Научные и технические библиотеки №12 2011 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 9. Библиотеки и информация: советский опыт практической дезинтеграции и научной интеграции

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Гусева Е. Н. Инновационное развитие библиотечной сферы: аналитико-статистический обзор

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Грибков Д. Н. Виртуальное обслуживание как средство совершенствования библиотечного обслуживания

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Научные школы книговедческого и библиотечно-информационного профиля: признаки идентификации

Клюев В. К. Бакалавриат – магистратура: преемственность и профилизация управленческой подготовки

Сукиасян Э. Р. Профессия каталогизатора сегодня и завтра

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дивногорцев А. Л. Библиотечные деятели Смоленщины второй половины XIX – начала XX вв. (учредители, попечители, дарители, библиотекари)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Ельцова Т. В. Библиотека Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии: путь длиной в 100 лет

50 ЛЕТ ЖУРНАЛУ «НАУЧНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ»

Павлова Н. П. «НТБ» – 50 лет: юбилей… без торжеств

Столяров Ю. Н. Профессионализм как главная характеристика журнала (на примере публикаций 1960–1980-х гг.)

Соколов А. В. Зарницы завтрашнего дня. (Журнал-юбиляр в моей жизни)

Матлина С. Г. «НТБ» – всего лишь 50

Указатель публикаций 2011 года

Систематический указатель

Авторский указатель


УДК 378

В. К. Клюев

Бакалавриат – магистратура:
преемственность и профилизация управленческой подготовки

Характеризуется преемственность уровней отраслевого образования при переходе вузовской подготовки на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Акцентируется менеджерская составляющая образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению 071 900 "Библиотечно-информационная деятельность"; сопоставляются формируемые компетенции, анализируется структура управленческих профилей подготовки.

Ключевые слова: высшее библиотечное образование, библиотечно-информационная деятельность, бакалавриат, магистратура, знания, профилизация, фундаментализация, организационно-управленческие компетенции.

Полномасштабный переход нашей страны на уровневую модель профессиональной подготовки делает особенно актуальным гармонизацию основных параметров структурно-содержательного соотношения обучения студентов в системе «бакалавриат–магистратура». Это возможно осуществить на основе преемственных образовательных программ базового уровня и с учётом особенностей предметной области деятельности – специализированной подготовки, в частности менеджерской.

Преемственность высшего профессионального образования обеспечивает его непрерывность при переходе с одной ступени на другую. При этом повышение квалификационного уровня «по вертикали» предусмотрено посредством углубления (профилизации) подготовки и фундаментализации (академичности) знаний студентов. Этот процесс должен реализовываться путём поэтапного освоения, соответственно, профессиональной (бакалавриат, 3–4 года) и профессионально-научной (магистратура, 2 года) образовательных программ. В результате полного цикла двухуровневой вузовской подготовки выпускники получат фундаментальные знания и устойчивые профессиональные навыки, в том числе в профильных научно-исследовательской и педагогической сферах деятельности.

Преемственность между образовательными программами отраслевых бакалавриата и магистратуры нацелена на трансформацию и последовательное развитие общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков, что обеспечивается так называемой взаимокомплементарностью изучаемых базовых учебных дисциплин общенаучного и особенно профессионального блоков. В то же время основную роль призвана сыграть вариативная часть учебных предметов (акцентирующая конкретный профиль подготовки), в том числе элективные курсы – по выбору студентов.

Преемственность образовательных программ бакалавриата и магистратуры, на мой взгляд, должна прослеживаться также в структурно-тематической направленности специальной подготовки «по горизонтали» (между курсами соответствующей ступени обучения) и возрастающей акцентировке на развитие творческих способностей студентов, в частности к самостоятельным профессионально ориентированным научным исследованиям (бакалаврская диссертация – магистерская диссертация). Взаимодополняемость и взаимозависимость уровней профессиональной подготовки обеспечивают целостность образовательного процесса и его нелинейность, междисциплинарную интеграцию и возможность проектировать результаты обучения в контексте компетенций и профиля, т.е. квалификационного функционала выпускника.

Подготовка квалифицированных кадров по направлению 071 900 «Библиотечно-информационная деятельность» в соответствии с третьим поколением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования (2010 г.) началась с 2011/12 учебного года и предусматривает получение квалификаций (степеней) бакалавра и магистра.

Обратим внимание: преемственность уровней вузовской подготовки прослеживается уже в закреплённых этими стандартами видах профессиональной деятельности, к которым станут готовить будущих бакалавров и магистров. Общие для обеих ступеней – производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, психолого-педагогическая и научно-исследовательская деятельности. Однако в подготовке бакалавров в качестве приоритетного выделен производственно-технологический аспект, а в магистерской подготовке – научно-исследовательский, что адекватно целям и задачам каждой из ступеней высшего профессионального образования нового формата. Вполне правомерно, что закреплённые в образовательных стандартах профессиональные задачи в соответствии с обозначенными видами деятельности тоже разнятся у бакалавров и магистров: в первом случае они более функционально ориентированы и менее автономны по реализации.

Если обратиться к характеристике формируемых компетенций, то у бакалавра их 57 (16 общекультурных и 41 профессиональная), а у магистра – 34 (7 общекультурных и 27 профессиональных). При этом профессиональные компетенции в обоих стандартах в основном чётко взаимосвязаны между собой, соотносясь по степени сложности. Так, например, блок организационно-управленческой деятельности представлен у бакалавров компетенциями:

  • готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности;
  • готовность к решению задач по организации и осуществлению текущего планирования, учета и отчетности;
  • способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных учреждений;
  • способность формировать и поддерживать рациональную систему документационного обеспечения управления;
  • готовность использовать различные методы и приемы мотивации и стимулирования персонала;
  • готовность выстраивать эффективные внутриорганизационные коммуникации;
  • способность управлять профессиональными инновациями;
  • способность к организации системы маркетинга библиотечно-инфор­мационной деятельности;
  • готовность к социальному партнерству.

У магистров выделены организационно-управленческие компетенции:

  • готовность к управлению библиотечно-информационной деятельностью;
  • способность к постановке долгосрочных целей и задач, разработке эффективных стратегий и проектированию оптимальной организационной структуры библиотечно-информационных учреждений;
  • готовность к стратегическому управлению развитием кадровых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, внедрению инноваций в библиотечно-информационную практику;
  • способность к проведению экономического анализа и оценке эффективности и качества библиотечно-информационной деятельности;
  • способность к нормативно-правовому регулированию библиотечно-информационной деятельности;
  • способность к развитию организационной культуры и системы корпоративных коммуникаций.

То же сопряжение можно проследить и в проектной деятельности. У бакалавров:

  • готовность к применению результатов прогнозирования и моделирования в профессиональной сфере;
  • готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности;
  • способность к участию в проектировании библиотечно-информа­ционных услуг для различных групп пользователей;
  • готовность к предпроектному обследованию библиотечных и информационных учреждений.

У магистров:

  • способность к прогнозированию, моделированию и определению перспективных тенденций развития библиотечно-информационной деятельности;
  • готовность к разработке инновационных проектов развития библиотечно-информационной деятельности;
  • готовность к решению задач по проектированию и оптимизации библиотечно-информационных процессов;
  • готовность к моделированию и модернизации библиотечно-информа­ционной деятельности;
  • способность к проектированию инновационных программ комплексного развития библиотечно-информационных учреждений.

Очевидны взаимопроникаемость и общая логическая сопряжённость стандартизованных менеджерских компетенций бакалавра и магистра библиотечно-информационной деятельности, что позволит выстраивать стратегию и тактику последовательного формирования различных уровней управленческой подготовки, усиливая в магистратуре концептуально-методологический и собственно управленческий аспекты.

Набор специальных управленческих учебных дисциплин в бакалавриате и магистратуре преемственно дифференцирован. В базовую стандартизованную часть профессионального цикла бакалаврской подготовки по нашему предложению включены «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», а в структуру базовой магистерской подготовки – «Организационное развитие систем управления библиотечно-информационной деятельностью».

Таким образом, на первой ступени вузовского обучения студенты получат базисные знания в области теории и практики отраслевого управления, овладеют современными методами менеджмента и маркетинга профессиональной деятельности. На второй – магистерской ступени – будут изучать теорию организации как методологическую основу организационного развития и принципы построения организационных структур управления библиотечно-информационной деятельностью, осваивать методы проектирования оптимальных моделей управления библиотекой и системный подход к организации управления профессиональной деятельностью.

В Примерных основных образовательных программах бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 071 900 «Библиотечно-информационная деятельность» вариативные (профилированные) части в обоих уровнях представлены скорреспондированными по тематике, содержанию и срокам освоения циклами универсальных специальных управленческих дисциплин.

В бакалаврскую подготовку по профилю «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» включены такие учебные предметы, как «Стратегическое управление библиотекой», «Инновационная и методическая деятельность библиотеки», «Правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности», «Управление библиотечным делом», «Экономика библиотечно-информационной деятельности», «Управление персоналом библиотеки» и «Документационное обеспечение управления библиотечно-информационной деятельностью». В развитие блока магистерская программа «Теория и методика управления библиотечно-информационной деятельностью» предусматривается включить учебные курсы «Управленческая психология», «Маркетинг некоммерческих субъектов», «Персональный менеджмент», «Система менеджмента качества библиотечно-информационной деятельности», «Корпоративный менеджмент в библиотечно-информационной деятельности».

Дифференциация содержания обучения отраслевых бакалавров и магистров обеспечивается элективными курсами, осваиваемыми на альтернативной основе по выбору студентов, что позволит сочетать системность получаемых профильных знаний с их углублением и расширением, интеграцией со смежными предметными областями, а также практическим применением. В числе таких курсов на бакалавриате можно выделить: «Паблик рилейшнз и реклама в библиотеке», «Практический фандрейзинг в библиотеке», «Эволюция общественно-профессиональных движений в библиотечном деле», «Профессиональное сознание библиотечно-инфор­мационного специалиста» и др.

В магистратуре предполагаются более обобщающие курсы по выбору: «Методология современного библиотечно-информационного менеджмента», «Управление инновациями в библиотеке», «Внутренний маркетинг в библиотеке», «Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки», «Мотивационный менеджмент в управлении библиотечным персоналом», «Проектная деятельность библиотеки» и др.

Таким образом, двухуровневая подготовка по специальности 071 900 «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавр – магистр) интегрируется на основе общности взаимодополняемых и развивающихся профессиональных компетенций, взаимосвязи и согласованности фундаментальных дисциплин базовой части профессионального цикла обучения и преемственности его вариативных частей – специальных профилированных учебных предметов, в том числе управленческих. При обучении в бакалавриате у студентов формируются базисные менеджерские знания, умения и навыки, которые затем можно углубить и дифференцировать в профильной магистратуре.

Своеобразным интегративным показателем и основным звеном преемственности непрерывной менеджерской подготовки в отраслевой образовательной системе «бакалавриат – магистратура» логично рассматривать объективную готовность бакалавра к проблемно ориентированной научно-исследовательской деятельности в избранной предметной области. Подчеркнём, что для успешного продолжения обучения по соответствующей магистерской программе выпускник бакалавриата должен быть нацелен на восприимчивость к дальнейшим знаниям, творческое решение исследовательских и образовательных задач, научную работу по актуальной профильной проблематике.

  
На главную