СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 027.7
Е. Г. Красикова
НБ Витебского государственного университета им.
П. М. Машерова
Современный студент
как пользователь библиотеки
Результаты социологического исследования,
проведенного в 2008–2009 гг. в Витебском государственном университете им.
П. М. Машерова.
В Витебском государственном университете им.
П. М. Машерова в 2008–2009 гг. проведено масштабное
социологическое исследование, одна из задач которого – изучение информационной
культуры и информационного поведения студентов. В опросе приняли участие 864
студента II и IV курсов всех факультетов
дневной формы обучения (применялась квотная выборка по факультетам и курсам:
шаг выборки – 1:3).
Выборка репрезентативна, что позволяет полученные результаты рассматривать
как общее мнение студентов университета.
Представления студентов о современной вузовской библиотеке
Видение студентами современной вузовской библиотеки вполне согласуется
с тенденциями развития библиотечного дела и спецификой функционирования
регионального вуза. Студенты считают первостепенно важным иметь доступ и к
находящимся во владении университета традиционным и электронным информационным
ресурсам, и к ресурсам мирового информационного пространства. В числе трех важнейших
характеристик современной библиотеки вуза студенты называют полноту книжного
фонда, доступ в Интернет и наличие электронной библиотеки (табл. 1).
Таблица
1
Значимость
характеристик современной вузовской библиотеки
в оценках студентов (в %)
|
Характеристики вузовской библиотеки
|
II курс
|
IV курс
|
Средний индекс
|
1
|
Полнота книжного
фонда
|
62,2
|
57,8
|
59,9
|
2
|
Доступ в Интернет
|
49,2
|
52,5
|
50,5
|
3
|
Наличие электронной
библиотеки
|
49,0
|
46,3
|
48,0
|
4
|
Широкий спектр
периодических изданий
|
38,7
|
32,9
|
35,9
|
5
|
Наличие электронного
каталога
|
32,9
|
34,1
|
34,1
|
6
|
Наличие
документов на электронных носителях
|
28,2
|
30,9
|
29,6
|
7
|
Наличие
информативного веб-сайта библиотеки
|
21,5
|
19,7
|
20,7
|
Выбор студентами этих важнейших характеристик современной вузовской
библиотеки несущественно зависит от курса обучения: с возрастанием курса
несколько снижается оценка степени важности полноты книжного фонда и
незначительно возрастает оценка важности доступа в Интернет. Выбором этих
характеристик студенты «обеспечивают»
себе возможность доступа к локальной и внешней образовательной информации.
Студенты стремятся выйти за рамки одной конкретной библиотеки и
считают нужным получать информацию через Интернет и при необходимости –
электронные копии статей из других библиотек (табл. 2). Они также понимают
важность специфических знаний и умений в работе с информацией и поэтому
выступают за консультирование библиотекарями читателей по вопросам
информационного поиска.
Таблица
2
Оценка студентами степени важности
реальных и потенциальных услуг библиотеки (в %)
Наименование
услуги
|
Оценка
|
очень важно
|
скорее
важно,
чем нет
|
скорее
не важно
|
совсем
не важно
|
затрудняюсь
ответить
|
II курс
|
IV курс
|
II курс
|
IV курс
|
II курс
|
IV курс
|
II курс
|
IV курс
|
II курс
|
IV курс
|
Доступ к базам данных через
Интернет
|
39,6
|
545,2
|
332,0
|
226,5
|
112,2
|
112,7
|
77,3
|
66,2
|
88,9
|
99,4
|
Выставки новых
поступлений
|
11,0
|
111,0
|
338,1
|
335,3
|
227,3
|
226,0
|
113,1
|
115,5
|
110,5
|
112,2
|
Тематические выставки-просмотры
|
4,8
|
99,1
|
331,1
|
227,1
|
334,8
|
229,0
|
116,8
|
220,6
|
112,5
|
114,2
|
Предоставление информации по электронной почте
|
23,0
|
225,3
|
333,1
|
330,5
|
118,6
|
119,3
|
114,3
|
114,2
|
111,0
|
110,7
|
Предоставление электронных копий статей
|
35,2
|
440,8
|
332,3
|
330,2
|
114,9
|
114,4
|
99,8
|
88,3
|
77,8
|
66,3
|
Предоставление книг
по МБА
|
23,0
|
224,5
|
333,6
|
334,0
|
220,2
|
117,0
|
110,8
|
111,7
|
112,4
|
112,8
|
Выполнение виртуальных справок
|
14,9
|
112,6
|
229,1
|
228,7
|
223,9
|
224,7
|
116,5
|
116,3
|
115,6
|
117,7
|
Консультирование читателей по поиску
|
40,4
|
337,8
|
229,8
|
227,2
|
112,2
|
114,8
|
99,1
|
110,9
|
88,5
|
99,3
|
Виртуальные выставки
|
9,9
|
99,1
|
226,9
|
225,5
|
225,9
|
225,8
|
119,4
|
117,2
|
117,9
|
222,4
|
«Очень важными» услугами студенты II курса считают консультирование
читателей по вопросам информационного поиска (40,4%), доступ к базам данных
через Интернет (39,6%) и предоставление электронных копий статей (35,2%). Для
студентов IV курса
«очень важными» являются те же услуги,
однако в другой последовательности: доступ к базам данных через Интернет
(45,2%), предоставление электронных копий статей (40,8%) и консультирование
читателей по вопросам информационного поиска (37,8%). Очевидно, студенты IV курса чувствуют себя более
уверенными пользователями информации по сравнению со своими младшими товарищами
и менее нуждаются в помощи библиотекаря. В то же время они более высоко
оценивают возможность получения внешней информации, в том числе полнотекстовой.
Студенты прагматичны в своих потребностях в информации и считают
нужным удовлетворять их по мере необходимости. Этим, по нашему мнению,
объясняется недостаточно высокая оценка таких традиционных библиотечных услуг,
как книжные выставки.
Для подготовки к учебным занятиям студенты чаще всего используют
учебные, справочные и периодические издания и предпочитают получать их в
наиболее удобной для восприятия традиционной печатной форме (табл. 3).
Таблица 3
Оценка предпочтительных для студентов
форм
получения информации (в %).
Виды
документов
|
Печатная
форма
|
Электронная
форма
|
Форма
не имеет значения
|
II
курс
|
IV
курс
|
cредний индекс
|
II
курс
|
IV курс
|
cредний индекс
|
II
курс
|
IV курс
|
средний индекс
|
Учебная литература
|
72,6
|
60,6
|
66,3
|
9,1
|
19,3
|
14,4
|
18,3
|
20,1
|
19,3
|
Журналы
|
68,6
|
57,2
|
62,65
|
16,0
|
24,9
|
20,55
|
15,4
|
17,9
|
16,8
|
Справочные издания
|
49,2
|
39,9
|
44,1
|
27,8
|
36,6
|
32,5
|
23,0
|
23,5
|
23,4
|
Ответы студентов, представленные в табл. 3, вполне ожидаемы. Работа
со справочными изданиями не требует длительного времени, поэтому и форма
представления информации не имеет особого значения. Читать учебную литературу и
периодические издания, безусловно, удобнее и эффективнее в печатном виде,
нежели с монитора. Некоторое увеличение предпочтения электронной формы с
возрастанием курса обучения может быть связано, с нашей точки зрения, с большей
адаптацией студентов-старшекурсников к новой информационной среде и попытками
разыскать недостающую информацию в Интернете.
Таким образом, студенты в своих информационных ожиданиях предпочитают
обращаться в современную вузовскую библиотеку, предлагающую наряду с
традиционными инновационные ресурсы и услуги, и признают ее роль в обеспечении
информационного комфорта пользователей.
Информационная культура студентов как основа их учебной деятельности
Использование огромного потенциала накопленной обществом информации
требует от пользователей высокого уровня информационной культуры. Понятие информационная культура трактуется в
широком и узком смысле слова. В узком смысле – это систематизированная совокупность
знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление
индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как
профессиональных, так и непрофессиональных потребностей
(Ю. С. Зубов). В широком смысле – рассматривается как одна из
составляющих общей культуры человека; совокупность информационного
мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную
самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных
информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых
информационных технологий [1].
Информационная культура сегодня рассматривается как важнейший
фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также
социальной защищенности личности в информационном обществе. Необходимость
информационного образования обосновывается в связи со сменой парадигмы
современного высшего образования: тезис «Образование на всю жизнь» заменяется
новым тезисом – «Образование в течение всей жизни». Непрерывность образования
должна обеспечивать обновление знаний личности путем выработки в процессе
обучения потребности в новых знаниях и приобретения навыков информационного
поведения, обеспечивающего удовлетворение этой потребности.
Работа с информацией сопровождает все виды учебной деятельности
студентов. Образовательные стандарты Республики Беларусь предыдущего поколения
(1998 г.) уже устанавливали требования к специалисту как пользователю
информации: работа с библиотечными фондами, применение рациональных приемов
поиска, отбора и использования информации, ориентирование в выходящей по
профилю специальности литературе.
Преподавание студентам I курса дисциплины «Основы библиотечно-библиографических знаний»
в объеме шести часов для дневного отделения и двух часов для заочного
ограничивается изучением алгоритмов библиографического поиска в СБА библиотеки
и библиографического описания документов.
Новые образовательные стандарты Республики Беларусь первой ступени
высшего образования (2008 г.) отводят на самостоятельную работу не менее
50% учебного времени и содержат ряд требований к профессиональным компетенциям
выпускников. Кроме навыков работы с профессиональной литературой, стандарты
большинства специальностей к таким требованиям относят навыки, связанные с
управлением информацией, и умение пользоваться глобальными информационными
ресурсами.
Требования к компетенциям выпускников непедагогических специальностей
включают также информационный поиск, систематизацию и анализ информации,
составление рефератов и обзоров, в том числе аналитических. Для педагогических
специальностей одно из требований – умение развивать у учащихся навыки работы с
информацией.
Как видим, выпускник должен иметь представление о специфике
функционирования документного потока по специальности, о первичных документах и
источниках вторичной информации, навыки поиска информации в традиционных и
автоматизированных информационных системах и аналитико-синтетической
переработки информации. Перечисленные знания и умения позволят студентам, в дальнейшем
– специалистам, эффективно использовать ресурсы мирового информационного
пространства и при необходимости «транслировать» информационные знания.
Результативность обучения студентов зависит от того, насколько комфортно
они существуют в мире информации. Возникающие в ходе работы с информацией
проблемы связаны с одним из величайших противоречий современности: между
невиданным ранее ростом объема знаний и возможностью их усвоения отдельным
человеком. Следствия этого противоречия, оказывающие влияние на учебную
деятельность студентов, – нехватка времени для переработки огромных массивов
информации, рассредоточенность нужной информации в пространстве, необходимость
получения информационных знаний, приобретения умений и навыков в области работы
с информацией.
Проблемами, возникающими у респондентов как пользователей информации,
53,8% студентов считают отсутствие доступа ко всей необходимой информации из
одного места; 50,6% – нехватку времени; 26,0% – недостаточную подготовку в
области поиска информации. В совокупности названные проблемы могут парализовать
информационную деятельность студентов. Студенты понимают роль информационного
посредника – библиотеки и библиотекаря, и в среднем 67,6% респондентов назвали
«консультирование по вопросам информационного поиска» в числе предпочтительных
услуг библиотеки.
Студенты отмечают у себя недостаток знаний в области работы с информацией
(табл. 4). Наибольшие проблемы возникают у них при проведении информационного
поиска в автоматизированном режиме: это признают 40,7% студентов II курса и 35,3% – IV курса.
Таблица
4
Недостаток знаний, испытываемых студентами
при работе с информацией (в %)
Информационные знания и умения
|
II курс
|
IV курс
|
средний индекс
|
Недостаточное владение методикой поиска
в автоматизированном режиме
|
40,7
|
35,3
|
37,4
|
Недостаточное владение методикой поиска
в традиционном режиме
|
24,6
|
18,3
|
21,7
|
Незнание правил библиографического
оформления письменной работы
|
18,8
|
13,5
|
16,3
|
Неумение сформулировать запрос
|
13,7
|
11,1
|
12,3
|
Неумение работать с источником информации
(конспектирование, реферирование,
составление обзора)
|
9,0
|
4,8
|
6,9
|
Не испытывают недостатка знаний
|
29,3
|
41,6
|
35,5
|
Как видно из табл. 4, существенной разницы в уровне информационной
подготовки у студентов II
и IV курсов нет (по
большинству индикаторов лишь в 5% случаев реже студенты IV курса признают недостаток информационных
знаний и умений по сравнению со студентами II курса).
Поисковые стратегии, избираемые студентами независимо от курса
обучения, подтверждают недостаточную подготовку в области информационного
поиска. Так, для получения информации о новых поступлениях в библиотеку
университета 13,6% студентов II
курса и 15,8% IV курса
используют карточные каталоги; 23,2% и 21,1% студентов соответственно –
электронный каталог, что нельзя признать эффективным источником информации о
новинках.
Таким образом, результаты исследования показывают недостаточный
уровень информационной культуры студентов университета. Информационное общество
усложняет требования к информационной подготовке.
Многократное увеличение объемов информации и необходимость ее
использования для решения задач в области учебной, научной и другой профессиональной деятельности ставят
проблему формирования у студентов вуза навыков работы с информацией, которые в
дальнейшем станут условием непрерывного профессионального образования. Состояние
информационной грамотности студентов указывает на необходимость создания
системы формирования информационной культуры, что должно носить системный
характер, с усвоением основ в рамках отдельной введенной в учебные планы
дисциплины и дальнейшей реализацией в ходе преподавания всех дисциплин. В связи
с этим необходимо параллельно создать систему формирования информационной
культуры преподавателей, так как именно через них осуществляется «трансляция»
студентам информационных знаний и умений в рамках изучения всех учебных дисциплин.
Информационное поведение студентов
Исследование каналов получения студентами профессиональной информации
представляется весьма важным, поскольку студенты – это потенциальные
специалисты, и от их компетентности и адаптации к постоянно изменяющимся
условиям деятельности зависит будущее страны.
Навыки информационного поведения будущие специалисты приобретают в
вузе, когда во время обучения они проводят информационный поиск, перерабатывают
большие объемы информации.
Для изучения информационного поведения студентов использовались
следующие индикаторы: мотивы и частота обращения к информации, каналы получения
информации[2], круг источников информации.
Большинство опрошенных – читатели библиотеки университета – 79,2% и
Витебской областной универсальной научной библиотеки (ВОУНБ) – 67,0%. 23,4%
респондентов посещают публичные библиотеки Витебска и библиотеки по месту
жительства (иногородние студенты). Фондами Национальной и Академической
библиотек пользуется незначительное число студентов – 2,3% и 0,3%
соответственно.
С усложнением учебных заданий студенты IV курса чаще обращаются к фондам
универсальных научных библиотек (ВОУНБ – 72,8%, Национальной библиотеки – 3,4%)
по сравнению со студентами II
курса (62,9% и 0,9% соответственно). Для удовлетворения потребности в
отсутствующей в библиотеке университета литературе 58,3% студентов от одного
раза в месяц до нескольких раз в год обращаются к фондам других библиотек.
Библиотеку университета студенты посещают в основном по мере необходимости
– в связи с конкретными заданиями преподавателей. Основные цели посещения
библиотеки для большинства студентов – это выявление литературы по теме (63,4%)
и получение нужных книг (50,6%). 25,9% респондентов приходят в библиотеку за
фактографической информацией.
Для 60,3% студентов основной канал получения информации о новых
поступлениях в библиотеку – сокурсники. 26,2% респондентов получают информацию
о новинках литературы на выставках новых поступлений; 22,3% – из электронного
каталога; 9,4% – из печатных бюллетеней новых поступлений; 9,2% – из
размещенных на сайте библиотеки бюллетеней и выставок. Специально для
ознакомления с новинками в библиотеку приходят лишь 2,9% студентов. Следовательно,
бóльшая часть студентов не предпринимает целенаправленных действий для
регулярного получения информации о литературе. Этот показатель снижается с
66,9% на II курсе до
53,7% на IV курсе.
Процентный индекс показателей, позволяющих отслеживать новые поступления в
библиотеку университета, не только не увеличивается на IV курсе, но по некоторым позициям даже
незначительно снижается (например, выставки новых поступлений и размещенные на
сайте библиотеки виртуальные выставки и бюллетени).
Для обеспечения своей учебной деятельности студенты чаще всего
обращаются к фондам учебной литературы и периодических изданий. В среднем 20,5%
студентов не реже одного раза в неделю и 15,8% – не реже одного раза в месяц
посещают читальные залы и абонементы учебной и научной литературы в главном
корпусе и филиалах библиотеки, а также отдел электронных документов.
В числе трех наиболее часто используемых студентами (независимо от
курса обучения) электронных ресурсов – электронный каталог (47,4%), разработанные
преподавателями университета учебно-методические материалы (43,9%) и
отсканированные учебные издания (34,9%). Чаще одного раза в месяц к ЭК
обращаются 28,0% студентов.
Предоставляемыми библиотекой университета услугами студенты пользуются недостаточно активно: МБА – 5,0%,
ксерокопированием статей – 4,4%, электронной доставкой документов –
3,9%. 8,7% респондентов заказывают электронные копии статей по личным каналам,
не прибегая к услугам библиотеки университета.
При подготовке к семинарским занятиям, написании сообщений и рефератов
студенты в основном используют: учебную литературу (87,2%), периодические
издания (41,0%), готовые рефераты из Интернета (49,9%), информацию, размещенную
на образовательных сайтах (20,1%), материалы с университетских серверов
(10,7%).
Круг используемых студентами
источников информации – это один из критериев, по которым можно оценить уровень
подготовки курсовой работы. Как правило, курсовая работа – первая
исследовательская работа студента, в ходе выполнения которой он учится
использовать различные источники и прежде всего научную литературу. Большинство
студентов при написании курсовых работ используют учебную литературу (91,6%); к
периодическим изданиям обращаются 61,5% респондентов, к интернет-информации –
41,1%. Монографии и сборники научных трудов служат источниками для трети студентов.
Занимающиеся НИРС студенты при написании курсовых работ также обращаются к
учебной литературе (90,2%) и периодическим изданиям (73,1%), однако определяют
более широкий круг источников и чаще используют монографии (41,5%) и научные
сборники (38,5%).
Пути удовлетворения информационных потребностей свидетельствуют об
адаптации пользователя в новой информационной среде. Более 90%
респондентов-студентов пользуются Интернетом, причем 45,2% – с домашнего
компьютера. В Интернете студентов больше всего привлекает возможность, не выходя
из дома, получить полнотекстовую информацию (67,1%), а также найти нужную
информацию в различных библиотеках (42,9%); 55,7% пытаются получить через
Интернет отсутствующие в фонде университетской библиотеки необходимые для
работы книги и другие источники информации. Вместе с тем 25,2% студентов,
имеющих домашний компьютер с доступом в Интернет, не посещают веб-сайты
библиотек.
Веб-сайт библиотеки ВГУ посещают в среднем 30,1% студентов, ВОУНБ –
23,2%, НББ – 12,3%, ЦНБ НАН – 6,6%. 46,8% респондентов не посещают сайты библиотек.
Чаще всего студенты обращаются к сайтам, на которых размещена образовательная
информация (53,9%) и рефераты (48,1%), а также развлекательная информация
(36,6%).
Таким образом, в своей учебной деятельности студенты используют как
традиционные и электронные информационные ресурсы, так и возможности глобальной
сети.
Ряд услуг библиотеки, таких, как традиционные и виртуальные книжные
выставки, МБА и ЭДД, недостаточно востребованы в студенческой среде.
Следовательно, библиотека должна активнее продвигать свои ресурсы и услуги.
Список источников
1. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и
образовательных учреждениях / Гендина Н. И. и др. – 2-е изд, перераб.
– Москва, 2003. – 296 с.
2. Кулакова Е. В. Информационное поведение специалистов:
сущность и пути изучения : дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 /
Е. В. Кулакова. – Москва, 2000. – 304 с.
|