Научные и технические библиотеки №3 2011 год
Содержание:

17-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ–2010»

Секция «Электронные библиотеки»

Сухотина М. Л. Электронные сетевые ресурсы Информкультуры РГБ в пространстве культуры, науки, образования

Найдина Е. Л. Библиографическое обслуживание в виртуальной среде: современное состояние и перспективы

Сорокин И. В., Скалабан А. В. Технологии Web и Web 2.0 как средства интеграции библиотек в современную электронную среду

Конференция «Крым–2010» глазами участников

Гусева Е. Н. Международная конференция «Крым–2010»: заметки очевидца

БИБЛИОТЕЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Басов С. А. Об институциональном подходе в библиотековедении

НАША ПРОФЕССИЯ

Фирсов В. Р. О разработке проекта «Приоритеты развития РБА на 2011–2015 гг.»

Приоритеты развития РБА на 2011–2015 гг. (Проект)

Столяров Ю. Н. Библиотекари о Кодексе этики российского библиотекаря

Кокойкина О. Н. Преподаватель как основной компонент внутренней среды вуза культуры

ИФЛА–2010

Всемирный библиотечный и информационный конгресс – ИФЛА–2010

«Северная мозаика»

Пилч Джейнис. Ограничения и исключения в авторском праве, предусмотренные для библиотек и учреждений образования: общемировая востребованность

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Красикова Е. Г. Современный студент как пользователь библиотеки

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США–2010»)

Иванова Е. В. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (Обзор работы. Окончание)


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 027.7

Е. Г. Красикова

НБ Витебского государственного университета им. П. М. Машерова

Современный студент
как пользователь библиотеки

Результаты социологического исследования, проведенного в 2008–2009 гг. в Витебском государственном университете им. П. М. Машерова.

В Витебском государственном университете им. П. М. Машерова в 2008–2009 гг. проведено масштабное социологическое исследование, одна из задач которого – изучение информационной культуры и информационного поведения студентов. В опросе приняли участие 864 студента II и IV курсов всех факультетов дневной формы обучения (применялась квотная выборка по факультетам и курсам: шаг выборки – 1:3).

Выборка репрезентативна, что позволяет полученные результаты рассматривать как общее мнение студентов университета.

Представления студентов о современной вузовской библиотеке

Видение студентами современной вузовской библиотеки вполне согласуется с тенденциями развития библиотечного дела и спецификой функционирования регионального вуза. Студенты считают первостепенно важным иметь доступ и к находящимся во владении университета традиционным и электронным информационным ресурсам, и к ресурсам мирового информационного пространства. В числе трех важнейших характеристик современной библиотеки вуза студенты называют полноту книжного фонда, доступ в Интернет и наличие электронной библиотеки (табл. 1).

Таблица 1

Значимость характеристик современной вузовской библиотеки
в оценках студентов (в %)

 

Характеристики вузовской библиотеки

II курс

IV курс

Средний индекс

1

Полнота книжного фонда

62,2

57,8

59,9

2

Доступ в Интернет

49,2

52,5

50,5

3

Наличие электронной библиотеки

49,0

46,3

48,0

4

Широкий спектр периодических изданий

38,7

32,9

35,9

5

Наличие электронного каталога

32,9

34,1

34,1

6

Наличие документов на электронных носителях

28,2

30,9

29,6

7

Наличие информативного веб-сайта библиотеки

21,5

19,7

20,7

Выбор студентами этих важнейших характеристик современной вузовской библиотеки несущественно зависит от курса обучения: с возрастанием курса несколько снижается оценка степени важности полноты книжного фонда и незначительно возрастает оценка важности доступа в Интернет. Выбором этих характеристик студенты  «обеспечивают» себе возможность доступа к локальной и внешней образовательной информации.

Студенты стремятся выйти за рамки одной конкретной библиотеки и считают нужным получать информацию через Интернет и при необходимости – электронные копии статей из других библиотек (табл. 2). Они также понимают важность специфических знаний и умений в работе с информацией и поэтому выступают за консультирование библиотекарями читателей по вопросам информационного поиска.

Таблица 2

Оценка студентами степени важности
реальных и потенциальных услуг библиотеки (в %)

Наименование услуги

Оценка

очень важно

скорее
важно,
чем нет

скорее
не важно

совсем
не важно

затрудняюсь
ответить

II курс

IV курс

II курс

IV курс

II курс

IV курс

II курс

IV курс

II курс

IV курс

Доступ к базам данных через
Интернет

39,6

545,2

332,0

226,5

112,2

112,7

77,3

66,2

88,9

99,4

Выставки новых
поступлений

11,0

111,0

338,1

335,3

227,3

226,0

113,1

115,5

110,5

112,2

Тематические выставки-просмотры

4,8

99,1

331,1

227,1

334,8

229,0

116,8

220,6

112,5

114,2

Предоставление информации по электронной почте

23,0

225,3

333,1

330,5

118,6

119,3

114,3

114,2

111,0

110,7

Предоставление электронных копий статей

35,2

440,8

332,3

330,2

114,9

114,4

99,8

88,3

77,8

66,3

Предоставление книг
по МБА

23,0

224,5

333,6

334,0

220,2

117,0

110,8

111,7

112,4

112,8

Выполнение виртуальных справок

14,9

112,6

229,1

228,7

223,9

224,7

116,5

116,3

115,6

117,7

Консультирование читателей по поиску

40,4

337,8

229,8

227,2

112,2

114,8

99,1

110,9

88,5

99,3

Виртуальные выставки

9,9

99,1

226,9

225,5

225,9

225,8

119,4

117,2

117,9

222,4

«Очень важными» услугами студенты II курса считают консультирование читателей по вопросам информационного поиска (40,4%), доступ к базам данных через Интернет (39,6%) и предоставление электронных копий статей (35,2%). Для студентов IV курса «очень важными»  являются те же услуги, однако в другой последовательности: доступ к базам данных через Интернет (45,2%), предоставление электронных копий статей (40,8%) и консультирование читателей по вопросам информационного поиска (37,8%). Очевидно, студенты IV курса чувствуют себя более уверенными пользователями информации по сравнению со своими младшими товарищами и менее нуждаются в помощи библиотекаря. В то же время они более высоко оценивают возможность получения внешней информации, в том числе полнотекстовой.

Студенты прагматичны в своих потребностях в информации и считают нужным удовлетворять их по мере необходимости. Этим, по нашему мнению, объясняется недостаточно высокая оценка таких традиционных библиотечных услуг, как книжные выставки.

Для подготовки к учебным занятиям студенты чаще всего используют учебные, справочные и периодические издания и предпочитают получать их в наиболее удобной для восприятия традиционной печатной форме (табл. 3).

Таблица 3

Оценка предпочтительных для студентов форм
получения информации (в %).

Виды
документов

Печатная форма

Электронная форма

Форма
не имеет значения

II
курс

IV
курс

cредний индекс

II
курс

IV курс

cредний индекс

II
курс

IV курс

средний индекс

Учебная литература

72,6

60,6

66,3

9,1

19,3

14,4

18,3

20,1

19,3

Журналы

68,6

57,2

62,65

16,0

24,9

20,55

15,4

17,9

16,8

Справочные издания

49,2

39,9

44,1

27,8

36,6

32,5

23,0

23,5

23,4

Ответы студентов, представленные в табл. 3, вполне ожидаемы. Работа со справочными изданиями не требует длительного времени, поэтому и форма представления информации не имеет особого значения. Читать учебную литературу и периодические издания, безусловно, удобнее и эффективнее в печатном виде, нежели с монитора. Некоторое увеличение предпочтения электронной формы с возрастанием курса обучения может быть связано, с нашей точки зрения, с большей адаптацией студентов-старшекурсников к новой информационной среде и попытками разыскать недостающую информацию в Интернете.

Таким образом, студенты в своих информационных ожиданиях предпочитают обращаться в современную вузовскую библиотеку, предлагающую наряду с традиционными инновационные ресурсы и услуги, и признают ее роль в обеспечении информационного комфорта пользователей.

Информационная культура студентов как основа их учебной деятельности

Использование огромного потенциала накопленной обществом информации требует от пользователей высокого уровня информационной культуры. Понятие информационная культура трактуется в широком и узком смысле слова. В узком смысле – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей (Ю. С. Зубов). В широком смысле – рассматривается как одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий [1].

Информационная культура сегодня рассматривается как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Необходимость информационного образования обосновывается в связи со сменой парадигмы современного высшего образования: тезис «Образование на всю жизнь» заменяется новым тезисом – «Образование в течение всей жизни». Непрерывность образования должна обеспечивать обновление знаний личности путем выработки в процессе обучения потребности в новых знаниях и приобретения навыков информационного поведения, обеспечивающего удовлетворение этой потребности.

Работа с информацией сопровождает все виды учебной деятельности студентов. Образовательные стандарты Республики Беларусь предыдущего поколения (1998 г.) уже устанавливали требования к специалисту как пользователю информации: работа с библиотечными фондами, применение рациональных приемов поиска, отбора и использования информации, ориентирование в выходящей по профилю специальности литературе.

Преподавание студентам I курса дисциплины «Основы библиотечно-библиографических знаний» в объеме шести часов для дневного отделения и двух часов для заочного ограничивается изучением алгоритмов библиографического поиска в СБА библиотеки и библиографического описания документов.

Новые образовательные стандарты Республики Беларусь первой ступени высшего образования (2008 г.) отводят на самостоятельную работу не менее 50% учебного времени и содержат ряд требований к профессиональным компетенциям выпускников. Кроме навыков работы с профессиональной литературой, стандарты большинства специальностей к таким требованиям относят навыки, связанные с управлением информацией, и умение пользоваться глобальными информационными ресурсами.

Требования к компетенциям выпускников непедагогических специальностей включают также информационный поиск, систематизацию и анализ информации, составление рефератов и обзоров, в том числе аналитических. Для педагогических специальностей одно из требований – умение развивать у учащихся навыки работы с информацией.

Как видим, выпускник должен иметь представление о специфике функционирования документного потока по специальности, о первичных документах и источниках вторичной информации, навыки поиска информации в традиционных и автоматизированных информационных системах и аналитико-синтетической переработки информации. Перечисленные знания и умения позволят студентам, в дальнейшем – специалистам, эффективно использовать ресурсы мирового информационного пространства и при необходимости «транслировать» информационные знания.

Результативность обучения студентов зависит от того, насколько комфортно они существуют в мире информации. Возникающие в ходе работы с информацией проблемы связаны с одним из величайших противоречий современности: между невиданным ранее ростом объема знаний и возможностью их усвоения отдельным человеком. Следствия этого противоречия, оказывающие влияние на учебную деятельность студентов, – нехватка времени для переработки огромных массивов информации, рассредоточенность нужной информации в пространстве, необходимость получения информационных знаний, приобретения умений и навыков в области работы с информацией.

Проблемами, возникающими у респондентов как пользователей информации, 53,8% студентов считают отсутствие доступа ко всей необходимой информации из одного места; 50,6% – нехватку времени; 26,0% – недостаточную подготовку в области поиска информации. В совокупности названные проблемы могут парализовать информационную деятельность студентов. Студенты понимают роль информационного посредника – библиотеки и библиотекаря, и в среднем 67,6% респондентов назвали «консультирование по вопросам информационного поиска» в числе предпочтительных услуг библиотеки.

Студенты отмечают у себя недостаток знаний в области работы с информацией (табл. 4). Наибольшие проблемы возникают у них при проведении информационного поиска в автоматизированном режиме: это признают 40,7% студентов II курса и 35,3% – IV курса.

Таблица 4

Недостаток знаний, испытываемых студентами
при работе с информацией (в %)

Информационные знания и умения

II курс

IV курс

средний индекс

Недостаточное владение методикой поиска
в автоматизированном режиме

40,7

35,3

37,4

Недостаточное владение методикой поиска
в традиционном режиме

24,6

18,3

21,7

Незнание правил библиографического
оформления письменной работы

18,8

13,5

16,3

Неумение сформулировать запрос

13,7

11,1

12,3

Неумение работать с источником информации
(конспектирование, реферирование,
составление обзора)

9,0

4,8

6,9

Не испытывают недостатка знаний

29,3

41,6

35,5

Как видно из табл. 4, существенной разницы в уровне информационной подготовки у студентов II и IV курсов нет (по большинству индикаторов лишь в 5% случаев реже студенты IV курса признают недостаток информационных знаний и умений по сравнению со студентами II курса).

Поисковые стратегии, избираемые студентами независимо от курса обучения, подтверждают недостаточную подготовку в области информационного поиска. Так, для получения информации о новых поступлениях в библиотеку университета 13,6% студентов II курса и 15,8% IV курса используют карточные каталоги; 23,2% и 21,1% студентов соответственно – электронный каталог, что нельзя признать эффективным источником информации о новинках.

Таким образом, результаты исследования показывают недостаточный уровень информационной культуры студентов университета. Информационное общество усложняет требования к информационной подготовке.

Многократное увеличение объемов информации и необходимость ее использования для решения задач в области учебной, научной и другой  профессиональной деятельности ставят проблему формирования у студентов вуза навыков работы с информацией, которые в дальнейшем станут условием непрерывного профессионального образования. Состояние информационной грамотности студентов указывает на необходимость создания системы формирования информационной культуры, что должно носить системный характер, с усвоением основ в рамках отдельной введенной в учебные планы дисциплины и дальнейшей реализацией в ходе преподавания всех дисциплин. В связи с этим необходимо параллельно создать систему формирования информационной культуры преподавателей, так как именно через них осуществляется «трансляция» студентам информационных знаний и умений в рамках изучения всех учебных дисциплин.

Информационное поведение студентов

Исследование каналов получения студентами профессиональной информации представляется весьма важным, поскольку студенты – это потенциальные специалисты, и от их компетентности и адаптации к постоянно изменяющимся условиям деятельности зависит будущее страны.

Навыки информационного поведения будущие специалисты приобретают в вузе, когда во время обучения они проводят информационный поиск, перерабатывают большие объемы информации.

Для изучения информационного поведения студентов использовались следующие индикаторы: мотивы и частота обращения к информации, каналы получения информации[2], круг источников информации.

Большинство опрошенных – читатели библиотеки университета – 79,2% и Витебской областной универсальной научной библиотеки (ВОУНБ) – 67,0%. 23,4% респондентов посещают публичные библиотеки Витебска и библиотеки по месту жительства (иногородние студенты). Фондами Национальной и Академической библиотек пользуется незначительное число студентов – 2,3% и 0,3% соответственно.

С усложнением учебных заданий студенты IV курса чаще обращаются к фондам универсальных научных библиотек (ВОУНБ – 72,8%, Национальной библиотеки – 3,4%) по сравнению со студентами II курса (62,9% и 0,9% соответственно). Для удовлетворения потребности в отсутствующей в библиотеке университета литературе 58,3% студентов от одного раза в месяц до нескольких раз в год обращаются к фондам других библиотек.

Библиотеку университета студенты посещают в основном по мере необходимости – в связи с конкретными заданиями преподавателей. Основные цели посещения библиотеки для большинства студентов – это выявление литературы по теме (63,4%) и получение нужных книг (50,6%). 25,9% респондентов приходят в библиотеку за фактографической информацией.

Для 60,3% студентов основной канал получения информации о новых поступлениях в библиотеку – сокурсники. 26,2% респондентов получают информацию о новинках литературы на выставках новых поступлений; 22,3% – из электронного каталога; 9,4% – из печатных бюллетеней новых поступлений; 9,2% – из размещенных на сайте библиотеки бюллетеней и выставок. Специально для ознакомления с новинками в библиотеку приходят лишь 2,9% студентов. Следовательно, бóльшая часть студентов не предпринимает целенаправленных действий для регулярного получения информации о литературе. Этот показатель снижается с 66,9% на II курсе до 53,7% на IV курсе. Процентный индекс показателей, позволяющих отслеживать новые поступления в библиотеку университета, не только не увеличивается на IV курсе, но по некоторым позициям даже незначительно снижается (например, выставки новых поступлений и размещенные на сайте библиотеки виртуальные выставки и бюллетени).

Для обеспечения своей учебной деятельности студенты чаще всего обращаются к фондам учебной литературы и периодических изданий. В среднем 20,5% студентов не реже одного раза в неделю и 15,8% – не реже одного раза в месяц посещают читальные залы и абонементы учебной и научной литературы в главном корпусе и филиалах библиотеки, а также отдел электронных документов.

В числе трех наиболее часто используемых студентами (независимо от курса обучения) электронных ресурсов – электронный каталог (47,4%), разработанные преподавателями университета учебно-методические материалы (43,9%) и отсканированные учебные издания (34,9%). Чаще одного раза в месяц к ЭК обращаются 28,0% студентов.

Предоставляемыми библиотекой университета услугами студенты пользуются недостаточно активно: МБА – 5,0%, ксерокопированием статей – 4,4%, электронной доставкой документов – 3,9%. 8,7% респондентов заказывают электронные копии статей по личным каналам, не прибегая к услугам библиотеки университета.

При подготовке к семинарским занятиям, написании сообщений и рефератов студенты в основном используют: учебную литературу (87,2%), периодические издания (41,0%), готовые рефераты из Интернета (49,9%), информацию, размещенную на образовательных сайтах (20,1%), материалы с университетских серверов (10,7%).

Круг используемых студентами источников информации – это один из критериев, по которым можно оценить уровень подготовки курсовой работы. Как правило, курсовая работа – первая исследовательская работа студента, в ходе выполнения которой он учится использовать различные источники и прежде всего научную литературу. Большинство студентов при написании курсовых работ используют учебную литературу (91,6%); к периодическим изданиям обращаются 61,5% респондентов, к интернет-информации – 41,1%. Монографии и сборники научных трудов служат источниками для трети студентов. Занимающиеся НИРС студенты при написании курсовых работ также обращаются к учебной литературе (90,2%) и периодическим изданиям (73,1%), однако определяют более широкий круг источников и чаще используют монографии (41,5%) и научные сборники (38,5%).

Пути удовлетворения информационных потребностей свидетельствуют об адаптации пользователя в новой информационной среде. Более 90% респондентов-студентов пользуются Интернетом, причем 45,2% – с домашнего компьютера. В Интернете студентов больше всего привлекает возможность, не выходя из дома, получить полнотекстовую информацию (67,1%), а также найти нужную информацию в различных библиотеках (42,9%); 55,7% пытаются получить через Интернет отсутствующие в фонде университетской библиотеки необходимые для работы книги и другие источники информации. Вместе с тем 25,2% студентов, имеющих домашний компьютер с доступом в Интернет, не посещают веб-сайты библиотек.

Веб-сайт библиотеки ВГУ посещают в среднем 30,1% студентов, ВОУНБ – 23,2%, НББ – 12,3%, ЦНБ НАН – 6,6%. 46,8% респондентов не посещают сайты библиотек. Чаще всего студенты обращаются к сайтам, на которых размещена образовательная информация (53,9%) и рефераты (48,1%), а также развлекательная информация (36,6%).

Таким образом, в своей учебной деятельности студенты используют как традиционные и электронные информационные ресурсы, так и возможности глобальной сети.

Ряд услуг библиотеки, таких, как традиционные и виртуальные книжные выставки, МБА и ЭДД, недостаточно востребованы в студенческой среде. Следовательно, библиотека должна активнее продвигать свои ресурсы и услуги.

Список источников

1. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Гендина Н. И. и др. – 2-е изд, перераб. – Москва, 2003. – 296 с.

2. Кулакова Е. В. Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения : дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Е. В. Кулакова. – Москва, 2000. – 304 с.

  
На главную