БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 02
Е. Н. Гусева
Инновационное развитие библиотечной сферы:
аналитико-статистический обзор
Рассмотрено,
насколько активно и полно библиотечные инновации освещаются в профессиональной
печати. Представлен перечень просмотренных журналов и полный список
опубликованных в них статей по инноватике.
Ключевые слова:
библиотечное дело, инновационное развитие, журнал «Научные и технические
библиотеки», информационно-коммуникационные технологии, программно-аппаратное
обеспечение.
Сегодня складывается ситуация, когда тема инновационного развития
из просто актуальной и (иногда) конъюнктурной становится приоритетной во многих
стратегических разработках, касающихся дальнейших действий в самых разных
сферах деятельности. В связи с этим представляется необходимым разрабатывать «…долгосрочные
прогнозы инновационного и социально-экономического развития страны и на их
основе – государственную стратегию»1.
Многие исследователи считают инновации и их повсеместное распространение
явлением, специфичным именно для постиндустриального
общества.
Сами инновации как явление достаточно изучены соответствующим
комплексом наук, теоретически и практически проработаны, а в современной
деловой среде им уделяется достаточное или (иногда) сверхдостаточное внимание.
В последнее время находит поддержку и распространение подход, согласно которому
инновации – независимо от области, в которой они изначально реализовались –
обязательно вызывают резонанс в системе общественных связей, а потому могут
пониматься не только как экономический, но и социокультурный феномен.
Библиотеки России выполняют важные социальные и коммуникативные
функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и
информационной инфраструктуры страны, вносят определенный (хотя и не всегда
явно заметный) вклад в ее экономическое развитие. Цели и задачи библиотечного
дела в условиях реформирования социально-экономической сферы России должны соответствовать
происходящим в стране переменам и международной практике.
В этом аспекте представляется интересным и полезным для дальнейшего
– поступательного и плодотворного – развития библиотечной сферы обратить
внимание на такой феномен, как инновации, а точнее, библиотечные инновации. С
этой целью специалистами РГБ просмотрен пул основных журналов библиотечной
тематики за первое десятилетие XXI
в. – с 2000 по 2010 г. Такой период (11 лет) несколько не соответствует
общепринятому делению на десятилетия (как известно, нынешний век начался
1 января 2001 г.), но нашей целью было дать представление об освещении
проблемы инноваций в библиотеках и их инновационного развития именно в «нулевые
годы».
В список просмотренных журналов вошли (перечислены в алфавитном
порядке): «Библиотековедение», «Библиотека», «Библиография», «Библиополе», «Библиотечное
дело», «Библиосфера», «Вестник библиотек Москвы», «Информационный бюллетень РБА»,
«Мир библиографии», «Научные и технические библиотеки», «Новая библиотека», «Современная
библиотека», «Университетская книга».
Отбор статей производился по следующим параметрам:
- упоминание новшеств;
- позиционирование приведенных фактов как инноваций;
- рассказ о внедренных новшествах (в разных аспектах);
- размышления о путях, факторах, тенденциях, проблемах изменений;
- подходы к изменению и оценке
параметров изменившейся деятельности;
- описание и анализ новых форм деятельности, услуг, основанных на
новых технологиях.
В список вошло 208 статей, которые приведены в приложении. По
нашему мнению, этот список можно использовать как библиографический источник
для ознакомления с эволюцией и современным состоянием российской библиотечной
инноватики.
Полученные сведения обобщены в сводной таблице «Распределение
статей по годам и журналам», представленной в конце обзора. Эти данные
позволяют сделать следующие, первые, выводы: все изученные журналы в той или
иной степени «отдали дань» теме инноваций. Количество статей по годам имеет
тенденцию к нарастанию: от пяти – шести в первое пятилетие (2000 – 2004 гг.)
до пятнадцати – двадцати во второе (2005 – 2008 гг.).
С 2009 г. рост количества публикаций приобрел характер «взрыва»: в
2009 г. опубликовано 56, а в 2010 г. – 50 статей.
По количеству статей «самый инновационный» журнал – «Научные и
технические библиотеки», издаваемый ГПНТБ России. На его долю приходится 32,5%
всех опубликованных статей.
В тройку лидеров, но с большим
отрывом, входят также «Библиотечное дело» – 11,9% и «Библиотековедение» (РГБ) –
11%. На страницах этих журналов в рассматриваемый период опубликована половина
всех статей об инноватике. (Абсолютные цифры приведены в сводной таблицев
конце обзора.)
Заметим также, что значительная часть статей по инновационным
проблемам, опубликованных в журнале «Научные и технические библиотеки», – это
материалы Международной конференции «Крым» (напр., [6, 20, 37, 56, 65, 96, 99, 146]), что свидетельствует
и об инновационной направленности самой конференции, организатором которой
является ГПНТБ России – издатель журнала.
Среди авторов статей «замечены» практически все известные сегодня
специалисты библиотечной сферы. Лидеры инновационной тематики (названы в
алфавитном порядке): А. И. Бродовский [20–22], Е. Н. Гусева
[44–49], К. А. Колосов [90–92], С. Г. Матлина [120–132], Н. С. Редькина [155–157], Э. Р. Сукиасян
[167, 174–177], Н. Т. Чуприна [195–197].
Все эти специалисты – представители библиотек федерального и регионального уровня
(РГБ, ГПНТБ России, Белгородской УНБ), а также библиотеки системы РАН (ГПНТБ СО
РАН), что (хотя и косвенно) свидетельствует о научном уровне этих библиотек.
К интересным выводам можно прийти, анализируя тематику статей и их
распределение по временным периодам. В 2000 – 2005 гг. большинство
материалов было посвящено вопросам обоснования подходов к инновациям [3, 4, 17, 41, 72, 83, 84, 120, 121, 180,
195, 196 и др.] и новым информационным технологиям в деятельности библиотек
[2, 13, 20–21, 22, 35, 65, 86, 90, 91, 99 и др.]. Достаточно большое внимание
уделялось новым формам деятельности библиотек (в том числе и на основе ИКТ) [4, 28, 40, 42, 81, 87, 146 и др.], а
также новым (или сильно изменившим свое «лицо») видам библиотек [37, 65, 122 и др.]. Все это находится в
русле общественных изменений того периода, который можно обозначить как период
«тотальной цифровизации» всей страны.
Во второй половине периода (с 2005 – 2006 гг. по 2010 г.)
появились статьи философско-концептуального характера, исследующие феномен инноваций
в контексте общекультурного развития общества [5, 10, 11, 27, 67, 97, 113, 136, 199 и др.], и работы не только о
применении новых технологий, но и о новых услугах и формах деятельности библиотек
[9, 16, 33, 34, 36, 50, 60, 63, 66, 73,
105, 111, 134, 206, 207 и др.], а также о путях дальнейшего развития
библиотек и проблемах их позиционирования в непрерывно меняющемся обществе [12, 18, 126, 145, 177 и др.].
Много внимания уделялось кадровым вопросам, подготовке персонала
библиотек [15, 43, 49, 85, 102, 103, 174
и др.], а также качеству деятельности, которое должно повыситься с внедрением
инноваций [70, 93, 94, 107]. В тот
же период начали публиковаться статьи о негативных моментах, которые могут
появиться и появляются в погоне библиотек за новшествами, о рисках
инновационной деятельности [45, 102,
124, 129] и материалы, подводящие некоторые итоги инновационного развития
библиотек [45, 126, 132, 136 и др.].
Интересно и то, что специалисты стали представлять результаты неких научных
исследований по вопросам инноватики как в теоретическом [44, 52, 127, 157 и др.], так и в управленческом аспекте [45, 47, 51, 107].
И, конечно же, многие статьи представляют собой описание опыта
библиотек, который их авторы сочли инновационным (в прежние времена такие
статьи характеризовались бы как «распространение передового библиотечного
опыта»).
В одной статье, или обзоре, невозможно охватить все аспекты и нюансы
инновационного развития библиотечной сферы страны, к тому же, возможно, мы не
смогли учесть все публикации, где поднималась тема инноваций и инновационного
развития, но даже такой – беглый – анализ позволяет сформулировать несколько
значимых положений, которые являются некими трендами развития библиотек.
1. Судя по количеству опубликованных статей, с 2009 г.
проблема инновационности стала общезначимой, вызывающей интерес у большинства
специалистов, что может свидетельствовать, во-первых, о соответствии проблем
развития библиотечной сферы проблематике развития всего общества, во-вторых, о
накоплении достаточного объема инновационного опыта, его осмыслении и доведении
уровня библиотечных новшеств до стадии инноваций, когда результаты внедрения
этих новшества могут быть транслированы на всю отрасль.
2. Наибольшее внимание проблемам инновационности уделяют три
журнала страны – «Научные и технические библиотеки», «Библиотечное дело» и
«Библиотековедение». Безусловный же лидер – первый.
3. О проблемах внедрения новшеств и о различных аспектах и направлениях
развития библиотек писали практически все известные специалисты библиотечной
сферы.
4. Произошел переход от «увлечения» вопросами внедрения ИКТ в
библиотечную деятельность к вопросам качества деятельности на базе освоенных
технологий, а также к попыткам теоретического осмысления библиотечной деятельности
в русле развития всего общества.
5. Пришло понимание, что в основе инновационного развития библиотек
лежит не только проблема компьютеризации, но и кадровая, которая в самом скором
будущем выйдет на первый план.
Эти выводы приводят к мысли, что инновационное развитие признано
библиотечным сообществом как один из реальных способов модернизации отрасли и
всего общества в целом.
Основой инновационного развития признаны
информационно-коммуникационные технологии и их программно-аппаратное
обеспечение, а результатом (и это можно также обозначить как «идеальную» цель) –
качественное улучшение предоставляемых библиотекой продуктов и услуг (точнее,
того, что называется библиотечным обслуживанием).
Можно утверждать, что мы являемся свидетелями окончания одного из
первых этапов деятельности библиотек и других институтов социально-гуманитарной
сферы в направлении инновационного развития. Следующий этап будет этапом
определенной рефлексии, осознания и обоснования применимости имеющихся
наработок, перехода от эмпирических исследовательских программ к теоретическим
обобщениям, от простого перенесения и внедрения по аналогии к обоснованной
адаптации и трансформации под конкретные условия, от внимания к аспекту поиска
новизны к аспекту постоянного, но мотивированного обновления.
Каков будет результат следующего
этапа, естественно, покажет время. Но одним из самых главных и значимых
результатов будет построение методологии и методики управления инновационной
деятельностью в библиотечно-информационной, а возможно, и во всей
социально-культурной сфере, потому что «Инновация – это, в первую очередь, эффективное
управление».
Распределение статей по годам и журналам
Журнал
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
итого
|
Библиотековедение
|
|
1
|
2
|
2
|
3
|
|
3
|
1
|
2
|
4
|
5
|
23
|
Библиотека
|
|
|
|
|
|
1
|
|
3
|
1
|
6
|
7
|
18
|
Библиография
|
|
|
|
2
|
|
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
9
|
Библиополе
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
4
|
5
|
12
|
Библиотечное дело
|
|
|
|
|
|
2
|
1
|
3
|
9
|
7
|
3
|
25
|
Библиосфера
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
4
|
7
|
13
|
Вестник библиотек Москвы
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
|
2
|
Информационный бюллетень РБА
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
7
|
3
|
12
|
Мир библиографии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
Научные и
технические
библиотеки
|
4
|
4
|
3
|
4
|
2
|
9
|
7
|
8
|
5
|
13
|
9
|
68
|
Новая библиотека
|
|
|
1
|
3
|
1
|
1
|
2
|
|
|
3
|
|
11
|
Современная
библиотека
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
Университетская книга
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
7
|
11
|
Итого
|
5
|
5
|
6
|
11
|
6
|
13
|
19
|
16
|
21
|
56
|
50
|
208
|
Приложение
Статьи по инноватике,
опубликованные в ведущих библиотечных журналах за 2000 – 2010 гг.
1.
Авдонина Н. А.,
Масловская Н. С. ФВС: все о фонде выполненных справок // Мир библиографии. – 2009. – №
1. – С. 29–31.
2.
Адамьянц А. О. Новый взгляд на современные возможности обучения
будущих библиотекарей: новые образовательные технологии кафедры информационных
технологий и электронных библиотек МГУКИ // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 2.
– С. 72–75.
3.
Акилина М. И., Колегаева С. Д.,
Матлина С. Г., Ратникова Е. И. Инновационное развитие библиотек: концептуальный подход //
Библиотековедение. – 2004. – № 2. – С.
27–32.
4.
Акулич Ю. В. Новые требования ИФЛА к библиотечно-информационному
образованию // Там же. – 2003. – № 2. – С. 20–23.
5.
Анисимов О.
Восхождение к стратегии развития // Библиотека. – 2007. – № 2. – C. 11–12.
6.
Анохин А. А. Новые формы сетевого взаимодействия библиотек Республики
Беларусь по созданию и использованию электронных ресурсов : (Материалы 15-й
Междунар. конф. «Крым-2008») // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 1. – С. 61–64.
7.
Ахмадова Ю. А.Новый подход к
исследованию качества предоставляемых библиотеками информационных продуктов и
услуг // Библиотековедение. – 2006. –
№ 6. – С. 42–48.
8.
Багрова И. Ю. Новое в работе национальных библиотек зарубежных стран:
строительство и реконструкция зданий // Там же. – 2008. – № 6. – С. 100–103.
9.
Баева И. Работа в двух измерениях //
Библиотека. – 2009. – № 10. – С. 35–37.
10.
Бартова С. Ф., Криворучко М. Выход в Открытое Пространство: концепция модернизации
библиотечного обслуживания // Библиотечное дело. – 2009. – № 12. – С. 27–29.
11.
Басов С. А. Библиотека в контексте цивилизации и культуры // Библиотековедение. –
2010. – № 1. – С. 25–32.
12.
Батаева Т. Н. Глобализация и библиотечный менеджмент: практические
идеи для эффективных стратегий // Информационный бюллетень РБА. – 2010. –
№ 54. – С. 87–89.
13.
Богомолова О. М. Новые информационные технологии в сельскохозяйственных
библиотеках // Новая библиотека. – 2003. – № 7. – С. 26–28.
14.
Борисова Е. Старая новая проблема: кто
ускорит компьютеризацию // Библиотека. –
2010. – № 3. – С. 35–36.
15.
Бородина С. Д. Инновационная деятельность как субъект и объект дополнительного
образования библиотекарей // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 1. –
С. 112–118.
16.
Борцова Н. Н. Инновации в информационно-библиографической деятельности
вузовской библиотеки // Там же. – 2007. – № 9. – С.
45–53.
17.
Бражникова С. А. Инновации в библиотеках: теоретические и методические
аспекты // Библиография. – 2003. – № 4. – С. 35–47.
18.
Бражникова С. Кризис – основа будущего успеха: поведенческая модель библиотек в изменившихся
условиях // Библиополе. – 2009. – № 6. – С. 3–8.
19.
Бриндли Л. Семь подходов к успеху // Науч. и
техн. б-ки. – 2009. – № 2. – С. 60–76.
20.
Бродовский А. И. Новые решения и перспективы развития системы автоматизации
библиотек ИРБИС. (Материалы Междунар. конф. «Крым-99») //
Там же. – 2000. – № 2. – С. 45–51.
21.
Бродовский А. И., Сбойчаков К. О. Новое поколение системы автоматизации библиотек ИРБИС
– ИРБИС 64: от электронного каталога к полнотекстовым базам данных : (Вестник
Ассоциации ЭБНИТ. Вып. 5) // Там же. – 2005. – № 2. –
С. 107–111.
22.
Бродовский А. И., Маршак Б. И. Новые решения и направления развития системы автоматизации
библиотек ИРБИС : (Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Вып. 7) // Там же. – 2006. – № 11.
– С. 60–67.
23.
Булавкина И. В. Электронные краеведческие ресурсы: в помощь формированию
информационной культуры личности // Библиотечное дело. – 2010. –
№ 6. – С. 43–44.
24.
Бурдова Л. Ю. Новые пространства межкультурного взаимодействия: выход
российского антикварно-художественного рынка на международный уровень //
Библиотековедение. – 2007. – № 6. – С. 22–24.
25.
Вайерс Л.
Новая библиотека – гибридное учреждение (Доклад на 64-й Генеральной конф. ИФЛА)
// Науч. и техн. б-ки.
– 2000. – № 1. – С. 95–107.
26.
Васильева Н. Д. Традиции и инновации в библиотечном обслуживании
юношества: из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи //
Информационный бюллетень РБА. – 2009. – № 50. – С. 9–11.
27.
Вигелл-Рююнянен Б. Пользователь эпохи постмодерна. К новому поколению библиотечных услуг
// Библиотечное дело. – 2008. – № 12. – С. 2–4.
28.
Власова С. А. Автоматизация технологических процессов предоставления
литературы пользователям БЕН РАН // Библиосфера. – 2009. – № 4. – С. 71–75.
29.
Волик А. П. Библиотеки России: выбор пути // Библиотековедение. – 2009. – № 4. – С. 16–25.
30.
Воройский Ф. С. Новые и разрабатываемые виды памяти ЭВМ : (Элементы
современной информационной технологии) // Науч. и техн. б-ки. – 2007. –
№ 8. – С. 44–55.
31.
Воройский Ф. С. Новейшие концепции, технологии и разработки в отрасли
информационной безопасности // Там же. – 2008. – № 7. – С. 45–55.
32.
Восканян Э. А., Мартынюк С. В. Новые возможности в предоставлении информации
международных организаций: опыт работы Центра правовой информации РГБ // Библиотековедение.
– 2010. – № 4. – С. 86–90.
33.
Ганзикова Г. С. Инновации: образ действия // Мир библиографии. – 2010.
– № 1. – С. 9–12.
34.
Гладкова Н. В. Компьютеризация библиографической деятельности: на
примере ЦГБ г. Мурома // Библиография. – 2009. – № 2. – С. 53–56.
35.
Гогунский В. В. В ногу со временем: новые информационные технологии в
библиотеке // Новая библиотека. – 2005. – № 10. – С. 30–42.
36.
Головко С. И. Библиотека on-line: новые пути развития // Новая библиотека. – 2006. – №
6. – С. 27–30.
37.
Горянский И. С., Крылов И. Е.,
Ануфриев В. И. Новые
онлайн-службы для издателей и библиотек в системе автоматизации работы ЦКНБ :
(Материалы
11-й Междунар. конф. «Крым-2004») // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 3. – С. 70–73.
38.
Грибков Д. Н. Электронные информационные ресурсы библиотек: к проблеме
интеграции // Библиотековедение. – 2008. – № 4. – С. 48–50.
39.
Гриханов Ю. А. Новые рубежи библиотечного законодательства в России и
странах Содружества Независимых Государств : (Материалы Междунар. конф.
«Крым-99») // Науч. и техн.
б-ки. – 2000. – № 1. – С. 65–69.
40.
Грузнова Е. Б. Электронные ресурсы национальной библиотеки как составная
часть информационно-образовательного пространства // Там же. — 2005. – № 4. –
С. 39–43.
41.
Гуреев Д. Ю. Новый взгляд на библиотечную философию // Там же. –
2002. – № 8. – С. 13–15.
42.
Гурьева Г.
Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении
личности // Новая библиотека. – 2004. – № 5. – С. 17–19.
43.
Гусева Е. В. Радость творчества, или Новые грани профессии // Там
же. – 2006. – № 9. – С. 10–11.
44.
Гусева Е. Н. Инновационное развитие
библиотечно-информационной сферы и его воздействие на социокультурные изменения
в обществе // Информационный бюллетень РБА. – 2008. – № – 49. – С. 61–64.
45.
Гусева Е. Н.Инновационное развитие библиотечно-информационной сферы
// Науч. и техн. б-ки.
– 2009. – № 11. – С. 7–15.
46.
Гусева Е. Н.Управление инновациями в библиотечной сфере. Особенности,
факторы, условия // Информационный бюллетень РБА. – 2009. – № 53. – С. 7–9.
47.
Гусева Е. Н.Инновации и современное состояние библиотек
// Библиотековедение. – 2010. – № 3. – С. 28–32.
48.
Гусева Е. Н.
Кубик Рубика
инноваций // Современная библиотека. – 2010.
– № 8. – С. 36–40.
49. Гусева Е. Н.Инноватика как практика //
Библиотека. – 2008. – № 4. – С. 60–63.
50. Дановски П. Библиотека 2.0 и документы, созданные пользователями.
Что пользователи могут сделать для нас? // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 5. –
С. 54–61.
51.
Дворкина М. Я. Современная библиотека: инновационное развитие //
Библиотековедение. – 2006. – № 5. – С. 30–33.
52.
Дворкина М. Я. Как долго длится инновация? // Библиосфера. – 2009. –
№ 4. – С. 15–18.
53.
Джерилиевская И. Условия успешной инновационной управленческой деятельности // Вестник
библиотек Москвы. – 2006. – № 1. – С. 28–31.
54.
Денисенко Н. Вузовские медиатеки // Библиотека. – 2007. – № 11. –
С. 49–50.
55.
Долматова Е. Н. Использование интернет-ресурсов в справочно-библиографическом
обслуживании // Библиография. – 2006. – № 3. – С. 68–70.
56.
Дунаева Н. В. Новый информационный ресурс из раздела биоэтики — БД
«Благополучие животных» : (Материалы 15-й Междунар. конф. «Крым-2008») // Науч. и техн. б-ки. –
2009. – № 3. – С. 40–44.
57.
Дунаева Н. В. Библиотека инновационного вуза // Университетская книга. – 2009. – № 5. – С. 56–57.
58.
Дьяконова Е. М. Библиографическая служба Пермской краевой универсальной
библиотеки // Библиография. – 2009. – № 3. – С. 54–59.
59.
Евстигнеева Г. А. Формирование фонда научно-технической библиотеки в условиях
развития электронных информационных технологий // Науч. и техн.
б-ки. – 2009. – № 2. – С. 26–37.
60.
Елисина Е. Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде //
Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 39–46.
61.
Еронина Е. А. Мировые информационные ресурсы – основа научно-исследовательской
и справочно-библиографической деятельности // Университетская книга. – 2010. –
№ 2. – С. 58–61.
62.
Ефимова Е. А. Грани виртуальности: формы и способы справочно-информационного
обслуживания // Библиотечное дело. – 2008. – № 6. – С. 28–31.
63.
Жабко Е. Д. Виртуальные социальные сервисы в среде электронных библиотек // Там же.
– 2009. – № 15. – С. 18–19.
64.
Жлобинская О. Новые горизонты библиотечных стандартов. Современные модели организации библиографической
информации // Там же. – 2006. – № 9. – С. 38–39.
65.
Жучков А. В. ЮМОС – новые возможности старой сети : (Материалы
11-й Междунар. конф. «Крым-2004) // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 2. – С. 55–58.
66.
Иванов В. К. Электронная библиотека как индикатор статуса университета
// Там же. – 2007. – № 8. – С. 22–31.
67.
Ивлиев Г. П. Библиотечная система как информационно-культурная основа
для инновационного развития России // Там же. – 2009. – № 9. – С. 5–16.
68.
Ильяева И. А., Маркова В. Н. Использование социологических методов исследования для
повышения качества работы библиотек // Библиотековедение. – 2009. – № 4. – С.
119–125.
69.
Инькова Л.
Территория творчества: инновационная лаборатория пензенских коллег // Библиополе.
– 2009. – № 7. – С. 24–26.
70.
Исмагилова А. Х. Оценка качества электронных библиотек // Науч. и техн. б-ки. –
2010. – № 5. – С. 60–66.
71.
Кампфен И. Новая
роль подписных агентств // Там же. –
2000. – № 10. – С. 43–49.
72.
Касинец Э.
К новой парадигме истории книжной культуры : (Материалы Междунар. конф.
«Крым-2000») // Там же. – 2001. – № 3. – С. 83–89.
73.
Кашина Л. И. Развитие и модернизация библиотечно-информационной
системы и библиотечного обслуживания как приоритетное стратегическое направление
региональной государственной политики в сфере культуры // Информационный
бюллетень РБА. – 2009. – № 52. – С. 12–15.
74.
Кипа И. Н. Квалиметрия качества библиотечного обслуживания // Науч. и техн. б-ки. –
2009. – № 9. – С. 28–40.
75.
Ковязина Е. В. Проектирование электронной библиотеки крупного вузовского
объединения // Там же. – 2010. – № 2. – С. 22–28.
76.
Кожевникова Е. С. Виртуальная библиотека вуза // Библиография. – 2007. –
№ 3. – С. 29–34.
77.
Костюк К. Н. Рынок электронных ресурсов для библиотек в настоящем и
будущем // Университетская книга. – 2010. – № 5. – С. 60–63.
78.
Крайнова Б. Л.,
Глухова Е. И. Российские
математические электронные ресурсы. Совместный российско-германский проект
«Российская электронная математическая библиотека» // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 2. – С.
84–88.
79.
Кривоносова Е. Г. Проектный менеджмент в стратегии развития: опыт
Научной библиотеки Сибирского федерального
университета // Университетская книга. – 2009. – № 10. – С. 54–56.
80.
Круглик Т. А., Агатьева Е. А. Создаем «банк идей»: из опыта библиотечных исследований
// Библиотечное дело. – 2007. – № 8. – С. 26–28.
81.
Кузнецов А. Ю., Разумова И. К. Доступ к научным ресурсам. Электронные полнотекстовые
базы данных // Библиотечное дело. – 2005. – № 2. – С. 2–4.
82.
Кузнецов А. Ю., Разумова И. К. Проекты консорциума НЭИКОН // Университетская книга. –
2010. – № 7. – С. 80–84.
83.
Кук К., Хит Ф., Томпсон Б. Новые подходы к оценке эффективности работы библиотек. (Доклад на 66-й Генер. конф. ИФЛА)
// Науч. и техн. б-ки.
– 2001. – № 1. – С. 115–122.
84.
Киселева Т. Г. Новые образовательные технологии в вузах культуры и
искусств сегодня и завтра // Библиотековедение. – 2004. – № 5. – С. 14–23.
85.
Клюев В. Новый этап вузовского обучения //
Библиотека. – 2010. – № 2. – С. 33–36.
86.
Ковязина Е. В. Новые возможности ИРБИС – использование в учебных и
практических целях : (Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Вып. 5) // Науч. и техн. б-ки. –
2005. – № 2. – С. 116–118.
87.
Кожевникова Е. С. Информатизация библиотек: проблемы и перспективы: социально-психологический
аспект // Там же. – 2001. – № 10. – С. 34–38.
88.
Кожевникова Е. С. Интернет в научной библиотеке: результаты исследования
аудитории пользователей // Библиотековедение. – 2006. – № 1. – С. 51–54.
89.
Коломейчук Е. М. Взаимодействие фактора и результатов организации
обслуживания пользователей главных региональных библиотек // Науч. и техн.
б-ки. – 2008. – № 12. – С. 5–14.
90.
Колосов К. А. Новые возможности на основе протокола Z 39.50 для пользователей
ИРБИС : (Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Вып. 5) // Там же. – 2005. – № 2. –
С. 133–135.
91.
Колосов К. А. Новые возможности поисковых средств портала ВГБИЛ : (Материалы 12-й Междунар. конф. «Крым-2005) // Там
же. – 2006. – № 1. – С. 92–95.
92.
Колосов К. А. Новые решения для обмена данными между АБИС ИРБИС и
«Руслан» с использованием протокола Z 39.50
: (Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Вып. 9 // Там же. – 2008. – № 11. – С. 68–72.
93.
Котляров И. Д. Новый метод оценки продуктивности научной деятельности
// Библиосфера. – 2010. – № 2. – С. 60–66.
94.
Кривоносова Е. Г. Проектный менеджмент в стратегии развития: опыт
научной библиотеки Сибирского федерального
университета // Университетская книга. – 2009. – № 10. – С. 54–56.
95.
Крюкова А. А. Библиотеки и власть. Новое направление в работе библиотек:
Орловская область // Информационный бюллетень РБА. – 2000. – № 16. – С. 173–175.
96.
Кузнецова Т. Я. Новые модели непрерывного профессионального библиотечного
образования в Российской Федерации : (Материалы 13-й Междунар. конф.
«Крым-2006») // Науч. и
техн. б-ки. – 2007. – № 3. – С. 49–58.
97.
Кузнецова Т. Инновационные практики современной библиотеки // Библиотека. – 2009. –
№ 2. – С. 10–13.
98.
Кузнецова Н. Новому веку – здоровое поколение // Библиополе. – 2010. – № 8. – С.
37–39.
99.
Кузьмин Е. И., Красильщикова В. М. Новая программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России
: (Материалы 9-й Междунар. конф. «Крым-2002») // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 4. – С. 5–12.
100.Кузьмина И. А. Справочно-библиографическое обслуживание глазами
пользователей // Там же. – 2009. – № 2. – С. 55–59.
101.Кузьминова Г. П. Инновационные процессы в формировании информационных
ресурсов муниципальных библиотек (на примере Самарской области) //
Информационный бюллетень РБА. – 2009. – № 53. – С. 31–34.
102.Кургина Н. Н. Стереотипы в профессии: плюсы и минусы // Мир библиографии.
– 2010. – № 3. – С. 19–24.
103.Кушнаренко Н. Н.,
Соляник А. А. Новый вклад в повышение качества подготовки научных
кадров // Науч. и техн.
б-ки. – 2010. – № 12. – С. 80–85.
104.Лаврик О. Л.,
Калюжная Т. А. Электронная
библиотека ГПНТБ СО РАН как информационно-библиотечная система научных ресурсов
и сервисов // Библиосфера. – 2009. – № 2. – С. 23–27.
105.Лаврик О. Л.,
Юдина И. Г. Использование
новейших технологий
для реализации информационной функции библиотеки // Там же. – 2010. – № 1. –
С. 35–41.
106.Лашас А. В.
СБО на основе
новых информационных технологий // Библиография. – 2010. – № 3. – С. 26–30.
107.Левицкая М. М. Система менеджмента качества – основа инновационной политики управления библиотекой //
Информационный бюллетень РБА. – 2009. –
№ 52. – С. 58–60.
108.Левова Л. В.,
Ефремов С. В. Практические
решения по управлению электронным контентом // Университетская книга. – 2010. –
№ 5. – С. 73–75.
109.Левченко О. И.,
Слащева Н. А. Информационное обеспечение пользователей научной
библиотеки // Науч. и техн.
б-ки. – 2009. – № 10. – С. 28–32.
110.Лихоманов А. В.,
Соколова Т. Студенты в
национальной библиотеке: поиск оптимальной модели обслуживания // Библиотечное
дело. – 2009. – № 6. –
С. 16–19.
111.Лойкова А. М. Новые аспекты в
справочно-библиографическом и информационном обслуживании // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 4. – С.
72–77.
112.Лотова Е. Ю. Традиции и инновации: к 50-летию Научной библиотеки
РУДН // Там же. – 2010. – №. 2. – С. 80–85.
113.Ляшенко Т. В. Потенциал развития: система, «смотрящая» в будущее //
Библиотечное дело. – 2009. – № 6. – С. 27–29.
114.Макеева О. В. Библиотеки и новые социальные практики населения //
Библиосфера. – 2008. – № 2. – С. 45–48.
115.Макеева О. Возможности метода LibQUAL: новая программа для увеличения
эффективности работы // Библиотека. – 2010. – № 6. – С. 38–42.
116.Макеева Н. Молодежный – значит креативный // Там же. – № 2. – С.
21.
117.Малютина Н. Новый проект на службе у горожан // Там же. – № 7. –
С. 27–32.
118.Марова Г. Владеть информацией — значит
всегда быть на шаг впереди // Там же. –
2009. – № 4. – С. 78–80.
119.Маслакова М. Н. Библиотека и молодежь: грани взаимодействия // Новая
библиотека. – 2009. – № 19. – С. 13–15.
120.Матлина С. Г. Современная сельская библиотека: формула жизни // Там
же. – 2002. – № 4. – С. 8–9.
121.Матлина С. Г. Центральная городская – публичная – научная... И это
все о ней? // Науч. и техн.
б-ки. – 2003. – № 8. – С.
5–17.
122.Матлина С. Г. Свободный доступ к ресурсам как новая философия библиотечной деятельности. (Социально-культурные
аспекты) // Там же. – 2007. – № 5. – С. 43–57.
123.Матлина С., Козин А. Лучше один раз увидеть...: [О визуализации информации,
о включении фотографий и средств компьютерной графики в б-ке] // Там же. –
2005. – № 8. – С. 44–46.
124.Матлина С. Г. Этот абсолютно свободный доступ // Библиополе. – № 4. – С. 22–26.
125.Матлина С. Г. Публика требовала: «автора, автора, автора...»: [о
библ. выставках-спектаклях] // Там же. – 2006. – № 6. – С. 17–24
126.Матлина С. Г. От модельных к модальным: итоги «первой пятилетки»
работы сельских библиотек в новых условиях // Там же. – № 9. – С. 2–6.
127.Матлина С. Г. Новые смыслы старых понятий. К построению теории
библиотечной инноватики // Библиотечное дело. – 2007. – № 3. – С. 2–5.
128.Матлина С. Г. Поговорим о странностях любви... к «мероприятиям» и
«массовой работе» // Там же. – 2008. – №
10. – С. 2–5.
129.Матлина С. Г. Об инновациях без восторгов и оваций: методологические
аспекты // Там же. – № 6. – С. 2–10.
130.Матлина С. Г. «Модельная» – значит образцовая... Проект «Модельные
сельские библиотеки» // Там же. – № 8.
– С. 19–20.
131.Матлина С. Г. Творческая личность в библиотечном пространстве // Там
же. – 2009. – № 23. — С. 6–11.
132.Матлина С. Г. Публичная библиотека в эпоху префигуративной культуры:
пространство для выбора и творчества // Там же. – 2010. – № 19. – С. 6–9.
133.Мельникова Л. П. Новые формы комплектования библиотек в условиях рынка
на примере книготоргового предприятия «Мастер-книга» : (Материалы 11-й
Междунар. конф. «Крым-2004») // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 3. – С. 45–48.
134.Мифтахова О. Р.,
Диль Л. В. Новая
информационная среда библиотеки // Библиотековедение. – 2001. – № 4. – С.
86–90.
135.Мокина О. В.,
Федяхина Е. Г. Использование
традиционной и электронной формы библиографических указателей в обслуживании читателей
Санкт-Петербургской театральной библиотеки // Информационный бюллетень РБА. –
2010. – № 54. – С. 118–120.
136.Мошкина Т. Время подсказывает приоритеты // Библиополе. – 2009. – № 3. – С. 45.
137.Недашковская Т. «Галлика 2» – новая версия цифровой библиотеки // Там
же. – 2010. – № 4. – С. 37–39.
138.Нещерет М. Ю. Виртуальная справочная служба Российской государственной
библиотеки: предварительные итоги работы // Библиотековедение. – 2010. – № 1. –
С. 45–48.
139.Нещерет М. Ю. Памятка для читателей и путеводители по справочно-библиографическому
фонду как средства адаптации пользователей в библиотеке // Информационный
бюллетень РБА. – 2009. – № 53. – С. 53–57.
140.Нещерет М. Ю. Справочно-библиографическое обслуживание в РГБ:
прошлое, настоящее, будущее: к 90-летию отдела справочно-библиографического
обслуживания // Библиография. – 2008. – № 6. – С. 97–105.
141.Новикова Л. Делать то, что под силу не каждому: первый постулат
инновационной деятельности // Библиополе. – 2009. – № 2. – С. 2–5.
142.Нохрина В. А.,
Нохрин Ю. В. Использование
электронных библиотек в справочно-библиографическом обслуживании //
Библиография. – 2008. – № 1. –
С. 11–17.
143.Обновленская М. В. На пути преобразований // Библиотека. – 2009. –
№ 5. – С. 21–22.
144.Опарина О. Д. Пользователь побеждает читателя! Опыт обучения пользователей
информационной грамотности в Научной библиотеке Уральского госуниверситета //
Библиотечное дело. – 2005. – № 8. – С. 2–5.
145.Опритова Т. А. Инновационная модель библиотеки-музея // Библиотековедение.
– 2008. – № 5. – С. 23–28.
146.Паклин А. Г. Новые тенденции в обслуживании МБА и ДД и сохранность
фондов библиотек (на опыте отдела электронной доставки и абонентного
обслуживания ГПИБ России) : (Материалы 11-й Междунар. конф. «Крым-2004») // Науч. и техн. б-ки. –
2005. – № 1. – С. 88–92.
147.Пашин А. И. Новый взгляд на инновационную
деятельность библиотек // Там же. – 2005.
– № 8. – С. 73–78.
148.Перемикина Т. А. Внедряем инновационные технологии: Опыт библиотеки
педагогического вуза // Университетская книга. – 2009. – № 10. – С. 52–53.
149.Пермитина Н. И. Инновационное переустройство библиотечной деятельности
// Информационный бюллетень РБА. – 2009. – № 51. – С. 131–133.
150.Племнек А. И. Корпоративные библиотечные проекты в России: эффективная
форма взаимодействия // Библиотечное дело. – 2009. – № 13. – С. 36–37.
151.Попова Н. Интеллект-центры ждут новых сотрудников // Библиотека.
– 2010. – № 1. – С. 51–52.
152.Проскурина И. В. Новации, творчество, инициатива в работе с подростками
// Новая библиотека. – 2003. – № 3. – С. 12–15.
153.Протопопова Е. Вы спрашиваете – мы отвечаем: основы справочной работы
// Библиотека. – 2010. – № 6. – С. 48–50.
154.Рагимова М. А. Новый взгляд на сводные каталоги с точки зрения корпоративности
: (Материалы 8-й Междунар. конф. «Крым-2001») // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 2. – С.
13–19.
155.Редькина Н. С. Конкурс инновационных предложений «Повышение эффективности и качества библиотечной деятельности» в ГПНТБ
СО РАН // Библиосфера. – 2010. – № 2. – С. 67–73.
156.Редькина Н. С. Нужны ли инновации? // Библиотека. – 2007. – № 10. –
С. 69–72.
157.Редькина Н. С. Современное состояние и тенденции развития информационных
ресурсов и технологий // Библиосфера. – 2010. – № 2. – С. 23–29.
158.Рогачёва А. Ю.
Что? Где? Когда?
Справочное обслуживание в виртуальной среде
// Библиотечное дело. – 2008. – № 14. – С. 20–21.
159.Родин А., Бондарева С. Новые идеи успешно прорастают на Брянской земле //
Библиополе. – 2010. – № 1. – С. 27–31.
160.Романов П. С. Проблема адаптации научных библиотек к инновационным
процессам в зарубежном библиотековедении // Библиосфера. – 2010. – № 1. – С.
42–45.
161.Романов П. С. Экономическая сущность
библиотечных инноваций: взгляды зарубежных
библиотековедов // Науч. и
техн. б-ки. – 2010. – № 3. – С. 39–45.
162.Свергунова Н. М. Фантазии на тему: «Идеальная библиотека вуза» //
Библиотечное дело. – 2007. – № 1. – С. 17–19.
163.Свирюкова В. Г. Справочно-библиографическое обслуживание в научной
библиотеке: современные подходы к организации (на примере ГПНТБ СО РАН) //
Библиосфера. – 2010. – № 1. – С. 55–59.
164.Свирюкова В. Г. Организация самостоятельной работы пользователей, в
том числе удаленных, с электронными ресурсами // Библиосфера. – 2006. – № 4. –
С. 61–63.
165.Серова О. В. Качество услуг в электронной среде и новые сервисы //
Там же. – 2009. – № 1. – С. 27–32.
166.Скоробогатов В. М.,
Сукиасян Э. Р.
Справочно-библиографическое обслуживание на
этапе перестройки. Диалог профессионалов – 2 // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 9. – С.
37–44.
167.Соколинский К. Е. Новые подходы к каталогизации заимствованием в
ИРБИС-корпорации : (Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Вып. 11) // Там же. – 2010. –
№ 11. – С. 96–102.
168.Соколова Н. В. В поисках единого подхода: методология создания электронной
библиотеки для сферы образования и науки // Библиотечное дело. – 2009. – № 6. –
С. 20–23.
169.Соколова Н. В. Электронные библиотеки как факт современного информационного
ландшафта // Университетская книга. – 2010. – № 2. – С. 62–66.
170.Стахевич А. М.Обслуживание
читателей НТБ МАДИ с использованием штрих-кода: основные результаты второго
этапа работы // Науч. и
техн. б-ки. – 2006. – № 11. – С. 30–33.
171.Стахевич А. М. Обслуживание читателей НТБ МАДИ с использованием
штрих-кода: основные результаты второго этапа работы // Там же. – 2006. – № 12.
– С. 47–52.
172.Стахевич А. М. Перевод обслуживания читателей вузовской библиотеки на
автоматизированную технологию с использованием штрих-кода: некоторые итоги
первого этапа работы // Там же. – № 9. – С. 34–39.
173.Степанова Л. О.
Сергачева М. Л. Virtua как
информационно-технологическая среда библиотеки университета // Там же. – 2009. – № 9. – С. 41–46.
174.Сукиасян Э. Р. Новые подходы, иные решения (Современная кадровая ситуация.
Пути выхода из назревающего кризиса) // Там же. – 2004. – № 6. – С. 54–63.
175.Сукиасян Э. Р. Новые условия оплаты труда и непрерывное образование
библиотечных работников // Там же. – 2009. – № 12. – С. 47–51.
176.Сукиасян Э. Р.
Новое поколение
справочников по библиотекам региона // Там же. – 2010. – № 11. – С. 72–81.
177.Сукиасян Э. Инновации в реальной практике // Библиотека. – 2009. –
№ 11. – С. 26–27.
178.Сурина Н. А. Индивидуальный подход к обслуживанию студентов Института
рекламы и связи с общественностью в библиотеке НГПУ // Новая библиотека. –
2009. – № 15. – С. 14–16.
179.Сухоруков К. М. ИФЛА: нововведения в новом тысячелетии // Библиотековедение.
– 2002. – № 3. – С. 37–45.
180.Тисецкая Г. А. Новые технологии в обслуживании читателей (К 25-летию
РНТБ Беларуси) // Там же. – 2002. – № 3. – С. 147–149.
181.Тихомирова И. И. Личность библиотекаря, или Самый трудный «предмет» на
пути модернизации библиотек // Библиотечное дело. – 2010. – № 1. –
С. 35–36.
182.Трофимова Р. А. Инновационный метод
библиосоциологии // Библиотековедение. –
2004. – № 3. – С. 36–40.
183.Тупчиенко-Кадырова Л. Г. Информатизация библиотеки: пути преобразования // Там
же. – 2003. – № 1. – С. 40–47.
184.Урмурзина К. Г. Инновационная деятельность РНТБ Казахстана (Материалы
10-й Междунар. конф. «Крым-2003») // Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 1. –
С. 143–151.
185.Устинова О. Ю.,
Кузнецова Т. В. Менеджмент качества и деятельность библиотек // Библиосфера. – 2010. – № 2. – С. 77–78.
186.Уфимцева О. Г. Содержание основных инноваций, используемых в правовом
информировании граждан в Государственной универсальной научной библиотеке
Красноярского края // Там же. – 2007. – № 3. – 94–96.
187.Фесенко К. Обзор тенденций развития электронных ресурсов и адаптации
к ним читателей и библиотек // Там же. – 2006. – № 10. – С. 30–38.
188.Фонотов Г. П. Новый подход к проблемам ЦБС // Библиотековедение. –
2002. – № 1. – С. 129–130.
189.Фрост О. Новые критерии пополнения фондов // Библиополе. –
2010. –
№ 4. – С. 6–12.
190.Халабия Р. Ф.,
Аксенов Р. Р. Технология
Bluetooth в библиотеках – система информирования пользователей // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 1. –
С. 65–67.
191.Хованская А. В. Ориентация на постоянное улучшение: менеджмент качества
в совершенствовании культурно-информационной
деятельности вуза // Университетская книга. – 2010. – № 1. – С. 65–67.
192.Цветкова А. Л. Электронная библиотека на основе информационной среды
образовательного учреждения // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 5. – С. 67–75.
193.Цыганова Н. Н. От инициативы – к системному проекту. Технология
прорыва в новое пространство // Библиотечное дело. – 2008. – № 6. – С. 11–14.
194.Чувильская О., Суворова В. Доступность библиотечно-информационного обслуживания:
реалии и перспективы // Вестник библиотек Москвы. – 2009. – № 1. – С. 38–40.
195.Чуприна Н. Т. Инновационная политика библиотеки: региональный аспект
// Библиография. – 2003. – № 5. – С. 25–34.
196.Чуприна Н. Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной
деятельности в условиях библиотеки // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 9. – 4–16.
197.Чуприна Н. Т. Не цель, а средство. Стратегия развития или способ выживания?
// Библиотечное дело. – 2008. – № 6. – С. 17–19.
198.Шевченко Л. Новое поколение выбирает… // Библиополе – 2010. – № 6. – С. 35–40.
199.Шибаева Е. А. Управление знаниями как новая
функция библиотек // Библиотековедение. –
2009. – № 5. – С. 34–39.
200.Шишкин Ю. В. Технологии Web 2.0 как инструмент формирования современного
имиджа библиотеки // Там же. – 2010. – № 3. – С. 45–50.
201.Шрайберг Я. Л.,
Линдеман Е. В. Открытый доступ к информации — поддержка устойчивого прогресса //
Университетская книга. – 2010. – № 9. – С. 49–51.
202.Шуванова Н. НТБ: и вспомогательный ресурс, и ключевое звено образовательного
процесса // Библиотека. – 2009. – № 4. – С. 32–33.
203.Юсупова А. Х. Некоторые инновационные проекты центральной научной
библиотеки и их использование: Республика Казахстан // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 1. – С.
101–105.
204.Ядрова Г. В. Инновации в информационном обеспечении специалистов
библиотечной отрасли в Украине // Там же. – 2006. – № 5. – С. 60–65.
205.Якимович В. В. Новые идеи в обслуживании
пользователей публичных библиотек //
Информационный бюллетень РБА. – 2010. – № 54. – С. 95–98.
206.Яковлева И. В. Инновационные формы библиотечной работы по профилактике
асоциального поведения среди детей и подростков // Новая библиотека. – 2009. –
№ 12. – С. 27–30.
207.Якубов Э. Н. Интернет как среда межкультурной коммуникации. Сетевые
ресурсы о единстве непохожих // Библиотечное дело. – 2008. – № 8. – С. 15–16.
208.Якшина Н. В. Новые информационные технологии в обслуживании читателей
библиографического отдела Пермского ГТУ // Новая библиотека. – 2003. – № 2. –
С. 8–10.
|