Научные и технические библиотеки №5 2011 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 6. Виртуализация информационного мира: бренд или новая реальность? .

ДОКУМЕНТОЛОГИЯ

Швецова-Водка Г. Н. Понятие и виды документальной коммуникации

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Куракова Е. В. Информационные ресурсы и услуги в электронной среде: эффективность, потребности, перспективы. (По материалам прикладного исследования Научной библиотеки Ульяновского государственного университета)

Ржевцева Н. Л, Нутраченко Е. П. E-SevNTUIR – электронный научный архив университета

Ртищева Т. М. Инвентаризация фонда библиотеки с помощью АБИС «LiberMedia»

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Хагерлид Ян. Роль национальной библиотеки в качестве катализатора в программе формирования открытого доступа

Савенье Бас. Открытый доступ: вызовы национальным библиотекам

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Юхновец Т. С. Состояние и перспективы взаимодействия национальной и республиканских библиотек Беларуси в области формирования фондов

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Гранкина И. И. Средняя библиотечная школа в годы Великой Отечественной войны

ЮБИЛЕИ

Мицкевич А. М. Научная библиотека Витебского государственного университета: история и современное состояние. (Краткая юбилейная летопись)

Якубов Э. Н. Верность многолетним традициям. К 90-летию основания Хасавюртовской центральной городской библиотеки им. Расула Гамзатова


ДОКУМЕНТОЛОГИЯ

УДК 002:001.12

Г. Н. Швецова-Водка

Понятие и виды документальной коммуникации

Рассмотрены понятия, характеризующие виды коммуникации вообще и социальной информационной коммуникации в частности.

Допустим, что документология – это комплекс наук, которые изучают особенности создания и функционирования документов в обществе [1. С. 231–233]. При этом общая теория документологии должна концентрировать внимание не на особенностях тех или иных документов или отдельных процессов их создания и использования, а на общих чертах, которые присущи процессу документальной коммуникации.

В настоящее время общая теория документологии еще не сформирована, но отдельные ее положения уже разработаны или находятся в процессе разработки. Ученые, исследующие соответствующую проблематику, принадлежат к разным наукам. Иногда их теории совпадают, иногда нет. Идет процесс исследования общих понятий документологии, ведутся дискуссии по разным вопросам.

Одно из общих понятий – документальная коммуникация. До настоящего времени еще нет устоявшегося термина: документальная или документная коммуникация. Если мы возьмем за основу предложение О. П. Коршунова [2. С. 156–157], то этот термин должен иметь форму документальная коммуникация, что можно объяснить как «коммуникация, в которой одним из элементов является документ» или «коммуникация, опосредованная документом».

Для того чтобы понять особенности документальной коммуникации, следует рассмотреть другие теоретические понятия, характеризующие коммуникацию вообще. Теория коммуникации (коммуникология) широко применяется в разных научных дисциплинах (лингвистике, менеджменте, социологии, информатике, делопроизводстве, др.), хотя и не имеет единого, четко очерченного толкования [3. С. 4–11].

Наиболее общее значение слова «коммуникация» – «связь», «средства связи»; процесс, который связывает (соединяет) один материальный объект с другим. Очень часто термин коммуникация используется в значении «социальная коммуникация» или в еще более узком значении «социальная информационная коммуникация», или еще ΄уже – сугубо как процесс общения.

В самом общем значении коммуникация – это связь между двумя объектами; система, состоящая из двух элементов и линии связи между ними. Упомянутые два объекта существуют независимо друг от друга; связь между ними может быть двусторонней, т.е. от первого ко второму, и наоборот. В таком случае коммуникацией называют, чаще всего, не систему в целом, а именно линии связи, или средства связи. Например: транспортные коммуникации; подземные коммуникации; строительные коммуникации (электро-, энерго-, водоснабжение, телефонные кабели и т.п.); городские коммуникации.

Значительный толчок развитию теории коммуникации дали исследования технических систем коммуникации: телефонной и радиосвязи, компьютеров. В технических системах коммуникации от одного объекта ко второму передаются не вещественные объекты, а энергетические (или волновые) сигналы, влияющие на состояние второго объекта, воспринимающего сигнал. Сигнал, который передается, воспринимается как «информация».

Коммуникация, в процессе которой передаются и принимаются сигналы или информация, является информационной коммуникацией. Это – один из видов коммуникации вообще. Его антипод – материальная коммуникация, т.е. передача (передвижение) от одного объекта ко второму материальных объектов (например, транспортировка газа, нефти или перемещение в пространстве транспортных средств с грузом или людьми и т. п.).

Деление коммуникации на два основных вида (информационная и материальная), которые различаются характеристикой передаваемого объекта, – главное для теории коммуникации, потому что последующие и более глубокие исследования сосредоточиваются именно на информационной коммуникации.

Полагаю, что не следует в одном ряду с этими видами (или даже рядом с одним из них) выделять виды коммуникации по другим признакам, например пространственную (осуществляется на определенном расстоянии между первым и вторым объектами) и временную (осуществляемую через некоторый промежуток времени между отправлением и получением объекта коммуникации).

Любая коммуникация осуществляется в определенном пространстве и времени: разделить пространственную и временную коммуникации можно только условно, с целью исследования того или иного аспекта коммуникации. В частности, можно различать по пространственному признаку коммуникацию одноместную (которая происходит в одном месте) и разноместную; по временному признаку – коммуникацию синхронную (происходит практически моментально, в режиме «реального времени») и диахронную (происходит в течение определенного времени; в разное для отправителя и получателя время).

В зависимости от того, между какими объектами происходит коммуникация, различают её виды:

1) социальную – в социуме, т.е. в обществе, между людьми;

2) техническую – между техническими устройствами;

3) зоологическую – в животном мире;

4) биологическую – между органами и системами живых организмов;

5) космическую – между космическими объектами.

Последнюю пока еще точно не определили. Выделяют «космокоммуникацию» как «сверхприродный, сверхсоциальный тип коммуникации». «В основе космокомуникации лежат феномены парамедиа, в т.ч. внечувственного восприятия», – считает В. А. Ильганаева, но не указывает, между кем (или чем) происходит взаимодействие [4. С. 186]. На мой взгляд, космическую коммуникацию следует выделять по характеру объектов, которые взаимодействуют. В данном случае ими являются звезды, планеты, другие космические объекты. Их коммуникационное взаимодействие не вписывается в названные выше виды коммуникации, между тем оно существует и может быть предметом исследования.

Как отмечено выше, информационная коммуникация отличается от материальной характеристикой объекта, передаваемого в процессе коммуникации. В информационной коммуникации этим объектом является сигнал (или сигналы), влияющий на состояние получателя. Этот объект – не вещественный, а энергетический либо идеальный, который иначе называют информацией или «смыслом» (содержанием, значением). Соответственно, информационную коммуникацию называют еще коммуникацией идеальной или смысловой (содержательной) [4].

Информационная коммуникация может быть подвидом любой коммуникации, выделяемой по характеристикам объектов, между которыми происходит взаимодействие.

Следовательно, можно различать коммуникации:

1) социальную информационную;

2) техническую информационную;

3) зоологическую информационную;

4) биологическую информационную;

5) космическую информационную.

Каждый из перечисленных видов информационной коммуникации имеет особые черты, собственные разновидности и специфику осуществления.

Важно отметить, что в теории технической информационной коммуникации разработана модель, которая стала основой исследования структуры любой коммуникации. Это модель структуры коммуникации, состоящая из пяти элементов, связанных с движением информации (сигналов), а также шестого элемента («источника шума»), постороннего, не обязательного для коммуникации, но значительно влияющего на передачу сигналов и качество их получения. Эта модель стала основой теории коммуникации, которую одновременно называли теорией информации.

Эта теория возникла при изучении процессов передачи информации в технических системах, таких, как телеграф, радио, телевидение или ЭВМ. У ее истоков (в конце 1940-х гг.) стояли Клод Шеннон и Норберт Винер. В этой теории было предложено рассматривать коммуникацию как систему, состоящую из элементов, находящихся друг с другом в определенных отношениях. Основные элементы системы информационной коммуникации получили такую характеристику:

1-й – источник информации, производящий исходную информацию или «сообщение», которое должно быть передано;

2-й – передатчик, кодирующий (или моделирующий) эту информацию в форму, подходящую для канала передачи;

3-й – канал, по которому закодированная информация (или «сигнал») передается в место получения. Во время передачи сигнал может быть изменен «шумом», который поступает от «источника шума»;

4-й – получатель, декодирующий (или перемодулирующий) полученный сигнал, чтобы открыть исходное сообщение;

5-й – конечная цель передачи информации.

Эта схема коммуникации (передачи информации) стала основой для всех последующих разработок структуры системы информационной коммуникации в той или иной сфере. В зависимости от объекта изучения в ней детализировались или исключались отдельные элементы, но общая их характеристика соответствовала приведенной схеме.

Последующее развитие теории информационной коммуникации было направлено на изучение особенностей каждого из ее видов. В частности, особенностей социальной информационной  коммуникации. Однако название «теория социальной информационной коммуникации» часто заменялось сокращенным: «теория коммуникации». Таким образом происходила подмена понятия социальная информационная коммуникация понятием социальная коммуникация (или социальные коммуникации) или сокращенным – коммуникация.

Сейчас труды, посвященные теории социальной информационной коммуникации, называют «социальные коммуникации» или «основы теории коммуникации» и т. д. [3, 5, 6]. Знакомство с их содержанием дает основания утверждать, что посвящены они не вообще коммуникации и даже не всем социальным коммуникациям, а именно теории социальной информационной коммуникации.

Сформировались определенные взгляды на структуру социальной информационной коммуникации, нашедшие воплощение в известных схемах. Это, прежде всего, самая простая схема, состоящая из трех элементов: коммуниканта, реципиента и канала коммуникации, т.е. связи между ними [5].

Основные элементы коммуникации – коммуникант и реципиент. Создателя (передатчика) информации некоторые исследователи называют коммуникатором, а получателя – коммуникантом [7]; другие – обоих именуют коммуникаторами или коммуникантами [6]. На мой взгляд, уместно придерживаться единой терминологии, которая уже является традиционной, т.е. выделять коммуниканта и реципиента (при необходимости обоих), а других участников коммуникации – посредников – называть коммуникаторами.

Сообщение, передаваемое в процессе информационной коммуникации, называют коммуникатом [8]. Считаю необоснованной новацией последний термин применять по отношению к реципиенту, как это делают некоторые авторы [4].

Социальная информационная коммуникация (далее – СИК) – наиболее исследованный вид коммуникации.  В процессе СИК сообщение передается между людьми, т.е. между субъектами. Часто в процессе коммуникации коммуникант не присутствует физически перед реципиентом; тогда связь между ними осуществляется опосредованно, например, через документ, автор которого фиксирует информацию в нем, а реципиент получает информацию путем декодирования использованных для её фиксации знаков.

Для потребителя информации канал коммуникации (документ) может предоставляться коммуникантом либо источником информации. Документ может рассматриваться также как коммуникат, т.е. как передаваемый в коммуникации объект – переданное сообщение в информационной коммуникации или материальный объект в материальной коммуникации.

СИК имеет определенную целенаправленность: коммуникант хочет передать, а реципиент получить определенные знания, данные, сведения о фактах или идеях и т.д. Поэтому СИК – это «целенаправленное взаимодействие двух субъектов» [5. С. 16]. Однако СИК не всегда является «опосредованным взаимодействием», потому что может происходить без посредника, даже такого, как документ.

Разновидность СИК – это автокоммуникация, или внутриличностная коммуникация, происходящая как скрытый либо явный диалог с самим собой. В этом случае субъект коммуникации – один и тот же, он является и коммуникантом, и реципиентом. Автокоммуникация тоже может быть документальной (в виде, например, дневника) или недокументальной (как разговор с самим собой, озвученный или внутренний, интериоризованный).

В зависимости от количественной харакеристики коммуникаторов А. В. Соколов различает следующие виды СИК: 1) микрокоммуникация; 2) мидикоммуникация; 3) макрокоммуникация. По его определению, микрокоммуникация происходит между отдельными личностями; мидикоммуникация – между социальными группами; макрокоммуникация – между определенными обществами, государствами, народами [Там же. С. 40–51].

Другое деление СИК на виды в соответствии с характеристикой реципиентов предусматривает выделение массовой коммуникации – передачи сообщения большому числу людей (массовой аудитории); или реципиентам, неоднородным по индивидуальным характеристикам [9. С. 191–200]. В. А. Ильганаева определяет массовую коммуникацию как  «одновременное влияние на большие гетерогенные аудитории определенных символов, которые передаются безличными средствами через организованный источник, для которого члены аудитории являются анонимными» [4. С.191].

Какие виды СИК следует выделить рядом с массовой коммуникацией? Этот вопрос остается дискуссионным. Разные авторы выделяли коммуникации: специальную (направлена на отдельные социальные группы); межличностную (направлена на отдельную личность); внутриличностную (или автокоммуникацию).

Иногда массовой коммуникации противопоставляют специальную, которую разделяют на подвиды: научную, коммерческую, профессиональную.

Перечень этих видов (или подвидов) СИК не определен точно. Неясно даже, можно ли научную коммуникацию противопоставлять массовой, потому что научная информация, которая передается в изданиях, адресуется «большому количеству людей» или «большой гетерогенной аудитории», и такая коммуникация имеет все прочие характеристики, присущие массовой коммуникации.

Другие авторы противопоставляют массовой коммуникации: коммуникацию среднего уровня (в пределах социальных групп и организаций); локальную (внутрисемейную); межличностную (между отдельными личностями); внутриличностную [6].

Социальная информационная коммуникация по другим признакам:

наличию посредников: 1) непосредственная (прямая), 2) опосредованная;

степени активности коммуникаторов: 1) активная, 2) пассивная;

наличию предварительного плана (по степени организованности)
1) случайная; 2) организованная;

направлению коммуникации: 1) горизонтальная, 2) вертикальная;

направлению движения информации: 1) нисходящая, 2) восходящая;

характеру знаков: 1) вербальная, 2) невербальная;

наличию формальных условий коммуникации: 1) формальная, 2) неформальная;

характеру проведения коммуникации: 1) частная, 2) публичная;

способу передачи информации: 1) устная, 2) письменная;

характеристике направления коммуникации (или её аудитории): 1) аксиальная, 2) ретиальная;

способу получения информации: 1) визуальная, 2) аудиальная, 3) аудиовизуальная, 4) тактильная;

наличию обратной связи: 1) коммуникация, имеющая обратную связь, 2) коммуникация, не имеющая обратной связи;

наличию документа как средства коммуникации: 1) документальная, 2) недокументальная.

Некоторые авторы считают обратную связь обязательной для СИК. На мой взгляд, обязательной она является только для определенных разновидностей СИК. Коммуникации, имеющей обратную связь, можно противопоставить, соответственно дихотомическому принципу классификации, другой вид коммуникации – которая не имеет обратной связи. Элементарная (простая) коммуникация всегда направлена в одну сторону – от отправителя к получателю коммуниката. Обратная реакция – обратная связь – характерна и обязательна только для тех коммуникационных процессов, которые выполняют задачи управления, потому что управление предусматривает не один коммуникационный акт, а их цепь, и каждый следующий должен учитывать эффективность или неэффективность предыдущего.

Обратная связь в СИК (от реципиента к коммуниканту) должна дать оценку предоставленной информации, а также пути (способы) её передачи. Не каждая коммуникация имеет обратную связь, но её наличие даёт возможность значительно повысить эффективность коммуникации благодаря совершенствованию сообщений и канала коммуникации, устранению или ослаблению действия возможного источника шума в соответствии с замечаниями и пожеланиями реципиента.

Иногда словом «коммуникация» обозначают именно и только процесс общения. На мой взгляд, общение – это разновидность СИК, в которой коммуникаторы последовательно меняются ролями. Иначе говоря, общение обязательно предусматривает обратную связь от реципиента к коммуниканту, а коммуникация вообще не всегда имеет такую связь.

Другая разновидность коммуникации, имеющей обратную связь, предусматривает, что обратная связь обеспечивается специально разработанными способами и средствами. Например, через опрос аудитории после представленного сообщения (лекции); реакцию аудитории на вопросы, поставленные предварительно, до передачи сообщения; «письма в редакцию», представляющие собой реакцию читателей (или слушателей, зрителей) на выступления журналистов; рецензии на издание и т.п.

Нельзя утверждать, что любая коммуникация имеет (или должна иметь) обратную связь. Реакция на сообщение может быть очень замедленной, и тогда ответ получит уже не автор, а общество в целом, причем этот ответ может быть замаскированным.

Перечень признаков классификации и видов СИК может быть расширен при необходимости. Полагаю, что виды коммуникации, выделяемые по разным признакам, не зависят друг от друга, хотя некоторые связи между ними можно определить. Например, вербальная коммуникация может быть как аудиальной, так и визуальной (в виде письменного текста), и аудиовизуальной (при объединении разных каналов получения информации), и даже тактильной (в документах, изготовленных шрифтом Брайля). А вот формальная коммуникация чаще всего является организованной, т.е. эти виды коммуникации, выделяемые по разным признакам, в реальности тесно взаимосвязаны.

Некоторые связи между видами коммуникации считаются обязательными, но это не так. Например, письменная коммуникация не всегда является документальной, потому что она возможна и в то время, когда знаки письма не закрепляются на материальном носителе (например, на школьной доске). С другой стороны, устная коммуникация не всегда недокументальная, потому что устное сообщение может быть зафиксировано как документ в аудиальной форме в виде фонозаписи.

Формальная коммуникация не всегда документальная, потому что она может осуществляться с помощью других средств (например, через устную конференцию). А неформальная коммуникация может быть как недокументальной, так и документальной (например, личная переписка).

Учитывая независимость всех перечисленных признаков деления коммуникации на виды, можно сделать вывод, что документальная коммуникация делится на такие же виды,  как и СИК вообще. Изложенные положения направлены на то, чтобы разрешить некоторые дискуссионные вопросы и предложить однозначно употреблять термины и понятия, касающиеся документальной коммуникации.

Список источников

1. Швецова-Водка Г. Н. Общая теория документа и книги : учеб. пособие / Г. Н. Швецова-Водка. – Москва : Рыбари; Киев : Знання, 2009.

2. Коршунов О. П. Еще раз о терминологии // Библиография. – 1999. – № 5.

3.  Василик М. А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации : сб. науч. тр. –
С.-Петербург : Изд-во СПбГПУ, 2004.

4. Социальные коммуникации (теория, методология, деятельность) : слов.-справочник / авт.-сост. В. А. Ильганаева. – Харьков : КП «Гор. типогр.», 2009. – 391 с.

5. Соколов А. В. Социальные коммуникации : учеб.-метод. пособие. Ч. 1 / А. В. Соко­лов. – Москва : Профиздат, 2001. – 222 с. – (Соврем. б-ка; вып. 16).

6. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 350400 «Связи с общественностью» / Ф. И. Шарков; Акад. труда и социальных отношений. – Москва : ИД «Социальные отношения», 2003. – 245 с.

7. Бориснёв С. В. Социология коммуникации : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. В. Бориснёв. – Москва : Юнити, 2003. – 270 с.

8. Воборжил Л.Договор как коммуникат // ROSSICA OLOMUCENSIA XLII(zarok 2003) 1. čast / UniverzitaPalackehovOlomouci ; Vykonnyredaktordoc. PhDr. ZdeněkPechal, CSc. – Olomouc, 2004. – S. 73–78. – Те саме [Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://www.upol.cz/fileadmin/user_upload/Veda/AUPO/AUPO_Rossica_Olomucensia_XLII_1_dil.pdf(23.04.10)

9. Партико З. В. Теорія масової інформації та комунікації : навч. посіб. / З. В. Партико. – Л. : Афіша, 2008. – 290 с.

  
На главную