Научные и технические библиотеки №5 2011 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 6. Виртуализация информационного мира: бренд или новая реальность? .

ДОКУМЕНТОЛОГИЯ

Швецова-Водка Г. Н. Понятие и виды документальной коммуникации

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Куракова Е. В. Информационные ресурсы и услуги в электронной среде: эффективность, потребности, перспективы. (По материалам прикладного исследования Научной библиотеки Ульяновского государственного университета)

Ржевцева Н. Л, Нутраченко Е. П. E-SevNTUIR – электронный научный архив университета

Ртищева Т. М. Инвентаризация фонда библиотеки с помощью АБИС «LiberMedia»

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Хагерлид Ян. Роль национальной библиотеки в качестве катализатора в программе формирования открытого доступа

Савенье Бас. Открытый доступ: вызовы национальным библиотекам

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Юхновец Т. С. Состояние и перспективы взаимодействия национальной и республиканских библиотек Беларуси в области формирования фондов

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Гранкина И. И. Средняя библиотечная школа в годы Великой Отечественной войны

ЮБИЛЕИ

Мицкевич А. М. Научная библиотека Витебского государственного университета: история и современное состояние. (Краткая юбилейная летопись)

Якубов Э. Н. Верность многолетним традициям. К 90-летию основания Хасавюртовской центральной городской библиотеки им. Расула Гамзатова


СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

УДК 02:37(09)

И. И. Гранкина

Средняя библиотечная школа
в годы Великой Отечественной войны

Рассмотрена деятельность средних библиотечных учебных заведений в годы войны. Отмечены особенности государственного управления системой подготовки кадров для массовых библиотек.

В истории отечественного библиотечного образования, в том числе средней библиотечной школы, самым тяжёлым временем были годы Великой Отечественной войны.

К концу 1930 – началу 1940-х гг. в стране сформировалась стройная система подготовки библиотечных кадров, включающая высший, средний и начальный уровни, а также дополнительное обучение – повышение квалификации и переподготовку библиотечных работников.

Средняя школа была представлена библиотечными техникумами и отделениями политико-просветительных техникумов, а также педагогических училищ (техникумов), готовящих специалистов для широко развёртываемой сети сельских и частично городских массовых библиотек.

Государство было заинтересовано в библиотечных кадрах, способных активно влиять на политическое просвещение и воспитание масс, содействовать мобилизации трудящихся на выполнение пятилетних планов, повышать образовательный и культурный уровень населения. Количество выпускаемых специалистов резко отставало от быстрорастущих кадровых потребностей библиотек, поэтому в 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР», которое оказало определяющее влияние на расширение сети библиотечных средних учебных заведений.

Накануне войны в стране действовали созданные в начале 1930-х гг. библиотечные техникумы: Владимирский, Кировский, Ленинградский, Саратовский, Ярославский, а также открытые позже Зубцовский (Калининская обл.), Канский (Красноярский край), Моршанский (Тамбовская обл.), Обоянский (Курская обл.), Омский, Уфимский и другие – всего насчитывалось 25 техникумов.

Подготовка библиотечных кадров осуществлялась на библиотечных отделениях Карельской, Костромской, Липецкой и других политико-просветительных школ. Работали библиотечные отделения в 13 педагогических училищах и техникумах [1. С. 26]. Широкое распространение получила заочная форма обучения. Дополнительно планировалось открыть в 1940 г. библиотечные техникумы и библиотечные отделения в Красноярском крае, Архангельской, Орловской, Свердловской, Читинской областях, Якутской АССР и в Москве, а также охватить к 1942 г. курсами повышения квалификации всех библиотекарей и руководящих работников [2. С. 208]. До войны было увеличено количество курсов и политпросветшкол во всех областях и краях Сибири [3]; создан Московский библиотечный техникум.

Библиотечные учебные заведения располагались не только в областных и краевых центрах, но и на периферии – в небольших городках. В качестве учебных помещений и общежитий использовались, как правило, красивые старинные здания дореволюционной постройки. Материально-техническая база ещё не успела окрепнуть, учебно-методическое обеспечение в основном находилось в стадии формирования. Не в полной мере техникумы были укомплектованы и педагогическими кадрами, особенно по специальным дисциплинам, поскольку библиотечными вузами ещё не было подготовлено достаточно специалистов для преподавания в средних учебных заведениях.

Управление средней библиотечной школой было организовано по принципу двойного подчинения: общее правовое регулирование образовательной деятельности всех вузов и средних специальных учебных заведений (ссузов) страны в тот период осуществлял Комитет по делам высшей школы при Совете народных комиссаров РСФСР. На уровне отраслевого ведомства библиотечной школой руководило Библиотечное управление при Наркомпросе, а на местах – областные (краевые) отделы народного образования при исполнительных комитетах областных (окружных) советов депутатов трудящихся. В 1940 г. в Наркомпросе была создана новая структура – Управление политико-просветительной работы [3]. Библиотечное управление вошло в его состав. Библиотечные сектора отделов народного образования на местах были слиты с отделами политпросветработы, что можно считать вполне целесообразным с точки зрения оптимизации управления накануне войны [4].

Великая Отечественная война потребовала перестройку всех отраслей народного хозяйства и сфер общественной жизни. Буквально с первых дней июля 1941 г. все учебные заведения подчинили свою работу интересам обороны страны [5].

На оккупированных территориях подготовка библиотечных кадров была прервана. Обоянский библиотечный техникум закрыли, когда неизбежность оккупации стала очевидной. Многие преподаватели и учащиеся ушли на фронт. В 1941–1943 гг. здание техникума было частично разрушено. Сохранившиеся помещения оккупанты использовали под продовольственные склады и отделы комендатуры. На первом этаже они устроили начальную школу для желающих получить навыки письма и чтения. Рядом, на площади им. В. В. Петрова, соорудили виселицы для партизан и сочувствующих.

Подверглась оккупации и Калининская (ныне Тверская) область. Серьёзный ущерб был нанесён Зубцовскому библиотечному техникуму: утрачены 46 тыс. книг библиотеки; в здании техникума расположился госпиталь для немецких солдат [6].

Несмотря на тяжелейшие условия прифронтовой полосы, в которой оказался Моршанский библиотечный техникум, он продолжал свою работу. Многие педагоги были мобилизованы. Их сменили преподаватели, эвакуированные из Москвы и Воронежа. В учебном корпусе располагался госпиталь. Занятия проходили в общежитии, куда перевезли учебное оборудование. Помещений не хватало, поэтому учились в две смены [8].

В первый год войны в связи с неизбежным сокращением сети образовательных учреждений приказом Народного комиссара просвещения от 22 июля 1941 г. были ликвидированы политпросветшколы. Учащимся II и III курсов предоставлялась возможность перевода на соответствующие курсы библиотечных техникумов. Учащиеся II курса, не прошедшие в библиотечные техникумы, могли поступать в другие средние специальные учебные заведения. Учащиеся III курса направлялись на работу в политпросветучреждения области. На заведующих областными отделами народного образования возлагалась обязанность предоставления преподавательской работы директорам, заведующим учебной частью и преподавателям ликвидируемых политпросветшкол в библиотечных техникумах, педагогических училищах и средних школах [Там же].

Так, была ликвидирована Липецкая областная политпросветшкола, располагавшаяся в г. Задонске. В июне 1941 г. состоялся её первый и единственный выпуск. Директор школы, преподаватели и все выпускники-юноши ушли на фронт [9]. Прекратила свою деятельность и Нерехтинская политпросветшкола Костромской области [10].

Массовые библиотеки страны продолжали работу там, где это было возможно. В условиях военного времени в библиотечном деле определились новые задачи: сохранение фондов библиотек; информирование населения о распоряжениях партии и правительства, сообщениях Информбюро и военных властей; оказание содействия в мобилизации трудящихся на перевыполнение производственных планов; пропаганда военно-оборонных знаний; воспроизводство библиотечных специалистов.

Острая нехватка кадров ощущалась уже в первые месяцы войны. Многие библиотекари были призваны в ряды Красной Армии, ушли в госпитали, санитарные учреждения, на заводы и фабрики, в народное ополчение. Сменившие их неопытные работники далеко не всегда справлялись со своими обязанностями [11. С. 260–261].

Потребность в библиотечных кадрах сохранялась и в последующие годы. Нарком просвещения В. П. Потёмкин в речи на совещании заведующих областными отделами народного образования и наркомов просвещения АССР 15 марта 1942 г. подчеркнул, что при мобилизации тыла на борьбу с врагом, «вся эта политико-просветительная – разъяснительная и организующая работа проводится сетью учреждений и кадрами, которые в нынешних условиях оказываются необходимыми более, чем когда-нибудь» [12].

Подготовку библиотечных специалистов продолжали учебные заведения, расположенные в тылу: Канский, Омский, Саратовский, Кировский, Великоустюгский и другие библиотечные техникумы. Все они испытывали большие трудности: сокращение контингента преподавателей и работников, резкое ухудшение материально-технической базы (утрата зданий, инвентаря, топливных ресурсов, отсутствие и ухудшение учебно-методических материалов). Студенты были задействованы на оборонных и заготовительных работах.

Выпускники Великоустюгского библиотечного техникума военной поры сохранили воспоминания о том тяжёлом времени. Здание у техникума было отобрано, и занятия проводились в корпусе, построенном для общежития. Было холодно, помещения отапливались 1–2 раза в неделю; занимались в верхней одежде. Не хватало учебной мебели. Электрическое освещение отсутствовало – не было лампочек. В этом же здании, на нижнем этаже, располагалось общежитие, и жить приходилось в очень стеснённых условиях. Прачечная отсутствовала, не было мыла и необходимого хозяйственного инвентаря. Студенты сами готовили себе еду или питались сухими пайками. Подсобного хозяйства техникум не имел. С августа 1941 г. до весны 1942 г. студенты рыли противотанковые рвы недалеко от Тихвина [13].

В годы войны сроки обучения в техникумах были сокращены; учебные планы и программы пересматривались, что отрицательно сказывалось на учебном процессе [14. С. 242].

Тяжёлое положение учебных заведений ставило под угрозу подготовку кадров, поэтому государство приняло срочные меры по поддержке учебных заведений. Постановлением СНК СССР «О мероприятиях по укреплению техникумов» от 2 июля 1942 г. запрещалось без разрешения Совнаркома СССР отбирать учебные здания, общежития, оборудование, инвентарь, а также прекращать занятия в техникумах и проводить мобилизацию на работы различного рода. Наркоматы и ведомства были обязаны организовать при техникумах подсобные хозяйства. Областным и краевым исполкомам поручалось отвести для таких хозяйств земельные участки. Наркомпродторг СССР был обязан организовать при техникумах столовые закрытого типа.

Постановление было направлено также на поддержку лиц, возвращающихся из Красной Армии и Военно-морского флота после ранения или болезни. Они освобождались от платы за обучение в техникумах и могли получать стипендию даже при наличии посредственных оценок [15].

В 1942/43 учебном году восстановлены довоенные сроки обучения, а также внесены изменения в перечень изучаемых предметов – добавилась военная подготовка; её организаторами становились военруки [Там же. С. 242].

Перелом в ходе Великой Отечественной войны стал поворотным моментом в деятельности средней библиотечной школы. По мере освобождения страны от немецко-фашистских оккупантов шло восстановление сети библиотек. С 1943 г. началось возобновление деятельности библиотечных техникумов.

Восстановление всех отраслей народного хозяйства требовало постоянного притока квалифицированных специалистов, поэтому правительство продолжало принимать меры по укреплению специальных учебных заведений.

На Всесоюзный комитет по делам высшей школы было возложено учебно-методическое руководство техникумами [Там же. С. 250]. В марте 1944 г. в структуре ВКВШ было организовано Главное управление по руководству техникумами с широкими полномочиями в разработке основных проблем развития и совершенствования среднего специального образования. В тот период подготовлен и утверждён ряд нормативных документов: номенклатура специальностей, учебные планы и учебные программы, правила приёма, положение о производственной практике учащихся и др. [Там же. С. 251].

Принятие новых нормативно-правовых документов было направлено прежде всего на укрепление дисциплины. В 1944 г. Совнарком утвердил Типовой устав техникума (ссуза), в котором закреплены повышенные требования и задачи дневных отделений техникумов, предметных комиссий, педагогических советов. Требования к руководителям учебных заведений также были значительно повышены. На директора возлагалось руководство (на основе единоначалия) всей деятельностью техникума: распоряжение имуществом и денежными средствами; назначение стипендий; руководство политической, культурной и воспитательной работой с учащимися; организация бытового обслуживания учащихся и преподавательского состава [Там же. С. 244].

Права студентов в целях сохранения контингента и привлечения молодёжи в техникумы, напротив, расширились. Принято решение об освобождении студентов от призыва в Красную Армию и стопроцентном обеспечении их стипендией, при этом отличники получали стипендию, повышенную на 25% [Там же. С. 246]. Учебный процесс был освобождён от бюрократической практики организации социалистического соревнования.

В 1944 г. техникумам начали возвращать учебные здания и общежития. Правда, не всегда это удавалось в полной мере. Так, Уфимский библиотечный техникум был вынужден продолжать занятия в аварийном здании старой школы, где одновременно располагался ещё и строительный техникум [16].

Не хватало помещений и Зубцовскому библиотечному техникуму – одному из первых возобновившему работу. Занятия приходилось проводить в две смены. По данным на 1 декабря 1943 г. здесь обучались 311 человек. Им приходилось заниматься в трудных условиях. Окна в здании были заколочены досками. Уроки готовили за общим столом при свете коптилки. В общежитии спали на деревянных топчанах. В день студентам давали по 400 граммов хлеба и овсяный кисель. Существенной поддержкой была стипендия, размер которой на I курсе составлял 80 р., на II –100 р., на III – 120 р.

Преподавательский состав этого техникума в годы войны ежегодно менялся, в связи с чем менялось и распределение предметов между педагогами. В 1943 г. в штате числились всего шесть преподавателей (в 1940 г. их было 17); средняя заработная плата составляла 600 р. К 1945 г. количество преподавателей увеличилось почти вдвое.

В 1943/44 учебном году преподавались общеобразовательные и специальные дисциплины: библиография, техника и организация библиотечной работы, методика работы с читателями, история развития библиотечного дела в СССР, библиография общественно-политической литературы, библиография художественной литературы. В 1944–1945 гг. ещё сохранялось военно-санитарное дело [6. С. 20–42].

Библиотечное дело студенты изучали в основном по изданным в 1930-е гг. учебным пособиям В. Н. Денисьева, З. Б. Хейфеца; в работе заочных отделений применялись методические указания к программам, составленные В. Н. Денисьевым, Л. А. Левиным, Е. И. Рыскиным. В годы войны были выпущены краткие руководства и пособия для библиотечных работников, которые также применялись при изучении специальных дисциплин: «Краткое руководство по библиотечному делу для начинающего библиотекаря» В. Н. Денисьева, «Краткое руководство по библиотечной технике для районных и сельских библиотек» А. В. Клёнова, «Краткие таблицы десятичной классификации для небольших библиотек» Л. Н. Троповского. Учебных пособий катастрофически не хватало. Студентам приходилось записывать изучаемый материал под диктовку преподавателя. Бумаги для конспектов тоже не было, поэтому писали на старых книгах между строк.

Потребность в библиотечных кадрах вызывала необходимость увеличить число специальных учебных заведений. Несмотря на трудности военного времени, удалось вторично открыть Ленинградский библиотечный техникум, один из старейших в нашей стране. Созданный в 1930 г., в 1938 г. он прекратил подготовку кадров. Когда в 1944 г. началась работа по восстановлению Ленинградского библиотечного института им. Н. К. Крупской, по инициативе преподавателей З. И. Ривлина и Е. А. Горш было решено создать при институте библиотечный техникум. В ноябре 1944 г. организовали первую группу учащихся из числа тех, кто закончил среднюю школу и не попал в вуз. Занятия в техникуме проводились в вечернее время; специальные дисциплины читали педагоги Библиотечного института на общественных началах [17].

Не все восстанавливающиеся учебные заведения сохранили свой прежний статус, место расположения и наименование. Так, претерпел существенные изменения Ульяновский библиотечный техникум. В связи с передачей зданий под госпитали в 1941 г. его перевели в Крестово-Городище и объединили с Ульяновским русским педучилищем, но – из-за недостаточности контингента – уже на правах отделения [18].

Взамен ликвидированной Нерехтинской совпартшколы после войны была открыта Галичская культурно-просветительная школа, поскольку вновь созданная в 1944 г. Костромская область остро нуждалась в специалистах для изб-читален и библиотек [10].

Открытие библиотечных техникумов в военный период затруднялось прежде всего из-за отсутствия или неудовлетворительного состояния материально-технической базы. Серьёзно пострадали фонды библиотек учебных заведений. Сказывался недостаток педагогических кадров. Только через два месяца после Победы возобновили работу Обоянский и Омский библиотечные техникумы. Случалось так, что вновь созданные библиотечные отделения не были долговечны. В 1942 г. в Якутском педагогическом училище открылось библиотечное отделение, но просуществовало недолго: в 1944 г. оно было закрыто [19].

К сожалению, не все библиотечные техникумы и библиотечные отделения педагогических училищ смогли устоять перед тяжёлыми испытаниями военной поры. Не вернулся к прежней деятельности областной библиотечный техникум в Малоярославце [20]. В Псковской области, где шли особенно ожесточённые бои, библиотечный техникум был разрушен [21].

К концу войны работали всего 16 библиотечных техникумов, в которых учились 3 611 студентов. Несмотря на то, что с 1943 г. выпускники библиотечных техникумов направлялись в Ставропольский край, Ленинградскую, Орловскую, Сталинградскую, Калининградскую области, для восстанавливающейся сети библиотек их было недостаточно.

В качестве крайней меры применялась такая оперативная форма подготовки, как курсы. На базе Зубцовского техникума с 1 мая 1945 г. были открыты областные курсы по подготовке заведующих избами-читальнями. Курсы длились шесть месяцев и были востребованы в послевоенные годы в связи с тем, что в сельских библиотеках почти не осталось специалистов [6. С. 30].

Средняя библиотечная школа в военное время смогла выстоять и обеспечить подготовку кадров благодаря административно-государ­ственной поддержке, жёсткой системе управления, основанной на принципах централизации и единоначалия, чёткой организации учебного процесса, активизации воспитательной деятельности, личному участию преподавателей и студентов в выполнении восстановительных и других работ. Самоотверженный труд, энтузиазм коллективов преподавателей и студентов помогли быстро восстановить прежний уровень образования.

После войны (1946–1950 гг.) государство продолжало уделять особое внимание подготовке библиотечных кадров. Расширялась сеть библиотечных техникумов, укреплялась их материальная база.

В 1946–1947 гг. сеть библиотечных техникумов в РСФСР в основном была восстановлена, общее число техникумов достигло 25 [1. С. 26].

Победа в войне досталась великой ценой. Многие преподаватели, работники и студенты не вернулись с фронта. Не сосчитать искалеченных судеб, тяжёлых болезней и бед, не измерить глубину страданий людей того поколения, которое с честью вынесло все испытания. Среди Героев Советского Союза – выпускники, руководители и преподаватели средних библиотечных учебных заведений – Н. П. Власенко, директор Борского техникума, и его выпускники А. Медведев и В. Шашков; Н. И. Васинев, окончивший Моршанский библиотечный техникум; И. Н. Конев, студент Обоянского библиотечного техникума, и другие.

Деятельность средней библиотечной школы во время Великой Отечественной войны – пример героического служения Отечеству и библиотечному делу.

Список источников

1. Казанцева Л. В. Развитие библиотечного образования в СССР // 40 лет библиотечного строительства в СССР : докл. на науч. конф. 23–26 дек. 1957 г. – Москва, 1958. – С. 21–30.

2. Глазков М. Н. Массовые библиотеки в контексте культурно-исторического пути России 1921–1941 гг. : моногр. – Москва : МГУКИ, 2004. – 236 с.

3. Докладная записка наркома просвещения РСФСР в СНК РСФСР «О создании комитета по руководству политико-просветительными учреждениями» от 25 июня 1940 г. // Библиотечное дело в России (октябрь 1929 – май 1941) : док. и материалы : [в 2 ч.]. / [авт.-сост. М. Н. Глазков]. – Москва, 2006. – Ч. 1. – С. 295–297.

4. Глазков М. Н. Социальные задачи и личностный фактор // Библиотека. – 2003. – № 3. – С. 71–74.

5. Библиотечное дело в период Великой Отечественной войны. – Режим доступа: http://www.univer.omsk.su/pages/hbwork/5.htm [дата обращения: 17.10.2010].

6. Жарова Т. Н. В памяти – на века: Зубцовский библиотечный техникум (1931–1958) : История в архивных документах, воспоминаниях и судьбах выпускников. – Зубцов, 2008. –
80 с. : ил.

7. Кузьмичёва М. В. Моршанскому библиотечному техникуму – 60 лет // Специалист. – 1995. – № 1. – С. 4 – 5.

8. О ликвидации политпросветшкол: приказ Народного комиссара просвещения от 22 июля 1941 г. // Библиотечное дело в России в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 – май 1945) : док. и материалы. – Москва, 2000. – С. 300.

9. Липецкое областное училище искусств. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Липецкое_областное_училище_искусств#.D0.98.D1.81.D1.8 [дата обращения: 17.10.2010].

10. Костромское областное училище культуры. – Режим доступа: http://new.kmtn.ru/~kouk2/istor.html Кострома [дата обращения: 17.10.2010].

11. Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР : учеб. для библ. фак. ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Книга, 1980. – 352 с.

12. Потёмкин В. П. Речь на совещании заведующих областными отделами народного образования и наркомов просвещения АССР 15 марта 1942 г. // Академик В. П. Потёмкин. Статьи и речи / под. ред. И. А. Каирова, А. Г. Калашникова, Н. А. Константинова. – Москва – Ленинград : Изд-во АПН РСФСР, 1947. – Режим доступа: http://www.sutteh.ru/potemkin19.html [дата обращения: 11.10.2010].

13. Аникеева Г. М. Библиотечный техникум в Великом Устюге (Страницы истории) – Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/velik/yiu/stug/7.htm [дата обращения: 17.10.2010].

14. История среднего профессионального образования в России / Науч.-метод. центр сред. проф. образования. – Москва : Новь, 2000. – 700 с.

15. О мероприятиях по укреплению техникумов: постановление СНК Союза ССР от 2 июля 1942 г. – № 1089. – Режим доступа: http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=453№ 221 [дата обращения: 17.10.2010].

16. Ежемесячный общественно-политический литературно-художественный журнал «Бельские Просторы» [Уфимский библиотечный техникум]. – Режим доступа: http://www.bp01.ru/public.php?public=1068 [дата обращения: 17.10.2010].

17. Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий. – Режим доступа: http://www.spbbt.ru/index.php?page=ts/history [дата обращения: 17.10.2010].

18. Город юности моей. Сенгилей. Прошлое и настоящее. Родное педучилище [Ульяновский библиотечный техникум]. – Режим доступа: http://sengiley.net/articles25-59.html [дата обращения: 18.10.2010].

19. Якутский педколледж № 1. [Библиотечное отделение Якутского педагогического училища]. – Режим доступа: http://ypk1.ykt.ru/history_hr.htm [дата обращения: 16.10.2010].

20. МОУ Малоярославецкий районный центр образования. История. [Библиотечный техникум]. – Режим доступа: http://40422-s-002.edusite.ru/p27aa1.html [дата обращения: 18.10.2010].

21. Сборник документов и материалов по истории Псковского края (IX–XX вв.) : учеб. пособие / Псков гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. – Псков, 2000. [Библиотечный техникум в Псковской области]. – Режим доступа: http://edapskov.narod.ru/nikylina.txt [дата обращения: 15.10.2010].

  
На главную