УДК 02(063)
«Северная мозаика»
В пакете материалов для делегатов
Всемирного библиотечного конгресса и 76-й Генеральной конференции ИФЛА–2010 в Гётеборге
«Открытый доступ к знаниям – поддержка устойчивого развития» (Open Access to knowledge – promoting
sustainable progress) оказалась отлично изданная книга – «Публичные
библиотеки Северных стран 2.0. Сборник, приуроченный к Конференции ИФЛА в Гётеборге».
(Nordic Public Libraries 2.0).
Составители сборника: Агентство
библиотек и средств информации Дании (Danish
Agency for Libraries and Media), Министерство образования и культуры Финляндии
(Ministry of Education and Culture in
Finland), Агентство библиотек, архивов и музеев Норвегии (Norwegian Archive, Library and Museum
Authority), Совет по искусству Швеции (Swedish
Arts Council).
Мы подготовили дайджест (перевод и
краткий обзор) наиболее релевантных для нашей аудитории материалов этого
издания и предлагаем его вашему вниманию.
Ключевая статья «Программа работы новых библиотек по направлению к обществу
знаний: три волны перемен в современных библиотеках» (Agenda for the New
Library. Towards the Knowledge Society: Three Waves of Change in the Modern
Library); её автор – Йенс Торнхауг (Jens Thornhaug), генеральный директор
Агентства библиотек и средств информации Дании (см. статью Торнхауга: Науч. и
техн. б-ки. – 2002. – № 9). Помимо краткого изложения ключевой статьи, мы
приводим последующие заметки специалистов.
В течение нескольких десятилетий
библиотеки всего мира внедряют и систематически используют информационные
технологии, потому что изначально было понятно: в электронных технологиях
заключены колоссальные возможности для библиотек. Оглядываясь назад, можно
выделить определенные этапы этой работы.
На начальной стадии, в 1980-е гг.,
основное внимание уделялось клавиатурному вводу карточных каталогов,
формированию библиографических баз данных, ставших фундаментом для развития сетевых
публичных каталогов открытого доступа (OPAC).
Вторая фаза относится к 1990-м гг. и
началу нового века. На этом этапе наиболее значимо проявились развитие интернет-технологий,
создание новой цифровой среды. На эти технологические продвижения библиотеки
отреагировали созданием новых сервисов (таких как обслуживание электронными
журналами, внедрение сетевых сервисов, например «спроси библиотекаря» – ask-a-librarian),
тематических и других порталов, что, к сожалению, осталось незамеченным очень
многими пользователями.
С задачами первых двух этапов библиотеки
в общем-то успешно справились, хотя показатели работы, касающиеся основных
функций публичных библиотек, снизились (в том числе и книговыдача).
Заметная для
публичных библиотек Северных стран тенденция – изменение характера
использование библиотечных помещений. Главная перемена состоит в том, что
сейчас люди приходят в библиотеку не только для того, чтобы взять какую-либо
физически ощущаемую вещь. (Многочисленные исследования показывают, что это
относится примерно к 50% посетителей библиотеки.) Одновременно отмечен
существенный рост использования сетевых технологий обслуживания и выгрузки
электронных материалов.
Третья фаза, которая едва началась,
включает в себя бурное развитие таких сервисов, как Google, YouTube, Flickr и многих других; возникновение коммуникационных сервисов Facebook, Twitter, wiki;
распространение интерактивных форм сетевых технологий – ранжирования (ranking) и разметки
(tagging).
Все это хорошо иллюстрирует тенденции
формирования новых отношений между поставщиком информации и пользователем,
который стал активно участвовать и в оценке материала и напрямую – в его
создании (пример – Wikipedia).
Рассмотренные этапы непосредственно
связаны с библиотечными технологиями. Однако глубокие перемены обусловлены
изменением условий жизни и информационных потребностей пользователя, что
вызвано внедрением новых технологий в производственной сфере, т.е. переходом от
индустриального общества к информационному и глобализации.
Наиболее заметным явлением оказалась
оторванность продукта от места его производства. В результате существенная
часть промышленных предприятий переместилась из западных стран на восток –
туда, где рабочая сила дешевле. Это привело к формированию новых социальных условий
и требований к рабочей силе; центральными элементами теперь выступают
инновация, постоянное обучение, исследования. Таким образом, возникли новые
требования и к публичным библиотекам.
Еще одна опасность для современных
европейских мультикультурных стран – цифровой разрыв (digital divide), который
может перейти в социальный взрыв.
На все это накладываются и другие
проблемы: изменения климата, необходимость обеспечения устойчивого развития,
урбанизация, старение населения, удорожание процессов охраны здоровья и т.п.
Молодое поколение ждет от публичных
библиотек большего, чем просто доступ к информации – необходимо оказывать
помощь в ее усвоении. Утопическая модель
развития предполагает, что решение будет найдено путем обеспечения недорогого
доступа к защищенным материалам; но сегодняшние цены неподъемны для публичных
библиотек. Другая модель развития – с высокими ценами на информацию – ведет в
социальную пропасть.
Библиотекам необходимо осуществить
переход от формирования фондов (collection) к установлению связей с читательским сообществом (connection), сменить
акцент от продукта к пользователю (from product touser-oriented), превратиться из книгохранилища в центр местного сообщества.
Это и есть новое библиотечное мышление.
Северные страны имеют длительный опыт
демократического развития. Правительства всех Северных стран так или иначе
реагируют на изменения информационных потребностей.
В Финляндии
разработана стратегия на 2003–2010 гг. и до 2012 г.; в Швеции выпущен
доклад правительства (2009 г.), где обозначена необходимость централизации
управления библиотеками; в Норвегии – заявление парламента об оцифровке
культурного наследия и о развитии социальных функций публичных библиотек; в
Дании – специальный доклад правительства (2010 г.).
Концепция «новой библиотеки» во всех
Северных странах фиксирует переход от задач формирования библиотечного фонда к
удовлетворению потребностей пользователя; развитие новых сервисов; расширение
взаимодействия с пользователями. Библиотека должна быть там, где находятся люди
– в Сети, дома, на работе и т.д.
В заключение Йенс Торнхауг отметил три
основные проблемы:
1. Интеграция библиотечных сервисов в
повседневную жизнь граждан – подобно радиовещанию. Тщательная селекция любого
материала (книг, фильмов, компьютерных игр и др.) и круглосуточная доставка без
выходных и праздничных дней с выгрузкой на любые устройства – персональный
компьютер, электронный считыватель (e-reader), планшет (iPad), мобильный телефон и т.д.;
2. Новые виды обслуживания в библиотечных
помещениях или с использованием сетевых технологий. Организация библиотечного
пространства должна обеспечивать возможность повышения квалификации, организацию
встреч, интерактивность. Переход от концепции библиотеки как книгохранилища (book container) к
библиотеке – центру жизни местного сообщества (community center).
3. Работа с теми, кто пока не является
пользователями библиотеки: организация систематической работы, стимулирование
интереса граждан.
Далее – подборка фактов из практики
работы библиотек Северных стран.
Любопытная
инициатива проявлена в рамках системы «Электронные истории» (Digital tales),
которую поддерживает Министерство культуры и церковных отношений Норвегии (Ministry of Culture and Church Affairs) совместно
с Норвежским агентством архивов библиотек и музеев в ходе объявленного
Правительством Норвегии Года культурного наследия (2009 г.).
Фактически – это сайт, на страницах
которого любой пользователь может рассказать какую-либо интересную историю,
забавный случай и т.п. Речь идет фактически о формировании устного наследия нации.
Этот портал связан с норвежским
официальным сайтом по культуре. Веб-сайт открыт для всех, т.е. не нужно
получать чье-либо одобрение. Принимается текст с иллюстрациями, видео-, аудиоматериалы,
анимация, фото и т.д. Записи можно ранжировать (давать оценки) или
комментировать.
Поиск материалов может осуществляться по
учреждению, автору, географическому региону, тематике или категориям (например,
наиболее популярные или чаще всего просматриваемые материалы). С помощью системы
RSS можно подписаться на материалы по конкретной тематике или
касающиеся конкретного учреждения, места и т.д.
Сейчас на сайте около 1200 рассказов; его
посещают около 400 человек в день.
Сетевой канал ко всем библиотекам Финляндии (Libraries.fi) – в 2008 г. им воспользовались
более 2 млн человек. Такой – общенациональный – подход характерен для
библиотечного обслуживания Финляндии. Наиболее заметный сервис – «спроси библиотекаря» (ask-a-librarian).
Обучение библиотекарей новым
технологиям. В Дании в 2008 г.
85% населения имели доступ в Интернет, а доступ к Сети с персонального
компьютера – 90% жителей моложе 60 лет.
Сайт borger.dk (www.citizen.dk) помогает гражданам освоить навыки
работы в Интернете. Централизованно подготовлены 60 специалистов (в основном из
публичных библиотек Дании), которые могут инструктировать граждан.
Аналогичная работа
ведется в Норвегии и Швеции. В Северных странах публичные библиотеки зачастую
являются единственным местом, где граждане могут повысить уровень знаний в
использовании возможностей Сети.
Еще одна инициатива по привлечению
молодежи – «Демотека», проект шведских регионов Кальмар, Блеконт,
Кронеберг. На основе коллекции фильмов создается фонд народного творчества.
Формируются сетевые клубы любителей книги.
Библиотека должна идти к людям.
Норвежские библиотеки, где только 40% посетителей берут книги, организовали
систематическую «охоту» на тех, кто пока не ходит в библиотеку (the hunt for non-users).
Перестройка библиотечного обслуживания в
обществе знания может рассматриваться как переход от формирования фондов к
существенно дифференцированным потребностям общества.
Формирование библиотечных коллекций
целиком определяется внутренними процессами. В модели, основанной на
удовлетворении потребностей пользователя, отправной точкой в библиотечной технологии
является его потребность в информации, что нужно систематически изучать, – поэтому
выходной продукт будет весьма разнообразным, адаптированным под текущие нужды
пользователя.
Для нас интересно использование самообслуживания
в публичных библиотеках небольших датских городов. Читатель сам открывает
библиотеку тогда, когда ему это нужно, с помощью специальной карты (пропуска);
при этом происходит проверка аутентичности и активация его электронного
формуляра, и включается система контроля книговыдачи на базе радиочастотной
идентификации (RFID). Автоматически включается и
веб-камера, т.е. все действия читателя в библиотеке находятся под контролем;
видеофайл записывается на диск и просматривается персоналом.
Некоторые библиотеки организовали допуск
по карте социального страхования, аналогичной, например, «карте москвича».
Таким образом экономятся средства на персонал. Читатели довольны новшеством:
сейчас более 50% книговыдачи – посредством самообслуживания.
Развитие партнерских отношений – еще один существенный элемент перестройки библиотеки.
Помимо традиционных партнеров – архивов и музеев (так называемых институтов
памяти), библиотеки развивают партнерство с бизнес-сообществом, институтами
гражданского общества (это – различные ассоциации, неправительственные
организации, интернет-группы и т.п.). Библиотекари сотрудничают с радио- и
телекомпаниями, особенно в работе с детьми. Сейчас библиотеки открываются в
торговых комплексах (Финляндия), в плавательных бассейнах (Дания), в гостиничных
кафе (Швеция).
А. И. Земсков
ГПНТБ России
|