Научные и технические библиотеки №3 2011 год
Содержание:

17-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ–2010»

Секция «Электронные библиотеки»

Сухотина М. Л. Электронные сетевые ресурсы Информкультуры РГБ в пространстве культуры, науки, образования

Найдина Е. Л. Библиографическое обслуживание в виртуальной среде: современное состояние и перспективы

Сорокин И. В., Скалабан А. В. Технологии Web и Web 2.0 как средства интеграции библиотек в современную электронную среду

Конференция «Крым–2010» глазами участников

Гусева Е. Н. Международная конференция «Крым–2010»: заметки очевидца

БИБЛИОТЕЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Басов С. А. Об институциональном подходе в библиотековедении

НАША ПРОФЕССИЯ

Фирсов В. Р. О разработке проекта «Приоритеты развития РБА на 2011–2015 гг.»

Приоритеты развития РБА на 2011–2015 гг. (Проект)

Столяров Ю. Н. Библиотекари о Кодексе этики российского библиотекаря

Кокойкина О. Н. Преподаватель как основной компонент внутренней среды вуза культуры

ИФЛА–2010

Всемирный библиотечный и информационный конгресс – ИФЛА–2010

«Северная мозаика»

Пилч Джейнис. Ограничения и исключения в авторском праве, предусмотренные для библиотек и учреждений образования: общемировая востребованность

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Красикова Е. Г. Современный студент как пользователь библиотеки

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США–2010»)

Иванова Е. В. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (Обзор работы. Окончание)


УДК 02(063)

«Северная мозаика»

В пакете материалов для делегатов Всемирного библиотечного конгресса и 76-й Генеральной конференции ИФЛА–2010 в Гётеборге «Открытый доступ к знаниям – поддержка устойчивого развития» (Open Access to knowledge – promoting sustainable progress) оказалась отлично изданная книга – «Публичные библиотеки Северных стран 2.0. Сборник, приуроченный к Конференции ИФЛА в Гётеборге». (Nordic Public Libraries 2.0).

Составители сборника: Агентство библиотек и средств информации Дании (Danish Agency for Libraries and Media), Министерство образования и культуры Финляндии (Ministry of Education and Culture in Finland), Агентство библиотек, архивов и музеев Норвегии (Norwegian Archive, Library and Museum Authority), Совет по искусству Швеции (Swedish Arts Council).

Мы подготовили дайджест (перевод и краткий обзор) наиболее релевантных для нашей аудитории материалов этого издания и предлагаем его вашему вниманию.

Ключевая статья «Программа работы новых библиотек по направлению к обществу знаний: три волны перемен в современных библиотеках» (Agenda for the New Library. Towards the Knowledge Society: Three Waves of Change in the Modern Library); её автор – Йенс Торнхауг (Jens Thornhaug), генеральный директор Агентства библиотек и средств информации Дании (см. статью Торнхауга: Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 9). Помимо краткого изложения ключевой статьи, мы приводим последующие заметки специалистов.

В течение нескольких десятилетий библиотеки всего мира внедряют и систематически используют информационные технологии, потому что изначально было понятно: в электронных технологиях заключены колоссальные возможности для библиотек. Оглядываясь назад, можно выделить определенные этапы этой работы.

На начальной стадии, в 1980-е гг., основное внимание уделялось клавиатурному вводу карточных каталогов, формированию библиографических баз данных, ставших фундаментом для развития сетевых публичных каталогов открытого доступа (OPAC).

Вторая фаза относится к 1990-м гг. и началу нового века. На этом этапе наиболее значимо проявились развитие интернет-технологий, создание новой цифровой среды. На эти технологические продвижения библиотеки отреагировали созданием новых сервисов (таких как обслуживание электронными журналами, внедрение сетевых сервисов, например «спроси библиотекаря» – ask-a-librarian), тематических и других порталов, что, к сожалению, осталось незамеченным очень многими пользователями.

С задачами первых двух этапов библиотеки в общем-то успешно справились, хотя показатели работы, касающиеся основных функций публичных библиотек, снизились (в том числе и книговыдача).

Заметная для публичных библиотек Северных стран тенденция – изменение характера использование библиотечных помещений. Главная перемена состоит в том, что сейчас люди приходят в библиотеку не только для того, чтобы взять какую-либо физически ощущаемую вещь. (Многочисленные исследования показывают, что это относится примерно к 50% посетителей библиотеки.) Одновременно отмечен существенный рост использования сетевых технологий обслуживания и выгрузки электронных материалов.

Третья фаза, которая едва началась, включает в себя бурное развитие таких сервисов, как Google, YouTube, Flickr и многих других; возникновение коммуникационных сервисов Facebook, Twitter, wiki; распространение интерактивных форм сетевых технологий – ранжирования (ranking) и разметки (tagging).

Все это хорошо иллюстрирует тенденции формирования новых отношений между поставщиком информации и пользователем, который стал активно участвовать и в оценке материала и напрямую – в его создании (пример – Wikipedia).

Рассмотренные этапы непосредственно связаны с библиотечными технологиями. Однако глубокие перемены обусловлены изменением условий жизни и информационных потребностей пользователя, что вызвано внедрением новых технологий в производственной сфере, т.е. переходом от индустриального общества к информационному и глобализации.

Наиболее заметным явлением оказалась оторванность продукта от места его производства. В результате существенная часть промышленных предприятий переместилась из западных стран на восток – туда, где рабочая сила дешевле. Это привело к формированию новых социальных условий и требований к рабочей силе; центральными элементами теперь выступают инновация, постоянное обучение, исследования. Таким образом, возникли новые требования и к публичным библиотекам.

Еще одна опасность для современных европейских мультикультурных стран – цифровой разрыв (digital divide), который может перейти в социальный взрыв.

На все это накладываются и другие проблемы: изменения климата, необходимость обеспечения устойчивого развития, урбанизация, старение населения, удорожание процессов охраны здоровья и т.п.

Молодое поколение ждет от публичных библиотек большего, чем просто доступ к информации – необходимо оказывать помощь в ее усвоении. Утопическая модель развития предполагает, что решение будет найдено путем обеспечения недорогого доступа к защищенным материалам; но сегодняшние цены неподъемны для публичных библиотек. Другая модель развития – с высокими ценами на информацию – ведет в социальную пропасть.

Библиотекам необходимо осуществить переход от формирования фондов (collection) к установлению связей с читательским сообществом (connection), сменить акцент от продукта к пользователю (from product touser-oriented), превратиться из книгохранилища в центр местного сообщества. Это и есть новое библиотечное мышление.

Северные страны имеют длительный опыт демократического развития. Правительства всех Северных стран так или иначе реагируют на изменения информационных потребностей.

В Финляндии разработана стратегия на 2003–2010 гг. и до 2012 г.; в Швеции выпущен доклад правительства (2009 г.), где обозначена необходимость централизации управления библиотеками; в Норвегии – заявление парламента об оцифровке культурного наследия и о развитии социальных функций публичных библиотек; в Дании – специальный доклад правительства (2010 г.).

Концепция «новой библиотеки» во всех Северных странах фиксирует переход от задач формирования библиотечного фонда к удовлетворению потребностей пользователя; развитие новых сервисов; расширение взаимодействия с пользователями. Библиотека должна быть там, где находятся люди – в Сети, дома, на работе и т.д.

В заключение Йенс Торнхауг отметил три основные проблемы:

1. Интеграция библиотечных сервисов в повседневную жизнь граждан – подобно радиовещанию. Тщательная селекция любого материала (книг, фильмов, компьютерных игр и др.) и круглосуточная доставка без выходных и праздничных дней с выгрузкой на любые устройства – персональный компьютер, электронный считыватель (e-reader), планшет (iPad), мобильный телефон и т.д.;

2. Новые виды обслуживания в библиотечных помещениях или с использованием сетевых технологий. Организация библиотечного пространства должна обеспечивать возможность повышения квалификации, организацию встреч, интерактивность. Переход от концепции библиотеки как книгохранилища (book container) к библиотеке – центру жизни местного сообщества (community center).

3. Работа с теми, кто пока не является пользователями библиотеки: организация систематической работы, стимулирование интереса граждан.

Далее – подборка фактов из практики работы библиотек Северных стран.

Любопытная инициатива проявлена в рамках системы «Электронные истории» (Digital tales), которую поддерживает Министерство культуры и церковных отношений Норвегии (Ministry of Culture and Church Affairs) совместно с Норвежским агентством архивов библиотек и музеев в ходе объявленного Правительством Норвегии Года культурного наследия (2009 г.).

Фактически – это сайт, на страницах которого любой пользователь может рассказать какую-либо интересную историю, забавный случай и т.п. Речь идет фактически о формировании устного наследия нации.

Этот портал связан с норвежским официальным сайтом по культуре. Веб-сайт открыт для всех, т.е. не нужно получать чье-либо одобрение. Принимается текст с иллюстрациями, видео-, аудиоматериалы, анимация, фото и т.д. Записи можно ранжировать (давать оценки) или комментировать.

Поиск материалов может осуществляться по учреждению, автору, географическому региону, тематике или категориям (например, наиболее популярные или чаще всего просматриваемые материалы). С помощью системы RSS можно подписаться на материалы по конкретной тематике или касающиеся конкретного учреждения, места и т.д.

Сейчас на сайте около 1200 рассказов; его посещают около 400 человек в день.

Сетевой канал ко всем библиотекам Финляндии (Libraries.fi) – в 2008 г. им воспользовались более 2 млн человек. Такой – общенациональный – подход характерен для библиотечного обслуживания Финляндии. Наиболее заметный сервис – «спроси библиотекаря» (ask-a-librarian).

Обучение библиотекарей новым технологиям. В Дании в 2008 г. 85% населения имели доступ в Интернет, а доступ к Сети с персонального компьютера – 90% жителей моложе 60 лет.

Сайт borger.dk (www.citizen.dk) помогает гражданам освоить навыки работы в Интернете. Централизованно подготовлены 60 специалистов (в основном из публичных библиотек Дании), которые могут инструктировать граждан.

Аналогичная работа ведется в Норвегии и Швеции. В Северных странах публичные библиотеки зачастую являются единственным местом, где граждане могут повысить уровень знаний в использовании возможностей Сети.

Еще одна инициатива по привлечению молодежи – «Демотека», проект шведских регионов Кальмар, Блеконт, Кронеберг. На основе коллекции фильмов создается фонд народного творчества. Формируются сетевые клубы любителей книги.

Библиотека должна идти к людям. Норвежские библиотеки, где только 40% посетителей берут книги, организовали систематическую «охоту» на тех, кто пока не ходит в библиотеку (the hunt for non-users).

Перестройка библиотечного обслуживания в обществе знания может рассматриваться как переход от формирования фондов к существенно дифференцированным потребностям общества.

Формирование библиотечных коллекций целиком определяется внутренними процессами. В модели, основанной на удовлетворении потребностей пользователя, отправной точкой в библиотечной технологии является его потребность в информации, что нужно систематически изучать, – поэтому выходной продукт будет весьма разнообразным, адаптированным под текущие нужды пользователя.

Для нас интересно использование самообслуживания в публичных библиотеках небольших датских городов. Читатель сам открывает библиотеку тогда, когда ему это нужно, с помощью специальной карты (пропуска); при этом происходит проверка аутентичности и активация его электронного формуляра, и включается система контроля книговыдачи на базе радиочастотной идентификации (RFID). Автоматически включается и веб-камера, т.е. все действия читателя в библиотеке находятся под контролем; видеофайл записывается на диск и просматривается персоналом.

Некоторые библиотеки организовали допуск по карте социального страхования, аналогичной, например, «карте москвича». Таким образом экономятся средства на персонал. Читатели довольны новшеством: сейчас более 50% книговыдачи – посредством самообслуживания.

Развитие партнерских отношений – еще один существенный элемент перестройки библиотеки. Помимо традиционных партнеров – архивов и музеев (так называемых институтов памяти), библиотеки развивают партнерство с бизнес-сообществом, институтами гражданского общества (это – различные ассоциации, неправительственные организации, интернет-группы и т.п.). Библиотекари сотрудничают с радио- и телекомпаниями, особенно в работе с детьми. Сейчас библиотеки открываются в торговых комплексах (Финляндия), в плавательных бассейнах (Дания), в гостиничных кафе (Швеция).

А. И. Земсков

ГПНТБ России

  
На главную