Научные и технические библиотеки №11 2011 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ

Столяров Ю. Н. «Документальная информация» в государственной Номенклатуре специальностей научных работников. Статья первая. Введение в проблему

Полтавская Е. И. Место наук документально-коммуникационной сферы в Номенклатуре специальностей научных работников

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Берестова Т. Ф. Документ: функции, определение, особенности функционирования в электронной среде

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Рафикова С. К. Оцифровка фондов: возможности и перспективы для библиотек Кыргызстана

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Басов С. А. Актуальное наследие. К 140-летию Л. Б. Хавкиной

Плеханова О. Н., Асанова Ж. Ш. К 65-летию Центральной научной медицинской библиотеки Республиканского центра развития здравоохранения и информационных технологий Министерства здравоохранения Кыргызской Республики

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕЦИИ

Земсков А. И. «Библиотеки для открытой среды» – 33-я Конференция ИАТУЛ. Обзор работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. «Азбука библиотечной профессии». Новая серия книг издательства «Профессия»

Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 12

Тимошенко И. В., Бродовский А. И. Технология радиочастотной идентификации в ГПНТБ России

Соколинский К. Е. Реализация клиент-ориентированной концепции поиска и корпоративной интеграции в системе построения библиотечного сайта J-ИРБИС WEB 2.0

Карауш А. С. Вопросы работы алгоритма добавления записей в проекте «Сводный каталог периодики и аналитики по медицине»

Прозоров И. Е., Здрелюк Е. П. Ведение политематического тезауруса в Системе автоматизации библиотек ИРБИС: опыт Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского


ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

УДК 026.06

С. К. Рафикова

Оцифровка фондов: возможности и перспективы
для библиотек Кыргызстана

Представлен опыт работы библиотек США по созданию, управлению и сохранению цифровых объектов. Определены основные этапы жизненного цикла цифровых материалов. Рассмотрены возможности и перспективы развития цифровых объектов для библиотек Республики Кыргызстан.

Ключевые слова: библиотечные фонды, культурное наследие, оцифровка, цифровое курирование, электронные библиотеки, США, Кыргызстан.

В цифровую эпоху библиотеки имеют больше возможностей для предоставления своих ресурсов благодаря новым информационным технологиям. Их внедрение не только изменило подход к формированию и составу информационных ресурсов библиотеки, но и способствовало долгосрочному хранению, быстрому поиску и распространению информации. Используя современные технологии, библиотеки создают электронные каталоги, собственные электронные ресурсы и базы данных (библиографические и полнотекстовые). Электронные ресурсы становятся качественно новыми видами носителей информации, повышают эффективность обслуживания пользователей современной библиотеки.

Информационные технологии способствуют долгосрочному хране­нию научного и культурного наследия, знаний и документов, что является важной предпосылкой успешного развития информационного общества. Эти технологии позволяют библиотекам не только развиваться благодаря созданию цифровых коллекций, репозитариев (открытых архивов), но и распространять информацию через Интернет, расширяя понятия свободы информации и доступа к знаниям.

Один из способов сохранения культурного наследия и предоставления широкого доступа к информационным ресурсам библиотек – оцифровывание ресурсов и создание веб-контента. Во многих библиотеках мира уже приступили к этой работе. Оцифровка документов обеспечивает упорядоченную организацию, сортировку и поиск информации в коллекциях, а также долгосрочное хранение информации в цифровом формате [1].

Библиотека Конгресса США на протяжении 15 лет в рамках проекта «Память Америки» (American Memory) оцифровывает свои коллекции, доступные в режиме онлайн с 1994 г. (http://memory.loc.gov/ammem/index. html/). Коллекции включают фотографии, манускрипты, географические карты, видео- и аудиоматериалы, книги – раритетные издания и те, что находятся только в фонде Библиотеки Конгресса США.

Цифровая библиотека Джорджия совместно с библиотеками штата Джорджия, архивами и музеями обеспечивает доступ к культурным и историческим ресурсам штата. В контент библиотеки включены рукописи, письма, дневники и опубликованные материалы (книги, брошюры, фотографии, карты), а также произведения искусства, артефакты, аудио- и видеоматериалы, архитектурные планы и чертежи, микрофильмы.

Цифровая библиотека Йельского университета(http://digitalcollections.library.yale.edu/) включает коллекцию редких книг и манускриптов.

В апреле 2009 г. открылась Мировая цифровая библиотека (http://www.wdl.org/), которая содержит ценнейшие источники по истории и культуре разных народов, уникальные произведения литературы всего мира. В настоящее время здесь более 1 200 документов; представлен широкий спектр оцифрованных материалов, среди которых редкие книги, рукописи, фотографии, карты, чертежи, аудио- и видеозаписи.

Быстрое распространение информационных технологий приводит к тому, что сохранение цифрового наследия становится актуальным во всем мире. Контент предельно разнообразен, и включает также электронную почту, блоги, социальные сети, веб-сайты, веб-фотоальбомы, веб-страницы, меняющие свое содержание с течением времени.

Стремительно развивающиеся цифровые технологии приходят на смену традиционным методам сохранения информации. Поколения платформ, программного обеспечения и программных средств сменяют друг друга очень быстро. Поэтому со временем информационные материалы могут быть недоступны из-за несовместимости с новыми информационными системами. Устаревание программного и аппаратного обеспечения ведет к потере информации или функциональности файлов в их оригинальном формате [2].

Существуют три причины, по которым цифровые материалы могут оказаться недоступными: 1) разрушение носителя, на котором они накоплены, 2) устаревание программного обеспечения, в результате чего становится невозможным прочитать цифровые файлы, 3) внедрение новых компьютерных систем и периферийных устройств, которые не могут обрабатывать более старые материалы [Там же].

Решение проблемы сохранения цифровых объектов предполагает выработку новых подходов, методов, разработку стратегии, обеспечивающей сохранность и доступ к цифровой информации. В связи с этим в последнее время в мировом библиотечном сообществе предпринимается ряд инициатив, направленных на сохранение цифровых материалов.

В США сохранение цифровых материалов интерпретируется, в основном, как управление их жизненным циклом: созданием, распространением, обеспечением доступа, хранением, использованием.

Создание, управление и сохранение цифровых объектов понимается как цифровое курирование (digital curation) – «активное управление и сохранение цифровых ресурсов … для нынешних и будущих поколений пользователей» [3], т.е. управление и сохранение цифровых объектов на протяжении жизненного цикла учебных и научных интересов общества.

Жизненный цикл цифровых объектов состоит из нескольких этапов:

1. Концептуализация: замысел и планирование создания цифрового объекта, включая сбор и методы хранения данных.

2. Создание: производство цифрового объекта и определение административных, описательных, структурных и технических архивных метаданных.

3. Доступ и использование: обеспечение уровней доступа пользователей к цифровым объектам (открытый доступ или по паролю).

4. Оценка и отбор: проведение оценки цифровых объектов, требующих долгосрочного хранения и восстановления. При этом необходимо придерживаться определенных критериев отбора, отраженных в документальных руководствах и положениях, а также правовых требований.

5. Утилизация: избавление от системы цифровых объектов, не рекомендованных для долгосрочного хранения и восстановления. При уничтожении объектов следует придерживаться специальных руководств, положений и правовых норм.

6. Размещение: передача цифровых объектов в архив, электронный репозитарий, центр обработки данных (или подобный ему) при соблюдении требований, отраженных в соответствующих руководствах, положениях.

7. Деятельность по сохранению цифровых объектов: принятие соответствующих мер для обеспечения долгосрочного хранения цифровых объектов.

8. Переоценка: возвращение цифровых объектов, не прошедших процедуру утверждения, для дальнейшей оценки и повторного отбора.

9. Хранение данных в соответствии со стандартами.

10. Доступ и повторное использование: обеспечение гарантии доступности цифровых объектов для первоначального и последующего использования. При этом некоторые материалы могут быть в открытом доступе, а другие – защищены паролем.

11. Преобразование цифровых объектов: создание нового цифрового объекта [4].

Для сохранения цифрового наследия создаются электронные архивы (репозитарии). В мире широко распространены институциональные репозитарии, где размещаются препринты (в том числе нерецензированные), постпринты (отрецензированные, опубликованные научные работы ученых), книги, статьи, диссертации, в том числе студенческие дипломные и курсовые работы, а также отчеты, методические и учебные материалы, материалы конференций и т.д., презентации, компьютерные программы, мультимедиа, библиографические издания, изображения, аудио- и видеофайлы, базы данных и образовательные ресурсы.

Программными платформами архивов служат открытые ПО DSpace (DSpace Foundation), EPrints (EPrints Free Software), Fedora (Fedora Commons), ETD-db (Virginia Tech University Libraries), Greenstone (New Zealand Digital Library Project), CONTENTdm (OCLC) идр.

Для обеспечения сохранности цифровых объектов в их оригинальном формате библиотеки используют PDF, XTML, TXT – для текстовых документов; TIFF (TIFF4.0, TIFF5.0, TIFF6.0), GIF (GIF87a), JPEG, JPEG2000 – для изображений; FLV, MPEG, MPEG-2, AVI – для видеоматериалов; Wave, MP3 – для аудиоматериалов. Например, ОСLC– крупнейший в мире цифровой архив (http://woldcat.org/) – содержит более 150 млн библиографических записей и 30 млн цифровых документов.

Цифровой архив штата Иллинойс (http://www.idaillinois.org/) включает книги и документы о жизни, политической карьере Авраама Линкольна и обеспечивает доступ к историческим материалам штата и другим значительным коллекциям, находящимся в фондах библиотек и музеев. Для приобретения такого контента Библиотека штата Иллинойс предоставляет библиотекам и музеям штата гранты для оцифровывания их коллекций и широкого доступа к ним через Интернет.

В Университете Северной Каролины (Чапел-Хилл) в 2007 г. созданы цифровая библиотека и архивы – CDLA (Carolina Digital Library and Archives; http://cdla.unc.edu/); их программной платформой служит открытое ПО CONTENTdm. Цифровые коллекции создаются в поддержку научной деятельности ученых, студентов и библиотекарей университета и за его пределами для содействия научной коммуникации в целом, что обеспечивается открытым доступом к ресурсам. Кроме того, CDLA– консультационный центр по развитию и управлению цифровыми проектами и программами, продвижению инноваций в области исследований в сетевой среде.

Контент CDLA включает оцифрованные материалы не только из фондов библиотек университета, но и созданные в результате сотрудничества с преподавателями университета и партнерами цифровой библиотеки. В состав контента также входят важные текстовые коллекции, открытки, посвящённые истории, литературе и культуре южных штатов США (например, представлена коллекция фотографий с 1797 по 1955 гг., отражающих историю Северной Каролины [5]).

CDLA успешно реализовала ряд проектов по оцифровыванию культурного наследия и сохранению цифровых ресурсов. Цифровая коллекция работ видного политика-популиста, адвоката Томаса Ватсона (Thomas Watson; 1856–1922), содержащая оцифрованные фотографии, его переписку и другие документы, доступна благодаря реализации специального проекта ("The Thomas E. Watson Papers Digital Collection"; http://www.lib.unc.edu/dc/watson/).

«История Каролины: Виртуальный музей истории университета» ("The Carolina Story: A Virtual Museum of University History"; http://museum.unc.edu/) – в этой цифровой коллекции, представлены материалы о богатой двухсотлетней истории одного из старейших университетов США.

«Библиотека литературы южных штатов США» ("Library of Southern Literature"; http://docsouth.unc.edu/southlit/) включает разнообразные литературные работы Американского Юга, опубликованные до 1924 г. Открывают коллекцию ранние документы об Америке, написанные британскими первооткрывателями.Онлайн-коллекция, содержащая более 3 тыс. исторических карт с 1500-х гг. до 2000 г., создана в рамках проекта «Карты Северной Каролины» ("North Carolina Maps"; http://www.lib.unc.edu/dc/ncmaps/).

Цифровая славянская и восточно-европейская коллекция Университета Северной Каролины (http://www.lib.unc.edu/cdd/crs/international/slavic/collections/index.html/) – одна из уникальных в США, содержит редкие документы о русской и восточно-европейской истории (книги, журналы, фотографии, открытки и др.), оцифрованные материалы приобретённой в 2002 г. Коллекции Андрея Савина о русской эмиграции.

В цифровом мире появляются новые виды материалов. На веб-сайтах содержатся файлы различного типа (текстовые, с изображениями, звукозаписи и др.). Но проблема заключается в том, что веб-сайты непрерывно меняются и обновляются, а вытесняемые материалы бесследно исчезают. Несколько библиотек разработали стратегию для отбора и сохранения веб-сайтов, применяя к ним понятие публикация. Из всего многообразия веб-материалов библиотеки стремятся к тому, чтобы сохранить те, которые потенциально могут иметь долговременную культурную ценность [6].

Наиболее известный сайт по архивированию – проект «Пандора» (PANDORA – Preserving and Accessing Networked Documentary Resources of Australia) Национальной библиотеки Австралии (http://pandora.nla.gov.au/). Это веб-архив, который содержит сайты, посвященные Австралии, и материалы, имеющие значение для страны, однако их авторами должны быть австралийцы. Главная цель проекта – сохранение научных и образовательных материалов, размещенных на веб-сайтах, которые со временем могут быть навсегда утрачены.

В библиотечном мире проблеме подготовки библиотекарей в области управления и сохранения цифровых объектов уделяется большое внимание. За последнее десятилетие наблюдается существенный рост профессиональных возможностей в области цифровой информации, что требует определенного набора навыков для выполнения, управления и решения целого ряда процедур и задач, востребованных на протяжении всего жизненного цикла цифровых объектов: создания, распространения, обеспечения доступа, хранения, использования и вывода.

В Великобритании Центр по цифровому курированию (Digital Curation Centre; http:/www.dcc.ac.uk/) является консультативным, тренинговым центром по управлению и сохранению цифровых объектов.

Профессиональный институт по цифровому курированию (DiCCurr Professional Institute) Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (http://ils.unc.edu/digccurr/institute/) разрабатывает учебные планы и программы по управлению и сохранению цифровых объектов для факультетов по информационным, библиотечным и компьютерным наукам для подготовки специалистов по управлению репозитариями [7].

При поддержке Совета по библиотечным и информационным ресурсам (CLIR; http://www.clir.org/) и Института музейных и библиотечных услуг (http://www.imls.gov/) многие библиотекари из США и других стран, в том числе из Кыргызстана, могли пройти курс повышения квалификации в области управления и сохранения цифровых объектов. Таким образом опыт работы библиотек США и других стран в области цифрового курирования позволит библиотекам усовершенствовать методы сохранения культурного наследия в цифровом виде.

Современный период развития информационных технологий в библиотеках Кыргызстана характеризуется созданием собственных электронных коллекций, библиографических, реферативных, фактографических и полнотекстовых БД, с использованием интернет-технологий, информации на компакт-дисках. Например, Национальная библиотека Кыргызской Республики (НБ КР) создает ЭК национальной библиографии «Кыргызстан».

Электронные библиотеки в Кыргызстане начали формироваться с 2004 г. и к настоящему времени созданы в НБ КР, Кыргызском государственном техническом университете (КГТУ) им. И. Раззакова, Кыргызско-Российском Славянском университете им. Б. Н. Ельцина (КРСУ), Американском университете в Центральной Азии (АУЦА), Иссык-Кульском государственном университете им. К. Тыныстанова, Жалалабадском государственном университете, Центральной научной медицинской библиотеке, Кыргызско-Турецком университете «Манас», Кыргызской государственной медицинской академии. В качестве программных платформ используются открытые ПО Dspace и Dlibrary, а также WEB ИРБИС64.

В рамках проекта «Сеть наследие» НБ КР оцифровала эпизоды из ранних изданий эпоса «Манас» и перенесла на CD-ROMдля дальнейшего распространения среди библиотек мира.

Воплощением идеи современного канала доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам стали веб-сайты, созданные библиотеками страны, в числе которых НБ КР (http://www.nlkr.gov.kg/), Государственная патентно-техническая библиотека Кыргызской Республики (http://gptbkr.to.kg/), научные библиотеки АУЦА (http://library.auca.kg/), КРСУ (http://www.krsu.edu.kg/Rus/EduBibl.htm/), Кыргызско-Турецкого университета «Манас» (http://library.manas.kg/), КГТУ (http://www.libktu.aknet.kg/) и др. На этих веб-сайтах представлены ЭК, библиографические и полнотекстовые БД, информация об услугах и т.д. Благодаря богатому наполнению, регулярному обновлению, продуманной структуре и удобной навигации веб-сайты библиотек по праву считаются авторитетными и надежными источниками информации.

В рамках международных инициатив по открытому доступу и созданию открытых электронных архивов научных публикаций ведущие библиотеки Кыргызстана разрабатывают эффективную систему информационного обеспечения ученых, аспирантов, студентов и других пользователей путем формирования репозитариев ОД.

В 2006 г. в АУЦА создан репозитарий (http://elibrary.auca.kg/), отражающий интеллектуальное богатство университета: диссертации и авторефераты, издания университета, опубликованные статьи ученых, преподавателей и сотрудников, учебно-методические материалы, студенческие работы и т.д. Основные цели этого проекта – обеспечение ОД к научному потенциалу АУЦА, предоставление электронной среды для дистанционного обучения студентов, популяризация качественных исследований и учебных курсов в университете, долговременная сохранность работ.

Успешные результаты внедрения первого в Центральной Азии репозитария в АУЦА стали толчком к созданию корпоративного репозитария научных работ ученых Кыргызстана и Центральной Азии (http://krad.bik.org.kg/). Цели портала – развитие электронной научной среды и обеспечение ОД к научным изданиям ученых Кыргызстана и стран Центральной Азии через создание корпоративной электронной БД (репозитария), размещение ее в Интернете и обеспечение открытого и свободного доступа к научным ресурсам репозитария (http://oel.bik.org.kg/).

В настоящее время в БД репозитария размещены 284 полнотекстовых документа (232 автореферата диссертаций, 6 диссертаций, 6 монографий, 40 статей) ученых Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана на русском и кыргызском языках по экономическим, медицинским, техническим, историческим, юридическим, естественным и другим наукам.

В качестве программной платформы для репозитария АУЦА и корпоративного репозитария используется бесплатное ПО Dspace, позволяющее работать с различными входными форматами документов и обеспечивающее ввод, индексацию, сохранность и распределение научных материалов в электронном формате [8].

Усилиями академических библиотек Ассоциации КИРЛИБНЕТ (http://www.kyrlibnet.kg) созданы открытые архивы (http://arch.kyrlibnet.kg/), где размещаются коллекции полнотекстовых авторефератов диссертаций, диссертаций, дипломных проектов и статей из вестников вузов и другие документы по многим отраслям наук. БД архивов пополняется новыми документами ежедневно.

В целях обеспечения долговременной сохранности историко-культурного наследия в 2010 г. четыре библиотеки республики (НБ КР, ЦНБ Национальной академии наук Кыргызской Республики, НБ Кыргызского национального университета и Иссык-Кульская областная библиотека им. В. Ленина) в рамках проекта «Книжные памятники Кыргызстана: обеспечение сохранности и широкого доступа» (http://project.rarebooks.net.kg/) создали цифровую коллекцию редких книг, содержащих бесценные сведения о истории развития страны, кыргызской государственности, научном и культурном наследии.

В мае 2010 г. важным событием для библиотечного сообщества Кыргызстана стало участие НБ КР в качестве полноправного партнера в меж­дународном проекте «Мировая цифровая библиотека». В этот проект включен героический эпос «Манас» в варианте великого манасчи Саякбая Каралаева на кыргызском языке (в пяти книгах общим объемом 1 584 с.), а также перевод эпоса на русский язык, выполненный С. Липкиным, и прозаический пересказ эпоса З. Бектенова и К. Нанаева; представлено издание эпоса «Манас» на английском языке в переводе английского поэта и переводчика Уолтера Мея, включеныи фрагменты из фильма режиссера М. Убукеева «Манасчи», дающие яркое представление об эпосе и его исполнителе Саякбае Каралаеве. Благодаря участию НБ КР в этом проекте уникальное произведение кыргызского народа стало доступно пользователям всего мира.

В перспективе предполагается пополнить фонд «Мировой цифровой библиотеки» оцифрованными изданиями «малых» эпосов кыргызского народа, находящимися в фонде НБ КР; первыми букварями кыргызского языка; созданной в ХI в. великим ученым, поэтом и просветителем Центральной Азии Юсуфом Баласагуни поэмой «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»); книгами исследователей Средней Азии и Кыргызстана.

В НБ КР начата работа по проекту «Золотая коллекция Евразии», в котором участвуют национальные библиотеки стран СНГ. В рамках проекта оцифровываются уникальные коллекции и книги – ценность мирового и национального значения.

У библиотекарей Кыргызстана есть опыт работы по созданию и сохранению цифровых коллекций, контент которых в основном содержит опубликованные текстовые материалы. Как показывает опыт библиотек США, Европы и других стран, контент репозитариев может быть расширен за счет размещения в них рукописей, географических карт, различного рода изображений, презентаций, баз данных, аудио- и видеофайлов и других материалов, включая и веб-сайты, представляющие научный и образовательный интерес.

В перспективе количество институциональных репозитариев в республике может быть увеличено за счет их развития в ведущих университетах страны. В Кыргызстане уже есть база для подготовки студентов в новой профессиональной сфере – управление репозитариями цифровых объектов: это отделение информационных систем, книжного и архивного дела при Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева. Несомненно, потребуются новые учебные планы, которые позволят обучать студентов отделения и преподавать на курсах повышения квалификации библиотекарей.

Список источников

1. Introduction to Digital Preservation: Why Preserve? HowtoPreserve? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.planets-project.eu/training-materials/1-king-planets_keynote/

2. Сохранение цифрового наследия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://n-1ru/scn1.htm/

3. What is Digital Curation? / Digital Curation Centre. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dcc.ac.uk/about/what/

4. Higgins S. The DCC Curation Lifecycle Model // The International Journal of Digital Curation. – 2008. – Т. 3. – № 1. – С. 138.

5. Photographs of the University of North Carolina at Chapel Hill [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.unc.edu/ncc/pcoll/uncchimages/uncchphotos.html

6. Repository66.org [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maps.repository66.org/

7. Pomerantz J. Comparing Curricula for Digital Library and Digital Curation Education / J. Pomerantz // Tibbo, Helen R. Digital Curation: Practice, promise & prospects: Proceedings of DiCCurr2009. April 1-3, 2009 / Helen R. Tibbo, Carolyn Hank, Christopher A.Lee, Rachael Clemens. – University of North Caroline at Chapel Hill, 2009. – С. 2–3.

8. Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Конкретные модели и проекты открытого доступа / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 7. – С. 34–44.

  
На главную