профессиональной специализации читателей, их информационных потребностей и информационной подготовки, навыков владения компьютерной техникой. Диапазон информационных потребностей читателей, которые обращаются в библиотеку, неограничен. Поэтому организацию мероприятий по информационному образованию целесообразно проводить на трех уровнях:

1. Традиционное обучение пользованию библиотекой (библиотечная ориентация не ограничивается предоставлением информации о физическом состоянии фондов и оборудования, о существующей в библиотеке системе обслуживания).

2. Библиографическое обучение, изучение методов поиска информации и библиографических источников.

3. Обучение пользованию информацией на электронных носителях, электронными базами данных с применением компьютерной техники.

Содержание, формы и методы информационного образования читателей определяются не только уровнем их культуры чтения или профессиональными потребностями, но и условиями работы в библиотеке.

Формы обучения отличаются способом передачи информации, широтой охвата аудитории: это выставки, обзоры, консультации, библиографические уроки, экскурсии, дни библиографии, путеводители, методические советы и др. Известно, что читатели отдают предпочтение формализованным мероприятиям, к которым можно отнести обзорные экскурсии по библиотекам и сжатые лекции по основам информационного поиска для тех, кто только что записались в библиотеку; предоставление возможности самостоятельно обучаться с использованием аудио- и видеокассет; распространение путеводителей по фондам и каталогам, памяток для самостоятельной ориентации; систему наглядной информации о структуре библиотеки, ее справочно-поисковом аппарате; подготовку и издание методических пособий о пользовании базами данных и электронным каталогом; курсы по обучению работе с компьютерной техникой [7].

Диалоговая форма общения – наиболее эффективная форма взаимодействия библиотекаря и читателя. Индивидуальное консультирование должно преобладать в работе с читателями.

Положительные результаты даёт также информационное образование читателей в процессе удовлетворения их запросов, потому что читатель лично заинтересован в восприятии информации.

Опыт показывает, что результативность информационного образования специалистов эффективна, если оно ведется вместе с существующими формами повышения профессиональной квалификации кадров. Это направление – перспективное, и его следует более активно внедрять в практику.

В условиях формирования информационного общества библиотеки должны предоставлять пользователям доступ к электронным каталогам других библиотек, к электронным журналам, ко всем базам данных, имеющимся в библиотеках и информационных центрах. Это дает возможность даже в самой отдаленной библиотеке обеспечить пользователям тот же объем, глубину и качество информации, как и в большой библиотеке, учитывая при этом специфику региона, потребности и запросы любых организаций и предприятий – как коллективных, так и индивидуальных потребителей информации. В связи с этим одним из направлений деятельности библиотеки должно быть обучение читателей пользованию компьютерной техникой, что может осуществляться на коммерческой основе и проводиться на базе специально оборудованного класса, где одновременно можно обучать не только читателей, но и сотрудников библиотеки.

Автоматизация библиотечных процессов требует от библиотекарей умения работать с электронными БД, владения компьютерными технологиями, что становится обязательным условием профессиональной подготовки сотрудников библиотечно-информационной сферы.

Поэтому возникает проблема адекватного повышения информационной культуры библиотечных работников, которые сегодня должны быть не только «лоцманами книжных морей», но и навигаторами компьютерных сетей, чья деятельность формирует новую информационную среду. Проблема информационной культуры личности неисчерпаемая и должна решаться в библиотеке на современном уровне.

В недалеком будущем при обучении информационной грамотности, как читателей, так и сотрудников библиотеки, будет использоваться подкастинг. Это относительно новый библиотечный сервис – способ доставки документов через Интернет с использованием звуковых файлов [2].

Культура чтения, как сложное явление, представляющее собой комплекс знаний, умений и навыков, включает: знание правил пользования библиотеками; осознанный выбор тематики чтения; ориентировку в источниках, прежде всего библиотечно-библиографическом аппарате библиотеки; системность и последовательность чтения; умение выбрать конкретный материал, информацию; знание правил гигиены чтения; владение приемами рационального чтения, обеспечивающего ориентирование в источниках информации, факсимильное освоение и глубокое понимание прочитанного; умение использовать и воплощать в практику полученную из источников информацию; владение аналитическими приемами конспектирования, реферирования и т.д.

Разработан перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен владеть зрелый читатель (читатель-мастер), приступающий к чтению документа. Некоторые из умений – познавательные, проектируемые, конструктивные, коммуникативные, организаторские [5].

Информационная культура не только включает в себя библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения, но и предусматривает овладение целым комплексом знаний о процессе информатизации вообще и в частности в регионе, районе, республике, государстве, где находится библиотека:

  • ориентирование в правовом поле информатизации, в проблемах авторского права, свободы слова, информационной безопасности личности;
  • понимание характера и особенностей современных информационных ресурсов, отдельных документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных и др.);
  • представление о возможностях декодирования различных носителей информации, плюсы и минусы традиционных и электронных средств сбора, систематизации, сохранения и поиска информации;
  • умение использовать современные информационные технологии, стремление постоянно повышать свою компьютерную грамотность.

Библиотеки, опираясь на закон «Об информации, информатизации и защите информации», формируют информационную культуру читателей путем ознакомления их с системой информации в стране и в мире. С увеличением фондов библиотек, включением в них различных видов документов (в том числе аудио- и видеокассет, компакт-дисков, электронных изданий), усилением связей с другими информационными учреждениями возрастает роль ориентирующей информации – информации о информации.

Информация о информации решает несколько задач. Во-первых, помогает пользователю ориентироваться как в помещении библиотеки, так и в его подразделениях, для чего выпускаются указатели, объявления, схемы структурных подразделений, размещения помещений и оборудования, технических средств и т.п. Во-вторых, предоставляет пользователю сведения о том, что имеется в библиотеке, в какой отдел необходимо обратиться за той или иной информацией, какие базы данных доступны и т.д. В-третьих, помогает пользователям ориентироваться в документах.

Таким образом, одни путеводители помогают ориентироваться в помещении библиотеки, другие – содействуют ориентации в размещении документов и их содержании.

Справочно-библиографический аппарат стал более современным и подвижным. В нем значительное место занимают электронные каталоги, базы данных, интерактивное использование каталогов библиотеки. Библиотеки стремятся, чтобы Интернет стал частью СБА библиотеки. Для этого организуют обучение различных групп читателей методом поиска информации в Сети, создаются интернет-классы.

В целях формирования информационной культуры библиотеки устанавливают контакты с другими организациями. Среди мероприятий, которые проводятся специально, чтобы повысить уровень информационной культуры читателей, необходимо отметить:

  • индивидуальные консультации по библиографическому поиску и методике работы с источниками;
  • групповые консультации, беседы, лекции, в которых рассказывается о информационных системах стран мира, о том, как ими пользоваться, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру;
  • практические занятия с использованием традиционных и электронных информационных ресурсов (пользователи библиотеки изучают следующие темы: использование СБА; методика конспектирования, реферирования; ведение собственных поисковых систем; оформление списков использованных источников; поисковые системы и справочники; Интернет; способы и приемы рационального чтения; техника чтения).

В помощь развитию информационной культуры читателей издаются различные указатели литературы, памятки, путеводители по библиотеке и справочно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации, разрабатываются специальные программы и методики, которые включают индивидуальное обучение с помощью электронных средств.

Навыки информационной культуры прививаются читателям дифференцированно через информационное и справочно-библиографическое обслуживание – путем проведения бесед, семинаров, лекций, консультаций, практических занятий, издания методических разработок.

В библиотеках используются различные формы рекламы информационной культуры пользователей: устная форма – индивидуальные и групповые консультации, обзоры справочных, библиографических, информационных, электронных изданий, лекции, библиографические семинары, читательские конференции; наглядная форма – открытый доступ к книжным фондам, выставки справочных, библиографических, информационных, электронных изданий, новых поступлений, библиотечные плакаты различного назначения (схемы размещения книжного фонда, пользования каталогами, схемы-алгоритмы различных вариантов поиска литературы в электронном каталоге и т. д.).

Комплексные формы представляют собой совокупность всех форм, отмеченных выше: информационно-библиотечные уроки, экскурсии по библиотеке, школы и университеты информационно-библиографических знаний, дни информации, факультетов, кафедр, дипломника, месячники (недели) пропаганды информационной культуры среди читателей [5. С. 104–105].

В настоящее время эту проблему библиотекам помогают решать такие издания, как, например: О. М. Зусьман, Т. В. Захарчук, В. А. Минкина «Информационная культура специалиста»; Н. И. Гендина и др. «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и в образовательных учреждениях»; О. В. Шлыкова «Культура мультимедиа», «Основи інформаційної культури», а также параграф «Формирование информационной культуры» в «Справочнике библиотекаря».

Для того чтобы привить информационную культуру и грамотность пользователям, сотрудники библиотеки на каждом участке должны владеть формами и методами продвижения информационной культуры среди различных категорий читателей и подходить к этой работе дифференцированно. Прежде всего каждый сотрудник и особенно тот, кто ежедневно общается с читателями, должен в совершенстве владеть информационной культурой работы с источниками. Для сотрудников проводятся обзоры новых поступлений по специальности, новых информационных и электронных изданий.

Бывший президент ИФЛА Кей Расерока раскрывает понятие информационная грамотность через понятия и термины, которые определяют её различные аспекты: компьютерная грамотность, цифровая грамотность, гиперграмотность, информационно-технологическая грамотность, интерактивная компетентность, компетентное пользование медиаресурсами, многосторонняя компетентность, вербальная грамотность, вербальная компетентность [4].

Информационная культура – неотъемлемая часть общей культуры современного человека. Без понимания чтения как работы и творчества, т.е. без культурычтения немыслимо формирование информационной культуры, построение общества знаний – формирование общества знаний в нечитающем обществе невозможно. Исключительное значение приобретает библиотечное обслуживание в помощь формированию правовой культуры населения, поскольку информационно-правовая защита населения еще не достаточна.

Очень большое значение приобретает библиотечное обслуживание в помощь непрерывному образованию пользователей. Непрерывное образование рассчитано на потребности читателя любого возраста, любой социальной принадлежности, любого уровня подготовки. Цель системы непрерывного образования – содействовать увеличению числа квалифицированных и образованных граждан. Использование в процессе непрерывного образования новых информационных технологий открывает новые возможности. Как отмечает Ю. П. Мелентьева, библиотечное обслуживание в помощь формированию культуры чтения как приоритетная задача определена еще в ХIХ в. Постепенно сложилось представление о культуре чтения как о системе знаний, умений, навыков, необходимых читателю для работы с книгой в библиотеке. Наиболее значимым специалисты выделяют: осмысление читателем роли книги и чтения в своей жизни и жизни общества в целом; осмысление цели обращения к конкретному изданию; умение ориентироваться в источниках информации о произведениях печати и в самом издании, его справочном аппарате; высокий уровень восприятия и освоения прочитанного; навыки работы с текстом, умение организовать процесс чтения (конспектировать, делать тезисы, выписки, систематизировать записи и т.д.); навыки гигиены чтения; умение управлять темпом чтения в зависимости от цели, и др. [3. С. 181].

Понятно, что культура чтения – это фундамент, на котором только и можно строить другие конструкции: библиотечно-библиографическую грамотность, информационную культуру личности и др.

Важной проблемой является переосмысление роли современного библиотекаря. Мировой и украинский опыт, в частности, свидетельствуют, что в эпоху электронных коммуникаций библиотекарь должен быть не только хранителем книг и знатоком читательских запросов, но и специалистом в области новых цифровых технологий, проводником информационной культуры, менеджером и маркетологом в информационной библиотечной сфере.

В связи с этим возникает необходимость в постоянном оперативном расширении и принципиальном обновлении профессиональных знаний и навыков сотрудником библиотек.

Очевидно, что информационные ресурсы библиотек имеют значение стратегических ресурсов, которые определяют уровень социально-экономического развития страны. Библиотеки могут и должны стать классическим звеном в создании единого информационного и культурного пространства, в становлении прямых информационных связей с зарубежными странами, интеграции информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных, возобновлении утраченных информационных и культурных связей.

Информационную культуру специалиста определяют как культуру индивидуума, готового к творческой работе в условиях технолого-информационной культуры; её дополняют информационная этика, информационное поведение, информационная компетентность. К составляющим информационно-технологической компетентности можно отнести компьютерную грамотность – сформированные функциональные навыки обработки данных, т.е. возможность применения электронной техники с целью сохранения, обработки и использования информации.

Компьютерная компетентность – это степень освоения информационных технологий, целостная система знаний информатики, познание себя как активного субъекта информационного общества, умение реализовывать творческие проекты в области программирования системной информатизации и др.

Информационная компетентность предусматривает умение воспринимать и осмысливать различную информацию, опираясь на системный подход в исследовании и использовании информационных коммуникаций, информационного аспекта отношений личности и общества, государственной информационной политики, системное осмысление содержания, сущности и цели информатизации, обеспечение экологии информационной среды и информационной безопасности.

Освоение современных компьютерно-телекоммуникационных технологий предусматривает одновременное воспитание информационной культуры личности и чувства ответственности, связанного с применением современных технологий. При высоком уровне информационной культуры граждан уменьшится количество случаев распространения недостоверной информации.

Обучение информационной культуре осуществляется в ходе справочно-библиографического, информационно-библиографического обслуживания читателей дифференцированно с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также навыков и опыта самостоятельной работы с книгой и информационными ресурсами.

Чем выше уровень информационной грамотности сотрудников, тем успешнее библиотека будет выполнять возложенные на нее задачи. Обучение основам информационной культуры – процесс непрерывный. Только постоянное внимание к этому участку работы, использование всех возможных форм обучения и библиографических пособий дадут желаемый результат.

Высокий уровень информационной культуры личности позволяет обеспечить такое состояние духовной, интеллектуальной, морально-этической, политической вооруженности человека, общества, государства, при котором никакие информационные воздействия на них не в состоянии вызвать деструктивные последствия на пути стойкого прогрессивного развития названных субъектов.

Список источников

1. Заніздра Н. О. Інформаційна культура особистості в умовах інформатизації суспільства / Н. О. Заніздра, В. В. Шабуніна // Документознавство. Бібліотекознавство. Інформаційна діяльність: проблеми науки, освіти, практики : зб. матеріалів VІ Міжнародної наук.-практ. конф. Київ. 19–21 травня 2009 р. : тез. доповіді / ДАККІМ. – К. : 2009. – С. 186–188.

2. Робертс Р. Л. Подкастинг для информационной грамотности / Регина Ли Робертс // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 6. – С. 59–68.

3. Мелентьева Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в меняющемся мире / Ю. П. Мелентьева. – Москва : Наука, 2007. – 355 с.

4. Расерока К. Президентская программа ИФЛА на 2003–2005 гг. Библиотека в поддержку непрерывного развития грамотности // Библиотека. – 2004. – № 3. – С. 61–63.

5. Справочник библиотекаря / под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. – С.-Пе­тербург, «Профессия». – 2003. – 439 с.

6. Ткаченко Т. П. Основи інформаційної культури; навчальний посібник / МОН України, Донецький Національний університет економіки і торгівлі, НБ. – Донецьк [ДОННУЕТ], 2009. – 332 с.

7. Формування інформаційної культури читачів[ДОУНБ] методичні поради [Електронний ресурс] http://library.donetsk.ua/ukrSoderg/info. – 5 с.

  
На главную