Научные и технические библиотеки №12 2011 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 9. Библиотеки и информация: советский опыт практической дезинтеграции и научной интеграции

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Гусева Е. Н. Инновационное развитие библиотечной сферы: аналитико-статистический обзор

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Грибков Д. Н. Виртуальное обслуживание как средство совершенствования библиотечного обслуживания

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Научные школы книговедческого и библиотечно-информационного профиля: признаки идентификации

Клюев В. К. Бакалавриат – магистратура: преемственность и профилизация управленческой подготовки

Сукиасян Э. Р. Профессия каталогизатора сегодня и завтра

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дивногорцев А. Л. Библиотечные деятели Смоленщины второй половины XIX – начала XX вв. (учредители, попечители, дарители, библиотекари)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Ельцова Т. В. Библиотека Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии: путь длиной в 100 лет

50 ЛЕТ ЖУРНАЛУ «НАУЧНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ»

Павлова Н. П. «НТБ» – 50 лет: юбилей… без торжеств

Столяров Ю. Н. Профессионализм как главная характеристика журнала (на примере публикаций 1960–1980-х гг.)

Соколов А. В. Зарницы завтрашнего дня. (Журнал-юбиляр в моей жизни)

Матлина С. Г. «НТБ» – всего лишь 50

Указатель публикаций 2011 года

Систематический указатель

Авторский указатель


НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 001.89:378(477)

Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник

Научные школы книговедческого
и библиотечно-информационного профиля:
признаки идентификации

Предпринята попытка идентификации научных школ книговедческого и библиотечно-информационного направления на примере Харьковской государственной академии культуры.

Ключевые слова: научные школы, научные коллективы, Харьковская научная школа книговедения, библиотековедения и библиографоведения, Харьковская государственная академия культуры, межличностные коммуникации, научные объединения.

В современном обществе знаний стратегически важное значение приобретают развитие науки, повышение результативности фундаментальных и прикладных исследований как отдельных ученых, так и научных коллективов и научных школ [7]. В этом контексте особый интерес представляют изучение вклада Харьковской библиотечной научной школы (НШ) в развитие отраслевой науки и образования, выявление ее особенностей и качественных признаков.

Харьковская государственная академия культуры (ХГАК) – один из старейших вузов Украины – лидер в подготовке высококвалифицированных, креативных, конкурентных на отечественном и мировом рынке труда библиотекарей-практиков (бакалавров, специалистов, магистров) и научно-педагогических кадров (докторов и кандидатов наук, старших научных сотрудников) книговедческого, библиотековедческого и библиографоведческого профиля.

Базовую роль в становлении вуза, официальной датой основания которого считается 10 сентября 1929 г., сыграл библиотечный факультет, выделившийся в самостоятельное структурное подразделение осенью 1931 г. Следует подчеркнуть, что сегодня факультет библиотековедения и информатики (ФБИ) ХГАК – единственный в Украине факультет этого профиля, сохранивший автономный статус. За 80-летнюю историю его выпускники, студенты, аспиранты, докторанты, преподаватели и сотрудники поддерживали высокий авторитет не только ХГАК, но и Украины в мировом научно-образовательном и библиотечно-информационном пространстве.

Важнейшую роль в достижении высокого качества подготовки факультетом библиотековедения и информатики ХГАК кадров всех квалификационных уровней играет неформальное объединение ученых – Харьковская НШ книговедческого и библиотечно-информационного профиля. Поэтому вполне оправданно стремление выявить сущность, содержательные и формальные признаки, определить общее и специфическое в формировании и функционировании НШ как целостного системного образования, определить критерии ее теоретико-методологической самобытности, степени инновационности и результативности работы [1, 2, 47].

Исключительную актуальность проблема успешной деятельности НШ как одной из основных форм организации современной науки приобретает и в отраслевом научно-образовательном пространстве в целом и в книговедческом, библиотековедческом и библиографоведческом пространстве в частности.

Нельзя не учитывать, что современные вузы – это не только образовательные, но прежде всего научные учреждения. Эффективное функционирование в вузах авторитетных НШ – приоритетное направление  в процессе определения статуса вуза, уровня его автономности, а зачастую и права на существование. От продуктивности научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, высокого научного ценза штатных научно-педагогических кадров, наличия на должности заведующих выпускающими кафедрами профильных докторов наук напрямую зависит успешность процедуры лицензирования и аккредитации, получения желаемых объемов государственного заказа на подготовку бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, докторантов, открытия аспирантуры, докторантуры, специализированных ученых советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, учреждения профессиональных журналов и сборников научных трудов, получения международных и национальных научных грантов и т.п.

Выявлена закономерность: с одной стороны, НШ – надежная гарантия плодотворной научно-исследовательской деятельности вуза, важный фактор успешной подготовки высококвалифицированных профессионалов-практиков (бакалавров, специалистов), профессионалов-теоретиков (магистров), а также научно-педагогических кадров (докторов и кандидатов наук) книговедческого, библиотековедческого и библиографоведческого направлений, с другой – это качественный показатель значительного вклада основателя-лидера, его учеников-последователей и сторонников в науку. Они сконцентрированы на достижении общей цели – успешном решении социально важной и профессионально значимой научной проблемы.

Всесторонний анализ опубликованных источников и ресурсов Интернета позволил выявить свыше 100 определений понятия научная школа, которые можно объединить в три основные группы:

неформальное творческое содружество, добровольное объединение научных работников, основанное ведущим ученым-лидером для реализации важной научной программы, направления, проблемы, темы, близких по стилю теоретической и экспериментальной работ, стратегий и тактик организации профессионального научного мышления, идей и методов их реализации;

формальное объединение научных усилий ученых, организационно-институциональным образованием которого являются научно-исследовательские учреждения, вузы, факультеты, кафедры, отделы, творческие лаборатории, мастерские и др. При этом важное значение придается не только личности известного ученого–лидера НШ, его собственным научным достижениям либо суммарным творческим успехам учеников-последователей, но и «официальному признанию», основные признаки которого – научная степень (доктор или кандидат наук), ученое звание (профессор или доцент), почетное звание (заслуженный работник образования, заслуженный работник культуры Украины), карьерный статус – директор научно-исследовательского института, ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой вуза, научным отделом, творческой лабораторей и др.;

постоянно действующий и/или временный научно-творческий коллектив, созданный для обоснования новой научной отрасли, направления или решения важной социальной либо профессиональной проблемы на основе объединения многих поколений и групп исследователей [4. С. 19; 5. С. 154, 155; 7. С. 14; 8].

Многозначность понятия создает трудности в выявлении идентификационных признаков отраслевых и региональных НШ, которые вносят существенный вклад в отечественную и мировую «научную копилку», продуцируют новые креативные идеи, генерируют фундаментальные и прикладные научные знания, обеспечивают высокий авторитет и фирменный имидж украинских НШ в европейском и мировом научном пространстве.

Под НШ нужно понимать неформальное и/или формальное научное объединение ученых нескольких поколений, характерные признаки которого – наличие ученого-лидера – основателя научного направления (программы), его учеников-последователей, сторонников; устоявшихся традиций, сформированных в научном коллективе; фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовленных и защищенных докторских и кандидатских диссертаций, опубликованных монографий, учебников, учебных пособий, методических разработок, научных статей; сплоченность исследователей, занятых решением значимой научной проблемы. Основные функции НШ – научно-исследовательская, коммуникационная (обеспечение научной коммуникации через продуцирование и распространение научной информации, знаний), научно-образовательная, сохранения и приумножения лучших научных традиций [4. С. 19].

Эти качества присущи НШ факультета библиотековедения и информатики ХГАК. Принципиально важно дополнить общее определение НШ предикатом, позволяющим уточнить предметно-содержательный профиль ее научной деятельности, а также формально-территориальную локализацию. Таким образом, речь идет о феномене Харьковская научная школа книговедения, библиотековедения и библиографоведения.

Подчеркнем, что Харьковская НШ книговедения, библиотековедения и библиографоведения – не случайное, а закономерное явление в нашей отрасли, имеющее глубокие корни, давние, богатые традиции, обусловленные общественно-историческими и социокультурными факторами. Прежде всего, это территориальная локализация НШ в Харькове – первой столице Украины, по праву снискавшей себе почетный титул интеллектуальной столицы страны, ее библиотечного центра, где во все времена особенно ценились знания, интеллект, образованность, креативное мышление.

Зарождению библиотечной НШ способствовали: функционирование в регионе мощного научно-просветительного центра – Харьковского университета (1804 г.), крупнейшей университетской библиотеки и Харьковской общественной библиотеки (1886 г.); активная деятельность в библиотековедческом направлении таких известных ученых и общественных деятелей, как Х. Д. Алчевская, Д. И. Багалей, Н. Ф. Сумцов и других.

Среди тех, кто стоял у истоков харьковской НШ, особое место занимают такие известные библиотековеды и библиографы, как Л. Б. Хавкина, К. И. Рубинский, Б. О. Борович, В. А. Штейн, М. А. Покровский, О. А. Дидрихсон, Т. М. Фарафонтова и другие, благодаря активной научной, практической и общественной деятельности, высокому профессионализму которых заложены лучшие традиции харьковской библиотечной школы. Развитию и приумножению этих традиций способствовала деятельность первого и последующих поколений преподавателей библиотечного факультета, созданного в 1931 г. под руководством Н. Я. Фридьевой, возглавившей выпускающую кафедру библиотековедения и инициировавшей открытие при ней аспирантуры.

Яркие представители Харьковской библиотечной НШ периода институционализации – Д. М. Лекаренко, Ф. Х. Гурвич, А. А. Майборода, Р. Б. Гу­ревич, М. М. Фельдштейн, Я. И. Гейдельман, А. А. Ашукин, И. Я. Каганов, И. И. Корнейчик, Т. А. Скрипник, Е. П. Тамм, В. Т. Вытяжков, Н. Д. Ряб­ченко, Д. А. Кумок, Л. И. Котенко, С. И. Волкова, И. А. Вовченко, Н. Ф. Ко­лосова и многие другие, воспитавшие несколько поколений талантливых ученых в области книговедения, библиотековедения и библиографоведения.

Благодаря их усилиям заложены традиции преемственности в разработке ведущих научных направлений НШ, создано емкое интеллектуальное пространство, в котором формировались научное мировоззрение и профессиональное мастерство будущих продуктивных ученых. Наиболее известные из них — доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, обеспечивающие высокий авторитет НШ на отечественном и мировом научно-образовательном пространстве: Н. Н. Кушнаренко, В. А. Ильганаева, А. А. Со­ляник, И. А. Давыдова, А. В. Шемаева, Л. Я. Филиппова, Н. П. Василь­ченко, А. Н. Хропач, Н. А. Низовой, В. В. Седых, Э. Т. Карачинская, В. К. Удалова, В. А. Мильман, В. А. Маркова, А. Н. Кобелев и другие. Перспективы успешного развития НШ обеспечены продуктивной научной и образовательной деятельностью нового поколения талантливых молодых исследователей – кандидатов наук, докторантов, аспирантов, магистров.

Еще одна специфическая черта этой НШ в том, что ее становление и развитие происходили при поддержке и под непосредственным влиянием московской и ленинградской НШ библиотековедения, библиографоведения и информатики. Молодые украинские исследователи с благодарностью вспоминают своих российских лидеров-наставников – К. И. Абрамова,Ю. Н. Столярова, А. В. Соколова, О. П. Коршунова, С. Е. Шамурину, Н. А. Слядневу, В. А. Минкину, Г. И. Чижкову, Э. Р. Сукиасяна, В. И. Терешина и многих других, под чьим руководством они писали кандидатские и докторские диссертации.

Названные факторы способствовали формированию мощной Харьковской НШ книговедения, библиотековедения и библиографоведения, известной своими богатыми традициями и научными достижениями, признанными не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Это творческое содружество ученых нескольких поколений, успешно и плодотворно функционирующее много лет, – яркий образец уникальной отраслевой НШ, авторитетный неформальный и институциональный научный, образовательный и методический центр, на примере которого можно выявить общее и специфическое в НШ этого профиля не только Украины, но и стран СНГ, других стран мира.

Самобытность и феноменальность НШ книговедческого и библиотечно-информационного профиля объясняются, прежде всего, уникальной содержательно-тематической направленностью фундаментальных и прикладных научных исследований, их важным социально-коммуни­кационным значением в духовном, культурном, интеллектуальном и инновационном развитии современного общества. Такие неформальные объединения ученых можно рассматривать как фактор органичного единства национальных и мировых научных традиций, проявление культурно-интеллектуального диалога Восток-Запад, объединяющее звено на пути от традиции к глобализации.

Не менее важные факторы, определяющие специфические черты этих отраслевых НШ, – особенности возникновения, становления и развития базовых наук, сложности их статуирования в системе современного научного знания, многолетнее стремление соответствовать «классическим канонам» консолидированных научных объединений, сформированным в лоне точных наук, но не всегда адекватным и приемлемым для гуманитарной сферы [4. С. 22].

Мы предприняли попытку осмыслить своеобразность НШ книговедческого и библиотечно-информационного профиля, выявить их характерные черты. Основные из них:

относительная молодость базовых наук, довольно поздняя институционализация – середина ХХ в.; признание их когнитивного и социального статуса в итоге многолетних плодотворных дискуссий о правомерности существования этих наук и целесообразности подготовки научно-педагогических кадров данного профиля; недостаточное развитие – по сравнению с другими науками – внутренних и внешних коммуникационных связей;

слабый уровень организационно-функциональной институционализации отраслевой науки, о чём свидетельствует отсутствие разветвленной сети научно-исследовательских институтов, вузов, факультетов, кафедр, научных отделов этого профиля, всеукраинского координационного центра по базовым научным специальностям. ХГАК может стать организационно-координирующим центром согласования тематики фундаментальных и прикладных НИР, докторских и кандидатских диссертаций, а также экспертизы их результатов по большинству научных специальностей новой научной отрасли «социальные коммуникации», введенной в Украине в 2006 г. благодаря усилиям ученых ХГАК;

разветвленная тематическая направленность и многопарадигмальность исследования теоретически важных и практически значимых фундаментальных и прикладных научных проблем. Попыткой направить их в единое научное русло можно считать инициирование ХГАК и регистрацию в УкрИНТЭИ общеакадемической НИР «Документально-коммуника­ционные структуры общества: инновационные стратегии развития»;

преобладание небольших неформальных консолидированных научных объединений маститых ученых и молодых исследователей, самоорганизация их в НШ благодаря креативному и организационному таланту научного лидера, способного не только продуцировать стратегически важные инновационные научные идеи, но и убеждать в их перспективности своих учеников и последователей;

относительно позднее становление и развитие основных организационных форм науки – научных отраслей, специальностей, аспирантуры, докторантуры, специализированных ученых советов; концентрация формальных и неформальных НШ прежде всего в учреждениях, имеющих аспирантуру, докторантуру, спецсоветы по защите докторских и кандидатских диссертаций книговедческого и библиотечно-информационного направлений;

НШ этого профиля – преимущественно научно-образовательные, что предполагает не только генерирование теоретических знаний, но и воспитание новых поколений научных кадров, когда лидер и большинство участников НШ – преподаватели вузов; подчинение приоритетной проблематики НИР профилю основной научно-учебной деятельности вуза; активное внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в учебно-воспитательный процесс;

ограниченный круг выдающихся (ведущих) ученых, публикации которых содержат новую информацию либо новый научный подход к успешному решению инновационной или традиционно важной проблемы; относительно небольшое число реальных и потенциальных основателей и лидеров НШ, способных объединить вокруг себя молодых исследователей, обеспечить единство методологии, сформировать лучшие научные традиции;

лидер НШ несет как индивидуальную, так и консолидированную ответственность за инициирование, организацию и разработку фундаментальных и прикладных исследований, научных проектов, тем, подготовку новой генерации молодых ученых (не будучи официальным научным консультантом докторской либо руководителем кандидатской диссертации, он прилагает максимум усилий для повышения научной квалификации соискателя);

основная форма организации деятельности членов этого научного сообщества – индивидуальная, межличностная коммуникация: лидер работает с каждым членом школы либо с наиболее талантливыми ее представителями, активно осуществляя собственные исследования, организуя обсуждение тем докторских и кандидатских диссертаций, научных достижений на научно-методологических, межкафедральных семинарах, «круглых столах», мастер-классах, тренингах и т.д.

Среди факторов, затрудняющих развитие НШ книговедческого и библиотечно-информационного профиля, необходимо выделить следующие:

слабо развитые традиции самоопределения сущностных признаков НШ книговедческого и библиотечно-информационного направлений, выявления ведущих научных объединений, уяснения их общих и особенных черт, изучения генезиса и развития, определения базового научного направления, единства методологических подходов; идентификация основного круга основателей-лидеров, последователей и приверженцев научного направления;

из-за длительного и вынужденного научного «приспосабливания» к официальным требованиям ВАК Украины, предъявляемым к научной отрасли и номенклатуре ее научных специальностей, которые часто меняются, имеет место такое специфическое явление, как «научная миграция»;

слабое соблюдение принципа преемственности в тематике научных разработок в виде продолжения, углубления и дифференциации проблематики исследований лидера-основателя в трудах его учеников из-за творческой или карьерной амбициозности участников НШ, которые стремятся к самостоятельности уже на начальном этапе собственной научной самореализации;

ввиду объективных сложностей «продвижения» кандидатов и докторов наук книговедческого, библиотековедческого и библиографоведческого профилей по ступенькам отраслевой науки каждый ученый стремится, прежде всего, к признанию своих научных достижений и, лишь получив его, задумывается над созданием собственной НШ; как правило, одновременное достижение этих целей – достаточно редкое явление.

Таким образом, анализ становления и развития старейшей отраслевой НШ позволил выявить качественные особенности, отражающие специфику формальных и неформальных научных объединений книговедческого и библиотечно-информационного профилей Украины. Надеемся, что результаты анализа послужат надежной основой для дальнейших исследований, способствующих выявлению общих и специфических идентификационных признаков НШ книговедческого, библиотековедческого, библиографоведческого, документологического профилей, осмыслению их места в современной системе научной коммуникации.

Сегодня Харьковская НШ книговедения, библиотековедения и библиографоведения находится в расцвете творческих сил. Большие потенциальные возможности существуют в плане продуцирования инновационных научных идей, разработки перспективной проблематики, связанной с обоснованием теории и методологии документологии, социальных коммуникаций и др.

Среди достижений НШ – инициирование ее ведущими учеными-лидерами институционализации в Украине новой научной отрасли 27 – Социальные коммуникации; разработка номенклатуры, паспортов, формул, направлений исследований, программ кандидатских экзаменов по научным специальностям: 27.00.01 – Теория и история социальных коммуникаций, 27.00.02 – Документоведение, архивоведение, 27.00.03 – Книговедение, библиотековедение и библиографоведение, 27.00.06 – Прикладные информационно-коммуникационные технологии, 27.00.07 – Социальная информатика.

К успехам НШ можно отнести: стопроцентный научный ценз профессорско-преподавательского состава факультета библиотековедения и информатики ХГАК; функционирование аспирантуры (с 1994 г.), докторантуры (с 1996 г.) по научной специальности «Книговедение, библиотековедение, библиографоведение», авторитетного спецсовета по защите докторских (кандидатских) диссертаций по двум научным специальностям (27.00.01 – Теория и история социальных коммуникаций, 27.00.03 – Книговедение, библиотековедение и библиографоведение), в котором за последние два года по новой научной отрасли «Социальные коммуникации» защищены три докторские и более десяти кандидатских диссертаций; организацию и проведение ежегодных научных конференций «Культура и информационное общество ХХI столетия», «Культурология и социальные коммуникации: инновационные стратегии развития»; издание профессионального сборника научных трудов «Вестник ХГАК»; разработку общегосударственного фундаментального исследования «Документальные структуры общества: инновационные стратегии развития», ряда инновационных НИР специальных кафедр и отдельных ученых и др.

У Харьковской научной школы – большие перспективы и необходимый потенциал для дальнейшего успешного развития основных направлений деятельности, совершенствования своих качественных особенностей и повышения авторитета в современном научно-образовательном пространстве.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Борисова О. Б. Выявление тенденций развития документного потока по библиотечному делу наукометрическими методами : автореф. дис. … канд. пед. наук; 05.25.03 – библиотековедение и библиографоведение / МГУКИ. – Москва, 1997. – 16 с.

2. Воверене О. И. Идентификация научных школ в библиотековедении, библиографоведении и информатике / Воверене О. И., Вилькина О. П., Рингайтите А. А. // Науч. и техн.
б-ки СССР. – 1989. – № 2. – С. 11–18.

3. Драган Р. А. Розвиток бібліотекознавчої думки. Харківська школа (поч. ХХ ст. –
20-ті рр.) / Р. А. Драган // Вісн. Харк. держ. акад. культури : зб. наук. пр. – Х., 2000. – Вип. 2. –
С. 32–38.

4. Захарчук Т. В. Научные школы в библиографоведении: особенности формирования / Т. В. Захарчук // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 1. – С. 19–25.

5. Лебедев С. А. Философия науки : словарь основных терминов / С. А. Лебедев. – Москва : Академ. проект, 2004. – 320 с.

6. Общественные науки документально-коммуникационного цикла: история, взаимодействие, школы / ред.-сост. А. С. Чачко. – К., 1990. – 48 с.

7. Усенко О. Наукові школи як фундамент вищої освіти / О. Усенко // Психологія і суспільство. – 2002. – № 3–4. – С. 11–19.

8. Фурман А. Як розпізнати наукову школу? / Анатолій Фурман // Наук. світ. – 2003. – № 5. – С. 14–16.

9. Харківська державна академія культури: до 80-річчя з дня заснування : моногр. / В. М. Шейко, М. М. Каністратенко, Н. М. Кушнаренко та ін. – Х. : ХДАК, 2009. – 196 с.

10. Юдин Б. Г. Наука в обществе знаний / Б. Г. Юдин // Вопр. философии. – 2010. –
№ 8. – С. 45–57.

  
На главную