Научные и технические библиотеки №4 2011 год
Содержание:

Проект «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011-2020 годы»

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Столяров Ю. Н. Производные принципы функционирования библиотечного фонда

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Коряковцева Н. А. Основные принципы функционирования библиотеки в корпоративном информационно-образовательном пространстве вуза

Шрайберг Я. Л., Цветкова А. Л. Новая концепция формирования фондов и обслуживания пользователей школьных библиотек в информационной (электронной) среде

Олефир С. В. Образовательные стандарты второго поколения и информатизация школьных библиотек

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Соколова Ю. В. Опыт использования технологии вебинаров в Международной академии бизнеса и новых технологий

Дагаев М. В. Применение формата DjVu в процессе оцифровки библиотечных фондов

ИФЛА–2010

Шарбоннэ Оливье. Лицензия Creative Commons: стратегические последствия для национальных библиотек

Чуль-Мин Мо. От декларации равенства к более широким возможностям: новая роль национальной библиотеки в обществе знаний

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Пособие для менеджеров информационных ресурсов

Балкова И. В. Документные фонды библиотек: новое пособие


УДК 025:004

Проект «Основные направления развития
Общероссийской информационно-библиотечной
компьютерной сети ЛИБНЕТ
на 2011–2020 годы»

В целях дальнейшего развития библиотечной системы России на базе информационно-коммуникационных технологий Отдел библиотек и архивов Министерства культуры РФ, Национальный информационно-библио­течный центр ЛИБНЕТ, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина при участии ведущих специалистов страны в области информатизации библиотек разработали проект документа «Основные направления развития общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011–2020 годы».

Главная цель развития библиотечной системы России до 2020 г. – создание единой технологии информационно-библиотечного обслуживания населения, с помощью которой каждый гражданин сможет получить бесплатный доступ (локальный или удаленный) ко всем документам, хранящимся в любой библиотеке России, с учетом требований действующего законодательства.

В документе изложены основные принципы и подходы к достижению поставленной цели. Указывается на необходимость решения новых научно-методических, организационно-технологических и правовых задач в области библиотечного дела.

Содержание основных направлений развития Сети ЛИБНЕТ (2020) было представлено на следующих крупнейших библиотечных форумах: Международный библиографический конгресс (РНБ, Санкт-Петербург, 21–23 сент. 2010 г.), Всероссийское совещание руководителей федеральных и региональных библиотек (РГБ, Москва, 26–27 окт. 2010 г.), VI Международные книговедческие чтения «Библиотеки в формировании инновационной среды для развития науки, образования и бизнеса» (Национальная библиотека Беларуси, Минск, 28–29 окт. 2010 г.), 14-я Международная конференция «LIBCOM-2010» (Московская область, п. Ершово, 15–19 нояб. 2010 г.), 9-я Научно-практическая конференция «Участники и пользователи Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ-2010» (Московская область, Звенигород, 22–26 ноября 2010 г.

Документ разрабатывался коллективом специалистов: Логинов Б. Р. (научный руководитель), Манилова Т. Л. (главный редактор), Вислый А. И., Лихованов А. В., Федоров В. В., Шрайберг Я. Л., Жабко Е. Д., Кузьмин Е. И., Николаева В. К., Хахалева Н. И., Кулиш О. Н., Фирсов В. Р., Селиванова Ю. Г., Каленов Н. Е., Каспарова Н. Н., Загорская Е. И., Скворцов В. В., Масхулия Т. Л., Племнек А. И., Елепов Б. С., Коробейников Д. П., Ноздрин И. В., Степина О. Г., Новинская Л. В., Сороколетова Н. В., Верзилов В. И., Никулина В. А., Синева Е. В., Мифтахова О. Р., Цветкова И. Б., Баженов С. Р., Мустафина И. Н., Усачев М. Н.

Основные направления развития
общероссийской информационно-библиотечной
компьютерной сети ЛИБНЕТ
(2011–2020)

1. Введение. Этапы развития и характеристика текущего состояния Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ

Под Сетью ЛИБНЕТ до настоящего времени понималась совокупность библиотек, осуществляющих взаимодействие и обслуживание пользователей через Интернет в рамках согласованных технологий и правил, основным из которых являлся обмен библиографическими данными в формате RUSMARC.

С самого начала создания (1992 г.) Общероссийская информационно-библиотечная компьютерная сеть ЛИБНЕТ (далее – Сеть ЛИБНЕТ) задумывалась как средство обеспечения свободного доступа граждан к информационным ресурсам российских и зарубежных библиотек на основе использования современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. В такой формулировке эта задача всегда останется актуальной.

1.1. Создание и развитие Сети ЛИБНЕТ в период 1992–2006 гг.

В 1992 г. Министерством культуры Российской Федерации в целях достижения мирового уровня информационно-библиотечного обслуживания была поставлена задача модернизации российской библиотечной сети на основе компьютерных и телекоммуникационных технологий.

В 1995 г. предпринята попытка создания региональной компьютерной библиотечной сети с возможностью удаленного доступа к электронным каталогам пяти крупнейших московских библиотек (ГПНТБ России, ГЦНМБ, НБ МГУ, ЦНСХБ РАСХН и ГПИБ России) на основе коммутируемых каналов телефонной сети.

Это была первая успешная научно-техническая разработка по созданию региональной библиотечной компьютерной сети.

В дальнейшем концепция информатизации библиотек была представлена в виде программы «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ (1998–2001)» (далее – Программа ЛИБНЕТ), которая была утверждена в 1997 году (Приказ Минкультуры России от 20.10.1997 № 627).

Первый этап развития Сети ЛИБНЕТ определялся документом «Программа сети ЛИБНЕТ (1998–2001)», который включал разработку: основных направлений информатизации библиотек, инфраструктуры компьютерной сети, научно-методического обеспечения в виде системы национальных коммуникативных форматов RUSMARC, первых автоматизированных библиотечных систем, основанных на системе национальных форматов. Проводились интенсивное изучение зарубежного опыта в построении библиотечных компьютерных сетей, подключение крупнейших библиотек к сети Интернет, вывод электронных каталогов в сеть Интернет, расширение международного сотрудничества в области библиотечного дела.

Второй этап развития Сети ЛИБНЕТ определялся документом «Концепция развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ (2002–2005)».

Основными результатами развития Сети ЛИБНЕТ на этом этапе стали: развитие методического обеспечения компьютерной сети, включая развитие формата RUSMARC для авторитетных/нормативных данных и форматов каталогизации, совершенствование российских правил каталогизации, ориентированных на машиночитаемую каталогизацию в системе национальных форматов, разработка методических материалов по каталогизации и созданию авторитетных файлов тематических рубрик, имен лиц и наименований организаций.

Интенсивно развивалась автоматизация в федеральных и центральных региональных библиотеках, активизировалась автоматизация муниципальных библиотек.

Были образованы главные элементы Сети ЛИБНЕТ: Служба развития национальных форматов RUSMARC при РНБ, автономная некоммерческая организация Национальный информационно-библиотечный Центр ЛИБНЕТ для создания системы корпоративной каталогизации и Сводного каталога библиотек России (СКБР).

К концу 2006 г. число участников СКБР выросло с 2 до 89 библиотек, из которых 22 библиотеки стали опорными, объем СКБР достиг 2 млн записей, объем БД «Вся Россия» – около 4,5 млн записей, объем авторитетных файлов – около 1,5 млн записей, объем заимствованных записей составил около 700 тыс., что эквивалентно экономии труда на 60 млн р.

Проведена большая работа по обучению специалистов и внедрениюнациональных форматовRUSMARCвАБИС. Создана система обучения форматам и машиночитаемой каталогизации с участием ведущих специалистов РНБ. Прошли первичное обучение около 800 специалистов, из которых 70 сертифицированы на право каталогизации в СКБР.

Появились первые АБИС, которые полностью работали в системе национальных форматов: OPAC-Global и РУСЛАН. Все наиболее распространенные АБИС, такие как МАРК и ИРБИС, обеспечили совместимость данных с национальными форматами RUSMARC.

Созданы системы коллективного доступа к каталогам отечественных и зарубежных библиотек в рамках деятельности консорциума «АРБИКОН», проекта «СИГЛА», Новосибирской библиотечной сети СО РАН, корпоративной библиотечной сети КОРБИС, сети медицинских и сельскохозяйственных библиотек и других объединений.

Разработаны организационно-методические основы Национальной электронной библиотеки (НЭБ). Созданы технологии для подготовки электронных документов для НЭБ в РГБ и РНБ. Оцифрованы и размещены в НЭБ и на сайтах других библиотек первые электронные документы.

В вузах созданы и внедрены в учебный процесс первые электронные библиотеки образовательных ресурсов.

Таким образом, в ходе второго этапа создана в целом инфраструктура Сети ЛИБНЕТ, включающая:

Службу развития форматов RUSMARC и добровольную систему сертификации АБИС на поддержку системы форматов RUSMARC,

Центр ЛИБНЕТ,

СКБР как технологию корпоративной каталогизации и централизованный ресурс для поиска документов в библиотеках – участницах проекта,

методическое и научное обеспечение развития Сети ЛИБНЕТ,

систему подготовки специалистов по машиночитаемой каталогизации.

Подробно итоги компьютеризации библиотек России в период 1998–2006 гг., включая создание и развитие Сети ЛИБНЕТ, изложены в «Основных направлениях развития Общероссийской информационно-биб­лиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2007–2010 годы» (утв. Приказом Роскультуры 29 мая 2007 г. № 346).

1.2. Развитие Сети ЛИБНЕТ в период 2006–2010 гг.

На этом этапе развитие Сети ЛИБНЕТ определялось документом «Основные направления развития (2007–2010 гг.)».

Этот период характеризовался, прежде всего, как прорыв к массовому участию библиотек различного уровня в корпоративной каталогизации. Достаточно сказать, что число участников этого процесса превысило 500 из трех с небольшим тысяч автоматизированных библиотек, из которых 51 библиотека – с правом каталогизации в СКБР.

Количество заимствованных записей возросло с 39 тыс. в 2003 г. до 520 тыс. в 2010 г., что обеспечило суммарную экономию труда более чем на 300 млн р. или 1600 человеко/лет и повысило производительность труда по созданию электронных каталогов более чем в два раза. При этом достигнуто высокое качество записей за счет того, что заимствованные записи создавались обученными и сертифицированными каталогизаторами с использованием авторитетного контроля.

Достигнут высокий уровень надежности функционирования и управления Сетью ЛИБНЕТ, в результате чего работа системы корпоративной каталогизации прерывалась на профилактику только на 5 дней в течение года.

Развивалась концепция и технология функционирования СКБР как центрального звена Сети ЛИБНЕТ.

Совершенствовалась служба разработки и развития системы национальных форматов RUSMARC для библиографических и авторитетных данных. Система форматов была принята в качестве рекомендованных для обмена данными и каталогизации в системах Минкультуры России, Минобрнауки России, Минсоцздрава России, Роспечати, Минсельхоза России и других ведомств. Были подготовлены вторая редакция формата RUSMARC для библиографических данных и третья редакция для авторитетных данных. К сожалению, в связи с недостаточностью финансирования не разработано XML-представление для системы форматов RUSMARC в соответствии с международными стандартами на XML-представления MARC-форматов.

Развивалось научно-методическое обеспечение Сети ЛИБНЕТ в области корпоративной машиночитаемой каталогизации.

Модернизирован аппаратно-программный комплекс (АПК) для функционирования системы баз данных СКБР и национальной системы корпоративной каталогизации.

Непрерывно увеличивался объем и улучшалось качество информационных ресурсов Центра ЛИБНЕТ (объем СКБР достиг 4,2 млн записей, БД «Авторитетные файлы» – 2.0 млн записей, БД «Вся Россия» для ретроконверсии – 6.0 млн записей, БД «Комплектование.ru» – 60 тыс. и др.). Общий объем баз данных к концу 2010 г. превысил 12 млн записей.

Разработана первая версия корпоративной системы ведения единого авторитетного файла.

В регионах продолжалось создание краеведческих баз данных, вклю­чающих авторитетную, справочную, библиографическую и полнотекстовую информацию. В Центре ЛИБНЕТ проводилась научно-методическая работа по созданию унифицированной краеведческой БД с единым лингвистическим обеспечением. Была создана унифицированная методика каталогизации краеведческой информации на базе формата RUSMARC. Однако в силу недостаточного финансирования наполнение единой краеведческой БД было ограничено несколькими сотнями записей.

К сожалению, не была завершена работа над Средними таблицами ББК в силу недостаточного финансирования и сложности организационно-методического характера.

Проведены первые экспериментальные работы по созданию СКБР для публичного использования, как единой системы поиска и навигации к распределенным документным фондам библиотек–участниц. Получен первый практический опыт интеграции наиболее распространенных языков предметных рубрик РНБ, РКП, ББК и медицинских предметных рубрик (MeSH). В этой области предстоит большая работа по интеграции других поисковых языков, например предметных рубрик Российской госу­дарственной библиотеки по искусству и ЦНСХБ РАСХН.

Продолжались работы по ретроконверсии карточных каталогов. В базу данных Центра ЛИБНЕТ «Вся Россия», предназначеную для ретроконверсии, были загружены записи Книжной палаты за 1946–1950 гг. Таким образом, неохваченным остался период 1951–1979 гг.

Завершалась разработка аппаратно-программного комплекса для реестра «Книжные памятники». В период 2011–2020 гг. должны начать функционирование технология наполнения этой базы и система учета книжных памятников.

Значительные усилия были сосредоточены на формировании служб удаленной информационно-консультативной поддержки с акцентом на персонализированное обслуживание. Подобные службы созданы в крупнейших библиотеках страны. Они являются перспективной и наиболее экономичной формой выполнения справок и консультирования пользователей через Интернет, создавая основу профессиональной сети информационно-библиотечного обслуживания.

Развивалась и совершенствовалась система подготовки специалистов в области машиночитаемой каталогизации и ведения авторитетных файлов. 1272 специалиста прошли теоретический курс по национальным форматам и основам каталогизации; подготовлены 177 сертифицированных каталогизаторов для ввода данных в СКБР; 55 библиотек стали региональными центрами каталогизации, из них 24 библиотеки получили статус опорных библиотек СКБР. Созданы три методических центра (во Владимире, Белгороде и Твери) по обучению специалистов национальным форматам и машиночитаемой каталогизации.

Создана автономная некоммерческая организация «Национальный библиотечный ресурс» для реализации поручения Президента Российской Федерации по созданию национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов РГБ, РНБ, Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина (ПБ), библиотек государственных академий наук Российской Федерации, а также государственных и муниципальных публичных библиотек.

Разработана концепция Национальной электронной библиотеки.

Разработаны первые версии АПК для функционирования НЭБ.

Созданы распределенные фонды электронных документов НЭБ на основе технологии оцифровки и обеспечен удаленный свободный доступ к ним в РГБ (более 100 тыс. документов), РНБ (более 25 тыс. документов) и ГПНТБ России (около 3 тыс. документов).

Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина начала работу как генератор и провайдер электронных библиотечных и архивных ресурсов.

Развивается Российский сводный каталог научно-технической литературы под руководством ГПНТБ России, в котором общий объем записей приближается к 1 млн.

Начала функционировать электронная библиотека «Научное наследие России» под эгидой РАН.

Функционирует межрегиональная межведомственная библиотечная сеть АРБИКОН, в состав которой входят 14 региональных библиотечных консорциумов (более 500 библиотек). Информационная система АРБИКОН охватывает 57 регионов страны. Создан Сводный каталог периодики библиотек России (около 7 тыс. наименований журналов). Разработана технология создания и использования реферативной БД журнальных статей (объем БД достиг 1 млн 700 тыс. записей, раскрыто 1700 российских журналов, ежедневно загружается более 1 тыс. записей).

Функционирует научная электронная библиотека, которая включает полные тексты статей более чем из 5 тыс. научных журналов.

Успешно развиваются региональные корпоративные компьютерные библиотечные сети в Новосибирске под эгидой СО РАН, сеть Республики Карелия (27 библиотек), Тверская библиотечная корпорация (7 библиотек), Владимирская библиотечная сеть (17 библиотек), Белгородская библиотечная сеть (27 библиотек), библиотечная сеть Республики Саха (Якутия), Кемеровская библиотечная сеть, Архангельская библиотечная сеть и др.

2. Актуальность развития Сети ЛИБНЕТ в свете государственных документов по развитию информационного общества в Российской Федерации на 2011–2020 гг.

Началом нового этапа государственной политики в развитии библиотечного дела можно считать послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации В. В. Путина в апреле 2007 г., где сказано: «В нашей стране была выстроена в свое время уникальная библиотечная система, равной которой не было в мире. Однако за долгие годы недофинансирования она, надо признать, пришла в упадок. Необходимо на новой современной основе возродить в стране библиотечное дело».

В этом контексте было озвучено создание Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина как принципиально новой электронной библиотеки.

Последующее обращение Президента России к руководителям региональных и муниципальных властей – позаботиться об укреплении местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, а также призыв сделать библиотеки не только хранилищем книг, но реальными информационными, культурными и досуговыми центрами – сыграли положительную роль в сохранении и развитии библиотек. С тех пор процесс информатизации библиотек входит в круг стратегических задач развития социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.

Большое значение библиотекам придается в создании информационного общества, что отражено в главных документах: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (распоряжение Президента Российской Федерации № Пр-212 от 07 февраля 2008 г.), Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. №1815-р), а также в таких документах Министерства культуры РФ, как «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации», «Концепция развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года: проект», доклад министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации на заседании Правительства РФ 1 ноября 2007 года «О развитии библиотечного дела», а также в ряде других документов.

В этих документах библиотекам отводится большая роль в решении таких стратегических задач информационного общества, как:

повышение качества жизни граждан в информационном обществе;

создание базовой инфраструктуры информационного общества;

обеспечение свободного, равного и всеобщего доступа к информации и культурным ценностям (социальная защищенность);

развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия;

развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий;

преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества.

Для реализации этих стратегий в библиотечной системе страны должно быть предусмотрено решение следующих задач:

оцифровка объектов культурного наследия, хранящихся в библиотеках;

создание национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов РГБ, РНБ, ПБ, библиотек государственных академий наук Российской Федерации, а также государственных и муниципальных публичных библиотек;

формирование и ведение СКБР;

развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту, хранящемуся в библиотеках с соблюдением требований российского законодательства;

подключение к сети Интернет публичных государственных и муниципальных библиотек;

создание поисковых систем с высокой релевантностью поиска по заданной тематике;

создание многофункциональной платформы для загрузки, обработки и распространения цифрового контента;

оптимизация цифрового контента под устройства пользователя с учетом его запросов и географического положения;

разработка технологии защиты контента правообладателей от копирования при его просмотре;

разработка географически распределенной сетевой инфраструктуры доставки контента для снижения нагрузки на каналы связи;

обеспечение сбора статистики для учета легального приобретения библиотеками цифрового контента;

участие библиотек в создании единого интернет-портала для популяризации культурного наследия России в части обеспечения распределенного доступа к документам библиотечных фондов;

развитие систем обеспечения граждан правовой информацией;

развитие Единого портала государственных и муниципальных услуг в части библиотечного дела;

совершенствование законодательства в области авторского права.

В Стратегии и Государственной программе развития информационного общества до 2020 г. определены контрольные показатели для библиотечной системы:

доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек должна составлять 50% к 2015 г. и не менее 75% к 2020 г.;

доля библиотечных фондов, внесенных в электронный каталог, в общем объеме фондов общедоступных библиотек должна составлять 100% к 2015 г.

3. Назначение документа

Документ «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ (2011–2020 гг.)» призван:

показать обществу роль и место библиотек в развитии информационного общества в Российской Федерации, направленные на устранение информационного неравенства и повышение качества жизни граждан России;

сформулировать государственную политику информатизации библиотек на 2011–2020 гг., реализация которой позволит решить все задачи, поставленные перед библиотечной системой в стратегических и программных документах построения информационного общества в России;

определить принципы и подходы к реализации политики информатизации библиотек на основе Сети ЛИБНЕТ;

стимулировать разработку стратегий и программ информатизации библиотек на региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.

Настоящий документ может быть использован в качестве основы для подготовки и уточнения программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также библиотек и иных учреждений и организаций в области информатизации библиотечной сферы.

4. Роль и место библиотек в информационном обществе

Библиотечная система России в информационном обществе обеспечивает в настоящее время и будет обеспечивать в будущем:

  • легальное приобретение информационных ресурсов, в том числе электронных, для удовлетворения потребностей обслуживаемого населения в процессе обучения, профессиональной деятельности и досуга;
  • социальную защиту всех слоев населения (обеспечение равенства) за счет предоставления бесплатного доступа к информации;
  • достоверность, надежность и стабильность предоставляемой информации;
  • профессиональную информационно-консультативную помощь (информационную навигацию) в научной и образовательной деятельности;
  • обучение населения широкому использованию ИКТ в повседневной жизни.

5. Цель и задачи развития Сети ЛИБНЕТ как единой системы информационно-библиотечного обслуживания в России на 2011–2020 гг.

На современном этапе под Сетью ЛИБНЕТ будем понимать совокупность библиотек, осуществляющих информационное обслуживание пользователей на основе общей для всех ИКТ, включающей единые правила создания электронных каталогов, СКБР как основную систему поиска, а также интегрированную технологию доступа к распределенным информационным ресурсам участников.

5.1. Основные цели развития Сети ЛИБНЕТ на 2011–2020 гг.:

1. Создание Сети ЛИБНЕТ как единой общероссийской системы информационно-библиотечного обслуживания населения России с интегрированными в СКБР электронными каталогами и поисковыми языками, а также интегрированными услугами доступа к централизованным и распределенным документальным фондам библиотек.

2. Обеспечение к 2020 г. каждого пользователя, зарегистрированного в Сети ЛИБНЕТ, свободным (бесплатным) доступом к цифровой форме любого информационного ресурса, представленного в СКБР, с соблюдением требований законодательства об авторском праве.

Данные цели становятся обоснованными, если учесть три положения:

  • во-первых, зарегистрированным пользователем Сети ЛИБНЕТ может быть только читатель одной из российских библиотек;
  • во-вторых, если контрольные показатели Стратегии и Государственной программы «Информационное общество (2011–2020 гг.)» будут достигнуты к 2015 г., т.е. все библиотеки будут иметь полные электронные каталоги, следовательно, в СКБР будут представлены полностью библиографические данные обо всех библиотечных фондах;
  • в-третьих, если плановые объемы оцифровки будут выполнены, то за счет взаимного обслуживания в Сети ЛИБНЕТ все ее пользователи получат доступ к любому документу.

5.2. Задачи, обеспечивающие достижение целей:

1. Развитие единой системы корпоративной каталогизации на основе СКБР, обеспечивающей сокращение затрат и высокое качество каталогов всех библиотек-участниц.

2. Развитие существующих и создание новых электронных каталогов во всех библиотеках на основе корпоративной каталогизации.

3. Создание региональных, отраслевых и других сводных электронных каталогов.

4. Развитие сводных каталогов периодических изданий (СКПИ).

5. Интеграция всех видов каталогов в СКБР и предоставление его в свободном доступе.

6. Создание многоуровневой системы навигации из СКБР к распределенным ресурсам библиотек России.

7. Создание и/или внедрение библиотеками технологий защищенного доступа к цифровым объектам, обеспечивающих охрану интересов правообладателей.

8. Разработка и внедрение в Сети ЛИБНЕТ единой системы заказа доступа к цифровому контенту с учетом интересов библиотек и других участников сети.

9. Развитие образовательных, отраслевых, проблемно-ориенти­рованных, региональных и других онлайновых электронных библиотек с каталогами, интегрированными в СКБР и обеспечивающими защиту интересов правообладателей.

10. Развитие онлайновых электронных библиотек периодических изданий, обеспечивающих защиту интересов правообладателей.

11. Накопление цифрового контента в отдельных библиотеках и предоставление его в Сети ЛИБНЕТ с защитой интересов правообладателей.

12. Создание на базе Сети ЛИБНЕТ социальной сети пользователей свободных библиотечных ресурсов.

13. Интеграция Сети ЛИБНЕТ с сетями книгораспространителей и других участников информационного рынка.

14. Разработка и внедрение системы ведения статистики использования легального цифрового контента.

15. Применение наиболее экономичных и эффективных ИКТ для построения Сети ЛИБНЕТ.

16. Постепенное наращивание масштаба Сети ЛИБНЕТ до 5 тыс. библиотек к 2015 г. и до 10 тыс. библиотек к 2020 г. При таком количестве участников будет обеспечен доступ ко всем документам, хранящимся в библиотеках.

6. Принципиальная схема функционирования Сети ЛИБНЕТ

6.1.   Состав Сети ЛИБНЕТ:

национальные библиотеки;

федеральные и центральные отраслевые библиотеки;

библиотеки Российской академии наук;

центральные региональные библиотеки;

муниципальные публичные библиотеки;

библиотеки высшего и среднего профессионального образования;

школьные библиотеки;

библиотеки научно-исследовательских учреждений;

библиотеки промышленных предприятий;

библиотеки других учреждений и организаций;

Российская книжная палата;

Национальная служба ведения форматов RUSMARC;

Центр ЛИБНЕТ;

Национальная электронная библиотека;

Научная электронная библиотека;

АРБИКОН;

другие электронные библиотеки и библиотечные сети.

6.2. Принципиальная схема Сети ЛИБНЕТ:

Сеть ЛИБНЕТ состоит из двух взаимосвязанных элементов: центральной сети и региональных сетей.

Под центральной сетью ЛИБНЕТ понимается совокупность организаций, включающая Центр ЛИБНЕТ, национальные, федеральные и центральные отраслевые библиотеки с интегрированными в СКБР электронными каталогами, которые осуществляют информационно-библиотечное обслуживание во взаимодействии с региональными библиотечными сетями.

Под региональной сетью ЛИБНЕТ понимается совокупность всех региональных библиотек и их объединений с электронными каталогами, интегрированными в СКБР, которые осуществляют информационно-библиотечное обслуживание во взаимодействии с центральной Сетью ЛИБНЕТ.

6.3.   Краткое описание работы Сети ЛИБНЕТ

6.3.1.   Технология создания СКБР для публичного доступа
к библиотечным информационным ресурсам

В перспективе Сеть ЛИБНЕТ должна включать: все библиотеки страны с их информационными ресурсами, систему регистрации библиотек-участниц Сети ЛИБНЕТ и её индивидуальных пользователей, общероссийскую систему корпоративной каталогизации, СКБР как систему свободного поиска в фондах библиотек-участниц, систему навигации из СКБР к распределенным информационным услугам и ресурсам библиотек, систему защищенного доступа к электронному контенту и, наконец, систему взаимных расчетов между участниками единой национальной системы информационно-библиотечного обслуживания.

Поиск и предоставление информации из периодических изданий будет осуществляться через СКПИ, Научную электронную библиотеку, каталог периодики БЕН РАН, НЭИКОН и другие системы.    

В результате функционирования общероссийской системы корпоративной каталогизации образуется ядро СКБР, которое состоит из записей, созданных сертифицированными специалистами. Ядро СКБР будет регулярно обновляться за счет поступления новых библиографических записей в формате RUSMARC из электронных каталогов всех участников Сети ЛИБНЕТ по протоколам OAI-PMH, SRU/SRW, Z39.50 или другими способами. В процессе обновления СКБР должен будет проводиться автоматический поиск дублетов и их слияние по определенным алгоритмам. Предпочтительный протокол сбора данных – протокол OAI-PMH, который успешно применяется в широко известных мировых корпоративных системах, таких как WorldCat и TEL (Европейская библиотека).

В основе работы СКБР лежит технология централизованного ресурса, которая позволяет сконцентрировать квалифицированные кадры и финансовые ресурсы для достижения высокого качества библиографических и авторитетных записей, а также непрерывно совершенствовать модели поиска на основе современных исследований в области каталогизации, например, на основе принципов RDA.

Развивающаяся и адаптирующаяся к современным требованиям корпоративная каталогизация на базе СКБР должна будет всегда оставаться центральным звеном Сети ЛИБНЕТ.

Достижение высокого качества поиска в отдельных библиотеках без интеграции усилий всей библиотечной системы не представляется возможным.

6.3.2. Технология создания контента в Сети ЛИБНЕТ

Контентом в Сети ЛИБНЕТ является совокупный документныйфонд всех участников проекта. Поставщиками контента в Сеть ЛИБНЕТ могут быть библиотеки, издательства, агрегаторы электронных ресурсов и любые другие владельцы коллекций, имеющие законные права на их владение и предоставление. Основные поставщики электронных ресурсов в Сеть ЛИБНЕТ – РГБ, РНБ, ПБ, центральные отраслевые библиотеки, библиотечные объединения, а также крупные издательства и агрегаторы.

Эффективным способом пополнения цифрового контента Сети ЛИБНЕТ может стать процесс оцифровки по заказам читателей.

6.3.3. Технология обслуживания пользователей в Сети ЛИБНЕТ

Наиболее распространенным способом получения документов в единой библиотечной системе страны будетпоиск в СКБР и последующая навигация к информационным услугам владельцев найденных ресурсов. Это означает, что любой поиск в библиотечной системе России должен начинаться в СКБР, а затем от каждого найденного в СКБР документа должны быть указаны варианты получения к нему доступа у одного или нескольких фондодержателей. Эти варианты должны обеспечивать реальные возможности получения желаемого документа непосредственно в компьютере пользователя или в ближайшей библиотеке.

Действующая сегодня система МБА для бумажных документов будет использоваться в редких случаях, поскольку она является трудоемкой и высокозатратной. Перспективный способ обслуживания в Сети ЛИБНЕТ – прямой доступ к защищенной цифровой копии в двух режимах: в режиме защищенного удаленного просмотра и в режиме временного использования выгруженного защищенного файла.

Сегодня только РГБ, РНБ, ПБ и ГПНТБ России предоставляют удаленный доступ к защищенным цифровым копиям.

Поскольку защита цифрового контента является дорогостоящей, то в Сети ЛИБНЕТ нужно будет разработать централизованные сервисы защиты доступа для всех желающих библиотек-участниц.

Отметим, что наличие СКБР как центральной точки поиска ресурсов в библиотечной системе страны не исключает непосредственный вход в реальные или виртуальные каталоги отдельных библиотек и их объединений.

Для реализации единого корпоративного обслуживания в Сети ЛИБНЕТ должны быть разработаны новые юридические, организационные, технические и финансовые механизмы взаимодействия библиотек, обеспечивающие бесплатный и равный доступ ко всему контенту библиотек всех читателей России.

6.4. Принципиальные схемы работы региональных сетей

Региональные библиотечные компьютерные сети могут развиваться по двум основным сценариям:

  • прямая (непосредственная) интеграция библиотек региона в центральную сеть ЛИБНЕТ;
  • создание региональной сети ЛИБНЕТ со своим сводным каталогом и ее интеграция в центральную сеть ЛИБНЕТ через СКБР.

Рассмотрим коротко каждый из этих сценариев.

6.4.1.   Прямая интеграция библиотек региона в центральную сеть
ЛИБНЕТ

Этот сценарий предусматривает:

создание виртуальных каталогов библиотек региона в СКБР с помощью удаленной каталогизации, суть которой в основном будет сводиться к простановке сигл библиотек;

создание или приобретение цифровых копий своих документов по заказам пользователей Cети ЛИБНЕТ независимо от их местожительства;

размещение цифровых копий в региональном или центральном архиве Сети ЛИБНЕТ и предоставление к ним защищенного доступа;

автоматизацию основных библиотечных процессов библиотек на основе удаленных сервисов центральной системы ЛИБНЕТ, включая: создание базы читателей, каталогизацию документов с полным авторитетным контролем, создание собственных сводных и индивидуальных виртуальных каталогов, участие в создании национальных авторитетных данных (после обучения), поиск в собственных каталогах и СКБР, регистрацию читателей, книговыдачу, а также формирование учетных и статистических документов.

Такое решение осуществляется на основе аутсорсинга всех работ по информатизации библиотек и является самым эффективным с точки зрения экономики и качества информатизации библиотек, поскольку не требует затрат на приобретение и эксплуатацию аппаратно-программных комплексов, привлечения собственных специалистов по информационным технологиям. Недостаток подхода – полная зависимость от центральной системы и надежности каналов связи.

6.4.2.   Создание региональной сети с её интеграцией в центральную сеть ЛИБНЕТ

Этот подход предусматривает создание региональной библиотечной компьютерной сети, включая:

автоматизацию всех библиотек региона – от центральной региональной до сельской;

создание региональной системы корпоративной каталогизации;

создание регионального сводного каталога (РСК);

создание регионального архива оцифрованных документов;

организацию системы навигации и защищенного доступа к распределенным информационным ресурсам библиотек региона;

интеграцию РСК в СКБР с регулярным обновлением.

Несмотря на большие экономические затраты, этот подход имеет много достоинств, среди которых подготовка и наличие собственных кадров в области информационных технологий, освоение и владение современными ИКТ.

6.4.3.   Комбинированный подход

Этот подход предполагает комбинацию первого и второго вариантов. Например, региональная сеть может охватывать не все библиотеки региона, а, скажем, только публичные и школьные; остальные (библиотеки вузов, крупных НИИ и предприятий) могут входить в центральную Сеть ЛИБНЕТ самостоятельно.

Изложенная схема работы Сети ЛИБНЕТ основана на интеграции систем обслуживания и ресурсов всех библиотек в единую общероссийскую систему информационно-библиотечного обслуживания. Здесь предполагается симбиоз централизованного и распределенного подходов, который и должен дать наилучшую экономику и качество услуг.

7.   Основные направления работ по развитию инфраструктуры
Сети ЛИБНЕТ

7.1.   Развитие научно-методического и нормативного обеспечения
Сети ЛИБНЕТ

7.1.1. Совершенствование архитектуры Сети ЛИБНЕТ и механизмов ее функционирования как единой системы информационно-библиотечного обслуживания с интегрированными ресурсами и услугами, включая совершенствование иерархической системы взаимодействия библиотек и региональных библиотечных сетей с СКБР, НЭБ, библиографическими БД портала «Государственные услуги», ресурсами ПБ.

7.1.2. Совершенствование методологии автоматизации библиотечных сетей в условиях тотальной информатизации (автоматизации всех библиотек страны). Переход от индивидуальной автоматизации отдельных библиотек к кустовой автоматизации группы библиотек, организация иерархического взаимодействия с СКБР и горизонтального взаимодействия региональных и ведомственных сетей.

7.1.3. Совершенствование системы национальных форматов и российских правил каталогизации с целью перехода на принципы RDA.

7.1.4. Развитие научно-методического обеспечения создания и ведения единого национального авторитетного файла (ЕНАФ) и информационно-поисковых языков СКБР, НЭБ и других крупнейших библиотечных ресурсов.

7.1.5. Разработка методики редактирования СКБР с целью перехода на принципы RDA.

7.1.6. Разработка методики совместного редактирования библиографических и авторитетных файлов с целью их полного соответствия – чтобы на все контролируемые точки доступа в библиографических записях обеспечить наличие авторитетных записей.

7.1.7. Разработка методических основ создания СКБР как единой системы поиска и навигации в распределенных фондах библиотек в Web-среде.

7.1.8. Развитие методического обеспечения для центральных ресурсов Сети ЛИБНЕТ: книжных памятников, краеведения, регистра мастер-копий.

7.1.9. Разработка научно-методических подходов для интеграции библиотечных и архивных каталогов в единую информационную систему.

7.1.10. Развитие методических основ создания и ведения НЭБ.

7.1.11. Совершенствование существующих и разработка новых подходов и технологий к организации удаленного доступа к электронным документам при соблюдении законодательства по авторским правам.

7.1.12. Разработка методических основ подготовки цифрового контента, обеспечивающих защиту авторских прав.

7.1.13. Разработка требований к программному обеспечению защиты цифрового контента, которые будут удовлетворять законодательству по авторским правам.

7.1.14. Разработка единого методического обеспечения для информационного обслуживания в Сети ЛИБНЕТ в условиях интенсивного развития цифрового контента.

7.1.15. Разработка и внедрение принципов организации социальной сети пользователей ресурсов и услуг Сети ЛИБНЕТ.

7.1.16. Участие в международных исследованиях в области компьютерных библиотечных технологий.

7.1.17. Исследование и применение принципов и подходов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в работе участников Сети ЛИБНЕТ.

7.1.18. Подготовка обоснования и создание Научно-исследовательского и проектного института по развитию библиотечных сетей (НИПИ РБС).

7.2.   Развитие информационно-библиотечных ресурсов единой
Сети ЛИБНЕТ

7.2.1.   Библиографические ресурсы

7.2.1.1. Наращивание объема, полноты и повышение качества СКБР в части текущих поступлений.

7.2.1.2. Завершение процесса ретроконверсии карточных каталогов в реальные и/или виртуальные электронные во всех библиотеках России на основе корпоративной каталогизации.

7.2.1.3. Развитие библиографической базы данных портала «Государственные услуги».

7.2.1.4. Развитие реестра мастер копий оцифрованных документов из библиотечных фондов в рамках СКБР.

7.2.1.5. Развитие и наращивание реестра книжных памятников и обеспечение его связи с СКБР.

7.2.1.6. Создание единой базы данных по краеведению как важнейшей составляющей СКБР.

7.2.1.7. Создание каталогов архивных документов и их интеграция с библиотечными каталогами, в том числе с СКБР.

7.2.1.8. Создание отраслевых и проблемно-ориентированных сводных каталогов и организация их связи с СКБР.

7.2.1.9. Создание сводных каталогов библиотек субъектов Российской Федерации и обеспечение их связи с СКБР.

7.2.1.10. Развитие баз данных журнальных статей для раскрытия содержания и поиска в периодических изданиях.

7.2.1.11. Развитие сводных каталогов периодических изданий.

7.2.1.12. Развитие единой информационной базы данных для комплектования библиотек «Комплектование.ru» и ее связи с СКБР.

7.2.1.13. Создание других дополняющих сводных каталогов и их связи с СКБР.

7.2.2. Развитие ЕНАФ и обеспечение его полноты относительно библиографических данных по следующим типам объектов: наименование темы; имена лиц; наименования организаций; заглавия; географические рубрики; другие авторитетные данные.

7.2.3. Развитие классификационной системы ББК.

7.2.4. Создание и развитие в библиотеках полнотекстового цифрового контента и обеспечение к нему как прямого доступа, так и через СКБР.

Развитие цифрового контента НЭБ как интегрированного ресурса крупнейших библиотек страны.

Развитие цифрового контента РГБ.

Развитие цифрового контента РНБ.

Развитие цифрового контента ПБ.

Создание центральной электронной библиотеки Сети ЛИБНЕТ для малых коллекций.

Развитие цифрового контента в библиотеках регионов, включая краеведческие электронные библиотеки.

Создание электронной библиотеки «Научное наследие России» под эгидой РАН и других научных электронных библиотек с обеспечением их связи с СКБР.

Создание новых и развитие действующих образовательных электронных библиотек и обеспечение их связи с СКБР.

Создание новых и развитие действующих отраслевых электронных библиотек, интегрированных в Сеть ЛИБНЕТ, среди которых электронные библиотеки ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, ЦНМБ, ЦНСХБ РАСХН и других центральных отраслевых библиотек.

Создание и развитие других электронных библиотек, интегрированных в Сеть ЛИБНЕТ.

7.3. Разработка и внедрение технологий, обеспечивающих создание единой системы информационно-библиотечного обслуживания населения России на основе Сети ЛИБНЕТ

7.3.4. Разработка и внедрение новых технологий работы библиотек с цифровым контентом, включая:

7.3.4.1. Технологии закупки и подписки на доступ к цифровому контенту;

7.3.4.2. Технологии создания электронных каталогов на цифровые фонды библиотек;

7.3.4.3. Технологии обслуживания цифровым контентом с соблюдением авторских прав.

7.3.5. Развитие технологий создания и ведения СКБР как интегрированной системы электронных каталогов библиотек России непериодических изданий.

7.3.5.1. Развитие технологии национальной системы корпоративной каталогизации на базе СКБР.

7.3.5.2. Развитие технологии корпоративного ведения ЕНАФ в процессе распределенной каталогизации документов.

7.3.5.3. Разработка и внедрение технологии сбора, обновления и объединения электронных каталогов в СКБР.

7.3.5.4. Разработка и внедрение новых программ поиска в СКБР с использованием принципов функциональных требований к библиографическим и авторитетным записям (FRBR, FRAR).

7.3.5.5. Создание и внедрение технологии редактирования ЕНАФ с целью перехода на принципы RDA.

7.3.5.6. Разработка и внедрение технологии совместного редактирования ретроспективной части СКБР и ЕНАФ с целью обеспечения их взаимного соответствия.

7.3.6. Разработка и внедрение систем групповой автоматизации библиотек с возможностью их взаимодействия с СКБР как наиболее экономичного способа обеспечения всех библиотек электронными каталогами.

7.3.7. Разработка и внедрение центральной системы заказа в Сети ЛИБНЕТ на изготовление цифрового контента и предоставление доступа к нему.

7.3.8. Разработка и внедрение технологии навигации из СКБР к распределенным информационным ресурсам и услугам библиотек России.

7.3.9. Разработка и внедрение методов навигации из отдельных и сводных каталогов региональных библиотек в СКБР.

7.3.10. Разработка и внедрение технологий взаимодействия СКБР с информационными ресурсами РГБ, РНБ, ПБ и другими крупными отечественными и зарубежными поставщиками контента.

7.3.11. Развитие технологий создания и ведения СКПИ.

7.3.12. Развитие цифровых полнотекстовых баз данных периодических изданий.

7.3.13. Развитие технологий подготовки цифрового контента в Сети ЛИБНЕТ.

7.3.14. Развитие технологий автоматической загрузки цифрового контента в центральную и региональные Сети ЛИБНЕТ.

7.3.15. Разработка и внедрение системы расчетов библиотек за использование их цифрового контента в процессе обслуживания населения в Сети ЛИБНЕТ.

7.3.16. Разработка и внедрение технологии предоставления доступа к цифровому контенту во временное пользование в режимах онлайн и оффлайн с сохранением требований авторского права.

7.3.17. Внедрение автоматизированных технологий поставки электронных каталогов в СКБР.

7.3.18. Развитие отраслевых и проблемно-ориентированных библиотечных сетей и способов их взаимодействия с центральной Сетью ЛИБНЕТ.

7.3.19. Разработка и внедрение технологии социальной сети пользователей информационно-библиотечных услуг Сети ЛИБНЕТ.

7.3.20. Разработка и внедрение технологий интеграции Сети ЛИБНЕТ с сетями книжной торговли и другими поставщиками контента в библиотечную сеть.

7.3.21. Разработка технологий интеграции архивных каталогов в Сеть ЛИБНЕТ.

7.3.22. Развитие компьютерных технологий сохранности библиотечных фондов, включая технологии оцифровки документов, надежного хранения файлов и страхования.

7.3.23. Развитие технологий взаимодействия Сети ЛИБНЕТ с зарубежными библиотечными сетями как через СКБР, так и напрямую с отдельными библиотеками.

7.3.24. Развитие технологии взаимодействия с порталом «Государственные услуги».

8. Мероприятия по реализации Основных направлений развития Сети ЛИБНЕТ

8.1. Развитие нормативно-правового обеспечения библиотек.

8.2. Совершенствование законодательства на федеральном и региональном уровнях с целью обеспечения функционирования библиотек Росси как единой информационной системы.

8.3. Подключение всехбиблиотек России к сетиИнтернет по широкополосным каналам для поиска и коллективного использования электронных документов.

8.4. Разработка в субъектах России региональных программ компьютеризации библиотек, согласованных с основными направлениями развития Сети ЛИБНЕТ.

8.5. Обеспечение долевого финансирования региональных программ компьютеризации библиотек через государственные программы.

8.6. Управление и координация процессов участия региональных библиотечных систем в корпоративных проектах Основных направлений развития Сети ЛИБНЕТ.

8.7. Развитие системы обучения и переподготовки библиотечных специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие информационных технологий в библиотечном обслуживании.

8.8. Интеграция СКБР в социальные сети для расширения круга пользователей Сети ЛИБНЕТ.

8.9. Организация взаимодействия Сети ЛИБНЕТ с крупнейшими зарубежными библиотечными сетями.

9. Целевые показатели и этапы развития сети ЛИБНЕТ:


п/п

Наименование показателя

Значение
показателя

2015

2020

1

Доля библиотечных фондов, внесенных в электронный каталог, в общем объеме фондов библиотек

100%

 

2

Доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек

не менее 50%

не менее 75%

3

Объем СКБР для свободного поиска ресурсов в библиотеках страны без учета дублирования (млн записей).

не менее 10

не менее 15

4

Число библиотек-участниц СКБР (тыс.)

не менее 5

не менее 50

5

Число полнотекстовых документов, представленных в Сети ЛИБНЕТ (млн документов)

не менее 2

не менее
5

6

Число зарегистрированных в Сети ЛИБНЕТ индивидуальных пользователей в год (млн)

не менее 0,5

не менее 1

7

Объем оказанных услуг в Сети ЛИБНЕТ:
число поисков в СКБР (млн в год)
число просмотров полнотекстовых документов
из СКБР (млн в год)

не менее
10
4

не менее
30
15

10. Список нормативно-правовых документов и руководящих материалов:

Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2007/04/125339.shtml

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. Режим доступа: http://minkomsvjaz.ru/ministry/ documents/959/3257.shtml

Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации». Петрозаводск, 17 июля 2008 г. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/819

Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.

Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Утв. Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. №1815-р

План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года. Утв. решением заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 13 февраля 2010 года Пр-3572. – Режим доступа: http://www.infosovet.ru/actionplan

КонституцияРоссийской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 дек. 1993 г.Режим доступа: http://www.constitution.ru/ 10003000/note.htm

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".27 июля 2006 г. № 149-ФЗ.

Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ.

Федеральный закон "О библиотечном деле". 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.

Государственная программа Информационное общество 2011–2018 годы (презентация). http://www.infosovet.ru/files/Schegolev_2010-04-16.pdf

Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию инфор­мационного общества в России. Тверь, 8 июля 2010 года. – Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/8296.

Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации. Согласовано Правительством Российской Федерации от 01.06.2006 № МФ-П44-2462.

Развитие библиотечного дела. (Проект Минкультуры РФ от 21.05.2010).Раздел: Общие сведения о проекте.

Концепция развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года: Проект. Одобрен решением Коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 октября 2007 г.

О развитии библиотечного дела. Доклад министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А. С. Соколова на заседании Правительства РФ 1 ноября 2007 года. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/pr/2007/071102ac.pdf

О ходе реализации программы «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ». Приказ Минкультуры России от 20.10.1997 № 627.

Программа ЛИБНЕТ 1998–2001 гг. – «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети», Москва,1997, Межведомственный экспертный совет по информатизации библиотек России Министерства культуры Российской Федерации.

Концепция развития общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ» 2002–2005 гг., Москва, 2001 г., Министерство культуры Российской Федерации.

Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2007–2010 годы. Утв. Приказом Роскультуры 29 мая 2007 г. № 346. – Режим доступа: http://law7.ru/base09/part9/d0

Дорогие коллеги!

Нам чрезвычайно важно знать ваши отзывы и предложения.

С уважением,
Борис Родионович Логинов
loginov@ditm.ru

  
На главную