НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 001.89:378(477)
Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник
Научные школы книговедческого
и библиотечно-информационного профиля:
признаки идентификации
Предпринята попытка идентификации научных школ книговедческого и
библиотечно-информационного направления на примере Харьковской государственной академии культуры.
Ключевые слова: научные
школы, научные коллективы, Харьковская научная школа книговедения, библиотековедения
и библиографоведения, Харьковская
государственная академия культуры, межличностные коммуникации, научные
объединения.
В современном обществе знаний стратегически важное значение приобретают
развитие науки, повышение результативности фундаментальных и прикладных
исследований как отдельных ученых, так и научных коллективов и научных школ [7]. В этом контексте особый интерес
представляют изучение вклада Харьковской библиотечной научной школы (НШ) в развитие
отраслевой науки и образования, выявление ее особенностей и качественных
признаков.
Харьковская государственная академия культуры (ХГАК) – один из
старейших вузов Украины – лидер в подготовке высококвалифицированных,
креативных, конкурентных на отечественном и мировом рынке труда
библиотекарей-практиков (бакалавров, специалистов, магистров) и
научно-педагогических кадров (докторов и кандидатов наук, старших научных сотрудников)
книговедческого, библиотековедческого и библиографоведческого профиля.
Базовую роль в становлении вуза, официальной датой основания которого
считается 10 сентября 1929 г., сыграл библиотечный факультет, выделившийся
в самостоятельное структурное подразделение осенью 1931 г. Следует
подчеркнуть, что сегодня факультет библиотековедения и информатики (ФБИ) ХГАК –
единственный в Украине факультет этого профиля, сохранивший автономный статус.
За 80-летнюю историю его выпускники, студенты, аспиранты, докторанты,
преподаватели и сотрудники поддерживали высокий авторитет не только ХГАК, но и
Украины в мировом научно-образовательном и библиотечно-информационном
пространстве.
Важнейшую роль в достижении высокого качества подготовки факультетом
библиотековедения и информатики ХГАК кадров всех квалификационных уровней играет
неформальное объединение ученых – Харьковская НШ книговедческого и
библиотечно-информационного профиля. Поэтому вполне оправданно стремление выявить
сущность, содержательные и формальные признаки, определить общее и специфическое
в формировании и функционировании НШ как целостного системного образования,
определить критерии ее теоретико-методологической самобытности, степени
инновационности и результативности работы [1,
2, 4–7].
Исключительную актуальность проблема успешной деятельности НШ как
одной из основных форм организации современной науки приобретает и в отраслевом
научно-образовательном пространстве в целом и в книговедческом,
библиотековедческом и библиографоведческом пространстве в частности.
Нельзя не учитывать, что современные вузы – это не только образовательные,
но прежде всего научные учреждения. Эффективное функционирование в вузах
авторитетных НШ – приоритетное направление в процессе определения статуса вуза, уровня его автономности, а
зачастую и права на существование. От продуктивности научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава
вуза, высокого научного ценза штатных научно-педагогических кадров, наличия на
должности заведующих выпускающими кафедрами профильных докторов наук напрямую зависит
успешность процедуры лицензирования и аккредитации, получения желаемых объемов
государственного заказа на подготовку бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов,
докторантов, открытия аспирантуры, докторантуры, специализированных ученых
советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, учреждения профессиональных
журналов и сборников научных трудов, получения международных и национальных
научных грантов и т.п.
Выявлена закономерность: с одной стороны, НШ – надежная гарантия
плодотворной научно-исследовательской деятельности вуза, важный фактор успешной подготовки высококвалифицированных
профессионалов-практиков (бакалавров, специалистов), профессионалов-теоретиков
(магистров), а также научно-педагогических кадров (докторов и кандидатов наук)
книговедческого, библиотековедческого и библиографоведческого направлений, с другой
– это качественный показатель значительного вклада основателя-лидера, его
учеников-последователей и сторонников в науку. Они сконцентрированы на
достижении общей цели – успешном решении социально важной и профессионально значимой
научной проблемы.
Всесторонний анализ опубликованных источников и ресурсов Интернета
позволил выявить свыше 100 определений понятия научная школа, которые можно объединить в три основные группы:
неформальное творческое
содружество, добровольное объединение научных работников, основанное ведущим
ученым-лидером для реализации важной научной программы, направления, проблемы,
темы, близких по стилю теоретической и экспериментальной работ, стратегий и
тактик организации профессионального научного мышления, идей и методов их
реализации;
формальное объединение научных усилий ученых,
организационно-институциональным образованием которого являются научно-исследовательские
учреждения, вузы, факультеты, кафедры, отделы, творческие лаборатории,
мастерские и др. При этом важное значение придается не только личности
известного ученого–лидера НШ, его собственным научным достижениям либо суммарным
творческим успехам учеников-последователей,
но и «официальному признанию», основные признаки которого – научная степень
(доктор или кандидат наук), ученое звание (профессор или доцент), почетное
звание (заслуженный работник образования, заслуженный работник культуры Украины),
карьерный статус – директор научно-исследовательского института, ректор,
проректор, декан факультета, заведующий кафедрой вуза, научным отделом,
творческой лабораторей и др.;
постоянно действующий и/или временный научно-творческий коллектив,
созданный для обоснования новой научной отрасли, направления или решения важной
социальной либо профессиональной проблемы на основе объединения многих
поколений и групп исследователей [4.
С. 19; 5. С. 154, 155; 7. С. 14; 8].
Многозначность понятия создает трудности в выявлении идентификационных
признаков отраслевых и региональных НШ, которые вносят существенный вклад в отечественную
и мировую «научную копилку», продуцируют новые креативные идеи, генерируют
фундаментальные и прикладные научные знания, обеспечивают высокий авторитет и фирменный
имидж украинских НШ в европейском и мировом научном пространстве.
Под НШ нужно понимать неформальное и/или формальное научное
объединение ученых нескольких поколений, характерные признаки которого –
наличие ученого-лидера – основателя научного направления (программы), его
учеников-последователей, сторонников; устоявшихся традиций, сформированных в
научном коллективе; фундаментальных и прикладных научных исследований,
подготовленных и защищенных докторских и кандидатских диссертаций, опубликованных
монографий, учебников, учебных пособий, методических разработок, научных статей;
сплоченность исследователей, занятых решением значимой научной проблемы. Основные
функции НШ – научно-исследовательская, коммуникационная (обеспечение научной
коммуникации через продуцирование и распространение научной информации, знаний),
научно-образовательная, сохранения и приумножения лучших научных традиций [4. С. 19].
Эти качества присущи НШ факультета библиотековедения и информатики
ХГАК. Принципиально важно дополнить общее определение НШ предикатом,
позволяющим уточнить предметно-содержательный профиль ее научной деятельности,
а также формально-территориальную локализацию. Таким образом, речь идет о
феномене Харьковская научная школа
книговедения, библиотековедения и библиографоведения.
Подчеркнем, что Харьковская НШ книговедения, библиотековедения и
библиографоведения – не случайное, а закономерное явление в нашей отрасли,
имеющее глубокие корни, давние, богатые традиции, обусловленные
общественно-историческими и социокультурными факторами. Прежде всего, это территориальная
локализация НШ в Харькове – первой столице Украины, по праву снискавшей себе
почетный титул интеллектуальной столицы страны, ее библиотечного центра, где во
все времена особенно ценились знания, интеллект, образованность, креативное
мышление.
Зарождению библиотечной НШ способствовали: функционирование в
регионе мощного научно-просветительного центра – Харьковского университета
(1804 г.), крупнейшей университетской библиотеки и Харьковской
общественной библиотеки (1886 г.); активная деятельность в библиотековедческом
направлении таких известных ученых и общественных деятелей, как
Х. Д. Алчевская, Д. И. Багалей, Н. Ф. Сумцов и других.
Среди тех, кто стоял у истоков харьковской НШ, особое место занимают
такие известные библиотековеды и библиографы, как Л. Б. Хавкина,
К. И. Рубинский, Б. О. Борович,
В. А. Штейн, М. А. Покровский, О. А. Дидрихсон,
Т. М. Фарафонтова и другие, благодаря активной научной, практической
и общественной деятельности, высокому профессионализму которых заложены лучшие
традиции харьковской библиотечной школы. Развитию и приумножению этих традиций
способствовала деятельность первого и последующих поколений преподавателей
библиотечного факультета, созданного в 1931 г. под руководством
Н. Я. Фридьевой, возглавившей выпускающую кафедру библиотековедения и
инициировавшей открытие при ней аспирантуры.
Яркие представители Харьковской библиотечной НШ периода институционализации – Д. М. Лекаренко, Ф. Х. Гурвич,
А. А. Майборода, Р. Б. Гуревич,
М. М. Фельдштейн, Я. И. Гейдельман, А. А. Ашукин,
И. Я. Каганов, И. И. Корнейчик, Т. А. Скрипник,
Е. П. Тамм, В. Т. Вытяжков, Н. Д. Рябченко, Д. А. Кумок,
Л. И. Котенко, С. И. Волкова, И. А. Вовченко,
Н. Ф. Колосова и многие другие,
воспитавшие несколько поколений талантливых ученых в области книговедения,
библиотековедения и библиографоведения.
Благодаря их усилиям заложены традиции преемственности в разработке
ведущих научных направлений НШ, создано емкое интеллектуальное пространство, в
котором формировались научное мировоззрение и профессиональное мастерство
будущих продуктивных ученых. Наиболее известные из них — доктора и кандидаты
наук, профессора и доценты, обеспечивающие высокий авторитет НШ на отечественном
и мировом научно-образовательном пространстве:
Н. Н. Кушнаренко, В. А. Ильганаева,
А. А. Соляник, И. А. Давыдова, А. В. Шемаева, Л. Я. Филиппова,
Н. П. Васильченко, А. Н. Хропач, Н. А. Низовой,
В. В. Седых, Э. Т. Карачинская, В. К. Удалова,
В. А. Мильман, В. А. Маркова, А. Н. Кобелев и другие.
Перспективы успешного развития НШ обеспечены продуктивной научной и образовательной
деятельностью нового поколения талантливых молодых исследователей – кандидатов
наук, докторантов, аспирантов, магистров.
Еще одна специфическая черта
этой НШ в том, что ее становление и развитие происходили при поддержке и под
непосредственным влиянием московской и ленинградской НШ библиотековедения,
библиографоведения и информатики. Молодые украинские исследователи с
благодарностью вспоминают своих российских лидеров-наставников –
К. И. Абрамова,Ю. Н. Столярова,
А. В. Соколова,
О. П. Коршунова, С. Е. Шамурину, Н. А. Слядневу, В. А. Минкину,
Г. И. Чижкову, Э. Р. Сукиасяна,
В. И. Терешина и многих других, под чьим руководством они писали
кандидатские и докторские диссертации.
Названные факторы способствовали формированию мощной Харьковской НШ
книговедения, библиотековедения и библиографоведения, известной своими богатыми
традициями и научными достижениями, признанными не только в Украине, но и
далеко за ее пределами. Это творческое содружество ученых нескольких поколений,
успешно и плодотворно функционирующее много лет, – яркий образец уникальной
отраслевой НШ, авторитетный неформальный и институциональный научный, образовательный
и методический центр, на примере которого можно выявить общее и специфическое в
НШ этого профиля не только Украины, но и стран СНГ, других стран мира.
Самобытность и феноменальность НШ книговедческого и библиотечно-информационного
профиля объясняются, прежде всего, уникальной содержательно-тематической
направленностью фундаментальных и прикладных научных исследований, их важным
социально-коммуникационным значением в духовном, культурном, интеллектуальном
и инновационном развитии современного общества. Такие неформальные объединения
ученых можно рассматривать как фактор органичного единства национальных и мировых
научных традиций, проявление культурно-интеллектуального диалога Восток-Запад, объединяющее
звено на пути от традиции к глобализации.
Не менее важные факторы, определяющие специфические черты этих
отраслевых НШ, – особенности возникновения, становления и развития базовых
наук, сложности их статуирования в системе современного научного знания,
многолетнее стремление соответствовать «классическим канонам» консолидированных
научных объединений, сформированным в лоне точных наук, но не всегда адекватным
и приемлемым для гуманитарной сферы [4.
С. 22].
Мы предприняли попытку осмыслить своеобразность НШ книговедческого
и библиотечно-информационного профиля, выявить их характерные черты. Основные
из них:
относительная молодость базовых наук, довольно поздняя институционализация
– середина ХХ в.; признание их когнитивного и социального статуса в итоге
многолетних плодотворных дискуссий о правомерности существования этих наук и
целесообразности подготовки научно-педагогических кадров данного профиля;
недостаточное развитие – по сравнению с другими науками – внутренних и внешних
коммуникационных связей;
слабый уровень организационно-функциональной институционализации
отраслевой науки, о чём свидетельствует отсутствие разветвленной сети
научно-исследовательских институтов, вузов, факультетов, кафедр, научных
отделов этого профиля, всеукраинского координационного центра по базовым
научным специальностям. ХГАК может стать организационно-координирующим центром
согласования тематики фундаментальных и прикладных НИР, докторских и
кандидатских диссертаций, а также экспертизы их результатов по большинству
научных специальностей новой научной отрасли «социальные коммуникации»,
введенной в Украине в 2006 г. благодаря усилиям ученых ХГАК;
разветвленная тематическая направленность и многопарадигмальность
исследования теоретически важных и практически значимых фундаментальных и
прикладных научных проблем. Попыткой направить их в единое научное русло можно
считать инициирование ХГАК и регистрацию в УкрИНТЭИ общеакадемической НИР
«Документально-коммуникационные структуры общества: инновационные стратегии
развития»;
преобладание небольших неформальных консолидированных научных
объединений маститых ученых и молодых исследователей, самоорганизация их в НШ
благодаря креативному и организационному таланту научного лидера, способного не
только продуцировать стратегически важные инновационные научные идеи, но и
убеждать в их перспективности своих учеников и последователей;
относительно позднее становление и развитие основных организационных
форм науки – научных отраслей, специальностей, аспирантуры, докторантуры,
специализированных ученых советов; концентрация формальных и неформальных НШ
прежде всего в учреждениях, имеющих аспирантуру, докторантуру, спецсоветы по
защите докторских и кандидатских диссертаций книговедческого и
библиотечно-информационного направлений;
НШ этого профиля – преимущественно научно-образовательные, что предполагает
не только генерирование теоретических знаний, но и воспитание новых поколений
научных кадров, когда лидер и большинство участников НШ – преподаватели вузов;
подчинение приоритетной проблематики НИР профилю основной научно-учебной
деятельности вуза; активное внедрение результатов фундаментальных и прикладных
исследований в учебно-воспитательный процесс;
ограниченный круг выдающихся (ведущих) ученых, публикации которых
содержат новую информацию либо новый научный подход к успешному решению инновационной или традиционно важной проблемы; относительно
небольшое число реальных и потенциальных основателей и лидеров НШ, способных
объединить вокруг себя молодых исследователей, обеспечить единство методологии,
сформировать лучшие научные традиции;
лидер НШ несет как
индивидуальную, так и консолидированную ответственность за инициирование,
организацию и разработку фундаментальных и прикладных исследований, научных
проектов, тем, подготовку новой генерации молодых ученых (не будучи официальным
научным консультантом докторской либо руководителем кандидатской диссертации,
он прилагает максимум усилий для повышения научной квалификации соискателя);
основная форма организации деятельности членов этого научного сообщества
– индивидуальная, межличностная коммуникация: лидер работает с каждым членом
школы либо с наиболее талантливыми ее представителями, активно осуществляя
собственные исследования, организуя обсуждение тем докторских и кандидатских
диссертаций, научных достижений на научно-методологических, межкафедральных
семинарах, «круглых столах», мастер-классах, тренингах и т.д.
Среди факторов, затрудняющих развитие НШ книговедческого и библиотечно-информационного
профиля, необходимо выделить следующие:
слабо развитые традиции самоопределения сущностных признаков НШ
книговедческого и библиотечно-информационного направлений, выявления ведущих
научных объединений, уяснения их общих и особенных черт, изучения генезиса и
развития, определения базового научного направления, единства методологических
подходов; идентификация основного круга основателей-лидеров, последователей и
приверженцев научного направления;
из-за длительного и вынужденного научного «приспосабливания» к
официальным требованиям ВАК Украины, предъявляемым к научной отрасли и
номенклатуре ее научных специальностей, которые часто меняются, имеет место
такое специфическое явление, как «научная миграция»;
слабое соблюдение принципа преемственности в тематике научных
разработок в виде продолжения, углубления и дифференциации проблематики
исследований лидера-основателя в трудах его учеников из-за творческой или
карьерной амбициозности участников НШ, которые стремятся
к самостоятельности уже на начальном этапе собственной научной самореализации;
ввиду
объективных сложностей «продвижения» кандидатов и докторов наук
книговедческого, библиотековедческого и библиографоведческого профилей по
ступенькам отраслевой науки каждый ученый стремится, прежде всего, к признанию
своих научных достижений и,
лишь получив его, задумывается над созданием собственной НШ; как правило, одновременное
достижение этих целей – достаточно редкое явление.
Таким образом, анализ становления и развития старейшей отраслевой НШ позволил выявить качественные особенности, отражающие специфику формальных и
неформальных научных объединений книговедческого и библиотечно-информационного
профилей Украины. Надеемся, что результаты анализа послужат надежной основой
для дальнейших исследований, способствующих выявлению общих и специфических
идентификационных признаков НШ книговедческого, библиотековедческого,
библиографоведческого, документологического профилей, осмыслению их места в современной
системе научной коммуникации.
Сегодня Харьковская НШ книговедения, библиотековедения и библиографоведения
находится в расцвете творческих сил. Большие потенциальные возможности
существуют в плане продуцирования инновационных научных идей, разработки
перспективной проблематики, связанной с обоснованием теории и методологии
документологии, социальных коммуникаций и др.
Среди достижений НШ – инициирование ее ведущими учеными-лидерами
институционализации в Украине
новой научной отрасли 27 – Социальные коммуникации; разработка номенклатуры,
паспортов, формул, направлений исследований,
программ кандидатских экзаменов по научным специальностям: 27.00.01 – Теория и
история социальных коммуникаций, 27.00.02 – Документоведение, архивоведение,
27.00.03 – Книговедение, библиотековедение и библиографоведение, 27.00.06 –
Прикладные информационно-коммуникационные технологии, 27.00.07 – Социальная
информатика.
К успехам НШ можно отнести: стопроцентный научный ценз профессорско-преподавательского
состава факультета библиотековедения и информатики ХГАК; функционирование
аспирантуры (с 1994 г.), докторантуры (с 1996 г.) по научной
специальности «Книговедение, библиотековедение, библиографоведение»,
авторитетного спецсовета по защите докторских (кандидатских) диссертаций по
двум научным специальностям (27.00.01 – Теория и история социальных
коммуникаций, 27.00.03 – Книговедение, библиотековедение и библиографоведение),
в котором за последние два года по новой научной отрасли «Социальные
коммуникации» защищены три докторские и более десяти кандидатских диссертаций;
организацию и проведение ежегодных научных конференций «Культура и информационное
общество ХХI столетия»,
«Культурология и социальные коммуникации: инновационные стратегии развития»;
издание профессионального сборника научных трудов «Вестник ХГАК»; разработку
общегосударственного фундаментального исследования «Документальные структуры
общества: инновационные стратегии развития», ряда инновационных НИР специальных
кафедр и отдельных ученых и др.
У Харьковской научной школы –
большие перспективы и необходимый потенциал для дальнейшего успешного развития
основных направлений деятельности, совершенствования своих качественных
особенностей и повышения авторитета в современном научно-образовательном
пространстве.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Борисова О. Б. Выявление тенденций развития документного
потока по библиотечному делу наукометрическими методами : автореф. дис. … канд.
пед. наук; 05.25.03 – библиотековедение и библиографоведение / МГУКИ. – Москва,
1997. – 16 с.
2. Воверене О. И. Идентификация научных школ в
библиотековедении, библиографоведении и информатике / Воверене О. И.,
Вилькина О. П., Рингайтите А. А. // Науч. и техн.
б-ки СССР. – 1989. – № 2. – С. 11–18.
3. Драган Р. А. Розвиток бібліотекознавчої думки. Харківська школа (поч. ХХ
ст. –
20-ті рр.) / Р. А. Драган // Вісн. Харк. держ. акад. культури : зб.
наук. пр. – Х., 2000. – Вип. 2. –
С. 32–38.
4. Захарчук Т. В. Научные школы в библиографоведении:
особенности формирования / Т. В. Захарчук // НТИ. Сер. 1. Орг. и
методика информ. работы. – 2011. – № 1. – С. 19–25.
5. Лебедев С. А. Философия науки : словарь основных терминов /
С. А. Лебедев. – Москва : Академ. проект, 2004. – 320 с.
6. Общественные науки
документально-коммуникационного цикла: история, взаимодействие, школы /
ред.-сост. А. С. Чачко. – К.,
1990. – 48 с.
7. Усенко О. Наукові школи як фундамент вищої освіти /
О. Усенко // Психологія і суспільство. – 2002. – № 3–4. – С. 11–19.
8. Фурман А. Як розпізнати наукову школу? / Анатолій Фурман //
Наук. світ. – 2003. – № 5. – С. 14–16.
9. Харківська державна академія культури: до 80-річчя з дня заснування
: моногр. / В. М. Шейко, М. М. Каністратенко,
Н. М. Кушнаренко та ін. – Х. : ХДАК, 2009. – 196 с.
10. Юдин Б. Г. Наука в обществе знаний / Б. Г. Юдин
// Вопр. философии. – 2010. –
№ 8. – С. 45–57.
|