ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
УДК 026.06
С. К. Рафикова
Оцифровка фондов: возможности и
перспективы
для библиотек Кыргызстана
Представлен опыт работы библиотек США по созданию, управлению и
сохранению цифровых объектов. Определены основные этапы жизненного цикла
цифровых материалов. Рассмотрены возможности и перспективы развития цифровых
объектов для библиотек Республики Кыргызстан.
Ключевые слова:
библиотечные фонды, культурное наследие, оцифровка, цифровое курирование,
электронные библиотеки, США, Кыргызстан.
В цифровую эпоху библиотеки имеют больше возможностей для предоставления
своих ресурсов благодаря новым информационным технологиям. Их внедрение не
только изменило подход к формированию и составу информационных ресурсов
библиотеки, но и способствовало долгосрочному хранению, быстрому поиску и
распространению информации. Используя современные технологии, библиотеки
создают электронные каталоги, собственные электронные ресурсы и базы данных
(библиографические и полнотекстовые). Электронные ресурсы становятся
качественно новыми видами носителей информации, повышают эффективность обслуживания
пользователей современной библиотеки.
Информационные технологии способствуют
долгосрочному хранению научного
и культурного наследия, знаний и документов, что является важной предпосылкой успешного
развития информационного общества. Эти
технологии позволяют библиотекам не только развиваться благодаря созданию
цифровых коллекций, репозитариев (открытых архивов), но и распространять информацию
через Интернет, расширяя понятия свободы информации и доступа к знаниям.
Один из способов сохранения
культурного наследия и предоставления широкого доступа к информационным
ресурсам библиотек – оцифровывание ресурсов и создание веб-контента.
Во многих библиотеках мира уже приступили к этой работе. Оцифровка документов
обеспечивает упорядоченную организацию, сортировку и поиск информации в
коллекциях, а также долгосрочное хранение информации в цифровом формате [1].
Библиотека
Конгресса США на протяжении 15 лет в рамках проекта «Память Америки» (American
Memory)
оцифровывает свои коллекции, доступные в режиме онлайн с 1994 г. (http://memory.loc.gov/ammem/index.
html/). Коллекции включают фотографии, манускрипты, географические
карты, видео- и аудиоматериалы, книги – раритетные издания и те, что находятся
только в фонде Библиотеки Конгресса США.
Цифровая
библиотека Джорджия совместно с библиотеками штата Джорджия, архивами и
музеями обеспечивает доступ к культурным и историческим ресурсам штата. В
контент библиотеки включены рукописи, письма, дневники и опубликованные материалы
(книги, брошюры, фотографии, карты), а также произведения искусства, артефакты,
аудио- и видеоматериалы, архитектурные планы и чертежи, микрофильмы.
Цифровая библиотека Йельского университета(http://digitalcollections.library.yale.edu/)
включает коллекцию редких книг и манускриптов.
В
апреле 2009 г. открылась Мировая
цифровая библиотека (http://www.wdl.org/),
которая содержит ценнейшие источники по истории и культуре разных народов,
уникальные произведения литературы всего мира. В настоящее время здесь более 1
200 документов; представлен широкий спектр оцифрованных материалов, среди
которых редкие книги, рукописи, фотографии, карты, чертежи, аудио- и
видеозаписи.
Быстрое
распространение информационных технологий приводит к тому, что сохранение цифрового
наследия становится актуальным во всем мире. Контент предельно
разнообразен, и включает также электронную почту,
блоги, социальные сети, веб-сайты, веб-фотоальбомы, веб-страницы, меняющие свое содержание с течением времени.
Стремительно
развивающиеся цифровые технологии приходят на смену традиционным методам
сохранения информации. Поколения платформ, программного обеспечения и
программных средств сменяют друг друга очень быстро. Поэтому со временем
информационные материалы могут быть недоступны из-за несовместимости с новыми
информационными системами. Устаревание программного и аппаратного обеспечения ведет
к потере информации или функциональности файлов в их оригинальном формате [2].
Существуют три причины, по которым цифровые
материалы могут оказаться недоступными: 1) разрушение носителя, на котором они
накоплены, 2) устаревание программного обеспечения, в результате чего становится
невозможным прочитать цифровые файлы, 3) внедрение новых компьютерных систем и
периферийных устройств, которые не могут обрабатывать более старые материалы [Там же].
Решение проблемы сохранения цифровых
объектов предполагает выработку новых подходов, методов, разработку стратегии,
обеспечивающей сохранность и доступ к цифровой информации. В связи с этим в последнее время в мировом библиотечном сообществе
предпринимается ряд инициатив, направленных на сохранение цифровых материалов.
В США сохранение
цифровых материалов интерпретируется, в основном, как управление их жизненным
циклом: созданием, распространением, обеспечением доступа, хранением,
использованием.
Создание,
управление и сохранение цифровых объектов понимается как цифровое курирование (digital
curation) – «активное
управление и сохранение цифровых ресурсов … для нынешних и будущих поколений
пользователей» [3], т.е. управление
и сохранение цифровых объектов на протяжении жизненного цикла учебных и научных
интересов общества.
Жизненный цикл цифровых объектов состоит
из нескольких этапов:
1. Концептуализация:
замысел и планирование создания цифрового объекта, включая сбор и методы
хранения данных.
2. Создание: производство цифрового
объекта и определение административных, описательных, структурных и технических
архивных метаданных.
3. Доступ
и использование: обеспечение уровней доступа пользователей к цифровым
объектам (открытый доступ или по паролю).
4. Оценка
и отбор: проведение оценки цифровых объектов, требующих долгосрочного
хранения и восстановления. При этом необходимо придерживаться определенных
критериев отбора, отраженных в документальных руководствах и положениях, а
также правовых требований.
5. Утилизация:
избавление от системы цифровых объектов, не рекомендованных для долгосрочного
хранения и восстановления. При уничтожении объектов следует придерживаться
специальных руководств, положений и правовых норм.
6. Размещение: передача цифровых объектов
в архив, электронный репозитарий, центр обработки данных (или подобный ему) при
соблюдении требований, отраженных в соответствующих руководствах, положениях.
7. Деятельность по сохранению цифровых
объектов: принятие соответствующих мер для обеспечения долгосрочного хранения
цифровых объектов.
8. Переоценка:
возвращение цифровых объектов, не прошедших процедуру утверждения, для
дальнейшей оценки и повторного отбора.
9. Хранение
данных в соответствии со стандартами.
10. Доступ
и повторное использование: обеспечение гарантии доступности цифровых
объектов для первоначального и последующего использования. При этом некоторые
материалы могут быть в открытом доступе, а другие – защищены паролем.
11. Преобразование
цифровых объектов: создание нового цифрового объекта [4].
Для сохранения цифрового наследия создаются электронные архивы
(репозитарии). В мире широко распространены институциональные репозитарии, где
размещаются препринты (в том числе нерецензированные),
постпринты (отрецензированные, опубликованные научные работы ученых), книги, статьи, диссертации, в том числе студенческие дипломные
и курсовые работы, а также отчеты,
методические и учебные материалы, материалы конференций и т.д., презентации,
компьютерные программы, мультимедиа, библиографические издания, изображения,
аудио- и видеофайлы, базы данных и образовательные ресурсы.
Программными платформами архивов служат открытые ПО DSpace (DSpace Foundation), EPrints
(EPrints Free Software), Fedora (Fedora Commons), ETD-db (Virginia Tech University Libraries),
Greenstone (New Zealand Digital Library Project),
CONTENTdm (OCLC) идр.
Для обеспечения
сохранности цифровых объектов в их оригинальном формате библиотеки используют PDF, XTML, TXT – для текстовых документов; TIFF (TIFF4.0, TIFF5.0, TIFF6.0), GIF (GIF87a), JPEG, JPEG2000 – для изображений; FLV, MPEG, MPEG-2, AVI – для видеоматериалов; Wave, MP3 – для аудиоматериалов. Например, ОСLC– крупнейший в мире цифровой архив (http://woldcat.org/) – содержит более 150 млн
библиографических записей и 30 млн цифровых документов.
Цифровой архив штата
Иллинойс (http://www.idaillinois.org/) включает книги и документы о жизни,
политической карьере Авраама Линкольна и обеспечивает доступ к историческим
материалам штата и другим значительным коллекциям, находящимся в фондах
библиотек и музеев. Для приобретения такого контента Библиотека штата Иллинойс
предоставляет библиотекам и музеям штата гранты для оцифровывания их коллекций
и широкого доступа к ним через Интернет.
В Университете Северной Каролины (Чапел-Хилл) в 2007 г.
созданы цифровая библиотека и архивы – CDLA (Carolina Digital Library and Archives; http://cdla.unc.edu/);
их программной платформой служит открытое ПО CONTENTdm. Цифровые коллекции создаются в поддержку научной
деятельности ученых, студентов и библиотекарей университета и за его пределами для содействия научной
коммуникации в целом, что
обеспечивается открытым доступом к ресурсам. Кроме того, CDLA–
консультационный центр по развитию и управлению цифровыми проектами и программами,
продвижению инноваций в области исследований в сетевой среде.
Контент CDLA
включает оцифрованные материалы не только из фондов библиотек университета, но и
созданные в результате сотрудничества с преподавателями университета и партнерами
цифровой библиотеки. В состав контента также входят важные текстовые коллекции,
открытки, посвящённые истории, литературе и культуре южных штатов США (например,
представлена коллекция фотографий с 1797 по 1955 гг., отражающих историю
Северной Каролины [5]).
CDLA
успешно реализовала ряд проектов по оцифровыванию культурного наследия и
сохранению цифровых ресурсов. Цифровая коллекция
работ видного политика-популиста, адвоката Томаса Ватсона (Thomas Watson;
1856–1922), содержащая оцифрованные фотографии, его переписку и другие
документы, доступна благодаря реализации специального проекта ("The Thomas E.
Watson Papers Digital Collection";
http://www.lib.unc.edu/dc/watson/).
«История Каролины: Виртуальный музей истории университета» ("The Carolina
Story: A Virtual Museum of University History";
http://museum.unc.edu/) – в этой цифровой коллекции, представлены материалы
о богатой двухсотлетней истории одного из старейших университетов США.
«Библиотека литературы южных штатов США» ("Library of Southern Literature";
http://docsouth.unc.edu/southlit/)
включает разнообразные литературные работы Американского Юга, опубликованные до
1924 г. Открывают коллекцию ранние документы об Америке, написанные британскими первооткрывателями.Онлайн-коллекция, содержащая более 3 тыс. исторических карт с
1500-х гг. до 2000 г., создана в рамках проекта «Карты Северной Каролины»
("North Carolina Maps";
http://www.lib.unc.edu/dc/ncmaps/).
Цифровая славянская и восточно-европейская коллекция Университета
Северной Каролины (http://www.lib.unc.edu/cdd/crs/international/slavic/collections/index.html/) – одна из уникальных в США, содержит редкие
документы о русской и восточно-европейской истории (книги, журналы, фотографии,
открытки и др.), оцифрованные материалы приобретённой в 2002 г. Коллекции Андрея
Савина о русской эмиграции.
В цифровом мире появляются новые виды материалов. На веб-сайтах содержатся
файлы различного типа (текстовые, с изображениями, звукозаписи и др.). Но
проблема заключается в том, что веб-сайты непрерывно меняются и обновляются, а
вытесняемые материалы бесследно исчезают. Несколько библиотек разработали
стратегию для отбора и сохранения веб-сайтов, применяя к ним понятие
публикация. Из всего многообразия веб-материалов библиотеки стремятся к тому,
чтобы сохранить те, которые потенциально могут иметь долговременную культурную
ценность [6].
Наиболее известный сайт по архивированию – проект «Пандора» (PANDORA –
Preserving and Accessing Networked Documentary Resources of Australia)
Национальной библиотеки Австралии (http://pandora.nla.gov.au/). Это
веб-архив, который содержит сайты, посвященные Австралии, и материалы,
имеющие значение для страны, однако их авторами должны быть австралийцы. Главная
цель проекта – сохранение научных и образовательных материалов, размещенных на
веб-сайтах, которые со временем могут быть навсегда утрачены.
В библиотечном мире проблеме подготовки библиотекарей в области управления и
сохранения цифровых объектов уделяется большое внимание. За последнее
десятилетие наблюдается существенный рост профессиональных возможностей в
области цифровой информации, что требует определенного набора навыков для
выполнения, управления и решения целого ряда процедур и задач, востребованных на
протяжении всего жизненного цикла цифровых объектов: создания, распространения,
обеспечения доступа, хранения, использования и вывода.
В Великобритании Центр по цифровому курированию (Digital Curation Centre;
http:/www.dcc.ac.uk/) является консультативным, тренинговым центром по
управлению и сохранению цифровых объектов.
Профессиональный институт по цифровому курированию (DiCCurr Professional
Institute)
Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (http://ils.unc.edu/digccurr/institute/)
разрабатывает учебные планы и программы по управлению и сохранению цифровых
объектов для факультетов по информационным, библиотечным и компьютерным наукам
для подготовки специалистов по управлению репозитариями [7].
При поддержке Совета по библиотечным и информационным ресурсам (CLIR;
http://www.clir.org/) и Института музейных и библиотечных услуг
(http://www.imls.gov/) многие библиотекари из США и других стран, в том числе из
Кыргызстана, могли пройти курс повышения квалификации в области управления и
сохранения цифровых объектов. Таким образом опыт работы библиотек США и других
стран в области цифрового курирования позволит библиотекам усовершенствовать
методы сохранения культурного наследия в цифровом виде.
Современный период развития информационных технологий в библиотеках
Кыргызстана характеризуется созданием собственных электронных коллекций,
библиографических, реферативных, фактографических и
полнотекстовых БД, с использованием интернет-технологий, информации на
компакт-дисках. Например, Национальная библиотека Кыргызской Республики (НБ КР)
создает ЭК национальной библиографии «Кыргызстан».
Электронные библиотеки в Кыргызстане начали формироваться с 2004 г. и к
настоящему времени созданы в НБ КР, Кыргызском государственном техническом
университете (КГТУ) им. И. Раззакова, Кыргызско-Российском Славянском университете им. Б. Н. Ельцина (КРСУ), Американском
университете в Центральной Азии (АУЦА), Иссык-Кульском государственном
университете им. К. Тыныстанова, Жалалабадском государственном университете,
Центральной научной медицинской библиотеке, Кыргызско-Турецком университете «Манас»,
Кыргызской государственной медицинской академии. В качестве программных платформ
используются открытые ПО Dspace и Dlibrary, а также WEB ИРБИС64.
В рамках проекта «Сеть наследие» НБ КР оцифровала эпизоды из ранних изданий
эпоса «Манас» и перенесла на CD-ROMдля дальнейшего распространения среди
библиотек мира.
Воплощением идеи современного канала доступа к разнообразным библиотечным
услугам и информационным ресурсам стали веб-сайты, созданные библиотеками страны,
в числе которых НБ КР (http://www.nlkr.gov.kg/), Государственная
патентно-техническая библиотека Кыргызской Республики (http://gptbkr.to.kg/), научные библиотеки АУЦА (http://library.auca.kg/),
КРСУ (http://www.krsu.edu.kg/Rus/EduBibl.htm/), Кыргызско-Турецкого университета
«Манас» (http://library.manas.kg/), КГТУ
(http://www.libktu.aknet.kg/) и
др. На этих веб-сайтах представлены ЭК, библиографические и полнотекстовые БД,
информация об услугах и т.д. Благодаря богатому наполнению, регулярному
обновлению, продуманной структуре и удобной навигации веб-сайты библиотек по
праву считаются авторитетными и надежными источниками информации.
В рамках международных инициатив по открытому доступу и созданию открытых
электронных архивов научных публикаций ведущие библиотеки Кыргызстана
разрабатывают эффективную систему информационного обеспечения ученых, аспирантов,
студентов и других пользователей путем формирования репозитариев ОД.
В 2006 г. в АУЦА создан репозитарий (http://elibrary.auca.kg/), отражающий
интеллектуальное богатство университета: диссертации и авторефераты, издания
университета, опубликованные статьи ученых, преподавателей и сотрудников,
учебно-методические материалы, студенческие работы и т.д. Основные цели этого
проекта – обеспечение ОД к научному потенциалу АУЦА, предоставление электронной
среды для дистанционного обучения студентов, популяризация качественных
исследований и учебных курсов в университете, долговременная сохранность работ.
Успешные результаты внедрения первого в Центральной Азии репозитария в АУЦА
стали толчком к созданию корпоративного репозитария научных работ ученых
Кыргызстана и Центральной Азии (http://krad.bik.org.kg/). Цели портала –
развитие электронной научной среды и обеспечение ОД к научным изданиям ученых
Кыргызстана и стран Центральной Азии через создание корпоративной электронной БД
(репозитария), размещение ее в Интернете и обеспечение открытого и свободного
доступа к научным ресурсам репозитария (http://oel.bik.org.kg/).
В настоящее время в БД репозитария размещены 284 полнотекстовых документа
(232 автореферата диссертаций, 6 диссертаций, 6 монографий, 40 статей) ученых
Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана на русском и кыргызском языках по
экономическим, медицинским, техническим, историческим, юридическим, естественным
и другим наукам.
В качестве программной платформы для репозитария АУЦА и корпоративного
репозитария используется бесплатное ПО Dspace, позволяющее работать с различными
входными форматами документов и обеспечивающее ввод, индексацию, сохранность и
распределение научных материалов в электронном формате [8].
Усилиями академических библиотек Ассоциации КИРЛИБНЕТ (http://www.kyrlibnet.kg) созданы открытые
архивы (http://arch.kyrlibnet.kg/), где
размещаются коллекции полнотекстовых авторефератов диссертаций, диссертаций,
дипломных проектов и статей из вестников вузов и другие документы по многим
отраслям наук. БД архивов пополняется новыми документами ежедневно.
В целях обеспечения долговременной сохранности историко-культурного наследия
в 2010 г. четыре библиотеки республики (НБ КР, ЦНБ Национальной академии наук
Кыргызской Республики, НБ Кыргызского национального университета и
Иссык-Кульская областная библиотека им. В. Ленина) в рамках проекта «Книжные
памятники Кыргызстана: обеспечение сохранности и широкого доступа» (http://project.rarebooks.net.kg/) создали цифровую коллекцию редких книг, содержащих бесценные сведения о
истории развития страны, кыргызской государственности, научном и культурном
наследии.
В мае 2010 г. важным событием для библиотечного сообщества Кыргызстана стало
участие НБ КР в качестве полноправного партнера в международном проекте «Мировая
цифровая библиотека». В этот проект включен героический эпос «Манас» в варианте
великого манасчи Саякбая Каралаева на кыргызском языке (в пяти книгах общим
объемом 1 584 с.), а также перевод эпоса на русский язык, выполненный С. Липкиным,
и прозаический пересказ эпоса З. Бектенова и К. Нанаева; представлено издание
эпоса «Манас» на английском языке в переводе английского поэта и переводчика
Уолтера Мея, включеныи фрагменты из фильма режиссера М. Убукеева «Манасчи»,
дающие яркое представление об эпосе и его исполнителе Саякбае Каралаеве.
Благодаря участию НБ КР в этом проекте уникальное произведение кыргызского народа стало доступно
пользователям всего мира.
В перспективе предполагается пополнить фонд «Мировой цифровой библиотеки»
оцифрованными изданиями «малых» эпосов кыргызского народа, находящимися в фонде
НБ КР; первыми букварями кыргызского языка; созданной в ХI в. великим ученым,
поэтом и просветителем Центральной Азии Юсуфом Баласагуни поэмой «Кутадгу билиг»
(«Благодатное знание»); книгами исследователей Средней Азии и Кыргызстана.
В НБ КР начата работа по проекту «Золотая коллекция Евразии», в котором
участвуют национальные библиотеки стран СНГ. В рамках проекта оцифровываются
уникальные коллекции и книги – ценность мирового и национального значения.
У библиотекарей Кыргызстана есть опыт работы по созданию и сохранению
цифровых коллекций, контент которых в основном содержит опубликованные текстовые
материалы. Как показывает опыт библиотек США, Европы и других стран, контент
репозитариев может быть расширен за счет размещения в них рукописей,
географических карт, различного рода изображений, презентаций, баз данных, аудио-
и видеофайлов и других материалов, включая и веб-сайты, представляющие научный и
образовательный интерес.
В перспективе количество институциональных репозитариев в республике может
быть увеличено за счет их развития в ведущих университетах страны. В Кыргызстане
уже есть база для подготовки студентов в новой профессиональной сфере –
управление репозитариями цифровых объектов: это отделение информационных систем,
книжного и архивного дела при Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева.
Несомненно, потребуются новые учебные планы, которые позволят обучать студентов
отделения и преподавать на курсах повышения квалификации библиотекарей.
Список источников
1. Introduction to Digital
Preservation: Why Preserve? HowtoPreserve? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.planets-project.eu/training-materials/1-king-planets_keynote/
2. Сохранение цифрового наследия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://n-1ru/scn1.htm/
3.
What is Digital Curation? / Digital
Curation Centre. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.dcc.ac.uk/about/what/
4.
Higgins S. The DCC Curation
Lifecycle Model // The International Journal of Digital Curation. – 2008. – Т. 3. – № 1. – С. 138.
5.
Photographs of the University of
North Carolina at Chapel Hill [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.unc.edu/ncc/pcoll/uncchimages/uncchphotos.html
6. Repository66.org [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://maps.repository66.org/
7. Pomerantz J.
Comparing Curricula for Digital Library and Digital Curation Education /
J. Pomerantz // Tibbo, Helen R. Digital Curation: Practice, promise
& prospects: Proceedings of DiCCurr2009. April 1-3, 2009 / Helen R.
Tibbo, Carolyn Hank, Christopher A.Lee, Rachael Clemens. – University of North
Caroline at Chapel Hill, 2009. – С. 2–3.
8. Земсков
А. И., Шрайберг Я. Л.
Конкретные модели и проекты открытого доступа / А. И. Земсков,
Я. Л. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 7. – С. 34–44.
|