Научные и технические библиотеки №6 2011 год
Содержание:

ДОКУМЕНТОЛОГИЯ

Швецова-Водка Г. Н. Система документальных коммуникаций

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Сукиасян Э. Р. Менеджмент качества в действии. Стали ли наши библиотеки лучше работать?

Гусева Е. Н. Библиотеки и инновации: социальные и управленческие аспекты

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Езова С. А. Синергетический подход к библиотечному общению

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Этап начальной институционализации научных исследований в отрасли социальных коммуникаций: опыт Украины

Кудряшова Г. Ю., Воронская И. Г. Развитие кадрового потенциала Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета

Виноградова В. А. Интеллигенты и интеллектуалы на страницах библиотечных блогов

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Грибков Д. Н., Тимошук Е. В. Формирование электронного информационного пространства региона: из опыта общедоступных библиотек Орловской области

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Васильченко Н. П. Терминология – проблема серьезная

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Массовые мероприятия отдела экологической информации ГПНТБ России: из опыта работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Берестова Т. Ф. Рефлексия по поводу книги А. В. Соколова «Философия информации»

Ларьков Н. С. Теория документа в свете ноокоммуникологии

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Лихоманова Е. В. Развитие научно-технических библиотек Волгограда и области: страницы истории


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

УДК 021.4

Е. Ф. Бычкова, А. В. Крюкова

Массовые мероприятия
отдела экологической информации ГПНТБ России:
из опыта работы

Сегодня многие библиотеки ведут работу в области экологического просвещения. Это направление деятельности становится более распространенным по мере роста интереса со стороны общества к проблемам экологии и потребности в экологической информации (ЭИ). Библиотеками уже накоплен большой опыт соответствующей работы, который следует освещать и обобщать в том числе и в профессиональной прессе. Широкие возможности для такого обобщения дает проведение смотров-конкурсов работы библиотек.

Напомним о традиции проведения таких конкурсов, заложенной Всероссийским научно-методическим центром Российской государственной юношеской библиотеки (ныне – Российская государственная библиотека для молодёжи – РГБМ). Собранные материалы позволили организаторам выявить определенные тенденции в работе библиотек.

Уже первый Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения (1996 г.) показал, что они обладают значительным потенциалом для эколого-просветительской деятельности, однако осмысленное понимание экологических проблем и роли библиотек в экологическом воспитании и просвещении населения  пока ещё не сложилось.

Второй смотр-конкурс (1998–1999 гг.) выявил следующую тенденцию: часть библиотек отказалась от практики проведения  отдельных мероприятий и перешла к созданию собственных перспективных планов и программ работы по экологии. На конкурс были представлены долгосрочные программы и концепции работы в экологическом направлении.

Результаты третьего смотра-конкурса (2001 г.) говорят о системной и целенаправленной практической и методической работе библиотек как о массовом явлении.

Отличительная черта четвертого смотра-конкурса (2004 г.) – тесная связь библиотек с региональной администрацией, природоохранными организациями, представителями бизнеса. Многие библиотеки стали брать на себя функции информирования государственных структур в области ЭИ.

В 2005 г.  прошёл Конкурс-фестиваль  информационных ресурсов библиотек по экологии, организованный ГПНТБ России.

Анализ присланных на конкурсы материалов позволил выделить наиболее характерные направления работы библиотек в сфере ЭИ и экологического просвещения:

создание целевых программ эколого-просветительской деятельности;

исследовательская работа по изучению информационных потребностей различных групп населения (анализ читательских формуляров, книжного фонда,  анкетирование, опросы, мониторинг прессы и т.д.);

проведение научно-практических конференций библиотечных работников и создание программ повышения квалификации по экологическому просвещению для библиотекарей;

подготовка справочно-библиографических указателей, дайджестов, сборников и т.д.;

проведение массовой работы библиотек с населением.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет библиотекам полнее представлять ЭИ и метаинформацию на интернет-сайтах, создавать специализированные информационные ресурсы, полнотекстовые БД.

Традиция проведения конкурсов продолжена в 2009–2010 гг.: состоялись сразу два всероссийских библиотечных конкурса по экологии.

Первый – Конкурс-фестиваль по экологической тематике среди публичных библиотек – организован РГБМ; его материалы представлены на сайте www.ecoculture.ru.

Второй, параллельный, конкурс «Библиотеки – экологической науке и просвещению» провела ГПНТБ России (http://ecology.gpntb.ru). В нём участвовало более 70 проектов, многие из которых представляли информационные ресурсы по экологии в электронном и  печатном виде.

Конкурс показал, что в целом библиотеки стали больше внимания уделять информационному обеспечению экологических проблем, а наиболее важными, с точки зрения  организаторов  конкурса, направлениями работы являются:

регулярное сотрудничество между библиотеками в области создания тематических информационных ресурсов по экологии (несмотря на постоянные и многолетние усилия, в общедоступное пользование в Интернете библиотеками представлено сравнительно небольшое количество полнотекстовых материалов по экологии);

проведение массовых мероприятий по обмену опытом и координация совместных действий (библиотекари, как правило, не осведомлены о ресурсах других регионов);

экологическое образование библиотекарей (его особая актуальность обусловлена прекращением проведения  Межгосударственного библиотечного семинара «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития», организатором которого выступала Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма).

Мероприятия отдела экологической информации (ОЭИ) ГПНТБ России, как правило, направлены на содействие решению проблем, возникающих у библиотек в сфере экологического просвещения и ЭИ. ОЭИ организует и проводит регулярные заседания Экологической секции на международных конференциях «Крым», «Либком», а также выступает постоянным организатором  межбиблиотечных «круглых столов» и  семинаров. Рассмотрим несколько примеров.

8 апреля 2010 г. в ГПНТБ России прошёл однодневный семинар «Информационные ресурсы и проекты библиотек по экологии и окружающей среде Москвы и Московской области», организованный совместно ОЭИ ГПНТБ России иМосковской областной государственной научной библиотекой им. Н. К. Крупской.

Опыт проведения подобных семинаров показался нам и нашим коллегам очень интересным, поскольку такая форма работы дает библиотекарям возможность ознакомиться с взглядами и опытом ведущих специалистов и впоследствии применить его в своей деятельности. Именно поэтому представляется целесообразным регулярное проведение подобных мероприятий. Общее название цикла семинаров – «Роль библиотек в информационном обеспечении глобальных экологических проблем».

Стало традицией и проведение «круглого стола» в рамках международной конференции  «Образование для устойчивого развития», организуемой Российским Зеленым крестом. В рамках этой конференции 25 июня 2010 г. прошёл «круглый стол» «Ресурсы библиотек для образования в интересах устойчивого развития», на котором были представлены 12 докладов, осветивших деятельность библиотек  в области экологического образования и просвещения.

Совместная работа с Российским Зеленым крестом - одно из постоянных направлений деятельности ОЭИ ГПНТБ России.

9–11 декабря 2010 г. в Москве состоялся первый Российский молодёжный форум «Экология России и молодёжная экологическая политика», организованный Зелёным крестом при поддержке Росводресурсов, Росприроднадзора, РИА «Новости», Московской городской думы, Ассоциации журналистов-экологов Союза журналистов России, Союза журналистов России, Всемирного русского народного собора, Союза кинематографистов России, РХТУ им. Менделеева, ГПНТБ России, РГБМ, Сетевого сообщества www.clicr.ru, Дружины охраны природы МГУ, Природно-исторического парка «Битцевский лес», экологического движения «Мусора.Больше.Нет», движения молодых политических экологов «Местные» и Российского экологического конгресса.

Участниками форума стали более 300 школьников, студентов, молодых представителей органов власти, учреждений и общественных организаций из всех регионов России.

В рамках форума прошёл ряд семинаров, тренингов и два мастер-класса, местом проведения которых стала ГПНТБ России. 

Мастер-класс «Поиск экологической информации в Интернете в помощь подготовке экологических мероприятий» организовали и провели авторы этой публикации и В. В. Лещинская (РГБМ).

При подготовке мастер–класса были поставлены следующие задачи:

ознакомить участников с правами граждан на получение экологической информации, закрепленными в законодательстве РФ;

представить основные виды и источники ЭИ;

рассмотреть возможности получения ЭИ в Интернете;

провести обзор интернет-сайтов, предоставляющих ЭИ;

на примере отдельного субъекта РФ провести анализ доступной ЭИ;

рассмотреть возможности библиотек в поиске и предоставлении региональной ЭИ (проект «Регионы России»);

познакомить участников с опытом библиотек России по подготовке и информационному обеспечению экологических акций;

провести тренинг по подготовке и информационному обеспечению экологической акции по заданной тематике;

рассмотреть возможность размещения информации о мероприятии и его итогах в виртуальной среде.

Для ознакомления и обсуждения участникам были предложены информационные блоки (презентации):

«Содержание понятия экологическая информация, ее виды и источники» (Е. Ф. Бычкова, заведующая ОЭИ ГПНТБ России);

«Полнотекстовые издания по экологии, доступные в Интернете» (А. В. Крю­кова, библиограф ОЭИ ГПНТБ России);

«Экологические общественные движения, проект Эковики.ru: обзор интернет-ресурсов» (Т. В. Каргина, директор по развитию Эковики.ру);

«Основные этапы подготовки массового экологического мероприятия с использованием библиотечных ресурсов» (В. В. Лещинская, ведущий специалист проекта «Экокультура», РГБМ).

К мастер-классу были подготовлены раздаточные материалы, с содержанием которых можно ознакомиться в экологическом разделе интернет-сайта ГПНТБ России «Практические заметки по экологии» (http://ecology.gpntb.ru/ecoeducation/practical_notes/):

Выпуск 9.Распределение функций в единой государственной системе экологического мониторинга между центральными органами федеральной исполнительной власти;

Выпуск 10. Полнотекстовые периодические издания по экологии в Интернете;

Выпуск 11. Электронные полнотекстовые издания по экологии, охране природы и природопользованию.

Тренинг «Создание интернет-видео» провёлАлександр Трунов, руководитель проекта "Экологическая экспедиция" движения «Местные».

В ходе тренинга участники узнали, как создавать интернет-видео для развития общественной кампании по борьбе с экологическими проблемами; ознакомились с основами видеомонтажа, построения сюжета, навыками видеосъёмки, алгоритмами размещения и «раскрутки» видео в Интернете.

В мастер–классах приняли участие  26 человек из 20 организаций Москвы и Московской области и других регионов России. Это участники Молодежного форума, а также библиотекари из Нижегородской областной универсальной библиотеки им. В. И. Ленина, Воронежской областной универсальной библиотеки им. И. С. Никитина, Информационно-библио­течного центра Российского государственного социального университета (Москва).

Для участников мастер-классов провели экскурсию по ГПНТБ России. Сотрудники библиотек обменялись мнениями по вопросам организации доступа к экологической информации и перспективам сотрудничества.

9 февраля 2011 г. в ГПНТБ России прошёл очередной семинар «Роль библиотек в информационном обеспечении глобальных экологических проблем. Проблемы глобального изменения климата». В связи с недавними погодными аномалиями и климатическими изменениями на территории России и всего мира эта тема сейчас наиболее актуальна. Вопросы изменения климата рассматриваются на всех уровнях, появляются публикации, отражающие самые разные точки зрения. Семинар дает возможность библиотекарям ознакомиться с точками зрения ведущих специалистов в этой области, источниками информации, но главное – составить собственное представление и попытаться сориентироваться в огромном информационном потоке.

Семинар организован ОЭИ ГПНТБ России при поддержке Московской областной государственной научной библиотеки им. Н. К. Крупской. В нём приняли участие более 70 представителей  библиотек Москвы и Московской области, общественных экологических организаций, ученые, студенты.

Во вступительном слове и приветствии участникам семинара генеральный директор ГПНТБ России Я. Л. Шрайберг, доктор техн. наук, профессор, и заместитель генерального директора по библиотечно-информационному обслуживанию Е. В. Линдеман, канд. пед. наук, отметили большое значение подобных мероприятий для удовлетворения информационных потребностей общества.

В. А. Грачёв, председатель правления международной общественной экологической организации «Greenlight», доктор техн. наук, профессор, член-корр. РАН, выступил с докладом «Инновационный подход к решению глобальных экологических проблем». Он подчеркнул, что проблема изменения климата - одна из важнейших глобальных проблем наряду с деградацией биосферы, дисбалансом воды и проблемами энергообеспечения. Все эти проблемы влекут за собой рост заболеваемости и ухудшение условий качества жизни населения. По мнению В. А. Грачёва, эти вопросы должны решаться не за счет ограничения потребления ресурсов, а путём последовательного  проведения в жизнь государственной экологической политики, наращивания энергетической и финансовой обеспеченности для решения экологических проблем, реального введения экономических механизмов. Все это позволит сохранить благоприятную среду обитания человека.

Точка зрения на эту проблему крупнейшей международной экологической организации Гринпис отражена в докладе и презентации И. И. Под­горного, руководителя проекта по энергоэффективности Гринпис России, «Введение в проблему глобального изменения климата. Последствия для России, пути решения».

В доступной, яркой и наглядной форме участники семинара ознакомились с проблемой влияния парникового эффекта на климат Земли. В докладе проанализированы различные точки зрения на проблему глобального потепления и сделан вывод об антропогенном воздействии на атмосферу, усиливающем природные изменения. Презентация, размещенная на интернет-сайте ГПНТБ России (http://ecology.gpntb.ru/conferences/), - это яркая иллюстрация к выступлению и хорошее пособие для библиотек при работе с экологической информацией.

Большой материал по проблеме изменения климата собран в проектеЭковики.ru, который представила его директор по развитию Т. В. Каргина в докладе «Методические интернет-ресурсы и материалы для работы с населением по глобальной проблеме изменения климата». Специально к семинару в проекте Эковики.ru создан раздел  «Климат для библиотек. Ресурсы для информационно-методического обеспечения проблемы глобального изменения климата»(http://www.ecowiki.ru/), где собраны полнотекстовые методические материалы в помощь библиотекарям, педагогам, руководителям кружков и всем специалистам, занимающимся этой проблемой. Проект Эковики.ru предоставляет возможность пополнения и правки материалов раздела.

Трудности, с которыми сталкиваются библиотеки при работе с читателями и подготовке мероприятий по проблеме изменения климата, освещены в докладе «Возможности библиотек в поиске и предоставлении информации по вопросам изменения климата», подготовленном авторами этой публикации. В докладе также представлен опыт работы библиотек России по этой тематике.

Опыт детской библиотеки № 2 ЦБС городского округа Балашиха (Московская обл.) освещён в докладе  «Познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения»,с которым выступила директор этой библиотекиТ. А. Бу­тарева. В докладе ярко продемонстрировано творческое отношение и заинтересованность коллектива библиотеки проблемами экологического воспитания молодежи. (Здесь уже несколько лет работает  эколого-краеведческий клуб «Экология души».)

Творчески подошел к своему выступлению профессор МГУ им. М. В. Ло­моносова, доктор философских наук Э. В. Гирусов. В докладе «Человек  как климатообразующий фактор»он в стихах и прозе говорил об ответственности человека, потому что именно человек – единственный на Земле биологический вид, способный влиять на состояние биосферы.

На протяжении нескольких лет ОЭИ совместно с Центром сканирования ГПНТБ России занимается формированием электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии.

Литература экологической тематики широко представлена в Научной электронной библиотеке ГПНТБ России  (http://ellib.gpntb.ru) в виде полных текстов документов; поиск осуществляется в соответствии с общими правилами.

Подготовлены  тематические выпуски серии «Редкая книга. Электронная библиотека ГПНТБ России по экологии»(СD  и DVD), содержащие цифровые копии книг 1800–1918 гг., изданий из фонда ГПНТБ России. Эти книги посвящены вопросам охраны природы и природопользования (всего около 400 томов). Это направление работы ГПНТБ России освещено в информационном сообщении и презентации директора Центра сканирования ГПНТБ России Ю. И. Заславского.

Наталья Белова, куратор коммьюнити-проекта Clicr. ru, президент некоммерческой организации АНО Центр реализации социальных и экологических инициатив «БудущеедляВСЕХ», назвала своё выступление «Презентация Молодежного интерактивного портала по изменению  климата в России. Фильм "Век глупцов" как один из инструментов донесения вопросов изменения климата и возможных способов их решения». Она рассказала об экологических проектах, представленных на портале Clicr. ru, которые могут быть полезны для работы библиотек.

Информационное сообщение о материалах по изменению климата, издаваемых Всемирным фондом дикой природы в России, сделалакоординатор детских образовательных проектов WWF России Елена Книжникова.

Участники семинара могли бесплатно получить: книги, изданные Гринпис, Всемирным фондом дикой природы России; журналы «Экология и жизнь», предоставленные издательством; методические материалы на электронных носителях, предоставленные экологическими фондами; раздаточный материал ГПНТБ России «Практические заметки по экологии», Электронная библиотека ГПНТБ России по экологии; фильм на DVD-носителе  «Век глупцов», предоставленный независимой международной благотворительной организацией «Oxfam».

Семинар завершился просмотром фильма знаменитого французского кинорежиссера Люка Бессона «Home. Свидание с планетой», в котором ярко показана и красота нашей планеты, и последствия разрушений, нанесенных ей человеком. Ключевая цель фильма - подчеркнуть важность и необходимость заботы о планете как о нашем общем доме.

В рамках семинара можно было принять участие в обзорной экскурсии по ГПНТБ России и ознакомиться с выставкой«Глобальное изменение климата»,на которой экспонировались 110 книг и журналов; в дополнение к выставке был составлен список книг и статей (около 220 наименований) по этой тематике, имеющихся в фонде библиотеки. С библиографическим списком книг, представленных на этой выставке, можно ознакомиться в экологическом разделе интернет-сайта ГПНТБ России («Читальный зал/Тематические выставки»: http://ecology.gpntb.ru/chitzal/infornzal/), там же размещены полная программа семинара и презентации докладчиков («Конференции»: http://ecology.gpntb.ru/conferences/ecology%20problems/climate%20change/).

Комментарии к семинару, а также предложения по тематике следующих семинаров серии «Роль библиотек в информационном обеспечении глобальных экологических проблем» можно присылать по адресу bef@gpntb.ru.

«Круглые столы» и семинары – это не единственная форма взаимодействия с другими библиотеками. В уже не раз упомянутом экологическом разделе интернет-сайта ГПНТБ России регулярно публикуются новости о различных тематических мероприятиях, информация о ресурсах других библиотек, полнотекстовых источниках, представленных в Интернете. Раздел «Экологическое образование» постоянно пополняется новыми выпусками серии «Практические заметки по современной экологии» (http://ecology.gpntb.ru/ecoeducation/practical_notes/).

Региональная информация по вопросам природопользования  и охраны окружающей среды, а также о деятельности и ресурсах библиотек постепенно накапливается на сайте в рамках проекта «Регионы России» (http://ecology.gpntb.ru/ecolibworld/project/regions_russia/).

С условиями участия библиотек в проектах можно ознакомиться в экологическом разделе сайта: «Проекты ГПНТБ России» (http://ecology.gpntb.ru/ecolibworld/project/).

  
На главную