УДК 378
В. К. Клюев
Бакалавриат – магистратура:
преемственность и профилизация управленческой подготовки
Характеризуется преемственность уровней отраслевого образования при
переходе вузовской подготовки на Федеральные государственные образовательные
стандарты третьего поколения. Акцентируется менеджерская составляющая
образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению 071 900
"Библиотечно-информационная деятельность"; сопоставляются формируемые
компетенции, анализируется структура управленческих профилей подготовки.
Ключевые слова: высшее
библиотечное образование, библиотечно-информационная деятельность, бакалавриат, магистратура, знания, профилизация, фундаментализация,
организационно-управленческие компетенции.
Полномасштабный переход нашей страны на уровневую модель профессиональной
подготовки делает особенно актуальным гармонизацию основных параметров
структурно-содержательного соотношения обучения студентов в системе
«бакалавриат–магистратура». Это возможно осуществить на основе преемственных
образовательных программ базового уровня и с учётом особенностей предметной
области деятельности – специализированной подготовки, в частности менеджерской.
Преемственность высшего профессионального образования обеспечивает
его непрерывность при переходе с одной ступени на другую. При этом повышение
квалификационного уровня «по вертикали» предусмотрено посредством углубления
(профилизации) подготовки и фундаментализации (академичности) знаний студентов.
Этот процесс должен реализовываться путём поэтапного освоения, соответственно,
профессиональной (бакалавриат, 3–4 года) и профессионально-научной
(магистратура, 2 года) образовательных программ. В результате полного цикла двухуровневой
вузовской подготовки выпускники получат фундаментальные знания и устойчивые профессиональные
навыки, в том числе в профильных научно-исследовательской и педагогической
сферах деятельности.
Преемственность между образовательными программами отраслевых
бакалавриата и магистратуры нацелена на трансформацию и последовательное
развитие общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков, что
обеспечивается так называемой взаимокомплементарностью изучаемых базовых
учебных дисциплин общенаучного и особенно профессионального блоков. В то же
время основную роль призвана сыграть вариативная часть учебных предметов
(акцентирующая конкретный профиль подготовки), в том числе элективные курсы –
по выбору студентов.
Преемственность образовательных программ бакалавриата и магистратуры,
на мой взгляд, должна прослеживаться также в структурно-тематической
направленности специальной подготовки «по горизонтали» (между курсами
соответствующей ступени обучения) и возрастающей акцентировке на развитие
творческих способностей студентов, в частности к самостоятельным профессионально
ориентированным научным исследованиям (бакалаврская диссертация – магистерская
диссертация). Взаимодополняемость и взаимозависимость уровней профессиональной
подготовки обеспечивают целостность образовательного процесса и его
нелинейность, междисциплинарную интеграцию и возможность проектировать результаты
обучения в контексте компетенций и профиля, т.е. квалификационного функционала
выпускника.
Подготовка квалифицированных кадров по направлению 071 900
«Библиотечно-информационная деятельность» в соответствии с третьим поколением
Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего
профессионального образования (2010 г.) началась с 2011/12 учебного года и
предусматривает получение квалификаций (степеней) бакалавра и магистра.
Обратим внимание: преемственность уровней вузовской подготовки
прослеживается уже в закреплённых этими стандартами видах профессиональной
деятельности, к которым станут готовить будущих бакалавров и магистров. Общие
для обеих ступеней – производственно-технологическая, организационно-управленческая,
проектная, психолого-педагогическая и научно-исследовательская деятельности.
Однако в подготовке бакалавров в качестве приоритетного выделен
производственно-технологический аспект, а в магистерской подготовке –
научно-исследовательский, что адекватно целям и задачам каждой из ступеней
высшего профессионального образования нового формата. Вполне правомерно, что
закреплённые в образовательных стандартах профессиональные задачи в
соответствии с обозначенными видами деятельности тоже разнятся у бакалавров и
магистров: в первом случае они более функционально ориентированы и менее автономны
по реализации.
Если обратиться к характеристике формируемых компетенций,
то у бакалавра их 57 (16 общекультурных и 41
профессиональная), а у магистра – 34 (7 общекультурных и 27
профессиональных). При этом профессиональные компетенции в обоих стандартах в
основном чётко взаимосвязаны между собой, соотносясь по степени сложности. Так,
например, блок организационно-управленческой деятельности представлен у
бакалавров компетенциями:
- готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной
деятельности;
- готовность к решению задач по организации и осуществлению текущего
планирования, учета и отчетности;
- способность к анализу управленческой деятельности
библиотечно-информационных учреждений;
- способность формировать и поддерживать рациональную систему документационного
обеспечения управления;
- готовность использовать различные методы и приемы мотивации и
стимулирования персонала;
- готовность выстраивать эффективные внутриорганизационные коммуникации;
- способность управлять профессиональными инновациями;
- способность к организации системы маркетинга библиотечно-информационной
деятельности;
- готовность к социальному партнерству.
У магистров выделены организационно-управленческие компетенции:
- готовность к управлению
библиотечно-информационной деятельностью;
- способность к постановке долгосрочных целей и задач, разработке
эффективных стратегий и проектированию оптимальной организационной структуры
библиотечно-информационных учреждений;
- готовность к стратегическому управлению развитием кадровых, финансовых,
материально-технических и информационных ресурсов, внедрению инноваций в
библиотечно-информационную практику;
- способность к проведению экономического анализа и оценке эффективности
и качества библиотечно-информационной деятельности;
- способность к нормативно-правовому регулированию
библиотечно-информационной деятельности;
- способность к развитию организационной культуры и системы корпоративных
коммуникаций.
То же сопряжение можно проследить и в проектной деятельности. У
бакалавров:
- готовность к применению результатов прогнозирования и моделирования
в профессиональной сфере;
- готовность к участию в
реализации комплексных инновационных проектов и программ развития
библиотечно-информационной деятельности;
- способность к участию в проектировании библиотечно-информационных
услуг для различных групп пользователей;
- готовность к предпроектному обследованию библиотечных и информационных
учреждений.
У магистров:
- способность к прогнозированию, моделированию и определению
перспективных тенденций развития библиотечно-информационной деятельности;
- готовность к разработке инновационных проектов развития библиотечно-информационной
деятельности;
- готовность к решению задач по проектированию и оптимизации библиотечно-информационных
процессов;
- готовность к моделированию и модернизации библиотечно-информационной
деятельности;
- способность к проектированию инновационных программ комплексного
развития библиотечно-информационных учреждений.
Очевидны взаимопроникаемость и общая логическая сопряжённость
стандартизованных менеджерских компетенций бакалавра и магистра библиотечно-информационной
деятельности, что позволит выстраивать стратегию и тактику последовательного
формирования различных уровней управленческой подготовки, усиливая в
магистратуре концептуально-методологический и собственно управленческий аспекты.
Набор специальных управленческих учебных дисциплин в бакалавриате
и магистратуре преемственно дифференцирован. В базовую стандартизованную часть
профессионального цикла бакалаврской подготовки по нашему предложению включены «Менеджмент
библиотечно-информационной деятельности» и «Маркетинг
библиотечно-информационной деятельности», а в структуру базовой магистерской
подготовки – «Организационное развитие систем управления
библиотечно-информационной деятельностью».
Таким образом, на первой ступени вузовского обучения студенты получат
базисные знания в области теории и практики отраслевого управления, овладеют
современными методами менеджмента и маркетинга профессиональной деятельности.
На второй – магистерской ступени – будут изучать теорию организации как
методологическую основу организационного развития и принципы построения
организационных структур управления библиотечно-информационной деятельностью,
осваивать методы проектирования оптимальных моделей управления библиотекой и
системный подход к организации управления профессиональной деятельностью.
В Примерных основных образовательных программах бакалавриата и
магистратуры по направлению подготовки 071 900 «Библиотечно-информационная
деятельность» вариативные (профилированные) части в обоих уровнях представлены скорреспондированными по тематике, содержанию и срокам освоения циклами
универсальных специальных управленческих дисциплин.
В бакалаврскую подготовку по профилю «Менеджмент
библиотечно-информационной деятельности» включены такие учебные предметы, как
«Стратегическое управление библиотекой», «Инновационная и методическая
деятельность библиотеки», «Правовое обеспечение библиотечно-информационной
деятельности», «Управление библиотечным делом», «Экономика
библиотечно-информационной деятельности», «Управление персоналом библиотеки» и
«Документационное обеспечение управления библиотечно-информационной деятельностью».
В развитие блока магистерская программа «Теория и методика управления
библиотечно-информационной деятельностью» предусматривается включить учебные
курсы «Управленческая психология», «Маркетинг некоммерческих субъектов»,
«Персональный менеджмент», «Система менеджмента качества библиотечно-информационной
деятельности», «Корпоративный менеджмент в библиотечно-информационной деятельности».
Дифференциация содержания обучения отраслевых бакалавров и магистров
обеспечивается элективными курсами, осваиваемыми на альтернативной основе по
выбору студентов, что позволит сочетать системность получаемых профильных
знаний с их углублением и расширением, интеграцией со смежными предметными
областями, а также практическим применением. В числе таких курсов на
бакалавриате можно выделить: «Паблик рилейшнз и реклама в библиотеке»,
«Практический фандрейзинг в библиотеке», «Эволюция общественно-профессиональных
движений в библиотечном деле», «Профессиональное сознание библиотечно-информационного
специалиста» и др.
В магистратуре предполагаются более обобщающие курсы по выбору: «Методология
современного библиотечно-информационного менеджмента», «Управление инновациями
в библиотеке», «Внутренний маркетинг в библиотеке», «Менеджмент ресурсного
потенциала библиотеки», «Мотивационный менеджмент в управлении библиотечным
персоналом», «Проектная деятельность библиотеки» и др.
Таким образом, двухуровневая подготовка по специальности 071 900 «Библиотечно-информационная
деятельность» (бакалавр – магистр) интегрируется на основе общности взаимодополняемых
и развивающихся профессиональных компетенций, взаимосвязи и согласованности
фундаментальных дисциплин базовой части профессионального цикла обучения и
преемственности его вариативных частей – специальных профилированных учебных
предметов, в том числе управленческих. При обучении в бакалавриате у студентов
формируются базисные менеджерские знания, умения и навыки, которые затем можно
углубить и дифференцировать в профильной магистратуре.
Своеобразным интегративным показателем и основным звеном преемственности
непрерывной менеджерской подготовки в отраслевой образовательной системе «бакалавриат
– магистратура» логично рассматривать объективную готовность бакалавра к
проблемно ориентированной научно-исследовательской деятельности в избранной
предметной области. Подчеркнём, что для успешного продолжения обучения по
соответствующей магистерской программе выпускник бакалавриата должен быть
нацелен на восприимчивость к дальнейшим знаниям, творческое решение исследовательских
и образовательных задач, научную работу по актуальной профильной проблематике.
|