Научные и технические библиотеки №3 2011 год
Содержание:

17-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ–2010»

Секция «Электронные библиотеки»

Сухотина М. Л. Электронные сетевые ресурсы Информкультуры РГБ в пространстве культуры, науки, образования

Найдина Е. Л. Библиографическое обслуживание в виртуальной среде: современное состояние и перспективы

Сорокин И. В., Скалабан А. В. Технологии Web и Web 2.0 как средства интеграции библиотек в современную электронную среду

Конференция «Крым–2010» глазами участников

Гусева Е. Н. Международная конференция «Крым–2010»: заметки очевидца

БИБЛИОТЕЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Басов С. А. Об институциональном подходе в библиотековедении

НАША ПРОФЕССИЯ

Фирсов В. Р. О разработке проекта «Приоритеты развития РБА на 2011–2015 гг.»

Приоритеты развития РБА на 2011–2015 гг. (Проект)

Столяров Ю. Н. Библиотекари о Кодексе этики российского библиотекаря

Кокойкина О. Н. Преподаватель как основной компонент внутренней среды вуза культуры

ИФЛА–2010

Всемирный библиотечный и информационный конгресс – ИФЛА–2010

«Северная мозаика»

Пилч Джейнис. Ограничения и исключения в авторском праве, предусмотренные для библиотек и учреждений образования: общемировая востребованность

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Красикова Е. Г. Современный студент как пользователь библиотеки

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ»: ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖИ (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США–2010»)

Иванова Е. В. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (Обзор работы. Окончание)


И. В. Сорокин

ЗАО «Компания ЛИБЭР», Москва

А. В. Скалабан

Научная библиотека Белорусского национального
технического университета, Минск

Технологии Web и Web 2.0
как средства интеграции библиотек
в современную электронную среду

Рассмотрены вопросы практической реализации концепции «Библиотека 2.0»; в результате чего библиотека может стать создателем качественных электронных ресурсов и продуктов, активным участником электронных социальных коммуникаций. Сформулированы требования к электронным каталогам нового поколения, дан развернутый обзор применения сервисов Web2.0 в библиотеках.

Сегодня развитие библиотек все более связывают с концепцией «Библиотека 2.0», которая подразумевает комплексное изменение и модернизацию библиотечного обслуживания, новые методы и принципы взаимодействия с читателем. Краткую и точную формулировку основной задачи, которая должна ставиться при реализации этой концепции, сформулировала Е. А. Ефимова в статье «Библиотека 2.0: начало пути»: «…сделать библиотеку значимой для читателей, чтобы они возвращались в библиотеку, соответствующую их желаниям и потребностям в повседневной жизни» (Современная библиотека. – 2010. – № 1. – Режим доступа: http://rusu-library.blogspot.com/2010/04/20.html).

Как выполнить поставленную задачу? Как привести в библиотеку, удержать читателя? Как мы можем способствовать тому, чтобы он как можно чаще обращался к ресурсам библиотеки, более интенсивно и эффективно их использовал в своем культурном, научном и духовном развитии?

В этой статье представим – на конкретных примерах – те решения и подходы, которые могут и должны внедряться в рамках реализации концепции «Библиотека 2.0»; проанализируем конкурентные преимущества, которые получает библиотека в результате внедрения технологий 2.0; рассмотрим, как веб-технологии могут повысить социальную значимость и востребованность библиотечных услуг обществом.

Современные требования к электронному каталогу

Во многих библиотеках, благодаря стараниям специалистов-библиографов, созданы ценные, качественные, хорошо структурированные базы данных. Задача ЭК нового поколения – основанное на принципах и технологиях Web 2.0 отображение этой информации в сети Интернет, создание на основании базы данных библиотеки качественного, многофункционального информационно-библиографического веб-ресурса, который будет полезен и адекватен информационным потребностям не только читателей библиотеки, но и всех пользователей Интернета.

Современные требования к ЭК таковы:

1. ЭК должен быть разработан специалистами по веб-технологиям, чтобы отвечать всем современным веб-стандартам.

2. Справочники авторов, издательств и серий, тезаурусы и т.п. должны использоваться как самостоятельные, полноценные информационные объекты, а не только как вспомогательные – для составления поисковых запросов. (В качестве примера реализации авторы дают отображение веб-страницы демо-версии приложения ABSOPAC Unicode для АИБС Absotheque Unicode, предоставляющей возможности навигации по ЭК с использованием тезауруса. Рисунки являются снимками экрана, сделанными в окне браузера MozillaFirefox3.5. Все рисунки, продемонстрированные в ходе доклада, можно посмотреть на сайте ГПНТБ России www.gpntb.ru).

3. ЭК должен предоставлять широкие возможности по поиску, навигации и получению информации; веб-страницы ЭК должны иметь высокую связность: большое число гиперссылок, помогающих пользователю ориентироваться в ЭК и получать дополнительную информацию.

4. Интерфейс поиска должен быть максимально интуитивен, минимизировать требуемые действия: должен быть использован автоподбор из справочников – всплывающая подсказка пользователю при заполнении справочных полей по мере ввода им поискового запроса.

5. ЭК должен быть оптимизирован для индексации его поисковыми системами Интернет, такими как Яндекса и Google, что обеспечит доступность и высокую востребованность пользователями ресурсов библиотеки. Так, например, в библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева в Москве после установки поисково-оптимизированного ЭК более 80% пользователей – это «гости» из Яндекса и Google (Сорокин И. В. Как 16 000 виртуальных читателей сделать реальными? [Дата публикации: 16.04.2010] Режим доступа: http://rocr-n-roll-v-biblioteke.blogspot/com/2010/04/16-000/html).

Воплощение концепции библиотеки 2.0 в ЭК увеличивает интенсивность использования ЭК для поиска информации благодаря высокой связности страниц, расширенным возможностям навигации. Поиск в ЭК становится проще и дружественнее к неподготовленному пользователю. В результате БД библиотеки становится качественным и востребованным информационным ресурсом Интернета.

Современные требования к виртуальному личному кабинету читателя

Для того чтобы пользователь как можно чаще обращался к ресурсам библиотеки, чтобы повысить удовлетворенность от использования и интенцию использования ЭК, необходима качественная реализация услуги виртуального личного кабинета читателя (ЛК). Наличие виртуального ЛК, его богатая функциональность и информационная насыщенность считается в мире бизнеса серьезным конкурентным преимуществом. В современных условиях библиотекам приходится конкурировать с онлайновыми книжными магазинами и сетями, информационными агентствами, многие из которых имеют в Интернете свои представительства и уже предлагают клиентам такую услугу.

Исходя из целей и задач библиотечного обслуживания требования к виртуальному ЛК читателя можно сформулировать следующим образом:

1. ЛК должен быть разработан как стандартный модуль АИБС, часть ЭК. Некоторые библиотеки, например Информационно-библиотечный центр Российского химико-технологического университета им. Д. И. Мен­делеева, самостоятельно реализовали услугу ЛК для своих читателей (Павличева Е. Н., Кульков С. С. Расширение возможностей использования системы ИРБИС в работе информационно-библиотечного центра РХТУ. – Режим доступа: http://www/gpntb/ru/libcom6/disk/39.pdf) на базе системы управления сайтом (CMS). Но такой путь – слишком затратный для библиотек, требует привлечения квалифицированных программистов, а возможности интеграции с АИБС такого решения – ограничены.

2. ЛК должен предоставлять читателю следующие функции:

  • однократная авторизация для доступа ко всем функциям ЭК;
  • предварительный заказ с возможностью выбора места получения (абонемент, читальный зал);
  • список книг на руках с информацией о сроках сдачи, индикация задолженности, история выдач и заказов литературы с возможностью перехода к повторному заказу;
  • виртуальная книжная полка (корзина пользователя), с помощью которой пользователь может подобрать литературу по интересующей его тематике, распечатать список, перейти к оформлению предварительного заказа.

Библиотеки и сервисы Web 2.0

По данным западных аналитиков, социальными сетями и блогами пользуются 66,8% интернетчиков (социальные сети оказались популярнее электронной почты; см. URL: http://www.lenta.ru/news/2009/03/10/network/). Исследователи отмечают, что социальные сети все больше привлекают взрослых пользователей. Так, четверть пользователей ведущей западной социальной сети Facebook оказалась старше 50 лет, а самым быстрорастущим сегментом пользователей социальных сетей в 2008 г. была возрастная группа от 35 до 49 лет. Есть основания предполагать, что в России и других странах СНГ ситуация развивается или будет развиваться аналогично.

Таким образом, актуальной задачей для библиотек является продвижение своих услуг с помощью сервисов Web 2.0 и социальных сетей. Кроме того, сервисы Web 2.0 оказываются удобным инструментом для автоматизации работы библиотеки.

Рассмотрим на примерах некоторые из этих сервисов, а также особенности их применения в работе библиотек.

Блог(англ. blog, от weblog, «сетевой журнал или дневник событий») – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке.

Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в полемику с автором в комментариях к записи или своих блогах (http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог).

В русскоязычном сегменте Интернета по версии «Яндекс. Блоги» находится около 18 млн блогов. Из них к «библиотечным» блогам можно отнести не более 70; необходимо отметить, что еще три года назад их количество не превышало 10. (С наиболее полным перечнем библиотечных блогов можно ознакомиться на сайте library.ru)

Блоги могут вестись на собственных платформах, расположенных на серверах библиотеки, а также на бесплатных блог-платформах (LiveJournal, Blogspot, Mail.ru, ya.ru и др.).

По нашему мнению, библиотечные блоги можно разделить на два вида:

блоги библиотек. Все больше библиотек вместо новостной ленты на сайте библиотеки используют блоги. Так, например, блог ведут Научная библиотека СПбГУ (http://www.lib.pu.ru/blog/), Научная библиотека БНТУ (http://www.libraryblog.blogs.tut.by/), Свердловская ОУНБ им. В. Г. Белинского, Московская областная государственная детская библиотека и многие другие. В большинстве случаев в блогах содержится информация о мероприятиях, проходящих в библиотеках, о новых электронных информационных ресурсах, доступ к которым получила библиотека, и другие сведения;

блоги библиотечных специалистов. Блоги ведутся библиотекарями-энтузиастами или специалистами, профессиональная деятельность которых связана с библиотеками. В этих блогах (список блогов библиотечных специалистов см.: http://rock-n-roll-v-biblioteke.blogsport.com/) обсуждаются новые тенденции в библиотечном деле (в частности, принципы библиотеки 2.0), вопросы авторского права в деятельности библиотек, новости в мире информационных технологий, особенности использования электронных информационных ресурсов, обслуживание пользователей и многое другое.

Необходимо отметить, что круг библиотекарей-блогеров очень узок, и поэтому практически все авторы знакомы между собой лично или виртуально.

В последнее время набирает популярность и сервис микроблоггинга – Twitter. Некоторые библиотеки уже транслируют анонсы своих новостей в этот сервис.

RSS – семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т.п.

Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами или современными версиями наиболее популярных браузеров.

Обычно с помощью RSS даётся краткое описание новой информации, появившейся на сайте, и ссылка на её полную версию.

Интернет-ресурс в формате RSS называется RSS-каналом, RSS-лентой или RSS-фидом (http://ru.wikipedia.org/wiki/RSS).

Иными словами, RSS – это очень удобный способ информировать о новостях библиотеки, а также оперативно предоставлять пользователям необходимую информацию в электронном виде. Наиболее популярные виды использования RSS в библиотеках – это трансляция новостей с сайта или блога библиотеки, трансляция библиографических записей о новых опубликованных статьях сотрудников организации из БД Scopus на сайте организации, информирование пользователей о новых поступлениях в электронные БД (EBSCO, ScienceDirect и др.) статей по запрошенной ими теме.

Социальные сети. Социальная сеть направлена на построение в Интернете сообществ людей со схожими интересами и/или видами деятельности. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Существуют социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т.п. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть_ (Интернет)).

В русскоязычном сегменте Интернета наиболее популярны сети «Одноклассники» и «ВКонтакте». В «Одноклассниках» существуют несколько библиотечных групп, в которых библиотекари обсуждают свои общие профессиональные проблемы, последние новости в библиотечном мире, делятся впечатлениями о конференциях; находится место и для юмора.

Самыми активными группами можно назвать «Библиотекари» (734 участника), «ОТЛИЧный БИБЛИОТЕКАРЬ!!!» (646 участников) и, конечно, «Участники Международной конференции “Крым”» (110). Некоторые библиотекари используют «Одноклассники» даже для поиска «должников» и сообщают им о том, что сроки пользования литературой истекли и ее необходимо вернуть!

В социальной сети «ВКонтакте» также есть несколько библиотечных групп, но они не настолько активны по сравнению с «Одноклассниками». Чаще всего библиотеки используют эту сеть для создания группы своей библиотеки, где публикуют новости, создают выставки новых поступлений, оперативно отвечают на вопросы пользователей.

На момент подготовки этой статьи нашлось всего шесть групп, созданных вузовскими библиотеками; наиболее активные из них – группа «Либерея» (http://vkontakte.ru/club3416956), созданная библиотекой факультета международных отношений СПбГУ, и группа Научной библиотеки БНТУ (http://vkontakte.ru/club10650945).

Социальные закладки – это средство, с помощью которого пользователи Интернета могут делиться, создавать, искать и управлять закладками веб-ресурсов. В отличие от закладок, социальные закладки хранятся в браузере не на жёстком диске компьютера, а на сервере в Интернете (http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальные закладки).

Основные преимущества социальных закладок:

  • решают вопрос сохранения закладок, например, при переустановке операционной системы;
  • получение доступа к своим закладкам с любого компьютера, который подключен к Интернету;
  • возможность доступа к закладкам других пользователей;
  • систематизация закладок с помощью категорий или меток;
  • возможность делиться с друзьями и знакомыми любимыми сайтами.

Библиотеки могут использовать сервисы социальных закладок для создания навигаторов или вместо традиционных «полезных ссылок», размещаемых на сайтах библиотек. Так, Научная библиотека БНТУ активно использует сервис социальных закладок Memori.ru (http://www.memori.ru/BNTU) для хранения и предоставления доступа к ресурсам Интернета, которые могут быть полезны пользователям библиотеки.

Видеохостинг и подкастинг. Видеохостинг – это веб-сайт, позволяющий загружать и просматривать видео в браузере, например через специальный Flash-плеер. При этом большинство подобных сервисов не предоставляют видео, следуя таким образом принципу User-generated content (UGC). Видеохостинг стал набирать популярность вместе с распространением широкополосного доступа в Интернет (http://ru.wikipedia.org/ wiki/Видеохостинг). Первый и самый известный видеохостинг, который появился в Интернете – это YouTube (сейчас принадлежит Google).

Наши библиотеки только начинают использовать видеохостинг в связи с тем, что стоимость широкополосного доступа Интернет стала приемлемой только совсем недавно. Так, Научная библиотека БНТУ (http://www.youtube.com/user/BNTUlibrary) и Зональная научная библиотека УГТУ-УПИ (http://www.youtube.com/LibUSTO) создали свои видеоканалы на YouTube и выкладывают там видеоматериалы; прежде всего это обучающие ролики по работе с электронным каталогом, приобретенными электронными информационными ресурсами и записи телепередач, интервью с сотрудниками библиотеки.

Российская ассоциация электронных библиотек (ЭЛБИ) размещает материалы видеоконференций и различных интервью на крупнейшем российском видеохостинге – RuTube.

Звуковые передачи, которые также можно публиковать в Интернете, принято называть подкастами. На сегодняшний день подкастинг не получил широкого распространения среди отечественных библиотек. Так, нам известен только подкаст-канал Научной библиотеки БНТУ (http://bntulibrary.podfm.ru/), где размещаются интервью сотрудников библиотеки, которые транслировались в радиоэфире.

Сервисы для мгновенного обмена сообщениями(Instant Messaging, IM). Чтобы оперативно ответить на вопрос пользователя библиотеки, некоторые организации используют сервисы для мгновенного обмена сообщениями. Так, программное обеспечение meebo (http://meebo.com), не требующее установки на компьютер пользователя или сотрудника библиотеки, позволяет организовать на сайте библиотеки сервис виртуальной справочной службы и отвечать на вопросы пользователей в режиме онлайн.

Автоматизация в стиле Библиотеки 2.0. Минимизация трудозатрат

Принципы Библиотеки 2.0 часто подвергаются критике, так как считается, что их внедрение увеличивает нагрузку на библиотекарей. Но при правильном подходе к автоматизации реализация концепции 2.0 становится источником эффективности работы библиотеки.

Блог библиотеки, как правило, возникает из-за отсутствия у нее современного сайта. Блог является бесплатной и простой в поддержке альтернативой системам управления сайтом (CMS). Он обеспечивает информирование пользователей о новых поступлениях, событиях, мероприятиях; способствует большей популярности и более активному использованию библиотечных ресурсов.

При наличии современного сайта, такого, как, например, в НТБ МЭИ (ТУ), необходимость в блоге отпадает: сотрудники библиотеки оперативно добавляют с помощью простого веб-интерфейса новости на сайт. Далее записи автоматически транслируются по каналам RSS подписчикам (пользователям библиотеки), в сервис микроблогов Твиттер (Микроблог НТБМЭИ на сервисе Твиттер. – см. URL: http://twitter.com/ntb_mpei_ru). Аналогично транслируются в Твиттер краткие сообщения о новых темах на форме сайта библиотеки, новые ссылки и статьи. В будущем отделом автоматизации планируется реализовать автоматизированную трансляцию новостей и списков новых поступлений библиотеки в социальные сети и другие Web-2.0-сервисы.

Путем предоставления пользователям удобного Web-2.0-ориенти­рованного ЭК можно добиться распространения информации о библиотеке и её услугах в социальных сетях за счет активности пользователей. Так, в ЭК НТБ МЭИ (http://opac.mpei.ru) размещена кнопка социальной сети «ВКонтакте», с помощью которой читатель может (двумя щелчками мыши) добавить ссылку на описание интересной ему книги на свою личную страницу – и об этом узнают все его друзья «ВКонтакте».

Реализация «Электронного каталога нового поколения» и личного кабинета читателя как составной части АИБС уже была предложена для АИБС Absotheque Unicode и «Web-Liber» («бюджетная» АИБС с современным веб-интерфейсом, предназначенная для публичных библиотек) компанией «Либэр» и активно внедряется в вузах и публичных библиотеках. Эти продукты в полной мере удовлетворяют сформулированные выше требования.

Мы убеждены, что реализация концепции «Библиотека 2.0» – это важная задача, решение которой позволит библиотекам играть заметную роль в научной и культурной жизни общества. Цель этой концепции – такое развитие библиотечно-информационных услуг, которое будет адекватно потребностям современного постиндустриального общества. Важное условие достижения этой цели – внедрение в библиотеках новых методов, инструментов и сервисов, в частности электронных каталогов и автоматизированных систем, основанных на технологиях Web и Web-2.0.

  
На главную