Научные и технические библиотеки №10 2011 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Полтавская Е. И. Библиотека в системе социокультурных институтов: осмысление понятий

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Дубай С. С., Тенюшко Е. С. Исследование эффективности использования электронной библиотеки Белорусского государственного медицинского университета

Поликарпова Т. В., Суханова Н. А. Электронные полнотекстовые указатели в Дальневосточном федеральном университете

Бойченко Е. Н. Использование электронных версий периодических изданий по технике в работе универсальных научных библиотек

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. «Темный» этап в истории организации знаний в библиотеках

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Берестова Т. Ф. Документ: методологические основания изучения, предыстория возникновения, сущность и явление

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Усманов У. Р. Требования к системе интеграции библиотечных информационных ресурсов отрасли

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ВЫСТАВКИ

Павлова Н. П. Восемнадцатый Международный Крымский форум. Обзор работы

Земсков А. И. Лондонская книжная выставка LBF–2011. Обзор материалов

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дивногорцев А. Л. Полувековая история Научной библиотеки Новосибирского государственного университета

ЮБИЛЕИ

Жабина Г. С., Симунина Т. Н. Опираясь на традиции, внедрять новое. (К 60-летию Научной библиотеки Пензенской государственной сельскохозяйственной академии)

Интеллектуальное шоу «Что? Где? Когда?»


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

УДК 026.06

С. С. Дубай, Е. С. Тенюшко

Исследование эффективности использования
электронной библиотеки
Белорусского государственного медицинского университета

Изложены результаты исследования, проведенного на базе библиотеки Белорусского государственного медицинского университета. Цель исследования – выяснить, насколько студенты осведомлены о ресурсных возможностях электронной библиотеки университета, и изучить эффективность использования ЭБ.

Ключевые слова: электронные библиотеки, информационные ресурсы, менеджмент качества, социологические исследования, Белорусский государственный медицинский университет.

Одно из основных направлений деятельности библиотеки Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) – формирование электронной библиотеки и предоставление доступа к ней.

Проведение систематического изучения степени удовлетворенности потребителей и оценка использования ЭБ – необходимые компоненты эффективно действующей и постоянно совершенствующейся общеуниверситетской системы менеджмента качества, влияющей на качество образовательного и научно-исследовательского процессов в вузе.

Для определения степени осведомленности о существующих ресурсных возможностях ЭБ университета и изучения эффективности ее использования на базе библиотеки БГМУ проведено социологическое исследование (с 20 апр. 2009 г. по 20 июня 2010 г.). В нём приняли участие студенты БГМУ первого – шестого курсов; всего 377 респондентов из 6 439 студентов вуза. Инструментом для сбора данных послужила специально разработанная анкета.

ЭБ БГМУ сформирована в 2005 г., сегодня в её составе следующие коллекции: учебные и учебно-методические пособия профессорско-преподавательского состава вуза, электронные периодические издания, электронные публикации докладов научных конференций, авторефераты диссертаций, библиографические пособия библиотеки вуза.

ЭБ организована на базе автоматизированной библиотечной информационной системы Marc-SQL, в которой с 1991 г. функционирует электронный каталог библиотеки. Преимущества такого методического решения: пользователь работает с ЭБ и ЭК из одной точки доступа; поиск в ЭБ, как и в ЭК, можно вести по ключевым словам, автору, заглавию, кафедре, дисциплине и т.д.; ЭБ содержит первичную и вторичную информацию (полнотекстовые и библиографические данные).

При таком подходе реализуется главный принцип ЭБ – «информация здесь и сейчас».

Издания, входящие в состав ЭБ, изготовлены библиотекой или университетом. Все документы созданы в PDF-формате. В период проведения исследования фонд ЭБ насчитывал более 1 тыс. документов объемом 4 Гб.

Студентам предложили ряд вопросов, на которые, по нашему мнению, можно было легко ответить.

На вопрос «Как часто вы обращаетесь к ЭБ вашего вуза?» 22% респондентов ответили: «несколько раз в месяц», 14% – 1–2 раза в месяц, 15% – несколько раз в неделю, 17% – 1–2 раза в неделю, 9% опрошенных студентов работают с ЭБ каждый день. Не обращаются к ЭБ 6% респондентов, пользовались всего 1–2 раза за время учебы – 4%, несколько раз в год – 5%, 1–2 раза в год – 8%.

Таким образом, около 77% опрошенных используют этот информационный ресурс регулярно, а не от сессии к сессии, что свидетельствует о важной роли ЭБ в учебном процессе.

Библиотека БГМУ постоянно информирует пользователей о предоставляемых информационных ресурсах и услугах. Продвижению информационных ресурсов способствуют организация выставок, подготовка информационных листков, рекомендательных списков, регулярное размещение информации на стендах объявлений, веб-сайтах библиотеки и университета.

Чтобы оценить эффективность этой работы, в анкету включили вопрос: «Из каких источников вы получили информацию об ЭБ вашего вуза?» Получены следующие ответы: консультации в библиотеке (28%), общение с коллегами (15%), страница новостей сайта университета (15%), университетская газета (14%), сайт библиотеки (11%), информационные листки (10%). Не знали о существовании ЭБ вуза 7% респондентов.

Следовательно, наиболее эффективная форма продвижения информационных ресурсов – индивидуальное консультирование пользователей непосредственно в библиотеке.

27% опрошенных студентов считают, что информация, представленная в ЭБ, удовлетворяет их потребности «на пятерку», 44% – «на четверку», 22% – «на тройку», 4% – «на двойку», 3% – «на единицу». Эти данные позволяют сделать вывод: ЭБ как информационный ресурс сформирована достаточно хорошо – таково мнение 71% респондентов.

31% респондентов считают преимуществом ЭБ возможность оперативно находить полный текст нужного документа.

Другие причины обращения к ЭБ: отсутствие в фонде библиотеки необходимой информации на бумажном носителе – 19%; рекомендация преподавателя (посмотреть его пособие или публикацию в ЭБ вуза) – 18%; документ из фонда библиотеки был занят – 15%; посоветовал дежурный библиограф при индивидуальной консультации – 15%; самообразовательные цели и желание просмотреть контент информационного ресурса – 2%.

Свое умение работать с ЭБ вуза оценили на 5 баллов 19% опрошенных студентов, на 4 – 45%, на три – 21%, на 2 и 1 – 15%. Таким образом, работа с ЭБ, по мнению студентов, не вызывает у них особых проблем.

Однако чтобы выявить проблемы, возникающие при работе с ЭБ вуза, в анкету включили вопрос: «Какие затруднения вы испытываете при работе с ЭБ?». Выяснилось, что лишь 12% респондентов свободно работают с этим информационным ресурсом – это несколько противоречит представленным выше цифрам. Причины затруднений – неумение студентов проводить сложный поиск (21%) и пользоваться программой, в которой открывается ЭБ (21%), поэтому им приходится прибегать к помощи библиотекаря. Другие затруднения: сложности в подборе ключевых слов для поиска (18%) и необходимых источников из списка после поиска (10%), неумение копировать фрагменты электронных документов (13%) и сохранять электронные документы на внешние накопители информации (5%).

На вопрос анкеты «Помогают ли вам документы из ЭБ в изучении дисциплин?» 40% опрошенных ответили, что большая часть информации, содержащейся в документах ЭБ, им нужна; 18% уверены – эти документы очень помогают: с их помощью всегда можно найти много нужной информации. Следовательно, 58% респондентов полагают, что документы, составляющие ЭБ, помогают им в изучении учебных дисциплин.

Однозначно ответить на этот вопрос не решились 18% опрошенных; 20% считают, что в ЭБ можно найти лишь небольшую часть нужной для учебы информации; 4% уверены, что документы, содержащиеся в ЭБ, не помогают вообще.

Следующий вопрос анкеты – «С какими видами документов из электронной библиотеки вуза вы работаете чаще всего?» Респондентам предоставили перечень видов документов, включенных в состав ЭБ; для более детального анализа результата предлагалось указать, как часто они пользуются ими. Ответы представлены в таблице.

Использование студентами различных видов электронных документов

Документы,
представленные в ЭБ

Интенсивность использования документов

очень часто

часто

не часто

редко

никогда

Учебные и учебно-методи­ческие пособия преподавателей вуза

115

69

30

26

63

Электронные периодические издания вуза (журналы)

29

63

72

44

52

Электронные публикации до­кладов научных конференций

22

59

76

62

39

Авторефераты диссертаций

8

18

51

67

55

Библиографические пособия, составленные библиотекой вуза

34

52

42

46

58

Таким образом, при подготовке к занятиям респонденты (55%) наиболее часто обращаются к учебным и учебно-методическим пособиям преподавателей вуза. К сожалению, нечасто используются электронные периодические издания вуза, хотя они содержат актуальную оперативную информацию, и электронные публикации докладов научных конференций, которые отличает новизна содержания (по сравнению с другими видами изданий).

В случае отсутствия необходимой информации в ЭБ вуза студенты обращаются к другим электронным информационным ресурсам и/или сервисам: электронной доставке документов (31%), ресурсам Интернета (27%), внешним базам данных, приобретенным библиотекой, и фондам библиотеки через ее ЭК (по 13%).

Самые популярные пожелания руководству библиотеки по совершенствованию ЭБ вуза: в ЭБ должны находиться тексты не только учебников, но и книг по профилю вуза (40%); к ЭБ необходимо предоставить доступ через Интернет (19%); в ЭБ должны быть представлены тексты учебников преподавателей вуза (15%). 12% студентов БГМУ считают, что в ЭБ должны быть тексты учебников, подготовленных преподавателями других вузов, 9% хотят видеть в ЭБ электронные и интерактивные учебники. ЭБ вполне устраивает 5% респондентов (ответ: «ничего не нужно делать, она вполне устраивает»).

На вопрос анкеты «Какие компоненты информационной культуры вы используете в учебе и как часто?» большинство респондентов ответили: элементы лексической культуры (часто и очень часто), информационно-технологической (нечасто), информационно-правовой (редко). В графе «никогда» самый распространенный ответ, как ни парадоксально, – «лексическая культура».

Чтобы определить основные источники формирования навыков информационной культуры, в анкету включили вопрос: «Как вы приобрели навыки информационной культуры?» Большинство опрошенных ответили, что им помогли уроки информатики в школе и/или занятия по основам информатики и вычислительной технике в вузе. Самостоятельно повышали уровень информационной культуры 17% респондентов. Библиотечные занятия по информационной культуре личности (введение в специальность) посещали 14% респондентов, занятия по составлению списков литературы к научным работам – 9%. Следовательно, университетская библиотека способствовала формированию информационной культуры личности 23% респондентов.

Благодаря групповым занятиям и индивидуальным консультациям растут информационная грамотность читателей, умение самостоятельно вести поиск литературы в ЭК. В программе курса «Основы библиотечно-библиографических знаний и информационного поиска» для студентов первого курса предусмострено обучение работе с электронными ресурсами, доступ к которым имеет библиотека. Целенаправленно на специальных курсах по культуре чтения со специалистами занимались 10% респондентов, на учебных занятиях с преподавателем – 4%.

Исследование позволило сформулировать рекомендации по совершенствованию деятельности библиотеки в рамках эффективного использования ЭБ вуза:

1. Обратить внимание на пожелание студентов внести в ЭБ тексты не только учебных пособий, но и изданий по тематическому профилю вуза;

2. Ввести в занятия по «Основам библиотечно-библиографических знаний и информационного поиска» для студентов первого курса учебные материалы по работе с электронными документами различных форматов представления данных, поисковыми программами и полнотекстовыми базами данных, имеющимися в библиотеке;

3. Организовать информационные мероприятия по увеличению степени информированности студентов вуза об электронных ресурсах, которыми располагает библиотека, и их возможностях через местную прессу, сайт университета и т.д.

Проведение систематических исследований информационной удовлетворенности пользователей и оценка использования ЭБ вуза – необходимые компоненты эффективно действующей и постоянно улучшающейся общеуниверситетской системы менеджмента качества, влияющей на качество образовательного и научно-исследовательского процессов в вузе.

  
На главную