УДК 023
Е. И. Полтавская
Место наук
документально-коммуникационной сферы
в Номенклатуре специальностей научных работников
Обосновано отнесение научных дисциплин документально-коммуникационной сферы к культурологии.
Ключевые слова:
научные специальности, номенклатура, документальная коммуникология,
архивоведение, библиотековедение, библиографоведение, музееведение,
книговедение, документология.
В 2009 г. произошло знаменательное событие: в новой Номенклатуре
специальностей научных работников, размещенной на официальном сайте ВАК [1], науки группы 05.25.00 «Документальная
информация» признаны не техническими (05.00.00), как в прежней Номенклатуре, а
гуманитарными (табл. 1).
Таблица 1
Гуманитарные
науки
|
Шифр
специальности
|
Научная
дисциплина
|
Научные
степени
|
24.00.00
|
Культурология
|
24.00.01
|
Теория и
история культуры
|
Философские
Исторические
Искусствоведение
Культурология
|
24.00.03
|
Музееведение, консервация и реставрация
историко-культурных объектов
|
Искусствоведение
Исторические
Технические
Культурология
|
05.25.00
|
Документальная
информация
|
05.25.02
|
Документалистика,
документоведение, архивоведение
|
Исторические
Педагогические
Филологические
Технические
|
05.25.03
|
Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение
|
Исторические
Педагогические
Технические
Филологические
|
05.25.05
|
Информационные системы
и процессы
|
Филологические
Технические
|
Таким образом, сделан важный шаг для уточнения места документально-коммуникационных
наук в классификаторе соответственно их содержанию.
Скорее всего, ВАК сделает и последующие шаги. Зачем и почему?
Отвечу сначала тезисно: зачем (это) –
во-первых, в нынешнем варианте Номенклатуры группа наук «Документальная
информация» (05.25.00), где
объединены такие разнородные, на мой взгляд, дисциплины как документалистика,
документоведение, архивоведение (05.25.02), библиотековедение,
библиографоведение и книговедение (05.25.03), информационные системы и процессы
(05.25.05), располагается после
группы 24.00.00 «Культурология», а не в ней; хотяк культурологии, как и прежде, относится музееведение (24.00.03).
Во-вторых, документалистика и документоведение не выделены в отдельную
подгруппу, а объединены в одну подгруппу с архивоведением. Ответ на вопрос почему (т.е. так, а не иначе) – должны подсказать
специалисты соответствующих дисциплин.
В свете распространённого мнения многих библиотековедов, библиографоведов,
книговедов, архивистов и музееведов о родстве соответствующих наук,
расположение специальностей в новой редакции Номенклатуры представляется
нелогичным. Продолжая свои рассуждения, начатые в статье «Библиотека в системе
социокультурных институтов: осмысление понятий» (№ 10. С. 5–20), попробую
представить своё видение места наук документально-коммуникационного цикла в
этом известном классификаторе. Ответ на второй вопрос должен обосновать
объединение архивоведения, библиографоведения, библиотековедения, книговедения
и музееведения в одну группу специальностей, т.е. нахождение их общей
платформы.
Как заметил Ю. Н. Столяров,
дискуссия о месте библиотековедения в системе наук ведётся с момента
возникновения самого библиотековедения [2.
С. 37]. Каждые пять лет научная общественность обсуждает вопрос о положении
наук документально-коммуникационной сферы в Номенклатуре специальностей научных
работников. В 2006 г. дискуссию инициировал Ю. Н. Столяров на «круглом столе» в
Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) [3, 4.
С. 29–31]. Мнения присутствовавших тогда разделились, было предложено несколько
моделей решения: за социологию, за культурологию и несколько паллиативных
вариантов [3. С. 72–74, 4].
Среди прочих обсуждались вопросы: «Есть ли связь между такими
науками, как библиотековедение, библиографоведение, книговедение, информатика,
документоведение, архивоведение, музееведение, позволяющая считать их
родственными? Можно ли назвать их науками документально-коммуникационного
цикла?» [3. С. 5]. На мой взгляд, это
важнейшие вопросы, и от ответов на них зависит принцип искомой классификации.
Различают три вида концепции классификации. Первая – эссенциалистская – подразумевает
наличие у вещей неизменных сущностей. Вещи располагаются в соответствии с
найденными сущностями в естественную систему, которая может быть только одна.
Вторая – номиналистическая –
постулирует, что никаких общих сущностей нет, есть единичные объекты, а все
группы, в которые они объединяются по сходным признакам, – создание
человеческого ума. Сколько умов, столько и мнений, – столько и имён групп,
следовательно, возможно произвольное «множество равноправных вариантов
классификации» [5. С. 25]. Третья концепция устанавливает естественные
группы предметов «на основании сходства их свойств, но постигаемые как
одинаковые по природе, … на основании обнаруженных либо предполагаемых
структурных, причинных или генетических связей» [Там же. С. 26]. Эта концепция
включает в себя эссенциалистские воззрения и признаёт некую сущность предмета,
но достигнутая классификация осознаётся как временно соответствующая конкретному
уровню знания и подлежит дальнейшему усовершенствованию.
Из истории науки известно, что фундаментальные понятия – относительная,
а не окончательная и застывшая истина; время от времени научная аксиоматическая
база претерпевает необходимые изменения. С историческим опытом согласовывается
третья концепция классификации. Следовательно, в соответствии с ней, для
установления родственных связей наук документально-коммуникационного цикла необходимо
выявить их общие генетические, структурные или причинные связи, что и было
сделано в разной степени в многочисленных работах библиотековедов, библиографоведов,
книговедов, архивистов и музееведов [2,
6–16 и др.].
Генетические связи – это связи между разными предметами, основанные на их взаимопревращениях, где
каждый предыдущий член ряда является «родителем» последующего. Однако если не
соблюдены условия взаимодействия, контакт невозможен.
О генетических связях между библиотековедением, библиографоведением,
книговедением, архивоведением и музееведением свидетельствуют родство объектов этих
наук, возможность их интеграции в прошлом, настоящем и будущем. Причина
интеграции объектов дисциплин документально-коммуникационного цикла кроется в
сопряженности их структуры. Сегодня, пожалуй, никто не возражает против
отнесения перечисленных наук к документально-коммуникационным. Однако в самой
документально-коммуникационной сфере возможно объединение наук по группам.
Библиотека, как и архив, и музей, признана сложным и полифункциональным
социальным образованием. Однако у родственных предметов (в том числе понятий),
как бы ни были они сложны, можно представить некое устойчивое содержание, сложившееся
на основании одинаковых структурных связей, некий инвариант. Для его определения применяется абстрагирование –
общелогический приём познания, при котором отвлекаются от второстепенных для
конкретной цели исследования свойств и отношений предмета и одновременно
выделяют его главные свойства и отношения, т.е. ключевые для понимания его природы. Сущность отдельных, единичных
объектов, образующих некое множество, может несколько варьироваться, поэтому
надо выделить инвариант инвариантов объектов, входящих в
множество. Понять что-то – значит выделить инвариант
общего из массы единичного.
Понимание инварианта объектов дисциплин документально-коммуникационного
цикла – их общей структуры – формировалось в результате
анализа соответствующих категорий и понятий с помощью конструктивистского и
системного подходов [14, 15]. Так, в
отношении библиотековедения, библиографоведения, книговедения, архивоведения и
музееведения было показано, что объекты этих наук – документально-коммуникационные социокультурные институты с изоморфной структурой [14]. На эту тему защищена кандидатская
диссертация, поэтому можно считать, что тезис принят научным сообществом к
сведению хотя бы как гипотеза.
В
результате сравнения реальных понятий (архив, библиотека, музей), за которыми
стоят конкретные объекты, и гипостазированного понятия социальный институт (исходя из первого определения социального института
в «Новой философской энциклопедии»: «…комплекс самых общих социальных… норм,
правил и принципов, культурных образцов, привычек, типов мышления и моделей
поведения, определяющих сущность и устойчивость социальных явлений,
обусловливающих и регулирующих социальные отношения, деятельность человека» [17]) выдвинуто предположение, что
социальный институт возникает при регулярном и самовозобновляемом
взаимодействии производителя продукта
и его потребителя. Краткая схема документально-коммуникационных социальных институтов:«производитель документа потребитель»
(частный случай – «организация (учреждение) документально-коммуникационной
сферы–пользователь»). Общая развёрнутая схема понятий для документально-коммуникационных
социальных институтов: «документист – документный продукт – материально-техническая
база–контингент пользователей». Исходной точкой для
понимания структур понятий организация
(учреждение) и социальный институт стала известная модель библиотеки – «Библиотека Столярова».
Я уже говорила об обосновании отнесения библиотековедения, библиографоведения
и книговедения, а также архивоведения и музееведения к культурологии с позиции
наличия изоморфизма соответствующих социокультурных институтов, их одинаковой
структуры [15]. Метанауку, изучающую
социокультурные институты, было предложено назвать документальная коммуникология, поскольку
все социокультурные институты специализируются на создании, сохранении и
использовании документов, т. е. осуществляют коммуникацию документов.
Различают следующие социокультурные институты: 1) на основе одной
организации («библиотека–социальный институт», «архив-...», «музей-...»); 2) на
основе нескольких организаций («библиографический социальный институт»);
3) комплекс социальных институтов («книжное дело-...») [14. С. 61–78]. Исходя из этого выделю в группе «Документальная коммуникология» три подгруппы: 1) библиотековедение, архивоведение и
музееведение, так как эти науки изучают
объекты, соответствующие структуре «организация (учреждение)
документально-коммуникационной сферы культуры – пользователь»;
2) библиографоведение, поскольку его объекту соответствует распределённый
социокультурный институт: «организации (учреждения)
документально-коммуникационной сферы – пользователь»; 3) книговедение, изучающее комплекс
социокультурных институтов: n×[«организация (учреждение) документально-коммуникационной сферы –
пользователь»], где n – их количество.
В
отличие от группы дисциплин «Документальная коммуникология», которая изучает социокультурный
институт, осуществляющий коммуникацию документа,
документалистика и документоведение изучают, по общепризнанному мнению библиотековедов и библиографов, собственно документ [18. С. 82–83], поэтому они должны составлять другую группу
(предположительное название «Документология»).
Итак,
науки, обозначенные в Номенклатуре специальностей научных работников как
«Документальная информация», разнородны по структуре своих объектов
изучения. Поэтому в классификаторе
необходимо скомпоновать из них подгруппы в соответствии с
понятиями, раскрывающими их содержание (добавив в первую архивоведение и музееведение). А от
наименования «Документальная информация», видимо, следует
отказаться, как от пока ненужного дробления (табл. 2); к тому же неясно, что
такое информация/документальная
информация [19].
Ответ на вопрос – «Зачем относить перечисленные науки
документально-коммуникационного цикла к культурологии?», – казалось бы,
лежит на поверхности: где же ещё изучать социокультурные институты? Да и сами культурологи утверждают, что деятельность социальных
институтов культуры по определению изучает культурология [20. С. 38]. Документалистика и документоведение, объекты которых возникли при
развитии письменной культуры, также логично отнести к культурологии.
1 марта 2011 г. на 16-м Годичном собрании Международной
академии информатизации (МАИ) в рамках академических чтений с проблемно-аналитическим
докладом «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение в Номенклатуре
научных специальностей: кризис углубляется» выступил Ю. Н. Столяров.
Он обрисовал положением дисциплин в Номенклатуре специальностей и предложил его
обсудить, а также выработать общее мнение по этому вопросу.
Ещё в 2003 г. Ю. Н. Столяров обосновал свою
позицию: «…библиотека предстаёт в сущности как коммуникационная система ...
библиотека целиком вписывается в класс документально-коммуникационных систем.
Соответственно библиотековедение – дисциплина документально-коммуникационного
цикла, в который входят также по меньшей мере библиографоведение, книговедение,
документоведение (административное), архивоведение, музееведение,
информатика... документально-коммуникационная наука однозначно вписывается в
науку о социальных коммуникациях» [2.
С. 38–39]. Подобные суждения приведены и в тезисах доклада
Ю. Н. Столярова на «круглом столе» в ЧГАКИ в 2006 г. [3. С. 56–57].
На заседании МАИ 2011 г. Ю. Н. Столяров также предложил
отнести библиотековедение, библиографоведение, книговедение к социологическим
наукам, и подчеркнул, что его аргументы согласуются со взглядами
А. В. Соколова, О. П. Коршунова, Р. С. Гиляревского,
проводивших логическую цепочку: документ
– документальная коммуникация – социальная коммуникация – социальная
коммуникативистика – социология.
Мне такая классификация кажется неубедительной. Дело в том, что,
следуя приведенной логической схеме, к социологии надо отнести, кроме перечисленных
дисциплин, также и банковское дело, и другие финансовые институты, например
биржу: деньги – это тоже документы, с помощью которых осуществляется
документальная коммуникация, а она – часть социальной коммуникации. Но в таком
случае социология поглотит не только социокультурные институты, но и
экономические. Возможно, социология когда-нибудь и станет меганаукой, в которую
войдут все науки, но не целесообразнее ли в социологии изучать социальные
институты вообще, а их виды – в
отдельных дисциплинах? Иначе отнесение к социологии только
документально-коммуникационных дисциплин сферы культуры приведёт к следующему
вопросу: почему, допустим, педагогические науки не относятся к социологии, ведь
они тоже, по сути, занимаются социальными коммуникациями?
Как же найти истину (пусть и относительную, соответствующую конкретному
этапу развития науки)? Как известно, Гегель определял истину «в согласии
предметов с самим собой, то есть со своим понятием» [21. С. 357]. Предлагаю следовать логике Гегеля: анализировать
понятия, соответствующие объектам наук.
Поскольку зафиксировано объективное сближение
наук документально-коммуникационного цикла и их объектов [2–4, 6–16] в результате изоморфизма социокультурных институтов [14, 15], выдвигаю
предложение: взять за основу классификации перечисленных дисциплин понятие социокультурный институт
документально-коммуникационной сферы, общая схема которого – «организация
(учреждение) документально-коммуникационной сферы культуры – пользователь». Эту подгруппу именовать «Документальная коммуникология».
Другую подгруппу составят документалистика и документоведение
(общее название подгруппы – «Документология»), поскольку их объект изучения – документ, т.е. исключительно документный продукт производства различного происхождения. Ученые
степени в подгруппах могут присуждаться в зависимости от содержания диссертации
(табл. 2, нумерация разделов примерна).
Таблица
2
Гуманитарные
науки
|
Шифр специальности
|
Научная дисциплина
|
Научные степени
|
24.00.00
|
Культурология
|
24.01.00
|
Теория и
история культуры
|
Философские
Исторические
Искусствоведение
Культурология
|
24.01.03
|
Консервация
и реставрация историко-культурных объектов
|
Искусствоведение
Исторические
Технические
Культурология
|
24.02.00
|
Документология |
24.02.01
|
Документалистика,
документоведение
|
Исторические
Культурология
Филологические
Юридические
|
24.03.00
|
Документальная коммуникология
|
24.03.01
|
Архивоведение,
библиотековедение, музееведение
|
Исторические
Искусствоведение
Культурология
Филологические
Педагогические
Технические
|
24.03.02
|
Библиографоведение
|
Исторические
Педагогические
Филологические
Культурология
|
24.03.03
|
Книговедение
|
Исторические
Искусствоведение
Культурология
Филологические
Педагогические
|
В
заключение обратимся к дисциплине «Информационные системы и процессы». По ГОСТу 7.0–99,
«…"информационная система" предназначена для хранения, обработки,
поиска, распространения, передачи и предоставления информации» [18. С. 106]. Среди результатов деятельности информационных систем
первыми названы документы [Там же. С. 105]. Казалось бы, дисциплина «Информационные системы и процессы»
может также войти в культурологию, примкнув к документологии и документальной
коммуникации как самостоятельная
подгруппа. Однако у меня есть сомнения: не каждый документ и не каждая
документальная коммуникация (пример – тот же банк или биржа) должны
изучаться в культурной (или социальной) коммуникации.
Разнообразный
спектр ответов на вопросы: «Что такое информация?», «Как соотносятся документ и информация?», «Позволительно ли считать информатику
родственной наукой, например, библиотековедению или музееведению?», не даёт пока оснований
для размещения «Информационных систем и процессов» в одном ряду с
«Документологией» и «Документальной коммуникологией». Но почему бы дисциплину
«Информационные системы и процессы»не оставить, как и было, в
технических науках, точнее в группе «Информатика, вычислительная техника и
управление» 05.13.00, до тех пор пока не будет создана более обоснованная Номенклатура специальностей научных работников. Я
считаю это логичным.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Приложение к Приказу № 59 от 25.02 2009 г. – Режим доступа:
http://vak.ed.gov.ru/ ru/docs/?id54=2&i54=2/
2. Столяров Ю. Н. Место библиотековедения в системе наук наконец-то
установлено // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 3. – С. 37–40.
3. Место наук документально-коммуникационного цикла в
классификаторе научных специальностей: стенограмма и тезисы докладов круглого
стола / Челябинская государственная академия культуры и искусств; сост.
Т. Ф. Берестова, М. В. Лукина. – Челябинск : [Изд-во
ЧГАКИ], 2006. – 76 с.
4. Берестова Т. Ф. Статус наук документально-коммуникационного цикла в
общей системе знаний. Материалы «круглого стола» // Библиотековедение. – 2007. –
№ 1. – С. 29–31.
5. Субботин А. Л. Классификация.
– Москва : [Изд-во ИФРАН], 2001. – 94 с.
6. Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение
как единая
научная специальность. – Орёл : ОГИИиК, ООО ПФ «Оперативная
полиграфия», 2007. – 266 с.
7. Соколов А. В. Объекты и предметы библиотековедения,
библиографоведения и информатики (метатеоретический анализ) //
Соколов А. В. Ретроспектива–60. – С.-Петербург : Независимая Гуманитарная
Академия, 1994. – С. 184–200.
8. Дворкина М. Я. Обслуживание пользователей в библиотеках, музеях
и архивах: общие и отличительные черты [Электронный ресурс] // Электрон. б-ки. –
2002. – Том 5. – Вып. 4. – Режим доступа:
http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2002/part4/dvorkina.
9. Берестова Т. Ф. О законах и закономерностях в информационной
и документально-коммуникационной сферах // Вестник Челяб. гос. акад.
культуры и искусств. – 2009. –
№ 1 (17). – С. 15–19.
10. Берестова Т. Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного
пространства: теоретико-методологические аспекты / Т. Ф. Берестова. –
Челябинск
: [Изд-во ЧГАКИ], 2004. – 461 с.
11. Майстрович Т. В. Библиотеки, архивы, музеи: понятийный ряд //
Библиотековедение. – 2000. – № 3. – С. 16–22.
12. Бернат А.
Архивы, библиотеки и музеи – институты общественной памяти. Что их различает и
сближает / А. Бернат // Отеч. архивы. – 2005. – № 2. – С. 60–65.
13. Козлов В. П. Музеи, библиотеки, архивы в системе исторической
памяти /
В. П. Козлов // Там же. – 2004. – № 6. – C. 71–74.
14. Полтавская Е. И. Библиотека: учреждение и/или социальный институт? /
Е. И. Полтавская. – Москва :
Литера, 2009. – 176 с. – (Современная библиотека; вып. 43).
15. Полтавская Е. И. Об обосновании
места библиотековедения в Номенклатуре специальностей научных работников /
Е. И. Полтавская // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и
искусств. – 2009. – № 1. – С. 6–14.
16. Дискуссия
вызвана взаимным интересом / М. Д. Афанасьев,
Т. М. Горячева, З. А. Силаева и др. // Отеч. архивы. –
2004. – № 6. – C. 75–86.
17. Быченков В. М. Институт социальный / В. М. Быченков //
Новая философская энциклопедия : в 4 т. – Москва : Мысль, 2010. –
Т. 2. – С. 124–125.
18. Фокеев В. А. Библиографическая наука и практика : терминологический
словарь / В. А. Фокеев. – С.-Петербург : Профессия, 2008. – 272 с.
19. Соколов А. В. Информатические опусы. Опус
1. Блуждая в дебрях информатизации // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – №
8. – С. 5–26.
20. Культурология / под ред. Ю. Н. Солонина,
М. С. Кагана. – Москва : Высшее образование, 2008. – 566 с.
21. Гегель Г. Наука логики // Энциклопедия философских наук : в 3 т. –
Т. 1 / Г. Гегель. – Москва :
Мысль, 1975. – 452 с.
|