Научные и технические библиотеки №2 2011 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 5. Природа и сущность информации

17-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2010»

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Обзор работы Экологической секции на конференции «Крым–2010»

Михнова И. Б., Лещинская В. В. Итоги Общероссийского конкурса-фестиваля по экологической тематике среди публичных библиотек: новые грани и критерии оценки состояния экологического просвещения в библиотеках России

Матвеева Т. И. Центр экологической культуры Государственной универсальной научной библиотеки и формирование общественного мнения по проблемам окружающей среды и природопользования

Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек»

Мельникова Т. Н., Саввина И. А. Интеллектуальная собственность библиотек: правовая поддержка. (Из опыта ГПНТБ России)

Копейкина Т. А., Саввина И. А. Использование Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в библиотечной деятельности: особенности составления технических заданий

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Ступкин В. В. Интегрированная система информационно- аналитического обеспечения отрасли

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Столяров Ю. Н. Селективность – общий принцип функционирования библиотечного фонда

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Практика каталогизации: повседневные проблемы и пути их решения. Статья 3

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

Ковязина Е. В. Перспективы развития автоматизации библиотек

Конференция «Крым–2010» глазами участников

Иванова Е. В. Отчет о конференции «Крым–2010» с эпиграфом, комментариями и послесловием. (Окончание)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Соколов А. В. Бенефис генерального директора


И. Б. Михнова, В. В. Лещинская

Российская государственная библиотека для молодежи, Москва

Итоги Общероссийского конкурса-фестиваля
по экологической тематике среди публичных библиотек:
новые грани и критерии оценки
состояния экологического просвещения в библиотеках России

Итоги проведенного РГБДМ в 2009 г. Общероссийского конкурса-фестиваля печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек.

Инициатива и проведение Российской государственной библиотекой для молодежи (РГБДМ) всероссийских конкурсов по экологической тематике, оценивающих и систематизирующих работу библиотек России по экологическому просвещению, имеют 15-летнюю историю. Успешно завершившийся в 2006 г. Четвертый смотр-конкурс показал высокий уровень эколого-просветительской работы библиотек, понимание ими своей причастности к повышению экологической культуры населения, прежде всего молодого поколения, продемонстрировал разнообразие применяемых форм и методов. На федеральном уровне в этом смотре-конкурсе участвовали 223 библиотеки из 64 субъектов Федерации.

Продолжая традицию проведения экологических конкурсов, в 2009 г. РГБДМ организовала Общероссийский конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек (далее – конкурс).

Изменение формата конкурса имело веские основания. В прошлом долгосрочная, конкретная работа по экологическому направлению являлась главным критерием положительной оценки деятельности библиотеки. Поэтому материал, представляемый библиотекой в 1995–2006 гг., должен был максимально отображать целенаправленность и системность работы, начиная с уставных документов, проектов, программ и заканчивая практическими разработками и пособиями, выводами и планами. На тот момент был важен каждый шаг становления системы экологического просвещения на базе библиотек России, её методическая оснащенность.

К значимым результатам истекших лет следует отнести утверждение экологического просвещения как одного из существенных, постоянных направлений работы библиотек не только научных универсальных, но и муниципальных, даже сельских, их вовлечение в популяризацию экологической культуры, комплексный подход к организации всей работы. Таким образом, начала активно развиваться система экологического просвещения в России как часть общей государственной политики в этой сфере.

Конкурс 2009 г. имел другие задачи. Библиотекам предоставлялась возможность прислать свои лучшие перспективные наработки, оригинальные идеи, продемонстрировать сильные стороны деятельности, специфику работы с разной читательской аудиторией, особенность регионального аспекта. Выявить новаторские идеи, свежие подходы, инновационные методы – это главная задача оргкомитета.

Анализ работ, поступивших на конкурс, важен для понимания современного состояния экологического просвещения библиотечно-библио­графическими средствами, степени использования ресурсов и возможностей библиотек. Материалы конкурса составляют ценную методическую информацию, отражающую уровень экологической культуры в библиотеках России, их потенциал и тенденции развития. Участниками конкурса становились библиотеки различного уровня: универсальные научные, центральные, городские и сельские, детские и юношеские. Всего поступило 159 работ из 38 регионов.

Работы на конкурс 2009 г. представлялись в четырех номинациях: «Лучшее печатное издание», «Лучшее электронное издание», «Лучший интернет-проект» и «Лучшее публичное мероприятие». По итогам конкурса были определены победители, почетными дипломами Оргкомитета награждены 6 библиотек, специальными дипломами различных экологических организаций и библиотек – 22 библиотеки.

Победителями конкурса стали библиотеки, уже имеющие богатый опыт работы по экологическому просвещению и не первый год участвующие во всероссийских смотрах-конкурсах. Государственная библиотека Югры (Ханты-Мансийск) с информационно-методическим сборником «Знай, люби, береги!» заняла первое место в номинации «Лучшее печатное издание». Победителем в номинации «Лучшее электронное издание» стала Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена с информационным дайджестом «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». В номинации «Лучшее публичное мероприятие» первой стала библиотека-филиал № 10 ЦБС Вологды с общегородской молодежной экологической акцией «Эко – Я!». В номинации «Лучший интернет-проект» победила библиотека «Северная» (Муниципальная информационная библиотечная система (Томск) с «Томской экологической страницей».

Представили свои работы и библиотеки, впервые участвующие в конкурсе по экологической тематике общероссийского масштаба. Многие из них удостоились специальных дипломов ведущих экологических и просветительских организаций, таких как Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, АПРИКТ, ГПНТБ России, Некоммерческая организация «Пушкинская библиотека», Эко-просветительский центр «Заповедники», Общероссийская общественная экологическая организация Российский Зелёный крест, МГУКИ, РГБДМ, ГПИБ, Центральная городская юношеская библиотека им. М. Светлова, Центральная городская детская библиотека им. А. Гайдара, журналы «Библиотека» и «Хроники краеведа», Международная академия информатизации.

Безусловно, материально-технические возможности, читательская аудитория, региональные особенности, цели и задачи эколого-просвети­тельской деятельности у каждой из библиотек-участниц свои, однако итоги конкурса позволяют говорить об общих ярких тенденциях, объединяющих библиотеки в их эколого-просветительской деятельности.

Одна из главных особенностей конкурса 2009 г. – более глубокое понимание библиотеками России предмета экологии, ее научной сути. Материалы конкурса продемонстрировали серьезный научный подход к проблематике экологического просвещения, формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Среди конкурсных работ – большое количество научных изданий, сборников материалов семинаров и конференций на базе библиотек, информационно-методические сборники, отражающие основательность и масштабность подхода к проблеме экологического просвещения.

Участие библиотек в различных научных конференциях и практических семинарах – показатель всесторонней заинтересованности ученых-экологов, педагогов и просветителей в совместном решении экологических проблем и вовлеченности библиотек в общий процесс формирования экологической культуры населения.

Например, Республиканская детско-юношеская библиотека Республики Бурятия представила на конкурс материалы «круглого стола» «Молодежь и проблемы туристско-рекреационной зоны»; Ярославская областная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова выступила в номинации «Лучшее печатное издание» с материалами межрегиональной научно-практической конференции «Природное и культурное наследие Ярославского края: состояние и перспективы»; Национальная библиотека
им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл издала сборник трудов IV научно-практической конференции «Современное состояние окружающей среды в Республике Марий Эл и здоровье населения», в которой приняла непосредственное участие; в Брянской области прошла эколого-практическая конференция «Благоустройство Унечского района: состояние, новый взгляд, современные решения», материалы которой заявлены в номинации «Лучшее печатное издание». И таких примеров активного участия библиотек в общекультурной и научно-экологической жизни региона множество.

Многоаспектность экологической проблематики находила отражение во всем разнообразии форм печатных, электронных изданий и мероприятий библиотек, участвовавших в конкурсе. Яркий пример – Кировская ордена Почёта Государственная универсальная областная научная библиотека
им. А. И. Герцена, которая представила свою областную библиотечную программу (2007–2010) «Воспитание экологической культуры населения – миссия библиотек XXI века».

В новой областной программе сделана попытка всесторонне раскрыть многоаспектность экологической проблематики, для чего выделены девять тематических модулей. Каждый модуль раскрыл один из аспектов экологического просвещения, например «Ощущение чуда» (нравственно-эстетическое восприятие окружающей среды), «Семейная экология» (семейное экологическое взаимовоспитание), «Эколог – профессия будущего!» и «Экология в жизненном пространстве человека» (экология человека, экология в быту), «Имею право» (доступ к экологической информации). По каждому из модулей библиотекам области предложен спектр возможных форм работы, даны методические рекомендации, названы мероприятия.

Самостоятельное составление подобного плана позволяет библиотекам найти свою тему, став участником общей программы по экологическому просвещению.

Кировская универсальная областная научная библиотека и созданный на ее базе Центр экологической информации и культуры давно работают в этом направлении, являются одними из лидеров эколого-просветительской работы среди библиотек России. По итогам конкурса библиотека получила не только звание победителя в номинации «Лучшее электронное издание», но и специальный диплом ГПНТБ России «За многолетний вклад в развитие экологического просвещения в библиотеке».

Все большее количество библиотек отражают духовно-нравственную основу формирования экологического сознания, а также социальные аспекты экологической проблематики. Неслучайно во многих работах библиотек звучат слова «экология души», «экологическое сознание», «эстетическое восприятие экологии и природы» и т.д. Такой гуманитарный подход библиотек к проблеме соотносится со словами Д. С. Лихачева, который первым сформулировал суть происходящих в обществе процессов: «Экология – проблема нравственная». Например, Кабанская центральная межпоселенческая библиотека Республики Бурятия представила на конкурс социально-экологический проект «С чистым Байкалом – к здоровой жизни»; ЦБС г. Кунгур (Пермский край) – материал о проведенной экологической акции «Экология и культура – будущее России»; Ярославская областная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова – библиографический указатель литературы «Экология и общество».

Комплексный подход к ведению эколого-просветительской деятельности стал для большинства библиотек, представивших свои работы на конкурс, основополагающим. Подчинение всех своих мероприятий и изданий методически обоснованной программе по экологическому просвещению – обязательное условие результативной работы библиотеки. Критерии смотров-конкурсов предыдущих лет, требующие наличия планов и программ, заложили основу для целенаправленной работы библиотек России по экологии, для формирования во многих из них центров экологического просвещения и культуры. Публичные природоохранные мероприятия задумываются и осуществляются как итог предварительной информационной, просветительской работы с читателями. Ушли времена отдельных, информационно и организационно не связанных друг с другом мероприятий библиотеки.

Библиотечная эколого-просветительская работа становится во много раз эффективнее благодаря включению ее в программу. В комплексных эколого-просветительских программах библиотек уже на постоянной основе принимают участие различные природоохранные организации как федерального, так и муниципального уровня. Тесное взаимодействие библиотек с экологическими организациями становится на этом этапе развития необходимым условием взаимовыгодного сотрудничества и обоюдного роста.

По итогам конкурса специальным дипломом Межрегионального центра библиотечного сотрудничества отмечена Национальная библиотека Республики Коми (Сыктывкар) «За эффективное социальное и бизнес-партнерство». Результат взаимодействия библиотеки и различных организаций и структур продемонстрирован в международной экологической акции «Спасти и сохранить», проходившей на территории Октябрьского района в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2007 г. Акция позволила объединить усилия многих специалистов: библиотекарей, педагогов, представителей районной администрации, органов природопользования и охраны окружающей среды.

Материалы конкурса показали, что экологические мероприятия, организуемые библиотекой, носят не только досуговый, развлекательный, но и практический природоохранный характер, имея ярко выраженную направленность на формирование активной позиции читателей. Библиотеки выступают инициаторами различных экологических акций, маршей, десантов, которые часто выходят за стены самой библиотеки.

Почетным дипломом «За привлечение населения к решению экологических проблем родного края» награждено детское отделение Центральной библиотеки Орловской области (Урицкое межпоселенческое библиотечное объединение); Общероссийской общественной экологической организации «Российский Зелёный крест» присужден специальный диплом «За формирование активной гражданской позиции и экологического сознания подрастающего поколения»; дипломом отмечена Уньюганская библиотека семейного чтения (Межпоселенческая библиотека Октябрьского района Тюменской обл.) за организацию и участие в международном экологическом марафоне «Эта Земля – твоя и моя!» на конкурс представлен информационно-методический сборник материалов марафона. Российский Зелёный крест наградил специальным дипломом «За привлечение населения к решению экологических проблем» Кандалакшскую ЦБС (Мурманская обл.) за проведение конкурса «Чистый город – вторая жизнь упаковки».

Нацеленность на практические природоохранные результаты в дополнение к просветительской и информационной деятельности присуща сегодня многим библиотекам, представившим свои материалы на конкурс. Подключение к своей работе различных организаций, бизнес-партнеров методически обогащает библиотеки, разнообразнее становятся их методы и средства работы с читателем.

Конкурс 2009 г. выявил множество оригинальных идей и форм работы. Например, настоящим экологическим праздником, ярким и запоминающимся для молодежи, стала Международная экологическая акция «”Ночь летучих мышей”: мышеЛётная вечеринка», проведенная Новосибирской областной юношеской библиотекой. Библиотека отмечена специальным дипломом «За оригинальность в проведении публичного мероприятия». Крупное и необычное мероприятие «Экологический подиум» проведено Государственной универсальной научной библиотекой Красноярского края.

В экологическом конкурсе «Гоголь-Моголь: литература – экология – творчество», проведенном Центром экологической информации (филиал № 1) Новокуйбышевска, получился, по выражению самих авторов мероприятия, отличный «творческий коктейль» из произведений Гоголя, поделок из природных материалов (конкурс «Эко-мастера») и костюмов из вторсырья на гоголевскую тему «Герои с обложки в необычной одежке». Работа библиотеки отмечена дипломом журнала «Библиотека» «За использование классических произведений художественной литературы в воспитании экологической культуры».

Конкурс 2009 г. ввел две новые номинации: «Лучшее электронное издание» и «Лучший интернет-проект». Таким образом библиотеки смогли продемонстрировать возможности использования в библиотечной деятельности современных технологий, а также информационно-просветительский потенциал тематических интернет-проектов.

В номинации «Лучшее электронное издание» были заявлены 34 работы. В смотрах-конкурсах 2005–2006 гг. отрадно было получать работу, когда к печатной версии материала прилагались дискеты и диски с информационным и иллюстративным наполнением. В конкурсе 2009 г. впервые электронное издание библиотек вынесено в отдельную номинацию.

Отметим, что из 34 участвовавших в конкурсе работ лишь половина представляла собой электронное издание. Остальные – это презентации, которые являются вспомогательным средством, демонстрационным материалом или наглядным пособием, и относить их к электронным изданиям неправомерно. Приходится признать, что это ещё неразработанное поле деятельности библиотек. Тем не менее радует, что библиотеки активно начинают использовать современные технологии, учитывают интерес читателей к такого рода изданиям и оценивают их перспективность.

Несколько удачных работ в этой номинации отмечены специальными дипломами. МГУКИ присудил диплом «За лучший электронный указатель литературы в области экокраеведения» Шахунской межпоселенческой библиотеке (Нижегородская обл., г. Шахунья), диплом ГПНТБ России «За лучшее электронно-библиографическое издание по экологической безопасности» получила библиотека-филиал № 9 им. Н. Некрасова ЦБС г. Батайска (Ростовская обл.), диплом Международной академии информатизации «За оригинальное электронное издание в области охраны окружающей среды на примере отдельно взятого региона России» присужден Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина ЦБС Балахнинского муниципального района Нижегородской области.

Номинация «Лучший интернет-проект» представляла для библиотек России наибольшую сложность. Поступили всего 7 работ. Появление этой номинации в конкурсе по экологической тематике само по себе уже инновация. Лет 5–7 назад говорить о включении подобной номинации в библиотечную конкурсную программу было невозможно. Сегодня уже немало библиотек имеют достаточный как информационный, так и материально-технический потенциал для реализации экологического интернет-проекта.

Представленные на конкурс проекты разрабатывали библиотеки с устоявшимся фундаментом эколого-просветительской работы: Алтайская краевая научная библиотека им. В. Я. Шишкова; Муниципальная информационная библиотечная система, библиотека «Северная» (Томск); Кировская областная научная библиотека; Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина. Среди участников были и муниципальные библиотеки: ЦБС Пскова, Центральная библиотека им. И. А. Но­викова Мценска Орловской области, Новозыбковская городская ЦБС Брянской области.

Победителем в этой номинации стала Муниципальная информационная библиотечная система, библиотека «Северная» с «Томской экологической страницей». Сайт начал свою работу в 2006 г. в рамках совместного проекта с ГПНТБ России. Сейчас Томская экологическая страница – самостоятельный информационно насыщенный продукт, благодаря которому не только читатели библиотеки «Северная», но и любой желающий могут получить информацию об экологической обстановке, новостях экологии, конкурсах, проектах и других массовых мероприятиях, проводимых в регионе, о новостях книжной и периодической печати по экологии и многое другое. Информационная емкость и высокий уровень подачи материала на сайте делает его незаменимым источником достоверной экологической информации.

Конкурс показал: библиотеки России обладают большими информационными, просветительскими и методическими ресурсами, что позволяет говорить о начале становления единой библиотечной системы России по экологическому просвещению. Существует необходимость объединить все библиотечные ресурсы для поддержания государственной политики по формированию экологического сознания населения.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что конкурс завершен, итоги подведены, а результаты могут рассматриваться как импульс для новых программ, планов и идей. Глубокий анализ работ будет проводиться еще длительное время, становясь предметом новых публикаций и размышлений о дальнейшем развитии экологического просвещения, побуждая к поиску все новых форм и методов работы с читателями. Ведь конкурс – это не только демонстрация некоторых достижений, но и обмен опытом, самооценка своей работы, открытие для себя новых горизонтов. РГБДМ, являясь методическим центром эколого-просветительской работы библиотек России, продолжает вести это направление, а развивающийся интернет-проект «Экокультура» будет способствовать распространению передовых идей в сфере экологии, размещая на страницах сайта лучшие работы библиотек, в том числе участников конкурса.

  
На главную