МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ВЫСТАВКИ
УДК 02(100)(063)
Н. П. Павлова
Восемнадцатый Международный Крымский форум.
Обзор работы
Ключевые слова: библиотечно-информационные форумы, Международная
конференция «Крым-2011», обзор, профессиональная программа, секции, семинары,
дискуссии, выставка.
Ежегодная Международная конференции «Библиотечные и информационные
ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым-2011»
– по традиции прошла в начале июня (с 4.06 по 12.06; рабочая программа – с 6.06
по 10.06) в крымском курортном городе Судак.
ГПНТБ России – организатору этой конференции – приятно отметить, что, по
мнению многих коллег (как отечественных, так и зарубежных), она давно и по праву
заслужила репутацию самого яркого и одного из самых значимых профессиональных
событий в жизни библиотечно-информационного сообщества: каждый год на этот
мировой форум собираются десятки сотен ведущих специалистов из многих стран.
В этом году участниками Крымского форума стали более 1 100 делегатов из 28
стран.
Открытие форума
Сценарий торжественного открытия Крымского форума сложился уже давно и в этом
году остался без изменений – он хорошо знаком постоянным участникам. (О
процедуре торжественного открытия Конференции «Крым» не раз рассказывалось в
обзорах работы этого форума, ежегодно публикуемых в нашем журнале, и,
по-видимому, нет смысла повторяться.) Как обычно, было всё: и многочисленные
приветствия, и вынос флагов стран-организаторов и стран-участниц, и поднятие
флага конференции «Крым», и исполнение её гимна хором Оргкомитета.
О трёх посланиях в адрес конференции «Крым-2011» и её участников хочется
сказать особо: впервые прозвучали приветственные слова от первых лиц двух
братских государств – Российской Федерации и Украины: от Д. А. Медведева,
В. В. Путина и В. Ф. Януковича.
После короткого перерыва началось пленарное заседание –
самое важное мероприятие, задающее тон всей работе форума.
На пленарном заседании с ежегодным докладом «Электронная информация,
библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного
века?» выступил профессор Я. Л. Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ
России, председатель Оргкомитета конференции «Крым-2011».
Ежегодный доклад – это аналитическое подведение и обобщение итогов
профессионального «библиотечно-информационного года», прошедшего с момента
предыдущей Крымской конференции. Впервые он прочитан 10 лет назад (на
конференции «Крым-2001») и по праву признан постоянными участниками форума его
ключевым моментом.
В этом году Я. Л. Шрайберг несколько видоизменил форму представления своего
доклада, который, по общему мнению, нужно не только слышать, но и видеть.
Профессор появился на сцене не в академической мантии, как в предыдущие годы, а
– сообразно с темой доклада – в весьма вольном современном «прикиде» (джинсы,
рубашка-поло, бейсболка) с айпадом (iPad 2) в руках.
Как всегда выступление сопровождалось большим количеством иллюстративного
материала, в том числе и достаточно неожиданного, забавного – удачно
подобранными фрагментами из кино- и анимационных фильмов, популярных
телепередач; жаль, что их невозможно здесь воспроизвести. (Журнальная версия
доклада будет по традиции опубликована в первом номере будущего года. С полными
текстами ежегодных докладов Я. Л. Шрайберга на конференциях «Крым-2001» –
«Крым-2011» можно ознакомиться и на сайте ГПНТБ России по адресу
http://elib.gpntb.ru/)
По завершении пленарного заседания состоялось открытие выставки «Библиотечные
системы, информационная и издательская продукция», традиционно
сопровождающей работу Крымского форума и являющейся частью его программы. В этом
году были развернуты более 30 стендов. Свою продукцию представили ведущие
библиотеки, издательства, информационные корпорации, книготорговые и другие
организации. Здесь ежедневно проходили презентации, профессиональные встречи и
переговоры.
Профессиональная программа конференции
Программа Крымского форума этого года оказалась особенно разнообразной и
насыщенной.
В ходе профессиональной части программы за пять дней работы форума проведено
100 (!) мероприятий (не считая презентаций на упомянутой выше ежегодной
выставке); при этом большинство постоянных секций (их 15) включали работу
нескольких сессий в течение двух дней. И очевидно, что самой сложной для
участников конференции была проблема выбора! Каждый день приходилось
принимать очень непростое решение: что же предпочесть из массы интересных и
нужных мероприятий, проходящих одновременно в многочисленных аудиториях.
По мнению Организационного комитета, выстроить программу так, чтобы все
мероприятия шли последовательно и чтобы все участники везде успели, невозможно
из-за срока работы форума; и сократить число мероприятий, т.е. отказаться от
проведения тех или иных мероприятий, которые действительно нужны именно сейчас,
интересны и одинаково достойны площадки Крымского форума, тоже совершенно
невозможно. Поэтому здесь – на Крымском форуме – чтобы везде успеть, участникам,
кроме профессионализма и опыта, нужны умение сконцентрироваться, сделать
правильный выбор, четко расставить приоритеты и… хорошая физическая подготовка
(последнее – шутка, почти). Поможет, конечно, и уговор с коллегами о взаимном
обмене информацией, т.е. обо всем услышанном и увиденном, что и происходит здесь
постоянно – в свободные «крымские» минуты. (Кроме того, если выбор мероприятия
оказался неудачным, всегда можно покинуть аудиторию и перейти в другую – благо
идти далеко не придется: самый длинный путь займет не более 7–10 минут, причем
это станет и очень приятной прогулкой – по красивому тенистому парку.)
В общем, если есть большое желание работать – все получится. И в этом на
каждом Крымском форуме убеждаются сотни его участников. (С программой
конференции «Крым-2011» можно ознакомиться на сайте ГПНТБ России – www.gpntb.ru)
Программа Крымского форума этого года отличалась обилием полемических
дискуссионных мероприятий, которые проходили и в рамках заседаний постоянных
секций.
Переход от традиционного заслушивания докладов на секциях к проведению
дискуссий по наиболее актуальным темам признан всеми участниками явным успехом
конференции «Крым-2011». Дискуссии привлекали так много участников, что порой их
не могла вместить предусмотренная аудитория.
К числу таких мероприятий с полным основанием можно отнести впервые
включённую в программу Центральную пленарную дискуссионную площадку
конференции «Роль библиотек в развитии образования, инноваций и
межкультурной кооперации», где в роли ведущих выступили С. С. Журова,
заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, член Наблюдательного совета конференции «Крым»; Я. Л. Шрайберг и
А. В. Логинов, постоянный представитель Правительства Российской Федерации в
Государственной Думе, заместитель председателя Общественного совета в поддержку
деятельности библиотек.
Конечно, собравшихся особенно интересовало, что по заявленной теме скажет
представитель власти. Вот несколько характерных фрагментов его выступления:
«Новые технологии в чём-то нивелируют роль библиотек. Однако Интернет – это
другое измерение. … Изначально библиотеки – это интеллектуальная инфраструктура
всех модернизационных процессов в обществе, хранилище всего человеческого
знания». А. В. Логинов подчеркнул, что «вопросы о библиотеках – на контроле»,
однако лишь «изменениями в законодательстве положение не изменится – нужно
серьёзное финансирование. Только сохранившись как система, библиотеки могут
принять участие в модернизации общества». С этим участники Крымского форума (да
и все работники библиотек) безусловно согласны.
Полемическое ток-шоу «Судьба культуры в информационную эпоху» также
привлекло многих участников форума (несмотря на то, что, согласно программе, оно
началось в 19.45 и завершилось около 22.00; правда, такое время для Крымского
форума считается вполне рабочим). Здесь в роли ведущих выступили Я. Л. Шрайберг
и И. И. Засурский, президент Ассоциации интернет-издателей, заведующий кафедрой
новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им.
М. В. Ломоносова. (Этот молодой учёный впервые участвовал в Крымском форуме,
однако проявил к нему явный интерес: его видели на многих мероприятиях, где он
не только слушал, но и активно выступал.) Одна из сентенций И. И. Засурского
была особенно занятной: «В чём состоит богатство информационного общества? Его
богатство – вся совокупность информации, умноженная на скорость её циркуляции и
доступ в кубе. Чтобы богатство информационного общества росло, нужно дать доступ
к информации, причём – неограниченный».
Полемизируя с ним, С. А. Басов заявил: «Информационное общество – это миф,
существующий в нашем воображении». Его в чём-то поддержала писатель
Т. А. Сотникова (Анна Берсенева): по её мнению, мы «сильно преувеличиваем
изменения нашего общества, т.е. людей, в связи с информационными технологиями».
Но в итоге все сошлись в одном: судьба культуры в информационную эпоху – в наших
руках (как, впрочем, и всегда).
8 июня на конференции «Крым-2011» была представлена специальная программа
Российской библиотечной ассоциации «Стратегия РБА: от общих целей – к плану
действий». Председателями этого мероприятия были президент РБА В. Р. Фирсов,
заместитель генерального директора РНБ, и вице-президент РБА Я. Л. Шрайберг.
В. Р. Фирсов посвятил своё выступление стратегии развития РБА на
2011–2015 гг. (см. 2011, № 3, с. 70–77); Б. Р. Логинов – направлениям развития
общероссийской программы ЛИБНЕТ до 2020 г. (см. 2011, № 4, с. 5–29).
И. А. Трушина, руководитель «круглого стола» «Общение и профессиональная этика
библиотекаря» РБА, ст. науч. сотр. РНБ, представила новый Кодекс этики
российского библиотекаря (опубликован в № 9 2011 г., с. 25–29), принятый 26 мая
2011 г. на конференции РБА (22–26.05.2011 г., Тюмень).
И. А. Трушина развёрнуто обосновала необходимость принятия этого документа,
отметив, что кодексы существуют почти в каждой профессии. Она подчеркнула, что
соблюдение Кодекса – «дело чести и совести каждого российского библиотекаря»,
причём понятие библиотекарь «трактуется предельно широко», и добавила,
что новый Кодекс – это рекомендательный документ, в котором «заложена
диалектика, ведущая к его развитию». (Подробный аналитический обзор работы
специальной программы «Стратегия РБА: от общих целей – к плану действий»
будет подготовлен С. А. Басовым и опубликован в первом номере 2012 г.)
9–10 июня на конференции «Крым-2011» впервые прошёл Форум ИФЛА – одно
из самых заметных, знаковых событий программы этого года. (Различные
тематические мероприятия ИФЛА проводятся на конференции «Крым» с 1995 г.)
Программа Форума ИФЛА включала семинар по информационной культуре и
информационной грамотности, «круглый стол» «Информационная подготовка граждан:
что могут и должны делать образовательные учреждения и библиотеки в эпоху
информационного общества», семинар и «круглый стол» «Открытый доступ к знаниям и
меняющаяся роль библиотек» (проведён совместно с ГПНТБ России и Программой
ЮНЕСКО «Информация для всех»), панельную дискуссию по справочному обслуживанию,
дискуссионную панель «Оптимизация управления библиотечными ассоциациями»,
дискуссию о новых парадигмах информационной грамотности и ряд других
мероприятий.
Ведущие Форума ИФЛА: Эллен Тайс (Ellen Tise), президент ИФЛА;
И. А. Шевченко, президент Украинской библиотечной ассоциации; В. Р. Фирсов,
президент РБА; Б. И. Маршак, исполнительный директор Международной ассоциации
ЭБНИТ; И. В. Соловьёва, исполнительный директор Ассоциации по осуществлению
сотрудничества с международными, государственными и другими организациями
(Казахстан); Мартин Кессельман (Martin Kesselman), председатель Секции
ИФЛА по справочному и информационному обслуживанию (США); Френсис Кирквуд (Francis
Kirkwood), член Постоянного комитета Секции ИФЛА по справочному и
информационному обслуживанию (Канада); Даля Науйокайтис (Dalia Naujokaitis),
член Постоянного комитета Секции ИФЛА по информационной грамотности (Канада);
Н. И. Гендина, член Постоянного комитета Секции ИФЛА по информационной
грамотности; Е. И. Кузьмин, председатель Межправительственного совета программы
ЮНЕСКО «Информация для всех»; Я. Л. Шрайберг, президент Международной ассоциации
ЭБНИТ, вице-президент РБА.
Выступая на открытии Форума ИФЛА, Я. Л. Шрайберг отметил, что конференция
«Крым» проводится под эгидой ИФЛА и входит в план её ежегодных мероприятий. Он
подчеркнул: «Тематика работы Международной конференции «Крым» и Всемирного
конгресса ИФЛА очень во многом пересекается, что даёт широкие возможности для
развития и совершенствования нашего сотрудничества. А нынешний Форум ИФЛА – это
возможность более подробно познакомиться с её целевыми программами».
Очень эмоциональным было выступление впервые приехавшей на Крымский форум
Эллен Тайс. Сердечно поблагодарив за тёплый приём, она, в частности, сказала:
«Все мои коллеги говорили: «Посетить конференцию «Крым» – это долг
библиотекаря». И вот я здесь, чему очень рада! Благодаря таким конференциям мы
можем строить необходимые мосты между всеми нами. Сегодня библиотеки особенно
важны, и поэтому на нас лежит очень большая ответственность. Сложность в том,
что мы порой не знаем, как управляться с современным объёмом информации. Прежним
библиотекарям, на мой взгляд, было проще».
Говоря о судьбе современных библиотек, она подчеркнула: «Библиотеки могут
измениться, но значение их, я уверена, сохранится. Главное – мы должны быть
заметными! В меняющемся мире библиотекари должны быть более гибкими,
приспосабливаться к условиям информационного общества, когда цифровые формы
становятся основными средствами распространения информации. Сегодня у библиотек
неслыханные возможности для продвижения знаний. Нам нельзя это упустить».
Во второй раз на Крымском форуме прошло весьма необычное мероприятие,
обозначенное в программе как интеллектуально-дискуссионная дуэль «К барьеру!»
(по схеме известной телепередачи В. Р. Соловьева).
«Дуэль», состоявшаяся в прошлом году (см. 2010, № 11, с. 48–52) между
А. И. Земсковым и Ю. Н. Столяровым, вызвала такой живой интерес участников
форума и была проведена так успешно, что это мероприятие решено сделать
традиционным.
В этот раз «дуэлянтами» оказались Е. Ю. Гениева, доктор пед. наук,
генеральный директор ВГБИЛ имени М. И. Рудомино («секунданты» – М. Д. Афанасьев,
канд. пед. наук, директор ГПИБ, и Е. Л. Крепкова, заместитель генерального
директора ВГБИЛ имени М. И. Рудомино), и В. К. Степанов, канд. пед. наук,
профессор кафедры электронных библиотек, информационных технологий и систем
МГУКИ («секунданты» – Е. Н. Гусева, канд. пед. наук, заведующая сектром
Научно-исследовательского отдела библиотековедения РГБ, и А. С. Карауш, канд.
техн. наук, директор Муниципальной библиотечной информационной системы Томска).
В роли рефери, как и в прошлый раз, выступил Я. Л. Шрайберг (он и «придумал»
устроить эту «дуэль»). Независимыми экспертами были назначены Б. Р. Логинов,
канд. техн. наук, директор Национального библиотечно-информационного центра
ЛИБНЕТ; Э. Р. Сукиасян, канд. пед. наук, заведующий сектором Главной редакции
ББК, РГБ; В. С. Пашкова, доктор пед. наук, вице-президент Украинской
библиотечной ассоциации.
В состав жюри вошли: Ю. Н. Дрешер, доктор пед. наук, профессор, директор
Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра (Казань);
В. Г. Дригайло, директор НТБ им. Г. И. Денисенко Национального технического
университета Украины «Киевский политехнический институт»; С. С. Журова (Москва);
Е. Л. Кудрина, доктор пед. наук, профессор, ректор КемГУКИ (Кемерово);
Ю. В. Соколова, канд. пед. наук, директор Информационно-библиотечного центра и
заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Международной
академии бизнеса и новых технологий (Ярославль).
Причиной для «дуэли», или её темой (как указано в программе), стал вопрос «Есть
ли будущее у библиотек в цифровую эпоху?» («Дуэль» проведена при поддержке
корпорации «Электронный архив.)
«Поединок» – в форме вопросов и ответов – строился по всем правилам
телевизионной дуэли; за их соблюдением и регламентом (по две минуты на
обдумывание ответа и столько же на ответ) строго следил рефери. Вопросы задавал
вначале сам рефери, затем «дуэлянты» – друг другу, затем «секунданты» и,
наконец, аудитория, т.е. «болельщики», или «свидетели».
Конечно, Е. Ю. Гениева ответила утвердительно на вопрос, ставший причиной
«дуэли», но призвала задуматься, как должна называться библиотека в цифровую
эпоху. Она допустила, что в далёком будущем само название может как-то
измениться, например, появится «социально-культурный центр» или даже «смыслотека».
В. К. Степанов отказал библиотекам в будущем. Он категорично и резко заявил:
«Исчезли причины существования библиотек. … Возникла система цифровых
коммуникаций. … Информационная деятельность дематериализуется. … Мы здесь не
нужны, так как утратили монополию на информационное обслуживание. Следовательно,
будущего у нас нет»…
По завершении «поединка» были заслушаны мнения членов жюри и независимых
экспертов, которые в подавляющем большинстве высказались за победу Е. Ю. Гениевой.
Однако, в итоге тайного голосования всей аудитории, победителем стал В. К.
Степанов. Не правда ли, есть над чем задуматься всем нам? (Интересно, что точно
такая же ситуация была и в прошлом году. Но тогда триумфатор А. И. Земсков
весело сказал: «Победила дружба!» Теперь же мы таких слов от «победителя» не
услышали.)
Среди многочисленных и самых разнообразных мероприятий программы форума
хочется особо выделить два – посвящённых памяти наших коллег.
Первое – мемориальное заседание секции 2 «Автоматизированные и
корпоративные системы и технологии», посвященное 80-летию со дня рождения
Феликса Семёновича Воройского (1931–2008), – «Ф. С. Воройский – русский
морской офицер, информационный работник, педагог и библиотекарь». Не только
постоянным участникам Крымских форумов, но и очень многим
библиотечно-информационным специалистам хорошо известен профессор Воройский как
крупный специалист, создатель энциклопедического словаря-справочника
«Информатика», каждое новое издание которого автор скрупулёзно дополнял новыми
данными.
На мемориальном заседании со вступительным словом, в котором прозвучала
краткая, но ёмкая характеристика и оценка вклада Ф. С. Воройского в развитие
библиотечно-информационной деятельности, выступил Я. Л. Шрайберг; коллеги,
ученики и друзья Феликса Семёновича с благодарностью вспоминали о нём,
рассказывали о годах совместной работы.
Второе – «круглый стол» «Библиотечная теория, практика и информационная
этика: взаимозависимость», посвящённый памяти Лестера Пошью
(1936–2009), директора библиотек Университета Мемфиса, вице-президента
Международного библиотечного, информационного и аналитического центра,
заместителя председателя Международного организационного комитета конференции
«Крым». Это тематическое мероприятие предварили выступления коллег Л. Пошью,
которые рассказывали о нём не только как об известном специалисте, но и как о
тёплом, отзывчивом человеке, оставившем свой след в душе каждого, кто с ним
работал, дружески общался.
Я. Л. Шрайберг, подчеркнув, что Л. Пошью активно популяризировал Крымский
форум среди коллег в США и Канаде, назвал его «человеком, созданным для
международного сотрудничества, особенно – американо-российского». Кстати, как
отметил Я. Л. Шрайберг, тема этого «круглого стола» была в своё время предложена
именно Лестером Пошью. В итоге участники «круглого стола» решили подготовить
сборник, посвященный памяти Л. Пошью.
А в ходе обсуждения собственно темы этого мероприятия, которое вёл профессор
Уоллес Колер (Wallece Koehler), директор библиотеки Университета штата
Джорждия в Валдосте (США), участники пришли к единому мнению: этические принципы
остаются прежними, они лишь «меняются местами». Неизменными остаются принципы
интеллектуальной свободы и те, что были заложены в пяти так называемых законах
Ранганата, сформулированных ещё в 1930-х гг.: 1. Книги должны использоваться (в
разное время это трактовалось по-разному); 2. Каждому читателю – его книгу; 3.
Каждой книге – её читателя (здесь ему может понадобиться помощь библиотекаря);
4. Экономьте время читателя (библиотекарь – посредник, помощник); 5. Библиотека
– живой, растущий организм.
Программа этого форума была особенно богата различными презентациями, среди
которых явно выделялась прошедшая в рамках секции «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение». Здесь была представлена новая переводная
книга «Web2.0, библиотеки и информационная грамотность», выпущенная в
2011 г. издательством «Профессия»; научный редактор перевода – Я. Л. Шрайберг.
Это издание – продолжение проекта, начатого с издательско-книготорговой фирмой
«Омега-Л»: книги для перевода выбираются на выставке «Онлайн» (“Online” –
ежегодная лондонская выставка-ярмарка).
Представляя книгу, Я. Л. Шрайберг отметил: «Эта книга – сборник статей,
написанных специалистами-практиками из Англии, Канады, США. Цель книги – оказать
библиотекам помощь в использовании новых технологий для обучения пользователей
информационной грамотности». Он обратил внимание собравшихся на разницу в стилях
изложения материала: «В зарубежных учебных изданиях - стиль весьма вольный,
свободный, а в отечественных – более строгий, академический». В заключение
Я. Л. Шрайберг подчеркнул: «В мои задачи входило выбрать книги и отредактировать
переводы. Содержание, конечно, – на совести авторов». По мнению тех, кто уже
успел познакомиться с этим изданием, в нём много интересного и полезного для
наших библиотек, особенно школьных.
Хочется сказать ещё об одной «презентации». В один из дней работы форума
Р. Г. Саразетдинов, генеральный директор издательской группы «ГРАНД-ФАИР»,
подарил мне их издание, которое, на мой взгляд, уникально: это иллюстрированный
каталог «100 лучших книг по библиотечному и книжному делу, библиографии,
информационной деятельности» (Москва, Межрегиональный библиотечный
коллектор, 2011). Каталог содержит пять тематических разделов (Документоведение.
Общая теория документа; Библиотечное дело. Библиотековедение; Библиография.
Библиографоведение; Информационная деятельность. Информатика; Формирование
информационной культуры) и снабжен тремя алфавитными указателями (именным,
заглавий, издательств).
Поставку всех книг, включённых в каталог, осуществляет «ГРАНД-ФАИР» (www.grand-fair.ru).
Очевидно, что такой каталог может оказать библиотекам добрую услугу и в
ознакомлении с репертуаром книг, и в их выборе и приобретении.
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, культурно-просветительская
программа «Словари ХХI века» (www.slovari21.ru),
компания ABBYY Lingvo провели совместный «круглый стол» «Словари будущего для
современных библиотек». (Примечательно, что это мероприятие состоялось 6
июня – в День русского языка, который отмечается в день рождения А. С. Пушкина.)
В рамках «круглого стола» впервые прошла презентация (ведущая – И.А.
Простакова, менеджер по лицензированию лингвистических продуктов компании ABBYY)
электронной системы словарей русского языка академической лексикографической
программы «Словари XXI века» (председатель научно-редакционного совета –
президент РАН академик Ю. С. Осипов), созданной на платформе ABBYY Lingvo
Intranet Server – ведущего мирового разработчика лингвистического программного
обеспечения.
Система специально подготовлена для использования в библиотеках разного
уровня и типа в качестве онлайн- или интранет-систем; обеспечена синхронизация с
таким программным продуктом для библиотек, как ИРБИС. В ходе демонстрации были
показаны все возможности работы системы в текстовом, аудио- и интерактивном
режимах.
Без лишней скромности скажу несколько слов и о мероприятии, посвящённом
50-летию журнала «Научные и технические библиотеки», которое в программе
конференции было обозначено как юбилейная встреча издателей, авторов и
читателей за «круглым столом».
Я. Л. Шрайберг, главный редактор журнала, предполагал, что эта встреча
пройдёт в форме дискуссии на тему «Какой должна быть профессиональная
библиотечная пресса в ХХI веке». Задуманной дискуссии не получилось: все
собравшиеся оказались старинными и добрыми друзьями нашего журнала; все нас
сильно хвалили и за наполнение номеров журнала, и за внимание к новой
профессиональной тематике, и за чуткое отношение к авторам; прозвучало очень
много лестных слов (на мой взгляд, даже слишком лестных). Задавали вопросы о
текущей жизни редакции; члены редколлегии подробно рассказывали о работе с
авторами (т.е. об их активной практической помощи в доработке статей по
замечаниям рецензентов).
В общем, это была очень теплая дружеская встреча, которая завершилась добрыми
пожеланиями в адрес друг друга, за что всем большое спасибо! (Подборку
материалов, посвящённых 50-летию журнала, предполагаем опубликовать в № 12.)
Чтобы показать, насколько разнообразна программа конференции, назову еще одно
– неформальное – мероприятие, ставшее, к общему удовольствию, уже традиционным
для Крымского форума. Это – игра, или интеллектуальное шоу, «Что? Где? Когда?
В библиотечно-информационном, книжном и издательском пространстве».
В этом году в команду игроков вошли: Ю. А. Гриханов (Центр организации
научно-исследовательской и научно-методической работы ЦУНБ им. Н. А. Некрасова,
Москва), В. В. Зверевич (Центр информационных ресурсов Британской высшей
Школы дизайна, Москва), Т. Я. Кузнецова (Академия переподготовки
работников искусства, культуры и туризма, Москва), Н. Н. Кушнаренко
(Харьковская государственная академия культуры), А. М. Мазурицкий (МГУКИ.
Библиотечно-информационный институт) и С. А. Басов (РНБ) – капитан
команды.
Команда игроков, увы, проиграла. Справедливости ради, следует сказать, что за
все пять лет проведения игры команда игроков побеждала только однажды – в
2010 г. Впрочем, и зрители, и игроки – это всё, конечно, одна команда –
участников Крымского форума. (Вопросы, «выпавшие на долю» команды игроков, – в
приложении к этому обзору.)
Закрытие конференции «Крым-2011»
Кульминация каждого Крымского форума – официальное закрытие –
начинается во второй половине дня (в первой – еще продолжаются программные
мероприятия) и традиционно состоит их трех частей: подведение итогов работы
конференции, торжественное закрытие и, наконец, прощальный банкет.
В подведении итогов работы приняли участие руководители и члены Оргкомитета
конференции, председатели секций и организаторы различных мероприятий, участники
форума.
Предваряя выступления, Я. Л. Шрайберг сказал: «На мой взгляд, программа была
интересной. Вся она выполнена достаточно успешно. По словам руководителей
секций, с каждым годом некачественных докладов становится все меньше, а значит,
постоянно возрастает уровень всей конференции».
И. А. Шевченко, выступая от лица украинской делегации, также отметила
насыщенность, тематическую актуальность и разнообразие программы этого года.
Особенно ярким событием она назвала Форум ИФЛА и участие в нём президента ИФЛА –
Эллен Тайс. Руководители различных секций, семинаров и «круглых столов» – Н. И. Гендина,
О. К. Громова, Е. Н. Гусева, Г. А. Евстигнеева, А. А. Колганова, Е. Л. Кудрина,
Е. В. Линдеман, Ю. Н. Столяров, О. А. Чувильская – отметили успешное проведение
их мероприятий, сердечно поблагодарили всех организаторов за обеспечение четкой
работы.
С. С. Журова подчеркнула яркость и успешность многих дискуссий, прошедших в
рамках программы, и выразила надежду на новые встречи на форуме.
Е. И. Кузьмин, выступая вслед за С. С. Журовой, выразил именно ей особую
благодарность за столь заинтересованное отношение к нашему профессиональному
сообществу и предельно активную работу на форуме. Подчеркивая роль и значение
конференции «Крым», он сказал, что «круги» от неё идут весь год.
В заключение Я. Л. Шрайберг отметил особо важный вклад в организацию и
проведение Крымского форума ведущих специалистов: Е. И. Кузьмина, как
руководителя программы «Информация для всех», С. С. Журовой, В. Р. Фирсова,
Е. Ю. Гениевой, которая «совершает подвиг, приезжая на Крымский форум при
чудовищной загруженности», и от лица Организационного комитета конференции
«Крым-2011» поблагодарил всех участников этого Крымского форума.
Начавшая после перерыва торжественная часть закрытия конференции
«Крым-2011», окрашенная уже праздничным настроением, как всегда была посвящена
награждению спонсоров и лауреатов традиционных номинаций Крымского форума;
подведению итогов также традиционных конкурсов и спортивной программы.
Эту часть программы вели хорошо знакомые всем его участникам И. В. Ермилина и
Б. И. Маршак (ГПНТБ России).
Лауреатами «Крым-2011» в самых популярных номинациях этого форума стали:
Валентина Степановна Пашкова, директор центра информационных ресурсов
Посольства США в Украине, вице-президент Украинской библиотечной ассоциации, – «Лучший
председатель мероприятия» (специальная программа форума «Строим сильную
библиотечную ассоциацию»);
Нина Владимировна Авдеева, начальник отдела поддержки и доступа к
электронным ресурсам РГБ, – «Лучший организатор мероприятия» (секция 3
«Электронные библиотеки»);
Мартин Кессельман (Martin Kesselman, Rutgers University Libraries,
New Brunswick, New Jersey, USA) – «Лучший докладчик» («Новые
возможности информационного обслуживания в трансформирующейся цифровой среде:
меняющийся информационный ландшафт» - «New Opportunities for Information
Services in a Transformative Digital Environment: The Shifting Information
Landscape»);
Ольга Александровна Лебедева (Москва) – «Лучший переводчик»;
«Лучший стенд выставки» – стенд Научной электронной библиотеки
elibrary.ru (Россия).
«Мисс Конференции» стала Светлана Сергеевна Журова, титул «Мистер
Конференции» получил Сергей Александрович Басов.
Завершился очередной Крымский форум прощальным банкетом; по традиции
он прошел под открытым небом – как всегда участники конференции и гости
праздника расположились на самой широкой спускающейся к морю аллее роскошного
парка ТОК «Судак». И как всегда был чудесный южный вечер, прозвучало много
тостов, теплых слов, добрых пожеланий и, конечно, музыки.
По давней традиции нашего форума заключительные аккорды прощального вечера –
гимн Конференции и великолепный фейерверк.
И завершить этот обзор хочется тоже как всегда: «Спасибо всем!»
* * *
Международная конференция «Крым-2012» состоится 9–17 июня
2012 г.
Тема конференции – «Библиотеки в цифровую эпоху: новая парадигма и
новая роль в общественном развитии».
Информационное письмо Организационного и Программного комитетов, а также
регистрационная форма для участников конференции размещены на сайте ГПНТБ России www.gpntb.ru. Здесь же можно познакомиться со
всеми материалами Конференции «Крым-2011» и предыдущих Крымских форумов.
По рекомендации председателей секций некоторые доклады (из числа тех, что
были представлены для размещения в Трудах Конференции «Крым-2011») и обзоры
работы секций будут опубликованы в первых номерах 2012 г.
|